Расширенный поиск

Письмо Центрального банка Российской Федерации от 07.04.2011 № 47-Т

 
     
     
     
               ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                           (БАНК РОССИИ)

                            П И С Ь М О

                    от 07 апреля 2011 г. N 47-Т
                             г. Москва
     
     
                                                 Главные управления
                                               (национальные банки)
                                                 Центрального банка
                                               Российской Федерации
     
     
               О направлении Рекомендаций кредитным
               организациям, обслуживающим клиентов,
               осуществляющих деятельность по приему
                      платежей физических лиц
     
     
     В целях организации  надлежащей работы кредитных  организаций,
обслуживающих  клиентов,  осуществляющих  деятельность  по   приему
платежей  физических лиц,  направляем  для использования  в  работе
Рекомендации  по  обеспечению  соблюдения  требований  Федерального
закона от 03.06.2009  N 103-ФЗ "О  деятельности по приему  платежей
физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее -  Закон
N 103-ФЗ) и статьи 13.1 Федерального закона "О банках и  банковской
деятельности" (далее - Закон  о банках) при обслуживании  платежных
агентов, банковских платежных агентов (далее - Рекомендации).
     С Федеральной  службой   по   финансовому  мониторингу   (Ю.А.
Чиханчин) согласовано.
     Доведите настоящие   Рекомендации   до   сведения    кредитных
организаций.
     Приложение на 5 листах.
     
     
     Председатель
     Центрального банка
     Российской Федерации                    С.М. ИГНАТЬЕВ
     
     
     
     
                                                         Приложение
                                              к письму Банка России
                                               от 07.04.2011 N 47-Т
                                        "О направлении Рекомендаций
                                            кредитным организациям,
                                            обслуживающим клиентов,
                                        осуществляющих деятельность
                                 по приему платежей физических лиц"
     
     
                           Рекомендации
     по обеспечению соблюдения требований Федерального закона
                      от 03.06.2009 N 103-ФЗ
                "О деятельности по приему платежей
             физических лиц, осуществляемой платежными
            агентами" и статьи 13.1 Федерального закона
       "О банках и банковской деятельности" при обслуживании
          платежных агентов, банковских платежных агентов
     
     
     1. Пунктами 14 и 15 статьи 4 Закона N 103-ФЗ установлено,  что
платежный  агент  обязан  использовать  отдельный  банковский  счет
(счета) для осуществления  расчетов и зачисления  на него в  полном
объеме  полученных от  плательщиков  при приеме  платежей  денежных
средств.
     Отдельный банковский  счет,  открываемый  платежному   агенту,
является специальным  банковским счетом, который  в соответствии  с
Положением Банка России от 26  марта 2007 года N 302-П "О  правилах
ведения   бухгалтерского    учета    в   кредитных    организациях,
расположенных на территории Российской Федерации" подлежит открытию
на балансовом счете N 40821 "Платежный агент, банковский  платежный
агент".
     По сообщению  территориальных   учреждений   Банка  России   и
кредитных  организаций,  имеются  случаи  осуществления  платежными
агентами   операций  по   приему   платежей  физических   лиц   без
использования отдельного банковского счета, открываемого платежному
агенту на  балансовом счете  N 40821  "Платежный агент,  банковский
платежный  агент"  (далее  -  банковский  счет  N  40821),  включая
использование платежными агентами ранее открытых банковских счетов.
     Осуществление платежными агентами операций по приему  платежей
физических лиц без использования банковского счета N 40821 нарушает
требования пунктов  14 и  15  статьи 4  Закона N  103-ФЗ и  создает
условия  для  вовлечения  кредитной  организации  в   осуществление
противоправной   деятельности,   что,   в   свою   очередь,   может
свидетельствовать   о   недостатках   в   осуществлении   кредитной
организацией внутреннего контроля в соответствии с Положением Банка
России от 16 декабря 2003 года N 242-П "Об организации  внутреннего
контроля в кредитных организациях и банковских группах" и  являться
причиной возникновения  у кредитной  организации банковских  рисков
при обслуживании платежных агентов.
     -------------------------------------------------------
      Письмо Банка  России от  21  декабря 2009  года  N 172-Т  "Об
открытии   платежному   агенту,   банковскому   платежному   агенту
отдельного банковского счета".
     --------------------------------------------------------
     В целях управления банковскими  рисками, в том числе  правовым
риском  и   риском  потери  деловой   репутации,  при   организации
обслуживания платежных агентов кредитным организациям рекомендуется
в  рамках реализации  принципа  "знай своего  клиента"  осуществить
разработку  адекватной  политики  и  процедур,  включающих  порядок
осуществления операций по отдельным банковским счетам,  открываемым
платежным агентам, и мониторинга указанных операций.
     В случае   выявления   кредитной   организацией   деятельности
клиентов, имеющей признаки  операций по приему платежей  физических
лиц, требования к которой  установлены Законом N 103-ФЗ,  кредитной
организации рекомендуется получать у клиентов письменные  пояснения
о  причинах  неиспользования  ими банковских  счетов  N  40821  для
осуществления указанной деятельности, а также включать в договоры с
платежными  агентами  условия,  обязывающие  их  использовать   для
совершения  операций  по  приему  платежей  физических  лиц  только
банковские счета N 40821.
     Кредитным организациям  рекомендуется  доводить  до  платежных
агентов  информацию   о  требованиях  законодательства   Российской
Федерации, регулирующего порядок приема платежей физических лиц,  а
также информацию о  требованиях законодательства о  противодействии
легализации  (отмыванию) доходов,  полученных  преступным путем,  и
финансированию терроризма.
     2. В целях реализации принципа "знай своего клиента" кредитной
организации рекомендуется   проводить  мероприятия   по   выявлению
случаев  несоблюдения  клиентами, осуществляющими  деятельность  по
приему платежей, требований  Закона N 103-ФЗ, в  том числе в  части
осуществления указанной  деятельности без использования  отдельного
банковского счета.
     В рамках   указанных   мероприятий   кредитным    организациям
рекомендуется:
     осуществлять на   постоянной   основе   сопоставление   объема
наличных денежных средств,  внесенных на отдельный банковский  счет
платежного  агента,  и  денежных  средств,  перечисленных  в  целях
осуществления   расчетов   с  операторами   по   приему   платежей,
поставщиками;
     анализировать выявленные расхождения  сумм внесенных  наличных
денежных  средств  с   суммами,  перечисленными  на   осуществление
расчетов с операторами по приему платежей, поставщиками.
     В связи  с  этим  рекомендуется  в  ходе  мониторинга  уделять
повышенное  внимание  операциям  по банковским  счетам  N  40821  и
осуществлять их анализ для оценки возможности отнесения к категории
подозрительных  операций,  в частности,  при  отсутствии  сведений,
подтверждающих,  что  операции  осуществляются  в  соответствии   с
требованиями законодательства  Российской Федерации,  регулирующего
порядок приема платежей физических лиц.
     Для достижения указанной цели рекомендуем включать в договоры,
заключаемые кредитными   организациями   с   платежными   агентами,
положения,   предусматривающие   обязанность   платежных    агентов
предоставлять  по  запросам   кредитных  организаций  документы   и
информацию,  а  также  давать  необходимые  письменные   пояснения,
подтверждающие соответствие осуществляемых  по банковским счетам  N
40821 операций  требованиям законодательства Российской  Федерации,
регулирующего порядок приема платежей физических лиц.
     Если при         реализации         правил         внутреннего
"противолегализационного"    контроля   в    отношении    операций,
совершаемых платежными  агентами по  банковскому счету  N 40821,  у
кредитных  организаций  возникают  подозрения, что  они  связаны  с
легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или
финансированием   терроризма,   кредитным   организациям    следует
направлять сведения об указанных операциях в уполномоченный орган в
соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 7  августа
2001  года  N  115-ФЗ "О  противодействии  легализации  (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
     3. В соответствии со  статьей 13.1  Закона о банках  кредитная
организация, с  которой  у банковского  платежного агента  заключен
договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических
лиц,  обязана  осуществлять  контроль  за  соблюдением   банковским
платежным агентом порядка осуществления приема платежей  физических
лиц в соответствии с правилами осуществления расчетов в  Российской
Федерации,  установленными Банком  России,  требований статьи  13.1
Закона о  банках и законодательства  о противодействии  легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и  финансированию
терроризма.
     ---------------------------------------------------------
      Приложение 1  к   Рекомендациям  по  организации   управления
правовым  риском и  риском  потери  деловой репутации  в  кредитных
организациях и банковских группах, изложенным в письме Банка России
от 30  июня 2005 года  N 92-Т  "Об организации управления  правовым
риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и
банковских группах".
     ---------------------------------------------------------
     В связи с этим  кредитным организациям рекомендуется в  рамках
реализации принципа  "знай своего  клиента" осуществить  разработку
адекватной политики  и процедур,  включающих порядок  осуществления
контроля  за  соблюдением  банковским  платежным  агентом   порядка
осуществления  приема  платежей  физических лиц  в  соответствии  с
правилами   осуществления   расчетов   в   Российской    Федерации,
установленными  Банком  России,  требований статьи  13.1  Закона  о
банках и законодательства о противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
     В соответствии со  статьей 13.1 Закона  о банках  несоблюдение
банковским платежным агентом порядка осуществления приема  платежей
физических лиц в соответствии с правилами осуществления расчетов  в
Российской  Федерации,  установленными  Банком  России,  требований
статьи  13.1  и  законодательства  о  противодействии   легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и  финансированию
терроризма   является   основанием   для   расторжения    кредитной
организацией  с  таким  банковским платежным  агентом  договора  об
осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
     В связи  с   этим  кредитным   организациям  рекомендуется   в
заключаемых  с   банковскими  платежными   агентами  договорах   об
осуществлении  деятельности  по  приему  платежей  физических   лиц
предусматривать  порядок  (процедуры)   их  расторжения  в   случае
несоблюдения банковскими платежными агентами порядка  осуществления
приема  платежей   физических  лиц  в   соответствии  с   правилами
осуществления  расчетов  в  Российской  Федерации,   установленными
Банком  России,  требований   статьи  13.1  и  законодательства   о
противодействии   легализации   (отмыванию)   доходов,   полученных
преступным путем, и финансированию терроризма.
     Кредитным организациям  рекомендуется доводить  до  банковских
платежных агентов  информацию о правилах  осуществления расчетов  в
Российской  Федерации,  установленных  Банком  России,  требованиях
статьи  13.1  и  законодательства  о  противодействии   легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и  финансированию
терроризма.
     


Информация по документу
Читайте также