Расширенный поиск
Письмо Центрального банка Российской Федерации от 13.11.2013 № 223-ТЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНК РОССИИ) П И С Ь М О от 13 ноября 2013 г. N 223-Т г. Москва Территориальные подразделения Службы Банка России по финансовым рынкам Главные управления (национальные банки) Центрального банка Российской Федерации Об оценке правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ некредитных финансовых организаций В соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" с 1 сентября 2013 года Банку России переданы функции по регулированию, контролю и надзору за деятельностью некредитных финансовых организаций, в том числе в части контроля за соблюдением некредитными финансовыми организациями требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ). Учитывая изложенное, прошу организовать работу по оценке правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПВК) профессиональных участников рынка ценных бумаг, не являющихся кредитными организациями; страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, обществ взаимного страхования; организаций, осуществляющих управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами; кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов; микрофинансовых организаций; негосударственных пенсионных фондов, имеющих лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, являющихся субъектами исполнения Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) (далее - НФО), находящихся на территории, подведомственной соответствующему территориальному подразделению Службы Банка России по финансовым рынкам (далее - территориальное подразделение СФР) и территориальному учреждению Банка России, с учетом следующего. 1. Территориальным подразделениям СФР до 31 января 2014 года провести оценку ПВК, разработанных НФО, выездные проверки деятельности которых запланированы в IV квартале 2013 года, за исключением НФО, проверенных в рамках исполнения письма Службы Банка России по финансовым рынкам от 14 октября 2013 года N 50-13-ВЧ-04/4405. В отношении таких НФО в рамках проведения выездных проверок следует проанализировать порядок выполнения ПВК в части выявления необычных операций (сделок). При оценке ПВК необходимо проверить их на соответствие требованиям: - Федерального закона N 115-ФЗ, в том числе подпунктам 1, 1.1, 2, 3, 6 и 7 пункта 1, пунктам 2 и 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ1; - постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 года N 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 667), акцентировав особое внимание на оценке следующих программ: определяющей организационные основы осуществления внутреннего контроля; идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей; оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (далее - программа оценки риска); выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (далее - программа выявления операций); документального фиксирования информации; хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. При этом следует уделить повышенное внимание вопросу наличия в ПВК описаний конкретных предпринимаемых НФО действий, включая действия по оценке риска клиента, исходя из признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - операции повышенного уровня риска), акцентировав внимание на следующих вопросах: адекватность перечня признаков операций (сделок), осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, приведенных в программе выявления операций и программе оценки риска, характеру клиентской базы НФО и операциям (сделкам), фактически осуществляемым данной НФО (ее клиентами) (с акцентом на операции (сделки) повышенного уровня риска); порядок выявления операций (сделок), соответствующих признакам, указывающим на необычный характер операции (сделки), включая проведение анализа иных операций (сделок) клиента и имеющейся в распоряжении НФО информации о клиенте, представителе клиента и выгодоприобретателе в целях подтверждения обоснованности или опровержения возникших подозрений в осуществлении операции (сделки) или ряда операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в том числе: перечень документов (информации), запрашиваемых у клиента; сроки представления данных документов (информации) в НФО; процедура проверки и анализ полученных документов (информации); перечень лиц, ответственных за направление запросов и проведение указанного анализа; меры, принимаемые в отношении клиентов, не представляющих документы (содержащие необходимые объяснения и (или) дополнительные сведения по операции) по запросам НФО, а также перечень лиц, ответственных за принятие решений о применении таких мер; порядок и случаи принятия НФО дополнительных мер по изучению выявленной не обычной операции (сделки), в том числе получение от клиента объяснений и (или) дополнительных сведений, разъясняющих экономический смысл такой операции (сделки), а также обеспечение повышенного внимания ко всем операциям (сделкам) этого клиента; порядок, основания и сроки принятия руководителем НФО либо уполномоченным им должностным лицом решения о признании (непризнании) выявленной операции (сделки) клиента подлежащей обязательному контролю или необычной операции (сделки) подозрительной, о необходимости принятия дополнительных мер по изучению необычной операции (сделки) клиента, порядок фиксирования принятого решения и хранения внутреннего сообщения, содержащего запись (отметку) о таком решении и его мотивированное обоснование; порядок фиксирования и хранения указанных документов (информации), включая сроки хранения. Рекомендуется оценить, насколько указанные в настоящем пункте действия могут быть реализованы НФО на практике в отношении клиентов, осуществляющих операции (сделки) повышенного уровня риска. В случае если НФО были внесены изменения в ПВК в связи со вступлением в силу Федерального закона N 134-ФЗ (или приняты ПВК в новой редакции), при оценке ПВК необходимо уделить особое внимание вопросам учета в них следующих положений Федерального закона N 134-ФЗ, устанавливающих: обязанность идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя до приема на обслуживание; обязанность получать информацию о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с НФО при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов - юридических лиц; обязанность принимать на регулярной основе обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения, деловой репутации клиентов; обязанность принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев; обязанность обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений; обязанность применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень; обязанность не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган; право отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, если по операции не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона N 115-ФЗ, а также в случае, если в результате реализации ПВК у работников НФО возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. 2. Территориальным учреждениям Банка России начиная с 1 марта 2014 года в рамках дистанционного надзора на систематической основе осуществлять оценку ПВК НФО, руководствуясь настоящим письмом. При этом под "систематической основой" в целях исполнения настоящего письма понимается ежеквартальное определение территориальным учреждением Банка России перечня НФО исходя из количества НФО, поднадзорных соответствующему территориальному учреждению Банка России, а также необходимости включения в этот перечень всех видов НФО (при их наличии). 3. При выявлении фактов несоответствия ПВК НФО требованиям Федерального закона N 115-ФЗ, Постановления N 667 территориальным подразделениям СФР и территориальным учреждениям Банка России рассматривать вопрос о применении мер к НФО в соответствии с действующим законодательством. _________________ 1 В редакции Федерального закона от 28 июня 2013 года N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (далее - Федеральный закон N 134-ФЗ). Председатель Центрального банка Российской Федерации Э.С. НАБИУЛЛИНА Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|