Расширенный поиск
Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 23.11.2016 № 463
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КЕМЕРОВСКАЯ
ОБЛАСТЬ КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от
23 ноября 2016 г. № 463 г. Кемерово Об утверждении программы «Развитие комплексной системы защиты прав
потребителей в Кемеровской области» на 2017-2019 годы В целях дальнейшего развития
и укрепления системы защиты прав потребителей в Кемеровской области, повышения
социальной защищенности граждан Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет: 1.
Утвердить
прилагаемую программу «Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в
Кемеровской области» на 2017-2019 годы. 2.
Рекомендовать
органам местного самоуправления разработать и утвердить программы развития
комплексной системы защиты прав потребителей в соответствующих муниципальных
образованиях. 3.
Контроль
за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по промышленности, транспорту и
предпринимательству) Е.Б. Кутылкину. ГубернаторКемеровской области
А.М.Тулеев
Программа «Развитие
комплексной системы защиты прав потребителей в
Кемеровской области» на 2017-2019 годы Паспорт программы «Развитие комплексной системы защиты прав потребителей
в Кемеровской области» на 2017-2019 годы
1.
Содержание проблемы и обоснование ее программного решения Программа представляет собой комплекс
целевых ориентиров, направленных на создание в Кемеровской области условий для
эффективной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав
потребителей, снижение социальной напряженности на потребительском рынке
Кемеровской области. Национальная политика в сфере
защиты прав потребителей призвана способствовать достижению стратегической цели
социально-экономического курса Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации - повышению уровня жизни населения, усилению
государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации. В настоящее время
законодательство о защите прав потребителей предоставляет ряд преференций
потребителю как экономически более слабому звену. Однако в связи с тем, что
технический прогресс несколько опережает принятие соответствующих правовых
актов, актуальным вопросом остается минимизация рисков для потребителей. Правительство Российской
Федерации регулярно уделяет внимание совершенствованию государственного
регулирования сферы потребительских отношений, поскольку равная и реальная
защита интересов потребителей может быть обеспечена только при соответствующем
комплексном и системном подходе. Правовой основой защиты прав потребителей
в Российской Федерации является принятие Закона Российской Федерации от
07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и других нормативных правовых
актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Стратегической целью национальной политики
в сфере защиты прав потребителей является создание равных и реальных условий
для реализации гражданами-потребителями своих законных интересов и прав
повсеместно на территории Российской Федерации. При этом перед государством стоит
задача обеспечить наличие правовых и
организационных основ, позволяющих адекватно уровню развития экономики и
общества формировать и реализовывать все многообразие направлений национальной
политики в сфере защиты прав потребителей. Под национальной системой защиты прав потребителей
принято понимать совокупность федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного
самоуправления, общественных объединений потребителей. В Кемеровской
области система защиты прав потребителей включает в себя: уполномоченный
федеральный орган исполнительной власти - Управление Роспотребнадзора по
Кемеровской области; иные
территориальные органы федеральных органов исполнительной власти; высший
исполнительный орган государственной власти Кемеровской области - Коллегию
Администрации Кемеровской области; департамент по развитию предпринимательства и
потребительского рынка Кемеровской области; органы местного самоуправления Кемеровской области; общественные объединения потребителей Кемеровской
области. За время существования системы защиты прав
потребителей в Кемеровской области отработано взаимодействие и организована ее
согласованная работа через межведомственный координационный совет по защите
прав потребителей в Кемеровской области. На 2017-2019 годы определены следующие приоритеты: 1.
Дальнейшее развитие и совершенствование системы
защиты прав потребителей на территории Кемеровской области: дальнейшее
развитие взаимодействия между Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской
области, департаментом по развитию
предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области, территориальными
органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного
самоуправления и общественными объединениями потребителей, в том числе в рамках
межведомственного координационного совета по защите прав потребителей в
Кемеровской области и программы «Развитие комплексной системы защиты прав
потребителей в Кемеровской области»; организация
различных форм информирования и консультирования граждан на уровне городских
округов и муниципальных районов; действенное
функционирование городских и муниципальных межведомственных координационных
советов по защите прав потребителей; разработка и
принятие муниципальных программ развития комплексной защиты прав потребителей. Анализ
деятельности органов местного самоуправления показывает, что за последние годы
количество специалистов, занимающихся вопросами защиты прав потребителей,
сокращается. Недостаточное внимание к данному вопросу со стороны органов
местного самоуправления негативно сказывается на уровне защищенности
потребителей от действий недобросовестных изготовителей, исполнителей,
продавцов, а также на эффективности работы по защите прав потребителей в целом.
Органы
местного самоуправления ближе всего находятся к потребителю, поэтому Законом
Российской Федерации от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» на них
возложен ряд функций: рассмотрение жалоб потребителей, их консультирование,
предъявление исков в суд по собственной инициативе, по поручению отдельного
потребителя либо неопределенного круга потребителей, эффективное выполнение
которых в конечном итоге позволило бы повысить уровень правовой защищенности
потребителя. По этой причине одним из основных мероприятий настоящей Программы
является обеспечение деятельности созданных ранее при администрациях
муниципальных районов и городских округов информационно-консультационных
центров для потребителей. 2. Повышение
эффективности и результативности осуществления государственного контроля
(надзора), в том числе в наиболее проблемных сферах потребительского рынка. 3.
Совершенствование механизма использования судебной защиты прав потребителей, в
том числе неопределенного круга потребителей, включая участие в судебных
разбирательствах для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей. 4.
Совершенствование методов работы по рассмотрению обращений граждан о нарушении
прав потребителей. 5. Наращивание
информационно-просветительской деятельности в сфере защиты прав потребителей,
прежде всего в сфере финансовых услуг, услуг связи, дистанционной торговли. Выполнение
перечисленных задач определяет высокий уровень требований к организации работы
всех ветвей системы защиты прав потребителей - это защита соответствующих прав
конкретного гражданина, чьи нарушенные интересы в полной мере могут быть
восстановлены только при должной организации деятельности в масштабах всей
Кемеровской области, включая особую роль органов местного самоуправления. Стремительное
развитие современного рынка товаров и услуг ведет в том числе к новым проблемам
правового, экономического, организационного и социального характера. Рынок
товаров и услуг как таковой не может обеспечить всем потребителям равных
возможностей во взаимоотношениях с хозяйствующими субъектами. Развитие
дистанционного способа продаж, в
том числе посредством интернет-ресурсов, долевого строительства,
потребительского кредитования, медицинских и туристических услуг, услуг связи,
жилищно-коммунальная реформа и другие новации не всегда положительно
сказываются на потребительских отношениях, имеющих значительное влияние на
социально-экономическое положение потребителей. Растет количество
обращений граждан о нарушениях их прав вследствие приобретения некачественных
товаров, услуг, отсутствия в необходимых объемах информации о товаре или
услуге. В частности, удельный вес обращений по вопросам нарушения прав
потребителей от общего числа поступивших в Управление Роспотребнадзора по
Кемеровской области обращений на протяжении нескольких лет (с 2010 по 2015 гг.)
значителен и составляет около 50 процентов. При этом наблюдается рост числа
обращений, связанных с нарушением прав и интересов потребителей, на 26
процентов (с 3232 - в 2010 году до 4362 -
в 2015 году). В связи с внедрением новых подходов к осуществлению
государственного контроля (надзора) необходимо применение новых форм и методов
к обеспечению условий для формирования у населения устойчивых навыков
самостоятельного и грамотного поведения на потребительском рынке. Действующее законодательство позволяет защищать права
потребителей как в досудебном (претензионном), так и в судебном порядке. Однако на практике реализация данных механизмов
сдерживается низкой правовой грамотностью населения в вопросах защиты своих
прав на получение качественных товаров, работ и услуг. В связи с этим все большую значимость для реализации
государственной потребительской политики приобретает организация системы
правового образования потребителей и предпринимателей, усиление
профилактических мер в области защиты прав потребителей. Решение вышеобозначенных проблем и задач в целях
обеспечения государственных гарантий защиты прав потребителей, а также
обеспечения баланса интересов потребителей и добросовестных предпринимателей на
территории Кемеровской области предполагается в рамках реализации настоящей
Программы. Программа представляет собой комплекс мероприятий в
рамках системы защиты прав потребителей, направленных на создание условий для
эффективной защиты прав граждан, установленных законодательством Российской
Федерации. Следует особо подчеркнуть ярко выраженную социальную
направленность Программы, предусматривающую оказание населению бесплатных
консультационных услуг, проведение обучающих семинаров, разработку и
распространение информационно-справочных материалов, а также проведение
независимых потребительских экспертиз для жителей Кемеровской области, в том
числе со стороны ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области», в
рамках рассмотрения обращений. Настоящая Программа является
продолжением аналогичных программ «Развитие комплексной системы защиты прав
потребителей в Кемеровской области» на 2013-2015 годы, «Развитие комплексной
системы защиты прав потребителей в Кемеровской области» на 2009-2011 годы,
которые были реализованы. Так, в рамках действия Программы на 2009-2011 годы
были созданы координационные советы по защите прав потребителей в
муниципальных образованиях, также создан межведомственный координационный совет по защите прав
потребителей в Кемеровской области. Работа по реализации программных мероприятий стала
составляющим механизмом достижения основной цели - создания в Кемеровской
области условий для эффективной защиты установленных законодательством
Российской Федерации прав потребителей. Основным направлением в
вопросах защиты прав потребителей должно стать создание на территории
Кемеровской области необходимых условий для реализации потребителями своих
законных прав, а также обеспечения их соблюдения. Наиболее эффективным методом
борьбы с правонарушениями на потребительском рынке, в большей степени
отвечающим интересам жителей, является не защита уже нарушенных прав, а
предупреждение и профилактика нарушений. Для достижения положительного эффекта такая работа
должна вестись не только с потребителями, но и с производителями,
предпринимателями, работающими на потребительском рынке Кемеровской области. Работа с потребителями должна быть направлена в первую
очередь на их просвещение, ознакомление с предоставленными законодательством
правами, гарантиями и способами защиты. Прежде всего, это включает проведение
открытых уроков в школах, семинаров в организациях, распространение
разъяснительных брошюр, оформление информационных стендов в местах реализации
потребителям товаров (работ, услуг), информирование потребителей через средства
массовой информации и т.п. Другой важной составляющей такой работы является
информирование потребителей об имеющихся на рынке качественных товарах
(работах, услугах). В первую очередь, это касается реформируемых секторов
потребительского рынка (жилищно-коммунальное хозяйство, медицина, сфера
образования и др.), поскольку ход реформирования во многом зависит от полной и
объективной информированности потребителей и изменения сложившихся у них
стереотипов. Работа с индивидуальными предпринимателями и
юридическими лицами (производителями, исполнителями работ, услуг) должна быть
направлена в первую очередь на информирование индивидуальных предпринимателей и
юридических лиц о нормах действующего федерального и регионального
законодательства, а также санкциях за их нарушение, облегчение доступа к
нормативным правовым актам, создание условий, способствующих соблюдению всех
требований законодательства при работе на потребительском рынке. Защита нарушенных прав наряду с мерами по реализации и
обеспечению прав потребителей остается одним из основных направлений
государственной социальной политики. При этом особое значение имеет защита прав
неопределенного круга потребителей, затрагивающая интересы большого числа
граждан. Функции по контролю за исполнением требований
законодательства по защите прав потребителей осуществляет Управление
Роспотребнадзора по Кемеровской области. Решение актуальных задач защиты прав потребителей
должно осуществляться в рамках настоящей Программы совместными действиями
федеральных и региональных органов исполнительной власти, общественных
объединений потребителей. 2. Цель и задачи Программы Целью Программы является создание необходимых условий
для максимальной реализации потребителями Кемеровской области своих законных прав и интересов. Указанная цель базируется на сути национальной
политики в сфере защиты прав потребителей: создание равных и реальных условий
для реализации гражданами - потребителями своих законных прав и интересов
повсеместно на территории Российской Федерации. Основными задачами Программы являются: дальнейшее развитие и обеспечение
функционирования системы защиты прав потребителей в Кемеровской области; обеспечение деятельности
информационно-консультационных центров для информирования и консультирования
потребителей; поддержка общественных объединений потребителей,
осуществляющих деятельность по обеспечению защиты прав потребителей в
Кемеровской области; защита населения Кемеровской области от
недоброкачественных товаров, работ, услуг; стимулирование повышения качества товаров, работ,
услуг, предоставляемых на потребительском рынке Кемеровской области; повышение правовой грамотности
населения в сфере защиты прав потребителей путем регулярного информирования и
просвещения; повышение уровня правовой грамотности хозяйствующих
субъектов, работающих на потребительском рынке Кемеровской области; развитие системы подготовки и повышения квалификации
кадров, работающих в системе защиты прав потребителей. 3. Система программных мероприятий В рамках настоящей Программы будут
реализованы следующие основные мероприятия: 1.
Укрепление системы
защиты прав потребителей в Кемеровской области. 2.
Комплекс мер по
просвещению населения в сфере защиты прав потребителей. Информационное
обеспечение по вопросам применения законодательства о защите прав потребителей. 3.
Совершенствование
системы оказания правовой помощи потребителям. 4. Совершенствование
системы контроля за соблюдением обязательных требований к товарам, работам,
услугам. 5. Организация
системного обучения учащихся образовательных организаций основам правовых
знаний в сфере защиты прав потребителей. 6. Комплекс мер по
профилактике правонарушений в сфере защиты прав потребителей на потребительском
рынке. Описание программных мероприятий: 1. Укрепление системы защиты прав
потребителей в Кемеровской области. Данное мероприятие предусматривает
организацию взаимодействия уполномоченных федеральных органов исполнительной
власти с органами местного самоуправления, общественными организациями в сфере
защиты прав потребителей в целях эффективной реализации гражданско-правовых форм
защиты прав потребителей. На практике реализация данного мероприятия будет
осуществляться через межведомственный координационный совет по защите прав
потребителей в Кемеровской области и муниципальные координационные советы по
защите прав потребителей. В рамках их работы будет осуществляться
деятельность в следующих основных направлениях: подготовка предложений по улучшению
взаимодействия органов и организаций, осуществляющих функции по контролю и
надзору в сфере защиты прав потребителей; обеспечение методической помощи
специалистам органов местного самоуправления, осуществляющим свою деятельность
в сфере защиты прав потребителей; разработка предложений по основным
направлениям деятельности в области защиты прав потребителей на потребительском
рынке. В рамках выполнения данного программного
мероприятия все муниципальные образования должны будут разработать и утвердить
муниципальные программы развития комплексной защиты прав потребителей в
обозначенные Программой сроки. 2. Комплекс мер по просвещению населения в
сфере защиты прав потребителей. Информационное обеспечение по вопросам
применения законодательства о защите прав потребителей. Просвещение в области защиты прав
потребителей будет обеспечиваться посредством разработки, издания и
распространения различных информационно-справочных материалов о правах
потребителя и необходимых действиях по защите этих прав, а также посредством
размещения актуальной информации по вопросам защиты прав потребителей на
различных информационных площадках, включая официальные сайты органов
исполнительной власти и органов местного самоуправления. 3. Совершенствование системы оказания
правовой помощи потребителям. Защита прав и законных интересов
потребителей, оказание потребителям правовой помощи предусматривает: оказание информационно-консультационной
помощи; составление претензий и исковых заявлений; предъявление исков в суды в защиту прав и
законных интересов отдельных потребителей (групп потребителей, неопределенного
круга потребителей); дача заключений по делам в целях защиты
прав потребителей; обобщение судебной практики в области
защиты прав потребителей. 4. Совершенствование системы контроля за
соблюдением обязательных требований к товарам, работам, услугам. Данное программное мероприятие
предусматривает проведение работы в следующих основных направлениях: организация и проведение
контрольно-надзорных мероприятий в области защиты прав потребителей по
соблюдению хозяйствующими субъектами обязательных требований к товарам,
работам, услугам, законодательства о техническом регулировании; обеспечение условий для проведения
независимой экспертизы: качества и безопасности товаров, работ, услуг;
соответствия потребительских свойств товара заявленной продавцом информации о
них; ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения. 5. Организация системного обучения
учащихся образовательных организаций основам правовых знаний в сфере защиты
прав потребителей. Это направление деятельности
предусматривает: организацию обучения в общеобразовательных
и профессиональных образовательных организаций по основам законодательства о
защите прав потребителей; проведение в образовательных организациях
семинаров, конференций, круглых столов и т.д. по проблемным вопросам
потребительского рынка товаров и услуг; оказание помощи образовательным
организациям при разработке учебных программ по защите прав потребителей. 6. Комплекс мер по профилактике
правонарушений в сфере защиты прав потребителей на потребительском рынке. Деятельность по разъяснительной работе
среди хозяйствующих субъектов должна осуществляться в качестве превентивных
мер, которые позволят минимизировать нарушения законодательства по защите прав
потребителей на стадиях изготовления, хранения и реализации продукции, а также
на стадиях заключения договоров на исполнение услуг, выполнение работ. Практическими формами проявления такой
работы могут быть семинары, конференции, круглые столы и т.д., организованные
для хозяйствующих субъектов по профильным видам деятельности, а также
организация многоуровневой системы подготовки квалифицированных кадров и
повышения квалификации специалистов в сфере розничной торговли и оказания
услуг, выполнения работ. 4.
Оценка эффективности
реализации Программы и ожидаемые результаты ее
реализации Реализация мероприятий настоящей Программы
позволит повысить эффективность защиты прав потребителей посредством
оптимизации взаимодействия исполнительных органов государственной власти
Кемеровской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной
власти, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей. Осуществление превентивных мер,
направленных на профилактику нарушений в сфере защиты прав потребителей,
создаст условия для повышения культуры обслуживания потребителей, повышения
гражданского самосознания изготовителей и продавцов (исполнителей) товаров,
работ и услуг. Данные меры будут способствовать
сокращению поступления на рынок опасных и некачественных товаров, работ, услуг,
формированию у населения навыков рационального потребительского поведения. Программа обеспечит решение задачи по
повышению информированности населения в сфере защиты прав потребителей. Будет создана устойчивая система развития
саморегулируемого (добросовестного) бизнеса, производящего конкурентоспособные
товары и оказывающего качественные услуги (работы) в Кемеровской области. Повысится удельный вес устраненных
нарушений прав потребителей от числа выявленных нарушений. Увеличится количество проводимых
просветительских мероприятий в сфере защиты прав потребителей. Повысится удельный вес случаев добровольного
удовлетворения предпринимателями и юридическими лицами законных требований
потребителей. Повысится качество и безопасность товаров
и услуг. Оценка результативности действия Программы
будет проводиться ежегодно по результатам отчетного года. Ожидаемыми результатами Программы являются: поддержание
баланса интересов потребителей и хозяйствующих субъектов, возрастания
конкурентоспособности товаров и услуг в связи с ростом их качества; повышение
уровня информированности, правовой просвещенности в области защиты прав
потребителей; повышение
качества и безопасности товаров и, соответственно, снижение заболеваемости
населения от использования некачественной и опасной продукции. 5. Организация
управления Программой и контроль за ходом
ее реализации Программой определен круг исполнителей,
которые несут ответственность за выполнение программных мероприятий. Контроль за ходом реализации программных
мероприятий осуществляет директор Программы. Исполнение мероприятий Программы
координируется межведомственным координационным советом по защите прав
потребителей в Кемеровской области. 6. Перечень программных мероприятий
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|