Расширенный поиск

Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 23.06.1921 № 294

 



          ДЕКРЕТ ВСЕРОССИЙСКОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО
                               КОМИТЕТА

     294 Об объединении всех Революционных Трибуналов Республики.

     В развитие ст.ст. 6, 28, 37, 38, 39 и 40 и в изменение примечания
к ст.  1-й Основного Положения о Трибуналах (Собр.  Узак.  1920  г.  N
22-23, ст. 115) и ст.ст. 2, 3, 6, 7, 30, 31, 34, 35, 36 и 37 Положения
о Революционных Военных Трибуналах (Собр. Узак. 1920 г. N 54, ст. 236)
и   статей   1-10   и   30-31   Положения   о   Революционных  Военных
Железнодорожных Трибуналах (Собр. Узак. 1920 г. N 21, ст. 112) в целях
объединения  деятельности  всех  без  исключения  судов  Республики  и
установления надзора за этой деятельностью  Всероссийский  Центральный
Исполнительный Комитет постановляет:
     1. В качестве единого кассационного органа  и  органа  ближайшего
надзора  для всех действующих на территории РСФСР.  Трибуналов,  также
судебного учреждения для дел особой важности, установить состоящий при
Всероссийском  Центральном  Исполнительном  Комитете  Единый Верховный
Трибунал,  Ведомственные  трибуналы:  Революционный  Военный  Трибунал
Республики  при Революционном Военном Совете Республики с подчиненными
ему окружными Военными Трибуналами,  кроме  действующих  во  фронтовой
обстановке,   порядок   сохранения   коих   определен   ниже,  Главный
Революционный   Военный   Железнодорожный   Трибунал   при    Народном
Комиссариате  Путей Сообщения со всею сетью подчиненных ему Трибуналов
и состоящий  при  Всероссийском  Центральном  Исполнительном  Комитете
Верховный   Революционный  Трибунал  объединить.  Функции  и  аппараты
объединенных Трибуналов передать в  Верховный  Трибунал  и  Губернские
Революционные Трибуналы на местах по принадлежности.
     2. Верховный Трибунал  учреждается  в  составе:  а)  пленума  или
объединенного  заседания  председателей Коллегии Верховного Трибунала,
члена докладчика и представителя Всероссийской Чрезвычайной  Комиссии,
б) коллегий Верховного Трибунала:  кассационной,  судебной,  военной и
военно-транспортной, в) областных отделений Верховного Трибунала.

     П р и м е ч а н и е 1. Организация новых и ликвидация действующих
коллегий   Верховного  Трибунала  устанавливается  всякий  раз  особым
постановлением Президиума Всероссийского Центрального  Исполнительного
Комитета по представлению Пленума Верховного Трибунала. Открытие новых
отделений  или  ликвидация  действующих  производится  непосредственно
постановлением Пленума Верховного Трибунала.
     П р и м е ч а н и е 2.  В  автономных  областях  и федерированных
республиках отделения Верховного Трибунала открываются по соглашению с
высшими  органами власти таковых республик и областей в соответствии с
их Конституцией и с утверждения Президиума Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета.
     П р и м е ч а н и е  3.  Организация Трибуналов и круг судебной и
внесудебной  репрессии  в   советских   республиках,   находящихся   в
договорных  взаимоотношениях  с  РСФСР,  определяются  постановлениями
Центральных Исполнительных Комитетов этих советских республик.

     3. Председатель Верховного  Трибунала  назначается  Всероссийским
Центральным  Исполнительным  Комитетом  из  членов  Коллегии Народного
Комиссариата Юстиции;  его заместитель,  он же  член-докладчик,  также
назначается Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом.
     4. Кассационная коллегия Верховного  Трибунала  составляется  из:
председателя   Пленума   Верховного  Трибунала  или  его  заместителя,
члена-докладчика и двух членов из состава членов  Коллегии  Верховного
Трибунала,  призываемых  для  заседаний  в  кассационной коллегии и ее
отделениях в определенной очереди,  устанавливаемой в распорядительном
заседании Пленума Верховного Трибунала.
     5. Судебная,  военная и военно-транспортная  коллегия  образуются
каждая  в составе:  председателя или его заместителя и четырех членов.
Все   означенные   лица   утверждаются    Всероссийским    Центральным
Исполнительным Комитетом,  причем председатели, их заместители и члены
военной и  военно-транспортной  коллегий  по  представлению  первый  -
Революционным   Военным   Советом  Республики,  а  второй  -  Народным
Комиссариатом Путей Сообщения.

     П р и м е ч а н и е.   Верховный Трибунал имеет право  привлекать
Высший   Совет   Народного   Хозяйства   и   Народный  Комиссариат  по
Продовольствию для участия в формировании  коллегий  и  Трибуналов,  а
Высшему   Совету  Народного  Хозяйства  и  Народному  Комиссариату  по
Продовольствию  предоставляется  право  входить  в  Пленум  Верховного
Трибунала   с   ходатайством  о  предоставлении  им  права  участия  в
формировании Коллегий Трибуналов,  как в центре,  так и на местах, при
разборе  дел  о  продовольственных  и  хозяйственных  преступлениях  в
порядке ст. 6 Основного Положения о Трибуналах.

     6. Пленуму Верховного Трибунала принадлежат все права по надзору,
контролю и ревизии всех Трибуналов Республики, предусмотренных в ст.ст
36 и 37 Основного Положения,  а также возлагается предусмотренная  ст.
38   того   же   Положения   обязанность  инструктирования  Трибуналов
Республики по всем вопросам,  имеющим принципиальный и общий характер.
В отношении федерированных Республик в автономных областях те же права
и обязанности по  надзору  устанавливаются  по  особому  с  последними
соглашению на основе действующих конституций.  Приговоры и определения
Коллегий Верховного Трибунала могут быть приостанавливаемы и отменяемы
Пленумом   Верховного   Трибунала  исключительно  в  порядке  надзора.
Предусмотренные ст.  37  Основного  Положения  права  члена-докладчика
Кассационного  Трибунала  переносятся  на члена-докладчика Пленума.  В
своей   деятельности   Пленум    Верховного    Трибунала    подотчетен
исключительно  Президиуму  Всероссийского Центрального Исполнительного
Комитета и Народному Комиссариату  Юстиции,  в  порядке  осуществления
последним   прав,   предоставленных   ему   положением  Всероссийского
Центрального Исполнительного Комитета о высшем  судебном  контроле  от
10-го марта 1921 г.  (Собр.  Узак.  1921 г.  N 15, ст. 97). Отчетность
военной  и  военно-транспортной  коллегий  перед  Пленумом  Верховного
Трибунала   не  исключает  и  ведомственной  отчетности,  с  тем,  что
директивные  указания  главных  ведомств  по  вопросам  о  направлении
политики  репрессии подлежат обсуждению в Пленуме Верховного Трибунала
по докладу соответствующей коллегии.
     7. На кассационную коллегию возлагается рассмотрение кассационных
жалоб и протестов в порядке действующих ст.ст.  Основного Положения, а
в    порядке    надзора    -   рассмотрение   приговоров   Военных   и
Военно-Транспортных  Трибуналов  в  тех  случаях,  когда   военная   и
военно-транспортная  коллегии  Верховного  Трибунала  по  тем или иным
причинам  сочтут  необходимым  изменить  приговор  в  порядке  ст.  31
Положения о Революционных Военных Трибуналах и ст.ст.  30-32 Положения
о  Революционных  Военных  Железнодорожных  Трибуналах,  с  дальнейшим
направлением   этих  дел  в  порядке  ст.  35  Основного  Положения  о
Трибуналах. Судебные приговоры судебной, военной и военно-транспортной
коллегий  Верховного  Трибунала рассмотрению в кассационном порядке не
подлежат.
     8. На   судебную  коллегию  возлагается  рассмотрение  в  порядке
судебном дел исключительной  важности,  передаваемых  ей  либо  особым
постановлением  Всероссийского  Центрального Исполнительного Комитета,
либо постановлением Всероссийской Чрезвычайной Комиссии, либо Народным
Комиссариатом Юстиции,  причем определения Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета для него обязательны.  В  отношении  же  дел,
направляемых  к  ней  Всероссийской  Чрезвычайной Комиссией и Народным
Комиссариатом Юстиции,  если судебная коллегия не  признает  возможным
принять  к  своему рассмотрению направленного ей дела,  она направляет
дела по подсудности, по своему усмотрению.
     9. На военную и военно-транспортную коллегии Верховного Трибунала
возлагается:  1)  надзор  и   инструктирование   Военных   Трибуналов,
сохраняемых согласно настоящему постановлению на фронтах и в отдельных
местностях РСФСР,  и Военно-Транспортных  Трибуналов,  сохраняемых  по
одному  на  дорогу  и  по одному на водный район,  причем председатели
военной и военно-транспортной коллегий являются членами-докладчиками в
Пленуме  Верховного Трибунала по вопросам надзора и инструктирования в
порядке примечания к ст. 37 Основного Положения; 2) право пересмотра и
приостановления   приговоров   к   расстрелу   Военных   Трибуналов  и
Военно-Транспортных Трибуналов,  направляемых к ним  в  порядке  ст.ст
30-31   Положения   о   Военных   Трибуналах  и  ст.  31  Положения  о
революционных    Военных    Железнодорожных     Трибуналах,     причем
предоставленное   тем  же  Положением  право  Революционному  Военному
Совету,  Народному Комиссариату Путей Сообщения и комиссарам дорог  на
приостановление приговоров отменяется.  В отмену прежде установленного
порядка,   изменение   приговоров   местных   Трибуналов   военной   и
военно-транспортной   коллегиями,   без   передачи   дела   на   новое
рассмотрение,  допускается лишь в едином порядке, установленном ст. 35
Основного Положения,  т.е. через представление в кассационную коллегию
и  с  ее  заключением  во  Всероссийский  Центральный   Исполнительный
Комитет; 3) рассмотрение в порядке судебном определенных категорий дел
персональной  подсудности,   указанной   в   соответственных   статьях
Положения  о  Военных  Трибуналах  и Положения о Революционных Военных
Железнодорожных Трибуналах,  и тех дел,  кои будут Пленумом Верховного
Трибунала или кассационной коллегией изъяты из других Трибуналов,  или
кои  будут  изъяты  военной  и   военно-транспортной   коллегиями   из
рассмотрения     подведомственных     им    Военных    Трибуналов    и
Военно-Транспортных Трибуналов и приняты  к  своему  производству  без
передачи их в другой Трибунал;  4) право образования выездных сессий и
местных отделений Трибуналов сверх допущенных по настоящему положению,
всякий раз,  однако,  с ведома Пленума Верховного Трибунала, в порядке
примечания 1-го к ст. 2-й настоящего Положения.
     10. В  связи  с  изложенным,  а  также,  считаясь  с  ослаблением
напряжения гражданской войны, Всероссийский Центральный Исполнительный
Комитет постановляет:
     1) Упразднить   все   Революционные    Военные    Железнодорожные
Трибуналы,  за  исключением  одного на каждую железную дорогу и водный
район,  и все те Военные Трибуналы в округах,  на фронтах,  в армиях и
дивизиях, существование коих, в связи с прекращением военных действий,
не  вызывается  необходимостью,  кроме  местностей  и  областей,  где,
несмотря на такое прекращение,  все же немедленное упразднение Военных
Трибуналов  явилось  бы  преждевременным.  Точный  список   упомянутых
местностей  представляется  Революционным Военным Советом Республики в
Пленум Верховного Трибунала,  установив такое направление и  впредь  в
качестве   формального  признака  правомерности  деятельности  Военных
Трибуналов.  При подавлении бандитских и контр-революционных восстаний
при   действующих   частях,  в  тылу  могут  быть  открываемы  Военные
Трибуналы, согласно постановления военной коллегии и с санкции пленума
Верховного Трибунала.  В качестве основного отличия Военных Трибуналов
сохранить оговоренные в статьях  21  и  29  действующего  Положения  о
Военных  Трибуналах их процессуальные особенности,  в виде недопущения
кассационного   обжалованья   на   приговоры    таковых    Трибуналов,
предоставление  права  присуждения  к  высшей мере наказания и особый,
установленный  Положениями  о  Военных   и   Железнодорожных   Военных
Трибуналах,  порядок  формирования  их  личного  состава.  Подсудность
Военно-Транспортных  Трибуналов  ограничить  применительно  к  ст.  10
Положения   о   Революционных   Военных   Железнодорожных   Трибуналах
исключительно   делами   о   преступлениях    служащих    и    рабочих
железнодорожного  и водного транспорта и других лиц,  если результатом
их деятельности был ущерб транспорту,  с обязательной  передачей  всех
остальных дел в местные Трибуналы и их отделения по принадлежности.
     2) При всех  Губернских  Революционных  Трибуналах  установить  в
качестве постоянного действующего отделения их:  "Отделения по военным
и крупным служебным  должностным  преступлениям".  Таковым  отделениям
предоставить  право  присуждения к высшей мере наказания независимо от
наличия  в  данной  местности  военного  положения.  Передачу  дел   в
указанные отделения обусловить:  а) материальным признаком,  ограничив
подсудность их  делами  о  шпионаже,  контр-революционных  восстаниях,
заговорах,  бандитизме  и  делах  о  воинских преступлениях и злостном
дезертирстве,  и б) признаком формальным - передачей  на  рассмотрение
указанных   отделений   и   всяких   иных   дел,  однако,  каждый  раз
постановлением распорядительного заседания Губернского  Революционного
Трибунала,  в  составе  его  председателя,  являющегося  в то же время
заместителем  председателя  Губернского  Революционного  Трибунала,  и
представителя  Чрезвычайной  Комиссии,  делегируемого  в  Трибунал  по
положению.
     В развитие   ст.ст.  6  и  7  Основного  Положения,  председателя
Губернского Революционного  Трибунала  и  его  заместителя  установить
несменяемыми  без  санкции  Верховного Трибунала.  Право кассационного
обжалования допустить на приговоры военных отделений,  оставив в  силе
ограничения,  установленные  постановлением  Президиума Всероссийского
Центрального  Исполнительного  Комитета  от  22-го  мая  1920  года  о
непропуске  кассационных жалоб Президиумом Губернского Исполнительного
Комитета (Собр.  Узак.  1920 г.  N 48, ст. 214) с тем лишь изменением,
что   непропуск  жалобы  может  быть  определен  простым  большинством
голосов.
     11. В изменение примечания к ст.  1-й Основного Положения в связи
с изданием декрета о максимальном сроке присуждения к лишению  свободы
(Собр. Узак. 1921 г. N 22, ст. 138), постановить: срок лишения свободы
по  приговорам  чрезвычайных  комиссий,  без  направления   дела   для
судебного  разбирательства в Народные Суды или Трибуналы,  понизить до
двух лет,  ограничив присуждение к таковому только  в  отношении  лиц,
уличенных в принадлежности к антисоветским политическим партиям, или к
явно белогвардейским элементам.  Все  остальные  дела,  находящиеся  в
производстве   чрезвычайных   комиссий,   поскольку  таковые  дела  не
направляются  в  Трибуналы,  обязательно  направляются   чрезвычайными
комиссиями в особые камеры Народного Суда,  подлежащие образованию при
каждой чрезвычайной комиссии.  В местностях,  объявленных  на  военном
положении,  предоставленные чрезвычайным комиссиям права по применению
всех мер наказания,  вплоть  до  расстрела,  ограничить  исключительно
тремя категориями преступлений:  а) по делам о шпионаже; б) по делам о
бандитских  преступлениях;  в)  по  делам  об   участии   в   открытом
вооруженном восстании. Все чрезвычайные комиссии обязать отчетностью о
постановленных  ими  в  несудебном  порядке  приговорах  в   Верховный
Трибунал.
     12. Инструкцию  по  проведению  в  жизнь   изложенных   положений
Революционных  Трибуналов Республики и издание нового согласованного с
изложенными изменениями  "Единого  Положения  о  Трибуналах"  поручить
разработать в месячный срок Верховному Трибуналу по его сформировании.
За исполнением последнего постановления наблюсти  Народному  Комиссару
Юстиции.
     Настоящее постановление вступает в действие через 14  дней  после
его опубликования.

     Подписали: Председатель        Всероссийского        Центрального
Исполнительного Комитета М. К а л и н и н.
     Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета А.
Е н у к и д з е.

     23 июня 1921 года.


Информация по документу
Читайте также