Расширенный поиск

Указание Центрального банка Российской Федерации от 30.03.1998 № 196-У

 
                ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                            (БАНК РОССИИ)

          30 марта 1998 г.                          N 196-У

                              г. Москва

                           У К А З А Н И Е

                  О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
         В "ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В КРЕДИТНЫХ
         ОРГАНИЗАЦИЯХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ
                  ФЕДЕРАЦИИ", ОТ 18 ИЮНЯ 1997 Г. N 61

     1. В  связи  с внедрением электронного документооборота и ведения
электронных архивов внести в Правила ведения  бухгалтерского  учета  в
кредитных   организациях,   расположенных   на  территории  Российской
Федерации, от 18 июня 1997 г. N 61, утвержденные Приказом Банка России
от  18.06.97  N  02-263,  с  учетом изменений и дополнений,  внесенных
Указаниями Банка России от 11.12.97 N 62-У  и  от  30.12.97  N  119-У,
следующие изменения и дополнения.
     В часть III "Организация работы по ведению бухгалтерского  учета"
внести следующие изменения и дополнения:
     1) Второй  абзац  изложить  в   следующей   редакции:   "Регистры
бухгалтерского  учета  ведутся  в  специальных  книгах (журналах),  на
отдельных листах и карточках,  в виде электронных баз данных  (файлов,
каталогов),  сформированных  с  использованием  средств вычислительной
техники".
     2) После четвертого абзаца ввести абзац следующего содержания:
     "В дальнейшем  под  подписью  понимается   как   собственноручная
подпись,  так  ее  аналоги,  применяемые  в  соответствии  со ст.  160
Гражданского Кодекса Российской Федерации".
     3) Пункт  1.5.6  изложить в следующей редакции:  "Прием расчетных
документов  на  бумажных  носителях,   подписанных   собственноручными
подписями  уполномоченных  лиц  и  заверенных оттиском печати клиента,
осуществляется бухгалтерским работником,  которым на всех  экземплярах
документа  проставляется  расписка (штамп),  содержащая текст "Принято
"__" __________ 199_ г." Последний  экземпляр  документа  возвращается
клиенту".
     4) Пункт  1.5.11  изложить  в  следующей   редакции:   "Поручения
клиентов  на  перечисление  средств с их счетов могут представляться в
кредитные  организации  в  виде  платежных  документов   на   бумажных
носителях,  подписанных собственноручными подписями уполномоченных лиц
и заверенных оттиском печати  клиента,  а  также  в  виде  электронных
платежных  документов,  передаваемых по каналам связи или иным образом
(на магнитных, оптических носителях). Кредитная организация в договоре
банковского  счета в соответствии с Положением Банка России "О порядке
приема к исполнению поручений владельцев счетов, подписанных аналогами
собственноручной   подписи,   при   проведении   безналичных  расчетов
кредитными  организациями"  определяет  порядок   приема   электронных
документов клиентов,  их защиты,  оформления и подтверждения.  Порядок
отражения в учете и помещении подтверждающих  документов  в  документы
дня определяется в правилах документооборота кредитной организации".
     5) Четвертый абзац пункта 1.7.2 изложить  в  следующей  редакции:
"Каждый  документ,  предъявляемый  в кредитную организацию на бумажном
носителе,  и каждый отдельный лист сводного документа, оформленного на
бумажном  носителе,  например,  сводного платежного поручения,  должен
иметь подписи уполномоченных должностных  лиц  клиента  и  оттиск  его
печати   и   соответствовать  заявленным  образцам.  Подписи  на  всех
документах должны быть сделаны чернилами или пастой  шариковой  ручки.
Объявления  о  взносе  наличных  денег  подписываются  вносителями.  В
сводном   документе   незаполненные   отрезные   части   должны   быть
прочеркнуты".
     6) Пункт 1.7.3  изложить  в  следующей  редакции:  "При  передаче
распоряжений владельцев счетов в виде электронных платежных документов
должно быть обеспечено использование в них  аналогов  собственноручной
подписи,   кодов,   паролей  или  иных  средств,  подтверждающих,  что
распоряжение составлено уполномоченным на это лицом".
     7) Пункт   1.7.5  изложить  в  следующей  редакции:  "При  приеме
распоряжений  владельцев   счетов   в   виде   электронных   платежных
документов,  а также при осуществлении межбанковских расчетов внесение
каких-либо исправлений в поступившие документы не допускается".
     8) Первый абзац пункта 1.7.6 изложить в следующей редакции:  "При
приеме  денежно  -  расчетных   документов   на   бумажных   носителях
ответственный  исполнитель  (бухгалтер,  контролер)  обязан проверить,
соответствует ли документ установленной форме бланка, заполнены ли все
предусмотренные  бланком  реквизиты,  правильность указания банковских
реквизитов,  соответствуют ли печать и  подписи  распорядителя  счетом
заявленным кредитной организации образцам".
     9) Пункт  1.9.7  изложить  в  следующей   редакции:   "Совершение
операций  в  кредитной  организации  может  происходить  на  основании
электронного  платежного  документа,  а   в   случаях,   установленных
действующим  законодательством  и  договором,  -  его  бумажной копии,
заверенной уполномоченным лицом. Электронный платежный документ должен
содержать   дату,   контировку   и  аналог  собственноручной  подписи,
позволяющие  однозначно  идентифицировать  ответственного  исполнителя
(бухгалтера, контролера).
     Подписями работников  кредитной  организации  или  их   аналогами
заверяются  экземпляры  документов (в том числе электронных),  которые
предназначены для хранения в качестве  оправдательных  по  совершенным
операциям,  а  также  экземпляры  документов,  подлежащие приложению к
выпискам из счетов клиентов и к документам по межбанковским расчетам".
     10) В пункт 2.1 внести следующие изменения и дополнения:
     - второй абзац изложить в  следующей  редакции:  "Номер  лицевого
счета  должен  однозначно  определять  его  принадлежность конкретному
клиенту и целевому назначению.  По истечении отчетного года (после  31
декабря)  разрешается новым счетам клиентов присваивать номера лицевых
счетов,  закрытых  в  отчетном   году.   В   лицевых   счетах   должны
показываться:  дата предыдущей операции по счету,  входящий остаток на
начало дня,  обороты  по  дебету  и  кредиту,  отраженные  по  каждому
документу   (сводному   документу),  остаток  после  отражения  каждой
операции (по усмотрению кредитной организации) и на конец дня. Лицевые
счета  ведутся  на отдельных листах (карточках),  в книгах либо в виде
электронных  баз  данных   (файлов,   каталогов),   сформированных   с
использованием  средств  вычислительной техники.  В реквизитах лицевых
счетов должны отражаться:  дата совершения операции,  номер документа,
вид (шифр) операции (шифр проведенного документа указан в приложении N
1 к настоящим  Правилам),  номер  корреспондирующего  счета,  суммы  -
отдельно по дебету и кредиту, остаток.";
     - семнадцатый абзац изложить в следующей редакции:
     "В книге  для каждого номера и наименования счета второго порядка
открываются    отдельные    страницы,    которые    пронумеровываются,
прошнуровываются  и опечатываются.  Книга заверяется подписью главного
бухгалтера или его заместителя и  хранится  у  главного  бухгалтера  в
несгораемом шкафу (сейфе).";
     - в  двадцать  первом  абзаце  первое  предложение   изложить   в
следующей  редакции:  "Учетной  политикой  кредитной организации может
быть  предусмотрено  ведение  книги  регистрации  лицевых   счетов   в
электронном  виде  и  подписание ее аналогами собственноручной подписи
главного  бухгалтера  или  его  заместителя,  при  этом  должны   быть
обеспечены меры защиты информации от несанкционированного доступа.";
     - двадцать седьмой абзац изложить в следующей редакции:  "Лицевые
счета,  выписки  из  которых клиентам не выдаются,  печатаются в одном
экземпляре.  Лицевые счета,  ведущиеся в виде электронных баз  данных,
распечатываются  для  выдачи  клиенту  в  виде  выписки,  если иное не
предусмотрено договором с клиентом.";
     - двадцать восьмой абзац изложить в следующей редакции:
     "Выписки из  лицевых  счетов,  распечатанные   с   использованием
средств  вычислительной  техники,  выдаются  клиентам  без  штампов  и
подписей работников кредитной организации. Если по каким-либо причинам
счет велся вручную или на машине,  кроме ЭВМ,  то выписки этих счетов,
выдаваемые клиентам,  оформляются подписью  бухгалтерского  работника,
ведущего  счет,  и  штампом  кредитной  организации.  В  таком порядке
оформляется каждый лист выписки.";
     - двадцать девятый,  тридцатый, тридцать первый абзацы изложить в
следующей редакции:  "Выписки на бумажных носителях выдаются в порядке
и сроки,  указанные в карточках образцов подписей и оттиска печати. На
лицевом счете (первом экземпляре)  бухгалтерским  работником  ставится
штамп  "Выписка  выдана  за  "__"  ________________ 199_ г.  в порядке
________________.
     Подпись работника кредитной организации _________________________
     Дата "__" ______________ 199_ г.";
     - тридцать четвертый абзац изложить в следующей редакции:
     "На документах,  прилагаемых  к  выпискам,  должны  проставляться
штамп и календарный штемпель даты провода документа по лицевому счету.
Штамп проставляется только на основном приложении к  выписке.  На  тех
дополнительных   документах,   которые   поясняют   и   расшифровывают
содержание и общую сумму операций, обозначенных в основном приложении,
штамп не ставится. В случае, если прилагаемые к выпискам документы, на
основании которых совершены записи по счету,  предъявляются клиенту  в
электронном виде, то указанные документы:
     - подписываются      аналогами      собственноручной      подписи
уполномоченного лица;
     - содержат дату провода документа по лицевому счету".
     11) В  пункте 3.2 исключить текст десятого абзаца:  "В дальнейшем
под подписью понимается как собственноручная подпись,  так ее аналоги,
применяемые в соответствии со ст.  160 Гражданского кодекса Российской
Федерации".
     12) После  пункта  4.8 ввести пункт следующего содержания:  "4.9.
Кредитная  организация  вправе  организовать  хранение   бухгалтерских
документов   в   виде  электронных  баз  данных  (файлов,  каталогов),
сформированных с использованием средств  вычислительной  техники.  При
этом  должна  обеспечиваться возможность распечатывания бумажных копий
бухгалтерских документов по формам,  установленным нормативными актами
Банка  России.  Структура  баз  данных бухгалтерских документов должна
позволять  группировать  документы  в  соответствии  с   требованиями,
установленными п. п. 4.2 - 4.8 настоящего раздела".
     2. Настоящее Указание вводится в действие с момента опубликования
в "Вестнике Банка России".
     3. Территориальным учреждениям  Банка  России  довести  настоящее
Указание до кредитных организаций.


     Председатель Центрального
     банка Российской Федерации         С.К. ДУБИНИН


Информация по документу
Читайте также