Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Сахалинской области от 21.11.2016 № 604-р

правительство сахалинской области

распоряжение

от 21 ноября 2016 г. № 604-р

 г. Южно-Сахалинск


 

Об утверждении Стратегии развития культурной политики
Сахалинской области на период до 2030 года

 

 

 


В рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 № 326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года»:

1. Утвердить Стратегию развития культурной политики Сахалинской области на период до 2030 года (далее - Стратегия) (прилагается).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления сферы культуры руководствоваться положениями Стратегии, утвержденной настоящим распоряжением, при формировании и организации исполнения муниципальных бюджетов, при подготовке проектов муниципальных программ, иных муниципальных нормативных правовых актов в сфере культуры.

3. Опубликовать настоящее распоряжение в газете «Губернские ведомости» и разместить на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области (www.admsakhalin.ru), на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

4. Настоящее распоряжение вступает в силу с момента его официального опубликования.

Исполняющий обязанности председателя Правительства Сахалинской области

Д.В.Нестеров

 

 

 

 

 



УТВЕРЖДЕНА


Распоряжением Правительства


Сахалинской области


от

21 ноября 2016 г.

604-р

 


 


стратегия

развития культурной политики Сахалинской области на период до 2030 года


 


1. Общие положения

Сахалинская область - единственный регион в России, полностью расположенный на островах. В состав области входят остров Сахалин и Курильские острова.

Остров Сахалин - крупнейший в России (76,6 тыс. кв. км), вытянут по меридиану на 948 км, при наибольшей ширине 160 км и наименьшей - 26 км, от материка отделен Татарским проливом Японского моря, проливом Невельского, Амурским лиманом и Сахалинским заливом. На юге отделен от японского острова Хоккайдо проливом Лаперуза, с востока омывается Охотским морем.

Курильские острова простираются от южной оконечности Камчатки в юго-западном направлении до острова Хоккайдо (Япония) и являются естественной границей между Охотским морем и Тихим океаном.

Расстояние от областного центра г. Южно-Сахалинска до г. Москвы 10417 км, разница в часовых поясах между ними составляет 8 часов.

Общая площадь территории Сахалинской области равна 87,1 тыс. кв. км.

Сахалинская область - активно развивающийся регион Дальнего Востока Российской Федерации с хорошими темпами роста экономики и масштабными инвестиционными планами развития. Ключевыми направлениями и ориентирами социально-экономического развития области является определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния жителей Сахалинской области и динамичного развития региона в долгосрочной перспективе.

Культура играет основополагающую роль в социально-экономическом развитии Сахалинской области, формировании человеческого капитала, обеспечении достойного уровня и качества жизни населения.

Государственная политика в сфере культуры Сахалинской области направлена на обеспечение конституционных прав граждан по созданию, сохранению и освоению культурных ценностей, реализацию культурного и духовного потенциала каждой личности и общества, обеспечение эффективного научно обоснованного управления культурными процессами, протекающими на территории области, с учетом интересов и запросов населения, анализа состояния отрасли и тенденций ее развития.

Приоритетными направлениями развития сферы культуры области являются комплексная модернизация и активизация инновационной деятельности в целях содержательного, инфраструктурного и технологического обновления деятельности учреждений культуры в соответствии с потребностями жителей области, задачами социально-экономического развития региона.

В области реализуется государственная программа «Развитие сферы культуры в Сахалинской области» на 2014-2020 годы.

Многие творческие инициативы области поддержаны на международном и межрегиональном уровнях. Брендами региона стали значимые фестивальные проекты: Сахалинский международный кинофестиваль «Край света», Сахалинский Международный фестиваль военных оркестров «Спасская башня на Сахалине», Международный фестиваль флористики, икебаны и ландшафтного дизайна «Цветы Сахалина», Международный фестиваль национальных культур «Содружество», Сахалинский Международный фестиваль театров кукол «На островах чудес», Межрегиональный театральный фестиваль «Сахалинская рампа» и другие.

В регионе функционируют 345 учреждений культуры, в том числе
16 государственных учреждений и 329 муниципальных учреждений; находится 1846 памятников истории и культуры, из них обеспечены государственной охраной - 159, в том числе федерального значения - 39, регионального значения - 120.

Услуги культуры населению предоставляют частные концертные организации и кинотеатры, располагающие 5 кинозалами. Эти учреждения обеспечивают обслуживание до 30% зрителей и слушателей общего объема посетителей государственных и муниципальных театрально-зрелищных учреждений.

В формировании культурного пространства области участвуют общественные организации и творческие союзы, Сахалинский региональный фонд культуры.

Ежегодно в области проводится свыше 300 мероприятий и культурных акций: театральные премьеры; гастроли творческих коллективов по населенным пунктам; фестивали и конкурсы по развитию народного и любительского самодеятельного творчества, поддержке традиционной народной культуры; мероприятия по развитию детского художественного творчества; научно-практические конференции и другие; проводятся Дни культуры муниципальных образований в областном центре; осуществляется международное и межрегиональное культурное сотрудничество.

Стратегия культурной политики Сахалинской области (далее - Стратегия) определяет цели, задачи, основные направления культурной политики региона до 2030 года.

Стратегия предусматривает развитие культуры, как концептуального ресурса развития области, повышение культурного уровня и качества жизни населения, развитие межрегионального и международного культурно-духовного взаимодействия, меценатства, благотворительности, а также повышения уровня престижа профессии работника культуры в Сахалинской области.

Стратегия ориентирована на создание условий для реального доступа населения к культурным ценностям и информации.

Стратегия представляет собой систему взглядов на содержание, принципы и основные направления деятельности Сахалинской области в сфере культуры, на основе которых могут быть разработаны и приняты стратегии культурной политики муниципальных образований, государственные и муниципальные программы, комплексы мер, представляющие собой планы конкретных действий.

Настоящая Стратегия основана на положениях Конституции Российской Федерации, нормативных правовых актах Российской Федерации и Сахалинской области и общепризнанных принципах, и нормах международного права в области культуры и искусства.

В основу настоящей Стратегии легли следующие правовые акты:

-Основызаконодательства Российской Федерации о культуре
от 09.10.1992 № 3612-1;

- Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическомпланировании в Российской Федерации»;

- Концепция долгосрочного социально-экономического развитияРоссийской Федерации на период до 2020 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р;

- Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808
«Об утверждении Основ государственной культурной политики»;

- Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666
«О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

- Стратегия государственной культурной политики на период до
2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 № 326-р;

- Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства Сахалинской области от 28.03.2011 № 99;

- Государственная программа «Развитие сферы культуры в Сахалинской области» на 2014-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Сахалинской области от 31.07.2013 № 394.

2. Характеристика текущего состояния
сферы культуры Сахалинской области

Численность населения Сахалинской области на 01 января 2010 года составила 510,8 тыс. человек, из которых 399,8 тыс. человек (78,3%) проживало в городской местности, 111 тыс. человек (21,7%) - в сельской.

Плотность населения области - 5,9 чел./кв. км. Для сравнения:
в среднем по России плотность населения составляет 8,3 чел./кв. км,
в Дальневосточном Федеральном округе - 1,0 чел./кв. км.

В южных районах острова, наиболее благоприятных для проживания и более удобных для освоения, составляющих 20% его общей территории, сконцентрировано около 65% населения.

В Сахалинской области отрасль культуры включает 352 сетевые единицы.

За сетевую единицу принимается отдельно расположенное учреждение, в котором оказываются услуги согласно уставной деятельности (но не в рамках ансамблевой или комплексной постройки).

Общая обеспеченность сетевыми учреждениями культуры в соответствии с нормативными значениями, в соответствии с методическими рекомендациями субъектам Российской Федерации составляет 70%.

По библиотечной сети нехватка общедоступных библиотек составляет две единицы.

В Сахалинской области ведется строительство и разрабатывается ПСД для нескольких культурно-досуговых учреждений. Сложившуюся нехватку досуговых учреждений в количестве 10 единиц планируется сократить в ближайшие семь лет.

22 работника отрасли имеют почетные звания: «Народный артист Российской Федерации», «Народный художник Российской Федерации», «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», «Заслуженный артист Российской Федерации», «Заслуженный художник Российской Федерации».

69 работников имеют региональные почетные звания: «Заслуженный работник культуры Сахалинской области», «Заслуженный педагог Сахалинской области».

64 работника являются лауреатами премии Губернатора Сахалинской области.

Среднемесячная заработная плата работников учреждений культуры и отраслевого образования увеличилась на 11,5% и составила 24490 рублей.

Существующая сеть государственных и муниципальных учреждений, предоставляющих услуги населению, создавалась, преимущественно, в советский период на основе действовавших в то время требований к зданиям, оборудованию, численности персонала.

Как следствие, материально-техническая база учреждений культуры в настоящее время не соответствует современным стандартам, информационным и культурным запросам населения области.

В целом государственные учреждения находятся в удовлетворительном состоянии. Необходимо завершить ремонтные работы в отдельно стоящем здании художественного музея для размещения центра русской культуры с экспозицией.

Требуется также ремонт трех объектов культурного значения: здание областного краеведческого музея и два здания в г. Александровске-Сахалинском.

Процент износа государственных учреждений культуры не превышает 30%.

 

Наименование учреждений

Аварийные

Требующие капитального ремонта

2014

2015

2014

2015

Библиотеки

0

0

1

1

Зоопарк

1

1

2

1

Музеи

4

2

7

6

Филармония

1

1

0

0

ИТОГО

6

4

10

8

 

Необходимо отметить, что Государственной программой «Развитие сферы культуры в Сахалинской области» на 2014-2020 годы ежегодно предусматриваются средства для проведения ремонтно-реставрационных работ, капитального ремонта учреждений культуры и приобретение необходимого технологического оборудования.

В 2014 году по Сахалинской области в разрезе муниципальных образований доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, составляет 8,3-76,3%. Самый низкий уровень наблюдается в муниципальном образовании«Городской округ Ногликский» - 8,3%, самый высокий уровеньдостигнут в муниципальном образованиигородской округ «Город Южно-Сахалинск» - 76,3%.

В 2015 году по Сахалинской области в разрезе муниципальных образований доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, находится в пределах 12-76,3%. Самый низкий уровень наблюдается в муниципальном образовании Корсаковский городской округ (12%), самый высокий уровень достигнут в муниципальном образованиигородской округ «Охинский» (76,3%).

Общий свод по аварийным зданиям учреждений культуры и нуждающимся в капитальном ремонте.

 

Наименование учреждений

Аварийные

Требующие капитального ремонта

2014

2015

2014

2015

Библиотеки

2

0

37

27

КДУ

3

4

32

29

ДШИ

0

0

10

8

Музеи

1

1

3

4

ИТОГО

6

5

82

68

 

Учреждениям культуры требуются отдельные здания, так как большая часть из них расположена в приспособленных помещениях, необходима модернизация в соответствии с растущими потребностями и нуждами населения, обновление устаревающего оборудования, капитальный ремонт.

Более 50% существующих учреждений на сегодняшний день находятся в аварийных или приспособленных помещениях.

Необходимо строительство 13 новых домов культуры в шести районах области:

- Корсаковский район (с. Соловьевка, с. Чапаево);

- Поронайский район (с. Малиновка, с. Вахрушево, г. Поронайск);

- Долинский район (с. Быков, с. Сокол);

- Тымовский район (села Адо-Тымово, Восход, Воскресеновка, Красная Тымь);

- Южно-Курильский район (с. Малокурильское);

- Шахтерское городское поселение.

Открытыми остаются вопросы по строительству новых музеев в Тымовском, Ногликах, которые сегодня находятся в приспособленных помещениях, что недопустимо в рамках сохранения государственного музейного фонда. В г. Холмске необходимо продолжить работу по проектированию и последующему строительству нового музея. В г. Долинске прекратилось финансирование по реконструкции здания для музея и архива.

В приспособленных помещениях размещаются ДШИ и музей в
г. Томари.

В г. Александровске-Сахалинском необходимо комплексно решать вопрос о строительстве новой ДШИ и реконструкции площади, так как ремонт и строительство в разные периоды времени будут негативно влиять на непрерывное функционирование ДШИ и посещения площади и ДК.

Срочному ремонту подлежат учреждения культуры в муниципальных образованияхКорсаковский городской округ и «Невельский городской округ», так как в результате циклона 02 октября 2015 года в данных муниципалитетах пострадали фасады и крыши в домах культуры. Необходимо финансирование для завершения капитального ремонта сельских домов культуры с. Стародубское, с. Советское, с. Углезаводск, ремонта ДШИ в г. Курильске.

В этих условиях государственным и муниципальным учреждениям культуры области все сложнее конкурировать с другими организациями в борьбе за свободное время граждан.

Особого внимания требуют муниципальные учреждения культуры и отраслевого образования, находящиеся в труднодоступных населенных пунктах области и нуждающиеся в предоставлении различных форм государственной поддержки.

Успешное развитие сферы культуры является необходимым условием достижения стратегических целей и решения приоритетных задач Правительства Сахалинской области в долгосрочной перспективе.

Существуют проблемы, негативно влияющие на качество культурного продукта, его востребованность населением и степень удовлетворенности полученной услугой.

К ним можно отнести:

- отсутствие в обществе представления о стратегической роли культуры и приоритетах государственной культурной политики;

- заметное снижение культурно-образовательного уровня населения;

- региональные и муниципальные диспропорции в обеспеченности населения услугами учреждений культуры;

- инфраструктура культуры не отвечает вызовам нового времени, высокая степень износа материально-технической базы учреждений (зданий, оборудования, реквизита и т.д.);

- дефицит квалифицированных кадров (необеспеченность жильем, недостаточный приток молодых кадров);

- несформированность внутренних стимулов к проектной деятельности и инновациям в сфере культуры;

- отсутствие эффективного менеджмента и маркетинга;

- медленные темпы перехода от управления затратами к управлению результатами.

Сохранение проблем, сложившихся в сфере культуры, может повлечь за собой ухудшение качества жизни населения области, снижение исторической, экологической и духовно-нравственной культуры населения, разрушение системы культурных ценностей, подмену их массовой псевдокультурой, разрушающей нравственные устои общества, обострение социальных, в том числе национально-этнических, этноконфессиональных проблем, усиление миграционного оттока, появление угроз национальной безопасности.

3. Цели, основные задачи и приоритетные направления
реализации Стратегии

Во исполнение Основ государственной культурной политики и в соответствии со Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года основными целями культурной политики Сахалинской области являются:

- формирование гармонично развитой личности;

- создание условий для воспитания граждан;

- сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;

- передача от поколения к поколению традиционных для российского общества ценностей, норм, традиций и обычаев;

- создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;

- обеспечение гражданам доступа к знаниям, информации и культурным ценностям.

Основные задачи развития культурной политики Сахалинской области:

- обеспечить сохранность и эффективное использование историко-культурного наследия;

- создать условия для равного доступа населения к культурным благам и услугам;

- создать эффективную систему поддержки инициатив в сфере культуры;

- сохранить и развить традиции народной культуры;

- поддержать детское и молодежное творчество, образование в сфере культуры;

- обеспечить комплексную модернизацию учреждений культуры области;

- сформировать и продвигать культурные бренды (яркие отличительные образы) Сахалинской области.

Приоритетными направлениями развития культурной политики Сахалинской области являются:

- укрепление единого культурного пространства Сахалинской области;

- создание условий для обеспечения равного доступа различных социальных групп граждан к культурным ценностям;

- совершенствование региональной правовой базы в сфере культуры;

- формирование кадрового потенциала в сфере культуры;

- поддержка и развитие образования в области культуры;

- развитие международного и межрегионального сотрудничества;

- формирование благоприятного и привлекательного имиджа Сахалинской области как одного из культурных центров Дальневосточного региона;

- сохранение и развитие материального, нематериального, аудиовизуального и историко-документального культурного наследия Сахалинской области;

- модернизация материально-технической базы учреждений культуры;

- совершенствование механизма поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций путем предоставления на конкурсной основе грантов и субсидий из бюджета Сахалинской области.

4. Механизм реализации Стратегии

Достижение цели и решение задач Стратегии осуществляется на основе проведения основных мероприятий:

- сохранение и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

- развитие библиотечного дела;

- развитие музейного дела;

- развитие театрального искусства;

- развитие исполнительских искусств;

- развитие киноискусства;

- развитие культурно-досугового обслуживания населения;

- поддержка традиционной народной культуры;

- прочие мероприятия в сфере культуры;

- развитие социально-культурной деятельности;

- поддержка и развитие отраслевого образования, кадрового потенциала сферы культуры, комплексное совершенствование системы управления;

- обеспечение на дому лежачих инвалидов и инвалидов-колясочников доступом к книжным фондам, газетам и журналам;

- развитие инфраструктуры и модернизация объектов культуры и отраслевого образования.

Непосредственными результатами реализации мероприятий Стратегии станут:

- обеспечение сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

- увеличение доли объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, состояние которых является удовлетворительным (не требуется проведения противоаварийных работ и капитального ремонта);

- повышение охвата населения Сахалинской области библиотечным обслуживанием;

- увеличение среднего числа посещений библиотек;

- внедрение информационных технологий и создание качественных электронных ресурсов библиотек, увеличение доли оцифрованных изданий от общего объема фондов библиотек;

- увеличение среднего числа книговыдач в библиотеках;

- увеличение количества экземпляров библиотечного фонда общедоступных библиотек;

- обеспечение сохранности и использования музейного фонда Сахалинской области, развитие музеев;

- увеличение числа выставок;

- увеличение среднего числа зрителей на мероприятиях театров;

- увеличение числа зрителей на мероприятиях концертных учреждений культуры, самостоятельных коллективов;

- увеличение числа посещений мероприятий учреждений культуры, осуществляющих кинопоказ;

- обеспечение вовлечения всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков;

- увеличение числа участников клубных формирований;

- увеличение числа посетителей мероприятий учреждений культурно-досугового типа, зооботанического парка;

- увеличение числа посещений культурно-досуговых мероприятий;

- обеспечение поддержки деятелей культуры Сахалинской области;

- обеспечение поддержки творческих союзов (объединений);

- обеспечение поддержки дарований и творческих инициатив населения;

- обеспечение поддержки организаций культуры;

- обеспечение преемственности культурных традиций;

- создание условий, обеспечивающих сохранение и восстановление разнообразных видов и форм традиционной народной культуры, определяющих самобытность культуры народов Сахалинской области;

- совершенствование системы управления в сфере установленных полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления Сахалинской области;

- формирование положительного имиджа Сахалинской области;

- повышение профессионального рейтинга региональных учреждений культуры и отраслевого образования;

- повышение доступности и качества услуг культуры и отраслевого образования;

- увеличение численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников подведомственных учреждений министерства культуры и архивного дела Сахалинской области;

- создание высокопроизводительных рабочих мест;

- создание условий для безопасного пребывания граждан в учреждениях культуры;

- обеспечение противопожарной и антитеррористической безопасности;

- обеспечение деятельности коллективов учреждений культуры с соблюдением безопасных условий труда;

- обеспечение сохранности фондов, предотвращение несанкционированных выносов культурных объектов хранения в музеях и библиотеках;

- увеличение доли зданий учреждений отрасли, прошедших капитальный ремонт, из числа нуждающихся в нем;

- увеличение доли учреждений отрасли, оснащенных специализированным оборудованием и музыкальными инструментами,
к числу учреждений, нуждающихся в них;

- обеспечение проведения строительства и мероприятий по текущему и капитальному ремонту зданий государственных и муниципальных учреждений культуры и отраслевого образования;

- увеличение доли детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях;

- сохранение контингента обучающихся по программам среднего профессионального образования;

- увеличение доли руководителей и специалистов учреждений культуры и отраслевого образования, прошедших повышение квалификации/переподготовку;

- увеличение доли подведомственных учреждений, охваченных независимой системой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, от общего числа таких учреждений;

- обеспечение доступа в соответствии с заявленной потребностью лежачих инвалидов и инвалидов-колясочников к книжным фондам, газетам и журналам;

- увеличение доли обновленных государственных учреждений культуры и отраслевого образования от общего числа таких учреждений
до 25%.

5. Ожидаемые результаты реализации Стратегии

- достижение высокого уровня качества человеческого капитала как стратегического ресурса для благополучия граждан, общества, экономики Сахалинской области;

- создание эффективной системы сохранения, охраны, использования и развития культурного наследия;

- создание благоприятной социокультурной среды для реализации человеком его творческого потенциала;

- значимые достижения российского и международного уровня в профессиональной творческой деятельности;

- обеспечение доступа всех граждан к культурным ценностям, знаниям, информации;

- воспитание гармонично развитой личности;

- высокий уровень развития науки и образования в области культуры и искусства;

- формирование имиджа Сахалинской области как одного из ведущих культурных центров России.

 

 


Информация по документу
Читайте также