Расширенный поиск

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 17.02.2017 № 1002-7 ГД

 



                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                       ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
            ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


                 Об обращении Государственной Думы
            Федерального Собрания Российской Федерации
        "К Председателю Правительства Российской Федерации
       Д.А.Медведеву по вопросу обеспечения образовательной
         деятельности образовательных организаций высшего
      образования, находящихся в ведении федеральных органов
                      исполнительной власти"

     Государственная   Дума   Федерального   Собрания    Российской
Федерации п о с т а н о в л я е т:
     1. Принять   обращение   Государственной   Думы   Федерального
Собрания   Российской   Федерации   "К Председателю   Правительства
Российской   Федерации   Д.А.Медведеву   по   вопросу   обеспечения
образовательной деятельности  образовательных  организаций  высшего
образования,   находящихся   в    ведении    федеральных    органов
исполнительной власти".
     2. Направить настоящее  Постановление  и  указанное  Обращение
Председателю Правительства Российской Федерации Д.А.Медведеву.
     3. Направить настоящее Постановление и указанное  Обращение  в
"Парламентскую газету" для официального опубликования.
     4. Настоящее  Постановление  вступает  в  силу  со   дня   его
принятия.


     Председатель Государственной Думы
     Федерального Собрания
     Российской Федерации                               В.В.Володин

     Москва
     17 февраля 2017 года
     № 1002-7 ГД
     ____________________


                             ОБРАЩЕНИЕ

                       ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
            ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


         К Председателю Правительства Российской Федерации
       Д.А.Медведеву по вопросу обеспечения образовательной
         деятельности образовательных организаций высшего
      образования, находящихся в ведении федеральных органов
                       исполнительной власти

                  Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
     Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации   обеспокоены   происходящим   в   системе    российского
образования усилением дифференциации финансирования образовательной
деятельности  образовательных  организаций   высшего   образования,
находящихся в ведении  разных  федеральных  органов  исполнительной
власти (далее также - отраслевые вузы, отраслевые министерства),  а
также организацией  подготовки  в  отраслевых  вузах  по  отдельным
специальностям,  направлениям  подготовки,  не  совпадающим  с   их
основным направлением образовательной деятельности.
     В наибольшей степени это касается вузов, находящихся в ведении
Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства
транспорта Российской Федерации, Министерства  культуры  Российской
Федерации,  Министерства  здравоохранения   Российской   Федерации,
Министерства спорта  Российской  Федерации.  Например,  по  оценкам
Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, в  2017 году
по сравнению с 2016 годом для образовательных  организаций  высшего
образования, находящихся в ведении Министерства сельского хозяйства
Российской   Федерации   (далее -   аграрные   вузы),    уменьшение
финансирования  составляет  1,23  млрд. рублей,  а  общий   дефицит
соответствующего   финансирования   составляет   3,7   млрд. рублей
ежегодно. Финансирование образовательных  организаций  Министерства
культуры  Российской  Федерации  в   2017  году   предусмотрено  на
1,1 млрд. рублей  меньше, чем в  2016 году. Возникают  риски  срыва
выполнения   государственных   заданий,   проведения   необходимого
капитального  ремонта  учебных   корпусов   и   общежитий,   оплаты
коммунальных услуг.
     В 2015 - 2016 годах Федеральной службой  по  надзору  в  сфере
образования и науки проведено  56  проверок  аграрных  вузов  и  их
филиалов, в  результате  которых  в  отношении  34  аграрных  вузов
приняты  решения   о   приостановлении   действия   государственной
аккредитации образовательной деятельности по  ряду  специальностей,
направлений подготовки, в том числе по экономическим и  юридическим
специальностям,  направлениям  подготовки,  а  в  отношении  14  из
указанных вузов в дальнейшем были  приняты  решения  о  лишении  их
аккредитации.
     Анализ причин  усиления  дифференциации  и  снижения  качества
образовательной  деятельности   отраслевых   вузов   по   отдельным
специальностям, направлениям подготовки свидетельствует о том,  что
нормативы ее финансирования  за  счет  средств  бюджетов  бюджетной
системы Российской Федерации в расчете  на  одного  обучающегося  в
образовательных организациях  высшего  образования,  находящихся  в
ведении  разных   федеральных   органов   государственной   власти,
различаются в два и более раза.
     При определении объемов указанного финансирования зачастую  не
в полной мере учитывается  специфика  образовательного  процесса  в
отраслевых  вузах,   не   учитывается,   что   проводимый   в   них
образовательный процесс требует значительных затрат, в том числе на
приобретение и использование сложного  лабораторного  оборудования,
техники и технологий, содержание  земельных  участков,  на  которых
расположены   сельскохозяйственные   угодья,   здания,    строения,
сооружения опытно-производственных и  учебно-опытных  подразделений
отраслевых   вузов,   учебных   хозяйств,   не   имеющих    статуса
сельскохозяйственного      товаропроизводителя      и      лишенных
государственной поддержки. Так,  по  мнению  Министерства  культуры
Российской  Федерации,  методика  расчета  норматива   затрат   для
творческих специальностей и направлений подготовки  области  знаний
"Искусство и культура", разработанная Министерством  образования  и
науки Российской  Федерации,  не  учитывает  затраты  для  наиболее
затратных  специальностей,  подготовку  по   которым   осуществляют
образовательные    организации.    По    информации    Министерства
здравоохранения   Российской   Федерации,   стоимость    реализации
образовательных   программ   медицинского   образования   превышает
стоимость других  образовательных  программ  за  счет  расходов  на
приобретение  и  содержание  в   технически   исправном   состоянии
высокотехнологичного  медицинского  и  лабораторного  оборудования,
обеспечение  его  расходными  материалами,  а  также  расходов   на
практическую  подготовку   специалистов,   содержание   клинических
подразделений  для  обеспечения   образовательного  процесса.  Так,
24 медицинских    вуза,   находящихся   в   ведении    Министерства
здравоохранения Российской Федерации, имеют собственные клинические
базы  с  объемом  коечного  фонда  более  14  тысяч  коек,  которые
позволяют обеспечить главную специфику  медицинского  образования -
отработку мануальных навыков и их последующее закрепление в  рамках
практической   подготовки   обучающихся,   а   также   формирование
клинического мышления будущих врачей.
     По мнению депутатов Государственной Думы,  вопрос  обеспечения
качества образовательной деятельности отраслевых вузов, в том числе
по   непрофильным   специальностям   и   направлениям   подготовки,
заслуживает  самого  пристального  внимания   и   должен   решаться
совместно  отраслевыми   министерствами,   Министерством   финансов
Российской Федерации, Министерством образования и науки  Российской
Федерации, Федеральной службой по надзору  в  сфере  образования  и
науки. Необходимо  рассмотреть  возможность  внесения  изменений  в
применяемую  в  настоящее   время   методику   расчета   нормативов
финансирования   образовательной    деятельности    образовательных
организаций высшего  образования,  провести  дополнительный  анализ
распределения    специальностей,    направлений    подготовки    по
установленным стоимостным  группам,  размеров  применяемых  по  ним
корректирующих коэффициентов.
     Следует  также  иметь  в  виду,  что  в  настоящее  время  при
осуществлении  контроля  и  надзора  за  качеством  образовательной
деятельности отраслевых вузов, а также при проведении  аккредитации
осуществляемой  ими   образовательной   деятельности   недостаточно
используется   потенциал   отраслевых   экспертов.   Представляется
целесообразным создать при отраслевых министерствах соответствующие
экспертные структуры,  представители  которых  смогут  привлекаться
Федеральной службой по  надзору  в  сфере  образования  и  науки  к
участию  в  аккредитации  образовательной  деятельности  отраслевых
вузов и в осуществлении общественного контроля при проведении такой
аккредитации.
     Депутаты Государственной Думы считают необходимым пересмотреть
подходы  к  обеспечению   качества   образовательной   деятельности
образовательных организаций высшего образования с учетом изложенных
в  настоящем  Обращении  предложений  и  более  активно   применять
имеющиеся  у  уполномоченных  федеральных  органов   исполнительной
власти инструменты развития отраслевых вузов.


     Председатель Государственной Думы
     Федерального Собрания
     Российской Федерации                               В.В.Володин

     Москва
     17 февраля 2017 года

Информация по документу
Читайте также