Расширенный поиск

Декрет Совета Народных Комиссаров от 03.01.1921 № 37

 



                  ДЕКРЕТ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ

     37 О реквизициях и конфискациях.

     В дополнение и развитие декрета Совета Народных Комиссаров от  16
апреля 1920 года о реквизициях и конфискациях (Собр.  Узак.  1920 г. N
29,  ст.  143) и постановления Совета Народных Комиссаров от  25  июля
1920 г.  (Изв. ВЦИК от 25/VII 1920 г. N 163) Совет Народных Комиссаров
постановил:

                                  А.

     1. В порядке ст.  7 декрета  от  16  апреля  1920  года  подлежат
конфискации нижеследующие ценности, хранящиеся у частных лиц и обществ
без надлежащего на то разрешения:
     а) платиновые,   золотые   и  серебряные  монеты,  независимо  от
количества таковых;
     б) золото,  серебро,  платина и металлы платиновой группы (осмий,
иридий,  рутений и др.) в  слитках  и  в  сыром  виде,  независимо  от
количества таковых;
     в) процентные бумаги,  кроме тех,  которым  на  основании  особых
постановлений присвоено обращение наравне с денежными знаками;
     г) бриллианты,  алмазы и др.  драгоценные камни в общей сложности
на одно лицо свыше трех каратов и жемчуг свыше пяти золотников.
     2. Подлежат реквизиции изделия  из  благородных  металлов  в  том
случае,  если общий вес их превышает нижеследующие нормы,  допускаемые
для личного потребления и домашнего обихода на одно лицо:
     а) в отношении золотых изделий - 18 золотников золота;
     б) в отношении изделий из серебра - три фунта.

     П р и м е ч а н и е 1-е. Конфискации и реквизиции подлежат только
излишки сверх норм, указанных в п.п. "а" и "б".
     П р и м е ч а н и е 2-е.  Не подлежат реквизиции  те  изделия  из
золота, серебра и платины, в коих главные и существенные части состоят
не из благородных металлов, а последние составляют лишь несущественную
принадлежность (напр., золотые часы, очки в золотой оправе и т.п.).

     Не подлежат  реквизиции  также  научные  приборы и инструменты из
благородных металлов.
     3. В случае обнаружения у частных лиц значительных денежных сумм,
внушающих подозрение в приобретении их  спекулятивным  путем,  таковые
подлежат   принудительному   внесению  на  текущий  счет  владельца  в
государственную кассу впредь до разрешения Народным Судом  вопроса  об
их происхождении.
     4. Обо  всех  обнаруженных  в  порядке  настоящего  постановления
вещах,  ценностях и деньгах (ст. ст. 1, 2 и 3) составляется немедленно
акт  ареста,  в  котором  точно  заносится   подробная   опись   всего
обнаруженного,   причем   в   отношении  денежных  знаков  указывается
количество денег, а также образцы их, в отношении благородных металлов
и  драгоценных  камней  -  их вес и в отношении процентных дивидендных
бумаг - их наименование,  номинальная  стоимость,  указанная  в  самой
бумаге,   и  даты  первого  и  последнего  купонов.  Изъятые  предметы
передаются в трехдневный срок согласно акта описи  в  ближайшую  кассу
Народного  Комиссариата  Финансов,  а  в  столице  - в Государственное
Хранилище Ценностей.
     5. Государственное   Хранилище   в   Москве   и  Кассы  Народного
Комиссариата Финансов на местах, получив указанные в предыдущей статье
(4)   ценности,   поверяют,  согласно  акта  ареста,  в  точности  вес
полученных металлических ценностей, а равно и количество, род, образец
денег  и  процентных  бумаг,  и в трехдневный срок посылают копию акта
ареста  вместе  во  своим  заключением   и   с   визой   представителя
Рабоче-Крестьянской   Инспекции   в  Коллегию  Народного  Комиссариата
Финансов (в Москве) или в Отдел Финансов  Губернского  Исполнительного
Комитета.
     6. Народный Комиссариат Финансов  или  местные  Отделы  финансов,
получив  акт  ареста,  постановляют  в  недельный  срок,  какие  части
арестованных  ценностей,  указанные  в  ст.ст.  1,  2  и  3,  подлежат
реквизиции, конфискации или внесению на текущий счет владельцу и какие
подлежат  возврату   владельцу.   Оценка   и   оплата   реквизируемого
совершается  соответственно ст.ст.  6,  7 Инструкции,  изданной в силу
примечания к ст. 8 декрета 16 апреля 1920 года.

          Б. О р е к в и з и ц и и  и  к о н ф и с к а ц и и
    м е д и ц и н с к о г о  и  ф а р м а ц е в т и ч е с к о г о
                          и м у щ е с т в а.

     7. Народному Комиссариату Здравоохранения  предоставляется  право
реквизиции  и  конфискации  предметов  и  имущества,  необходимых  для
удовлетворения нужд, связанных с охраной народного здоровья.
     1. Имуществом   и   предметами,   могущими   служить   для   цели
здравоохранения (ст. 7), признаются:
     а) предметы  санитарно-технического,  санитарно-гигиенического  и
бактериологического оборудования, дезинфекционные аппараты и средства;
     б) медицинское и хозяйственное оборудование лечебных учреждений и
диагностических лабораторий;
     в) предметы аптечного оборудования,  фармацевтические препараты и
перевязочные средства;
     г) врачебные     инструменты     (хирургические,    зубоврачебные
инструменты,   рентгеновские   и   электромедицинские    аппараты    и
принадлежности к ним и т.п.), предметы ухода за больными.

     П р и м е ч а н и е.  Имущество и предметы из числа перечисленных
в настоящей  статье,  необходимые  для  профессиональной  деятельности
медицинского   персонала   в  пределах  норм,  установленных  Народным
Комиссариатом Здравоохранения,  реквизиции и конфискации не  подлежат.
Имущество   частных   и   лечебных  учреждений,  лабораторий  и  т.п.,
деятельность которых признается Народным Комиссариатом Здравоохранения
полезной   в   интересах   здравоохранения,   также  освобождается  от
реквизиции  и  конфискации   в   количестве,   определяемом   Народным
Комиссариатом Здравоохранения в каждом отдельном случае.

     8. Право реквизиции и конфискации предметов, указанных в ст. 7-й,
осуществляется Коллегией Народного Комиссариата  Здравоохранения,  как
непосредственно,   так   и   через   его   местные   органы,   которые
руководствуются  издаваемыми  на  этот  счет  Народным   Комиссариатом
Здравоохранения правилами.  Порядок реквизиции и конфискации и порядок
оценки  и  уплаты  вознаграждения  в  случае  реквизиции  определяются
инструкцией, изданной в силу примечания к ст. 8 Декрета 16 апреля 1920
года.

     П р и м е ч а н и е. Имущество лиц, призванных на военную службу,
не изъемлется из действия ст.ст. 7 и 8 сего декрета.

  В. О б  о с у щ е с т в л е н и и  п р а в а  р е к в и з и ц и и
 и  к о н ф и с к а ц и и  Н а р о д н ы м  К о м и с с а р и а т о м
                        П р о с в е щ е н и я.

     9. Народному   Комиссариату   Просвещения  предоставляется  право
реквизиции и конфискации:
     а) предметов  старины  или  искусства,  вывозимых  за границу без
разрешения, а равно брошенных владельцем;
     б) научных музеев,  коллекций, кабинетов, лабораторий, установок,
приборов,  библиотек, наглядных пособий, учебных книг и научно-учебных
пособий;
     в) театральных             постановок,             представляющих
художественно-историческое  значение  (макеты,  костюмы,  декорации  и
т.п.);
     г) музыкальных инструментов и принадлежностей к ним;
     д) предметов  религиозного  культа,  имеющих   историческое   или
художественное значение.

     П р и м е ч а н и е.    Предметы из числа перечисленных в ст.  9,
необходимые  для  профессиональной   деятельности   преподавательского
персонала  высших  и  средних  учебных заведений,  а равно для научных
занятий  лиц,  выполняющих  научные  и   научно-практические   задания
государственных установлений, конфискации и реквизиции не подлежат. Не
подлежат также реквизиции и конфискации предметы религиозного  культа,
хотя и имеющие историческое или художественное значение, находящиеся в
церквах и молитвенных учреждениях всех вероисповеданий.

     10. Народный   Комиссариат   Просвещения    осуществляет    право
реквизиции и конфискации предметов, указанных в ст. 9, непосредственно
или через свой местный орган. Порядок ареста, конфискации, реквизиции,
оценки  имущества  и уплаты вознаграждения определяется декретом от 16
апреля 1920 года  и  изданной  в  силу  примечания  к  ст.  8  декрета
Инструкции.

         Г.  О  к о н ф и с к а ц и и  т а м о ж е н н ы м и
                       у ч р е ж д е н и я м и.

     11. Конфискации таможенными учреждениями подлежат:
     1. Товары,  признаваемые  контрабандными,  т.е.  те,  кои вопреки
декретам 29 декабря 1917 г.  (Собр.  Узак. 1918 г. N 14, ст. 197) и 22
апреля 1918 г.  (Собр.  Узак.  1918 г. N 33, ст. 432) о национализации
внешней торговли,  вывозятся из Российской Республики или  ввозятся  в
Республику без разрешения Народного Комиссариата Внешней Торговли.
     2. Товары,  деньги и всякого рода предметы,  сверх разрешенных  к
ввозу  или  вывозу,  скрытые  от  таможенного  контроля  следующими за
границу или из-за границы  лицами  путем  какого  либо  ухищрения  или
обнаруженные при личном осмотре этих лиц.
     3. Нижеследующие предметы,  хотя бы и не скрытые  от  таможенного
контроля, в случае обнаружения у лиц, следующих за границу:
     а) оружие, предметы военного снаряжения, полевые бинокли;
     б) все предметы и ценности, указанные выше в ст.ст. 1, 2 и 3 сего
декрета,  если на  вывоз  их  не  имеется  особого  разрешения  Отдела
Международных  Расчетов  Комиссариата  Финансов или если на предмет их
вывоза не существует специального международного соглашения;
     в) всякого  рода  документы имущественного характера относительно
расположенных в  России  недвижимостей  (акты  о  продаже  недвижимого
имущества, о дарении и об утверждении в наследстве и т.п.);
     г) документы,  вредные для Российской Республики в политическом и
экономическом отношениях;
     д) иностранная валюта, за исключением тех случаев, когда на вывоз
ее   имеется   разрешение   Отдела  Международных  Расчетов  Народного
Комиссариата Финансов;
     е) предметы,  имеющие  художественное и антикварное значение,  на
пропуск  коих  не   представлены   надлежащие   разрешения   Народного
Комиссариата Внешней Торговли;
     ж) все  нормированные  продукты,  сверх  допущенных  к   пропуску
предметов продовольствия не более 10 фунтов на одно лицо,  в том числе
1/2 сахару и 5 фунтов печеного хлеба,  а также  табаку  не  более  1/4
фунта  или  200  папирос,  одного  куска туалетного мыла или 1/2 фунта
простого мыла на одно лицо.
     4. Международные и почтовые посылки со вложением не разрешенных к
ввозу и вывозу предметов,  если это  вложение  не  показано  правильно
своим наименованием в почтовой декларации.

     П р и м е ч а н и е.     Не разрешенные к провозу товары и разные
вещи,  если они не скрыты от  таможенного  контроля  следующими  из-за
границы  лицами,  или составляют вложение почтовой посылки,  правильно
показанной в декларации - допускаются к обратному отвозу  за  границу.
Не   скрытые  от  таможенного  контроля  товары,  предметы  и  деньги,
разрешенные к хранению внутри России,  но не разрешенные к  вывозу  за
границу,   отбираются  от  лиц,  следующих  за  границу,  но  подлежат
возвращению владельцам их или их доверенным для  использования  внутри
России  в течение установленного срока (месячного для возврата товаров
и предметов и трехмесячного для возврата денег).

     12. Подлежащие согласно  предыдущей  статье  конфискации  товары,
деньги  и  разного  рода  предметы  могут быть обнаружены или в районе
действия  таможенных  учреждений  при  провозе  и  проносе  означенных
товаров, денег и предметов через эти учреждения или же вне таможенного
района при тайном провозе и проносе этих товаров,  денег и  предметов,
помимо таможенного учреждения.
     13. Для  обнаружения  контрабандных  товаров,  тайно  привезенных
из-за  границы  или  предназначенных  к  тайному  вывозу  за  границу,
таможенные служащие имеют право в пределах 7-ми  верстной  пограничной
полосы  производить  обыски  и  выемки во всех случаях,  когда имеется
подозрение в  сокрытии  конрабанды.  Вне  пределов  означенной  полосы
обыски  и выемки производятся таможенными служащими не иначе,  как при
участии уголовной или общей милиции на общем основании.
     14. Все  задержанные  вне  района  действия таможенных учреждений
таможенными служащими или  какими-либо  другими  лицами  контрабандные
товары  должны быть доставляемы вместе с проносителями и провозителями
их  в  ближайшее  таможенное  учреждение,  по  составлении  на   месте
задержания  товаров  протокола  с  указанием в нем следующих сведений:
время и место составления  протокола,  кем,  когда  и  где  обнаружено
нарушение  декретов  о  национализации  внешней  торговли  или  других
декретов и постановлений,  в чем оно состоит (в тайном провозе  или  в
попытке  тайного провоза товаров),  имя,  отчество и фамилия владельца
товара, понятые и свидетели нарушения, описания вида каждого товарного
места,  знаков,  печатей  и  вес  брутто  товаров,  а  также показание
владельца о том,  принадлежит ли товар ему или кому либо другому и все
сделанные понятыми, свидетелями и владельцами товара замечания.
     15. По доставлении товаров в таможенное учреждение  немедленно  в
присутствии  задержателей и задержанных производится подробный досмотр
и опись этих товаров.
     16. При обнаружении предметов,  ценностей и денег,  не скрытых от
таможенного надзора, но не разрешенных к хранению внутри России (ст.ст
1,2 и 3 сего постановления),  вещи эти отбираются,  и с ними поступают
согласно ст.ст. 4, 5 и 6 настоящего постановления.
     17. Оценка    задержанных    товаров   производится   таможенными
учреждениями  одновременно  с  досмотром,  а  в  случае  возникновения
сомнения  в стоимости товаров или же заявления со стороны провозителей
или  владельца  товаров  спора  по  поводу  оценки,  для   участия   в
производстве последнего приглашаются сведущие лица.
     18. Дела о контрабанде разрешаются в порядке административном или
судебном.
     19. В административном порядке,  т.е. непосредственно таможенными
учреждениями,  разрешаются дела о контрабанде в случае,  когда,  кроме
конфискации товаров,  полагается лишь  денежное  взыскание  в  размере
двойной стоимости товаров.
     20. В судебном порядке разрешаются дела о контрабанде в следующих
случаях:  1)  если,  кроме  конфискации товаров и денежного взыскания,
назначается арест и лишение свободы,  2) если по делам,  разрешаемым в
административном порядке,  обвиняемый в недельный срок не согласится с
постановлением таможенного учреждения.
     21. При  разрешении  контрабандных дел в административном порядке
постановления  таможенного  учреждения  по  этим  делам  должны   быть
объявлены  виновным  лицам  с  указанием  срока  и порядка обжалования
постановлений (ст. 26).
     22. В   случае   задержания   товаров   без   провозителя,  копия
постановления таможенного учреждения выставляется у дверей последнего,
и  если в течение недельного срока не последует жалобы на неправильное
задержание товара,  то постановление таможенного учреждения признается
вошедшим в силу и неподлежащим обжалованию.
     23. Задержанные товары по делам, переданным в суд (за исключением
случаев  ст.  16),  остаются  на  хранении  в  таможенном учреждении и
передаются в суд по его требовании при рассмотрении дела,  после  чего
возвращаются  в  таможенное  учреждение  для  приведения  в исполнение
решения суда.
     24. Представленные  в таможенное учреждение товары,  подверженные
скорой порче, немедленно по производстве досмотра, описи и оценки и по
признании  их  таможенными  учреждениями  контрабандными,  поступают в
распоряжение государства.  Остальные же задержанные товары поступают в
распоряжение  казны  лишь  по вступлении в законную силу постановлений
таможенного учреждения или Народного Суда о конфискации товаров.
     25. Поступающие в распоряжение государства конфискованные товары,
предметы и ценности передаются местным распределительным  органам,  за
исключением 1) предметов,  указанных в ст.  11 п.  3 б,  г, д, которые
передаются  в  местные  кассы  Народного  Комиссариата  Финансов,   2)
предметов   художественных,   антикварных  и  книг  (ст.  9),  которые
передаются  Народному  Комиссариату  Просвещения  (ст.   10),   и   3)
медицинского и фармацевтического имущества (ст. 7), которое передается
центральным и местным органам Народного  Комиссариата  Здравоохранения
(ст. 8).
     26. На постановления таможенных учреждений по делам,  разрешаемым
в  административном  порядке,  могут  быть  приносимы жалобы в Главное
Управление Таможенного Контроля через таможенные учреждения в месячный
срок со дня объявления постановления.

     П р и м е ч а н и е.   При задержании товара без проносителя срок
обжалования определяется согласно ст. 22.

     27. Постановления  таможенного  учреждения  могут  быть  отменены
высшей  инстанцией  лишь в тех случаях,  когда эти постановления будут
признаны нарушающими действующие законоположения.
     28. Жалобы   представляются   в  Главное  Управление  Таможенного
Контроля в семидневный срок со дня подачи их в таможенное учреждение и
разрешаются  Главным  Управлением  в  2-х дневный срок,  считая со дня
получения жалобы.  Решение Главного  Управления  Таможенного  Контроля
объявляется  заинтересованным  лицам  через  таможенное учреждение,  в
которое подана жалоба.
     29. На   постановление   таможенного   учреждения   о  задержании
контрабандных  товаров  по   делам,   обращенным   уже   к   судебному
производству,   жалоб   в  порядке  административном  не  допускается;
возражения обвиняемых на означенные постановления подлежат обращению в
соответственный Суд.
     30. Решения Главного  Управления  Таможенного  Контроля  являются
окончательными и обжалованию не подлежат.

         Д. П о л о ж е н и е  о  п р а в е  и  п о р я д к е
    п р о и з в о д с т в а  р е к в и з и ц и й  В о е н н ы м  и
                М о р с к и м  В е д о м с т в а м и.

     31. Реквизиция производится:
     1) в  период  мобилизации  распоряжением   гражданских   властей,
согласно   заранее   выработанных  Окружными  Военными  Комиссариатами
мобилизационных планов;
     2) в военное время;
     а) на территории РСФСР в местностях,  подчиненных  Революционному
Военному  Совету  Фронта  или отдельной армии,  в областях неприятеля,
занятых по праву войны, а также на территориях нейтральных государств,
когда последнее занято неприятелем, - распоряжением военных властей;
     б) во всех прочих местностях РСФСР - гражданскими властями.
     32. С  требованием  производства реквизиций военные власти должны
обращаться:
     а) по   предметам,   входящим   в   круг   ведения   Комиссариата
Продовольствия и Высшего Совета Народного Хозяйства, к местным органам
этих ведомств и
     б) по всем прочим предметам в  Президиум  местных  Исполнительных
Комитетов.
     33. Войскам воспрещается приступать самостоятельно к реквизиции.
     34. При  производстве  реквизиций войсковые части должны всемерно
оказывать гражданским властям содействие обозными средствами, рабочими
командами и т.п.
     35. Все  реквизированное  передается  войсками   по   документам,
установленным  для получения продуктов из складов и магазинов Военного
Ведомства.
     36. При  расплате с местными жителями за реквизированное военными
властями гражданским органам никаких документов не выдается.
     37. Принятые   от   гражданских   органов   продукты  и  предметы
обязательно записываются на приход,  и отчет  о  них  производится  на
общих основаниях.
     38. В районах,  подчиненных Революционному Военному Совету фронта
или  отдельной  армии,  военным  властям  не  разрешается  производить
никаких  реквизиций  без  распоряжения  или   утверждения   смешанными
Комиссиями,   в   составе:   председателя,  назначаемого  Чрезвычайным
уполномоченным Совета Труда и Обороны по снабжению фронта или армии, и
по  одному  представителю  от  Окружного  Продовольственного  Комитета
фронта или армии,  Революционного Военного Совета фронта или  армии  и
представителя местного Исполнительного Комитета.
     39. В случае отсутствия на месте органов смешанной  Комиссии  или
когда  связь с ними нарушена,  военным властям разрешается производить
реквизиции самостоятельно, немедленно донося об этом местной смешанной
Комиссии.
     40. Право  назначения  реквизиции,  указанной  в  параграфе   39,
предоставляется войсковым начальникам,  начиная с начальника дивизии и
выше.
     41. Независимо  от  сего  начальник  всякого отряда,  не исключая
мелких команд и разъездов или войсковой части,  потерявший  совершенно
связь   со   своими   войсками   и   действующий  отдельно,  в  случае
невозможности  заготовить  иными   способами   все   необходимое   для
выполнения поставленной ему задачи обеспечения довольствием вверенного
ему отряда  или  части  и  при  невозможности  испросить  своевременно
разрешение на производство реквизиции,  обязан применить реквизицию. О
причине и размере реквизиции указанные начальники доносят  по  команде
при первой к тому возможности.
     42. При производстве всякого  рода  реквизиций,  как  в  районах,
подчиненных  Окружным  Военным  Комиссариатам,  так  и  Революционному
Военному Совету фронтов или отдельных армий,  военные  власти  обязаны
строжайше  следить за охраной прав и имущественных интересов трудового
населения.
     43. Реквизиция   в  сфере  влияния  противника  производится  при
соблюдении указанных выше условий,  но под прикрытием войск,  и в этом
случае  назначается особое лицо,  которому подчиняется,  как начальник
прикрытия, так и лицо, непосредственно производящее реквизицию.
     44. Начальник прикрытия получает указание от особого назначенного
для производства реквизиции лица о районе, назначенном для реквизиции,
о времени выступления и сведения о противнике, а во время производства
реквизиции - о  степени  успешности  ее  выполнения.  В  свою  очередь
начальник   прикрытия   доносит   означенному   лицу   об   угрожающей
реквизиционному отряду опасности.
     45. Начальник  прикрытия  несет  ответственность  за безопасность
реквизиционного отряда как во время производства реквизиции, так и при
следовании   в  район,  назначенный  для  производства  реквизиции,  и
обратно.

  Е.  О  к о н ф и с к а ц и и  П о ч т о в о-Т е л е г р а ф н ы м
                         В е д о м с т в о м.

     Народному Комиссариату  Почт  и  Телеграфов предоставляется право
конфискации в порядке декрета от 16 апреля 1920 г.  (Собр.  Узак. 1920
года N 29, ст. 143) нижеследующего имущества:
     46. Телеграфных,  телефонных,   радио-телеграфных   аппаратов   и
принадлежностей к ним.
     47. Телеграфных инструментов и станков для производства  линейных
работ  и  производства  запасных  частей  телеграфных  аппаратов  и их
ремонта.
     48. Телеграфной ленты.
     49. Денег,  имеющих обращение в Республике,  в случаях  пересылки
последних   в   почтовых  отправлениях,  в  коих  такая  пересылка  не
дозволена.
     50. Разных  предметов,  пересылка  коих  по  почте,  на основании
действующих  почтовых  правил,  воспрещена,  в   случаях   обнаружения
последних в почтовых отправлениях.
     51. Право  конфискации  предметов,  указанных  в  ст.ст.   46-51,
осуществляется  Народным  Комиссариатом  Почт  и  Телеграфов  или  его
местными  органами,   которые   руководствуются   особыми   правилами,
издаваемыми  Народным  Комиссариатом  Почт  и  Телеграфов в согласии с
декретом от 16  апреля  1920  года  и  Инструкцией,  изданной  в  силу
примечания к ст. 8 названного постановления (Собр. Узак. 1920 г. N 65,
ст.  288).  При конфискации денег (русских и иностранных),  а равно  и
ценных   бумаг   надлежит   поступать   согласно   ст.   4  настоящего
постановления.

     Подписали:     Председатель    Совета    Народных   Комиссаров В.
У л ь я н о в (Л е н и н).
     Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров Н. Г о р б у н о в.
     Секретарь Л. Ф о т и е в а.

     3 января 1921 года.

Информация по документу
Читайте также