Расширенный поиск
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2016 № 1550МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ Москва 9 декабря 2016 г. № 1550 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.10 Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям) Зарегистрирован Минюстом России 26 декабря 2016 г. Регистрационный № 44976 В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582; № 27, ст. 3776; 2015, № 26, ст. 3898; № 43, ст. 5976; 2016, № 2, ст. 325; № 8, ст. 1121; № 28, ст. 4741), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 33, ст. 4377; 2014, № 38, ст. 5069; 2016, № 16, ст. 2230), а также в целях реализации пункта 3 комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 11, ст. 1629), п р и к а з ы в а ю: Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 15.02.10 Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям). Министр О.Ю.Васильева ____________ Приложение УТВЕРЖДЕН приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2016 г. № 1550 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 15.02.10 МЕХАТРОНИКА И МОБИЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА (ПО ОТРАСЛЯМ) I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию (далее - СПО) по специальности 15.02.10 Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям) (далее - специальность). 1.2. Получение СПО по специальности допускается только в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования (далее вместе - образовательная организация). 1.3. При разработке программы подготовки специалистов среднего звена (далее - образовательная программа) образовательная организация формирует требования к результатам ее освоения в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов, перечень которых представлен в приложении № 1 к настоящему ФГОС СПО. 1.4. Содержание СПО по специальности определяется образовательной программой, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно в соответствии с настоящим ФГОС СПО. 1.5. Области профессиональной деятельности, в которой выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность: 25 Ракетно-космическая промышленность; 28 Производство машин и оборудования; 29 Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; 31 Автомобилестроение; 32 Авиастроение; 40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности<1>. ____________ <1> Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. № 667н "О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный № 34779). 1.6. Обучение по образовательной программе в образовательной организации осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения. 1.7. При реализации образовательной программы образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах. 1.8. Реализация образовательной программы осуществляется образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы. 1.9. Реализация образовательной программы осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом образовательной организации. Реализация образовательной программы образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация образовательной программы на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации<2>. ____________ <2> См. статью 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008, № 18, ст. 2625; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364; № 51, ст. 7241; 2016, № 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; № 10, ст. 1320; № 23, ст. 3289, ст. 3290; № 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292). 1.10. Срок получения образования по образовательной программе в очной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет: на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев; на базе среднего общего образования - 2 года 10 месяцев. Срок получения образования по образовательной программе, предусматривающей получение в соответствии с пунктом 1.12 настоящего ФГОС СПО квалификаций специалиста среднего звена техник-мехатроник <-> специалист по мобильной робототехнике, увеличивается на 1 год. Срок получения образования по образовательной программе в очно-заочной и заочной формах обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения: не более чем на 1,5 года при получении образования на базе основного общего образования; не более чем на 1 год при получении образования на базе среднего общего образования. При обучении по индивидуальному учебному плану срок получения образования по образовательной программе вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок получения образования может быть увеличен не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения. Конкретный срок получения образования и объем образовательной программы, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной и заочной формах обучения, по индивидуальному учебному плану определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом. 1.11. Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой специальности. 1.12. Образовательная организация разрабатывает образовательную программу в соответствии с выбранной квалификацией или исходя из сочетания квалификаций специалиста среднего звена, указанных в Перечне специальностей среднего профессионального образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный № 30861), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. № 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2014 г., регистрационный № 32461), от 18 ноября 2015 г. № 1350 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 декабря 2015 г., регистрационный № 39955) и от 25 ноября 2016 г. № 1477 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2016 г., регистрационный № 44662): техник-мехатроник; техник-мехатроник <-> специалист по мобильной робототехнике. II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 2.1. Структура образовательной программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную часть). Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных главой III настоящего ФГОС СПО, и должна составлять не более 70 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть образовательной программы (не менее 30 процентов) дает возможность расширения основного(ых) вида(ов) деятельности, к которым должен быть готов выпускник, освоивший образовательную программу, согласно получаемой квалификации или сочетанию квалификаций, указанных в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО (далее - основные виды деятельности), углубления подготовки обучающегося, а также получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда. Конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего пункта, а также с учетом примерной основной образовательной программы (далее - ПООП). 2.2. Образовательная программа имеет следующую структуру: общий гуманитарный и социально-экономический цикл; математический и общий естественнонаучный цикл; общепрофессиональный цикл; профессиональный цикл; государственная итоговая аттестация, которая завершается присвоением квалификации(ий) специалиста среднего звена, указанных в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО. Таблица № 1 Структура и объем образовательной программы |-----------------------------------|-----------------------------| |Структура образовательной программы| Объем | | | образовательной программы | | | в академических часах | | |-------------|---------------| | | | при освоении | | |при освоении |образовательной| | | образова- | программы | | | тельной | с присвоением | | | программы с | квалификаций | | | присвоением | "техник- | | |квалификации | мехатроник" | | | "техник- | и "специалист | | | мехатроник" | по мобильной | | | |робототехнике" | |-----------------------------------|-------------|---------------| |Общий гуманитарный |не менее 468 | не менее 504 | |и социально-экономический цикл | | | |-----------------------------------|-------------|---------------| |Математический и общий |не менее 144 | не менее 180 | |естественнонаучный цикл | | | |-----------------------------------|-------------|---------------| |Общепрофессиональный цикл |не менее 612 | не менее 648 | |-----------------------------------|-------------|---------------| |Профессиональный цикл |не менее 1728| не менее 2664 | |-----------------------------------|-------------|---------------| |Государственная итоговая аттестация| 216 | 216 | |-----------------------------------|-------------|---------------| | Общий объем образовательной программы: | |-----------------------------------|-------------|---------------| |на базе среднего общего образования| 4464 | 5940 | |-----------------------------------|-------------|---------------| |на базе основного общего | 5940 | 7416 | |образования, включая получение | | | |среднего общего образования в | | | |соответствии с требованиями | | | |федерального государственного | | | |образовательного стандарта среднего| | | |общего образования | | | |-----------------------------------|-------------|---------------| 2.3. Перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин и модулей образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП по соответствующей специальности. Для определения объема образовательной программы образовательной организацией может быть применена система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 32 - 36 академическим часам. 2.4. В общем гуманитарном и социально-экономическом, математическом и общем естественнонаучном, общепрофессиональном и профессиональном циклах (далее - учебные циклы) образовательной программы выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы обучающихся. На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной программы в очной форме обучения должно быть выделено не менее 70 процентов от объема учебных циклов образовательной программы, предусмотренного Таблицей № 1 настоящего ФГОС СПО, в очно-заочной форме обучения - не менее 25 процентов, в заочной форме обучения - не менее 10 процентов. В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с разработанными образовательной организацией фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижения запланированных по отдельным дисциплинам, модулям и практикам результатов обучения. 2.5. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла образовательной программы должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык в профессиональной деятельности", "Физическая культура". Общий объем дисциплины "Физическая культура" не может быть менее 160 академических часов. Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплины "Физическая культура" с учетом состояния их здоровья. 2.6. При формировании образовательной программы образовательная организация должна предусматривать включение адаптационных дисциплин, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. 2.7. Освоение общепрофессионального цикла образовательной программы в очной форме обучения должно предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в объеме 68 академических часов, из них на освоение основ военной службы (для юношей) - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину. Образовательной программой для подгрупп девушек может быть предусмотрено использование 70 процентов от общего объема времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", предусмотренного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний. 2.8. Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные модули, которые формируются в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными настоящим ФГОС СПО. В профессиональный цикл образовательной программы входят следующие виды практик: учебная практика и производственная практика. Учебная и производственная практики проводятся при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализовываются как в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей. Часть профессионального цикла образовательной программы, выделяемого на проведение практик, определяется образовательной организацией в объеме не менее 25 процентов от профессионального цикла образовательной программы. 2.9. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы (дипломная работа (дипломный проект). По усмотрению образовательной организации демонстрационный экзамен включается в выпускную квалификационную работу или проводится в виде государственного экзамена. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы и (или) государственного экзамена образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП. III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 3.1. В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции. 3.2. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК): ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. OK 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. 3.3. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен быть готов к выполнению основных видов деятельности, предусмотренных настоящим ФГОС СПО, согласно выбранной квалификации или исходя из сочетания квалификаций специалиста среднего звена, указанных в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО. Таблица № 2 Соотнесение основных видов деятельности и квалификаций специалиста среднего звена при формировании образовательной программы |----------------------------------|------------------------------| | Основные виды деятельности | Наименование | | | квалификации(ий) | | | специалиста среднего | | | звена | |----------------------------------|------------------------------| |Монтаж, программирование и | Техник-мехатроник | |пуско-наладка мехатронных систем | Техник-мехатроник <-> | | | специалист по мобильной | | | робототехнике | |----------------------------------|------------------------------| |Техническое обслуживание, ремонт | Техник-мехатроник | |и испытание мехатронных систем | Техник-мехатроник <-> | | | специалист по мобильной | | | робототехнике | |----------------------------------|------------------------------| |Разработка, моделирование и | Техник-мехатроник | |и оптимизация работы мехатронных | Техник-мехатроник <-> | |систем | специалист по мобильной | | | робототехнике | |----------------------------------|------------------------------| |Эксплуатация мобильных | Техник-мехатроник <-> | |робототехнических комплексов | специалист по мобильной | | | робототехнике | |----------------------------------|------------------------------| |Конструирование, монтаж, | Техник-мехатроник <-> | |техническое обслуживание и ремонт | специалист по мобильной | |мобильных робототехнических | робототехнике | |комплексов | | |----------------------------------|------------------------------| |Освоение одной или нескольких | Техник-мехатроник | |профессий рабочих, должностей | Техник-мехатроник <-> | |служащих, указанных в приложении | специалист по мобильной | |№ 2 к настоящему ФГОС СПО | робототехнике | |----------------------------------|------------------------------| 3.4. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать профессиональными компетенциями (далее - ПК), соответствующими основным видам деятельности: 3.4.1. Монтаж, программирование и пуско-наладка мехатронных систем: ПК 1.1. Выполнять монтаж компонентов и модулей мехатронных систем в соответствии с технической документацией. ПК 1.2. Осуществлять настройку и конфигурирование программируемых логических контроллеров и микропроцессорных систем в соответствии с принципиальными схемами подключения. ПК 1.3. Разрабатывать управляющие программы мехатронных систем в соответствии с техническим заданием. ПК 1.4. Выполнять работы по наладке компонентов и модулей мехатронных систем в соответствии с технической документацией. 3.4.2. Техническое обслуживание, ремонт и испытание мехатронных систем: ПК 2.1. Осуществлять техническое обслуживание компонентов и модулей мехатронных систем в соответствии с технической документацией. ПК 2.2. Диагностировать неисправности мехатронных систем с использованием алгоритмов поиска и устранения неисправностей. ПК 2.3. Производить замену и ремонт компонентов и модулей мехатронных систем в соответствии с технической документацией. 3.4.3. Разработка, моделирование и оптимизация работы мехатронных систем: ПК 3.1. Составлять схемы простых мехатронных систем в соответствии с техническим заданием. ПК 3.2. Моделировать работу простых мехатронных систем. ПК 3.3. Оптимизировать работу компонентов и модулей мехатронных систем в соответствии с технической документацией. 3.4.4. Эксплуатация мобильных робототехнических комплексов: ПК 4.1. Осуществлять настройку и конфигурирование управляющих контроллеров мобильных робототехнических комплексов в соответствии с принципиальными схемами подключения. ПК 4.2. Разрабатывать управляющие программы мобильных робототехнических комплексов в соответствии с техническим заданием. ПК 4.3. Осуществлять настройку датчиков и исполнительных устройств мобильных робототехнических комплексов в соответствии с управляющей программой и техническим заданием. 3.4.5. Конструирование, монтаж, техническое обслуживание и ремонт мобильных робототехнических комплексов: ПК 5.1. Разрабатывать конструкции и схемы электрических подключений компонентов и модулей несложных мобильных робототехнических комплексов в соответствии с техническим заданием. ПК 5.2. Выполнять сборку и монтаж компонентов и модулей мобильных робототехнических комплексов в соответствии с технической документацией. ПК 5.3. Осуществлять техническое обслуживание компонентов и модулей мобильных робототехнических комплексов в соответствии с технической документацией. ПК 5.4. Диагностировать неисправности мобильных робототехнических комплексов с использованием алгоритмов поиска и устранения неисправностей. ПК 5.5. Производить замену и ремонт компонентов и модулей мобильных робототехнических комплексов в соответствии с технической документацией. 3.5. Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы представлены в приложении № 3 к настоящему ФГОС СПО. 3.6. Образовательная организация самостоятельно планирует результаты обучения по отдельным дисциплинам, модулям и практикам, которые должны быть соотнесены с требуемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников). Совокупность запланированных результатов обучения должна обеспечивать выпускнику освоение всех ОК и ПК, установленных настоящим ФГОС СПО. IV. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 4.1. Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, кадровым и финансовым условиям реализации образовательной программы. 4.2. Общесистемные требования к условиям реализации образовательной программы. 4.2.1. Образовательная организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом, с учетом ПООП. 4.2.2. В случае реализации образовательной программы с использованием сетевой формы, требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого образовательными организациями, участвующими в реализации образовательной программы с использованием сетевой формы. 4.2.3. В случае реализации образовательной программы на созданных образовательной организацией в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций. 4.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы. 4.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов. 4.3.2. Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации (при наличии). В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, допускается применение специально оборудованных помещений, их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать ОК и ПК. 4.3.3. Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения. 4.3.4. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине, модулю из расчета одно печатное издание и (или) электронное издание по каждой дисциплине, модулю на одного обучающегося. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы, вышедшими за последние 5 лет. В качестве основной литературы образовательная организация использует учебники, учебные пособия, предусмотренные ПООП. В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25% обучающихся к электронно-библиотечной системе (электронной библиотеке). 4.3.5. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами, адаптированными к ограничениям их здоровья. 4.3.6. Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем учебным предметам, дисциплинам, модулям. 4.3.7. Рекомендации по иному материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы определяются ПООП. 4.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы. 4.4.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет). 4.4.2. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (при наличии). Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций. Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО, в общем числе педагогических работников, реализующих образовательную программу, должна быть не менее 25 процентов. 4.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы. 4.5.1. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно осуществляться в объеме не ниже базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования по специальности с учетом корректирующих коэффициентов. 4.6. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной программы. 4.6.1. Качество образовательной программы определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки на добровольной основе. 4.6.2. В целях совершенствования образовательной программы образовательная организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной программы привлекает работодателей и их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников образовательной организации. 4.6.3. Внешняя оценка качества образовательной программы может осуществляться при проведении работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе зарубежными организациями, либо профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры, профессионально-общественной аккредитации с целью признания качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля. ____________ Приложение № 1 к ФГОС СПО по специальности 15.02.10 Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям) Перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 15.02.10 Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям) |----------|----------------------------------------------------------------| | Код | | |профессио-| Наименование профессионального стандарта | | нального | | |стандарта | | |----------|----------------------------------------------------------------| |31.002 |Профессиональный стандарт "Специалист по мехатронике в| | |автомобилестроении", утвержден приказом Министерства труда и| | |социальной защиты Российской Федерации от 28 октября 2014 г.| | |№ 812н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской| | |Федерации 24 ноября 2014 г., регистрационный № 34883) | |----------|----------------------------------------------------------------| |40.138 |Профессиональный стандарт "Оператор мобильной робототехники",| | |утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты| | |Российской Федерации от 3 марта 2016 г. № 84н (зарегистрирован| | |Министерством юстиции Российской Федерации 18 марта 2016 г.,| | |регистрационный № 41446) | |----------|----------------------------------------------------------------| |29.003 |Профессиональный стандарт "Специалист по проектированию детской| | |и образовательной робототехники", утвержден приказом| | |Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от| | |14 января 2016 г. № 3н (зарегистрирован Министерством юстиции| | |Российской Федерации 5 февраля 2016 г., регистрационный № 40956)| |----------|----------------------------------------------------------------| ____________ Приложение № 2 к ФГОС СПО по специальности 15.02.10 Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям) Перечень профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках образовательной программы |-----------------------------------------------------|-------------| |Код по Перечню профессий рабочих, должностей|Наименование | |служащих, по которым осуществляется профессиональное| профессий | |обучение, утвержденному приказом Министерства| рабочих, | |образования и науки Российской Федерации от 2 июля| должностей | |2013 г. № 513 (зарегистрирован Министерством юстиции| служащих | |Российской Федерации 8 августа 2013 г.,| | |регистрационный № 29322), с изменениями, внесенными| | |приказами Министерства образования и науки Российской| | |Федерации от 16 декабря 2013 г. № 1348| | |(зарегистрирован Министерством юстиции Российской| | |Федерации 29 января 2014 г., регистрационный| | |№ 31163), от 28 марта 2014 г. № 244 (зарегистрирован| | |Министерством юстиции Российской Федерации 15 апреля| | |2014 г., регистрационный № 31953) и от 27 июня| | |2014 г. № 695 (зарегистрирован Министерством юстиции| | |Российской Федерации 22 июля 2014 г., регистрационный| | |№ 33205) | | |-----------------------------------------------------|-------------| | 1 | 2 | |-----------------------------------------------------|-------------| | 18494 |Слесарь по | | |контрольно- | | |измерительным| | |приборам | | |и автоматике | |-----------------------------------------------------|-------------| | 14977 |Наладчик | | |приборов, | | |аппаратуры и | | |систем авто- | | |матического | | |контроля, | | |регулирования| | |и управления | | |(наладчик КИП| | |и автоматики)| |-----------------------------------------------------|-------------| ____________ Приложение № 3 к ФГОС СПО по специальности 15.02.10 Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям) Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 15.02.10 Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям) |-------------|-------------------------------------------------------------| |Основные виды| Требования к знаниям, умениям, практическому опыту | |деятельности | | |-------------|-------------------------------------------------------------| |Монтаж, |знать: | |програм- | правила техники безопасности при проведении монтажных и| |мирование |пуско-наладочных работ мехатронных систем; | |и пуско- | концепцию бережливого производства; | |наладка | технологию проведения монтажных и пуско-наладочных работ| |мехатронных |мехатронных систем; | |систем | принципы работы и назначение устройств мехатронных| | |систем; | | | языки программирования и интерфейсов программируемых| | |логических контроллеров (далее - плк); | | | правила эксплуатации компонентов мехатронных систем; | | | методы непосредственного, последовательного и| | |параллельного программирования; | | | методы организации обмена информацией между устройствами| | |мехатронных систем с использованием промышленных сетей. | | |уметь: | | | читать принципиальные структурные схемы, схемы| | |автоматизации, схемы соединений и подключений; | | | готовить инструмент и оборудование к монтажу; | | | осуществлять монтажные и пуско-наладочные работы| | |мехатронных систем; | | | разрабатывать алгоритмы управления мехатронными| | |системами; | | | программировать плк; | | | визуализировать процесс управления и работу мехатронных| | |систем. | | |иметь практический опыт в: | | | выполнении сборки узлов и систем, монтаже и наладке| | |оборудования мехатронных систем; | | | программировании мехатронных систем с учетом специфики| | |технологических процессов; | | | выполнении пусконаладочных работ и испытаний мехатронных| | |систем. | |-------------|-------------------------------------------------------------| |Техническое |знать: | |обслуживание,| правила техники безопасности при проведении работ по| |ремонт и |ремонту, техническому обслуживанию, контролю и испытаниям| |испытание |мехатронных систем; | |мехатронных | алгоритмы поиска неисправностей; | |систем | технологические процессы ремонта и восстановления деталей| | |и оборудования мехатронных систем; | | | порядок проведения стандартных и сертифицированных| | |испытаний. | | |уметь: | | | применять соответствующие методики контроля, испытаний и| | |диагностики оборудования мехатронных систем; | | | осуществлять выбор эксплуатационно-смазочных материалов| | |при обслуживании оборудования; | | | производить диагностику оборудования мехатронных систем и| | |определение его ресурсов; | | | применять технологические процессы восстановления| | |деталей; | | | производить разборку и сборку гидравлических,| | |пневматических, электромеханических устройств мехатронных| | |систем. | | |иметь практический опыт в: | | | выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту| | |гидравлических и пневматических устройств и систем| | |электрического и электромеханического оборудования; | | | выполнении работы по устранению недостатков, выявленных в| | |процессе эксплуатации оборудования. | |-------------|-------------------------------------------------------------| |Разработка, |знать: | |моделирование| правила техники безопасности при проведении работ по| |и оптимизация|оптимизации мехатронных систем; | |работы | методы расчета параметров типовых электрических,| |мехатронных |пневматических и гидравлических схем; | |систем | типовые модели мехатронных систем; | | | методы оптимизации работы компонентов и модулей| | |мехатронных систем. | | |уметь: | | | проводить расчеты параметров типовых электрических,| | |пневматических и гидравлических схем узлов и устройств,| | |разрабатывать несложные мехатронные системы; | | | применять специализированное программное обеспечение при | | |разработке и моделировании мехатронных систем; | | | составлять структурные, функциональные и принципиальные| | |схемы мехатронных систем; | | | оптимизировать работу мехатронных систем по различным| | |параметрам. | | |иметь практический опыт в: | | | разработке и моделировании работы простых устройств и| | |функциональных блоков мехатронных систем; | | | оптимизации работы компонентов и модулей мехатронных| | |систем. | |-------------|-------------------------------------------------------------| |Эксплуатация |знать: | |мобильных | правила техники безопасности при выполнении работ по| |робото- |настройке компонентов мобильных робототехнических комплексов;| |технических | технологию проведения настройки компонентов мобильных| |комплексов |робототехнических комплексов; | | | теоретические основы и принципы построения, структуру и| | |режимы работы хмобильных робототехнических комплексов; | | | языки программирования и интерфейсов управляющих| | |контроллеров мобильных робототехнических комплексов; | | | правила эксплуатации компонентов мобильных| | |робототехнических комплексов. | | |уметь: | | | разрабатывать алгоритмы управления мобильными| | |робототехническими комплексами; | | | программировать управляющие контроллеры с целью анализа и| | |обработки цифровых и аналоговых сигналов и управления| | |исполнительными механизмами мобильных робототехнических| | |комплексов. | | |иметь практический опыт в: | | | программировании мобильных робототехнических комплексов в| | |соответствии с техническим заданием и с учетом специфики| | |технологических процессов; | | | выполнении настройки датчиков и исполнительных устройств| | |мобильных робототехнических комплексов с учетом специфики| | |технологических процессов. | |-------------|-------------------------------------------------------------| |Конструи- |знать: | |рование, | правила техники безопасности при проведении работ по| |монтаж, |конструированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту| |техническое |мобильных робототехнических комплексов; | |обслуживание | методы расчета параметров типовых конструкций мобильных| |и ремонт |робототехнических комплексов; | |мобильных | технологию монтажа оборудования мобильных| |робото- |робототехнических комплексов; | |технических | виды и методы контроля и испытаний, методики их| |комплексов |проведения и сопроводительной документации; | | | технологические процессы ремонта и восстановления деталей| | |и оборудования мобильных робототехнических комплексов; | | | методы повышения долговечности оборудования мобильных| | |робототехнических комплексов. | | |уметь: | | | составлять структурные, функциональные и принципиальные| | |схемы мобильных робототехнических комплексов; | | | выбирать наиболее оптимальные модели управления| | |мобильными робототехническими комплексами; | | | читать техническую документацию на производство монтажа; | | | осуществлять монтажные работы гидравлических,| | |пневматических, электрических систем и систем управления; | | | обнаруживать неисправности мобильных робототехнических| | |комплексов; | | | производить диагностику оборудования мобильных| | |робототехнических комплексов и определение его ресурсов. | | |иметь практический опыт в: | | | выполнении конструирования простых устройств и| | |функциональных блоков мобильных робототехнических комплексов;| | | составлении документации для проведения работ по монтажу| | |оборудования мобильных робототехнических комплексов; | | | обнаружении неисправной работы оборудования и принятии| | |мер для устранения и предупреждения отказов и аварий| | |мобильных робототехнических комплексов; | | | выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту| | |компонентов мобильных робототехнических комплексов. | |-------------|-------------------------------------------------------------| ____________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|