Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Мордовия от 23.01.2017 № 24 ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 января 2017 года № 24 г.Саранск О внесении изменений в Государственную программу Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы Правительство Республики Мордовия постановляет: 1. Внести в Государственную программу Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Мордовия от 19 ноября 2012 г. № 404 «О Государственной программе Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Мордовия от 11 февраля 2013 г. № 29, от 25 февраля 2013 г. № 59, от 1 июля 2013 г. № 247, от 8 июля 2013 г. № 260, от 23 сентября 2013 г. № 399, от 31 марта 2014 г. № 121, от 28 апреля 2014 г. № 188, от 16 июня 2014 г. № 277, от 18 августа 2014 г. № 377, от 20 октября 2014 г. № 525, от 8 декабря 2014 г. № 590, от 2 февраля 2015 г. № 42, от 16 марта 2015 г. № 148, от 8 апреля 2015 г. № 189, от 25 мая 2015 г. № 294, от 18 июня 2015 г. № 370, от 30 июня 2015 г. № 389, от 28 августа 2015 г. № 498, от 2 ноября 2015 г. № 615, от 14 декабря 2015 г. № 703, от 11 марта 2016 г. № 119, от 23 мая 2016 г. № 268, от 29 августа 2016 г. № 441, от 4 октября 2016 г. № 497, от 23 декабря 2016 г. № 632), изменения, изложив ее в следующей редакции: «Государственная программа Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы Паспорт Государственной программы Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы
Раздел 1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, основные проблемы и прогноз развития агропромышленного комплекса Республики Мордовия на период до 2020 года Государственная программа разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 1101-р, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», с учетом требований постановления Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. № 234 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия». Главными приоритетами Государственной программы являются повышение благосостояния, уровня жизни и занятости граждан, обеспечение роста объемов производства основных видов продукции, производимой предприятиями агропромышленного комплекса республики. Сельское хозяйство - важнейшая сфера экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции и оказанию услуг в целях обеспечения населения качественным продовольствием, промышленности - сырьем, обеспечивающая продовольственную и экономическую безопасность. Государственная программа определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности. Глава 1. Общая характеристика состояния и основные проблемы развития агропромышленного комплекса Республики Мордовия Состояние и уровень развития агропромышленного комплекса во многом определяют социально-экономическую ситуацию в республике, устойчивость развития сельских территорий. За период реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008-2012 годы в Республике Мордовия проделана значительная работа по развитию агропромышленного производства. Объем производства валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в 2006-2012 годах, несмотря на неблагоприятные погодные условия 2010 года, увеличился на 24,8% и достиг в действующих ценах объема 39,2 млрд. рублей (в 2005 г. - 16,05 млрд. рублей). Рост объемов пищевых продуктов за этот период составил 36,7%, или 5,2% в среднем в год. Сельское хозяйство Мордовии производит около 13,7% валового регионального продукта и 1,2% от сельскохозяйственного производства в России (оценка 2012 года), обеспечивает занятость 19,8% населения. Сельскохозяйственные угодья составляют 1657,6 тыс. га, или 63,4% территории республики и 0,8% площади сельхозугодий, используемых в сельскохозяйственном производстве России. Доля обрабатываемой пашни 84,2 процента. На 1 января 2013 г. в республике осуществляют производственно-хозяйственную деятельность 243 сельскохозяйственных предприятия. Функционируют 1136 крестьянских (фермерских) хозяйств с общей земельной площадью 84 тыс. га, или в среднем по 74 га на одно хозяйство. Доля производства продукции крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в общем объеме сельскохозяйственного производства республики составляет 2,8 процента. Насчитывается более 160 тыс. личных подсобных хозяйств населения, их доля в объеме производства 43,5 процента. Сельскохозяйственными предприятиями производится зерна - 87,3%, сахарной свеклы - 96%, мяса - 78,3%, молока - 62,3% и 91,2% яиц. В хозяйствах населения выращивается 88,2% картофеля и 72,7% овощей. Ведущей отраслью сельскохозяйственного производства является животноводство - 56,6% (молочно-мясное скотоводство, птицеводство, свиноводство). Отрасль растениеводства производит 43,4% валовой продукции. Выращиваются зерновые культуры, сахарная свекла, картофель, кормовые культуры. Сегодня, во многом благодаря государственной поддержке, агропромышленный комплекс Мордовии входит в число лидеров в Приволжском федеральном округе и в России. По сравнению с 2005 года в 2012 года общая посевная площадь зерновых культур увеличилась на 27,4 тыс. га, или на 6,8%, и составила 426,2 тыс. га. Посевная площадь по техническим культурам за 6 лет (2006-2012 годы) увеличилась на 26,5 тыс. га и составляет 38,6 тыс. га, в том числе площади под сахарной свеклой возросли в 2,1 раза, или на 11,5 тыс. га. Земледельцами республики в 2012 года собрано 876,3 тыс. тонн зерна. Сахарной свеклы произведено 985,5 тыс. тонн. В целях поддержки малых форм хозяйствования с 2012 года реализуются ведомственные целевые программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Мордовия на 2012-2014 годы «Поддержка начинающих фермеров в Республике Мордовия на 2012-2014 годы», реализация которых будет продолжена в 2015-2017 годах и в период до 2020 года. За период реализации Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008-2012 годы построено, реконструировано и модернизировано 68 молочных комплексов, 16 свинокомплексов, завершена реализация 5 проектов в птицеводстве. По состоянию на 1 января 2013 г. в республике насчитывается 286 тыс. голов крупного рогатого скота, в том числе 102,9 тыс. голов коров. Поголовье свиней составляет 321 тыс. голов (увеличилось по отношению к уровню 2005 г. на 40%), численность птицы в сельхозпредприятиях достигло 9846 тыс. голов (увеличилась по отношению к уровню 2005 г. в 2,6 раза). В 2012 г. произведено 145,0 тыс. тонн скота и птицы на убой в живом весе, молока - 467,5 тыс. тонн, яиц - 1323,5 млн. шт. Темпы роста по отношению к уровню 2005 г. по мясу составили 50%, молоку - 13,6%, яйцу - в 2,6 раза. Надой на одну корову за 2012 г. составил 4652 кг и увеличился за 2006-2012 годы на 1884 кг, или в среднем в год на 269 кг. Благодаря значительным инвестиционным вложениям и использованию инновационных технологий в сельхозпредприятиях существенно возросли объемы производства свинины - в 3,5 раза (28,9 тыс. тонн), мяса птицы - в 3 раза (63,8 тыс. тонн). По производству животноводческой продукции на душу населения республика входит в первую пятерку по России и ряд последних лет сохраняет лидирующие позиции в Приволжском федеральном округе. В 2012 г. произведено яйца на душу населения 1603 шт., молока - 566 кг, мяса скота и птицы - 176 кг. Значительную роль в экономике Республики Мордовия играют предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. В 2012 г. ими отгружено продукции на 33,4 млрд. рублей, что составляет 29,9% от общего объема отгрузки промышленной продукции по республике в целом. Предприятиями отрасли в 2012 г. к уровню 2005 г. производство мяса, включая субпродукты 1 категории, увеличено в 2,2 раза (61 тыс. тонн), цельномолочной продукции - в 1,9 раза (147,1 тыс. тонн), сыра - в 2, раза (13,2 тыс. тонн), макаронных изделий - в 1,7 раза (18,3 тыс. тонн), кондитерских изделий - на 23,7% (34,9 тыс. тонн), свекловичного сахара-песка - в 4,5 раза (107,9 тыс. тонн). За период реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008-2012 годы получила развитие деятельность крупных агропромышленных формирований и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе АО «Агрофирма «Октябрьская», ОАО «Агрофирма «Норов», Мордовское агропромышленное объединение, ЗАО «Мордовский бекон», ООО «Сыродельный комбинат «Ичалковский», ОАО «Молочный комбинат «Саранский», ОАО «Консервный завод «Саранский», ООО «Ромодановосахар», ОАО «Ламзурь», ОАО «Саранский комбинат макаронных изделий» и др. В 2011 году в республике введен в эксплуатацию крупный сыроваренный завод ООО «Сармич» по производству 9000 тонн твердых сыров мощностью 350 тонн переработки молока в сутки. Активизировалась работа по социальному развитию сельских территорий (в 2006-2012 годах введено в эксплуатацию 201,6 тыс. кв. метров жилья), несколько улучшилась экономика сельскохозяйственных организаций. Вместе с тем в агропромышленном комплексе республики сохраняется ряд системных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли. Основными причинами относительно медленного развития агропромышленного комплекса республики являются финансовый и экономический кризис, начавшийся в 2008 году, а также засуха 2010 году (в регионе погибло более 70% посевных площадей сельскохозяйственных культур), которые негативно отразились на инвестиционном климате в агропромышленном комплексе республики, динамике развития сельскохозяйственного производства. В числе проблем следует выделить: недостаточный уровень доходности сельскохозяйственного производства для осуществления модернизации. Закредитованность большинства сельхозпредприятий не позволяет привлекать краткосрочные и инвестиционные кредиты для осуществления проектов обновления и расширения производства. Из-за недостатка финансовых средств по ряду инвестиционных проектов не выдерживаются запланированные сроки сдачи в эксплуатацию строящихся объектов; медленные темпы развития пищевой и перерабатывающей промышленности; отсутствие оптово-распределительных центров, недостаток мощностей по хранению, подработке, упаковке и транспортировке пищевой продукции; неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции в условиях возрастающей монополизации торговых сетей. Необходимы дополнительные меры для активизации деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов в создании системы сбыта производимой продукции; опережающий рост цен на промышленную продукцию, энергоресурсы по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию; дефицит квалифицированных кадров, вызванный медленными темпами социального развития сельских территорий, определяющими ухудшение социально-демографической ситуации, отток трудоспособного населения, особенно молодежи, низкий уровень заработной платы работников (71,3% от средней заработной платы по экономике республики), сокращение численности сельского населения более высокими темпами, чем городского (за период с 2005 года сельское население республики уменьшилось на 9,6%, городское - на 1%). В этих обстоятельствах создание условий для ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики республики. Для вывода агропромышленного комплекса республики на рубежи, обеспечивающие максимальное импортозамещение на внутреннем рынке продукции, сырья и продовольствия и отвечающие требованиям Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, необходимо привлечение значительных финансовых ресурсов (кредитов банков, средств внутренних и внешних инвесторов и др.), а также концентрация средств, выделяемых из бюджетов всех уровней, на наиболее приоритетных направлениях в увязке с конечными результатами и усилением контроля за их целевым использованием. Этим требованиям в наибольшей степени отвечает программно-целевой метод. Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития Республики Мордовия в рассматриваемой перспективе. Глава 2. Прогноз развития агропромышленного комплекса Республики Мордовия до 2020 года Развитие сельского хозяйства является одним из наиболее приоритетных направлений социально-экономической политики Правительства Республики Мордовия в рассматриваемой перспективе. Создание предпосылок для повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий агропромышленного комплекса республики, использования имеющегося потенциала для роста производства продовольствия, повышения занятости и уровня жизни сельского населения и обеспечения роста объемов производства основных видов продукции агропромышленного комплекса является важной задачей, для решения которой необходим программный метод. Динамика развития агропромышленного комплекса на период до 2020 года будет формироваться под воздействием принятых в последние годы мер по повышению устойчивости агропромышленного производства республики. В то же время сохраняется сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса, что усиливает вероятность реализации рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики. В прогнозном периоде наметятся следующие значимые тенденции: повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей; увеличение инвестиций на повышение плодородия почв и развитие мелиорации сельскохозяйственных земель, стимулирование улучшения использования земельных угодий; стабилизация производства в подотрасли скотоводства, создание условий для наращивания производства и импортозамещения мяса крупного рогатого скота и молочных продуктов; ускорение обновления сельскохозяйственной техники, применение новых технологий в растениеводстве, животноводстве, пищевой промышленности в целях сохранения природного потенциала и повышения безопасности пищевых продуктов; минимизация логистических издержек и оптимизация других факторов, определяющих конкурентоспособность продукции в рамках вступления России во всемирную торговую организацию; Прогноз реализации Государственной программы основывается на достижении уровней ее основных показателей (индикаторов), а также частных индикаторов по соответствующим подпрограммам и республиканским целевым программам, включенным в Государственную программу. В части основных показателей Государственной программы прогнозируются: индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2020 году к уровню 2012 г. - 127%, в том числе продукции растениеводства - 126,7%, продукции животноводства - 127,4%; индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, в 2020 года к уровню 2012 года - 138,3%; индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в 2020 года до 103,1%; уровень рентабельности хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций к 2020 году - не менее 13-15% (с учетом субсидий); достижение уровня заработной платы в сельском хозяйстве (в сельскохозяйственных организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства) до 25,5 тыс. рублей; доведение удельного веса затрат на приобретение энергоресурсов в сельскохозяйственных предприятиях в структуре затрат на основное производство в 2016 году до 9,9%; повышение производительности труда в сельхозпредприятиях за 2015-2020 годы на 29,6%; обеспечение высокопроизводительных рабочих мест в 2020 году в количестве 5300 мест. В растениеводстве предстоит: освоить интенсивные технологии, базирующиеся на новом поколении тракторов и осуществить переход на посев перспективными высокоурожайными сортами и гибридами. В животноводстве решение задачи ускоренного наращивания производства мяса и молока позволит повысить уровень потребления населением этих продуктов при одновременном их импортозамещении. Это связано с тенденциями развития свиноводства и птицеводства. Прогнозируемые объемы производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов по большинству их видов позволят достичь пороговых значений показателей, определенных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 (далее - Доктрина), обеспечить население республики продуктами питания по рациональным нормам (кроме плодов и фруктов). Одновременно возрастут ресурсы сельскохозяйственной продукции и продовольствия для реализации на внешнем рынке. Кроме зерна и продуктов его переработки, на внешний рынок республика сможет поставлять такие продукты, как картофель, сахар, сыр и сырную продукцию, мясо скота и птицы, и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйцо. Раздел 2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) реализации Государственной программы, а также основные ожидаемые результаты и сроки ее реализации, обобщенная характеристика мер правового регулирования Глава 3. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы Государственная программа базируется на положениях Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», Доктрины, Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года, Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 7 марта 2008 г. № 79. Государственная программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и сфер деятельности агропромышленного комплекса Республики Мордовия с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию. Одновременно выделяются 2 уровня приоритетов. К приоритетам первого уровня относятся: в сфере производства - скотоводство (производство молока и мяса) как системообразующая подотрасль, использующая преимущества республики, в первую очередь, наличие достаточных площадей сельскохозяйственных угодий; в экономической сфере - повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей; в социальной сфере: повышение среднемесячной заработной платы в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов республики; создание условий для обеспечения доступности питания на основе рациональных норм потребления пищевых продуктов для уязвимых слоев населения; в сфере развития производственного потенциала - мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий; в институциональной сфере - развитие интеграционных связей в агропромышленном комплексе; в научной и кадровой сферах - обеспечение формирования инновационного агропромышленного комплекса; увеличение доли квалифицированных кадров на основе развития системы непрерывного агрообразования, повышение привлекательности сельскохозяйственных специальностей для молодых специалистов и сокращение дефицита трудовых ресурсов в аграрной отрасли. Приоритеты второго уровня включают такие направления, как: развитие импортозамещающих подотраслей сельского хозяйства, включая овощеводство и плодоводство; развитие малых форм хозяйствования; экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции и продовольствия; наращивание вывозного потенциала сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по мере насыщения ими республиканского рынка; минимизация логистических издержек и оптимизация других факторов, определяющих конкурентоспособность продукции с учетом рационального размещения и специализации сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности; повышение инвестиционной привлекательности отраслей сельского хозяйства. Глава 4. Цели и задачи Государственной программы Целями Государственной программы являются: повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, производимой республиканскими сельхозтоваропроизводителями, на внутреннем и внешнем рынках; повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, экологизация производства; обеспечение эпизоотического благополучия; обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения; создание и совершенствование системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и поддержки кадрового потенциала в агропромышленном комплексе Республики Мордовия, способствующей решению стратегических задач социально-экономического и демографического развития республики. Для достижения этих целей в Государственной программе предусматривается решение следующих задач, реализуемых в рамках подпрограмм, включенных в Государственную программу: стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции, производства пищевых продуктов, направленное на имортозамещение; обеспечение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса; повышения инвестиционной привлекательности отрасли, развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства; обеспечение противоэпизоотических мероприятий в отношении карантинных и особо опасных животных; поддержка развития инфраструктуры агропродовольственного рынка; обеспечение сбыта сельскохозяйственной продукции, повышение ее товарности за счет создания условий для ее сезонного хранения и подработки; повышение эффективности регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; модернизация материально-технической и технологической базы селекции и семеноводства; поддержка малых форм хозяйствования; обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти Республики Мордовия в сфере развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; повышение уровня рентабельности сельскохозяйственных предприятий для обеспечения их устойчивого развития; повышение качества жизни сельского населения; развитие биотехнологии; создание условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения, повышение и сохранение плодородия почв; развитие мелиорации сельскохозяйственных земель; строительство, реконструкция и модернизация объектов товаропроводящей и логистической инфраструктуры, в том числе в целях оказания внутренней продовольственной помощи населению; создание правовых, организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих развитию системы непрерывного профессионального агрообразования и поддержке кадрового потенциала агропромышленного комплекса Республики Мордовия; сокращение дефицита трудовых ресурсов аграрной отрасли; создание стимулирующих условий для молодых специалистов, решивших работать в сельскохозяйственных организациях после получения профессионального образования аграрного профиля.
Глава 5. Показатели (индикаторы) реализации Государственной программы Показатели (индикаторы) реализации Государственной программы оцениваются в целом для Государственной программы и по каждой из подпрограмм Государственной программы. Эти показатели (индикаторы) предназначены для оценки наиболее существенных результатов реализации Государственной программы, включенных в нее подпрограмм и республиканских целевых программ. К общим показателям (индикаторам) Государственной программы относятся: индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), к предыдущему году, процентов; индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году, процентов; индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году, процентов; индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах) к предыдущему году, процентов; индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, в процентах к предыдущему году; рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий), процентов; среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства), рублей; индекс производительности труда (в сельскохозяйственных предприятиях), к предыдущему году, процентов; количество высокопроизводительных рабочих мест (в сельскохозяйственных предприятиях), мест; удельный вес затрат на приобретение энергоресурсов в структуре затрат на основное производство продукции сельского хозяйства, процентов Прогнозные значения показателей (индикаторов) достижения целей и решения задач Государственной программы приведены в приложении 1. Глава 6. Основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации Государственной программы В результате реализации Государственной программы будет обеспечено достижение установленных значений по большинству основных показателей Доктрины. Валовой сбор зерна повысится к 2020 году до 1126,5 тыс. тонн против 797,1 тыс. тонн в 2012 году, или на 41,3%, сахарной свеклы - до 955,1 тыс. тонн. Этому будут способствовать меры по улучшению использования земель сельскохозяйственного назначения, обеспечению развития элитного семеноводства. Производство скота и птицы (в живом весе) к 2020 году возрастет по сравнению с 2012 году до 265 тыс. тонн или в 1,9 раза, молока в сельхозпредприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, - до 340 тыс. тонн. Основной прирост будет получен за счет роста продуктивности скота на основе улучшения породного состава. Среднемесячная заработная плата в крупных и средних сельскохозяйственных предприятиях увеличится до 25,5 тыс. рублей, возрастет по сравнению с 2012 годом в 2,1 раза. Для этих целей предполагается довести годовой прирост инвестиций в сельское хозяйство в 2020 году до 3,1%, повышение производительности труда в сельскохозяйственных предприятиях ежегодно в среднем на 4,0%, увеличение высокопроизводительных рабочих мест в сельхозпредприятиях к 2020 году до 5300 мест, создать условия для достижения уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях не менее 13-15% (с учетом субсидий), в том числе за счет доведения удельного веса затрат на приобретение энергоресурсов в сельскохозяйственных предприятиях в структуре затрат на основное производство до 9,9 %; Сроки реализации Государственной программы - 1 января 2013 г. - 31 декабря 2020 года. Глава 7. Обобщенная характеристика мер правового регулирования Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Государственной программы приведены в приложении 3. Раздел 3. Обобщенная характеристика основных мероприятий Государственной программы и ее подпрограмм, прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации Государственной программы, участие государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием в реализации Государственной программы Глава 8. Обобщенная характеристика основных мероприятий Государственной программы и ее подпрограмм Подпрограммы и включенные в них мероприятия, представляют в совокупности комплекс взаимосвязанных мер, направленных на достижение целей Государственной программы, а также на решение наиболее важных текущих и перспективных задач, обеспечивающих продовольственную безопасность, динамичное социально-экономическое развитие агропромышленного комплекса республики на основе его модернизации и перехода к инновационным технологиям, устойчивое развитие сельских территорий. Мероприятия подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» с 2017 года реализуются в рамках подпрограмм «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» и «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе»«. Мероприятия подпрограммы «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» с 2017 года реализуются в рамках подпрограмм «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» и «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе». Мероприятия подпрограммы «Развитие мясного скотоводства» с 2017 года реализуются в рамках подпрограмм «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» и «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе». Мероприятия подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» с 2017 года реализуются в рамках подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса». Подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» включает следующие основные мероприятия: обновление парка сельскохозяйственной техники; реализация перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе; развитие биотехнологии; развитие консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям; по выпуску видеофильмов, издание плакатов, проведение коллегий, семинаров-совещаний, участию в сельскохозяйственных ярмарках, изданию методической литературы; поддержка общественных организаций, связанных с предоставлением интересов крестьянских (фермерских) хозяйств. Индикаторами реализации подпрограммы являются: количество приобретенной сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственной техник у производителей (по льготной цене); рост применения биологических средств защиты растений и микробиологических удобрений в растениеводстве; удельный вес отходов сельскохозяйственного производства, переработанных методами биотехнологии. Подпрограмма «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения на 2014-2020 годы» включает следующие основные мероприятия: строительство, реконструкция и техническое перевооружение мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений государственной собственности Республики Мордовия и Российской Федерации; строительство, реконструкция, техническое перевооружение мелиоративных систем отдельно расположенных гидротехнических сооружений; оформление в собственность бесхозяйных мелиоративных систем и гидротехнических сооружений; реализация агролесомелиоративных мероприятий; реализация культуртехнических мероприятий. В качестве индикаторов реализации мероприятий подпрограммы предусмотрены: прирост объема производства продукции растениеводства на землях сельскохозяйственного назначения за счет реализации мероприятий подпрограммы; ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель за счет реконструкции, технического перевооружения и строительства новых мелиоративных систем, включая мелиоративные системы общего и индивидуального пользования; защита земель от водной эрозии, затопления и подтопления за счет проведения противопаводковых мероприятий; приведение гидротехнических сооружений в безопасное в эксплуатации техническое состояние; сокращение доли государственной собственности Российской Федерации в общем объеме мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений; вовлечение в оборот выбывших сельскохозяйственных угодий за счет проведения культуртехнических работ; защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии за счет проведения агролесомелиоративных мероприятий; сохранение существующих и создание новых высокотехнологичных рабочих мест для сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет увеличения продуктивности существующих и вовлечения в оборот новых сельскохозяйственных угодий. Подпрограмма «Обеспечение реализации Государственной программы Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» включает следующие мероприятия: совершенствование обеспечения реализации Государственной программы, в том числе обеспечение деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия как ответственного исполнителя (государственного заказчика) Государственной программы; предоставление субсидии в целях увеличения уставного фонда государственных унитарных предприятий; возмещение части затрат, связанных с производством и реализацией продукции, работ и услуг; обеспечение функций Гостехнадзора Республики Мордовия; обеспечение функций Республиканской ветеринарной службы Республики Мордовия; В качестве индикаторов реализации мероприятий подпрограммы предусмотрены: выявляемость особо опасных болезней животных и птиц, остатков запрещенных и вредных веществ в организме живых животных, продуктах животного происхождения и кормах на территории Республики Мордовия; вовлечение земель сельскохозяйственного назначения в оборот в результате снятия карантина и сокращения площадей карантинных фитосанитарных зон; сохранение существующего уровня участия муниципальных образований в реализации Государственной программы (наличие в муниципальных образованиях муниципальных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сырья и продовольствия); доля муниципальных органов управления агропромышленным комплексом, использующих государственные информационные ресурсы в сферах обеспечения продовольственной безопасности и управления агропромышленным комплексом России; укомплектованность должностей государственной гражданской службы в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия; доля государственных гражданских служащих Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия, прошедших повышение квалификации в течение последних трех лет. Мероприятия подпрограммы «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства» с 2017 года реализуются в рамках подпрограмм «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» и «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе». Мероприятия подпрограммы «Развитие молочного скотоводства» с 2017 года реализуются в рамках подпрограмм «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» и «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе». Мероприятия подпрограммы «Развитие племенного дела, селекции и семеноводства» с 2017 года реализуются в рамках подпрограмм «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» и «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе». Мероприятия подпрограммы «Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания» с 2017 года реализуются в рамках подпрограмм «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» и «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе». Подпрограмма «Поддержка и развитие кадрового потенциала в АПК» включает следующие мероприятия: совершенствование содержания и технологий подготовки специалистов для агропромышленного комплекса; стимулирование обучения и закрепления молодых специалистов в сельскохозяйственном производстве. Индикатором реализации подпрограммы является: уровень обеспечения сельскохозяйственных организаций квалифицированными специалистами; количество специалистов, прошедших профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по аграрным направлениям; доля молодых специалистов в общей численности квалифицированных специалистов в сельскохозяйственных организациях. Подпрограмма «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» включает следующие мероприятия: содействие достижению целевых показателей Государственной программы Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы; поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей; обеспечение проведения противоэпизоотических мероприятий; оказание государственных услуг в отрасли животноводства; регулирование рынков продукции животноводства. В качестве целевых индикаторов подпрограммы используются: валовой сбор в хозяйствах всех категорий зерновых и зернобобовых культур, сахарной свеклы, пеньковолокна; валовой сбор в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей картофеля, овощей открытого грунта; сохранение размера посевных площадей, занятых зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами; производство скота и птицы на убой (в живом весе) в хозяйствах всех категорий); производство молока в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей; численность товарного поголовья коров специализированных мясных пород в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей; численность племенного условного маточного поголовья сельскохозяйственных животных; сохранность племенного условного маточного поголовья сельскохозяйственных животных к уровню предыдущего года, реализация племенного молодняка крупного рогатого скота молочных и мясных пород на 100 голов маток; доля площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов; площадь закладки: многолетних плодовых и ягодных насаждений; размер застрахованных посевных площадей; численность застрахованного поголовья сельскохозяйственных животных; количество новых постоянных рабочих мест, созданных в крестьянских (фермерских) хозяйствах, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью грантовой поддержки; прирост объема сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, получившими грантовую поддержку); количество новых постоянных рабочих мест, созданных в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, получивших грантовую поддержку; прирост объема сельскохозяйственной продукции, реализованной сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, получившими грантовую поддержку (по отношению к предыдущему году); производство: сахара белого свекловичного в твердом состоянии, муки из зерновых культур, овощных и других растительных культур, смеси из них, крупы, плодоовощных консервов, масла сливочного, сыров и сырных продуктов; сбор биологических отходов; увеличение объемов производства мяса, субпродуктов, колбасных изделий; охват исследованиями по африканской чуме виней поголовья восприимчевых животных; выявляемость возбудителя африканской чумы свиней на территории Республики Мордовия. Подпрограмма «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе» включает следующие мероприятия: поддержка инвестиционного кредитования; компенсация прямых понесенных затрат на строительство и модернизацию объектов агропромышленного комплекса; поддержка строительства животноводческих комплексов (ферм); поддержка строительства технологических автомобильных дорог к сельскохозяйственным угодьям. В качестве целевого индикатора подпрограммы используется - объем ссудной задолженности по субсидируемым инвестиционным кредитам, выданным на развитие агропромышленного комплекса до 31 декабря 2016 года. Перечень основных мероприятий Государственной программы приведен в приложении 2. Глава 9. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации Государственной программы В рамках реализации подпрограммы Развитие отраслей агропромышленного комплекса предусматривается выполнение государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ). Прогноз сводных показателей государственных заданий в рамках реализации подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» представлен в приложении 4. Глава 10. Участие государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием в реализации Государственной программы В реализации Государственной программы могут принимать участие акционерные общества «Росагролизинг», «Россельхозбанк». АО «Росагролизинг» обеспечивает сельхозтоваропроизводителей современной сельскохозяйственной техникой, высокотехнологичным животноводческим оборудованием и высокопродуктивным племенным скотом по системе федерального лизинга. В 2008 году АО «Росагролизинг» стало исполнителем Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы по обеспечению сельхозтоваропроизводителей племенным скотом, животноводческим оборудованием и сельхозтехникой в комплексе. В 2008-2012 годах сельхозтоваропроизводителями Республики Мордовия закуплено через АО «Росагролизинг» 4917 голов племенного скота. Реализация этих направлений Государственной программы позволяет внедрить высокопроизводительные ресурсосберегающие технологии, повысить техническую оснащенность сельхозпроизводства, провести техническое перевооружение действующих животноводческих комплексов (ферм), ввести в эксплуатацию новые мощности. АО «Росагролизинг» осуществляет новые направления деятельности. По системе федерального лизинга компания поставляет сельскохозяйственную технику для орошения и мелиорации, оборудование для овощехранилищ, технику для пожаротушения. АО «Россельхозбанк» является государственным специализированным сельскохозяйственным банком, 100 % акций которого находится в собственности Правительства Российской Федерации. В 2006-2007 годах АО «Россельхозбанк» участвовал в выполнении задач, предусмотренных приоритетным национальным проектом «Развитие агропромышленного комплекса», а с 2008 года - Программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008-2012 годы. В 2008-2012 годах сельхозтоваропроизводителями Республики Мордовия привлечено 31,3 млрд. рублей кредитных ресурсов АО «Россельхозбанк». Раздел 4. Обоснование выделения подпрограмм, обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы, риски реализации Государственной программы и меры по управлению этими рисками, анализ рисков и возможные негативные последствия для агропромышленного комплекса, связанные с членством России в ВТО, методика оценки эффективности реализации Государственной программы Глава 11. Обоснование выделения подпрограмм Перечень подпрограмм установлен для достижения целей и задач, определенных основополагающими документами в части развития агропромышленного комплекса, а именно для увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции по тем направлениям сельскохозяйственного производства, по которым рентабельность недостаточна для их самостоятельного эффективного развития. Структура и перечень подпрограмм соответствует принципам программно-целевого управления экономикой, охватывает все основные сферы агропромышленного производства - производство сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов, их реализацию, технико-технологическое и информационное обеспечение, институциональные преобразования, управление реализацией Государственной программы. Состав подпрограмм рассчитан на взаимосвязанное развитие агропромышленного комплекса республики и его основных сфер. Глава 12. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы Объем финансового обеспечения реализации Государственной программы составляет 30187899,8 тыс. рублей, в том числе из средств республиканского бюджета Республики Мордовия - 12968824,2 тыс. рублей (в текущих ценах), из них Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия -11567017,1 тыс. рублей, Республиканская ветеринарная служба Республики Мордовия - 1268824,2 тыс. рублей, Государственная инспекция Республики Мордовия по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники - 132982,9 тыс. рублей, федерального бюджета - 16704444,4 тыс. рублей (в текущих ценах), из них Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия - 16704444,4 тыс. рублей, внебюджетные средства - 514631,2 тыс. рублей. Объем ресурсного обеспечения реализации Государственной программы из средств республиканского бюджета Республики Мордовия определен на основе Закона Республики Мордовия от 26 декабря 2016 г. № 94-З «О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» с использованием среднего уровня инфляции, определенного Стратегией социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 165-р. При определении объемов финансирования подпрограмм учитывались также условия и тенденции развития растениеводства и животноводства за последние 10-15 лет и прогноз до 2020 года по следующим параметрам: объем производства; необходимость стимулирования производства продукции с развитием ее переработки и реализации (агропродовольственная цепочка по основным продуктам). Ресурсное обеспечение реализации Государственной программы за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия и федерального бюджета приведено в приложении 5. Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов республиканского бюджета Республики Мордовия, федерального бюджета, юридических лиц на реализацию Государственной программы приведены в приложении 6. Ресурсное обеспечение Государственной программы подлежит уточнению в соответствии с Законом Республики Мордовия о республиканском бюджете Республики Мордовия на соответствующие годы и объемом предоставляемых средств из федерального бюджета на текущий год. Глава 13. Риски реализации Государственной программы и меры по управлению этими рисками При реализации Государственной программы осуществляются меры, направленные на снижение последствий рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в ней конечных результатов. К рискам относятся: макроэкономические, в том числе рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, потребляемые в отрасли, что снижает уровень инвестиционной активности значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей; неблагоприятная рыночная конъюнктура, затрудняющая реализацию дополнительных объемов продукции, сырья и продовольствия местного производства; недостаточный уровень финансирования мероприятий Государственной программы из бюджетных и внебюджетных источников; природные риски, связанные с размещением сельскохозяйственного производства в республике в зоне рискованного земледелия, что приводит к существенным потерям объемов производства, ухудшению ценовой ситуации и снижению доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, росту импорта продовольственных товаров. Управление рисками реализации Государственной программы будет осуществляться на основе: использования мер, предусмотренных Федеральным законом от 25 июля 2011 г. № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»; подготовки и представления ежегодно в Правительство Республики Мордовия отчета о ходе и результатах реализации Государственной программы, который при необходимости может содержать предложения о корректировке Государственной программы. Глава 14. Анализ рисков и возможные негативные последствия для агропромышленного комплекса, связанные с членством России в ВТО В результате реализации мер государственной поддержки в рамках приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008-2012 годы отрасль достигла положительных результатов. Производство скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий в 2012 году к уровню 2005 г. выросло на 49,8%, молока - на 13,6%, зерна - на 4,8%, сахарной свеклы в 3,3 раза. Государственная поддержка позволила обеспечить необходимый уровень рентабельности в отрасли, который с учетом субсидий за период 2006-2012 годов в среднем составил 10,4%. Для выхода на показатели Доктрины необходимо сохранить положительную динамику развития отрасли, которая может быть обеспечена только при сохранении объемов государственной поддержки в совокупности с мерами таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. В случае сокращения объемов государственной поддержки возникают риски снижения темпов роста сельского хозяйства в среднесрочной перспективе, утраты набранной за 7 лет реализации приоритетного национального проекта динамики роста производства, что ведет к падению объемов производства и снижению инвестиционной привлекательности отрасли. Это крайне негативно отразится на финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей и в целом всего агропромышленного комплекса республики, а также будет способствовать снижению эффективности уже вложенных в 2006-2012 годах средств государственной поддержки и частных инвестиций. Глава 15. Методика оценки эффективности реализации Государственной программы Эффективность реализации Государственной программы в целом оценивается исходя из достижения уровня по каждому из основных показателей (индикаторов) как по годам по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогом к базовому году. Индексы производства продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов указывают на эффективность реализуемых мер в сфере производства, индекс физического объема инвестиций - на возможность осуществления модернизации и инновационного развития, динамика уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях - на эффективность производства и экономического механизма их функционирования, уровень оплаты труда в сельском хозяйстве и в целом по экономике республики - на степень решения социальных проблем отрасли. Стоимостные показатели рассчитываются, как правило, в сопоставимых ценах соответствующего года, которые являются базой для расчета динамики и темпов их изменения по сравнению с предыдущим годом или иным периодом. Показатели подпрограмм и республиканских целевых программ предполагают оценку интегрированного эффекта от реализации основных мероприятий или указывают на результативность наиболее существенных направлений государственной поддержки агропромышленного комплекса. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия ежегодно обобщает и анализирует статистическую и ведомственную отчетность по использованию бюджетных средств и реализации других показателей Государственной программы для представления информации в Министерство экономики Республики Мордовия и Министерство финансов Республики Мордовия, размещает эту информацию на сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия. Для повышения эффективности использования средств федерального бюджета Правительством Республики Мордовия ежегодно заключаются соглашения с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации о предоставлении субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства. Оценка эффективности выполнения показателей Государственной программы производится на основе информации ежеквартального мониторинга выполнения соответствующих индикаторов и количественных показателей. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия ежегодно в срок до 1 марта готовит отчет о ходе реализации и оценке эффективности реализации Государственной программы (далее - годовой отчет) и представляет в Министерство экономики Республики Мордовия и Министерство финансов Республики Мордовия. В годовом отчете дается оценка хода реализации Государственной программы в целом, по ее подпрограммам и вошедшим в нее республиканским целевым программам за прошедший год, а по наиболее значимым показателям (индикаторам) - нарастающим итогом. По каждой подпрограмме, республиканской целевой программе анализируется выполнение намеченных задач, достижение предусмотренных в них показателей (индикаторов), эффективность использования бюджетных средств. Одновременно с годовым отчетом Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия представляет доклад о ходе реализации Государственной программы в Министерство экономики Республики Мордовия и Министерство финансов Республики Мордовия и размещает на сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|