Расширенный поиск

Письмо Центрального банка Российской Федерации от 31.03.2008 № 36-Т

 
     
     
     
               ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                           (БАНК РОССИИ)

                            П И С Ь М О

                    от 31 марта 2008 г. N 36-Т
                             г. Москва
     
     
                                                 Главные управления
                                               (национальные банки)
                                                 Центрального банка
                                               Российской Федерации
     
     
             О рекомендациях по организации управления
        рисками, возникающими при осуществлении кредитными
               организациями операций с применением
                     систем интернет-банкинга
     
     
     В соответствии с Положением  Банка России  от 16 декабря  2003
года  N 242-П  "Об  организации  внутреннего контроля  в  кредитных
организациях    и    банковских    группах",     зарегистрированным
Министерством юстиции Российской  Федерации 27  января 2004 года  N
5489, 22  декабря 2004  года N 6222  ("Вестник Банка  России" от  4
февраля 2004 года N 7, от 31 декабря 2004 года N 74) одной из целей
внутреннего контроля  является обеспечение эффективного  управления
банковскими рисками.
     Банком России   направляются   для  использования   в   работе
Рекомендации по  организации управления  рисками, возникающими  при
осуществлении  кредитными  организациями  операций  с   применением
систем интернет-банкинга.
     Настоящее Письмо  подлежит  опубликованию  в  "Вестнике  Банка
России".
     
     
     Первый заместитель Председателя
     Центрального банка
     Российской Федерации                              Г.Г.Меликьян
     
     
                                                         Приложение
                                              к Письму Банка России
                                         от 31 марта 2008 г. N 36-Т
                                    "О Рекомендациях по организации
                                   управления рисками, возникающими
                                       при осуществлении кредитными
                                             организациями операций
                                               с применением систем
                                                 интернет-банкинга"

     
                           Рекомендации
          по организации управления рисками, возникающими
        при осуществлении кредитными организациями операций
              с применением систем интернет-банкинга

     
                     Раздел 1. Общие положения
     
     1.1. Для целей  настоящих Рекомендаций используются  следующие
понятия:
     Интернет-банкинг -    способ    дистанционного     банковского
обслуживания клиентов,  осуществляемого кредитными организациями  в
сети Интернет (в том числе через WEB-сайт(ы) в сети Интернет <1>) и
включающего информационное и операционное взаимодействие с ними.
     ________________________________
     <1> Определения понятий "WEB-сайт", "WEB-сервер" содержатся  в
Рекомендациях   по   информационному   содержанию   и   организации
WEB-сайтов  кредитных организаций  в  сети Интернет  (приложение  к
Указанию оперативного характера Банка  России от 03.02.2004 N  16-Т
"О  Рекомендациях  по  информационному  содержанию  и   организации
WEB-сайтов кредитных организаций  в сети Интернет", "Вестник  Банка
России" от 11 февраля 2004 года N 11).
     
     Информационный контур    интернет-банкинга   -    совокупность
взаимосвязанных  компьютерных систем,  устройств  и каналов  связи,
используемых  при  обслуживании  клиента  (передаче  информации  от
кредитной организации  к клиенту  и обратно  с использованием  сети
Интернет, а также при обработке и хранении данной информации).
     Провайдер -     организация,     предоставляющая     кредитным
организациям  услуги  по выполнению  функций  обработки,  передачи,
хранения банковской  и  другой информации,  а также  обеспечивающая
доступ к информационно-телекоммуникационным сетям.
     Система интернет-банкинга     -    информационная     система,
используемая  кредитной организацией  для  обслуживания клиентов  в
сети Интернет.
     Риски интернет-банкинга - риски, возникающие при осуществлении
кредитными организациями    операций    с    применением     систем
интернет-банкинга.
     Ордер клиента   -   любое  дистанционное   обращение   клиента
кредитной  организации  с  помощью  системы  интернет-банкинга   за
оказанием   банковских   услуг   (получение   выписки   со   счета,
осуществление банковской операции и так далее).
     1.2. Настоящие Рекомендации разработаны в целях обеспечения:
     надежного дистанционного     банковского    обслуживания     с
применением  систем   интернет-банкинга,  отвечающего   требованиям
клиентов    кредитной    организации    в    части     доступности,
функциональности    и     защищенности     операций    и     данных
интернет-банкинга;
     соответствия дистанционного    банковского   обслуживания    с
применением систем  интернет-банкинга требованиям  законодательства
Российской Федерации, в том  числе нормативных актов Банка  России,
по  вопросам  банковской  деятельности  и  управления   банковскими
рисками;
     информационной безопасности  систем интернет-банкинга,  в  том
числе  защиты  информационных  ресурсов  кредитной  организации  от
неправомерного доступа с применением интернет-технологий;
     контроля за банковскими операциями, осуществляемыми  клиентами
с   применением   систем  интернет-банкинга,   в   рамках   системы
внутреннего контроля кредитной организации;
     противодействия легализации  (отмыванию)  доходов,  полученных
преступным путем, и  финансированию терроризма, а также  исключению
вовлечения кредитной организации в противоправную деятельность  при
использовании дистанционного банковского обслуживания с применением
систем интернет-банкинга;
     достоверности, полноты  и  своевременности  учета  данных   об
осуществлении   банковских    операций    с   применением    систем
интернет-банкинга;
     поддержания уровней    банковских    рисков,    связанных    с
дистанционным  банковским   обслуживанием   с  применением   систем
интернет-банкинга,    в    пределах,    установленных     кредитной
организацией.
     
              Раздел 2. Банковские риски, возникающие
        при осуществлении кредитными организациями операций
              с применением систем интернет-банкинга
     
     2.1. К  банковским  рискам,  связанным  с  применением  систем
интернет-банкинга,      относятся:     операционный,      правовой,
стратегический риски, риск потери деловой репутации  (репутационный
риск) и риск ликвидности.
     2.2. Причинами   возникновения    операционного   риска    при
применении систем интернет-банкинга могут являться:
     ненадлежащая организация        информационных        потоков,
внутрибанковских  процессов   и  процедур,   а  также   обеспечения
информационной безопасности как в самой кредитной организации,  так
и у провайдеров;
     нарушения режимов     функционирования    используемых     для
интернет-банкинга  информационных  систем  кредитной   организации,
связанные с авариями, отказами, сбоями оборудования и  программного
обеспечения самой кредитной организации или ее провайдеров;
     ошибки и   (или)   сбои   в   работе    аппаратно-программного
обеспечения    применяемых     кредитной    организацией     систем
интернет-банкинга, которые могут привести к нарушениям  целостности
данных в информационном контуре интернет-банкинга;
     действия в   отношении    кредитной    организации   в    виде
неправомерного  доступа  с  применением  интернет-технологий  к  ее
информационным  ресурсам,  в  том  числе  при  (для)  совершении(я)
преступных действий;
     недостаточная производительность и защищенность информационных
систем и  информационно-телекоммуникационных  сетей  как  кредитной
организации, так  и провайдеров,  задействованных в  информационном
контуре  интернет-банкинга  (с  учетом  возможного   неправомерного
доступа с применением интернет-технологий);
     ошибки служащих  кредитной   организации,   ее  клиентов   или
провайдеров  (в том  числе  разработчиков программного  обеспечения
систем  интернет-банкинга и  устройств,  входящих в  информационный
контур интернет-банкинга), а  также недостаточный уровень  контроля
(в том числе программного) за возможностью их совершения;
     невыполнение поставщиками    услуг    (исполнителями    работ)
договорных обязательств перед кредитной организацией;
     невыполнение кредитной    организацией   обязательств    перед
клиентами  из-за   ненадлежащего  качества   аппаратно-программного
обеспечения систем интернет-банкинга;
     хищения денежных  средств путем  неправомерного  использования
ключа электронной цифровой подписи.
     2.3. Причинами возникновения  правового  риска при  применении
систем интернет-банкинга могут являться:
     нарушения кредитной  организацией требований  законодательства
Российской Федерации, в том  числе нормативных актов Банка  России,
из-за  недостатков  (ошибок)  в  аппаратно-программном  обеспечении
систем интернет-банкинга,  результатом чего является  возникновение
оснований    для   применения    мер    за   нарушения    валютного
законодательства Российской  Федерации,  банковской тайны,  порядка
организации и  осуществления внутреннего  контроля, в  том числе  в
целях противодействия  легализации (отмыванию) доходов,  полученных
преступным путем, и финансированию терроризма, правил осуществления
банковских  операций,  правил бухгалтерского  учета,  представления
недостоверной отчетности;
     несовершенство правовой системы (неурегулированность отдельных
вопросов дистанционного  банковского  обслуживания  с   применением
систем интернет-банкинга и ответственности сторон, в том числе  при
трансграничном оказании банковских услуг);
     неправомерный доступ к конфиденциальной информации во время ее
обработки, передачи или хранения как в самой кредитной организации,
так и у  провайдеров, с которыми  кредитной организацией  заключены
договоры на обслуживание;
     несоответствие внутренних  документов  кредитной   организации
законодательству Российской Федерации,  в том числе нормативным,  а
также иным  актам  Банка России,  и  (или) неспособность  кредитной
организации своевременно приводить  свою деятельность и  внутренние
документы в соответствие с изменениями законодательства;
     неэффективная организация   правовой  работы,   приводящая   к
ошибкам  в  действиях  служащих  и  органов  управления   кредитной
организации при разработке и внедрении новых интернет-технологий;
     недостаточность проработки  кредитной  организацией   правовых
вопросов при заключении договоров с провайдерами на оказание  услуг
по выполнению  функций обработки, передачи,  хранения банковской  и
другой  информации,   в  том   числе  определение   ответственности
провайдеров при невыполнении обязательств по обслуживанию в  рамках
интернет-банкинга;
     недостаточность проработки  кредитной  организацией   правовых
вопросов при  заключении договоров  с клиентами  на оказание  услуг
интернет-банкинга, в том  числе определение ответственности  сторон
при невыполнении обязательств;
     нахождение филиалов   кредитной  организации,   ее   клиентов,
пользующихся   услугами   интернет-банкинга,  и   провайдеров   под
юрисдикцией различных государств;
     нарушения условий   договоров   со   стороны   как   кредитной
организации, так и ее клиентов и контрагентов.
     2.4. Причинами   возникновения   стратегического   риска   при
применении систем интернет-банкинга могут являться возможные убытки
вследствие   ошибочных   решений   органов   управления   кредитной
организации в отношении внедрения, сопровождения и развития  систем
интернет-банкинга, что может быть обусловлено:
     отсутствием или недостатками  стратегического плана  развития,
предусматривающего применение систем интернет-банкинга;
     невозможностью достижения  стратегических целей,  поставленных
кредитной организацией, в связи с отсутствием или необеспечением  в
полном     объеме     необходимыми     ресурсами      (финансовыми,
материально-техническими, людскими) и невыполнением организационных
мер  (управленческих  решений)   в  области  предоставления   услуг
интернет-банкинга;
     чрезмерными затратами  на  внедрение  и  сопровождение  систем
интернет-банкинга и (или) их нерентабельностью, а также вынужденным
отказом от использования  уже внедренных в эксплуатацию  технологий
банковского обслуживания  и  соответствующих информационных  систем
кредитной организации;
     ошибками в   выборе   видов   услуг   интернет-банкинга    или
реализующих его технических решений;
     ошибками в  политике кредитной  организации  по тем  или  иным
направлениям  банковской  деятельности,  связанным  с   применением
систем интернет-банкинга.
     2.5. Причинами возникновения  риска  потери деловой  репутации
(репутационного  риска)  при  применении  систем  интернет-банкинга
могут являться:
     уничтожение данных о клиентах кредитной организации, их счетах
и вкладах   в   связи   с  отказами   оборудования,   входящего   в
информационный  контур  интернет-банкинга, как  в  самой  кредитной
организации, так и у провайдеров;
     утечка из кредитной организации конфиденциальной информации, в
том числе нарушение банковской тайны (из-за сетевых атак в условиях
дистанционного банковского   обслуживания  с   применением   систем
интернет-банкинга, неправомерного доступа к информационным ресурсам
кредитной организации и т.п.);
     вовлечение кредитной организации в противоправную деятельность
с применением   систем   интернет-банкинга   из-за    ненадлежащего
исполнения обязанностей по  идентификации клиентов, установления  и
идентификации  выгодоприобретателей  и установления  личности  лица
(лиц),  уполномоченного  (уполномоченных)  распоряжаться  денежными
средствами,    находящимися    на    счете,    используя     аналог
собственноручной   подписи,   коды,   пароли   и   иные   средства,
подтверждающие  наличие  указанных  полномочий, а  также  ошибок  в
сообщениях  об  авторизации  и  аутентификации  при   осуществлении
банковских операций;
     неправомерные воздействия   на  информацию,   размещенную   на
WEB-сайте, используемом кредитной организацией, и (или)  размещение
на  нем недостоверной,  неполной  или нежелательной  для  кредитной
организации информации, негативно влияющей на ее деловую репутацию;
     возникновение у кредитной  организации  конфликта интересов  с
учредителями  (участниками),  клиентами и  контрагентами,  а  также
другими  заинтересованными  лицами  при  осуществлении  операций  с
применением систем интернет-банкинга;
     негативная оценка    клиентами    качества    предоставляемого
дистанционного  банковского   обслуживания  с  применением   систем
интернет-банкинга;
     нарушения непрерывности        функционирования         систем
интернет-банкинга.
     2.6. Причинами возникновения риска ликвидности при  применении
систем интернет-банкинга могут являться:
     недостатки при управлении  ликвидностью в условиях  применения
систем интернет-банкинга,  препятствующие своевременному и  полному
выполнению   кредитной   организацией  своих   обязательств   перед
клиентами;
     негативное влияние   на  выполнение   обязательств   кредитной
организации          нарушений          в          функционировании
информационно-телекоммуникационных сетей,  используемых для  работы
систем интернет-банкинга;
     невозможность реализации  высоколиквидных активов  по  причине
сбоев в системах интернет-банкинга (а также в системах и комплексах
провайдеров);
     нарушения непрерывности        функционирования         систем
интернет-банкинга;
     использование систем   интернет-банкинга  для   противоправных
действий, наносящих  ущерб  клиентам кредитной  организации или  ей
самой.
     2.7. При  использовании   кредитной  организацией   нескольких
систем интернет-банкинга рекомендуется учитывать возможное взаимное
влияние  источников  (факторов)  банковских  рисков,  сопутствующих
каждой из этих систем.
     
      Раздел 3. Принципы управления рисками интернет-банкинга
     
     3.1. Управление   рисками   интернет-банкинга    рекомендуется
организовывать таким образом,  чтобы обеспечить контроль за  данным
видом дистанционного банковского обслуживания в целом, в том  числе
в рамках функционирования аппаратно-программного обеспечения систем
интернет-банкинга, осуществления отдельных операций и  используемых
при этом массивов банковских данных.
     3.2. При организации  управления  рисками интернет-банкинга  и
принятии внутренних документов кредитной организации  рекомендуется
учитывать:
     высокие темпы    инновационных   процессов    в    технологиях
интернет-банкинга;
     рост зависимости  кредитной   организации  от   информационных
технологий в целом  и от эффективности построения  внутрибанковских
автоматизированных систем;
     интеграцию новых     интернет-технологий     в     действующие
внутрибанковские автоматизированные системы;
     повышенную степень   риска   при  осуществлении   операций   с
применением систем интернет-банкинга ввиду возможности  легализации
(отмывания) доходов, полученных преступным путем, и  финансирования
терроризма;
     необходимость совершенствования      процессов      управления
банковской деятельностью и внутреннего контроля с учетом применения
интернет-технологий;
     необходимость повышения   квалификации   служащих    кредитной
организации     и     совершенствования     управления      рисками
интернет-банкинга.
     3.3. В  целях  обеспечения эффективности  управления  рисками,
возникающими при осуществлении кредитными организациями операций  с
применением систем интернет-банкинга, органам управления  кредитной
организации    (совету   директоров    (наблюдательному    совету),
единоличному    и     коллегиальному    исполнительным     органам)
рекомендуется:
     обеспечивать точное соответствие  планов внедрения и  развития
обслуживания   клиентов   с   помощью   систем    интернет-банкинга
стратегическим целям;
     разрабатывать и  внедрять  процедуры  мониторинга   банковских
операций, осуществляемых с применением систем интернет-банкинга;
     осуществлять контроль     за     дистанционным      банковским
обслуживанием    с     применением    систем     интернет-банкинга,
ориентированный на снижение сопутствующих рисков;
     внедрять и   совершенствовать  процессы   управления   рисками
интернет-банкинга на основе своевременного и адекватного выявления,
анализа и мониторинга возможных новых источников (факторов) рисков,
связанных с усложнением внутрибанковских автоматизированных  систем
и  появлением  в  информационном  контуре  интернет-банкинга  новых
участников, например провайдеров;
     учитывать в    процессе   управления    банковскими    рисками
особенности     применения      систем     интернет-банкинга      и
интернет-технологий  в  целом   наряду  со  специфичными  для   них
источниками  (факторами)   рисков,  виды   и  масштабы   банковских
операций, осуществляемых  в  рамках интернет-банкинга,  применяемые
способы  анализа, контроля  и  обработки ордеров  клиентов,  состав
клиентской  базы  в   целом  (с  учетом  возможностей   легализации
(отмывания) доходов, полученных преступным путем, и  финансирования
терроризма),   а   также   структуру   кредитной   организации    и
распределение  функций,  имеющих   отношение  к  работе  в   рамках
интернет-банкинга;
     осуществлять мониторинг          процессов          управления
интернет-технологиями  в целом,  разработку  и внедрение  процедур,
реализующих   данный  процесс   управления,   наряду  с   созданием
дополнительных  средств   контроля  в   целях  управления   рисками
интернет-банкинга;
     организовывать мониторинг    и   обеспечивать    своевременное
(упреждающее)    повышение   производительности    внутрибанковских
автоматизированных  систем,   с   помощью  которых   осуществляется
обслуживание в  рамках  интернет-банкинга, по  мере расширения  его
клиентской базы, развития предоставляемых с его помощью  банковских
услуг и расширения потребностей клиентов;
     предусматривать способы  и  средства обслуживания  клиентов  в
случае  неожиданного  прекращения  функционирования  провайдеров  и
(или)  систем  интернет-банкинга, разрабатывать  планы  необходимых
мероприятий  на  случай  чрезвычайных  обстоятельств  и   проводить
регулярные проверки возможности их реализации;
     устанавливать порядок     (правила)     применения      систем
интернет-банкинга (разработка, приобретение, документирование, ввод
в эксплуатацию, эксплуатация, модернизация, вывод из  эксплуатации)
и  выполнения реализуемых  ими  процедур предоставления  банковских
услуг.
     3.4. Рекомендуется  участие  в  процессе  управления   рисками
интернет-банкинга  следующих   структурных  подразделений   (служб,
служащих кредитной организации),  прямо или косвенно участвующих  в
интернет-банкинге (в случае наличия):
     структурного подразделения,   отвечающего   за   внедрение   и
применение    информационных    технологий    (информатизацию     и
автоматизацию    банковской    деятельности),    в    том     числе
интернет-технологий, функционирование  систем интернет-банкинга,  а
также   за   взаимодействие    с   провайдерами   и    поставщиками
аппаратно-программного обеспечения систем интернет-банкинга;
     структурного подразделения,     отвечающего     за     ведение
бухгалтерского учета  в кредитной  организации (реализацию  учетной
политики), практическую реализацию алгоритмов учета в  компьютерных
программах, управляющих работой внутрибанковских автоматизированных
систем,  связанных  с  системами  интернет-банкинга,  и  подготовку
банковской отчетности;
     структурного подразделения,    отвечающего   за    обеспечение
информационной безопасности в кредитной организации;
     структурного подразделения,     отвечающего    за     правовое
обеспечение деятельности кредитной организации;
     структурного подразделения, отвечающего за операционную работу
с клиентами;
     служащего (структурного   подразделения),  ответственного   за
соблюдение  правил  внутреннего контроля  в  целях  противодействия
легализации  (отмыванию) доходов,  полученных  преступным путем,  и
финансированию терроризма;
     структурного подразделения,                    осуществляющего
справочно-информационное взаимодействие с клиентами.
     3.5. В состав структурных подразделений кредитной организации,
участвующих в процессе  дистанционного  банковского обслуживания  с
применением систем интернет-банкинга, службах внутреннего  контроля
(внутреннего  аудита)  и   информационной  безопасности,  а   также
структурных  подразделений,  осуществляющих  мониторинг  и   оценку
рисков   интернет-банкинга,   рекомендуется   включать    служащих,
удовлетворяющих    квалификационным    требованиям,     позволяющим
обеспечивать    решение   задач    по    применению   и    развитию
интернет-банкинга, а  также понимание  причин возникновения  рисков
интернет-банкинга.
     3.6. При  организации  управления  рисками   интернет-банкинга
целесообразно  обеспечить  разграничение общего  руководства  таким
образом, чтобы поддерживать:
     непрерывность управления  (передачи управленческих  функций  в
организационной  структуре кредитной  организации)  с охватом  всех
процессов и  процедур, необходимых  для осуществления  обслуживания
клиентов в рамках интернет-банкинга и обеспечения его надежности за
счет удержания уровней банковских рисков в допустимых пределах;
     доступность систем   интернет-банкинга   и   выполнение   всех
функций, указанных в  договорах с  клиентами, а также  защищенность
операций и данных интернет-банкинга за счет создания и  поддержания
в  кредитной организации  необходимых  для этого  условий,  включая
надлежащее          организационно-техническое          обеспечение
интернет-банкинга;
     адекватный характеру  и   масштабам   банковских  операций   с
применением   систем    интернет-банкинга   порядок    согласования
(утверждения) внутренних документов по вопросам управления  рисками
интернет-банкинга.
     3.7. Распределение  подчиненности  и  подотчетности  в  рамках
управления рисками  интернет-банкинга рекомендуется  организовывать
таким  образом,  чтобы обеспечить  непрерывность,  своевременность,
полноту и адекватность информирования органов управления  кредитной
организации:
     о состоянии    и    характеристиках     аппаратно-программного
обеспечения систем интернет-банкинга;
     о выявленных  недостатках в  функционировании  информационного
контура интернет-банкинга;
     о связанных с интернет-банкингом источниках (факторах) рисков;
     о результатах  выполнения   принятых  решений  по   управлению
банковскими рисками;
     о процедурах реагирования на возможные события, которые  могут
негативно  повлиять на  безопасность,  финансовую устойчивость  или
деловую репутацию  кредитной  организации (например,  неправомерный
доступ к информационным ресурсам, нарушение правил безопасности  со
стороны служащих, выход из строя аппаратно-программного обеспечения
систем интернет-банкинга, любые серьезные нарушения в использовании
компьютерных систем), и результатах их выполнения.
     3.8. Управление   рисками   интернет-банкинга    рекомендуется
организовывать таким образом, чтобы обеспечить:
     предоставление клиентам     услуг     интернет-банкинга     на
согласованной и своевременной основе;
     установку правил   авторизации   и   способов   аутентификации
осуществляемых банковских операций;
     контроль логического     и      физического     доступа      к
аппаратно-программному обеспечению систем интернет-банкинга;
     адекватную структуру обеспечения  безопасности для  соблюдения
установленных прав и полномочий пользователей интернет-банкинга;
     целостность выполнения   операций,   записей  баз   данных   и
передаваемой в системах интернет-банкинга информации;
     ведение внутрисистемных   компьютерных   журналов   для   всех
осуществляемых в рамках интернет-банкинга банковских операций;
     принятие мер  по  соблюдению конфиденциальности  клиентской  и
другой внутрибанковской информации, а также банковской тайны;
     полноту и   достоверность   информации,   представляемой    на
WEB-сайтах, используемых кредитной организацией;
     эффективные механизмы  реагирования  на  сбои  в  обслуживании
клиентов   и   осуществления    банковских   операций   в    рамках
интернет-банкинга;
     идентификацию клиентов,  выгодоприобретателей  и  лица  (лиц),
уполномоченного     (уполномоченных)    распоряжаться     денежными
средствами,  находящимися  на  счетах,  к  которым  имеется  доступ
посредством    интернет-банкинга,   с    использованием    аналогов
собственноручной   подписи,  кодов,   паролей   и  других   средств
подтверждения наличия таких полномочий;
     организацию антивирусной защиты;
     предотвращение неправомерного    доступа   к    информационным
ресурсам  кредитной  организации   и  возможных  хищений   денежных
средств.
     3.9. Кредитной     организации     рекомендуется     оказывать
методологическую     и     консультационную     помощь     клиентам
интернет-банкинга, доводить  до  них информацию  о принимаемых  ими
рисках, а также необходимом комплексе мер по защите информации.
     3.10. Кредитным организациям, предполагающим оказание клиентам
(в том  числе  находящимся за  рубежом)  трансграничных  банковских
услуг посредством  интернет-банкинга, рекомендуется  предварительно
изучить  возможные  дополнительные источники  (факторы)  банковских
рисков,   связанных   с  нарушением   законодательства   зарубежных
государств и (или) территорий,  а также возможности учета  факторов
риска, относящихся  к той  или иной  стране или  юрисдикции, в  том
числе в соответствии с рекомендациями Группы разработки  финансовых
мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) <2>.
     _________________________________
     <2> Рекомендации 8 - 10 Сорока Рекомендаций ФАТФ.
     
     3.11. Принятие  решений   при  выборе  провайдеров   кредитной
организации, взаимодействие с которыми необходимо для осуществления
обслуживания  клиентов  в рамках  интернет-банкинга,  целесообразно
основывать на  анализе возможных  банковских рисков.  Рекомендуется
предусмотреть  резервные варианты  обслуживания  клиентов в  рамках
интернет-банкинга  в  случае невозможности  выполнения  провайдером
обязательств перед кредитной организацией.
     3.12. Кредитной организации рекомендуется в рамках  управления
рисками  интернет-банкинга   разработать  и  внедрить   непрерывные
процессы  наблюдения   и  контроля   за  выполнением   обязательств
провайдеров, участвующих в обеспечении интернет-банкинга.
     3.13. Для  снижения  влияния  факторов  рисков,  связанных   с
деятельностью провайдеров по обработке банковских данных, кредитной
организации рекомендуется организовать контроль за:
     определением обязательств   по   договорам   с    провайдерами
(например,  в  случае  неисполнения  или  ненадлежащего  исполнения
обязательств);
     учетом всех операций и систем интернет-банкинга, зависящих  от
провайдеров, в процессах обеспечения выполнения обязательств  перед
клиентами,  целостности  банковских  данных,  защиты  информации  и
соблюдения   ее   конфиденциальности,   выявления   и   мониторинга
банковских рисков;
     проведением периодического  независимого внутреннего  и  (или)
внешнего   аудита   содержания   и   оценки   качества   выполнения
провайдерами предусмотренных договорами  функций по меньшей мере  в
том  же  объеме,  который осуществлялся  бы  при  выполнении  таких
операций самой кредитной организацией.
     3.14. Кредитной организации рекомендуется в рамках заключаемых
договоров предъявлять  к  провайдерам требования  по  осуществлению
внутреннего  контроля  и  организации  обеспечения   информационной
безопасности.
     
       Раздел 4. Внутренние документы кредитной организации,
                устанавливающие порядок управления
                     рисками интернет-банкинга
     
     4.1. Внутренними     документами     кредитной     организации
рекомендуется  регламентировать  работу  на  всех   технологических
участках информационного контура интернет-банкинга, организационное
и информационное взаимодействие с клиентами и провайдерами, а также
функционирование         аппаратно-программного         обеспечения
интернет-банкинга.
     4.2. Во внутренних документах кредитной организации, связанных
с управлением интернет-банкингом  и контролем за  функционированием
реализующих его систем, рекомендуется определить:
     4.2.1. Роль  органов  управления и  структурных  подразделений
кредитной организации, в том числе:
     распределение полномочий между  органами управления  кредитной
организации (совет директоров (наблюдательный совет), единоличный и
коллегиальный исполнительные органы);
     распределение прав     и    обязанностей,     ответственности,
подчиненности и  подотчетности структурных подразделений  кредитной
организации, служащих кредитной организации, в обязанности  которых
входит выполнение функций  в рамках интернет-банкинга и  управление
связанными с ним рисками интернет-банкинга;
     реализация учетной   политики    кредитной   организации    во
внутрибанковских автоматизированных системах с учетом  особенностей
применения систем интернет-банкинга;
     определение допустимых уровней банковских рисков,  принимаемых
кредитной организацией при использовании систем интернет-банкинга;
     определение порядка    информирования    органов    управления
кредитной организации о выявленных источниках (факторах) банковских
рисков и принятие мер, обеспечивающих снижение уровня рисков.
     4.2.2. Порядок  обеспечения  непрерывности управления,  в  том
числе:
     испытание систем     интернет-банкинга     на     соответствие
требованиям, предъявляемым к осуществлению банковских операций;
     меры по  обеспечению  надежности  функционирования  систем,  с
помощью    которых    осуществляется    обслуживание    в    рамках
интернет-банкинга (в том числе внутрибанковских  автоматизированных
систем кредитной организации, систем и комплексов провайдеров);
     взаимосвязанные внутрибанковские    процессы   и    процедуры,
необходимые    для    осуществления    обслуживания    в     рамках
интернет-банкинга;
     план действий на  случай чрезвычайных  обстоятельств с  учетом
специфики  интернет-банкинга,  включающий  меры  по  предотвращению
влияния  источников  (факторов)  рисков, а  также  меры  по  защите
интересов  кредитной  организации   и  ее  клиентов,   пользующихся
интернет-банкингом, включая восстановление обслуживания;
     документирование и анализ информации о сетевых атаках,  других
противоправных  действиях,  о  нарушениях  функционирования  систем
интернет-банкинга и доведение этой информации до органов управления
кредитной организации;
     действия при    возникновении     нештатных    ситуаций     во
внутрибанковских автоматизированных системах кредитной организации,
связанных  с  осуществлением  операций  интернет-банкинга  (включая
умышленные повреждения, сетевые и  вирусные атаки), и в системах  и
комплексах  провайдеров  (с  описаниями  мероприятий  по  выявлению
нарушений и защите от них функционирования информационного  контура
интернет-банкинга,     попыток     неправомерного     доступа     к
программно-информационным ресурсам  и мер по  их предупреждению,  а
также   порядок   информирования   органов   управления   кредитной
организации о таких ситуациях).
     4.2.3. Порядок  управления  рисками интернет-банкинга,  в  том
числе:
     описание наиболее вероятных  внутренних  и внешних  источников
(факторов) рисков интернет-банкинга;
     разработка различных  способов  оценки  и  минимизации  рисков
интернет-банкинга;
     организация процесса  управления рисками  интернет-банкинга  и
мониторинга источников (факторов) рисков интернет-банкинга;
     назначение ответственного лица  (лиц) за реализацию  процессов
управления рисками интернет-банкинга и их мониторинга.
     4.2.4. Требования к организационно-техническому обеспечению  в
части:
     организации, ведения,        сопровождения        (поддержания
функционирования), модернизации и закрытия (отказ от использования)
WEB-сайта,   применяемого    для    интернет-банкинга,   а    также
распределения   обязанностей,  ответственности,   подотчетности   и
контроля в отношении содержания WEB-сайта <3>;
     _______________________________
     <3> Рекомендации по содержанию WEB-сайтов приведены в Указании
оперативного характера Банка России от 3 февраля 2004 г. N 16-Т  "О
Рекомендациях   по   информационному   содержанию   и   организации
WEB-сайтов кредитных организаций в сети Интернет" и в Письме  Банка
России от 19 января 2005  г. N 8-Т "О сведениях, рекомендуемых  для
размещения на  WEB-сайтах  кредитных организаций  в сети  Интернет"
("Вестник Банка России" от 26 января 2005 года N 4).
     
     порядка пользования   сетью   Интернет   служащими   кредитной
организации;
     разграничения прав  и  полномочий доступа  служащих  кредитной
организации к системам интернет-банкинга;
     планирования, внедрения,      применения       (эксплуатации),
модификации   в   случае   модернизации   обслуживания   в   рамках
интернет-банкинга;
     содержания технического       описания        внутрибанковских
автоматизированных  систем,  на  которых  основаны  и   реализованы
системы интернет-банкинга,  в том числе  схемы вычислительной  сети
кредитной  организации с  указанием  потоков данных  (передаваемых,
обрабатываемых и хранимых);
     содержания инструкций, правил,  руководств  и иных  документов
для   операторов   внутрибанковских   автоматизированных    систем,
администраторов  этих   систем  и  администраторов   информационной
безопасности, а также служащих кредитной организации, обслуживающих
эти системы;
     актуализации документации     на     технические     средства,
используемые кредитной организацией для интернет-банкинга, а  также
контроль  их  модификации  (в  том  числе  меры  по  предотвращению
внесения    несанкционированных   изменений    в    соответствующее
аппаратно-программное  обеспечение  систем  интернет-банкинга  и  в
информационные массивы);
     установления договорных отношений  с клиентами,  пользующимися
услугами  интернет-банкинга,  и  контроля  выполнения  обязательств
сторон;
     установления договорных отношений  с  провайдерами и  контроля
выполнения обязательств сторон.
     4.2.5. Порядок  обеспечения   информационной  безопасности   в
части:
     политики обеспечения  информационной  безопасности  с   учетом
особенностей   интернет-банкинга,   внешних  и   внутренних   угроз
информационной безопасности и защите банковских операций и  данных,
возможных   сценариев   реализации   угроз,   а   также    способов
противодействия  таким  угрозам,  как  неправомерное   уничтожение,
изменение,   копирование   данных,   доступ  к   ним   со   стороны
неуполномоченных лиц;
     методической и консультационной помощи клиентам, доведения  до
них информации  о  принимаемых рисках,  информирования клиентов  об
осуществляемых по их счетам операциях, а также о типичных признаках
противоправных действий  и о  необходимом комплексе  мер по  защите
информации.
     4.2.6. Порядок обеспечения внутреннего контроля в части:
     состава системы  внутреннего  контроля с  учетом  особенностей
интернет-банкинга,  в   том  числе   описания  встроенных   средств
автоматизированного (программного) контроля, используемых для целей
противодействия   легализации   (отмыванию)   доходов,   полученных
преступным  путем,  и   финансированию  терроризма,  а  также   для
выявления и документирования подозрительных операций;
     действий по   выявлению    нарушений    и   недостатков    при
осуществлении  кредитными   организациями  банковских  операций   с
применением систем интернет-банкинга;
     действий по  устранению  нарушений и  недостатков,  выявленных
службой внутреннего контроля.
     4.2.7. Порядок    противодействия   легализации    (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в
части:
     взаимодействия подразделений  информатизации,   информационной
безопасности, службы внутреннего контроля и служащего (структурного
подразделения),  ответственного  за соблюдение  правил  внутреннего
контроля в целях  противодействия легализации (отмыванию)  доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
     установления и     идентификации    выгодоприобретателей     и
установления личности лица (лиц), уполномоченного  (уполномоченных)
распоряжаться   денежными   средствами,  находящимися   на   счете,
используя  аналог собственноручной  подписи,  коды, пароли  и  иные
средства, подтверждающие наличие указанных полномочий;
     идентификации и изучения клиентов интернет-банкинга (в  первую
очередь  клиентов, с  которыми  кредитная организация  осуществляет
банковские  операции  с  повышенной степенью  риска)  и  соблюдения
принципа "Знай своего клиента".
     
          Раздел 5. Информационное обеспечение управления
                     рисками интернет-банкинга
     
     5.1. Кредитной   организации  рекомендуется   организовать   и
контролировать   процесс   информационного  обеспечения   в   целях
эффективного   управления  рисками   интернет-банкинга,   выработки
мотивированных    решений    в    отношении    применения    систем
интернет-банкинга и принятия мер  по снижению и исключению  влияния
возможных источников (факторов) указанных рисков.
     5.2. В состав  информационного обеспечения управления  рисками
интернет-банкинга  рекомендуется  включать  сведения  по  следующим
направлениям:
     5.2.1. Обслуживание в рамках интернет-банкинга, в том числе:
     предлагаемые услуги  и виды  банковского  обслуживания в  сети
Интернет (в том числе мобильные системы);
     состав клиентской базы интернет-банкинга и ее динамика;
     объемы денежных  средств   на   счетах  клиентов,   управление
которыми осуществляется  клиентами в  сети Интернет (в  рублях и  в
иностранной валюте), их динамика и  обороты, в том числе в  составе
операций  с  клиентами,   находящимися  за  рубежом  (в   отношении
резидентов и нерезидентов);
     состав и численность  обособленных подразделений и  внутренних
структурных  подразделений  кредитной  организации,  участвующих  в
обслуживании клиентов интернет-банкинга;
     состав и численность структурных подразделений, осуществляющих
информатизацию и автоматизацию банковской деятельности;
     результаты использования интернет-банкинга (в сопоставлении  с
бизнес-планом кредитной организации).
     5.2.2. Техническое оснащение интернет-банкинга, в том числе:
     состав и  характеристики  аппаратно-программного   обеспечения
систем  интернет-банкинга  и  внутрибанковских   автоматизированных
систем  кредитной  организации  (с  особым  вниманием  к  возможным
конструктивным и эксплутационным недостаткам);
     структурная схема  внутрибанковской   вычислительной  сети   и
каналов связи с сетью Интернет, состав и характеристики специальных
аппаратно-программных средств, обеспечивающих их функционирование;
     содержание внесенных    в    используемые     внутрибанковские
автоматизированные   системы  изменений   в   связи  с   внедрением
интернет-банкинга;
     состав средств   обеспечения   бесперебойной   работы   систем
интернет-банкинга    и    связанных   с    ними    внутрибанковских
автоматизированных систем, а также средства резервного  копирования
информации  об   ордерах  клиентов  и   о  проведенных   банковских
операциях;
     состав средств защиты банковской и клиентской информации.
     5.2.3. Отношения с провайдерами, в том числе:
     перечень провайдеров и разработчиков программного  обеспечения
для кредитной организации;
     условия договоров, заключенных с провайдерами,  разработчиками
программного обеспечения для кредитной организации;
     состав и   описание   услуг,  функций,   операций,   процедур,
переданных на исполнение провайдерам;
     данные о провайдерах, позволяющие оценивать их возможности  по
выполнению обязательств перед кредитной организацией;
     компьютерные системы    и    системы    связи,    используемые
провайдерами, а также их характеристики.
     5.2.4. Условия применения интернет-банкинга:
     описание процедур  и фактическое  распределение  обязанностей,
ответственности,       прав       операторов       внутрибанковских
автоматизированных систем в части интернет-банкинга;
     описание процедур системного администрирования, результатов их
осуществления, а   также   данные   внутрисистемных    компьютерных
журналов;
     состав и  характеристики   средств  криптографической   защиты
информации интернет-банкинга,  а также связанных  с их  применением
лицензий и сертификатов;
     описание процедуры  подготовки (распорядительный  документ)  и
содержание планов на случай чрезвычайных обстоятельств и результаты
их тестирования;
     методические материалы по  внутреннему контролю  (в том  числе
методики   выявления,  оценки,   мониторинга,   контроля  и   (или)
минимизации банковских рисков, связанных с интернет-банкингом);
     результаты проверок, проведенных службой внутреннего  контроля
(внутреннего аудита);
     описание процедур  и   фактическое  распределение   полномочий
доступа  служащих кредитной  организации  к сетевым  информационным
ресурсам интернет-банкинга;
     описание процедур       администрирования       информационной
безопасности и результаты его осуществления;
     описание процедур  противодействия возможному  противоправному
использованию интернет-банкинга и результаты его осуществления.
     5.2.5. Документирование информации об авариях, отказах,  сбоях
функционирования    аппаратно-программного    обеспечения    систем
интернет-банкинга, в том числе компьютерных систем и средств  связи
провайдеров  кредитной  организации,  и  их  причинах,  о  попытках
неправомерного доступа (внешнего и внутреннего) к  внутрибанковским
автоматизированным   системам,  информационным   и   процессинговым
ресурсам, о сетевых и  вирусных атаках, их последствиях и  принятых
мерах,  а также  в  целом  об  источниках (факторах),  влияющих  на
повышение банковских рисков.
     
     
     
     


Информация по документу
Читайте также