Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Новосибирской области от 14.12.2016 № 459-рп
ПРАВИТЕЛЬСТВО
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 14.12.2016 № 459-рп г. Новосибирск О Концепции
создания и деятельности детских технопарков на территории Новосибирской области
в 2017-2020 годах В
соответствии с пунктом 31 раздела III плана мероприятий
на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного
образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 04.09.2014 № 1726-р, утвержденного распоряжением
Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 № 729-р, задачей 3
«Реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в
образовательных организациях, развитие системы дополнительного образования
детей» Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы,
утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации
от 23.05.2015 № 497 «О Федеральной целевой программе развития
образования на 2016-2020 годы», и в целях развития дополнительного
образования детей на территории Новосибирской области: 1. Утвердить
прилагаемые: 1) Концепцию
создания и деятельности детских технопарков на территории Новосибирской области
в 2017-2020 годах (далее – Концепция); 2) План
мероприятий («дорожную карту») внедрения Концепции (далее – дорожная карта). 2. Определить
министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области (Нелюбов С.А.)
уполномоченным исполнительным органом государственной власти Новосибирской
области, ответственным за внедрение Концепции. 3. Определить
государственное автономное учреждение дополнительного образования Новосибирской
области «Областной центр развития творчества детей и юношества» (Шаблов О.Н.) региональным ресурсным центром по координации
и методическому сопровождению деятельности детских технопарков на территории
Новосибирской области. 4. Министерству
образования, науки и инновационной политики Новосибирской области
(Нелюбов С.А.) обеспечить финансирование реализации дорожной карты за счет
средств областного бюджета Новосибирской области, предусмотренных на реализацию
основного мероприятия 5.1 государственной программы Новосибирской области
«Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся
молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы», утвержденной
постановлением Правительства Новосибирской области от 31.12.2014 № 576-п
«Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие
образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в
Новосибирской области на 2015- 2020 годы». 5. Контроль
за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя
Губернатора Новосибирской области Титкова А.П. Губернатор Новосибирской области В.Ф. Городецкий УТВЕРЖДЕНА распоряжением
Правительства Новосибирской
области от 14.12.2016 № 459-рп КОНЦЕПЦИЯ создания и деятельности детских технопарков на
территории Новосибирской области в 2017-2020 годах I. Общие положения Концепция создания и деятельности
детских технопарков на территории Новосибирской области в 2017-2020 годах
(далее - Концепция) разработана в связи с необходимостью: использования высокого потенциала
системы дополнительного образования детей в решении задач адаптации детей к
темпам социальных и технологических перемен; формирования устойчивой многоуровневой
системы работы с детьми в научно-техническом направлении дополнительного
образования, базирующейся, в том числе, на государственно-частном партнерстве,
и реализации современных инновационных программ дополнительного образования; содействия решению проблемы обеспечения
высокотехнологичных и других отраслей экономики региона новым поколением
высококвалифицированных рабочих и специалистов. Внедрение Концепции предусматривает
создание сети детских технопарков. Детский
технопарк – новая модель организации дополнительного образования, оснащенная
современной инновационной инфраструктурой, с целью вовлечения как можно
большего количества обучающихся в инженерно-конструкторскую и исследовательскую
деятельность в различных областях.
Образовательные
программы детского технопарка представляют собой систему
профессиональных проб и практик, отвечающих широкому спектру
индивидуальных потребностей и склонностей ребенка, запросов семьи, развитию
экономики региона и обеспечения высокой конкурентоспособности формирующегося
поколения, способного реализовать запрос высокотехнологичных и инженерных
специальностей, отвечающих современным требованиям.
Основой Концепции являются: Федеральный закон от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного
образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 04.09.2014 № 1726-р; план мероприятий на 2015-2020 годы по
реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р,
утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2015
№ 729-р; Закон Новосибирской области от
05.07.2013 № 361-ОЗ «О регулировании отношений в сфере образования в
Новосибирской области»; постановление Правительства
Новосибирской области от 31.12.2014 № 576-п «Об утверждении
государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание
условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на
2015-2020 годы. II. Текущее состояние дополнительного
образования в Новосибирской области В Новосибирской области в целях
всестороннего удовлетворения образовательных потребностей детей и молодежи
создана инфраструктура, обеспечивающая, в том числе выявление, развитие и поддержку
молодых талантов. В системе общего образования активно развивается сеть образовательных
организаций, реализующих образовательные программы повышенного уровня:
Специализированный учебный научный центр федерального государственного
автономного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский
государственный университет» со своей системой подготовки и развития
одаренных детей, лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением предметов
естественнонаучного и математического направления, профильное обучение и
предпрофессиональная подготовка, специализированные классы естественнонаучного,
математического и инженерного направления. Образовательные потребности детей и
молодежи реализуются и в организациях дополнительного образования детей и
молодежи. На 01.01.2016 таких организаций в Новосибирской области 205, в том
числе 121 организация дополнительного образования детей сферы образования, 49 –
сферы физической культуры и спорта и 35 – сферы культуры. Общее количество
детей, занимающихся в организациях дополнительного образования, составляет 86%
детей в возрасте от 5 до 18 лет. Дополнительное образование детей в
Новосибирской области осуществляется в основном на бесплатной и общедоступной
основе, с широким охватом детей различных возрастов. В последние пять лет активно развивается система дополнительного образования детей технической направленности –
научно-техническое, спортивно-техническое и агро-технологическое
творчество, научные общества школьников, эколого-биологическое и
микробиологическое направления, робототехника и IT-направление. Координируют
развитие дополнительного образования технической направленности среди детей и
учащейся молодежи 3 региональных центра дополнительного образования: государственное
автономное учреждение дополнительного образования Новосибирской области
«Областной центр развития творчества детей и юношества» с объединениями
технического творчества, Детским технопарком, круглогодичным загородным
лагерем; государственное
бюджетное учреждение дополнительного образования Новосибирской области «Автомотоцентр»; государственное
бюджетное учреждение дополнительного образования Новосибирской области
«Авиационный центр им. А.И. Покрышкина» с
филиалами в муниципальных районах (городских округах) Новосибирской области. В соответствии с государственной
программой Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для
социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020
годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от
31.12.2014 № 576-п
«Об утверждении
государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание
условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области
на 2015-2020 годы», создан межведомственный координационный совет по развитию
одаренных детей, региональный ресурсный центр и 15 муниципальных ресурсных
центров по развитию детской одаренности. В общеобразовательных организациях
Новосибирской области активно создаются специализированные классы для одаренных
детей естественнонаучного, математического и инженерного направлений,
развивается сеть школьных и муниципальных ресурсных центров школьного
инженерного образования. В
городе Новосибирске активно развивается муниципальное казенное учреждение
города Новосибирска «Детско-юношеский центр «Планетарий». Характерными особенностями системы
дополнительного образования детей Новосибирской области являются: высокая занятость школьников в
объединениях организаций дополнительного образования детей; внедрение компонентов
личностно-ориентированного подхода в образовательный процесс; реализация социальных заказов различных
социальных групп и уровней (детей, родителей, организаций); ориентация возможностей системы
дополнительного образования на потребности детей с ограниченными
возможностями здоровья; развитие интеграции общего и
дополнительного образования, в том числе в рамках внеурочной деятельности; системное проведение профессиональных
конкурсов для педагогических работников образовательных организаций всех типов. К успехам и основным достижениям системы
дополнительного образования детей в Новосибирской области можно отнести
следующие позиции: большинство организаций дополнительного
образования по содержанию образования являются многопрофильными; большинство организаций дополнительного
образования в силу реализации образовательных, социальных, адаптирующих и
других функций являются социально-культурными и организационно-методическими
центрами на территориях муниципальных образований; охват обучающихся в системе
дополнительного образования остается на протяжении длительного времени
стабильно высоким; дополнительное образование в большинстве
случаев остается бесплатным для обучающихся: доля обучающихся, пользующихся
платными образовательными услугами составляет 0,4% в общем количестве детей,
занятых в системе дополнительного образования детей; услугами организаций дополнительного
образования в большей степени пользуются обучающиеся в возрасте от 5 до 14 лет:
от 5 до 9 лет – 42,1%; от 10 до 14 лет – 38,3%; организации дополнительного образования
осуществляют свою деятельность круглогодично, являются организаторами
содержательного досуга детей в каникулярное время, в выходные и праздничные
дни; исполнительными органами государственной
власти Новосибирской области ежегодно проводится более 100 конкурсных
мероприятий, способствующих выявлению и стимулированию развития одаренных детей
и талантливой учащейся молодежи, а также организуется их участие
во всероссийских и международных конкурсных мероприятиях. В результате развития системы
дополнительного образования на территории Новосибирской области наметился рост
интереса детей и учащейся молодежи к техническому
творчеству, проектной деятельности, к освоению новых компетенций в различных
областях инновационного производства (экономики), который отражается в
результатах участия в конкурсных мероприятиях разных уровней, а также
способствует осознанному выбору профессии инженера. Вместе с тем наряду с положительными
тенденциями в системе дополнительного образования Новосибирской области
существует совокупность региональных проблем и проблем, характерных для системы
образования Российской Федерации, препятствующих использованию потенциала
системы дополнительного образования обучающимися в полной мере. В этой ситуации значительная часть
организаций дополнительного образования оказалась не готова выстроить свою
работу с ориентацией на потребности и
желания родителей и обучающихся, как в силу сформировавшихся установок, так и в
силу отсутствия у управленческих кадров необходимых компетенций в области
маркетинга. Это оказало негативное влияние на сами организации, на интересы
потребителей и государства. В соответствии с Федеральным законом от
06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» полномочия в сфере дополнительного
образования возложены на органы местного самоуправления. Это отвечало общему
продуктивному замыслу учета интересов территорий, муниципальных образований.
Однако на практике значительное число муниципальных образований не имеют
достаточных ресурсов для финансирования организаций дополнительного образования
детей. Для органов местного самоуправления характерен дефицит компетенций
эффективного управления и выстраивания долгосрочной политики, механизмы учета
общественного заказа на образование не выстроены. К числу проблем относятся: противоречивость и недостаточная сформированность законодательной базы в сфере
дополнительного образования; ограниченность необходимых условий,
обеспечивающих доступность дополнительного образования для детей и учащейся молодежи; ведомственный характер усилий
исполнительных органов государственной власти и муниципальных органов
управления, организаций по сохранению и развитию системы дополнительного
образования; недостаточное развитие механизмов
государственно-общественного управления в системе дополнительного образования; несовершенство механизма нормативно-подушевого финансирования организаций дополнительного
образования (норматив финансирования не учитывает
все виды деятельности и направленность реализуемых дополнительных
образовательных программ, что не позволяет в полной мере обеспечить развитие
материально-технической базы организаций); ограниченность финансирования основных
региональных и всероссийских мероприятий; недостаточность в системе
дополнительного образования программ нового поколения, направленных на развитие
инновационной деятельности, информационных технологий; недостаточность программ дополнительного
образования для детей старшего школьного возраста, детей с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидностью; тенденция нивелирования в молодежной
среде духовных и культурных ценностей, толерантности и гражданской
ответственности; отставание темпов развития
материально-технической базы организаций дополнительного образования
технического профиля от темпов развития научно-технической мысли и современных
технологических процессов, что является причиной низкого охвата обучающихся,
занимающихся по программам данного направления; возрастающий дефицит профессионально
компетентных специалистов системы дополнительного образования, связанный со
старением педагогических, методических и управленческих кадров. Перечисленные проблемы отрицательно
влияют на процесс создания единого образовательного пространства в
Новосибирской области, использование в полной мере не только материально-технических,
но и духовных, культурно-исторических, социальных ресурсов Новосибирской
области. Переход системы дополнительного
образования в новое качественное состояние зависит от грамотных управленческих
решений, консолидации и оптимизации использования ресурсов на основе
межведомственного взаимодействия и требует компетентностного
подхода к решению проблем дополнительного образования в условиях единой
региональной системы, включающей сферу образования, культуры, спорта и
молодежной политики. Это должно обеспечить стабильное развитие дополнительного
образования, определить его роль и место в системе образования и
социально-экономического развития Новосибирской области. III. Цель и задачи Концепции Цель – создание условий для подготовки
квалифицированных специалистов в естественнонаучной и научно-технической сфере,
выявление интереса и таланта у детей и учащейся молодежи к занятиям техническим
и научно-техническим творчеством, создание для них системы мотивации и
дальнейшего сопровождения. Задачи: увеличение доли дополнительных
общеобразовательных программ естественнонаучной и научно-технической
направленности; увеличение охвата детей и учащейся
молодежи инновационными дополнительными общеобразовательными программами
естественнонаучной и научно-технической направленностей; устранение дефицита услуг в сфере
дополнительного образования; увеличение доли негосударственных
поставщиков услуг дополнительного образования среди детей и учащейся молодежи; создание условий, обеспечивающих равный
доступ к бюджетному финансированию государственных и частных образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы; развитие механизмов
государственно-частного и муниципально-частного
партнерства в сфере дополнительного образования. IV. Участники внедрения Концепции Оптимальное внедрение Концепции может
быть обеспечено формированием заинтересованности и запуском эффективных
механизмов мотивации всех ее участников: обучающихся, их родителей (законных
представителей), преподавателей, образовательных организаций, промышленных и
научных организаций, бизнес-структур, органов государственной власти и органов
местного самоуправления. Обучающимся и их родителям (законным
представителям) при формировании их жизненных планов необходимо обеспечить
привлекательность и полезность участия в образовательных программах
региональных ресурсных центров, реальность «социального лифта» при участии в
реализации программ и проектов в сфере дополнительного образования, в
конкурсных мероприятиях всех уровней – от муниципального до международного. Научно-техническим специалистам,
преподавателям, педагогам необходимо создать условия для постоянного повышения
квалификации, показать, что их активная работа по внедрению Концепции
осуществляется в условиях достаточного материально-технического и финансового
обеспечения. Организации высшего и профессионального
образования должны иметь возможность использовать ресурсы детских технопарков в
качестве одного из инструментов подготовки
и отбора мотивированных и подготовленных абитуриентов, которые впоследствии
могут стать инициаторами создания новых инновационных предприятий. Посредством внедрения Концепции
Новосибирская область решает задачи обеспечения кадрового ресурса для
социально-экономического развития, модернизации предприятий и перехода на
инновационный путь развития экономики Новосибирской области. V. Перечень образовательных программ
(траекторий) детского технопарка Реализация дополнительных
общеобразовательных программ на базе детского технопарка возможна по следующим
основным направлениям: робототехника; энергетика; IT-технологии; авиамоделирование; беспилотный транспорт; космонавтика; нейротехнологии; нанотехнологии; биотехнологии; геоинформатика. VI. Модель организации и развития деятельности
по внедрению Концепции в Новосибирской области Уполномоченным исполнительным органом
государственной власти Новосибирской области, ответственным за внедрение
Концепции в Новосибирской области, является министерство образования, науки и
инновационной политики Новосибирской области (далее – уполномоченный орган). Уполномоченный орган: утверждает: положение о конкурсном отборе
образовательных организаций на установление статуса «детский технопарк» и
предоставление субсидий из областного бюджета Новосибирской области на
развитие его материальной базы; положение о комиссии по конкурсному
отбору образовательных организаций на установление статуса «детский технопарк»
и предоставление субсидий из областного бюджета Новосибирской области на
развитие его материальной базы и ее состав; предоставляет субсидии на развитие
материальной базы детского технопарка за счет средств, предусмотренных в
областном бюджете Новосибирской области на реализацию Концепции; заключает соглашение с образовательными
организациями, победившими в конкурсном отборе на создание на его базе
детского технопарка. Региональным ресурсным центром по
координации и методическому сопровождению деятельности детских технопарков на
территории Новосибирской области является государственное автономное учреждение
дополнительного образования Новосибирской области «Областной центр развития
творчества детей и юношества» (далее – ресурсный центр). Ресурсный центр является региональным
оператором деятельности детских технопарков и выполняет следующие функции: координирует деятельность детского
технопарка; оказывает содействие образовательным
организациям Новосибирской области в определении объектов для размещения
детских технопарков - партнеров проекта,
в
разработке концепции деятельности детских технопарков с описанием модели (включая
организационную и финансовую модель, описание предполагаемой инфраструктуры); проводит мероприятия по повышению
квалификации педагогов детских технопарков; обеспечивает участие обучающихся детских
технопарков в мероприятиях, проводимых в рамках проекта по ранней
профориентации и основам профессиональной подготовки школьников Juniorskills по стандартам «WorldSkills Russia»; разрабатывает дополнительные
общеобразовательные программы, ориентированные на решение реальных
технологических задач, проектную, исследовательской
деятельность; осуществляет подготовку к участию в
конкурсах федерального и межрегионального уровня, направленных на развитие
творческих способностей и интереса к научной и технической деятельности
обучающихся детских технопарков; принимает участие в разработке модели
функционирования детских технопарков с участием негосударственного сектора,
промышленных предприятий и организаций реального сектора экономики. Детский технопарк создается на базе
государственной, муниципальной и частной общеобразовательной организации или
организации дополнительного образования (далее – образовательная организация),
расположенной на территории Новосибирской области, по результатам конкурсного
отбора. Образовательная организация, на базе
которой создается детский технопарк: осуществляет: закупку, установку и техническое
обслуживание оборудования; набор педагогов; набор обучающихся; составление расписания занятий; организует образовательную деятельность
в соответствии с образовательными программами, разработанными автономной
некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению
новых проектов», а при их отсутствии – разработанными педагогами детского
технопарка и согласованными с ресурсным центром. Обязательным условием для успешности
реализации Концепции является вовлечение в число участников ее реализации
частных образовательных организаций, предпринимателей и бизнес-сообщества в
целом. Механизмом реализации Концепции является
государственная программа Новосибирской области «Развитие образования, создание
условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области
на 2015-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства
Новосибирской области от 31.12.2014 № 576-п «Об утверждении
государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание
условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области
на 2015-2020 годы». VII. Целевые показатели внедрения Концепции в Новосибирской области
VIII. Этапы внедрения Концепции в Новосибирской
области Первый этап (2017 год) – подготовка
необходимой нормативной правовой базы для создания детских технопарков в
Новосибирской области, создание регионального ресурсного центра. Открытие
детского технопарка на территории Биотехнопарка в
рабочем поселке Кольцово Новосибирской области. Второй этап (2018-2020 год) –
обеспечение функционирования детских технопарков, открытие новых детских
технопарков. _________ УТВЕРЖДЕН распоряжением
Правительства Новосибирской
области от 14.12.2016 № 459-рп ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ («дорожная карта») внедрения Концепции создания и
деятельности детских технопарков на территории Новосибирской области
в 20172020 годах
1 – региональный ресурсный центр – региональный оператор деятельности детских технопарков; 2 – совокупность мероприятий по ранней профориентации, основ профессиональной подготовки и состязаний школьников в профессиональном мастерстве; 3 – соревнование, целью которого является выявление профессионалов в конкретной области и популяризация инженерных профессий; 4 – запуск и сопровождение проекта; 5 – конкурс среди юных разработчиков, во время которого специалисты из разных областей разработки программного обеспечения (программисты, дизайнеры, менеджеры) сообща работают над решением какой-либо проблемы. _________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|