Расширенный поиск
Письмо Центрального банка Российской Федерации от 31.03.2008 № 36-ТЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНК РОССИИ) П И С Ь М О от 31 марта 2008 г. N 36-Т г. Москва Главные управления (национальные банки) Центрального банка Российской Федерации О рекомендациях по организации управления рисками, возникающими при осуществлении кредитными организациями операций с применением систем интернет-банкинга В соответствии с Положением Банка России от 16 декабря 2003 года N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 27 января 2004 года N 5489, 22 декабря 2004 года N 6222 ("Вестник Банка России" от 4 февраля 2004 года N 7, от 31 декабря 2004 года N 74) одной из целей внутреннего контроля является обеспечение эффективного управления банковскими рисками. Банком России направляются для использования в работе Рекомендации по организации управления рисками, возникающими при осуществлении кредитными организациями операций с применением систем интернет-банкинга. Настоящее Письмо подлежит опубликованию в "Вестнике Банка России". Первый заместитель Председателя Центрального банка Российской Федерации Г.Г.Меликьян Приложение к Письму Банка России от 31 марта 2008 г. N 36-Т "О Рекомендациях по организации управления рисками, возникающими при осуществлении кредитными организациями операций с применением систем интернет-банкинга" Рекомендации по организации управления рисками, возникающими при осуществлении кредитными организациями операций с применением систем интернет-банкинга Раздел 1. Общие положения 1.1. Для целей настоящих Рекомендаций используются следующие понятия: Интернет-банкинг - способ дистанционного банковского обслуживания клиентов, осуществляемого кредитными организациями в сети Интернет (в том числе через WEB-сайт(ы) в сети Интернет <1>) и включающего информационное и операционное взаимодействие с ними. ________________________________ <1> Определения понятий "WEB-сайт", "WEB-сервер" содержатся в Рекомендациях по информационному содержанию и организации WEB-сайтов кредитных организаций в сети Интернет (приложение к Указанию оперативного характера Банка России от 03.02.2004 N 16-Т "О Рекомендациях по информационному содержанию и организации WEB-сайтов кредитных организаций в сети Интернет", "Вестник Банка России" от 11 февраля 2004 года N 11). Информационный контур интернет-банкинга - совокупность взаимосвязанных компьютерных систем, устройств и каналов связи, используемых при обслуживании клиента (передаче информации от кредитной организации к клиенту и обратно с использованием сети Интернет, а также при обработке и хранении данной информации). Провайдер - организация, предоставляющая кредитным организациям услуги по выполнению функций обработки, передачи, хранения банковской и другой информации, а также обеспечивающая доступ к информационно-телекоммуникационным сетям. Система интернет-банкинга - информационная система, используемая кредитной организацией для обслуживания клиентов в сети Интернет. Риски интернет-банкинга - риски, возникающие при осуществлении кредитными организациями операций с применением систем интернет-банкинга. Ордер клиента - любое дистанционное обращение клиента кредитной организации с помощью системы интернет-банкинга за оказанием банковских услуг (получение выписки со счета, осуществление банковской операции и так далее). 1.2. Настоящие Рекомендации разработаны в целях обеспечения: надежного дистанционного банковского обслуживания с применением систем интернет-банкинга, отвечающего требованиям клиентов кредитной организации в части доступности, функциональности и защищенности операций и данных интернет-банкинга; соответствия дистанционного банковского обслуживания с применением систем интернет-банкинга требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России, по вопросам банковской деятельности и управления банковскими рисками; информационной безопасности систем интернет-банкинга, в том числе защиты информационных ресурсов кредитной организации от неправомерного доступа с применением интернет-технологий; контроля за банковскими операциями, осуществляемыми клиентами с применением систем интернет-банкинга, в рамках системы внутреннего контроля кредитной организации; противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также исключению вовлечения кредитной организации в противоправную деятельность при использовании дистанционного банковского обслуживания с применением систем интернет-банкинга; достоверности, полноты и своевременности учета данных об осуществлении банковских операций с применением систем интернет-банкинга; поддержания уровней банковских рисков, связанных с дистанционным банковским обслуживанием с применением систем интернет-банкинга, в пределах, установленных кредитной организацией. Раздел 2. Банковские риски, возникающие при осуществлении кредитными организациями операций с применением систем интернет-банкинга 2.1. К банковским рискам, связанным с применением систем интернет-банкинга, относятся: операционный, правовой, стратегический риски, риск потери деловой репутации (репутационный риск) и риск ликвидности. 2.2. Причинами возникновения операционного риска при применении систем интернет-банкинга могут являться: ненадлежащая организация информационных потоков, внутрибанковских процессов и процедур, а также обеспечения информационной безопасности как в самой кредитной организации, так и у провайдеров; нарушения режимов функционирования используемых для интернет-банкинга информационных систем кредитной организации, связанные с авариями, отказами, сбоями оборудования и программного обеспечения самой кредитной организации или ее провайдеров; ошибки и (или) сбои в работе аппаратно-программного обеспечения применяемых кредитной организацией систем интернет-банкинга, которые могут привести к нарушениям целостности данных в информационном контуре интернет-банкинга; действия в отношении кредитной организации в виде неправомерного доступа с применением интернет-технологий к ее информационным ресурсам, в том числе при (для) совершении(я) преступных действий; недостаточная производительность и защищенность информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей как кредитной организации, так и провайдеров, задействованных в информационном контуре интернет-банкинга (с учетом возможного неправомерного доступа с применением интернет-технологий); ошибки служащих кредитной организации, ее клиентов или провайдеров (в том числе разработчиков программного обеспечения систем интернет-банкинга и устройств, входящих в информационный контур интернет-банкинга), а также недостаточный уровень контроля (в том числе программного) за возможностью их совершения; невыполнение поставщиками услуг (исполнителями работ) договорных обязательств перед кредитной организацией; невыполнение кредитной организацией обязательств перед клиентами из-за ненадлежащего качества аппаратно-программного обеспечения систем интернет-банкинга; хищения денежных средств путем неправомерного использования ключа электронной цифровой подписи. 2.3. Причинами возникновения правового риска при применении систем интернет-банкинга могут являться: нарушения кредитной организацией требований законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России, из-за недостатков (ошибок) в аппаратно-программном обеспечении систем интернет-банкинга, результатом чего является возникновение оснований для применения мер за нарушения валютного законодательства Российской Федерации, банковской тайны, порядка организации и осуществления внутреннего контроля, в том числе в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, правил осуществления банковских операций, правил бухгалтерского учета, представления недостоверной отчетности; несовершенство правовой системы (неурегулированность отдельных вопросов дистанционного банковского обслуживания с применением систем интернет-банкинга и ответственности сторон, в том числе при трансграничном оказании банковских услуг); неправомерный доступ к конфиденциальной информации во время ее обработки, передачи или хранения как в самой кредитной организации, так и у провайдеров, с которыми кредитной организацией заключены договоры на обслуживание; несоответствие внутренних документов кредитной организации законодательству Российской Федерации, в том числе нормативным, а также иным актам Банка России, и (или) неспособность кредитной организации своевременно приводить свою деятельность и внутренние документы в соответствие с изменениями законодательства; неэффективная организация правовой работы, приводящая к ошибкам в действиях служащих и органов управления кредитной организации при разработке и внедрении новых интернет-технологий; недостаточность проработки кредитной организацией правовых вопросов при заключении договоров с провайдерами на оказание услуг по выполнению функций обработки, передачи, хранения банковской и другой информации, в том числе определение ответственности провайдеров при невыполнении обязательств по обслуживанию в рамках интернет-банкинга; недостаточность проработки кредитной организацией правовых вопросов при заключении договоров с клиентами на оказание услуг интернет-банкинга, в том числе определение ответственности сторон при невыполнении обязательств; нахождение филиалов кредитной организации, ее клиентов, пользующихся услугами интернет-банкинга, и провайдеров под юрисдикцией различных государств; нарушения условий договоров со стороны как кредитной организации, так и ее клиентов и контрагентов. 2.4. Причинами возникновения стратегического риска при применении систем интернет-банкинга могут являться возможные убытки вследствие ошибочных решений органов управления кредитной организации в отношении внедрения, сопровождения и развития систем интернет-банкинга, что может быть обусловлено: отсутствием или недостатками стратегического плана развития, предусматривающего применение систем интернет-банкинга; невозможностью достижения стратегических целей, поставленных кредитной организацией, в связи с отсутствием или необеспечением в полном объеме необходимыми ресурсами (финансовыми, материально-техническими, людскими) и невыполнением организационных мер (управленческих решений) в области предоставления услуг интернет-банкинга; чрезмерными затратами на внедрение и сопровождение систем интернет-банкинга и (или) их нерентабельностью, а также вынужденным отказом от использования уже внедренных в эксплуатацию технологий банковского обслуживания и соответствующих информационных систем кредитной организации; ошибками в выборе видов услуг интернет-банкинга или реализующих его технических решений; ошибками в политике кредитной организации по тем или иным направлениям банковской деятельности, связанным с применением систем интернет-банкинга. 2.5. Причинами возникновения риска потери деловой репутации (репутационного риска) при применении систем интернет-банкинга могут являться: уничтожение данных о клиентах кредитной организации, их счетах и вкладах в связи с отказами оборудования, входящего в информационный контур интернет-банкинга, как в самой кредитной организации, так и у провайдеров; утечка из кредитной организации конфиденциальной информации, в том числе нарушение банковской тайны (из-за сетевых атак в условиях дистанционного банковского обслуживания с применением систем интернет-банкинга, неправомерного доступа к информационным ресурсам кредитной организации и т.п.); вовлечение кредитной организации в противоправную деятельность с применением систем интернет-банкинга из-за ненадлежащего исполнения обязанностей по идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей и установления личности лица (лиц), уполномоченного (уполномоченных) распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете, используя аналог собственноручной подписи, коды, пароли и иные средства, подтверждающие наличие указанных полномочий, а также ошибок в сообщениях об авторизации и аутентификации при осуществлении банковских операций; неправомерные воздействия на информацию, размещенную на WEB-сайте, используемом кредитной организацией, и (или) размещение на нем недостоверной, неполной или нежелательной для кредитной организации информации, негативно влияющей на ее деловую репутацию; возникновение у кредитной организации конфликта интересов с учредителями (участниками), клиентами и контрагентами, а также другими заинтересованными лицами при осуществлении операций с применением систем интернет-банкинга; негативная оценка клиентами качества предоставляемого дистанционного банковского обслуживания с применением систем интернет-банкинга; нарушения непрерывности функционирования систем интернет-банкинга. 2.6. Причинами возникновения риска ликвидности при применении систем интернет-банкинга могут являться: недостатки при управлении ликвидностью в условиях применения систем интернет-банкинга, препятствующие своевременному и полному выполнению кредитной организацией своих обязательств перед клиентами; негативное влияние на выполнение обязательств кредитной организации нарушений в функционировании информационно-телекоммуникационных сетей, используемых для работы систем интернет-банкинга; невозможность реализации высоколиквидных активов по причине сбоев в системах интернет-банкинга (а также в системах и комплексах провайдеров); нарушения непрерывности функционирования систем интернет-банкинга; использование систем интернет-банкинга для противоправных действий, наносящих ущерб клиентам кредитной организации или ей самой. 2.7. При использовании кредитной организацией нескольких систем интернет-банкинга рекомендуется учитывать возможное взаимное влияние источников (факторов) банковских рисков, сопутствующих каждой из этих систем. Раздел 3. Принципы управления рисками интернет-банкинга 3.1. Управление рисками интернет-банкинга рекомендуется организовывать таким образом, чтобы обеспечить контроль за данным видом дистанционного банковского обслуживания в целом, в том числе в рамках функционирования аппаратно-программного обеспечения систем интернет-банкинга, осуществления отдельных операций и используемых при этом массивов банковских данных. 3.2. При организации управления рисками интернет-банкинга и принятии внутренних документов кредитной организации рекомендуется учитывать: высокие темпы инновационных процессов в технологиях интернет-банкинга; рост зависимости кредитной организации от информационных технологий в целом и от эффективности построения внутрибанковских автоматизированных систем; интеграцию новых интернет-технологий в действующие внутрибанковские автоматизированные системы; повышенную степень риска при осуществлении операций с применением систем интернет-банкинга ввиду возможности легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; необходимость совершенствования процессов управления банковской деятельностью и внутреннего контроля с учетом применения интернет-технологий; необходимость повышения квалификации служащих кредитной организации и совершенствования управления рисками интернет-банкинга. 3.3. В целях обеспечения эффективности управления рисками, возникающими при осуществлении кредитными организациями операций с применением систем интернет-банкинга, органам управления кредитной организации (совету директоров (наблюдательному совету), единоличному и коллегиальному исполнительным органам) рекомендуется: обеспечивать точное соответствие планов внедрения и развития обслуживания клиентов с помощью систем интернет-банкинга стратегическим целям; разрабатывать и внедрять процедуры мониторинга банковских операций, осуществляемых с применением систем интернет-банкинга; осуществлять контроль за дистанционным банковским обслуживанием с применением систем интернет-банкинга, ориентированный на снижение сопутствующих рисков; внедрять и совершенствовать процессы управления рисками интернет-банкинга на основе своевременного и адекватного выявления, анализа и мониторинга возможных новых источников (факторов) рисков, связанных с усложнением внутрибанковских автоматизированных систем и появлением в информационном контуре интернет-банкинга новых участников, например провайдеров; учитывать в процессе управления банковскими рисками особенности применения систем интернет-банкинга и интернет-технологий в целом наряду со специфичными для них источниками (факторами) рисков, виды и масштабы банковских операций, осуществляемых в рамках интернет-банкинга, применяемые способы анализа, контроля и обработки ордеров клиентов, состав клиентской базы в целом (с учетом возможностей легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма), а также структуру кредитной организации и распределение функций, имеющих отношение к работе в рамках интернет-банкинга; осуществлять мониторинг процессов управления интернет-технологиями в целом, разработку и внедрение процедур, реализующих данный процесс управления, наряду с созданием дополнительных средств контроля в целях управления рисками интернет-банкинга; организовывать мониторинг и обеспечивать своевременное (упреждающее) повышение производительности внутрибанковских автоматизированных систем, с помощью которых осуществляется обслуживание в рамках интернет-банкинга, по мере расширения его клиентской базы, развития предоставляемых с его помощью банковских услуг и расширения потребностей клиентов; предусматривать способы и средства обслуживания клиентов в случае неожиданного прекращения функционирования провайдеров и (или) систем интернет-банкинга, разрабатывать планы необходимых мероприятий на случай чрезвычайных обстоятельств и проводить регулярные проверки возможности их реализации; устанавливать порядок (правила) применения систем интернет-банкинга (разработка, приобретение, документирование, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, модернизация, вывод из эксплуатации) и выполнения реализуемых ими процедур предоставления банковских услуг. 3.4. Рекомендуется участие в процессе управления рисками интернет-банкинга следующих структурных подразделений (служб, служащих кредитной организации), прямо или косвенно участвующих в интернет-банкинге (в случае наличия): структурного подразделения, отвечающего за внедрение и применение информационных технологий (информатизацию и автоматизацию банковской деятельности), в том числе интернет-технологий, функционирование систем интернет-банкинга, а также за взаимодействие с провайдерами и поставщиками аппаратно-программного обеспечения систем интернет-банкинга; структурного подразделения, отвечающего за ведение бухгалтерского учета в кредитной организации (реализацию учетной политики), практическую реализацию алгоритмов учета в компьютерных программах, управляющих работой внутрибанковских автоматизированных систем, связанных с системами интернет-банкинга, и подготовку банковской отчетности; структурного подразделения, отвечающего за обеспечение информационной безопасности в кредитной организации; структурного подразделения, отвечающего за правовое обеспечение деятельности кредитной организации; структурного подразделения, отвечающего за операционную работу с клиентами; служащего (структурного подразделения), ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; структурного подразделения, осуществляющего справочно-информационное взаимодействие с клиентами. 3.5. В состав структурных подразделений кредитной организации, участвующих в процессе дистанционного банковского обслуживания с применением систем интернет-банкинга, службах внутреннего контроля (внутреннего аудита) и информационной безопасности, а также структурных подразделений, осуществляющих мониторинг и оценку рисков интернет-банкинга, рекомендуется включать служащих, удовлетворяющих квалификационным требованиям, позволяющим обеспечивать решение задач по применению и развитию интернет-банкинга, а также понимание причин возникновения рисков интернет-банкинга. 3.6. При организации управления рисками интернет-банкинга целесообразно обеспечить разграничение общего руководства таким образом, чтобы поддерживать: непрерывность управления (передачи управленческих функций в организационной структуре кредитной организации) с охватом всех процессов и процедур, необходимых для осуществления обслуживания клиентов в рамках интернет-банкинга и обеспечения его надежности за счет удержания уровней банковских рисков в допустимых пределах; доступность систем интернет-банкинга и выполнение всех функций, указанных в договорах с клиентами, а также защищенность операций и данных интернет-банкинга за счет создания и поддержания в кредитной организации необходимых для этого условий, включая надлежащее организационно-техническое обеспечение интернет-банкинга; адекватный характеру и масштабам банковских операций с применением систем интернет-банкинга порядок согласования (утверждения) внутренних документов по вопросам управления рисками интернет-банкинга. 3.7. Распределение подчиненности и подотчетности в рамках управления рисками интернет-банкинга рекомендуется организовывать таким образом, чтобы обеспечить непрерывность, своевременность, полноту и адекватность информирования органов управления кредитной организации: о состоянии и характеристиках аппаратно-программного обеспечения систем интернет-банкинга; о выявленных недостатках в функционировании информационного контура интернет-банкинга; о связанных с интернет-банкингом источниках (факторах) рисков; о результатах выполнения принятых решений по управлению банковскими рисками; о процедурах реагирования на возможные события, которые могут негативно повлиять на безопасность, финансовую устойчивость или деловую репутацию кредитной организации (например, неправомерный доступ к информационным ресурсам, нарушение правил безопасности со стороны служащих, выход из строя аппаратно-программного обеспечения систем интернет-банкинга, любые серьезные нарушения в использовании компьютерных систем), и результатах их выполнения. 3.8. Управление рисками интернет-банкинга рекомендуется организовывать таким образом, чтобы обеспечить: предоставление клиентам услуг интернет-банкинга на согласованной и своевременной основе; установку правил авторизации и способов аутентификации осуществляемых банковских операций; контроль логического и физического доступа к аппаратно-программному обеспечению систем интернет-банкинга; адекватную структуру обеспечения безопасности для соблюдения установленных прав и полномочий пользователей интернет-банкинга; целостность выполнения операций, записей баз данных и передаваемой в системах интернет-банкинга информации; ведение внутрисистемных компьютерных журналов для всех осуществляемых в рамках интернет-банкинга банковских операций; принятие мер по соблюдению конфиденциальности клиентской и другой внутрибанковской информации, а также банковской тайны; полноту и достоверность информации, представляемой на WEB-сайтах, используемых кредитной организацией; эффективные механизмы реагирования на сбои в обслуживании клиентов и осуществления банковских операций в рамках интернет-банкинга; идентификацию клиентов, выгодоприобретателей и лица (лиц), уполномоченного (уполномоченных) распоряжаться денежными средствами, находящимися на счетах, к которым имеется доступ посредством интернет-банкинга, с использованием аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей и других средств подтверждения наличия таких полномочий; организацию антивирусной защиты; предотвращение неправомерного доступа к информационным ресурсам кредитной организации и возможных хищений денежных средств. 3.9. Кредитной организации рекомендуется оказывать методологическую и консультационную помощь клиентам интернет-банкинга, доводить до них информацию о принимаемых ими рисках, а также необходимом комплексе мер по защите информации. 3.10. Кредитным организациям, предполагающим оказание клиентам (в том числе находящимся за рубежом) трансграничных банковских услуг посредством интернет-банкинга, рекомендуется предварительно изучить возможные дополнительные источники (факторы) банковских рисков, связанных с нарушением законодательства зарубежных государств и (или) территорий, а также возможности учета факторов риска, относящихся к той или иной стране или юрисдикции, в том числе в соответствии с рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) <2>. _________________________________ <2> Рекомендации 8 - 10 Сорока Рекомендаций ФАТФ. 3.11. Принятие решений при выборе провайдеров кредитной организации, взаимодействие с которыми необходимо для осуществления обслуживания клиентов в рамках интернет-банкинга, целесообразно основывать на анализе возможных банковских рисков. Рекомендуется предусмотреть резервные варианты обслуживания клиентов в рамках интернет-банкинга в случае невозможности выполнения провайдером обязательств перед кредитной организацией. 3.12. Кредитной организации рекомендуется в рамках управления рисками интернет-банкинга разработать и внедрить непрерывные процессы наблюдения и контроля за выполнением обязательств провайдеров, участвующих в обеспечении интернет-банкинга. 3.13. Для снижения влияния факторов рисков, связанных с деятельностью провайдеров по обработке банковских данных, кредитной организации рекомендуется организовать контроль за: определением обязательств по договорам с провайдерами (например, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств); учетом всех операций и систем интернет-банкинга, зависящих от провайдеров, в процессах обеспечения выполнения обязательств перед клиентами, целостности банковских данных, защиты информации и соблюдения ее конфиденциальности, выявления и мониторинга банковских рисков; проведением периодического независимого внутреннего и (или) внешнего аудита содержания и оценки качества выполнения провайдерами предусмотренных договорами функций по меньшей мере в том же объеме, который осуществлялся бы при выполнении таких операций самой кредитной организацией. 3.14. Кредитной организации рекомендуется в рамках заключаемых договоров предъявлять к провайдерам требования по осуществлению внутреннего контроля и организации обеспечения информационной безопасности. Раздел 4. Внутренние документы кредитной организации, устанавливающие порядок управления рисками интернет-банкинга 4.1. Внутренними документами кредитной организации рекомендуется регламентировать работу на всех технологических участках информационного контура интернет-банкинга, организационное и информационное взаимодействие с клиентами и провайдерами, а также функционирование аппаратно-программного обеспечения интернет-банкинга. 4.2. Во внутренних документах кредитной организации, связанных с управлением интернет-банкингом и контролем за функционированием реализующих его систем, рекомендуется определить: 4.2.1. Роль органов управления и структурных подразделений кредитной организации, в том числе: распределение полномочий между органами управления кредитной организации (совет директоров (наблюдательный совет), единоличный и коллегиальный исполнительные органы); распределение прав и обязанностей, ответственности, подчиненности и подотчетности структурных подразделений кредитной организации, служащих кредитной организации, в обязанности которых входит выполнение функций в рамках интернет-банкинга и управление связанными с ним рисками интернет-банкинга; реализация учетной политики кредитной организации во внутрибанковских автоматизированных системах с учетом особенностей применения систем интернет-банкинга; определение допустимых уровней банковских рисков, принимаемых кредитной организацией при использовании систем интернет-банкинга; определение порядка информирования органов управления кредитной организации о выявленных источниках (факторах) банковских рисков и принятие мер, обеспечивающих снижение уровня рисков. 4.2.2. Порядок обеспечения непрерывности управления, в том числе: испытание систем интернет-банкинга на соответствие требованиям, предъявляемым к осуществлению банковских операций; меры по обеспечению надежности функционирования систем, с помощью которых осуществляется обслуживание в рамках интернет-банкинга (в том числе внутрибанковских автоматизированных систем кредитной организации, систем и комплексов провайдеров); взаимосвязанные внутрибанковские процессы и процедуры, необходимые для осуществления обслуживания в рамках интернет-банкинга; план действий на случай чрезвычайных обстоятельств с учетом специфики интернет-банкинга, включающий меры по предотвращению влияния источников (факторов) рисков, а также меры по защите интересов кредитной организации и ее клиентов, пользующихся интернет-банкингом, включая восстановление обслуживания; документирование и анализ информации о сетевых атаках, других противоправных действиях, о нарушениях функционирования систем интернет-банкинга и доведение этой информации до органов управления кредитной организации; действия при возникновении нештатных ситуаций во внутрибанковских автоматизированных системах кредитной организации, связанных с осуществлением операций интернет-банкинга (включая умышленные повреждения, сетевые и вирусные атаки), и в системах и комплексах провайдеров (с описаниями мероприятий по выявлению нарушений и защите от них функционирования информационного контура интернет-банкинга, попыток неправомерного доступа к программно-информационным ресурсам и мер по их предупреждению, а также порядок информирования органов управления кредитной организации о таких ситуациях). 4.2.3. Порядок управления рисками интернет-банкинга, в том числе: описание наиболее вероятных внутренних и внешних источников (факторов) рисков интернет-банкинга; разработка различных способов оценки и минимизации рисков интернет-банкинга; организация процесса управления рисками интернет-банкинга и мониторинга источников (факторов) рисков интернет-банкинга; назначение ответственного лица (лиц) за реализацию процессов управления рисками интернет-банкинга и их мониторинга. 4.2.4. Требования к организационно-техническому обеспечению в части: организации, ведения, сопровождения (поддержания функционирования), модернизации и закрытия (отказ от использования) WEB-сайта, применяемого для интернет-банкинга, а также распределения обязанностей, ответственности, подотчетности и контроля в отношении содержания WEB-сайта <3>; _______________________________ <3> Рекомендации по содержанию WEB-сайтов приведены в Указании оперативного характера Банка России от 3 февраля 2004 г. N 16-Т "О Рекомендациях по информационному содержанию и организации WEB-сайтов кредитных организаций в сети Интернет" и в Письме Банка России от 19 января 2005 г. N 8-Т "О сведениях, рекомендуемых для размещения на WEB-сайтах кредитных организаций в сети Интернет" ("Вестник Банка России" от 26 января 2005 года N 4). порядка пользования сетью Интернет служащими кредитной организации; разграничения прав и полномочий доступа служащих кредитной организации к системам интернет-банкинга; планирования, внедрения, применения (эксплуатации), модификации в случае модернизации обслуживания в рамках интернет-банкинга; содержания технического описания внутрибанковских автоматизированных систем, на которых основаны и реализованы системы интернет-банкинга, в том числе схемы вычислительной сети кредитной организации с указанием потоков данных (передаваемых, обрабатываемых и хранимых); содержания инструкций, правил, руководств и иных документов для операторов внутрибанковских автоматизированных систем, администраторов этих систем и администраторов информационной безопасности, а также служащих кредитной организации, обслуживающих эти системы; актуализации документации на технические средства, используемые кредитной организацией для интернет-банкинга, а также контроль их модификации (в том числе меры по предотвращению внесения несанкционированных изменений в соответствующее аппаратно-программное обеспечение систем интернет-банкинга и в информационные массивы); установления договорных отношений с клиентами, пользующимися услугами интернет-банкинга, и контроля выполнения обязательств сторон; установления договорных отношений с провайдерами и контроля выполнения обязательств сторон. 4.2.5. Порядок обеспечения информационной безопасности в части: политики обеспечения информационной безопасности с учетом особенностей интернет-банкинга, внешних и внутренних угроз информационной безопасности и защите банковских операций и данных, возможных сценариев реализации угроз, а также способов противодействия таким угрозам, как неправомерное уничтожение, изменение, копирование данных, доступ к ним со стороны неуполномоченных лиц; методической и консультационной помощи клиентам, доведения до них информации о принимаемых рисках, информирования клиентов об осуществляемых по их счетам операциях, а также о типичных признаках противоправных действий и о необходимом комплексе мер по защите информации. 4.2.6. Порядок обеспечения внутреннего контроля в части: состава системы внутреннего контроля с учетом особенностей интернет-банкинга, в том числе описания встроенных средств автоматизированного (программного) контроля, используемых для целей противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также для выявления и документирования подозрительных операций; действий по выявлению нарушений и недостатков при осуществлении кредитными организациями банковских операций с применением систем интернет-банкинга; действий по устранению нарушений и недостатков, выявленных службой внутреннего контроля. 4.2.7. Порядок противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части: взаимодействия подразделений информатизации, информационной безопасности, службы внутреннего контроля и служащего (структурного подразделения), ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; установления и идентификации выгодоприобретателей и установления личности лица (лиц), уполномоченного (уполномоченных) распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете, используя аналог собственноручной подписи, коды, пароли и иные средства, подтверждающие наличие указанных полномочий; идентификации и изучения клиентов интернет-банкинга (в первую очередь клиентов, с которыми кредитная организация осуществляет банковские операции с повышенной степенью риска) и соблюдения принципа "Знай своего клиента". Раздел 5. Информационное обеспечение управления рисками интернет-банкинга 5.1. Кредитной организации рекомендуется организовать и контролировать процесс информационного обеспечения в целях эффективного управления рисками интернет-банкинга, выработки мотивированных решений в отношении применения систем интернет-банкинга и принятия мер по снижению и исключению влияния возможных источников (факторов) указанных рисков. 5.2. В состав информационного обеспечения управления рисками интернет-банкинга рекомендуется включать сведения по следующим направлениям: 5.2.1. Обслуживание в рамках интернет-банкинга, в том числе: предлагаемые услуги и виды банковского обслуживания в сети Интернет (в том числе мобильные системы); состав клиентской базы интернет-банкинга и ее динамика; объемы денежных средств на счетах клиентов, управление которыми осуществляется клиентами в сети Интернет (в рублях и в иностранной валюте), их динамика и обороты, в том числе в составе операций с клиентами, находящимися за рубежом (в отношении резидентов и нерезидентов); состав и численность обособленных подразделений и внутренних структурных подразделений кредитной организации, участвующих в обслуживании клиентов интернет-банкинга; состав и численность структурных подразделений, осуществляющих информатизацию и автоматизацию банковской деятельности; результаты использования интернет-банкинга (в сопоставлении с бизнес-планом кредитной организации). 5.2.2. Техническое оснащение интернет-банкинга, в том числе: состав и характеристики аппаратно-программного обеспечения систем интернет-банкинга и внутрибанковских автоматизированных систем кредитной организации (с особым вниманием к возможным конструктивным и эксплутационным недостаткам); структурная схема внутрибанковской вычислительной сети и каналов связи с сетью Интернет, состав и характеристики специальных аппаратно-программных средств, обеспечивающих их функционирование; содержание внесенных в используемые внутрибанковские автоматизированные системы изменений в связи с внедрением интернет-банкинга; состав средств обеспечения бесперебойной работы систем интернет-банкинга и связанных с ними внутрибанковских автоматизированных систем, а также средства резервного копирования информации об ордерах клиентов и о проведенных банковских операциях; состав средств защиты банковской и клиентской информации. 5.2.3. Отношения с провайдерами, в том числе: перечень провайдеров и разработчиков программного обеспечения для кредитной организации; условия договоров, заключенных с провайдерами, разработчиками программного обеспечения для кредитной организации; состав и описание услуг, функций, операций, процедур, переданных на исполнение провайдерам; данные о провайдерах, позволяющие оценивать их возможности по выполнению обязательств перед кредитной организацией; компьютерные системы и системы связи, используемые провайдерами, а также их характеристики. 5.2.4. Условия применения интернет-банкинга: описание процедур и фактическое распределение обязанностей, ответственности, прав операторов внутрибанковских автоматизированных систем в части интернет-банкинга; описание процедур системного администрирования, результатов их осуществления, а также данные внутрисистемных компьютерных журналов; состав и характеристики средств криптографической защиты информации интернет-банкинга, а также связанных с их применением лицензий и сертификатов; описание процедуры подготовки (распорядительный документ) и содержание планов на случай чрезвычайных обстоятельств и результаты их тестирования; методические материалы по внутреннему контролю (в том числе методики выявления, оценки, мониторинга, контроля и (или) минимизации банковских рисков, связанных с интернет-банкингом); результаты проверок, проведенных службой внутреннего контроля (внутреннего аудита); описание процедур и фактическое распределение полномочий доступа служащих кредитной организации к сетевым информационным ресурсам интернет-банкинга; описание процедур администрирования информационной безопасности и результаты его осуществления; описание процедур противодействия возможному противоправному использованию интернет-банкинга и результаты его осуществления. 5.2.5. Документирование информации об авариях, отказах, сбоях функционирования аппаратно-программного обеспечения систем интернет-банкинга, в том числе компьютерных систем и средств связи провайдеров кредитной организации, и их причинах, о попытках неправомерного доступа (внешнего и внутреннего) к внутрибанковским автоматизированным системам, информационным и процессинговым ресурсам, о сетевых и вирусных атаках, их последствиях и принятых мерах, а также в целом об источниках (факторах), влияющих на повышение банковских рисков. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|