Расширенный поиск

Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 12.04.1919 № 132

 



        Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного
                         Комитета Советов


              О революционных трибуналах. (Положение)

     В отмену всех изданных до сего времени декретов о  Трибуналах,
Инструкции   и   положения  о  них  -  устанавливается  впредь  для
руководства и неуклонного исполнения всем Революционным  Трибуналам
Республики следующее положение о Революционных Трибуналах.

                      I. Основное положение.

     1. Революционные  Трибуналы  учреждаются  со специальной целью
рассмотрения дел о контр-революционных  и  всяких  других  деяниях,
идущих  против всех завоеваний октябрьской революции и направленных
к ослаблению силы и авторитета Советской власти.  В соответствии  с
этим   Трибуналам  предоставляется  ничем  неограниченное  право  в
определении  меры  репрессии.  Оспаривания  подсудности  по  делам,
принятым в Революционном Трибунале, не допускаются.
     2. Революционные  Трибуналы  учреждаются  во  всех  губернских
городах Республики по одному на губернию.  Такие же трибуналы могут
быть учреждены в городах, насчитывающих свыше 200.000 населения.
     3. В   отношении   Военно-Революционных  Трибуналов  действует
особое положение (Собр. Узак. 1919 г. N 13, ст. 131).
     4. Все    Революционные    Трибуналы,   Военно-Полевые   Суды,
железнодорожные Трибуналы и иные чрезвычайные учреждения  судебного
характера,  учрежденные в ином порядке или действующие с нарушением
правил,  изложенных  в  настоящем   положении,   с   опубликованием
настоящего положения - упраздняются.

                    II. Организация Трибуналов.

     5. Революционные Трибуналы избираются местными Советами или их
Исполнительными Комитетами,  в составе председателя  и  2-х  членов
Трибунала.   В   тех   случаях,   когда   необходимо  существование
параллельных Отделений Трибуналов или выездных  сессий  Трибуналов,
избирается  до 15 кандидатов,  в зависимости от местных условий,  в
члены Трибунала,  которые работают,  согласно настоящего положения,
по указанию и назначению Трибунала.
     6. В   Трибуналы   избираются   исключительно    ответственные
политические работники, сроком на один месяц. Каждый член Трибунала
может быть отозван и до срока постановлением тех же советов или  их
Исполнительных Комитетов.

            III. О предварительном следствии по делам,
             передаваемым на рассмотрение трибуналов.

     7. Производство   предварительного   следствия    по    делам,
подведомственным  Трибуналам,  возлагается на Следственные Комиссии
при  Трибуналах,  в  составе  не  более   5-ти   лиц,   назначаемых
Революционным Трибуналом.
     8. По   делам,   передаваемым   в   Трибуналы    Чрезвычайными
Комиссиями,  согласно  существующему  о  них положению,  Трибуналам
принадлежит  право   проверки   отдельных   следственных   действий
Чрезвычайных Комиссий.
     9. Постановления Следственных Комиссий  об  арестах,  выемках,
обысках,  освобождении  арестованных,  равно  как  постановления  о
прекращении дел и привлечении  новых  лиц,  в  качестве  обвиняемых
проводятся    в    порядке    существующих    постановлений   через
соответствующие органы.  Вопрос о прекращении  дела  или  изменении
меры пресечения решается только самим Трибуналом.
     10. Для   производства   следственных   действий   в    уездах
Революционные  Трибуналы  могут  делегировать  членов  Следственной
Комиссии,  которые осуществляют свою  деятельность  при  посредстве
технического аппарата соответствующих следственных органов.
     11. Члены Трибунала имеют право посещения  мест  заключения  и
проверки  закономерности  содержания всех арестованных под стражей,
постановляя   через   распорядительное   заседание   Трибунала   об
освобождении или изменении меры пресечения по делам ему подсудным.
     12. Следственная Комиссия имеет право по делам, возбуждаемым и
разбираемым  в  Революционных  Трибуналах,  требовать  от  всех без
исключения советских и общественных учреждений,  частных обществ  и
отдельных граждан доставления необходимых сведений,  документов,  а
также для обозрения и снятия копий дел, неоконченных производством.

            IV. О порядке производства предварительного
                            следствия.

     13. Все   сообщения,   поступающие  в  Следственную  Комиссию,
немедленно направляются в соответствующие органы,  ведущие розыск в
борьбе со всяким преступлением.
     Если дела поступают в Следственную  Комиссию  в  незаконченном
виде   и   дознание   неполное,  Следственная  Комиссия  дальнейшее
следствие поручает одному из членов Комиссии.

     Примечание. Дела,  поступающие   из   Чрезвычайных   Комиссий,
направляются последними непосредственно в Трибунал.

     14. Производство  Предварительного  Следствия  по делам должно
быть закончено в течение  одного  месяца.  О  продлении  указанного
срока   Следственная   Комиссия   каждый  раз  ходатайствует  перед
Трибуналом.
     15. Законченное  следственное  производство  по  каждому  делу
вместе  с  копией  заключения  представляется  обвиняемому,   коему
предоставляется 24 часа для возбуждения своих ходатайств и жалоб по
поводу произведенного следствия,  после  чего  все  дело  вместе  с
ходатайствами   обвиняемого  в  течение  24  часов  доставляется  в
Трибунал и назначается последним к слушанию.
     16. Все  протесты,  жалобы  и ходатайства обвиняемых (о вызове
свидетелей,  о допущении защиты и иные)  разрешаются  Трибуналом  в
распорядительном заседании.

                V. Обвинение и защита в Трибуналах.

     17. Допущение  к  участию  в  деле  обвинителей  и  защитников
всецело зависит  от  Трибунала  и  разрешается  в  Распорядительном
заседании.  Защитники  допускаются только из Коллегии обвинителей и
защитников при Советах,  образуемой порядком, указанным в Положении
о едином народном Суде (Собр.  Узак.  1918 г.  N 85,  ст.  889).  В
случае допущения защиты и обвинения  им  должен  быть  предоставлен
особо срок для ознакомления с делом.
     18. В  случае  допущения  Трибуналом   по   какому-либо   делу
обвинителя, Трибунал обязан допускать или назначать защитника.

           VI. О порядке рассмотрения дел в Трибуналах.

     19. Заседания  Трибунала  публичны и имеют место в присутствии
обвиняемого. Отсутствие обвиняемого не может служить препятствием к
слушанию дела, если доказано уклонение обвиняемого от суда или если
обвиняемый  находится  вне  пределов  Р.С.Ф.С.Р.  Трибунал   вправе
постановить  как о выделении дела,  так и о заочном слушании его по
своему усмотрению.
     20. Допущение   дополнительных  свидетелей,  не  вызванных  на
рассмотрение  дела,  разрешается  Трибуналом.   В   случае   неявки
вызванных  свидетелей от Трибунала зависит признать или не признать
неявку достаточным поводом отложения дела,  либо заменить их допрос
оглашением данных ими показаний.  Разрешение вопроса о приобщении к
нему  новых  документов,  либо  оглашение  уже  приобщенных,  также
зависит от Трибунала.
     21. Подсудимый пользуется при рассмотрении дела всеми  правами
стороны. Подсудимому принадлежит последнее слово.
     22. Обращение дела к доследованию может иметь место  только  в
случае  признания Трибуналом такой неполноты следствия,  которая не
может быть восполнена на заседании Трибунала.

                   VII. Постановление приговора.

     23. Приговоры постановляются большинством голосов Трибунала  и
объявляются именем РСФСР.
     24. Приговоры постановляются в письменном  виде  за  подписями
всех членов Трибунала,  с кратким изложением оснований приговора. О
ходе заседания ведется протокол.
     25. Трибуналы выносят приговоры,  руководствуясь исключительно
обстоятельствами дела и велениями революционной совести.
     26. Никто  не  может  присутствовать  в совещательной комнате,
кроме членов Трибунала, участвующих в заседании.
     27. При  объявлении  приговора Председатель разъясняет порядок
кассационного  обжалования  приговора,  копии  которого   вручаются
осужденным   не   позднее   24   час.  После  вынесения  приговора.
Обжалование приговора в апелляционном порядке не допускается.
     28. На  подачу  кассационных  жалоб  и  протестов на приговоры
Трибуналов предоставляется 48 часов срока с момента вручения  копии
приговора  осужденному.  Право принесения кассационных протестов на
приговоры Трибуналов принадлежит всякому гражданину Республики.

                  VIII. О кассационном Трибунале.

     29. Для рассмотрения кассационных жалоб и протестов по  делам,
разбираемым  в  Трибуналах,  утверждается Кассационный Трибунал при
Всероссийском  Центральном  Исполнительном  Комитете   Советов,   в
составе  Председателя,  2-х членов и Члена-Докладчика Кассационного
Трибунала,  назначаемых  Всероссийским  Центральным  Исполнительным
Комитетом.

     Примечание. Один  из членов Кассационного Трибунала избирается
из  состава  членов  Коллегии  Народного  Комиссариата  Юстиции   и
утверждается  Всероссийским  Центральным  Исполнительным  Комитетом
Советов.

     30. Кассационные жалобы  и  протесты  на  обжалуемый  приговор
Революционный Трибунал в 24 часа с момента поступления кассационной
жалобы или протеста обязан направить со всем делом  в  Кассационный
Трибунал,   причем   приостанавливается   исполнение  приговора  до
разрешения  дела   кассационной   инстанцией,   с   принятием   мер
пресечения.
     31. Член-Докладчик Кассационного Трибунала дает заключение  по
жалобам и протестам и не присутствует в совещательной комнате.
     32. Поступившие в  Кассационный  Трибунал  жалобы  и  протесты
должны   быть  рассмотрены  не  позднее  недельного  срока  со  дня
поступления жалобы.
     33. Лица, подавшие кассационную жалобу или протест и явившиеся
в заседание, допускаются к поддержанию своих жалоб.
     34. Дела,  приговоры  по  которым  кассируются  по  формальным
основаниям,   передаются   Кассационным   Трибуналом   для   нового
разбирательства в другом или том же Трибунале, но в ином составе.
     35. Поводом  для  кассации  является  нарушение  Революционным
Трибуналом  форм  и порядка рассмотрения дел и вынесение приговора,
явно не соответствующего деянию осужденного.
     36. В   случае  необходимости  изменить  приговор,  вследствие
несоответствия меры репрессии с деянием  осужденного,  Кассационный
Трибунал   входит   об  этом  с  соответствующим  представлением  в
Президиум  Всероссийского  Центрального  Исполнительного   Комитета
Советов.

     IХ. О Верховном Революционном Трибунале при Всероссийском
           Центральном Исполнительном Комитете Советов.

     37. Верховный  Революционный  Трибунал  принимает   к   своему
производству    дела,    передаваемые   постановлением   Президиума
Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.
     38. Для  производства предварительного расследования по делам,
передаваемым  на  рассмотрение  Верховного  Трибунала,  учреждается
Следственная  Комиссия в составе 3-х лиц,  избираемых Всероссийским
Центральным Исполнительным Комитетом Советов.
     39. Сессия   Верховного  Революционного  Трибунала  созывается
Президиумом Всероссийского  Центрального  Исполнительного  Комитета
Советов.     Приговоры    Верховного    Революционного    Трибунала
кассационному обжалованию не подлежат.
     40. Настоящее  положение  входит  в  силу со дня опубликования
этого положения и не позднее, чем через 14 дней по опубликовании.


     Подписали:
     Председатель Всероссийского    Центрального    Исполнительного
Комитета Советов М.Калинин
     Народный Комиссар Юстиции Курский
     Секретарь Л.Серебряков

Информация по документу
Читайте также