Расширенный поиск

Письмо Центрального банка Российской Федерации от 16.09.2010 № 129-Т

 
     
     
     
               ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                           (БАНК РОССИИ)

                            П И С Ь М О

                  от 16 сентября 2010 г. N129-Т
                             г. Москва
     
     
                                                 Главные управления
                                               (национальные банки)
                                                       Банка России
     
      
                Об усилении контроля за отдельными
                    операциями юридических лиц
     
     
     Центральным банком   Российской    Федерации   в    результате
осуществления надзорной деятельности было выявлено, что в последнее
время возросли объемы  денежных средств, переводимых резидентами  в
пользу  контрагентов  (резидентов  и  нерезидентов)  на  их  счета,
открытые в банках за  пределами территории Российской Федерации,  в
порядке исполнения обязательств  по агентским договорам,  договорам
комиссии, договорам финансирования под уступку денежного требования
и  договорам  купли-продажи  товаров  с  поставкой  на   территории
Российской  Федерации  (в  банковской  отчетности  такие   операции
отражаются по кодам валютных операций 35020, 99090).
     Во многих случаях  денежные средства переводятся  юридическими
лицами - резидентами в пользу нерезидентов-контрагентов, юрисдикция
которых не совпадает  с юрисдикцией банков-нерезидентов, в  которых
открыты   счета   данных    нерезидентов,   а   также   в    пользу
резидентов-контрагентов  на   их  счета,  открытые   в  банках   на
территории иностранных государств.
     Характерными особенностями таких операций являются:
     1. Осуществление резидентами-клиентами кредитных организаций в
пользу нерезидентов  в  рамках  заключенных  между  ними  агентских
договоров  (договоров  комиссии)  безналичных  переводов   денежных
средств  в  крупных  размерах, являющихся  выручкой  от  реализации
резидентами-агентами     от     своего     имени      принадлежащих
нерезидентам-принципалам товаров,  поставка которых  осуществляется
на территории Российской Федерации (т.е. без пересечения таможенной
границы  Российской  Федерации), а  также  осуществление  переводов
валюты Российской Федерации между резидентами в рамках  аналогичных
агентских договоров (договоров комиссии), заключенных между ними.
     2. Осуществление по  агентским договорам (договорам  комиссии)
резидентами-принципалами  переводов  денежных  средств  в   крупных
размерах, являющихся агентским вознаграждением за услуги, оказанные
на территории Российской Федерации, в пользу  нерезидентов-агентов.
Обязательства  нерезидентов  заключаются в  оказании  резидентам  -
плательщикам  денежных  средств  услуг по  приобретению  от  своего
имени, но в интересах и за счет резидента на территории  Российской
Федерации товаров у третьих лиц. Сумма агентского вознаграждения  в
агентском   договоре   (договоре   комиссии),   как   правило,   не
предусмотрена  и  определяется  в процентном  отношении  исходя  из
стоимости поставленных товаров.
     3. Осуществление  по  договорам  финансирования  под   уступку
денежного требования резидентами  - финансовыми агентами  переводов
денежных  средств  в   пользу  нерезидентов  (кредиторов)  в   счет
денежного требования  нерезидентов (кредиторов) к  третьим лицам  -
резидентам (должникам) по заключенным между ними договорам поставки
товаров на территории Российской Федерации.
     4. Осуществление  расчетов  и переводов  между  резидентами  в
валюте Российской Федерации со счетов, открытых одними  резидентами
в кредитных организациях, на счета других  резидентов-контрагентов,
открытые в банках-нерезидентах, по заключенным между ними договорам
купли-продажи товаров с поставкой товаров на территории  Российской
Федерации.
     Возрастающие масштабы  этих операций  позволяют  предполагать,
что действительными их  целями могут  являться уклонение от  уплаты
налогов и таможенных платежей, вывод денежных средств из Российской
Федерации, оплата "серого  импорта", отмывание доходов,  полученных
преступным путем.
     Учитывая изложенное,  рекомендуем кредитным  организациям  при
выявлении таких  операций уделять  им особое внимание  и в  случае,
если при  реализации  правил внутреннего  "противолегализационного"
контроля в отношении  указанных операций возникают подозрения,  что
они  связаны  с   легализацией  (отмыванием)  доходов,   полученных
преступным  путем,   или  финансированием  терроризма,   направлять
сведения о таких операциях в уполномоченный орган в соответствии  с
пунктом 3 статьи  7 Федерального  закона от 7  августа 2001 года  N
115-ФЗ   "О   противодействии  легализации   (отмыванию)   доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418;  2002,
N 30, ст. 3029; N 44, ст.  4296; 2004, N 31, ст. 3224; 2005, N  47,
ст. 4828; 2006, N 31, ст. 3446,  ст. 3452; 2007, N 16, ст. 1831;  N
31, ст. 3993, ст. 4011; N 49, ст. 6036).
     Территориальным учреждениям  Банка  России  при  осуществлении
деятельности по надзору  за кредитными  организациями, в том  числе
при  проведении   инспекционных  проверок  кредитных   организаций,
рекомендуется уделять особое внимание указанным выше операциям.
     При выявлении фактов  проведения  кредитными организациями  по
поручению  клиентов  таких   операций  систематически  и  (или)   в
значительных  объемах  территориальным  учреждениям  Банка   России
рекомендуется  проводить  встречи с  руководителями  и  владельцами
таких  кредитных  организаций  в  целях  уточнения   экономического
содержания проводимых по поручению клиентов операций, обстоятельств
их  совершения,  оценки  рисков для  кредитной  организации  и  для
банковской системы в связи с совершением таких операций,  возможной
разработки плана действий по их прекращению.
     Территориальным учреждениям    Банка   России    рекомендуется
информацию  о   фактах  проведения   кредитными  организациями   по
поручению  клиентов указанных  операций  систематически и  (или)  в
значительных объемах, а также о работе территориального  учреждения
с кредитными организациями и  ее результатах направлять письмом  на
имя Председателя Банка России.
     С Федеральной  службой   по   финансовому  мониторингу   (Д.Г.
Скобелкин) согласовано.
     Доведите содержание настоящего  письма  до сведения  кредитных
организаций.
     
     
     Председатель
     Центрального банка
     Российской Федерации                       С.М. ИГНАТЬЕВ


Информация по документу
Читайте также