Расширенный поиск
Приказ Федерального агентства по рыболовству от 13.07.2011 № 693ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ П Р И К А З 13 июля 2011 года Москва N 693 Об утверждении методических рекомендаций по организации тренажерной подготовки членов экипажей судов рыбопромыслового флота в целях обеспечения безопасности мореплавания в районах промысла В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 589 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления в сфере рыбного хозяйства" и в целях повышения качества тренажерной подготовки членов экипажей судов рыбопромыслового флота для обеспечения безопасности мореплавания в районах промысла, п р и к а з ы в а ю : 1. Утвердить методические рекомендации по организации тренажерной подготовки членов экипажей судов рыбопромыслового флота для обеспечения безопасности мореплавания в районах промысла согласно приложению к настоящему приказу. 2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой. Руководитель А.А. Крайний Приложение к приказу Росрыболовства от 13 июля 2011 г. N 693 Методические рекомендации по организации тренажерной подготовки членов экипажей судов рыбопромыслового флота в целях обеспечения безопасности мореплавания в районах промысла I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Настоящие методические рекомендации по организации тренажерной подготовки членов экипажей судов рыбопромыслового флота в целях обеспечения безопасности мореплавания в районах промысла (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 589 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления в сфере рыбного хозяйства". 2. Рекомендации определяют организацию и порядок проведения тренажерной подготовки членов экипажей судов рыбопромыслового флота с целью обеспечения безопасности мореплавания в районах промысла, а также: - сферу применения Рекомендаций; - цели тренажерной подготовки для обеспечения безопасности мореплавания; - принципы обеспечения безопасности мореплавания при осуществлении рыболовства; - уровни компетентности для членов экипажей судов рыбопромыслового флота при обеспечении безопасности мореплавания в районе промысла; - методы подготовки; - основную направленность учебных программ; - примерные эксплуатационные характеристики и функциональные свойства используемых тренажеров. 3. Основными задачами тренажерной подготовки для целей обеспечения безопасности мореплавания в районах промысла являются: - выработка и поддержание на должном уровне знаний, практического умения и навыков эксплуатации средств судовождения, связи, промысловых устройств и орудий лова; - обучение наиболее эффективным приемам и способам коллективных действий при ведении промысла и осуществлении операций, связанных с рыболовством, а также отработка совместных действий при возникновении аварийных ситуаций; - формирование высокой психологической устойчивости, развитие наблюдательности и других, профессионально важных для судового экипажа качеств и навыков. 4. Целью Рекомендаций является повышение безопасности мореплавания и предотвращение наиболее распространенных аварийных ситуаций при осуществлении рыболовства, путем прохождения членами экипажей судов рыбопромыслового флота специальной подготовки на тренажерах, достоверно воспроизводящих конкретную обстановку в районах промысла. 5. Тренажерная подготовка и переподготовка командного и рядового состава экипажей судов рыбопромыслового флота, исходя из положений Рекомендаций, должна осуществляться в образовательных учреждениях, лицензированных в установленном порядке, имеющих соответствующие образовательные программы. 6. Термины и определения. 6.1. ИМО - международная морская организация, которая является специализированным учреждением Организации Объединенных наций. 6.2. Конвенция ПДНВ-78/95 - международная Конвенция ИМО о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками 1995 года. 6.3. Кодекс ПДНВ - Кодекс ИМО по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты, одобренный в качестве Приложения 1 к Конвенции ПДНВ-78/95. 6.4. Кодекс безопасности рыбаков и рыболовных судов 2005 года (Части А и В) - Кодекс ИМО по вопросам безопасности и гигиены труда экипажей рыболовных судов (Часть А), а также безопасности и гигиены труда при постройке и оборудовании рыболовных судов, касающихся строителей и собственников рыболовных судов (Часть В) (далее - Кодекс безопасности). 6.5. Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ) - международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения, одобренный резолюцией А.741(18) ИМО с поправками. 6.6. Отраслевые требования - "Требования к получению дипломов о присвоении квалификации и/или свидетельств персонала судов рыбопромыслового флота Российской Федерации", утвержденные приказом Госкомрыболовства России от 21 мая 2002 г. N 202 (зарегистрирован в Минюсте России 31 июля 2002 г., N 3639) на основании постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2000 г. N 576 "Об утверждении Положения о дипломировании персонала судов рыбопромыслового флота Российской Федерации" (далее - отраслевые требования 2002 года). 6.7. Морские учебно-тренажерные центры - образовательные учреждения, осуществляющие дополнительную и/или специальную тренажерную подготовку или переподготовку специалистов, лицензированные в установленном порядке. 6.8. Специальная тренажерная подготовка - прохождение членами экипажей рыболовных судов тренажерной подготовки в целях обеспечения безопасности мореплавания в районах промысла по одобренным Росрыболовством типовым программам. 6.9. Морская Квалификационная Комиссия (МКК) - орган, созданный Государственными администрациями морских портов России и руководствующийся в своей деятельности законодательством Российской Федерации, Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ), Конвенцией ПДНВ 78/95, международными конвенциями, ратифицированными Российской Федерацией, Положением о дипломировании персонала судов рыбопромыслового флота Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2000 N 576 (далее - Положение N 576), Положением о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.1999 N 900 (далее - Положение N 900), другими нормативными правовыми актами и документами, и осуществляющий оценку компетентности членов экипажей рыболовных судов, связанных с обеспечением безопасности мореплавания, ведения промысла и производственной деятельности в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ 78/95 и законодательства Российской Федерации. 6.10. Морской рабочий диплом (Certificate of competency) - официальный документ, выдаваемый капитаном морского порта России (или ранее выданный капитаном морского рыбного порта), предоставляющий право его владельцу занимать должности командного состава на судах рыбопромыслового флота. 6.11. Квалификационное свидетельство - официальный документ, выданный капитаном морского порта России (или ранее капитаном морского рыбного порта) и предоставляющий право его владельцу занимать должности младшего командного или рядового состава на судах рыбопромыслового флота. 6.12. Суда рыбопромыслового флота - обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для рыболовства, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения. 6.13. Виртуальное рыболовное судно - единый интегрированный комплекс узконаправленных тренажеров различного профиля, взаимосвязанных между собой с помощью технических средств, позволяющий осуществлять обучающимся эффективную отработку своих профессиональных навыков в обстановке, максимально приближенной к реальной, приобретать навыки практического взаимодействия с такими же специалистами в любых прогнозируемых ситуациях, в том числе для обеспечения безопасности мореплавания в районах промысла, совместных действий в аварийных и поисково-спасательных операциях. 6.14. Экипаж судна - в состав экипажа судна входят капитан судна, другие лица командного состава судна и судовая команда. 6.15. Неконвенционные тренажеры - тренажеры, предназначенные для подготовки членов экипажей судов в целях обеспечения безопасности мореплавания, ведения промысловых операций и производственной деятельности в районах промысла в соответствии с Кодексом ПДНВ и Рекомендациями. 6.16. Глобальная морская система связи при бедствии и обеспечения безопасности (ГМССБ) - комплекс обязательных технических мер, инфраструктуры и правил для оказания помощи в аварийных ситуациях в мировом океане и обеспечению безопасности судоходства. 6.17. Регламент радиосвязи - свод правил, которые регулируют порядок использования странами - членами Международного союза электросвязи любых радиостанций и устройств, излучающих электромагнитные волны радиодиапазона и тем самым способных создавать помехи радиоприему. 6.18. Модельный курс ИМО 1.33 "Безопасная работа персонала рыболовных судов с орудиями лова" - рекомендательный документ ИМО, содержащий типовую программу и методику подготовки членов экипажей рыболовных судов по безопасной работе с орудиями лова при осуществлении рыболовства. 6.19. Тренажер навигационно-промысловый (далее - ТНП) многофункциональный тренажер (в соответствии с Разделом В - I/12 Кодекса ПДНВ), имитирующий ходовой мостик и промысловую палубу рыболовного судна, а также установленное на рабочих постах навигационное и промысловое оборудование с использованием специальных аппаратно-программных средств и реальных органов управления судном и оборудованием, которое обычно устанавливается на рыболовных судах. 6.20. Руководство МАМПС - руководство по международному авиационному и морскому поиску и спасанию, подготовленное совместно Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) и ИМО, которое включает, с необходимыми изменениями, Наставление МЕРСАР и Руководство ИМОСАР, утвержденное резолюцией ИМО А.894(21) от 25 ноября 1999 года. 6.21. Стандартный морской разговорник ИМО - методический документ, содержащий фразы и термины на английском языке для использования экипажами судов в качестве рабочего языка на мостике при обеспечении связи в целях безопасности в направлении мостик - мостик и мостик - берег, утвержденный резолюцией ИМО А.918(22) от 29 ноября 2001 года. II. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ 1. Тренажерная подготовка является составной частью морского образования и необходима в соответствии с требованиями Российской Федерации (ст. 54 КТМ) и требованиями Конвенции ПДМНВ 78/95 для оценки компетентности членов экипажей судов рыбопромыслового флота, связанных с обеспечением безопасности мореплавания, ведением промысла, производственной деятельностью, при получении или продлении срока действия морского рабочего диплома или при получении/продлении квалификационных свидетельств: - вахтенным, старшим помощникам капитанов и капитанам; - вахтенным, вторым и старшим механикам; - электромеханикам и рефрижераторным механикам; - радиоэлектроникам 1, 2 класса и операторам ГМССБ; - мастерам добычи и матросам палубной команды. 2. Статья 54 КТМ и Положение N 900, не запрещает занятие должностей членов экипажей на морских судах с дипломами и квалификационными свидетельствами, выданными ранее капитанами морских рыбных портов. Оба положения (Положение N 576 и Положение N 900) о дипломировании разработаны на основании Конвенции ПДНВ 78/95, следовательно, и требования для получения диплома или квалификационного свидетельства к морякам и рыбакам идентичны. Специалисты, желающие обменять диплом или квалификационное свидетельство, выданное ранее капитаном морского рыбного порта, на диплом Минтранса России обязаны пройти курсы переподготовки по программам, утвержденным Минтрансом России, и проверку знаний в МКК на соответствие занимаемой должности (письмо Ространснадзора от 01.08.2007 N ВП-20/677). III. ЦЕЛИ ПОДГОТОВКИ Повышение эффективности рыболовства, профессиональной квалификации и умения моряков осуществлять управление судном и оборудованием в соответствии с требованиями безопасности мореплавания и ведения промысла направлены на восстановление и модернизацию отраслевой системы управления безопасной эксплуатацией судов рыбопромыслового флота, а главное, на снижение влияния основной причины аварийности судов - человеческого фактора. 1. Основными целями тренажерной подготовки членов экипажей судов рыбопромыслового флота, являются: а) получение необходимого объема специальных знаний и навыков, которые должны являться дополнительными гарантиями обеспечения безопасности мореплавания при ведении промысла; б) принятие дополнительных мер по предупреждению аварийных ситуаций и несчастных случаев, связанных с работой судов рыбопромыслового флота в районах промысла; в) повышение контроля над включением в состав экипажа судна рыбопромыслового флота квалифицированных специалистов, способных к выполнению возложенных на них обязанностей; г) предоставление возможности профессиональной подготовки и переподготовки специалистов (перечисленных в п. 1 ч. II Рекомендаций) в соответствии с современными требованиями; д) получение экипажем судна рыбопромыслового флота необходимых знаний для практического использования нового инновационного оборудования и технологий с учетом развития мирового научно-технического прогресса в области эксплуатации, судовождения, связи и рыболовства в контексте обеспечения безопасности мореплавания в районах промысла; е) сокращение времени на адаптацию членов экипажей судов рыбопромыслового флота к промысловым условиям и безопасному осуществлению рыболовства. IV. МЕТОДЫ ТРЕНАЖЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ 1. Методика проведения тренажерной подготовки предусматривает сочетание лекционных и практических занятий на тренажере, в соответствии с рекомендуемым количеством часов обучения (таблица 1 раздела VII Рекомендаций). 2. Методы преподавания применяются с учетом характера обучения, опыта и уровня профессиональной подготовки обучаемых, а также функциональных возможностей имеющегося в учебном заведении тренажерного и демонстрационного оборудования. 3. Программы подготовки по каждой специальности направлены на изучение практических действий при осуществлении рыболовства и всестороннюю подготовку в соответствии с требованиями техники безопасности на борту судна согласно положениям Кодекса безопасности. 4. Методика обучения может предусматривать использование как однопрофильных тренажеров на базе стандартных ПЭВМ, так и сложных многофункциональных тренажеров, созданных в соответствии с изложенными в разделе VII рекомендуемыми эксплуатационными требованиями, вплоть до проведения тренажерной подготовки на базе виртуального рыболовного судна. 5. Кинофильмы и другие аудиовизуальные пособия рекомендуется использовать: а) в качестве дополнения к тренажерному оборудованию; б) в качестве основного учебного пособия в тех случаях, когда достоверная имитация аварийной ситуации в районах промысла на тренажере технически не представляется возможной. V. УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ 1. Тренажерная подготовка экипажей судов рыбопромыслового флота должна осуществляться по утвержденным Росрыболовством учебным программам, связанным с управлением, движением, живучестью и безопасностью эксплуатации технических средств и устройств, обеспечением безопасности мореплавания, ведения промысла и производственной деятельности судов рыбопромыслового флота в том числе: - помощникам капитанов и капитанам судов (далее - судоводителям) по программе "Обеспечение эксплуатации и управления судном, занятым промысловой деятельностью"; - радиоэлектроникам 1, 2 класса и операторам ГМССБ (далее - радиоспециалистам ГМССБ) по программе - "Организация связи на промысле с использованием отраслевых нормативных документов, информационно-справочных документов ИМО и Международного союза электросвязи (МСЭ), содержащих сведения о береговых станциях цифрового избирательного вызова (ЦИВ), спасательно-координационных центрах, авиационных спасательных центрах, медицинских консультационных центрах и других объектах ГМССБ, функционирующих в конкретных районах промысла", а также по программе - "Использование средств связи при проведении поисковых и спасательных операций, согласно Руководству МАМПС"; - мастерам добычи и матросам палубной команды по программе - "Настройка, диагностика и безопасная работа с орудиями лова при ведении промысла". 2. Учебные программы и методики разрабатываются в контексте функций, выполняемых специалистами на судне, и периодически обновляются с учетом развития технического прогресса. 3. Продолжительность периода обучения определяется временем, необходимым для усвоения обучающимися преподаваемых им предметов, а также уровнем подготовки и практического опыта обучающихся, требуемых по каждой специальности. 4. Рекомендуемое минимальное количество академических часов (по 45 минут) обучения приведено в таблице 1. Таблица 1 ---------------------------------------------------------------------- N | Специализация | Наименование мероприятия | Часы п/п| | по тренажерной подготовке |----------------- | | | Лекции |Практич. | | | |занятия ---|------------------|-----------------------------|--------|-------- 1.| Судоводители | Обеспечение эксплуатации и | 70 ч. | 42 ч. | | управления судном, занятым | | | | промысловой деятельностью | | ---|------------------|-----------------------------|--------|-------- 2.| Радиоспециалисты | Использование средств связи | 45 ч. | 38 ч. | ГМССБ | в районах промысла и при | | | | проведении поисково- | | | | спасательных операций | | ---|------------------|-----------------------------|--------|-------- 3.| Мастера добычи и | Настройка, диагностика и | 64 ч. | 50 ч. | матросы палубной | безопасная работа с орудиями| | | команды | лова при ведении промысла | | ---------------------------------------------------------------------- Примечание. В учебных программах и методиках, подготовленных на базе примерных программ, количество часов обучения может быть изменено в сторону увеличения. VI. УРОВНИ КОМПЕТЕНТНОСТИ Уровни компетентности специалистов, предусматривающие получение специальных знаний и навыков в соответствии с настоящими Рекомендациями, являются дополнительными гарантиями обеспечения безопасности мореплавания на промысле. 1. Судоводителям в дополнение к требованиям для получения морского рабочего диплома в соответствии с ПДНВ-78/95 рекомендуется обладать знаниями и навыками: а) организации безопасности мореплавания и рыболовства в районе промысла при одиночном плавании и в составе промысловой экспедиции: - маневрирования и управления судном рыбопромыслового флота в любых условиях, включая маневрирование в ледовых условиях, на мелководье, при швартовке или отшвартовке в порту или к судам снабжения в море, при промысловых операциях, при операциях с якорем при различной силе и направлениях ветра и течений; - управления судами в штормовых условиях, включая выбор соответствующей скорости, в особенности по попутной волне и на волне с раковины, оказания помощи, терпящему бедствие судну или летательному аппарату, навыками удержания неуправляемого судна в безопасном положении относительно волны и для уменьшение дрейфа; - мер предосторожности при маневрировании с целью спуска дежурных шлюпок или плавучих спасательных средств; - способов приема оставшихся в живых людей на борт судна с дежурных шлюпок или плавучих спасательных средств; - практических мер, где это возможно, принимаемых при плавании во льдах, в районах айсбергов или в условиях обледенения судна; - пользования системами разделения движения и маневрирования при плавании в них; - плавания с уменьшенной скоростью во избежание повреждений, причиняемых судну попутной волной; - ведения грузовых операции в море; - приема горюче-смазочных материалов в море; - мер предосторожности для исключения зацепа орудия лова за грунт; - исключения намотки орудий лова на винто-рулевые комплексы; б) действий в аварийной ситуации, включая: - управления судном при неисправности траловой системы; - мер предосторожности при вынужденной преднамеренной посадке на мель; - мер, принимаемых до и после посадки на мель; - мер, принимаемых в случае зацепления орудия лова за грунт или другие препятствия; - мер по снятию судна с мели с посторонней помощью или своими силами; - мер, принимаемых после столкновения на промысле; - действий экипажа, предпринимаемых по спасению человека, упавшего за борт во время выполнения судном промысловых операций. 2. Радиоспециалистам ГМССБ для получения морского рабочего диплома в соответствии с положениями Регламента радиосвязи Международного союза электросвязи (МСЭ) 2007 года и ПДНВ-78/95, рекомендуется обладать знаниями и навыками: - о существующей структуре отраслевой радиосвязи в ПВ и УКВ - диапазонах; - обеспечения радиосвязи в аварийной ситуации; - радиосвязи при поиске и спасании, включая порядок связи, изложенный в Руководстве МАМПС; - способов предотвращения передачи ложных оповещений о бедствии и мер смягчения последствий таких передач; - обеспечения подготовки и передачи судовых суточных донесений; - оказания консультационной медицинской помощи по радио; - использования международного свода сигналов и Стандартного морского разговорника ИМО; - использования средств связи при угрозе нападения и/или захвате судна пиратами; - текущего состояния, структуры, масштабов, темпах создания, "мертвых зонах" и других характерных особенностях объектов всемирной ГМССБ; - использования свода условных наименований; - предупредительных мер по обеспечению защиты судна и экипажа от опасностей, возникающих при использовании радиооборудования, включая опасность электрического и неионизирующего излучения. 3. В дополнение к уровню компетентности, необходимому для получения квалификационного документа в соответствии с отраслевыми требованиями 2002 года мастеру добычи и матросу палубной команды рекомендуется обладать знаниями по безопасной работе с орудиями лова на промысле в соответствии с положениями: - действующих отраслевых нормативных и методических документов; - модельного курса ИМО 1.33 "Безопасная работа персонала рыболовных судов с орудиями лова"; - главы IV "Безопасность промысловых операций и обработки рыбы" Кодекса безопасности; - отраслевых методических указаний и конструкторской документации по операциям настройки орудий лова и распорных средств; - методам и способам ликвидации неисправностей орудий лова. VII. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТРЕНАЖЕРАМ 1. Общие принципы. Современная идеология ИМО, сформированная под влиянием результатов опыта применения МКУБ, ГМССБ, ПДНВ-78/95, а также Кодекса безопасности, диктует необходимость коренного реформирования подготовки и переподготовки членов экипажей судов рыбопромыслового флота с использованием тренажеров. Данные обстоятельства обуславливают необходимость применения для подготовки и переподготовки членов экипажей судов новых типов тренажеров, в том числе тренажеров навигационно-промысловых, информационно-аналитических и других. Для достижения наибольшего эффекта рекомендуется использование ТНП, созданного на базе виртуального рыболовного судна со всеми его атрибутами. Целью создания виртуального рыболовного судна, включающего весь комплекс современного тренажерного оборудования, является повышение качества подготовки специалистов судов рыбопромыслового флота за счет комплексного подхода к обеспечению безопасности мореплавания на промысле. Организационно-технические возможности такого тренажера позволяют использовать его, как для подготовки членов экипажей по конкретной специальности, так и для отработки совместных действий при осуществлении рыболовства с обеспечением требуемой безопасности мореплавания, особенно в период подготовки к рейсу, в том числе с возможностью имитации и моделирования виртуальных морских районов. Кроме того, тренажер на базе виртуального рыболовного судна позволяет осуществлять подготовку и переподготовку экипажей судов рыбопромыслового флота не только в контексте обеспечения безопасности мореплавания в районах промысла, но и с целью обеспечения безопасной эксплуатации судов в целом. Перечень тренажеров, входящих в виртуальное рыболовное судно, как правило, включает тренажеры по навигационному и промысловому судовождению, ведению связи и промысловых операций, имитации судового оборудования и органов управления, а также тренажеры для подготовки судовых механиков, электромехаников, рефрижераторных механиков и других специалистов судов рыбопромыслового флота. Комплексный подход к проведению обучения и переподготовки на основе виртуального судна также предусматривает использование многофункциональных учебных классов для подготовки моряков: - к проведению грузобалластных и технологических операций; - к борьбе за живучесть судна и проведению спасательных операций. 2. Рекомендуемые эксплуатационные требования к ТНП для подготовки судоводителей, мастеров добычи и матросов палубной команды. 2.1. Конструктивно рекомендуемый ТНП может быть выполнен в виде оборудования профильного назначения, в виде комплекса или в виде интегрированной системы ходового мостика судна рыбопромыслового флота для проведения: - подготовки курсантов судоводительских факультетов и отделений, а также студентов факультетов промышленного рыболовства; - подготовки, переподготовки (повышения квалификации) судоводителей, мастеров добычи и матросов палубной команды судов рыбопромыслового флота. 2.2. Рекомендуемый ТНП должен: - соответствовать целям и задачам подготовки; - обеспечивать воспроизведение эксплуатационных возможностей соответствующего судового оборудования с такой степенью реальности, которая соответствует необходимому качеству подготовки с включением возможных ограничений и вероятных ошибок такого оборудования; - воспроизводить разнообразные условия промысла, которые могут включать аварии, опасные и необычные ситуации, относящиеся к целям подготовки и оценке компетентности специалистов; - создавать эксплуатационную среду в реальном времени, включая имитацию управления судном, устройствами и оборудованием, которые соответствуют выполняемым задачам по судовождению, ведению промысла и несению вахты; - обеспечивать реальные дневные и ночные условия работы судна, включая меняющуюся видимость и ледовую обстановку, с учетом того, как эти условия воспринимаются с мостика, с минимальным горизонтальным сектором обзора, позволяющим лицам, проходящим обучение, наблюдать секторы, относящиеся к задачам и целям судовождения, ведения промысла и несения вахты; - имитировать реальную динамику "своего судна и орудия лова" в условиях открытого моря, учитывая влияние погоды, приливов, течений и взаимодействие с другими судами на промысле; - предоставлять возможность изменения условий решения поставленной задачи в процессе выполнения упражнений; - позволять инструктору контролировать, наблюдать и вести запись действий лиц, выполняющих упражнение, для проведения их эффективного опроса и анализа после занятий. При этом подразумевается, что ТНП на принципах виртуального рыболовного судна предоставляет возможность маневрирования и управления судном и орудием лова, в том числе: - постановку и выборку трала с выходом на курс траления при донном тралении по изобате на основе данных навигационного оборудования; - пелагическое или разноглубинное траление с выводом трала на глубину погружения косяка по данным рыбопоискового оборудования; - траление с выводом центра устья трала на ядро косяка (прицельном тралении) по данным гидроакустической рыбопоисковой аппаратуры. 2.3. Рекомендуемый ТНП также должен предоставлять возможность управления судном и орудием лова с учетом: - реакции судна и системы судно-трал при наличии ветра; - реакции судна и системы судно-трал при наличии течения; - реакции судна и системы судно-трал при наличии одновременно ветра и течения. Это же относится к точности воспроизведения маневров виртуального рыболовного судна с учетом реальных характеристик конкретных проектов кошельковых неводов при различной длине, высоте стенок, удельной загрузке, а также воздействии ветра и течения. 2.4. Рекомендуемый многофункциональный ТНП должен обеспечивать обучаемому возможность оценки степени важности основных характеристик трала и его компонентов, произведения условной сборки трала, а также выбора и настройки распорных досок, контроля процедур их спуска в части соблюдения равенства вытравленных ваеров, исключения перекоса, взятия досок на распор и т.п. 2.5. ТНП для судоводителей должен обеспечивать воспроизведение эксплуатационных свойств судового оборудования с такой степенью реальности, которая соответствует целям подготовки, включая возможные ограничения и вероятные ошибки оборудования, а также создавать различные виртуальные условия промысла для проверки способности обучаемого лица осуществлять швартовку, маневрирование и управление судном рыбопромыслового флота при несении промысловой вахты и в различных условиях плавания, а также производить другие операции, включая грузовые операции в море, бункеровку топливом, водой и т.д. 2.6. Рекомендуемый ТНП должен обеспечить техническое сопровождение учебного процесса для приобретения необходимых знаний, умений и навыков: - комплексного использования средств судовождения и рыболовного поиска, систем управления судном и орудиями лова; - несения навигационной вахты на промысле; - маневрирования и управления судном рыбопромыслового флота с орудием лова во время промысла, в том числе во время траления: расхождение с судном, идущим с тралом; задев и порыв трала; посадка трала на грунт; - снятие орудия лова с зацепа; обрыв кабеля; наведение трала на заданную глубину; постановка трала в группе судов в тумане; облов косяка на большой глубине и сложных грунтах; маневрирование для приема и прием отцепного кутца на палубу плавбазы или плавзавода. 2.7. Подготовка судоводителей на ТНП предоставляет обучаемому лицу возможность маневрирования и управления судном для постановки орудия лова с выходом на курс траления: - донное траление по изобате по данным навигационного и рыбопоискового оборудования; - пелагическое или разноглубинное траление и вывод трала на глубину погружения косяка по данным навигационного оборудования и рыбопоисковой аппаратуры; - пелагическое траление и обеспечение встречи центра устья трала с центром плотности косяка (прицельном тралении) по данным навигационного оборудования и аппаратуры промысловой гидроакустики. 2.8. Рекомендуемый ТНП для подготовки и переподготовки мастеров добычи и матросов палубной команды должен обеспечивать приобретение необходимых знаний, умений и навыков, касающихся: - подготовки к промысловому рейсу; - типовых конструкций орудий лова; - выбора орудия лова для различных условий работы конкретного типа судна; - настройки орудий лова; - диагностики состояний орудий лова; - работы с орудиями лова при ведении промысла. 2.9. Программное обеспечение ТНП должно обеспечивать его функционирование в следующих основных режимах: 1. Работа с орудиями лова и промысловыми устройствами. 2. Работа с судовыми радиоэлектронными приборами, в том числе гидроакустической рыбопоисковой аппаратурой. 3. Работа с объектами лова. 4. Имитация работы судна при ведении промысла. 2.10. Первый режим ТНП предусматривает: а) визуализацию работы рядового состава палубной команды с орудиями лова по судовому промысловому расписанию, который может быть реализован путем анимации операций и демонстрации правил организации службы добычи с расстановкой палубной команды по вахтам и присвоением рабочего номера, а также правил техники безопасности, подчеркивая типичные примеры их нарушения и т.д. Сценарий визуализации должен учитывать положения: - "Промыслового расписания" конкретного типа судна рыбопромыслового флота; - учебного пособия "Мастеру по добыче на судах средне и малотоннажного флота", Владивосток, изд. 1989 г., часть I; - типового модельного курса ИМО 1.33 "Безопасная работа персонала рыболовных судов с орудиями лова", утвержденного в январе 2005 года. б) моделирование операций настройки орудий лова и распорных средств в соответствии с отраслевыми методическими указаниями и конструкторской документацией на снасти и промысловое оборудование. При этом в ТНП рекомендуется предусмотреть возможность настройки не менее 10-ти современных типов тралов (для крупных, средних и малых судов), модели которых включают обоснованное число точек крепления для представления нестационарного движения пространственной траловой системы в виде упругих стержней в полярных координатах и привязаны к тяговым характеристикам моделируемых типов судов рыбопромыслового флота. В качестве последних рекомендуется реализовать следующие наиболее распространенные типы судов рыбопромыслового флота: - БМРТ типа "Пулковский Меридиан", пр. 1288; - СТР типа "Альпинист", пр. 502 и 503М; - МмРТР типа "Балтика", пр. 1328. Аналогичным образом в ТНП рекомендуется предусмотреть возможность настройки не менее двух неводов (для средних и малых судов). 2.11. Второй режим ТНП обеспечивает имитацию работы судовых радиоэлектронных приборов (манипулирование органами управления, умение достоверно интерпретировать данные отображаемой информации), с приоритетом гидроакустической рыбопоисковой аппаратуры (далее - РПА). Данный режим обеспечивает изучение основ гидролокации, влияния гидрологии, значимости и сути инструментальных средств обработки сигналов, взаимосвязи рабочих частот с условиями распространения и отражательной способностью объектов лова, влияния основных характеристик РПА (длительности импульса, ширины полосы пропускания, мощности излучения, и т.д.) на потенциальные возможности обнаружения и распознавания отдельных целей. Учитывая специализацию ТНП, его доминирующей составляющей должна являться подсистема промысловой гидроакустики, обеспечивающая создание, корректировку и сохранение сценариев характерных промысловых ситуаций, а также имитацию и моделирование работы РПА для обучения: - работе с РПА в реальном масштабе времени с учетом ее тактико-технических характеристик и в контексте условий промысла при автоматическом или ручном вводе взаимосвязанных показателей и управлении аппаратурой; - представлению гидроакустической информации в форме близкой к ее отображению на конкретном типе РПА; - адекватному восприятию наиболее важных компонент эхосигналов. 2.12. Третий режим ТНП обеспечивает имитацию поведения косяков или рыбных скоплений различного размера, плотности и вида. 2.13. Четвертый режим ТНП обеспечивает комплексную имитацию работы судна рыбопромыслового флота при ведении промысла с моделированием движения промысловых судов, орудий лова (разноглубинного трала и невода), поведения рыбных скоплений и влияния гидрометеоусловий. 2.14. ТНП в режимах с 1 по 3 должен обеспечить возможность визуализации операций с орудиями лова, начиная от подготовки к рейсу и заканчивая работой с конкретными видами орудий лова при их постановке и выборке. При этом, учитывая модельный курс ИМО 1.33, данная подготовка предусматривает обучение безопасной работе со всеми основными видами орудий лова, включая те, которые не могут моделироваться (например, крабовые или креветочные ловушки, яруса донные или буксируемые). При использовании демонстрационного оборудования, в сюжетах мультипликации рекомендуется воссоздавать (воспроизводить) наиболее распространенные случаи нарушения требований техники безопасности, акцентируя внимание обучаемых на конкретные нарушения (нарушение расписания, отсутствие защитных и аварийно-спасательных средств, неквалифицированные действия и т.д.). 2.15. ТНП в режиме 4 (имитация) должен обеспечивать возможность обучения: - маневрированию судном в условиях ограниченной видимости и в группе судов без орудий лова, используя РЛС/САРП; - маневрированию судном с тралом (выходу в точку постановки трала, выводу трала на заданную глубину, обводу трала минуя препятствия, проводке трала вблизи грунта, прицельному облову косяков, находящихся в стороне от курса траления и т.д.); - выбору и выполнению маневра, обеспечивающего безопасность расхождения судов, в том числе при буксировке трала собственным судном (расхождению судов с тралами на встречных курсах), а также безопасному повороту судна с тралом; - процессу кошелькования рыбных скоплений; - маневрированию судна с неводом (выходу в точку постановки невода с учетом вектора скорости косяка, направления ветра и течения, замету невода); - работе с электронной навигационной картой и электронной навигационно-промысловой картой; - анализу огней, флагов и сигнальных фигур, устанавливаемых на судах-целях и управлению огнями, флагами и сигнальными фигурами собственного судна при выполнении промысловых маневров; - поиску и выходу в характерную точку регистрации косяков, а также на судно, подавшее сигнал бедствия. 2.16. В состав ТНП рекомендуется включать типовой перечень оборудования с учетом моделируемого проекта судна, в том числе электронно-картографическую навигационную и информационную систему (ЭКНИС) или электронно-картографическую систему (ЭКС). Для выбора и подачи команд на отображение навигационной карты рекомендуется использование электронной карты-схемы промысловых районов Мирового океана и внутренних морей России. 2.17. Для задания сценария и рабочих упражнений в ТИП рекомендуется включать наиболее сложные районы промысла, например, "Банка СКЛИНА", "Банка Хальтен", район Новошотландского шельфа. При этом используются не только электронные навигационные карты, но и электронные навигационно-промысловые карты, в том числе: 12201-РП, 12203-РП, 22650-РП, 22654-РП, 2265 5-РП, выпущенные центральным картографическим предприятием (ЦКП). 2.18. В ТНП рекомендуется предусмотреть возможность проигрывания аварийных ситуаций, произошедших в процессе работы судов рыбопромыслового флота на различных видах лова по результатам расследования инцидентов. Одновременно они могут использоваться в качестве упражнения. С этой целью в программное обеспечение тренажера рекомендуется включать примеры с конкретными сценариями для воссоздания и проигрывания аварийных ситуаций, выбираемых инструктором из соответствующего справочника (каталога) конкретного сценария произошедшего инцидента в районах промысла. 2.19. В ТНП также рекомендуется предусматривать возможность моделирования различных неисправностей траловой системы: - обрыв кабеля; - обрыв ваера; - обрыв пласти; - повреждение верхней или нижней подборы; - перекос трала; - зацеп, потеря траловой доски. Одновременно обеспечивается возможность анализа неисправностей траловой системы по показаниям приборов контроля (искажение формы трала, касание грунта, обрыв нижней/верхней подборы и др.). 2.20. ТНП в режиме имитации должен представлять возможность обучения основам конструкции и оснастки трала, выбору траловых досок и их настройке, а также проведению анализа динамики движения траловой системы в процессе выполнения упражнений. 2.21. Рекомендуемая математическая модель (далее - ММ) тралового комплекса, используемая в режиме имитации операций настройки орудий лова, позволяет рассчитывать движение траловой системы в водном пространстве при маневрировании курсом судна, скоростью судна и изменением длины ваеров, а также включать в систему уравнения в качестве основных элементов: - собственно трал (канатно-сетную оболочку, посаженную на подборы и сборочные); - устройства вертикального раскрытия - заглубляющие грузы, гибкие подъемные щитки; - канаты, соединяющие трал с распорными досками (голые концы подбор, кабели, лапки распорных досок); - правую и левую распорные доски; - два ваера; - две ваерные лебедки; - кабель тралового зонда; - лебедку тралового зонда; - приборы для контроля орудий лова. 2.22. В ММ тралового комплекса моделируются силы натяжения каждого ваера, каждого кабеля, гидродинамические силы, приложенные к распорным доскам и подъемному устройству. В ММ также учитываются вес стальных канатов в воде (ваера, кабелей, голых концов подбор) и гидродинамическая сила, приложенная к ваерам. 2.23. Моделирование гидродинамических сил, приложенных к распорным доскам, осуществляется на основе результатов физического моделирования распорных досок при различных углах атаки и скольжения, предусматривая моделирование настройки траловых досок для: - трех положений ваера (изменение точки крепления должно влиять на ориентацию доски в пространстве); - шести положений крепления лапок доски (изменение точки крепления должно влиять на ориентацию доски в пространстве); - изменения веса траловой доски путем изменения загрузочных пластин; - изменения площади траловой доски; - изменения угла атаки траловых досок (изменение угла атаки должно влиять на горизонтальное раскрытие трала); - изменения длины кабелей, влияющего на горизонтальное и вертикальное раскрытие трала; - изменения длины голых концов, влияющего на горизонтальное и вертикальное раскрытие трала; - регулировки удлинения нижних кабелей; - регулировки загрузки нижней подборы, влияющей на вертикальное раскрытие трала; - изменения числа кухтылей на верхней подборе, влияющее на вертикальное раскрытие трала; - регулировки количества и угла атаки гидродинамических щитков верхней подборы, влияющей на вертикальное раскрытие трала; - изменения массы грузов-углубителей. 2.24. Рекомендуемая модель траловой системы представляет возможность производить ее детальную настройку, а также вводить неисправности с пульта инструктора, как в процессе подготовки мастеров добычи, так и судоводителей (при моделировании работы судна в районе промысла). Для этого данный подрежим предусматривает возможность временной приостановки упражнения и оперативного перевода ТНП в режим настройки орудий лова, а после изменения любого параметра, входящего в число элементов настройки траловой системы (точки крепления лапок, длины кабелей и голых концов, загрузки нижней подборы, угла атаки гидродинамических щитков, их количества и т.д.) - принятия введенных элементов настройки в качестве новых условий для продолжения упражнения (процесса). Реагирование ММ на внесенные коррективы должно подтверждаться при отображении на экране монитора реальным изменением динамики поведения всей траловой системы вплоть до изменения конфигурации ячеи трала и хаотичного поведения траловой доски. 2.25. Для обеспечения реалистичности модели трала в тренажере должна быть детально смоделирована канатная часть пелагического трала с отображением возможных изменений конусной части, разных размеров ячеи в разных частях трала, сшивного троса и подборы, а также нескольких этапов наполнения трала. Если длина ваера или кабеля больше расстояния между соединенными точками, визуализация должна отображать их провисание. 2.26. Рекомендуемый ТНП предусматривает возможность имитации не моделируемых промежуточных состояний при постановке и выборке трала, в том числе всплытие мешка с рыбой и индикация данных работающих гидроакустических приборов. 2.27. При подготовке упражнений, предназначенных для моделирования работы судна на промысле, ТНП рекомендуется предусматривать возможность оперативного ввода стандартных настроек траловой системы для поверхностного, пелагического и придонного лова. Однако, данный сервис не исключает возможности внесения инструктором изменений в элементы настройки с последующим отображением динамики поведения траловой системы, подтверждающей реагирование модели на внесенные изменения. В ТНП также рекомендуется предусматривать возможность оперативной остановки упражнения в любой момент времени для анализа результатов его выполнения, непосредственно на рабочем месте обучаемого с последующим возобновлением работы с внесением изменений в упражнение. Стандартно, ММ движения траловой системы должна включать: - два отдельно управляемых ваера; - две отдельно настраиваемых траловых доски; - сетную часть, состоящую из отдельных пластей и тралового мешка; - вооружение верхней подборы (гидродинамические щитки и кухтыли); - вооружение нижней подборы (грузы углубители и цепь); - алгоритм работы ваерной лебедки. 2.28. Рекомендуемая модель конструкции конкретного типа траловой системы соответствует реальным проектам сетной, канатной части и мешка тралов, а также реальному вооружению верхних и нижних подбор. На динамику движения траловой системы оказывает влияние подводное течение, настройка траловой системы и сами маневры рыболовного судна. В соответствии с указанными действиями и динамикой движения изменяется геометрия траловой системы. 2.29. Траловые доски такой модели отображаются в соответствии с их натуральным внешним видом и положением в пространстве, задаваемом тремя координатами и тремя углами поворота. 2.30. Визуализация реакции модели трала на внешние воздействия предусматривает возможность выделения и увеличения (зуммирования) для просмотра с нескольких стандартных ракурсов, а именно: - около траловых досок; - около сетной части трала; - вид сбоку; - вид сверху на трал; - вид на трал спереди; - вид на трал со стороны "кутка"; - заход рыбы в трал (как доказательство успешного выполнения задания по прицельному тралению). Аналогично тралу, визуализация невода должна предусматривать возможность просмотра состояния орудия лова с двух стандартных ракурсов, а именно: вид сбоку и вид сверху. 2.31. ММ невода должна учитывать реальные характеристики конкретных проектов неводов с учетом: - длины невода; - высоты стенок невода; - удельной загрузки нижней подборы. 2.32. ММ движения кошелькового невода должна строиться на основе дифференциальных уравнений динамики элементов кошелькового невода и его оснастки, а также учитывать воздействие на него подводных течений. 2.33. ММ описывает все особенности поведения современных кошельковых неводов различной конструкции и при различной настройке в процессе замета и кошелькования. 2.34. Результаты математического моделирования поведения кошельковых неводов различных типов и при различной настройке в процессе замета и кошелькования на тренажере не должны противоречить реальным практическим навыкам эксплуатации неводов на рыболовных судах. 2.35. Рекомендуемое изображение невода представляет собой совокупность следующих элементов: - концевого буя; - пятного уреза (кабель, идущий от буя к начальной точке невода); - бежного уреза (кабель, идущий от конечной точки невода к судну); - стяжного троса (кабель, идущий от концевого буя к начальной точке невода, вдоль нижней подборы невода и далее к точке крепления к судну). 2.36. При моделировании кошелькования концевой буй отображается в виде плавающего шара с вешкой, на конце которой помещается флажок и сигнальная лампа. Положение буя в пространстве задается его координатами. При наличии волнения буй совершает колебательные движения. 2.37. Пятной урез изображается в виде кабеля с поплавками, идущего от первой точки верхней подборы невода к концевому бую. До тех пор, пока первая точка верхней подборы невода находится на судне, урез вытравливается в воду из точки постановки невода на судне и идти по поверхности моря, повторяя форму волнения. После того, как первая точка верхней подборы невода сошла в воду, урез идет от нее к бую, повторяя поверхность моря. 2.38. Сетная часть невода изображается в виде полупрозрачного текстурированного мешка. Размерность мешка должна меняться. 2.39. Бежный урез невода изображается в виде кабеля с поплавками, идущего от судна к последней точке невода. До погружения данной точки в воду урез не отображается. Если последняя точка невода находится в воде, урез спускается с судна из точки постановки невода и идет по поверхности моря, повторяя форму волнения. 2.40. Имитация кошелькования учитывает, что начало и конец стяжного троса, в зависимости от стадии лова, могут находиться на концевом буе и в точке отдачи невода на судне или в точке расположения лебедки. 2.41. Имитация работы судна в районе промысла охватывает процедуры подготовки к постановке и постановку орудия лова, а также вывод орудия лова на облавливаемый объект. 3. Рекомендуемые эксплуатационные требования к тренажерам для подготовки радиоэлектроников 1, 2 классов и радиоспециалистов ГМССБ. 3.1. Рекомендуемое тренажерное оборудование для подготовки и переподготовки радиоспециалистов ГМССБ с целью обеспечения безопасности мореплавания в районах промысла должно привести к систематизации знаний по организации и ведению промысловой связи, служебной радиосвязи в контексте задач по ликвидации аварийных ситуаций, на основе положений Кодекса ПДНВ и Руководства МАМПС. 3.2. Рекомендуемое тренажерное оборудование для подготовки и переподготовки радиоспециалистов ГМССБ является самостоятельным тренажером, не заменяющим типовой тренажер ГМССБ, используемый для подготовки персонала в соответствии с положениями Регламента радиосвязи и Конвенции ПДНВ-78/95. 3.3. Рекомендуемый тренажер для подготовки и переподготовки радиоспециалистов ГМССБ должен реализоваться в виде обучающей информационно-справочной системы с элементами электронной картографии, содержащей объединенный банк данных по всем береговым объектам связи, поиска и спасания (GMDSS Master Plan и Global SAR Plan ИМО) в контексте организации морской связи, использования средств связи при проведении поисковых и спасательных операций, согласно Руководству МАМПС, передачи и приема информации по безопасности мореплавания и оповещения о бедствии, а также организации и проведении операций поиска и спасания на море на основе положений IAMSAR 1998. 3.4. Тренажер для подготовки и переподготовки радиоспециалистов ГМССБ в виде обучающей информационно-справочной системы должен обеспечивать: а) получение знаний по поисково-спасательным службам и средствам радиосвязи, функционирующим в конкретном промысловом районе; б) обучение оперативному получению достоверной информации о возможности осуществления радиосвязи судна непосредственно с морским спасательным координационным центром (далее - МСКЦ), либо только через береговую радиостанцию, имеющую прямую связь с МСКЦ. 3.5. Программное обеспечение такого тренажера должно позволять: а) позиционировать архитектуру всемирной ГМССБ и содержать все актуальные сведения по ее объектам на текущую дату; б) визуализировать и моделировать современное состояние национальных служб связи, поиска и спасания стран-участниц ИМО, данные по объектам ГМССБ, а также характер и масштабы взаимодействия ее компонентов; в) отображать данные по всем объектам ГМССБ в систематизированном и обобщенном виде; г) предусматривать наличие внутренних связей данных для интеграции информации по объектам ГМССБ, что позволит обучаемому получать полноценное представление о концепции, структуре, масштабах, текущем состоянии, темпах создания, "мертвых зонах" и других характерных особенностях функционирования объектов всемирной ГМССБ. 3.6. Источниками информации должны являться, в том числе официальные документы ИМО, МСЭ, системы спутниковой связи и позиционирования "ИНМАРСАТ" и "КОСПАС-САРСАТ". Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|