Расширенный поиск

Декрет Совета Народных Комиссаров от 10.09.1921 № 513

 



                  ДЕКРЕТ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ.

     513 Основное положение по тарифному вопросу.

     Новая экономическая   политика   предполагает    целую    систему
мероприятий, направленных к восстановлению народного хозяйства. Каждая
отрасль промышленности,  каждое  отдельное  предприятие  должны  вести
строгий   точный   учет  производства,  материалов,  сырья,  стоимости
фабрикатов и прочее.  Предприятия должны быть организованы по принципу
бездефицитности    (за    исключением    тех,    которые   в   системе
государственного  хозяйства  являются  необходимыми,   независимо   от
степени их хозяйственной полезности, как некоторые средства обороны).
     В первую  очередь  должна  быть  изменена  система  тарифов,  как
основного  фактора в развитии промышленности.  В основу системы тарифа
должны быть положены реальные предпосылки,  упрощение этой системы  до
максимальных  пределов,  выделение  фонда  продовольствия  и продуктов
широкого потребления для рабочих и служащих, занятых в государственной
промышленности.  Отделение  от  предприятия  всего,  что  не связано с
производством  и   что   носит   характер   социального   обеспечения.
Установление  твердой  связи  рабочего  и  служащего  с предприятием и
учреждением. Государственная помощь в виде детских садов, домов, яслей
и  пр.  не должна быть связана с заработной платой ни в какой степени.
Проведение изложенных основ и  системы  заработной  платы  приведет  с
тому,   что   вокруг  предприятия  будет  происходить  самомобилизация
квалифицированной рабочей силы,  мы не будем больше видеть  инженеров,
занимающих  должности старших конюхов,  заведывающих продовольственной
частью или занимающихся починкой кухонных приборов  и  грелок,  мы  не
будем  видеть  также квалифицированных рабочих,  занимающихся посадкой
картофеля и очисткой выгребных ям.
     Исходя из реальных основ система тарифа является главным фактором
организации рабочего класса, основного элемента производства.
     1. Установление  тарифной  ставки  должно  исходить  из положения
минимум оплаты - минимум труда.  Увеличение оплаты должно быть связано
прямо  и  непосредственно с увеличением производительности со степенью
участия рабочего в повышении производства.
     2. В  заработную  плату  должны  входить все виды выдач рабочим и
служащим, как-то:
     а) денежная плата, б) квартира, отопление, освещение, водопровод,
в) предметы продовольствия и потребления,  г) прозодежда,  внеплановые
выдачи и т.п.,  д) парикмахерские,  бани, театр (продукты с огородов и
Советских Хозяйств и все  сделанные  предпр.  и  учрежден.  затраты  и
прочие  услуги,  представляемыми  коммунальными отделами,  е) средства
передвижения:  жел.  дор.,  трамваи,  грузовые автомобили  и  пр.,  ж)
семейные   пайки   или   другие  дополнительные  к  заработной  плате,
выдаваемые на семью рабочего и служащего.
     Все виды    получаемых    государственных   услуг   (натур-выдач)
оцениваются по рыночным ценам,  чтобы у рабочего и  служащего  имелась
возможность  ясно  и  отчетливо  сочетать  расход с реальным доходом и
осознать  необходимость   приложения   интенсивного   труда,   дающего
действительные прожиточные средства.
     Заработная плата должна быть связана только с участием  работника
в  производстве,  а  ее  повышение  только  с  повышением  результатов
производства.
     3. Выдача и предоставление рабочему и служащему всего, что входит
в  заработную  плату,   должно   производиться   исключительно   через
предприятие  и  учреждение,  "исключительно  через  заводоуправление",
чтобы связь рабочего и служащего с  предприятием  и  учреждением  была
полной.
     4. Система исчисления  заработной  платы  должна  быть  настолько
простой  и  ясной,  чтобы связь между производительностью и заработной
платой могла быть доступной пониманию каждого  рабочего  и  служащего.
Система должна быть гибкой и свободной,  чтобы правление предприятия и
учреждения имело возможность немедленно отличить проявление инициативы
и  самодеятельности  и  соответствующим поощрением побудить рабочего и
служащего к дальнейшей работе в этом направлении.
     5. При установлении расценки на сдельные работы должен быть учтен
опыт,  имеющийся  во  всех  крупных  отраслях   промышленности;   надо
отказаться  от  всех искусственных,  сложных и непонятных для рабочего
систем.
     Степень оборудования,   изношенность  машин,  доброкачественность
сырья и пр.  должны быть приняты во  внимание,  чтобы  независящие  от
самого  рабочего  причины  не могли влиять на состояние его заработной
платы.
     6. При  установлении тарифных ставок рабочим разных квалификаций,
служащим,  среднему техническому и высшему административному персоналу
всякая мысль об уравнительности должна быть отброшена.
     Число лиц   высшего   административного   персонала    и    число
квалифицированных рабочих,  занятых в каждом предприятии и учреждении,
не должно превышать  установленного  %  по  отношению  ко  всей  массе
рабочих и служащих, находящихся в данном предприятии.
     7. Рациональное   ведение   промышленности   на   основах   новой
хозяйственной   политики   возможно   только   в   том  случае,  когда
государством будет  выделен  твердый  фонд  продовольствия,  предметов
широкого потребления и денежных знаков для рабочих и служащих, занятых
в  предприятиях  и  учреждениях,   причем   необходимо   категорически
отказаться  от выдач продовольствия предприятиям по количеству занятых
в них рабочих; выдачи должны производиться не по количеству рабочих, а
исключительно на единицу выпущенного предприятием фабриката.
     8. Этот фонд должен служить гарантией  труда  на  указанных  выше
основаниях  в  крупной  промышленности  и в необходимейших государству
предприятиях и учреждениях;  последние включаются  на  гарантированную
оплату труда особым постановлением Совета Народных Комиссаров.

     Примечание. Если   государство   по   каким-либо  причинам  не  в
состоянии  своевременно   предоставить   причитающуюся   часть   фонда
предприятию,  последнее, по решению Высшего Совета Народного Хозяйства
и Всероссийского Центрального Совета  Профессиональных  Союзов,  имеет
право  производить  отчисление  продуктов  собственного производства в
целях  создания  фонда  для  оплаты  заработка  рабочих.   Предприятия
местного значения, не включенные на общегосударственное снабжение и не
пользующиеся из общегосударственных ресурсов сырьем и топливом и т.п.,
могут  переводиться  на отчисления продуктов собственного производства
по решению Областных и Губернских Экономических Совещаний.

     9. В целях действительной гарантии  оплаты  труда  необходимо  из
этого  фонда  по  мере  колебания  курса рубля и цен на продукты сумма
денежной заработной  платы  должна  соответственно  изменяться,  чтобы
рабочие и служащие крупной промышленности и необходимейших государству
предприятий и учреждений имели твердый основной минимум,  не зависящий
от  колебания  курса  рубля и колебания цен на продукты.  Изменяющаяся
сумма  денежных  приплат  к  тому,  что  предоставляется  рабочему   и
служащему  этих  предприятий  и учреждений в натуре,  должна создавать
уверенность в  том,  что  при  временных  продовольственных  и  прочих
заминках причитающаяся заработная плата за выполненный труд рабочего и
служащего будет вполне гарантирована.
     10. Однако  во  избежание  срыва  этих  положений следует принять
метод постепенного перевода предприятий и  производств  на  эти  новые
условия   гарантированной  оплаты  по  мере  перехода  соответствующих
предприятий на начала хозяйственных расчетов (доходность) и  улучшения
государственных  ресурсов.  Условия  и  срок  перехода устанавливаются
соглашением  Высшего  Совета   Народного   Хозяйства,   Всероссийского
Центрального  Совета  Профессиональных Союзов,  Народного Комиссариата
Продовольствия и Народного Комиссариата Финансов.
     11. Для  предприятий,  переведенных  на гарантированную оплату из
общих  государственных  фондов,   ежемесячные   отчисления   продуктов
собственного  производства  в  натуральный  фонд  в том виде,  как это
установлено  теперь,  должны   быть   отменены;   возможно   допустить
премиальное  вознаграждение в конце года или не чаще чем 2 раза в год,
к 1 мая и 7 ноября,  по составлении баланса предприятия в том  случае,
если  в  течение этих сроков работа протекала интенсивно и предприятие
дало государству определенный доход.

     Примечание. Премирование особо выдающихся  достижений  в  области
труда  производится  в  течение  года  из особого фонда,  отпускаемого
заводоуправлению.

     12. Рабочие,  оставшиеся без работы в связи с переходом  к  новой
экономической  политике  или  прикрепленные  к временно остановившимся
предприятиям,  переходят  на  государственное  обеспечение  по  особым
нормам,   размер   которых   должен   строго   определяться   наличием
государственных    ресурсов    согласно    специального     положения,
вырабатываемого  Всероссийским  Центральным  Советом  Профессиональных
Союзов,  Народным  Комиссариатом  Труда   и   Народным   Комиссариатом
Социального   Обеспечения   по   соглашению   Народного   Комиссариата
Продовольствия и Народного Комиссариата Финансов.
     Основные положения,   принятые  Советом  Народных  Комиссаров  16
сентября, предварительно обсуждались Всероссийским Центральным Советом
Профессиональных    Союзов    и   Центральным   Комитетом   Российской
Коммунистической Партии и получили полное одобрение.

     Подписали:    Председатель    Совета      Народных     Комиссаров
В. У л ь я н о в  (Л е н и н ).
     Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров Н. Г о р б у н о в.
     Секретарь Л. Ф о т и е в а.

     10 сентября 1921 года.


Информация по документу
Читайте также