Расширенный поиск
Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 18.03.1920 № 115ДЕКРЕТ ВСЕРОССИЙСКОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОВЕТОВ О революционных трибуналах (Положение) Вводная статья. Во исполнение поручения Февральской Сессии Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета 7 Созыва, Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета постановил: 1. В целях объединения деятельности органов по борьбе с преступными деяниями, направленными против Рабоче-Крестьянской власти, и устанавливаемого революцией порядка, в видах достижения единства в применении мер чрезвычайной репрессии по делам о таковых деяниях и во изменение декрета о революционных Трибуналах от 12 апреля 1919 года (Собр. Узак. 1919 г. N 13, ст 132) и декрета о революционных Военных Трибуналах от 20 ноября 1919 г. (Собр. Узак. 1919 г. N 58, ст. 549) устанавливается впредь, в качестве основного закона о Революционных Трибуналах Республики, следующее о них Положение. 2. Согласование действующих Положений о Трибуналах Военных, Военно-Железнодорожных, о Трибуналах Штаба Войск Внутренней Охраны и иных Трибуналах, кои могут быть впредь организованы, поскольку в законе о них будет оговорено противное с публикуемым Положением, поручается соответствующим ведомствам. Положение о Революционных Трибуналах. Ст. 1-я. Революционные Трибуналы Республики учреждаются со специальной целью рассмотрения дел, направляемых к ним Чрезвычайными Комиссиями, Особыми Отделами и Комиссиями по борьбе с дезертирством по делам о дезертирах и принятых Трибуналами к своему рассмотрению. В соответствии с этим, Трибуналам предоставляется, в пределах действующих декретов, неограниченное ничем право в определении мер репрессии. Кроме Чрезвычайных Комиссий и Особых Отделов, право направления непосредственно дел в Трибуналы принадлежит в отдельных случаях Народному Комиссару Юстиции, Народному Комиссару Внутренних Дел, Народному Комиссару Рабоче-Крестьянской Инспекции, местным Губернским Исполнительным Комитетам и Президиумам местных Советов Народных Судей по представлении Народных Судей. Поводом к начатию дел в Трибуналах может быть, сверх того, всякое заявление граждан или сообщения должностных лиц, административных мест, военных и гражданских судебных властей, явка с повинной, равно, как и постановление самого Трибунала, вынесенное им в судебном заседании при рассмотрении иного дела. Трибуналы направляют в этих случаях все поступившие к ним заявления в Чрезвычайные Комиссии для расследования. Примечание. В изъятие из ст. 1, в целях борьбы с нарушителями трудовой дисциплины, охранения революционного порядка и борьбы с паразитическими элементами населения, в случае, если дознанием не установлено достаточных данных для направления дел о них в порядке уголовного преследования, за Всероссийской Чрезвычайной Комиссией и Губернскими Чрезвычайными Комиссиями с утверждения Всероссийской Чрезвычайной Комиссии, сохраняется право заключения таких лиц в лагерь принудительных работ на срок не свыше 5 лет. Ст. 2-я. Ведению Революционных Трибуналов подлежат дела: 1. О контр-революционных деяниях. 2. Дела о крупной спекуляции товарами и предметами, взятыми на учет. 3. Дела по крупным должностным преступлениям лиц, обвиняемых в хищениях, подлогах, неправильной выдаче нарядов и участии в спекуляции в той или иной форме, равно, как и об иных, более выдающихся, должностных преступлениях, в том числе и взяточничестве. 4. Дела о явном дискредитировании власти Советскими работниками. 5. Дела о дезертирах, признанных злостными, и укрывателях дезертиров, поскольку таковые дела Комиссиями по борьбе с дезертирством будут признаны превышающими их компетенцию, а также о пособниках и подстрекателях к дезертирству. Определения Трибунала о принятии или непринятии к своему производству, направляемых по указанным выше признакам к ним, дел окончательны и ни в каком порядке обжалованью не подлежат. Трибуналы вправе принять к своему производству из направляемых дел, сверх указанных категорий, и дела о всяких иных деяниях, если усмотрят в них признаки опасности для РСФСР или порядков, в нем установленных. Ст. 3-я. Революционные Трибуналы учреждаются во всех губернских городах Республики по одному на губернию. Такие же Трибуналы могут быть учреждены местными Советами по соглашению с Народным Комиссариатом Юстиции в городах, насчитывающих не менее 200.000 населения. Ст. 4-я. В отношении Военно-Революционных Трибуналов на фронтах и Трибуналов, учрежденных в тылу, но подчиненных Революционному Военному Трибуналу Республики, как равно и Военно-Железнодорожных Трибуналов, учреждаемых в порядке охраны железных дорог, по случаю введения на них военного Положения, действуют особые о таковых Трибуналах Положения, с изменениями, кои непосредственно оговорены в настоящем Положении. Ст. 5-я. С опубликованием настоящего Положения, постановление Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета о внесудебных полномочиях Чрезвычайной Комиссии, от 20-го июня 1919 года (Собр. Узак. 1919 г. N 27, ст. 301), декрет об Особом Трибунале при Всероссийской Чрезвычайной Комиссии, от 21-го октября 1919 года (Собр. Узак. 1919 г. N 53, ст. 504), отменяются. Все существующие Чрезвычайные Военные Суды и иные учреждения чрезвычайного характера с судебными функциями, равно, как Революционные Трибуналы, учрежденные в ином порядке или действующие не на основании правил, изложенных в настоящем Положении, упраздняются. Организация Трибунала. Ст. 6-я. Революционные Трибуналы избираются местными Советами и Губернскими Исполнительными Комитетами в составе одного Председателя Трибунала и двух членов Трибунала, в том числе один из состава местной Коллегии Губернской Чрезвычайной Комиссии. Об избрании или изменении состава Трибунала местный Совет сообщает в Кассационный Трибунал, которому принадлежит право мотивированного отвода Председателя Трибунала. Губернские Исполнительные Комитеты могут, в пределах штатов Трибуналов и в зависимости от местных потребностей, как равно для выездных сессий Трибунала, образовывать тем же порядком второй и третий составы Трибуналов из 3-х членов, которые работают, согласно настоящего Положения, по указанию Председателя Трибунала, который назначает и председательствующего для этих составов. Примечание. Входящий в состав Трибуналов член местной Коллегии Губернской Чрезвычайной Комиссии для военных и Военно-Железнодорожных Трибуналов, соответственно правилам и порядкам, изложенным в Положении о таковых Трибуналах, заменяется в Военных Трибуналах членом, назначаемым по представлению начальника Особого Отдела, а для Железнодорожных Трибуналов - членом по представлению местной Районной Транспортной Чрезвычайной Комиссии. Ст. 7-я. Члены Трибунала избираются сроком на 3 месяца. Каждый член Трибунала может быть как переизбран, так и отозван до срока постановлением тех же Советов и Губернских Исполнительных Комитетов. О предварительном следствии по делам, поступающим в Трибуналы, и о следователях-докладчиках при Трибуналах. Ст. 8-я. Предварительное расследование по делам, долженствующим, согласно ст. 2 настоящего Положения, поступить на рассмотрение Трибунала, производится Чрезвычайными Комиссиями, Особыми Отделами и иными органами, коим принадлежит право направления дел в Трибуналы. В случае, если дела, поступившие в Трибуналы, требуют дополнительного следствия, они передаются Трибуналом для доследования, равным образом, в Чрезвычайные Комиссии, Особые Отделы, Транспортные Чрезвычайные Комиссии, Комиссии по борьбе с дезертирством, или те органы, от коих данное дело поступило. В случае, если дело направляется в Трибунал, в силу ст. 1-й настоящего Положения не из Чрезвычайных Комиссий, от Трибунала зависит признать произведенное расследование достаточно полным с немедленным назначением его к слушанию. Примечание. В отношении Военных Трибуналов и Военно-Железнодорожных Трибуналов впредь до полного слияния существующих при них самостоятельных следственных органов с соответствующими аппаратами Особых Отделов и Транспортной Чрезвычайной Комиссии, следственные аппараты означенных Трибуналов временно сохраняются. Ст. 9-я. Для подготовки докладов по поступающим делам и составления заключений по ним, при Трибуналах состоят особые следователи-докладчики, причем Председатель Трибунала назначает одного из членов Трибунала наблюдающим за их действиями. В исключительных случаях, Трибуналы могут возлагать на этих следователей производство дополнительных следственных действий по принятым к своему производству делам, без особого направления таких дел в Чрезвычайную Комиссию или Особые Отделы для доследования. Докладчиками по делам в Распорядительных заседаниях Трибунала могут быть как члены самого Трибунала по назначению Председателя, так и следователи-докладчики за ответственностью, однако, члена Трибунала, наблюдающего за их действиями. Трибуналам принадлежит право проверки следственных действий по всем, уже поступившим к ним, как равно, находящимся еще в производстве Чрезвычайных Комиссий и Особых Отделов, делам, розыскные действия по которым уже закончены. Ст. 10-я. Постановление следователей Трибуналов об арестах, выемках, обысках, освобождении арестованных и изменении меры пресечения, равно, как и привлечении новых лиц в качестве обвиняемых, имеют силу только за подписью Председателя Трибунала, по докладу того члена Трибунала, коему поручено наблюдение за производством дополнительных следствий по данному делу. Вопрос о прекращении дела до судебного разбирательства разрешается пленумом Трибунала в Распорядительном заседании. Ст. 11-я. Производство следственных действий в уездах возлагается на Губернскую Чрезвычайную Комиссию. При назначении дополнительных следственных действий Трибуналы могут использовать сверх того все имеющиеся на местах следственные и розыскные органы. Ст. 12-я. Члены Трибунала, по поручению Трибунала, имеют право посещения мест заключения и проверки закономерности содержания арестованных, сообщая через Распорядительное заседание Трибунала о замеченных нарушениях с предложением изменения меры пресечения тому учреждению, за коим числится арестованный. Последнее обязано в семидневный срок либо освободить заключенного, либо представить исчерпывающие объяснения по возбужденному Трибуналом поводу. О подготовительных к суду действиях Трибуналов. Ст. 13-я. Все поступающие дела, не позднее 7 дней, с момента поступления, докладываются соответствующим членом Трибунала в Распорядительном заседании Трибунала, от коего зависит постановить либо о немедленном назначении дел к слушанию, причем в этом случае Трибунал в том же заседании утверждает следователя и разрешает вопросы о вызове или невызове на заседание допрошенных на предварительном следствии свидетелей и экспертов, допущении защиты и обвинения и иные возникающие по делу вопросы и заявленные ходатайства, либо постановляет о доследовании, или производстве отдельных дополнительных следственных действий, либо о прекращении дела, если не усмотрит во вменяемом деянии признаков, указанных в ст. 2 настоящего Положения, с направлением, в таком случае, дела в соответствующее судебное место, составляя о сем особое постановление. В случае принятия дела Трибуналом и утверждения заключения следователя, фактическое слушание дела должно иметь место не позднее одной недели с момента рассмотрения его в Распорядительном заседании. Примечание. В случае скопления большого количества дел, в особенности дезертирских, и невозможности рассмотрения их с точным соблюдением сроков, указанных в настоящей статье, обязательно образуется параллельный состав Трибунала, коему поручается специальное рассмотрение дел упомянутой категории. Ст. 14-я. При разрешении вопроса о вызове к рассмотрению дела допрошенных ранее свидетелей и экспертов и допущении обвинителя и защиты, Революционный Трибунал сообразуется исключительно со степенью ясности дел, доказанности преступления и необходимости личного опроса свидетелей, для проверки данных ими на предварительном следствии показаний и устранения имеющейся в них неполноты, либо противоречивости. При признании Трибуналом полноты, категоричности, достоверности и совершенной ясности показаний этих лиц, Трибунал вправе не вызывать их на судебное рассмотрение дела, независимо от существенности их показаний по делу. Ст. 15-я. В случае обращения дела к доследованию, либо назначения отдельных дополнительных действий, производство таковых и заключение следствия должно последовать в течение одного месяца. Для продления срока обязательно постановление Трибунала. Ст. 16-я. В Трибуналах всех категорий, в том числе Военных и Военно-Железнодорожных, утвержденное Трибуналом заключение следователя и определение Трибуналом о вызове свидетелей, экспертов и допущении обвинителя и защиты, сообщаются обвиняемому. Причем, в случае его просьбы о том, обвиняемому должна быть предоставлена возможность ознакомления со всем производством по делу. Рассмотрение дела не может иметь место ранее, чем через 24 часа с момента вручения копии заключения. Обвиняемый имеет право возбуждать ходатайство и жалобы по поводу произведенного следствия. Все эти ходатайства приобщаются к делу и разрешаются непосредственно в судебном заседании, если по существу этих ходатайств (допущение защиты и иные) уже не состоялось определения Трибунала при назначении дела к слушанию или в особом Распорядительном заседании. Обвинение и защита в Трибуналах Ст. 17-я. Допущение к участию в деле обвинения и защиты всецело зависит от Трибунала и разрешается в Распорядительном заседании. Защитниками, кроме членов Коллегии Защитников и Обвинителей при Советах, образуемой порядком, указанным в Положении о Народном Суде (Собр. Узак. 1918 г. N 85, ст 889), могут только близкие или родственники подсудимых или лица, пользующиеся полным доверием Трибунала. В случае допущения Трибуналом по какому-либо делу обвинителя, Трибунал обязан допустить или назначить защитника. О порядке рассмотрения дел в Трибуналах. Ст. 18-я. Заседания Трибунала публичны и имеют место в присутствии обвиняемого. Отсутствие обвиняемого не может служить препятствием к слушанию дела, в случае согласия на то обвиняемого, или, если доказано уклонение обвиняемого от суда, или, если обвиняемый находится вне пределов РСФСР Трибунал вправе постановить в этих случаях, как о выделении дела, так и о его заочном слушании по своему усмотрению. Ст. 19-я. Во всех Трибуналах, в том числе и Военных и Военно-Железнодорожных, порядок допроса вызванных на заседание свидетелей и экспертов зависит от Трибунала. Трибунал вправе прекратить допрос и не допрашивать остальных свидетелей, если признает дело и обстоятельства, для проверки которых свидетели вызывались, достаточно выясненными. Допущение новых свидетелей, не допрошенных ранее на предварительном следствии и приведенных в заседание средствами сторон, также зависит от Трибунала. Оглашение показаний свидетелей, не вызванных на заседание в порядке ст. 14-й настоящего Положения, либо вызванных, но не явившихся, оглашение и предъявление имеющихся по делу документов, приобщение новых документов также зависит от Трибунала и разрешается им, как по собственной инициативе, так и по ходатайству обвинителя и защиты по своему усмотрению. Показания подсудимого, данные им на предварительном следствии, равным образом, могут быть оглашены. Ст. 20-я. В Трибуналах всех категорий обвинение и защита, если они допущены, имеют право ссылаться на все без исключения документы и показания, приобщенные к делу, независимо от их оглашения или неоглашения в судебном заседании. Трибунал вправе постановить о недопущении прений сторон после заключения судебного следствия, если признает дело в достаточной степени судебным следствием выясненным. Ст. 21-я. В Трибуналах всех категорий подсудимый имеет право задавать вопросы свидетелям и давать объяснения, как по существу всего дела, так и по поводу каждого документа или показания в любой момент судебного следствия. Трибунал может, однако, устранить вопрос, если признает его не относящимся к делу. Подсудимому всегда принадлежит последнее слово. Ст. 22-я. Обращение дела к доследованию может иметь место только в случае признания Трибуналом такой неполноты следствия, которая не может быть восполнена на заседании Трибунала. Трибунал составляет о сем особое мотивированное постановление. Постановление приговора. Ст. 23-я. Приговоры постановляются большинством голосов. Приговоры постановляются в письменном виде за подписью всех членов Трибунала, участвовавших в заседании. В приговоре должен быть указан состав суда, время слушания дела, имя, отчество, фамилия, лета, классовая принадлежность обвиняемого, место, время и существо преступного деяния, определение меры репрессии или постановление об оправдании. О ходе заседания ведется протокол, где отмечаются главные моменты рассмотрения дела, порядок допроса и существо показаний свидетелей и подсудимых, оглашение или предъявление документов, все частные постановления Трибунала, вынесенные им по тому или иному поводу при рассмотрении дела и все заявления сторон по специальному их о том ходатайству. Содержание прений сторон в протокол не заносится. Ст. 24-я. Трибунал выносит приговоры, руководствуясь исключительно оценкой обстоятельств дела и интересами пролетарской революции. Ст. 25-я. Никто не может присутствовать в совещательной комнате, кроме членов Трибунала, участвующих в заседании. Ст. 26-я. Приговоры Революционных Трибуналов являются окончательными и обжалованию в апелляционном порядке не подлежат. Копия приговора вручается осужденным не позднее 24-х часов после вынесения приговора. В кассационном порядке приговоры могут быть обжалованы, кроме приговоров Верховного Трибунала при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете и приговоров Военных Трибуналов и Трибуналов, приравненных к ним, в том числе военножелезнодорожных. Ст. 27-я. На подачу кассационных жалоб и протестов на приговоры Трибуналов предоставляется 48 часов с момента вручения приговора осужденным. Право принесения в тот же срок кассационных протестов на мягкость приговора или оправдательный приговор принадлежит всякому гражданину Республики. О Кассационном Трибунале. Ст. 28-я. Для установления единообразия в деятельности всех Революционных Трибуналов, надзора за таковой деятельностью, разрешения процессуальных или иных вопросов, как равно рассмотрения кассационных жалоб и протестов по делам, разбираемым в Трибуналах, учреждается Кассационный Трибунал при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете в составе Председателя Кассационного Трибунала, избираемого Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом из состава членов Коллегии Народного Комиссариата Юстиции, двух членов его - Председателя Верховного Трибунала и Председателя Революционного Военного Трибунала Республики, входящих в состав Кассационного Трибунала по должности, и члена докладчика Кассационного Трибунала, назначаемого Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом. Ст. 29-я. Кассационные жалобы и протесты на обжалованные приговоры Революционный Трибунал в 24 часа с момента получения жалобы обязан направить вместе со всем делом в Кассационный Трибунал, причем приостанавливает исполнение приговора до разрешения дела в кассационной инстанции с принятием мер пресечения. Ст. 30-я. Член-докладчик Кассационного Трибунала дает заключение по жалобам и протестам и не присутствует в совещательной комнате. Ст. 31-я. Поступившие в Кассационный Трибунал жалобы и протесты должны быть рассмотрены не позднее недельного срока со дня поступления жалобы. Ст. 32-я. Допущение жалобщиков и их представителей к поддержанию жалобы в заседании Кассационного Трибунала разрешается Трибуналом по своему усмотрению и объявляется им при опубликовании списка дел, назначенных к слушанию. Ст. 33-я. Поводом для кассации является: 1) признание Кассационным Трибуналом существенными нарушения Трибуналом, вынесшим приговор, форм и порядка рассмотрения дел, установленных настоящим Положением, и 2) определение меры репрессии, явно не соответствующей деянию осужденного. Ст. 34-я. Дела, приговоры по которым кассируются за силою п. 1, ст. 33-ей, передаются Кассационным Трибуналом для нового рассмотрения в другой или тот же Трибунал, но в ином составе. Ст. 35-я. В случае признания меры репрессии, явно не соответствующей деянию осужденного, от Кассационного Трибунала зависит изменить меру репрессии без вторичного направления дела к слушанию, направляя свои определения об изменении меры репрессии в Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета для утверждения. Об отчетности Трибуналов и правах Кассационного Трибунала по надзору. Ст. 36-я. Все Революционные Трибуналы, в том числе Военные и Военно-Железнодорожные обязаны представлять отчетность и копии своих приговоров в Кассационный Трибунал периодически и в сроки, указанные Кассационным Трибуналом, причем Военные Трибуналы и Трибуналы, подчиненные Трибуналу Республики, представляют копии своих приговоров и отчетность предварительно в Революционный Трибунал Республики, а Железнодорожные в Главный Военный Железнодорожный Трибунал и через них порядком, определенным ниже, в Кассационный Трибунал. Ст. 37-я. Член-докладчик Кассационного Трибунала представляет в Кассационный Трибунал сводки о деятельности всех Трибуналов, как равно докладывает ему о всех замеченных им нарушениях, предлагая применение тех или иных дисциплинарных мер по отношению к председательствующему в заседании до отстранения от должности и предания суду, включительно, причем независимо от наличия или отсутствия кассационной жалобы, если найдет нужным, истребует от Трибунала все дело для осмотра его в ревизионном порядке. От Кассационного Трибунала будет в этом случае зависеть, признав допущенные нарушения существенными, отменить приговор и передать его на новое рассмотрение в Трибунал в ином составе, либо изменить меру репрессии в порядке ст. 35-й настоящего Положения. О своей собственной деятельности Кассационный Трибунал представляет отчетность в Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Народному Комиссару Юстиции. Примечание. В отношении Военных Трибуналов и Трибуналов, подчиненных им, в том числе и Военно-Железнодорожных Трибуналов, обязанности члена-докладчика по представлению отчетности в Кассационный Трибунал исполняет Председатель Революционного Военного Совета Республики, причем член-докладчик Кассационного Трибунала дает свое заключение по его докладам; указанные в ст. 37-й права Кассационного Трибунала по надзору целиком распространяются на все Военные и Военно-Железнодорожные Трибуналы. Ст. 38-я. Разрешение возникающих в порядке Трибунального производства вопросов процессуального характера, как по кассационным жалобам, так и в результате ревизионной деятельности Кассационного Трибунала, если разрешение их требует принципиального истолкования статей закона и преподания определенных указаний всем Трибуналам для исполнения, осуществляется Кассационным Трибуналом путем инструкций, циркуляров и разъяснений по предварительному докладу члена-докладчика и после утверждения таковых Народным Комиссариатом Юстиции. Тот же порядок относится и к циркулярам, рассылаемым Революционным Трибуналом Республики, Военным Трибуналом, Трибуналом, подчиненным ему, и Военно-Железнодорожным Трибуналом. О Верховном Революционном Трибунале. Ст. 39-я. Верховный Революционный Трибунал избирается Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета в составе Председателя и двух членов и принимает к своему производству дела по определению Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, Народного Комиссариата Юстиции и Председателя Всероссийской Чрезвычайной Комиссии. Порядок рассмотрения дел, установленный в настоящем Положении, распространяется на Верховный Трибунал. Функции Особого Трибунала при Всероссийской Чрезвычайной Комиссии полностью переходят к Верховному Трибуналу Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета. Ст. 40-я. Для производства предварительного следствия по делам, передаваемым на рассмотрение Верховного Трибунала, учреждается Следственная Комиссия, председательствующий коей назначается Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета с возложением на него обязанностей члена-докладчика в Распорядительном заседании Трибунала и иных, определенных настоящим Положением. Особое постановление. Настоящее Положение входит в силу через 14 дней после его опубликования. Ведомства: Военное, Железнодорожное, Внутренних Дел и Центральная Комиссия по борьбе с дезертирством обязываются в 14-дневный срок со дня опубликования настоящего Положения согласовать с ним действующие Положения о Трибуналах, подчиненных вышепереименованным ведомствам. Подписали: За Председателя Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Лутовинов Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Енукидзе 18 марта 1920 года. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|