Расширенный поиск

Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 16.10.1918 № 812

 



        ДЕКРЕТ ВСЕРОССИЙСКОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО
                         КОМИТЕТА СОВЕТОВ


       Об Единой Трудовой Школе Российской Социалистической
           Федеративной Советской Республики (Положение)

            I.Общие положения об Единой Трудовой Школе

     Ст. 1-я.  Всем школам Российской Социалистической Федеративной
Советской Республики,  состоящим в ведении  Народного  Комиссариата
Просвещения, за исключением высших учебных заведений, присваивается
наименование: "Единая Трудовая Школа".

     Примечание 1-е.  Отдельные  школы   обозначаются   сокращенным
названием:  "Советская",  с  указанием  местности,  номера  школы и
ступени, - напр.: "3-я Советская школа 1-й ступени Нарвского района
гор. Петрограда".
     Примечание 2-е. Разделение школ на начальные, высшие начальные
училища,  гимназии,  реальные  училища,  ремесленные,  технические,
коммерческие училища и  все  другие  виды  низших  и  средних  школ
упраздняется.
     Примечание 3-е.  С 1 октября 1918 года все  учебные  заведения
всех   ведомств   переходят   в   ведение   Народного  Комиссариата
Просвещения (Собр.Узакон. и Расп.Раб. и Кр.Прав. 1918 г., N 39, ст.
507).

     Ст. 2-я.  Единая Школа разделяется на 2 ступени: 1-я для детей
от 8-ми до 13-ти лет (5-летний курс) и 2-я - от 13-ти до 17-ти  лет
(4-летний курс).

     Примечание 1-е.  К Единой Школе присоединяется детский сад для
детей от 6-ти до 8-летнего возраста.
     Примечание 2-е.    Органы   школьного   самоуправления   могут
отступать на год в сторону понижения возрастной нормы с утверждения
Губернского Отдела Народного Образования.
     Примечание 3-е.   Пребывание   в   школе    учащихся    дольше
установленной  нормы,  а  также прием детей возраста,  превышающего
нормальный, допускаются по постановлению Школьного Совета.

     Статья 3-я. Обучение в школе 1-й и 2-й ступеней бесплатное.
     Статья 4-я. Посещение школы 1-й и 2-й ступеней обязательно для
всех детей школьного возраста.

     Примечание. Для практического проведения  этой  меры  в  жизнь
Отделы   Народного   Образования  должны  немедленно  приступить  к
разработке плана школьной сети, учету всех детей школьного возраста
от  6-ти  до  17-ти лет,  а также к составлению смет на постройку и
оборудование школ,  содержание личного состава, смет по организации
питания детей и снабжения их обувью,  одеждой и учебными пособиями.
Обязательное обучение вводится  немедленно  всюду,  где  количество
школ  достаточно  для  обслуживания  всего детского населения и где
условия  общедоступности  образования  имеются  налицо.  Для  детей
неграмотных,  но  по  своим годам не могущих быть принятыми в школы
общего типа, должны быть организованы или особые занятия при Единой
Школе или особые внешкольные занятия.

     Статья 5-я.  В  школе  1-й  и 2-й ступеней вводится совместное
обучение (Собр. Узакон. 1918 г., N 38, ст. 499).
     Статья 6-я.  Преподавание  в стенах школы какого бы то ни было
вероучения и исполнение  в  школе  обрядов  культа  не  допускается
(Собр. Узакон. 1918 г. N 18, ст. 263).
     Статья 7-я.    Разделение    преподавателей    на    категории
уничтожается.   Все   школьные   работники   (ст.   8-я)   получают
вознаграждение по ставкам 1-й  категории  декрета  Совета  Народных
Комиссаров "О нормах оплаты учительского труда" (Собр. Узакон. 1918
г., N 47, ст. 552).

     Примечание 1-е.  Оплата  учительского  труда  производится  не
поурочно, а помесячно.
     Примечание 2-е.  Особая  оплата  должностных  лиц   из   числа
школьных работников свыше установленной нормы не допускается.

     Статья 8-я.   Все  школьные  работники,  т.-е.  преподаватели,
школьные  врачи  и  инструктора  физического  труда  избираются   в
соответствии  с  постановлением  о выборности всех педагогических и
административно-педагогических должностей от 27 февраля 1918  г.  и
инструкциями Народного Комиссариата Просвещения.

     Примечание 1-е.  Заместители школьных работников допускаются к
работе в школе Отделами Народного Образования и во время исполнения
своих обязанностей пользуются всеми правами школьных работников.
     Примечание 2-е.   В   случае    невозможности    удовлетворить
хозяйственные  нужды  школы  силами  школьного коллектива (ст.  26)
допускается приглашение технических служащих по найму,  которые  не
участвуют в учебно-воспитательной работе, но могут быть привлекаемы
к обсуждению хозяйственных вопросов.
     Примечание 3-е.  Участие школьных работников в  работе  других
школ  допускается  с  разрешения  соответствующих  местных  Отделов
Народного Образования.

     Статья 9-я.  При  Народном  Комиссариате Просвещения и Отделах
Народного  Образования  учреждаются  должности   инструкторов.   На
обязанности  инструкторов  лежит  периодическое  посещение школ для
поддержания живой связи их с  соответствующими  Отделами  Народного
Образования   и   в  целях  оказания  помощи  преподавателям  в  их
педагогической работе.
     Статья 10-я.  Число  учащихся на одного школьного работника не
должно превышать 25-ти;  таким образом,  общее количество  школьных
работников в каждом учебном заведении следует определять, исходя из
этой нормы.

     Примечание. Отступления от указанных норм могут  производиться
по постановлению Отдела Народного Образования.

     Статья 11-я. Настоящее Положение (ст. 1-32) распространяется и
на все школы,  возникающие по частной  инициативе.  Этим  последним
может  быть оказана государственная поддержка при условии признания
ценности данной школы местными Отделами Народного Образования.

                II. Основные начала школьной работы

     Статья 12-я.   Основой   школьной   жизни    должен    служить
производительный   труд,   не   как  средство  оплаты  издержек  на
содержание детей и не только,  как метод преподавания,  но, именно,
как  производительный общественно-необходимый труд.  Он должен быть
тесно, органически связан с обучением, освещающим светом знания всю
окружающую   жизнь.   Постоянно  усложняясь  и  выходя  за  пределы
непосредственной обстановки детской  жизни,  производительный  труд
должен    знакомить   детей   с   самыми   разнообразными   формами
производства, вплоть до самых высших.

     Примечание 1-е.  Трудовое начало станет мощным  педагогическим
средством   в  том  случае,  если  труд  в  школе  будет  творчески
радостным,  свободным от приемов насилия над личностью учащегося  и
при  всем  этом  планомерно  и  социально  организованным.  В  этом
последнем  смысле  школа  является  школьной  коммуной,   тесно   и
органически  связанной  по  своим  трудовым  процессам с окружающей
жизнью.
     Примечание 2-е. Старая форма дисциплины, сковывавшая всю жизнь
школы и свободное развитие личности ребенка, не может иметь места в
школе труда. Но сами трудовые процессы будут воспитывать в детях ту
внутреннюю   дисциплину,   без   которой    немыслим    рационально
поставленный  коллективный  труд.  Дети  принимают живое участие во
всех  трудовых  процессах   школьной   жизни,   в   числе   которых
организационные  моменты,  вытекающие из принципа разделения труда,
должны сыграть весьма существенную воспитательную  роль.  При  этом
учащиеся   научатся  оценивать  способы  планомерного  расходования
трудовой  человеческой  энергии  и   воспитают   в   себе   чувство
ответственности,  как за ту часть работы,  которая выпадает на долю
каждого из них в данном рабочем коллективе,  так и  за  успех  всей
работы в целом. Короче говоря, коллективный производительный труд и
организация всей школьной жизни должны воспитывать будущих  граждан
Социалистической Республики.

     Статья 13-я.     Обучение     в     трудовой    школе    носит
общеобразовательный политехнический  характер  на  обеих  ступенях,
причем  физическому  и  эстетическому  образованию отводится видное
место.

     Примечание 1-е.    Инструкции,    примерные    программы     и
объяснительные записки будут изданы дополнительно.
     Примечание 2-е. Учебный план, как на 1-й, так и на 2-й ступени
должен  отличаться  значительной  гибкостью  в применении к местным
условиям. Кроме того, введение тех или иных предметов для отдельных
групп   учащихся   является   возможным   при   условии  соблюдения
целостности курса.

              III. Порядок и условия школьной работы

     Ст. 14-я.  Школьные занятия в течение года  распадаются  на  3
категории: 1) обычные школьные занятия, примерно с 1-го сентября по
1-е июня;  2) школьные занятия под открытым небом,  примерно с 1-го
июня   по   1-е  июля:  площадки,  летние  колонии,  экскурсии  для
знакомства детей с природой и жизнью; 3) полные вакации, примерно с
1-го  июля по 1-е сентября,  с 23-го декабря по 7-е января и с 1-го
по    14-е    апреля.    В    школе    празднуются    установленные
Рабоче-Крестьянским Правительством гражданские праздники.

     Примечание. Губернским     Отделам    Народного    Образования
предоставляется право,  как сокращать время полных вакаций,  так  и
видоизменять распределение занятий в течение года.

     Статья 15-я. Школы открыты для учащихся в течение 7-ми дней.

     Примечание 1-е. Два дня в неделю, но не под ряд, выделяются из
общего числа учебных дней,  при этом один день является  совершенно
свободным  от обычных занятий и должен быть использован для чтения,
экскурсий, спектаклей и других самостоятельных детских занятий, для
чего  привлекаются новые педагогические силы.  Другой день является
полурабочим днем с обычным педагогическим персоналом и используется
для   клубных   и   лабораторных   занятий,  рефератов,  экскурсий,
ученических собраний.
     Примечание 2-е.  Каждый школьный работник имеет один свободный
день в неделю.

     Статья 16-я.  Какие бы то ни было программные учебные  занятия
для  учащихся  в школе 1-й ступени не должны превышать в первые три
года 4-х часов и в остальные два  года  -  5-ти  часов,  а  на  2-й
ступени - 6-ти часов.
     Статья 17-я.  Задавание обязательных уроков и работ на дом  не
допускается.
     Статья 18-я. Никакие наказания в школе не допускаются.
     Статья 19-я.   Все  экзамены  -  вступительные,  переходные  и
выпускные - отменяются.
     Статья 20-я. Деление на классы по мере возможности должно быть
заменено делением на группы по степени подготовленности учащегося к
соответствующему роду занятий.

     Примечание. Переход в несоответствующую возрасту высшую группу
допускается лишь по выслушании заключения школьного врача.

     Статья 21-я.  Во всех школах всех типов вводятся  обязательные
горячие завтраки бесплатно,  согласно раскладкам гигиенических норм
для детей соответствующего возраста.
     Статья 22-я.  Все  школы,  как  1-й,  так и 2-й ступени должны
состоять под регулярным наблюдением врачей.
     Статья 23-я.   При   поступлении  ребенка  в  школу  необходим
тщательный  медицинский  осмотр  для  определения   состояния   его
физического и психического здоровья.
     Статья 24-я.  При недостатке вакансий в Единой  Школе  порядок
замещения  свободных  мест  определяется  соответственными Отделами
Народного Образования.
     Статья 25-я.  Каждой  школе  должен  быть отведен свободный от
построек земельный участок,  не менее  одной  десятины  в  сельских
местностях,  а в городах - по мере возможности, но не менее 500 кв.
саж.

     Примечание. Земельный участок,  отведенный вновь открывающимся
школам, должен приближаться к нормам сельских местностей.

    IV. Основные принципы самоуправления Единой Трудовой Школы

     Статья 26-я.  Школьный  Коллектив  состоит  из  всех  учащихся
данной школы и всех школьных работников.
     Статья 27-я.  Ответственным  органом  школьного самоуправления
является Школьный Совет, состоящий: а) из всех школьных работников,
б) из представителей трудового населения данного школьного района в
количестве 1/4 числа школьных работников, в) в таком же соотношении
от  учащихся  старших возрастных групп,  с 12-летнего возраста и г)
одного представителя от Отдела Народного Образования.
     Статья 28-я.  Внутренняя  жизнь  Школьного Коллектива в рамках
постановлений Центральных и местных органов Народного  Комиссариата
Просвещения  и  Школьного  Совета  регулируется общими и групповыми
собраниями Школьного Коллектива.
     Статья 29-я.  Исполнительным органом Школьного Совета является
Президиум,  который  объединяет  работу  Исполнительных   Комиссий,
организуемых Школьным Советом и Школьным Коллективом.
     Статья 30-я.  Решения Школьного Совета, принимаемые им по всем
вопросам  школьной  жизни,  не  должны  нарушать общих положений об
Единой Школе и постановлений Отдела  Народного  Образования  Совета
Рабочих   и  Крестьянских  Депутатов  и  могут  быть  опротестованы
представителем Отдела.

     Примечание. Протест не останавливает решения Школьного Совета,
но вопрос вносится на рассмотрение Отдела Народного Образования.

     Статья 31-я.    В    компетенцию   Школьного   Совета   входят
рассмотрение и решение следующих вопросов:
     а) распределение учащихся по группам и выпуск из школы,
     б) представление в  местный  Отдел  Народного  Образования  об
освобождении учащихся от занятий в данной школе,
     в) утверждение планов и  программ  занятий  групп  в  пределах
директив  Народного  Комиссариата  Просвещения  и  местных  Отделов
Народного Образования,
     г) утверждение     порядка     и     плана    образовательных,
производительных и хозяйственных работ школы,
     д) составление  годовых  смет  и  отчетов  о  педагогической и
административно-хозяйственной работе Школьного Коллектива.
     е) рассмотрение  и  утверждение проекта школьной инструкции (о
внутреннем строе жизни школьной коммуны).
     Статья 32-я.   Внутренняя   жизнь   школьной   коммуны  должна
строиться  на  началах  полной  свободы  объединения  всех   членов
коллектива  в  группы  и  кружки,  преследующие  образовательные  и
воспитательные цели,  - напр., союзы преподавателей, союзы молодежи
и т. п.

      V. Меры к проведению плана преобразования школ в жизнь

     Для проведения   указанного   плана   в   жизнь   предлагается
3-классные и 4-классные начальные  училища  превратить  в  5-летние
школы  1-й  ступени,  для  чего  с  начала  учебного  года  ко всем
начальным  училищам  добавить  дополнительный   год   обучения.   В
дополнительную   старшую   возрастную   группу  привлекаются  дети,
окончившие  в  текущем  году  начальные  училища.  Так   называемые
2-классные  училища  с 5-летним курсом в полном составе относятся к
школам 1-й ступени.
     Все средние учебные заведения, а также школы, приближающиеся к
ним по типу, правительственные, общественные и частные, разделяются
применительно  к  следующему  плану  разделения  мужских  гимназий:
первые три нормальные класса  с  приготовительными  превращаются  в
самостоятельные  школы  1-й  ступени и перестраиваются на общих для
указанной ступени основаниях.  В текущем году  к  ним  прибавляется
первый  год  обучения,  а если встретится надобность,  то и 2-й (до
5-летнего состава).
     4, 5,  6  и  7-й классы образуют школы 2-й ступени;  8-й класс
упраздняется.
     Высшие начальные  училища  и  приближающиеся к ним по типу,  -
напр., торговые школы,- преобразуются в школы 2-й ступени, для чего
от них отсекается 1-й год обучения и добавляется старшая возрастная
группа для окончивших учебные заведения в текущем году.
     Этот план  преобразования  бывших  начальных и средних учебных
заведений   является   примерным   и   может   быть    видоизменяем
соответственными Отделами Народного Образования.


     Подписали:
     Председатель Всероссийского    Центрального    Исполнительного
Комитета Советов Я.Свердлов
     Заместитель Народного Комиссариата Просвещения М.Покровский
     Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
Советов В.Аванесов

Информация по документу
Читайте также