ЗАКОН ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят
Государственной
Думой
12 октября 2000 года
Томской
области
(постановление № 623)
Статья 1.
Утвердить областную
сводную отраслевую Программу "Развитие пищевой и перерабатывающей
промышленности на 2000 - 2003 годы" согласно приложению.
Статья 2.
Настоящий Закон
вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Администрации (Губернатор)
Томской
области
В.М.Кресс
3
ноября 2000 года № 46-ОЗ
Приложение
к Закону Томской
области
от
3.11.2000 г. № 46- ОЗ
ОБЛАСТНАЯ
СВОДНАЯ ОТРАСЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ
ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2000 - 2003 ГОДЫ"
ПАСПОРТ
Наименование
Программы:
Сводная
отраслевая программа развития пищевой и перерабатывающей
промышленности Томской
области
на 2000 - 2003 годы (далее - Программа).
Основание
для разработки
Федеральная
целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в
Программы:
Российской
Федерации от18.06.96 г. N 933, постановление
Главы Администрации Томской области
от
26.03.99 г. N 110 "О законодательной деятельности
Администрации Томской области в 1998 г. и задачах
на
1999 г."
Основание
для разработ-
Федеральная
Целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства
в
ки
Программы:
Российской
Федерации от 18.06.96 г. N 933, постановление
Главы Администрации Томской области
от
26.03.99 г. N 110 "О законодательной деятельности Администрации
Томской области в 1998 г. и задачах
на
1999 г."
Цель
Программы:
Развитие
эффективной устойчивой пищевой и перерабатывающей отрасли, обеспечиваю
щей потребности
населения
в продуктах питания.
Государственный
заказчик
Программы:
Администрация
Томской области.
Разработчики
Программы:
Департамент
государственного регулирования потребительского рынка, продовольствия и
перерабатывающей
промышленности, ОАО "Инвестиционная промышленная компания",
Ассоциация
производителей
пищевых продуктов на территории Томской области.
Участники
и исполнители
Предприятия
пищевой и перерабатывающей промышленности. Ассоциация
производителей пищевых
Программы:
продуктов
на территории Томской области. Органы государственной власти и местного
самоуправления
Томской
области. Банки. Инвестиционные промышленные институты. Научно - образовательные
учреждения.
Основные
мероприятия
1.
Реализация мероприятий и инвестиционных проектов, обеспечивающих эффективное
устойчивое
Программы:
развитие
предприятий и создание новых производств, повышение качества и
конкурентоспособности
продукции.
2.
Разработка нормативных и законодательных актов, направленных на
активизацию инвестиционной
деятельности
предприятий, формирование эффективных экономических отношений.
Ожидаемые
результаты
1.
Повышение конкурентоспособности предприятий и выпускаемой ими
продукции, увеличение доли их
реализации
Программы:
присутствия
на местном рынке.
2.
Увеличение объемов продаж продукции томских производителей
на продовольственных рынках других
регионов.
3.
Формирование собственного инвестиционного потенциала развития.
4.
Формирование и развитие интеграционных процессов (агропромышленная
интеграция, инвестиционно -
финансовая,
производственно - технологическая).
5.
Увеличение поступлений в бюджет за счет увеличения
налогооблагаемой базы предприятий в
результате
реализации инвестиционных проектов.
6.
Увеличение числа рабочих мест.
Объемы
и источники
Общий
объем финансирования программы на 2000 - 2003 годы:
финансирования
Всего
- 1061463 тыс. рублей, из них собственные средства предприятий
274000 тыс. рублей, заемные
средства
787463 тыс. рублей.
Объем
финансирования приоритетных проектов на 2000 - 2003 годы:
Всего
- 396946 тыс. рублей, из них собственные средства предприятий
232250 тыс. рублей, заемные
средства
164696 тыс. рублей, в том числе:
-
коммерческий кредит - 76020 тыс. рублей,
-
средства инвесторов - 4800 тыс.
рублей,
-
налоговые льготы - 12000
тыс. рублей,
-
гарантии АТО - 1/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ - 71876 тыс. рублей.
Контроль
за исполнением
Департамент
государственного регулирования потребительского рынка, продовольствия и
Программы:
перерабатывающей
промышленности, Департамент финансов, Департамент экономики и инвестиций.
Срок
реализации
2000
- 2003 годы.
Программы:
I. ПОТЕНЦИАЛ
РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
КОМПЛЕКСА
ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ И
ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ
ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО
РЫНКА ОБЛАСТИ
Программа развития
предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности является одним из
инструментов региональной экономической политики Администрации области и
органично связана с основными положениями концепции развития ее
производительных сил. Продукция пищевой и перерабатывающей промышленности
составляет около 13,2% в общем объеме промышленного производства области.
Пищевая промышленность объединяет 9 отраслей и свыше 40 предприятий с общей
численностью 5,4 тыс. человек. Ее развитие стимулирует подъем смежных отраслей
и повышает занятость населения. За счет налогов и акцизов, поступающих от
предприятий пищевой индустрии, формируется до 7% доходной части бюджета
области.
Долгосрочные стратегические
интересы области диктуют необходимость увеличения производства местной пищевой
продукции, не только в целях удовлетворения внутреннего спроса, но и для
обеспечения межобластных и экспортных поставок отдельных видов продукции в
перспективе.
1.1. Состояние
продовольственного рынка области
на 01.01.2000 г.
и основные тенденции его изменения
на 2000 - 2003
годы
Социально -
экономические процессы, происходившие в 1996 - 1999 годах предопределили
основные тенденции в формировании продовольственного рынка области и
перспективные направления развития предприятий пищевой и перерабатывающей
промышленности.
К наиболее
значимым тенденциям следует отнести следующие:
Во второй
половине 1998 года произошло резкое уменьшение (в 2 - 4 раза) по различным
товарным позициям доли импортной продукции на рынке. Образовавшаяся ниша в
Томской области была занята томскими товаропроизводителями. В первую очередь по
таким товарным группам, как:
- пиво и
безалкогольные напитки;
- кондитерские
изделия;
- водка и
ликероводочные изделия;
- макаронные
изделия;
- сыр и
молочные консервы;
- сырокопченые
колбасы и мясные деликатесы.
По целому
ряду продукции формировались устойчивые тенденции роста объемов производства
(Табл. 1).
Производство
основных видов продукции
пищевой
промышленности в 1995 - 1999 годах
Таблица 1
Виды продукции
|
ед. изм.
|
1995 г.
|
1996 г.
|
1997 г.
|
1998 г.
|
1999 г
|
Мясо, включая
субпродукты 1 категории
|
тн
|
8186
|
4917
|
4902
|
4084
|
3920
|
Колбасные
изделия
|
тн
|
4956
|
4629
|
5071
|
4525
|
3620
|
Мясные
полуфабрикаты
|
тн
|
нет данных
|
нет данных
|
1099
|
1230
|
1414
|
Рыба
|
тн
|
1437
|
1363
|
1775
|
1813
|
1994
|
Масло
животное
|
тн
|
3067
|
3162
|
2133
|
1834
|
1770
|
Цельномолочная
продукция
|
тн
|
36113
|
30428
|
30602
|
9234
|
40007
|
Сыры жирные
|
тн
|
335
|
227
|
175
|
210
|
226
|
Консервы
|
тыс. у.б.
|
нет данных
|
нет данных
|
2590
|
1475
|
1497
|
Дрожжи
|
тн
|
2247
|
1771
|
1249
|
1304
|
1460
|
Кондитерские
изделия
|
тыс. тн
|
6,2
|
6,4
|
8,5
|
10,1
|
17,5
|
Безалкогольные
напитки
|
тыс. дал.
|
224
|
145
|
1395
|
1023
|
2353
|
Мука
|
тыс.тн
|
81,3
|
42,2
|
63,8
|
48,6
|
70,5
|
Хлеб и
хлебобулочные изделия
|
тыс.тн
|
53,4
|
42,2
|
41
|
36,2
|
32,6
|
Водка и
ликероводочные изделия
|
тыс. дал.
|
нет данных
|
нет данных
|
391
|
442
|
9724
|
Пиво
|
тыс. дал.
|
833
|
1014
|
1390
|
1511
|
2100
|
Влияние изменения
курса доллара на формирование ценовой политики предприятий на фоне общих
инфляционных процессов привело к значительному росту индекса потребительских
цен в 1998 году. Сформировался новый ценовой уровень на продовольственные
товары, который явился отправной точкой для формирования ценовой политики и
индекса цен на 1999 год. Если рост цен в 1998 году по различным товарным
группам составил от 150 до 300%, то в 1999 году он характеризуется
стабилизацией ценового уровня по большинству товарных позиций, а по отдельным и
их снижением (Табл. 2).
Индексы цен
на отдельные
группы продовольственных товаров
(декабрь к
декабрю предыдущего года)
Таблица 2
Виды продукции
|
1996 г.
|
1997 г.
|
1998 г.
|
1999 г.
|
Продовольственные
товары
|
1.2
|
1.1
|
1.9
|
1.23
|
Мясо и птица
|
1
|
1.1
|
2.5
|
1.15
|
Колбасные
изделия
|
1.1
|
1.1
|
1.5
|
2.2
|
Мясные
консервы
|
1
|
1.1
|
2.3
|
1.1
|
Рыбопродукты
|
1
|
1.1
|
1.9
|
2.1
|
¦Масло
животное
|
1.2
|
0.9
|
2.5
|
1.02
|
Масло
растительное
|
0.7
|
1.3
|
2.4
|
0.3
|
Молоко и
молочные продукты
|
1.2
|
1.1
|
1.4
|
2.8
|
Сыр
|
1.1
|
1.1
|
1.7
|
1.3
|
Яйца
|
1.1
|
0.9
|
2.7
|
0.7
|
Сахар - песок
|
0.8
|
1.4
|
3.1
|
0.64
|
Кондитерские
изделия
|
1.3
|
1
|
1.5
|
1.25
|
Хлеб и
хлебобулочные изделия
|
1.3
|
1.1
|
1.2
|
1.74
|
Крупа и
бобовые
|
1.3
|
1
|
1.8
|
1.94
|
Макаронные
изделия
|
1.1
|
1.2
|
1.9
|
1.21
|
¦Алкогольные
напитки
|
1.6
|
1.2
|
1.7
|
1.26
|
Сложившиеся ценовые
уровни также создали дополнительные стимулы томским товаропроизводителям для
увеличения ассортимента продукции по товарным группам, отмеченным ранее, а
также мороженого, майонеза и ряда других продовольственных товаров.
Сложившаяся в
1998 - 1999 годах тенденция повышения потребительских цен, опережающая динамику
роста среднемесячного дохода на душу населения, привела к ситуации, когда
реальные доходы населения в 1998 году сократились на 25,3%, а в 1999 году на
4,7% по сравнению с предыдущим годом (см. табл. 3).
Динамика
изменений реальных денежных доходов населения
Таблица 3
|
ед. изм.
|
1996 г.
|
1997 г.
|
1998 г.
|
1999 г.
|
Среднемесячный
доход на душу населения
|
руб.
|
705170
|
958689
|
875
|
1529
|
Индекс
потребительских цен на товары и услуги к предыдущему году
|
%
|
156,4
|
119
|
122
|
184
|
Темп роста
реальных денежных доходов к предыдущему году
|
%
|
91,2
|
114
|
74,7
|
95,3
|
В 1998 году
на потребительском рынке области сформировалась тенденция снижения объема
ввозимой в область продукции по целому ряду товарных групп.
Сложившаяся структура
ввоза и вывоза основных продовольственных товаров на территории Томской области
показана в табл. 4
Ввоз и вывоз
основных продовольственных
товаров на
территории Томской области
Таблица 4
Виды продукции
|
ед. изм.
|
Ввоз
|
Вывоз
|
|
|
1996 г.
|
1997 г.
|
1998 г.
|
1996 г.
|
1997 г.
|
1998 г.
|
Колбасные
изделия
|
тн
|
380
|
750
|
266
|
134
|
45
|
11
|
Мясные
консервы
|
туб
|
85
|
40
|
169
|
|
|
|
Мясорастительные
консервы
|
туб
|
1
|
5
|
2
|
|
|
|
Масло
животное
|
тн
|
136
|
135
|
46
|
44
|
42
|
16
|
Сыр,
включая плавленый
|
тн
|
275
|
166
|
90
|
|
|
|
Молочные
консервы
|
туб
|
9634
|
4110
|
2387
|
|
|
|
Сухое молоко
|
тн
|
117
|
216
|
253
|
301
|
45
|
45
|
Цельномолочная
продукция
|
тн
|
|
|
|
92
|
|
714
|
Макаронные
изделия
|
тн
|
716
|
1844
|
1813
|
9
|
1
|
|
Сахар
|
тн
|
2206
|
646
|
177
|
|
|
|
Кондитерские
изделия
|
тн
|
2096
|
2679
|
1837
|
1554
|
1065
|
1880
|
Масло
растительное
|
тн
|
681
|
1971
|
50
|
|
|
|
Мука
|
тн
|
3376
|
6631
|
5285
|
4495
|
2870
|
2144
|
Крупа
|
тн
|
478
|
539
|
341
|
|
4
|
|
Рыба
|
тн
|
1508
|
973
|
148
|
|
|
|
Рыбные
консервы
|
тн
|
1155
|
1071
|
193
|
|
|
|
Безалкогольные
напитки
|
тыс. дал.
|
168
|
131
|
177
|
|
|
|
Водка и ликероводочные
изделия
|
тыс. дал.
|
119
|
58
|
68
|
|
|
|
Пиво
|
тыс. дал.
|
379
|
320
|
167
|
|
|
|
Данная тенденция
сформировалась в результате взаимодействия ряда факторов:
- снижения
реальных денежных доходов на душу населения;
- устойчивых
конкурентных позиций на продовольственном рынке томских товаропроизводителей;
- правильного
выбора производителем производственной и маркетинговой стратегии, направленной
на увеличение объемов производства, улучшение качества, расширение ассортимента
и поддержание ценовых конкурентных преимуществ.
Производственные мощности
предприятий, по подавляющему большинству товарных групп, потенциально способны
обеспечить объемы производства, соответствующие спросу на рынке продовольствия.
1.2. Состояние,
тенденции и потенциал развития
предприятий
пищевой и перерабатывающей промышленности
Ситуация в
пищевой и перерабатывающей промышленности в 1995 - 1998 гг. характеризуется
спадом производства основных продуктов питания. Несмотря на некоторую
стабилизацию и даже наметившийся рост производства в ряде отраслей, в целом
объем выпуска продуктов питания в 1998 г. по сравнению с 1995 годом остается на
уровне 50-80% (см. таблицу 1 и рисунок 1).
Основными причинами
сложившихся падения объемов производства и ухудшения финансового состояния
предприятий ряда отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности являются:
- низкая
конкурентоспособность продукции, высокие издержки производства постоянно
ухудшали позиции предприятий на рынке;
- высокие
темпы инфляции при низкой оборачиваемости средств и вымывание у предприятий
собственных оборотных средств;
- диспаритет
цен на продовольственную продукцию и некоторые виды сырья, энергоносители,
транспортные услуги;
- общее
снижение платежеспособности населения в результате снижения реальных денежных
доходов на душу населения;
- изменение
структуры спроса на продукты питания.
За рассматриваемый
период времени технологический потенциал подавляющего большинства предприятий
перестал соответствовать современным требованиям.
Только 19%
активной части фондов соответствуют мировому уровню, около 25% подлежат
модернизации и 41% - замене. Степень износа основных производственных фондов
составляет 76%. Более трети оборудования отработало два и более амортизационных
срока. Вследствие низкого технического уровня производства велики потери сырья
в процессе его переработки. Общие потери только по некоторым видам сырья
достигают 20%.
1999 год
стал в значительной мере переломным для отрасли: по основным товарным группам
прекратилось падение объемов производства, стабилизировался выпуск продукции
(Табл. 1).
Основной вклад
в формирование этой ситуации внесли предприятия являющиеся лидерами в своих
подотраслях по объемам производства и продаж, занимающие ведущие позиции по
формированию рынка продовольствия области в своих товарных сегментах (ОАО
"Томскмясо", ОАО "Томское пиво", ФГУП ЗПП
"Томский", ОАО "Томский кондитер", ОАО
"Томскмолоко" и ряд других).
В 1998 -
1999 годах в деятельности предприятий сформировался ряд устойчивых тенденций,
которые являются основой для создания на ближайший период потенциала развития
не только самих предприятий, но и Программы в целом. К таким тенденциям следует
отнести:
- существенное
повышение качества управления предприятием в результате понимания
руководителями предприятий своего места в формирующейся структуре рынка;
- активная
инвестиционная деятельность по привлечению средств на технологическую
модернизацию производства и пополнение оборотных средств;
- повышение
качества и расширение ассортимента выпускаемой продукции;
- целенаправленная
работа по снижению издержек производства и формирование ценовой
конкурентоспособности выпускаемой продукции;
- проведение
маркетинговых исследований, стремление занять лидирующую позицию на местном
рынке и активное продвижение своей продукции за пределы области.
Рис. 1.
Динамика изменения объемов производства основных продуктов питания в 1995 -
1999 годах (рисунок не приводится по техническим причинам).
Таким образом
в 1998 - 1999 годах тенденция падения производства сменилась тенденцией
некоторого роста производства по ряду отраслей и предприятий.
Основные показатели
работы предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности за 1998 - 1999
годы и прогноз на 2000 год приведены в таблице 5 и рис. 2.
Основные
показатели работы предприятий
пищевой и
перерабатывающей промышленности
Таблица 5
Показатель
|
ед. изм.
|
1998 г. факт
|
1999 г.
|
2000 г.
|
|
|
|
факт
|
изменение, %
|
прогноз
|
изменение, %
|
I. Объем
реализации
|
млн. руб.
|
721.8
|
1694.1
|
+234.7
|
2377.6
|
+140.3
|
II.
Себестоимость продукции
|
млн. руб
|
627.9
|
1085.1
|
+172.8
|
1314.4
|
+121.1
|
II. Прибыль
|
млн. руб
|
46.4
|
82.6
|
+178.6
|
140.8
|
+170.5
|
IV.
Затраты на один руб. реализованной продукции
|
коп.
|
87
|
62
|
-28.7
|
55.3
|
-10.8
|
V.
Количество убыточных предприятий
|
шт.
|
10
|
8
|
-
|
3
|
-
|
VI.
Налоговые платежи в местный бюджет (город,
область)
|
млн. руб
|
80.8
|
300.5
|
+371.9
|
471
|
+156.7
|
VII.
Рентабельность производства
|
%
|
7.4
|
7.6
|
-
|
10.7
|
-
|
VIII.
Рентабельность продаж
|
%
|
6.4
|
4.9
|
-
|
5.9
|
-
|
X. Инвестиции
в развитие производства
|
млн. руб.
|
96.1
|
118.6
|
+123.4
|
823.5
|
+694.3
|