Расширенный поиск

Указание Центрального банка Российской Федерации от 28.05.1997 № 457

 
                ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                            (БАНК РОССИИ)

         28 мая 1998 г.                            N 457

                              г. Москва

                           У К А З А Н И Е

                                    НАЧАЛЬНИКАМ ГЛАВНЫХ УПРАВЛЕНИЙ
                                    ПРЕДСЕДАТЕЛЯМ НАЦИОНАЛЬНЫХ БАНКОВ
                                    ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ
                                    ФЕДЕРАЦИИ

         О КРИТЕРИЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ БАНКОВ

     В целях   совершенствования   методики   банковского  надзора  за
деятельностью банков и обеспечения лучших  условий  применения  к  ним
адекватных  мер  надзорного  реагирования  все  банки  с  точки зрения
финансового состояния подразделяются на две категории с  выделением  в
рамках каждой категории двух классификационных групп, а именно:
     1 категория. Финансово стабильные банки
     Группа 1. Банки без признаков финансовых затруднений.
     Группа 2. Банки, имеющие отдельные недостатки в деятельности.
     2 категория. Проблемные банки
     Группа 3. Банки, испытывающие серьезные финансовые трудности.
     Группа 4. Банки, находящиеся в критическом финансовом положении.
     Отнесение банков  к  той  или   иной   классификационной   группе
производится  на  основании  данных  отчетности и другой информации за
прошедший период (месяц).
     Краткая характеристика групп:
     Группа 1.  Отсутствуют признаки проблемности.  Банк выполняет все
требования  действующего  законодательства  и  Банка  России,  включая
пруденциальные нормы деятельности <>.
     _____________________________________
     <> Под  пруденциальными  нормами  деятельности  здесь  и   далее
понимаются   требования,  определенные  инструкцией  Банка  России  от
31.03.97 N 59,  а  именно:  предельные  величины  рисков,  принимаемых
банками; нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность банков
и покрытие возможных потерь;  требования,  невыполнение которых  может
отрицательно   повлиять   на   финансовое   положение  банков  или  на
возможность  реальной  оценки  их  финансовой  деятельности,   включая
требования по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности и
информации при регистрации,  лицензировании и расширении  деятельности
банков.

     Группа 2.  Имеются отдельные недостатки в деятельности.  При этом
финансовые трудности носят,  главным образом,  потенциальный характер,
хотя   могут   присутствовать   их  отдельные  материальные  признаки.
Непосредственная  угроза  интересам  кредиторов   и   клиентов   банка
отсутствует.
     Под материальными признаками финансовых трудностей здесь и  далее
понимается  прежде  всего  ухудшение  в  состоянии  капитала (снижение
величины  капитала)  и   ликвидности   (возникновение   и   увеличение
продолжительности   неплатежей   в  связи  с  отсутствием  средств  на
корсчетах банка).
     Ко второй  группе  относятся  банки,  имеющие как минимум один из
перечисленных ниже признаков:
     - невыполнение отдельных пруденциальных норм деятельности;
     - наличие на анализируемую отчетную дату неоплаченных платежных и
других  расчетных  документов  клиентов  и банка в связи с отсутствием
средств на корреспондентском счете банка от одного до трех дней <>;
     - снижение  абсолютной  величины  собственных  средств (капитала)
<> банка в размере  от  5%  до  10%  их  максимального  значения  за
последние двенадцать месяцев функционирования банка, но не ниже уровня
фактически оплаченного уставного капитала <>;
     _______________________________________
     <> Здесь  и  далее  при  определении  длительности  неоплаченных
платежных  и  других  расчетных  документов  следует  брать  данные  о
картотеках к внебалансовым счетам N N 9919  и  9920  из  отчетности  о
неоплаченных   расчетных   документах   из-за  отсутствия  средств  на
корреспондентских счетах (субсчетах) кредитных организаций (ф. N 723).
     Данный признак  рассматривается применительно к ситуации по банку
в  целом.  Банки,  имеющие  в  своем  составе  филиалы,  при   наличии
неоплаченных  платежных  и других расчетных документов и достаточности
средств на корсчетах в их сводных балансах (бал./сч.  N 161  с  учетом
операций  по  всем  корреспондентским  субсчетам)  относятся к группе,
предшествующей той,  к которой они должны быть отнесены в соответствии
с данными указаниями, исключая возможность их отнесения к 1-й группе.
     <> Здесь и  далее  по  тексту  рассчитанных  в  соответствии  с
Инструкцией  Банка  России  от  30.01.96  N  1  (с  учетом изменений и
дополнений).
     <> При  введении новой методики расчета капитала здесь и далее
сравнение ведется с интерполированными величинами (6 месяцев).

     - выявление  недостатков  в  бухгалтерском  учете  и   отчетности
(завышение  либо занижение финансового результата,  величины капитала,
заведомо неправильная классификация кредитов и т.д.);
     - поступление   жалоб  кредиторов  и  клиентов  банка,  жалоб  на
деятельность  филиалов  банка  от  территориальных  управлений   Банка
России,  отсутствие положительного аудиторского заключения,  в случае,
если эти жалобы и т.п.  не  подтверждены  сведениями  об  испытываемых
банком  финансовых  трудностях,  вытекающими  из отчетных документов и
иной информации (например,  о наличии  просроченной  задолженности  по
платежным и другим расчетным документам). В этих случаях для уточнения
реального финансового состояния  банков,  а  также  для  подтверждения
достоверности  представляемой  ими  в  Банк  России отчетности следует
проводить  комплексные  или  тематические  инспекционные  проверки  их
деятельности;
     - неблагоприятные изменения в положении или составе участников  и
руководителей   банка   (неудовлетворительное   финансовое   состояние
собственников банка, привлечение в оборот банка капитала сомнительного
происхождения и т.п.);
     - другие признаки,  позволяющие судить об отдельных недостатках в
деятельности  банка (по результатам анализа бухгалтерской,  финансовой
отчетности и  другой  имеющейся  в  территориальном  учреждении  Банка
России).
     При наличии у банка двух и более приведенных выше признаков  либо
одновременном  невыполнении  нескольких  пруденциальных норм,  наличии
иной информации,  позволяющей территориальному учреждению Банка России
сделать  вывод о существовании серьезных проблем в деятельности банка,
Главные управления (Национальные банки) Банка  России  вправе  отнести
его к менее "благополучной" группе проблемности.
     Меры надзорного реагирования со стороны Банка  России  к  банкам,
отнесенным к данной группе, зависят от характера причин, вызвавших эти
проблемы,  и могут варьироваться от рекомендаций и  предупреждений  до
направления предписаний об устранении указанных недостатков, взыскании
штрафа.
     Группа 3. Проблемы носят выраженный характер. Существует реальная
угроза интересам кредиторов, клиентов и участников банка.
     К третьей  группе  относятся  банки,  имеющие как минимум один из
перечисленных ниже признаков:
     - наличие на анализируемую отчетную дату неоплаченных платежных и
других расчетных документов клиентов и банка  в  связи  с  отсутствием
средств на корреспондентском счете банка от 4 до 30 дней подряд;
     - снижение абсолютной  величины  собственных  средств  (капитала)
банка  на  10%  и  более против их максимального значения за последние
двенадцать  месяцев  функционирования  банка,  но   не   ниже   уровня
фактически оплаченного уставного капитала;
     - выявление  серьезных  недостатков  в  бухгалтерском   учете   и
отчетности   (значительное   завышение   либо   занижение  финансового
результата,  завышение  величины   капитала,   заведомо   неправильная
классификация кредитов и т.д.);
     - непредставление  на  текущую  отчетную  дату  (представление  с
задержкой  на 5 рабочих дней и более) требуемых форм отчетности,  если
аналогичные нарушения не допускались в течение последних пяти месяцев,
предшествующих анализируемой дате.
     Меры надзорного реагирования могут включать перечисленные выше, а
также   требования   к   банку   по  разработке  программы  финансовой
стабилизации и контроля за ее выполнением,  введение ограничений  и  /
или  запретов на осуществление отдельных банковских операций,  запрета
на открытие филиалов, направление предписаний о замене руководителей и
главного   бухгалтера   банка,  введение  временной  администрации  по
управлению банком, стимулирование мероприятий по реорганизации банка.
     Группа 4.  Проблемы  приобрели  наиболее  острый и / или затяжной
характер.
     К четвертой  группе относятся банки,  имеющие как минимум один из
перечисленных ниже признаков:
     - наличие на анализируемую отчетную дату неоплаченных платежных и
других расчетных документов клиентов и банка  в  связи  с  отсутствием
средств на корсчете свыше 30 дней подряд;
     - снижение абсолютной  величины  собственных  средств  (капитала)
банка   до   уровня  ниже  размера  фактически  оплаченного  уставного
капитала;
     - повторное выявление серьезных недостатков в бухгалтерском учете
и  отчетности  (значительное  завышение  либо  занижение   финансового
результата,   завышение   величины   капитала,  заведомо  неправильная
классификация кредитов и т.д.);
     - непредставление  (представление с задержкой на 5 рабочих дней и
более)  требуемых  форм  отчетности  на  две  отчетные  даты,  включая
анализируемую за последние шесть месяцев.
     Меры надзорного реагирования в зависимости от значимости  данного
банка  для  экономики  страны  (региона)  могут  включать требование к
участникам банка об изыскании реальных источников  рекапитализации,  о
замене  руководителей  и  /  или  главного бухгалтера банка,  введение
ограничений и / или запретов  на  осуществление  отдельных  банковских
операций,  введение  временной  администрации  по  управлению  банком,
стимулирование мероприятий по реорганизации банка либо  направлению  в
Центральный  банк  Российской Федерации ходатайства об отзыве лицензии
на осуществление банковских операций.
     Сведения об  отнесении  банков  к классификационным группам носят
строго конфиденциальный характер  и  могут  сообщаться  только  самому
банку, его владельцам (Совету директоров) и Банку России.
     С выходом настоящего письма утрачивает свое действие письмо Банка
России от 02.04.96 N 265.


     Заместитель Председателя Банка России          А.В. ТУРБАНОВ


Информация по документу
Читайте также