Расширенный поиск

Постановление Главы администрации Новосибирской области от 27.05.1996 № 303

 

 

 

 

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 27.05.1996 N 303

 

г.Новосибирск

 

Об устранении нарушений законодательства об опеке и попечительстве

 

 

В целях устранения нарушений законодательства об опеке и попечительстве

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Направить в администрации районов и городов, управления здравоохранения, социальной защиты населения, внутренних дел, юстиции администрации области представление прокурора области от 02.04.96 N 21-21-20-96 «Об устранении нарушений законодательства об опеке к попечительстве» для использования в работе и устранения отмеченных недостатков согласно приложению.

2. Главам администраций районов и городов:

2.1. Обеспечить строгое соблюдение требований законодательства по своевременному выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, контролю за условиями жизни и воспитания, защите их прав и интересов.

2.2. Произвести перерасчет денежных средств, выплаченных опекаемым детям в 1995 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.92 N 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Выплатить недоначисленные суммы до 10.10.96.

2.3. Принять меры к закреплению прав несовершеннолетних на наследственное имущество, жилую площадь и приватизации жилья в предусмотренных законом случаях.

2.4. Привести личные дела опекаемых детей в соответствие с предъявляемыми требованиями.

2.5. Обеспечить своевременное выявление, учет и устройство детей, лишившихся родительского попечения, оказание помощи в трудоустройстве.

2.6. Усилить контроль за условиями жизни и воспитания опекаемых детей.

3. Главному управлению народного образования администрации области, управлениям внутренних дел, здравоохранения администрации области, органам местного самоуправления направить основные усилия на раннюю профилактическую работу с семьями, не обеспечивающими надлежащих условий для воспитания и обучения детей. Шире использовать установленные законом гражданско-правовые меры воздействия к лицам, не выполняющим свои родительские обязанности.

4. Контроль за исполнением данного постановления возложить на контрольно-правовое управление администрации области (Бурда Л.Е.).

 

 

 

Глава Администрации

В.П. Муха

 

 

 

Приложение

к постановлению

Главы Администрации

Новосибирской области

от 27.05.1996 N 303

 

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

прокурора области «Об устранении нарушений законодательства об опеке и попечительстве»

 

Прокуратурой Новосибирской области проведена проверка исполнения законодательства об опеке и попечительстве над несовершеннолетними. Как показала проверка, местные органы самоуправления не в полной мере соблюдают требования законодательства по своевременному выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, контролю за условиями жизни и воспитания, защите их прав и интересов.

Одной из причин несвоевременного выявления детей, нуждающихся в установлении над ними опеки, является отсутствие деловой связи, обмена соответствующей информацией и взаимодействия органов опеки и попечительства с органами ЗАГСа, ЖЭУ, отделами внутренних дел, медицинскими и другими учреждениями, крайне редкое использование средств массовой информации.

Администрациями Венгеровского, Чулымского, Новосибирского, Баганского и ряда других районов области не всегда соблюдается месячный срок установления опеки со дня поступления сведений о детях, лишившихся родительского попечения. По имеющимся в прокуратуре области сведениям в центре временной изоляции подростков и приюте при комплексе социальной помощи несовершеннолетним содержится 70 детей, нуждающихся в государственной опеке. Из них 15 детей содержится в этих учреждениях от 40 до 100 суток. Одной из причин несвоевременного устройства детей, нуждающихся в опеке, является отсутствие мест в государственных детских учреждениях, а также отсутствие централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, с целью оказания содействия в последующем устройстве детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации.

Органами опеки и попечительства не всегда учитываются нравственные и иные личные качества, способность к выполнению опекунских обязанностей. Подбор опекунов и попечителей производится нередко без учета интересов несовершеннолетних, дети зачастую передаются престарелым и иным лицам, не имеющим возможности контролировать их поведение. В дальнейшем эти обстоятельства послужили основанием для отстранения 19 опекунов от возложенных на них обязанностей.

В большинстве районов области не осуществляется постоянный контроль за деятельностью опекунов и попечителей. Дети, находящиеся под опекой, доставляются за различные правонарушения в отделы внутренних дел, ряд из них состоит на учете в ОППН за совершение преступлений. Абсолютное большинство проверенных личных дел опекаемых не содержит отчетов опекунов об исполнении опекунских обязанностей, сохранности вверенного имущества, расходовании денежных средств. Нерегулярно проводятся обследования жилищно-бытовых условий жизни и воспитания детей. Имеющиеся акты контрольных обследований условий жизни и воспитания детей не отвечают предъявляемым требованиям. В них не находят отражения такие вопросы как род занятий несовершеннолетних, взаимоотношения с опекуном, состояние здоровья, материальное обеспечение и др. Личные дела опекаемых оформляются небрежно, большинство из них не содержит необходимых сведений о правах опекаемого на имущество и жилую площадь. Часть личных дел не содержит необходимых для назначения опеки документов: заявлений опекуна и членов его семьи, документов, характеризующих личность опекуна, сведений о близких родственниках и др.

В некоторых личных делах вообще отсутствуют документы, на основании которых назначена опека (попечительство) над несовершеннолетними.

Большинство опекаемых детей воспитывалось в семьях с тяжелой нравственно-психологической обстановкой, отрицательно сказавшейся на состоянии их здоровья. Однако органами опеки и попечительства Коченевского, Чулымского, Северного, Калининского, Заельцовского районов в нарушение требований законодательства не направлялись списки опекаемых детей в органы здравоохранения для проведения углубленного медицинского освидетельствования и данными о состоянии здоровья подопечных они не располагают.

Администрациями местных органов самоуправления не обеспечивается выполнение требований законодательства о материальном обеспечении опекаемых детей. При назначении денежных средств сумма ежемесячных выплат определяется ими произвольно и составляет от 55344 рублей до 486500 рублей без учета норм, определенных постановлением правительства РФ от 20.06.92 г. N 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В г.Бердске, Куйбышевском, Заельцовском, Кировском и других районах указанные суммы выплачиваются нерегулярно. Кроме того, в Советском, Кировском, Новосибирском районах установлены факты назначения выплаты денежных средств не с момента возникновения такого права. Имеют место факты несвоевременной выплаты пенсий опекаемым несовершеннолетним в Октябрьском и Центральном районах.

Народными судами, органами опеки и попечительства не в полной мере исполняются требования закона о взыскании с родителей, лишенных родительских прав, средств на содержание детей. В результате многие из них необоснованно освобождены от обязанностей по содержанию детей. Так, только 1 ребенок из 23 в Первомайском районе, 1 ребенок из 70 в Черепановском районе получают алименты, в Советском и Куйбышевском районе алименты не получает ни один из опекаемых детей. Народными судами в нарушение норм ГПК РФ длительное время не рассматриваются иски о лишении родительских прав. Решения судов зачастую исполняются несвоевременно. Имеют место факты, когда дети длительное время продолжают проживать с родителями, лишенными родительских прав, помещаются в больницы, где находятся продолжительное время без надлежащих условий для воспитания, подвержены различным заболеваниям. Так, в июне 1995 г. смертельно травмирован поездом несовершеннолетний Чехов С., проживавший с матерью, лишенной родительских прав Заельцовским народным судом 03.05.95 г. Психически больная Чехова Н. и в настоящее время проживает с матерью, занимается попрошайничеством, неоднократно задерживалась линейным отделом милиции на вокзале за проституцию. С 1994 г. не исполнены решения Мошковского народного суда о лишении родительских прав супругов Жаловских, Сидоровых, Косинских. Более 6 месяцев находились в Венгеровской ЦРБ 5 детей супругов Гавриловых, затем возвращены родителям.

Органы опеки и попечительства заняли позицию стороннего наблюдателя в вопросах трудоустройства опекаемых подростков. Нередко они не владеют сведениями о детях, признанных безработными, о наличии рабочих мест, установленных в районах области в счет квоты. Не направляют информацию в центр (службу) занятости о подростках, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поисках работы. А органы местного самоуправления Советского района в нарушение требований КЗОТ РФ вообще не установили квоту рабочих мест для несовершеннолетних.

Между тем, незанятость учебой или работой и отсутствие постоянного контроля за условиями жизни и воспитания несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения, нередко являются причинами совершения ими правонарушений. Так, несовершеннолетний Игнатов Д., осужденный Бердским народным судом с отсрочкой исполнения приговора, совершил еще ряд правонарушений, так как без согласия органа опеки и попечительства был отчислен из училища. Кроме того, после выселения из общежития училища подросток вынужден проживать с отцом, лишенным родительских прав и злоупотребляющим спиртными напитками.

Эффективность профилактической работы по предупреждению правонарушений среди этой категории подростков снижается из-за отсутствия должного взаимодействия между органами внутренних дел, опеки и попечительства и комиссиями по делам несовершеннолетних.

В большинстве проверенных районов комиссии по делам несовершеннолетних работу всех государственных органов по охране прав несовершеннолетних, лишившихся родительского попечения, не координируют. А комиссиями по делам несовершеннолетних Советского, Калининского, Заельцовского, Чулымского районов, например, в нарушение требований ст. 9 Положения о комиссиях вообще не ведется учет несовершеннолетних, оставшихся без родителей.

В представлениях прокуратуры области, внесенных ранее на имя начальника главного управления образования, уже указывалось на отмеченные выше нарушения законодательства об опеке и попечительстве, однако должных мер по устранению нарушений закона не принято.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Закона РФ «О прокуратуре РФ»,

прошу:

 

1. Рассмотреть настоящее представление с участием глав администраций, руководителей управлений здравоохранения, юстиции, внутренних дел, финансов, социальной защиты, ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних. Принять меры к неукоснительному исполнению законодательства об опеке и попечительстве.

2. Обязать органы местного самоуправления:

2.1. Произвести перерасчет денежных средств, выплаченных опекаемым детям в 1995 г., в соответствии с постановлением правительства РФ от 20.06.92 г. N 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Выплатить недоначисленные суммы.

2.2. Принять меры к закреплению прав несовершеннолетних на наследственное имущество, жилую площадь и приватизации жилья в предусмотренных законом случаях.

2.3. Привести личные дела опекаемых детей в соответствие с предъявляемыми требованиями.

2.4. Обеспечить своевременное выявление, учет и устройство детей, лишившихся родительского попечения, оказание помощи в трудоустройстве.

2.5. Усилить контроль за условиями жизни и воспитания опекаемых детей.

3. Обратить внимание управления юстиции и областного суда на сложившуюся в области практику длительного рассмотрения дел о лишении родительских прав в народных судах, отсутствие контроля за исполнением судебных решений по вопросам воспитания детей, взыскания алиментов с родителей, лишенных родительских прав.

4. Потребовать от управления образования при выездах в районы тщательно разбираться с каждым случаем нарушения прав и законных интересов опекаемых детей, давать принципиальную оценку работы должностных лиц органов опеки и попечительства.

5. Управлениям образования, здравоохранения, внутренних дел, комиссиям по делам несовершеннолетних основные усилия направить на раннюю профилактическую работу с семьями, не обеспечивающими надлежащих условий для воспитания и обучения детей. Шире использовать установленные законом гражданско-правовые меры воздействия к лицам, не выполняющим свои родительские обязанности.

Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок о результатах рассмотрения и принятых мерах сообщите в прокуратуру Новосибирской области.

 

 

_________

 


Информация по документу
Читайте также