Расширенный поиск

Письмо Центрального банка Российской Федерации от 13.11.2013 № 223-Т

 



               ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                           (БАНК РОССИИ)

                            П И С Ь М О

                   от 13 ноября 2013 г. N 223-Т
                             г. Москва


                                      Территориальные подразделения
                                                Службы Банка России
                                               по финансовым рынкам

                                                 Главные управления
                                               (национальные банки)
                                                 Центрального банка
                                               Российской Федерации


               Об оценке правил внутреннего контроля
                    в целях ПОД/ФТ некредитных
                      финансовых организаций


     В соответствии с Федеральным  законом от 23  июля 2013 года  N
251-ФЗ  "О  внесении  изменений в  отдельные  законодательные  акты
Российской  Федерации  в  связи  с  передачей  Центральному   банку
Российской  Федерации  полномочий  по  регулированию,  контролю   и
надзору в  сфере финансовых рынков"  с 1  сентября 2013 года  Банку
России переданы  функции по  регулированию, контролю  и надзору  за
деятельностью некредитных  финансовых  организаций, в  том числе  в
части   контроля    за    соблюдением   некредитными    финансовыми
организациями требований  законодательства в сфере  противодействия
легализации  (отмыванию) доходов,  полученных  преступным путем,  и
финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ).
     Учитывая изложенное,  прошу  организовать  работу  по   оценке
правил  внутреннего контроля  в  целях противодействия  легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и  финансированию
терроризма (далее - ПВК)
     профессиональных участников рынка ценных бумаг, не  являющихся
кредитными организациями;
     страховых организаций  (за исключением  страховых  медицинских
организаций,  осуществляющих  деятельность  исключительно  в  сфере
обязательного   медицинского  страхования),   страховых   брокеров,
обществ взаимного страхования;
     организаций, осуществляющих управление инвестиционными фондами
или негосударственными пенсионными фондами;
     кредитных потребительских    кооперативов,   в    том    числе
сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов;
     микрофинансовых организаций;
     негосударственных пенсионных  фондов,   имеющих  лицензию   на
осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному
страхованию,
     являющихся субъектами  исполнения  Федерального  закона  от  7
августа  2001   года  N  115-ФЗ   "О  противодействии   легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и  финансированию
терроризма" (далее  - Федеральный  закон N 115-ФЗ)  (далее -  НФО),
находящихся   на  территории,   подведомственной   соответствующему
территориальному подразделению  Службы Банка  России по  финансовым
рынкам   (далее    -   территориальное    подразделение   СФР)    и
территориальному учреждению Банка России, с учетом следующего.
     1. Территориальным подразделениям СФР  до 31 января 2014  года
провести   оценку  ПВК,   разработанных   НФО,  выездные   проверки
деятельности которых  запланированы  в IV  квартале  2013 года,  за
исключением  НФО, проверенных  в  рамках исполнения  письма  Службы
Банка  России  по финансовым  рынкам  от  14  октября 2013  года  N
50-13-ВЧ-04/4405.  В  отношении  таких  НФО  в  рамках   проведения
выездных проверок следует проанализировать порядок выполнения ПВК в
части выявления необычных операций (сделок).
     При оценке  ПВК  необходимо   проверить  их  на   соответствие
требованиям:
     - Федерального закона N 115-ФЗ, в том числе подпунктам 1, 1.1,
2, 3, 6 и 7 пункта 1, пунктам 2 и 11 статьи 7 Федерального закона N
115-ФЗ1;
     - постановления Правительства Российской Федерации от 30  июня
2012 года N 667  "Об утверждении требований к правилам  внутреннего
контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с
денежными средствами или иным имуществом (за исключением  кредитных
организаций),  и   признании  утратившими   силу  некоторых   актов
Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N  667),
акцентировав особое внимание на оценке следующих программ:
     определяющей организационные основы осуществления  внутреннего
контроля;
     идентификации клиентов,   представителей  клиентов   и   (или)
выгодоприобретателей;
     оценки степени (уровня)  риска  совершения клиентом  операций,
связанных   с   легализацией   (отмыванием)   доходов,   полученных
преступным путем, и  финансированием терроризма (далее -  программа
оценки риска);
     выявления операций    (сделок),    подлежащих    обязательному
контролю,   и  операций   (сделок),   имеющих  признаки   связи   с
легализацией (отмыванием) доходов,  полученных преступным путем,  и
финансированием терроризма (далее - программа выявления операций);
     документального фиксирования информации;
     хранения информации  и  документов,  полученных  в  результате
реализации  программ  осуществления внутреннего  контроля  в  целях
противодействия   легализации   (отмыванию)   доходов,   полученных
преступным путем, и финансированию терроризма.
     При этом следует уделить повышенное внимание вопросу наличия в
ПВК описаний  конкретных  предпринимаемых  НФО  действий,   включая
действия по  оценке риска  клиента, исходя  из признаков  операций,
видов и  условий деятельности, имеющих  повышенный риск  совершения
клиентами  операций  в   целях  легализации  (отмывания)   доходов,
полученных преступным путем,  и финансирования терроризма (далее  -
операции  повышенного  уровня  риска),  акцентировав  внимание   на
следующих вопросах:
     адекватность перечня     признаков     операций      (сделок),
осуществление  которых   может  быть   направлено  на   легализацию
(отмывание) доходов, полученных преступным путем, и  финансирование
терроризма, приведенных в программе выявления операций и  программе
оценки риска, характеру клиентской базы НФО и операциям  (сделкам),
фактически осуществляемым данной НФО (ее клиентами) (с акцентом  на
операции (сделки) повышенного уровня риска);
     порядок выявления    операций    (сделок),     соответствующих
признакам,  указывающим на  необычный  характер операции  (сделки),
включая  проведение  анализа  иных  операций  (сделок)  клиента   и
имеющейся в  распоряжении НФО информации  о клиенте,  представителе
клиента и выгодоприобретателе в целях подтверждения  обоснованности
или  опровержения  возникших подозрений  в  осуществлении  операции
(сделки) или ряда операций (сделок) в целях легализации (отмывания)
доходов,   полученных   преступным   путем,   или    финансирования
терроризма,  в   том  числе:   перечень  документов   (информации),
запрашиваемых  у  клиента; сроки  представления  данных  документов
(информации)  в  НФО;   процедура  проверки  и  анализ   полученных
документов (информации); перечень лиц, ответственных за направление
запросов  и  проведение  указанного анализа;  меры,  принимаемые  в
отношении  клиентов,   не   представляющих  документы   (содержащие
необходимые объяснения и (или) дополнительные сведения по операции)
по запросам НФО,  а также перечень  лиц, ответственных за  принятие
решений о применении таких мер;
     порядок и случаи принятия  НФО дополнительных мер по  изучению
выявленной не обычной операции  (сделки), в том числе получение  от
клиента объяснений  и (или)  дополнительных сведений,  разъясняющих
экономический смысл  такой операции (сделки),  а также  обеспечение
повышенного внимания ко всем операциям (сделкам) этого клиента;
     порядок, основания  и сроки  принятия  руководителем НФО  либо
уполномоченным   им   должностным   лицом   решения   о   признании
(непризнании)  выявленной  операции  (сделки)  клиента   подлежащей
обязательному   контролю    или    необычной   операции    (сделки)
подозрительной,  о  необходимости принятия  дополнительных  мер  по
изучению необычной операции (сделки) клиента, порядок  фиксирования
принятого  решения и  хранения  внутреннего сообщения,  содержащего
запись (отметку) о таком решении и его мотивированное обоснование;
     порядок фиксирования   и    хранения   указанных    документов
(информации), включая сроки хранения.
     Рекомендуется оценить, насколько указанные в настоящем  пункте
действия  могут  быть  реализованы  НФО  на  практике  в  отношении
клиентов,  осуществляющих  операции  (сделки)  повышенного   уровня
риска.
     В случае если  НФО были  внесены изменения  в ПВК  в связи  со
вступлением в силу Федерального закона N 134-ФЗ (или приняты ПВК  в
новой редакции), при оценке ПВК необходимо уделить особое  внимание
вопросам учета  в  них следующих  положений  Федерального закона  N
134-ФЗ, устанавливающих:
     обязанность идентифицировать клиента, представителя клиента  и
(или) выгодоприобретателя до приема на обслуживание;
     обязанность получать  информацию   о   целях  установления   и
предполагаемом характере  деловых  отношений с  НФО  при приеме  на
обслуживание и обслуживании клиентов - юридических лиц;
     обязанность принимать  на  регулярной  основе  обоснованные  и
доступные в сложившихся  обстоятельствах меры по определению  целей
финансово-хозяйственной   деятельности,   финансового    положения,
деловой репутации клиентов;
     обязанность принимать обоснованные  и доступные в  сложившихся
обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев;
     обязанность обновлять  информацию о  клиентах,  представителях
клиентов, выгодоприобретателях и  бенефициарных владельцах не  реже
одного  раза   в  год,   а  в  случае   возникновения  сомнений   в
достоверности и точности  ранее полученной  информации - в  течение
семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений;
     обязанность применять  меры  по  замораживанию  (блокированию)
денежных средств или иного имущества незамедлительно, но не позднее
одного  рабочего  дня  со   дня  размещения  в  сети  Интернет   на
официальном  сайте уполномоченного  органа  информации о  включении
организации  или   физического  лица  в   перечень  организаций   и
физических  лиц,  в  отношении  которых  имеются  сведения  об   их
причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо  со
дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного
органа решения  о  применении мер  по замораживанию  (блокированию)
денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или
физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания
подозревать их причастность к террористической деятельности (в  том
числе к  финансированию  терроризма) при  отсутствии оснований  для
включения в указанный перечень;
     обязанность не  реже  чем  один раз  в  три  месяца  проверять
наличие  среди  своих  клиентов организаций  и  физических  лиц,  в
отношении  которых  применены  либо  должны  применяться  меры   по
замораживанию (блокированию) денежных средств или иного  имущества,
и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган;
     право отказать в выполнении распоряжения клиента о  совершении
операции, если по  операции не представлены документы,  необходимые
для   фиксирования   информации  в   соответствии   с   положениями
Федерального закона N 115-ФЗ, а  также в случае, если в  результате
реализации ПВК у работников НФО возникают подозрения, что  операция
совершается  в целях  легализации  (отмывания) доходов,  полученных
преступным путем, и финансирования терроризма.
     2. Территориальным учреждениям Банка России начиная с 1  марта
2014 года в рамках дистанционного надзора на систематической основе
осуществлять оценку ПВК НФО, руководствуясь настоящим письмом.
     При этом  под  "систематической основой"  в  целях  исполнения
настоящего    письма    понимается    ежеквартальное    определение
территориальным  учреждением Банка  России  перечня НФО  исходя  из
количества  НФО,  поднадзорных  соответствующему   территориальному
учреждению Банка  России, а  также необходимости  включения в  этот
перечень всех видов НФО (при их наличии).
     3. При  выявлении фактов  несоответствия  ПВК НФО  требованиям
Федерального закона N  115-ФЗ, Постановления N 667  территориальным
подразделениям  СФР  и  территориальным  учреждениям  Банка  России
рассматривать  вопрос о  применении  мер  к  НФО в  соответствии  с
действующим законодательством.
     
     _________________
     1 В редакции Федерального закона от 28 июня 2013 года N 134-ФЗ
"О внесении изменений в  отдельные законодательные акты  Российской
Федерации в части противодействия незаконным финансовым  операциям"
(далее - Федеральный закон N 134-ФЗ).
     
     
     Председатель
     Центрального банка
     Российской Федерации                   Э.С. НАБИУЛЛИНА


Информация по документу
Читайте также