Расширенный поиск

Закон СССР от 30.06.1987 № 7286-XI

 



                             З А К О Н

          СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
                 от 30 июня 1987 г. N 7286-ХI
                        МОСКВА, КРЕМЛЬ

                   О ВСЕНАРОДНОМ ОБСУЖДЕНИИ
            ВАЖНЫХ ВОПРОСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЗНИ


   Дальнейшее углубление социалистической демократии, развитие са-
моуправления народа предполагают расширение для каждого гражданина
СССР реальных возможностей осуществлять конституционное  право  на
участие  в  управлении государственными и общественными делами,  в
обсуждении проектов законов и решений общегосударственного и мест-
ного  значения,  а также крупных вопросов общественной жизни,  вы-
носимых на обсуждение общественными организациями в соответствии с
их уставными задачами.
   Настоящий Закон призван способствовать развитию участия граждан
в  выработке  решений по важным вопросам государственной и общест-
венной жизни на основе широкой гласности,  сопоставления  и  учета
различных мнений и предложений трудящихся.

                      I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

   С т а т ь я 1.  Всенародное обсуждение наиболее важных вопросов
                   государственной жизни

   В соответствии с  Конституцией  СССР  наиболее  важные  вопросы
государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение.
   Проекты законов и другие наиболее важные вопросы  государствен-
ной  жизни  выносятся  на всенародное обсуждение Верховным Советом
СССР либо Президиумом Верховного Совета СССР.

   С т а т ь я 2. Обсуждение важных вопросов государственной жизни
                  союзной республики

   В союзной  республике  проекты  законов и другие важные вопросы
государственной жизни союзной республики могут выноситься  на  на-
родное обсуждение.
   Проекты законов и другие важные вопросы выносятся  на  народное
обсуждение  Верховным  Советом  либо Президиумом Верховного Совета
союзной республики.

   С т а т ь я 3. Обсуждение важных вопросов государственной жизни
                  автономной республики

   В автономной республике проекты законов и другие важные вопросы
государственной жизни автономной республики  могут  выноситься  на
народное обсуждение.
   Проекты законов и другие важные вопросы выносятся  на  народное
обсуждение  Верховным  Советом  либо Президиумом Верховного Совета
автономной республики.

   С т а т ь я 4.  Обсуждение населением важных вопросов  местного
                   значения

   Решения по важным вопросам местного значения, затрагивающим ин-
тересы населения, проживающего на соответствующей территории, при-
нимаются  Советами народных депутатов и их исполнительными комите-
тами после предварительного обсуждения этих вопросов населением.
   Вопросы местного значения выносятся на обсуждение населения Со-
ветами народных депутатов или их исполнительными комитетами.

   С т а т ь я 5. Законодательство Союза ССР, союзных и автономных
                  республик  об  обсуждении важных вопросов госу-
                   дарственной жизни

   Порядок всенародного обсуждения наиболее важных вопросов  госу-
дарственной жизни определяется настоящим Законом.
   Порядок народного обсуждения  важных  вопросов  государственной
жизни союзных и автономных республик, а также обсуждения населени-
ем важных вопросов местного значения определяется законами союзных
и автономных республик на основе настоящего закона.

   С т а т ь я 6.  Участие граждан СССР в обсуждении

   Гражданам СССР  обеспечивается  свободное  участие в обсуждении
важных вопросов государственной и общественной жизни.
   В обсуждении вопросов общесоюзного, республиканского и местного
значения граждане СССР имеют право участвовать непосредственно,  а
также через общественные организации,  трудовые коллективы, собра-
ния по месту  жительства,  органы  общественной  самодеятельности,
собрания военнослужащих по воинским частям,  средства массовой ин-
формации.
   Какие-либо прямые  или  косвенные ограничения прав граждан СССР
на участие в обсуждении в зависимости от происхождения, социально-
го  и имущественного положения,  расовой и национальной принадлеж-
ности, пола, образования, языка, отношения к религии, времени про-
живания в данной местности, рода и характера занятий запрещаются.

   С т а т ь я 7. Участие общественных организаций и трудовых кол-
                  лективов в подготовке и проведении обсуждения

   В подготовке и  проведении  обсуждения  важных  вопросов  госу-
дарственной и общественной жизни участвуют организации Коммунисти-
ческой партии Советского Союза,  профессиональных союзов, Всесоюз-
ного  Ленинского Коммунистического Союза Молодежи,  кооперативные,
женские,  ветеранов войны и труда, другие общественные организации
и трудовые коллективы.

   С т а т ь я 8.  Обеспечение проведения обсуждения

   Проведение обсуждения  важных вопросов общесоюзного,  республи-
канского и местного значения обеспечивают Советы народных  депута-
тов.

   С т а т ь я 9.  Гласность при проведении обсуждения

   Проведение обсуждения    осуществляется   на   основе   широкой
гласности.  Вынесенные на обсуждение проекты законов и другие важ-
ные вопросы государственной жизни публикуются в печати,  обнароду-
ются по телевидению и радио,  доводятся иным способом до  сведения
населения.
   Средства массовой информации всесторонне освещают ход  обсужде-
ния,  публикуют  предложения и замечания граждан,  государственных
органов,  общественных организаций и трудовых коллективов, а также
обзоры поступивших предложений и замечаний,  информируют об итогах
обсуждения.

   С т а т ь я 10.  Расходы, связанные с обсуждением

   Расходы, связанные с обсуждением проектов законов и других важ-
ных вопросов государственной жизни,  а также с обсуждением населе-
нием проектов решений местных  Советов  народных  депутатов  и  их
исполнительных комитетов, производятся за счет государства.

   С т а т ь я 11.  Ответственность  за нарушение законодательства
                    об обсуждении

   Должностные лица государственных и  общественных  органов,  до-
пустившие нарушения настоящего Закона,  а также лица, препятствую-
щие гражданину СССР в свободном осуществлении его  права  участво-
вать в обсуждении, несут установленную законом ответственность.

             II. ПОРЯДОК ВСЕНАРОДНОГО ОБСУЖДЕНИЯ

   С т а т ь я 12. Вынесение вопросов на всенародное обсуждение

   На всенародное  обсуждение выносятся проекты законов и решений,
затрагивающие основные направления политического, экономического и
социального  развития страны,  осуществление конституционных прав,
свобод и обязанностей советских граждан,  а также другие  наиболее
важные  вопросы государственной жизни,  отнесенные к ведению Союза
ССР.
   Вынесение проектов  законов,  других  вопросов  на  всенародное
обсуждение производится решением Верховного Совета СССР либо  Пре-
зидиума  Верховного Совета СССР,  принятым по их инициативе или по
предложению союзной республики.  Рекомендации  о  целесообразности
вынесения проекта закона или другого вопроса на всенародное обсуж-
дение могут быть высказаны постоянными комиссиями Совета  Союза  и
Совета Национальностей, Советом Министров СССР, общесоюзными орга-
нами общественных организаций, другими органами и лицами, вносящи-
ми  в соответствии с законом в Верховный Совет СССР или его Прези-
диум законопроект либо иной вопрос.
   Проекты законов  и  материалы  по другим вопросам публикуются в
газете "Известия Советов народных депутатов СССР",  иных централь-
ных  газетах,  в  республиканской,  а в случае необходимости - и в
местной печати не позднее 10 дней после принятия решения о вынесе-
нии их на всенародное обсуждение. Они также могут быть опубликова-
ны в специализированных периодических изданиях.
   Одновременно с  вынесением  вопроса  на  всенародное обсуждение
Верховный Совет СССР или его Президиум устанавливают срок и  поря-
док  организации  работы  по рассмотрению предложений и замечаний,
поступающих в ходе всенародного  обсуждения,  поручают  проведение
этой  работы  соответствующим  постоянным комиссиям Совета Союза и
Совета Национальностей Верховного Совета СССР или создают для ука-
занной цели специальную комиссию.

   С т а т ь я 13.  Организация обсуждения проектов законов и дру-
                    гих вопросов.  Обобщение предложений и замеча-
                    ний

   Союзные, республиканские  и  местные  советские  и другие госу-
дарственные органы, руководители предприятий, учреждений и органи-
заций совместно с общественными организациями обеспечивают широкое
обсуждение проектов законов,  других вопросов,  создают для  этого
необходимые условия.
   Граждане могут направлять предложения и замечания  по  проектам
законов,  другим  вопросам,  вынесенным на всенародное обсуждение,
непосредственно в Президиум Верховного Совета СССР либо в Президи-
ум Верховного Совета союзной,  автономной республики, исполнитель-
ный комитет местного Совета народных депутатов  или  другие  госу-
дарственные и общественные органы.
   Проекты законов,  другие  вопросы,  вынесенные  на  всенародное
обсуждение,  могут обсуждаться на сессиях Советов народных депута-
тов,  заседаниях их органов,  депутатских групп,  на собраниях об-
щественных организаций, трудовых коллективов, граждан по месту жи-
тельства, органами общественной самодеятельности, на собраниях во-
еннослужащих по воинским частям,в печати, по телевидению, радио.
   Предложения и замечания, поступившие в ходе всенародного обсуж-
дения,  обобщаются  соответственно  Президиумами Верховных Советов
союзных и автономных республик, исполнительными комитетами местных
Советов народных депутатов,  другими государственными и обществен-
ными  органами,  средствами  массовой  информации.  Для  обобщения
поступающих предложений и замечаний указанные органы могут образо-
вывать комиссии и рабочие группы.  Предложения и замечания в обоб-
щенном виде направляются в Президиум Верховного Совета СССР.

   С т а т ь я 14. Подведение итогов всенародного обсуждения

   Поступившие в  Президиум  Верховного  Совета СССР предложения и
замечания граждан, трудовых коллективов, государственных и общест-
венных  органов по проекту закона или другому вопросу рассматрива-
ются и учитываются при доработке проекта соответствующими постоян-
ными  комиссиями  палат Верховного Совета СССР или специальной ко-
миссией,  либо органом,  внесшим вопрос в Верховный Совет СССР или
его Президиум. Для предварительного рассмотрения предложений и за-
мечаний ими могут образовываться подготовительные комиссии и рабо-
чие группы,  в состав которых включаются народные депутаты,  соот-
ветствующие специалисты,  деятели науки и культуры,  представители
государственных и общественных органов, научных учреждений.
   Средства массовой информации регулярно информируют население  о
поступающих предложениях и замечаниях и ходе их рассмотрения,  ор-
ганизуют раз'яснение положений проекта закона или другого вопроса.
   Итоги всенародного  обсуждения  проекта закона или другого воп-
роса рассматриваются соответственно  Верховным  Советом  СССР  или
Президиумом Верховного Совета СССР, о чем информируется население.
   Предложения и замечания, не относящиеся к предмету обсуждаемого
проекта закона или другого вопроса, направляются по принадлежности
в соответствующие государственные и общественные  органы,  которые
рассматривают их в установленном порядке.

          III. ОБСУЖДЕНИЕ НАСЕЛЕНИЕМ ВАЖНЫХ ВОПРОСОВ
                      МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

   С т а т ь я 15. Вынесение проектов решений и других вопросов на
                   обсуждение населения

   На обсуждение населения выносятся проекты решений местных Сове-
тов народных депутатов и  их  исполнительных  комитетов  о  планах
комплексного  экономического и социального развития и бюджете,  об
обеспечении социалистической  законности,  охране  правопорядка  и
прав граждан, о работе предприятий, учреждений и организаций, свя-
занных с обслуживанием населения,  и другие важные  вопросы  госу-
дарственного, хозяйственного и социально-культурного строительства
на местах.
   Вынесение проектов  решений местных Советов и их исполнительных
комитетов, других важных вопросов на обсуждение населения произво-
дится  местным Советом или его исполнительным комитетом по их ини-
циативе, а также по предложениям постоянных комиссий Совета, депу-
татских групп,  депутатов,органов общественных организаций, трудо-
вых коллективов,  собраний граждан по месту жительства, других ор-
ганов  и организаций,  предусмотренных законодательством союзных и
автономных республик.
   Проекты решений  местных  Советов и их исполнительных комитетов
публикуются в местной печати или доводятся до  сведения  населения
иным способом.

   С т а т ь я 16. Рассмотрение вопросов, вынесенных на обсуждение
                   населения

   Вопросы, вынесенные на обсуждение  населения,  могут  предвари-
тельно рассматриваться на сессиях нижестоящих советов народных де-
путатов,  на заседаниях их исполнительных и распорядительных орга-
нов,  постоянных комиссий, депутатских групп, на собраниях общест-
венных организаций,  трудовых коллективов,  граждан по  месту  жи-
тельства, заседаниях органов общественной самодеятельности, обсуж-
даться в местной печати, по телевидению и радио.
   Предложения и замечания органов,  организаций и граждан направ-
ляются в исполнительный комитет соответствующего Совета и учитыва-
ются  при  доработке проекта решения,  а также в практической дея-
тельности.  Предложения и замечания,  которые по своему содержанию
относятся к ведению вышестоящих государственных органов, направля-
ются им для рассмотрения.
   Результаты обсуждения докладываются исполнительным комитетом на
сессии Совета народных депутатов и доводятся до  сведения  населе-
ния.


Информация по документу
Читайте также