Расширенный поиск

Письмо Центрального банка Российской Федерации от 23.06.2003 № 96-Т

 
                ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                            (БАНК РОССИИ)

          23 июня 2003 г.                            N 96-Т

                              г. Москва

                             П И С Ь М О

                                                 ГЛАВНЫМ УПРАВЛЕНИЯМ
                                                 (НАЦИОНАЛЬНЫМ БАНКАМ)
                                                 ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
                                                 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                 Об усилении надзора за банковскими/
                     консолидированными группами

     Банк России по результатам анализа  консолидированной  отчетности
банковских/консолидированных  групп,  а  также  согласно  информации о
примененных  к  кредитным  организациям  мерах  воздействия   обращает
внимание   территориальных   учреждений  Банка  России  на  недостатки
контроля    за    своевременностью    и    качеством    представляемой
консолидированной отчетности. В частности:
     1. Отдельными  территориальными  учреждениями  Банка  России   не
контролируются   полнота  и  своевременность  представления  головными
кредитными    организациями     банковских/консолидированных     групп
консолидированной отчетности.
     Рядом банковских/консолидированных групп не представляются в Банк
России  консолидированный  балансовый  отчет  и  отчет  о  прибылях  и
убытках,  показатели обязательных нормативов,  о  чем  свидетельствует
анализ  отчета  о  составе  участников  банковской/  консолидированной
группы (Приложение 1 к Положению Банка России от 30.07.2002 N 191-П "О
консолидированной отчетности" (далее - Положение N 191-П). В отдельных
случаях представляются консолидированные балансовый отчет  и  отчет  о
прибылях   и   убытках,   а   информация  о  показателях  обязательных
нормативов, рассчитанных на консолидированной основе, не направляется.
В   большинстве   случаев  причины  непредставления  консолидированной
отчетности не объясняются.
     2. Не  во всех случаях территориальными учреждениями Банка России
осуществляется        документарная        проверка         отчетности
банковских/консолидированных групп.
     Консолидированная отчетность    по    каждой    третьей    группе
составляется   головными   кредитными   организациями   с   нарушением
нормативных актов Банка  России.  Головными  кредитными  организациями
неверно определяется метод консолидации отчетности участников:  данные
зависимых  и  дочерних  организаций  учитываются  по   методу   полной
консолидации   при   отсутствии   существенного   влияния   группы  на
принимаемые органами управления  участников  решения.  Не  исключаются
взаимные  инвестиции  в уставные капиталы участников,  внутригрупповые
задолженности участников (ссудная задолженность,  средства в кредитных
организациях  и  т.д.),  что,  в  свою  очередь,  приводит к завышению
собственных  средств  группы  и  занижению   доли   малых   акционеров
(участников).
     Информация о  составе   участников   банковской/консолидированной
группы  не  охватывает  полного  круга  участников  группы,  что также
приводит к искажению консолидированной отчетности.
     3. Территориальными   учреждениями   Банка   России   не   всегда
применяются  меры  воздействия  к  головным   кредитным   организациям
банковских/консолидированных   групп   за   несвоевременное,  неполное
представление консолидированной отчетности и/или  представление  ее  с
нарушением действующего порядка составления.
     Меры воздействия    за     нарушение     сроков     представления
консолидированной   отчетности   за   все   время   представления   ее
банковскими/консолидированными группами в Банк России применялись лишь
к  трем  головным  кредитным  организациям.  При этом меры за неполное
представление     консолидированной      отчетности,      невыполнение
пруденциальных  норм  деятельности  к  головным кредитным организациям
вообще  не  применялись,   хотя   предельные   значения   обязательных
нормативов,   рассчитанные  на  консолидированной  основе,  нарушаются
каждой пятой банковской/консолидированной группой.
     В целях     устранения    отмеченных    недостатков    предлагаем
территориальным учреждениям Банка России при анализе консолидированной
отчетности обращать внимание на:
     - правильность  определения  состава  группы.   При   определении
состава группы необходимо исходить из критериев существенности влияния
(прямого  или  косвенного)  банковской/консолидированной   группы   на
решения,  принимаемые  органами управления участников группы,  а также
данных отчета о составе участников группы.
     Метод консолидации,  в  соответствии  с которым данные участников
группы включаются в консолидированную отчетность,  должен определяться
головной  кредитной  организацией  исходя  из  доли  контроля группы в
капитале каждого  участника.  Отчетность  участников  группы  подлежит
обязательному  включению  в  консолидированную  отчетность  по  методу
полной консолидации в случае преобладающего участия других  участников
в его уставном капитале (например,  если доля прямого и/или косвенного
контроля  банковской/консолидированной  группы  составляет  более  50%
голосующих  акций  (долей).  По методу пропорциональной консолидации в
состав консолидированной отчетности включается отчетность  участников,
управление которыми осуществляется ограниченным количеством участников
на основании договора,  заключенного  с  участием  головной  кредитной
организации  и/или участника,  отчетность которого включается в состав
консолидированной отчетности  банковской/консолидированной  группы  по
методу   полной   консолидации   (пункт  2.3  Положения  N  191-П),  и
содержащего положение о совместном назначении  исполнительных  органов
управления   данных  участников.  По  методу  эквивалентной  стоимости
рекомендуется консолидация отчетности зависимых организаций в  случае,
если  доля  контроля  участников банковской/консолидированной группы в
таких  организациях  составляет  прямо  и/или   косвенно   более   20%
голосующих акций (долей) уставного капитала участника.
     Пример. Головная кредитная организация А владеет  20%  голосующих
акций  (долей)  организации Б и 51%  голосующих акций (долей) дочерней
организации В,  которая,  в свою очередь, также владеет 51% голосующих
акций   (долей)   дочерней  организации  Б.  Таким  образом,  головная
кредитная организация прямо и косвенно оказывает существенное влияние,
имея  долю  контроля  71%,  на деятельность участника Б и включает его
данные в консолидированную отчетность по методу полной консолидации;
     - соблюдение        головной        кредитной        организацией
банковской/консолидированной      группы      правил       составления
консолидированной отчетности, в том числе:
     - использование при консолидации отчетности участников на одну  и
ту же отчетную дату и за единый отчетный период;
     - использование всеми участниками группы единой учетной  политики
в  отношении  аналогичных  статей имущества и обязательств,  доходов и
расходов;
     - исключение  при  консолидации  отчетности  участников группы их
взаимных операций,  инвестиций,  акций (долей)  уставного  капитала  и
резервов,  фондов  и  прибыли,  полученных участниками до приобретения
группой акций (долей) либо принадлежащих малым акционерам;
     - выделение  в консолидированной отчетности доли малых акционеров
(участников)  в  собственных   средствах   и   финансовом   результате
банковской/консолидированной группы.
     Результаты анализа   деятельности    банковских/консолидированных
групп  должны  учитываться  территориальными учреждениями Банка России
при оценке финансового  состояния  кредитных  организаций  -участников
группы     с     точки    зрения    определения    влияния    операций
банковской/консолидированной группы на финансовую устойчивость  каждой
кредитной   организации  -  участника  группы.  Превышение  предельных
значений  рисков,  принимаемых  банковской/консолидированной  группой,
учитывается  при  оценке финансового состояния кредитных организаций -
участников группы до момента их полного устранения.
     При организации    надзора    за   банковскими/консолидированными
группами следует сконцентрировать внимание на:
     - выявлении  сфер  повышенного риска банковской/консолидированной
группы, а также участников группы, их обусловивших;
     - проверке  достоверности отчетности банковской/консолидированной
группы с одновременной проверкой  на  месте  достоверности  отчетности
головной  кредитной  организации  и  кредитных организаций- участников
группы, представляемой в территориальное учреждение Банка России;
     - своевременном  применении  мер воздействия к головным кредитным
организациям за невыполнение  банковскими/консолидированными  группами
пруденциальных норм деятельности.
     Информация о        результатах        анализа         отчетности
банковских/консолидированных   групп,   их  использовании  при  оценке
финансового  состояния  кредитных  организаций,  входящих   в   состав
банковских/консолидированных  групп,  и  принимаемых  территориальными
учреждениями Банка России к кредитным организациям  мерах  воздействия
должна   быть  отражена  в  ежеквартальной  аналитической  записке  "О
недостатках в  работе  действующих  кредитных  организаций  региона  и
мерах,   принимаемых   к   ним  в  процессе  надзора",  представляемой
территориальными учреждениями в Банк России  (Департамент  банковского
регулирования  и  надзора)  в  соответствии  с  Указанием Банка России
оперативного характера от 16.04.98 N 94-Т.
     Информация о   нарушении   банковской/консолидированной   группой
предельных  значений  обязательных  нормативов  и  открытых   валютных
позиций  в случае их влияния на оценку финансового состояния кредитных
организаций - участников группы должна  передаваться  территориальными
учреждениями  Банка  России в составе других факторов по коду 15 формы
№050 "Классификационные группы деятельности  кредитных  организаций  и
сведения   об   информации,   не   содержащейся   в  используемой  для
классификации  кредитных  организаций  отчетности,  но   учитывающейся
территориальными  учреждениями  Банка  России  при принятии решения об
оценке финансового состояния  кредитных  организаций"  Указания  Банка
России  от  21.03.2000  N  766-У  "О критериях определения финансового
состояния кредитных организаций".


     Первый заместитель
     Председателя
     Банка России          А.А. Козлов


Информация по документу
Читайте также