Расширенный поиск

Письмо Центрального банка Российской Федерации от 03.09.2008 № 111-Т

 
     


               ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                           (БАНК РОССИИ)

                            П И С Ь М О

                   от 3 сентября 2008 г. N 111-Т
                             г. Москва

     
                                                 Главные управления
                                               (национальные банки)
                                                       Банка России
     
     
                 О повышении эффективности работы
              по предотвращению сомнительных операций
                  клиентов кредитных организаций
     
     
     Центральным банком   Российской    Федерации   в    результате
осуществления надзорной  деятельности  за кредитными  организациями
выявлено, что  в  последнее время  резко  возросли объемы  денежных
средств, переводимых  юридическими  лицами -  резидентами со  своих
счетов в уполномоченных банках на свои счета, открытые в банках  за
пределами территории Российской Федерации (в банковской  отчетности
такие операции отражаются по коду вида операции 61150).
     Во многих  случаях  денежные средства  юридическими  лицами  -
резидентами  переводились   на  свои  счета,   открытые  в   банках
Республики Казахстан,  Республики  Молдавии, Эстонской  Республики,
Латвийской Республики, Республики Кипр.
     Характерными особенностями таких операций являются следующие:
     1. Плательщиками денежных средств являются юридические лица  -
резиденты, имеющие  крайне незначительный по  сравнению с  объемами
переводимых за  границу  средств уставный  капитал. Месячный  объем
операций  по  переводу  денежных  средств  на  счета,  открытые  за
пределами территории Российской Федерации, как правило, более чем в
100 раз превышают  размеры уставного  капитала юридического лица  -
резидента.
     2. Операции  по   счетам  юридических  лиц   -  резидентов   в
уполномоченных  банках  в  большинстве  случаев  носят   транзитный
характер. При этом  поступившие денежные  средства в полном  объеме
(либо в их  значительной части) переводятся  на счета, открытые  за
пределами территории Российской Федерации.
     3. Со счетов, используемых для указанных целей, уплата налогов
или других  обязательных платежей  в  бюджетную систему  Российской
Федерации   не   осуществляется   или   осуществляется   в   крайне
незначительных  размерах.  Как правило,  такие  платежи  составляют
менее двух  процентов  от объема  денежных  средств, переводимых  с
данного счета на счета, открытые за пределами территории Российской
Федерации.
     Возрастающие масштабы  этих операций  позволяют  предполагать,
что в большинстве случаев действительными их целями могут  являться
уклонение от  уплаты  налогов, оплата  "серого" импорта,  отмывание
доходов, полученных преступным путем.
     Учитывая изложенное, рекомендуем кредитным организациям особое
внимание уделять указанным  выше  операциям и  при выявлении  таких
операций в деятельности юридических лиц - резидентов запрашивать  у
них  документы,   подтверждающие  источники  поступления   денежных
средств  на  их  счета  в  уполномоченных  банках,  а  также   иные
документы, подтверждающие вещные права юридических лиц - резидентов
на реализуемые ими на  территории Российской Федерации товары  либо
иные активы.
     При выявлении таких операций, проводимых по счетам юридических
лиц - резидентов,  кредитным  организациям рекомендуется  применять
меры, изложенные в  письме Банка  России от 27  апреля 2007 года  N
60-Т  "Об   особенностях   обслуживания  кредитными   организациями
клиентов  с  использованием  технологии  дистанционного  доступа  к
банковскому  счету  клиента (включая  интернет-банкинг)"  ("Вестник
Банка России", 08.05.2007, N 25).
     В случае  признания  кредитными организациями  таких  операций
подозрительными  кредитные   организации  направляют  сведения   об
указанных операциях в уполномоченный орган в соответствии с пунктом
3 статьи 7 Федерального закона от  7 августа 2001 года N 115-ФЗ  "О
противодействии   легализации   (отмыванию)   доходов,   полученных
преступным   путем,   и   финансированию   терроризма"    (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418;  2002,
N 30, ст. 3029; N 44, ст.  4296; 2004, N 31, ст. 3224; 2005, N  47,
ст. 4828; 2006, N 31, ст. 3446,  ст. 3452; 2007, N 16, ст. 1831;  N
31, ст. 3993, ст. 4011).
     Территориальным учреждениям при осуществлении деятельности  по
надзору за  кредитными организациями,  в том  числе при  проведении
инспекционных проверок  кредитных  организаций, рекомендуем  особое
внимание уделять выявлению  указанных выше операций в  деятельности
кредитных организаций.
     При выявлении фактов проведения кредитными организациями таких
операций систематически и (или) в значительных объемах  рекомендуем
территориальным учреждениям  проводить встречи  с руководителями  и
владельцами   таких  кредитных   организаций   в  целях   уточнения
экономического   содержания   проводимых  по   поручению   клиентов
операций, обстоятельств их совершения, оценки рисков для  кредитной
организации и для  банковской системы в  связи с совершением  таких
операций, возможной разработки плана действий по их прекращению.
     Территориальным учреждениям  рекомендуем информацию  о  фактах
проведения кредитными организациями по поручению клиентов указанных
операций систематически и (или)  в значительных объемах, а также  о
работе территориального учреждения с кредитными организациями и  ее
результатах направлять письмом на имя Председателя Банка России.
     С Федеральной  службой   по   финансовому  мониторингу   (Ю.А.
Чиханчин) согласовано.
     Доведите содержание настоящего  письма  до сведения  кредитных
организаций.
     
     
     Председатель
     Центрального банка
     Российской Федерации                             С.М. Игнатьев
     
     
     


Информация по документу
Читайте также