Расширенный поиск
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 14.01.2011 № 5-пПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 14 января 2011 г. N 5-п О ТРЕБОВАНИЯХ К РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ НЕФТИ, НЕФТЕПРОДУКТОВ, ГАЗОВОГО КОНДЕНСАТА, ПОДТОВАРНОЙ ВОДЫ НА ТЕРРИТОРИИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", от 15 апреля 2002 года N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", учитывая климатические, географические и иные особенности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет: 1. Утвердить: 1.1. Требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (приложение 1). 1.2. Типовую структуру плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (приложение 2). 1.3. Типовую структуру отчета по выполнению мероприятий, направленных на предупреждение, ликвидацию разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, включая выполнение программ природоохранных и природовосстановительных мероприятий и программ работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту трубопроводов и площадных объектов производственной инфраструктуры (приложение 3). 1.4. Схему оповещения организациями контролирующих органов по фактам разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды, об аварийных ситуациях на предприятиях, в том числе, которые могут привести к ЧС(Н) (приложение 4). 1.5. Типовую форму программы природоохранных и природовосстановительных мероприятий на последующий календарный год (приложение 5). 1.6. Типовую форму программы работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту трубопроводов и площадных объектов производственной инфраструктуры (приложение 6). 1.7. Перечень объектов, включаемых организациями в программу работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту трубопроводов и площадных объектов производственной инфраструктуры (приложение 7). 2. Департаменту экологии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при участии Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обеспечить ведение реестра загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой территорий и водных объектов с целью определения размеров ущерба и потенциальной опасности этих загрязнений для населения и окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. 3. Департаменту гражданской защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обеспечить разработку, утверждение, согласование, корректировку Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также мониторинг за его исполнением. 4. Департаменту по недропользованию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры совместно с Департаментом экологии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Департаментом гражданской защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: 4.1. Утвердить перечень организаций, осуществляющих разведку месторождений, добычу, переработку, транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов (далее - Перечень). 4.2. Ежегодно осуществлять корректировку Перечня в части исключения из него организаций, прекративших свою деятельность, включения вновь образованных организаций, изменения реквизитов организаций. 5. Признать утратившими силу: постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 апреля 2004 года N 171-п "О требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"; постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 апреля 2006 года N 77-п "О внесении изменений в постановление Правительства автономного округа от 19 апреля 2004 года N 171-п". 6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Г.Ф.Бухтина. Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Н.В.КОМАРОВА Приложение 1 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 января 2011 г. N 5-п ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ НЕФТИ, НЕФТЕПРОДУКТОВ, ГАЗОВОГО КОНДЕНСАТА, ПОДТОВАРНОЙ ВОДЫ НА ТЕРРИТОРИИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ Настоящие Требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Требования) разработаны с учетом особенностей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ), характера расположения месторождений углеводородного сырья, большинство из которых находится в пределах водоохранных зон рек, относящихся к водоемам рыбохозяйственного значения, озер и в заболоченных участках местности, формирующих стоки рек. 1. Планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды (далее - Планы) разрабатываются организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, переработку, транспортировку, хранение нефти, нефтепродуктов, газового конденсата на территории автономного округа. 1.1. Планы разрабатываются в соответствии с федеральным законодательством и типовой структурой, установленной в приложении 2 к настоящему постановлению. 1.2. Планы подразделяются на планы объектового, местного, территориального регионального и федерального уровней. 1.3. Планы объектового и местного уровня представляются организациями один раз в три года, территориального уровня - один раз в четыре года, регионального и федерального уровней - один раз в пять лет на согласование в Департамент гражданской защиты населения автономного округа, Департамент экологии автономного округа, Департамент по недропользованию автономного округа (далее - уполномоченные органы исполнительной власти автономного округа), а также в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти согласно установленной компетенции. Согласованные Планы утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке. 1.4. Согласование Планов уполномоченными органами исполнительной власти автономного округа осуществляется в течение пятнадцати календарных дней с момента представления их организациями каждой согласующей стороне. В случае несоответствия представленных на согласование Планов настоящим Требованиям, уполномоченными органами исполнительной власти автономного округа руководителю организации направляются обоснованные замечания. Организация в течение десяти календарных дней должны рассмотреть выданные замечания, в случае согласия внести соответствующие изменения в План и направить его на повторное согласование. В случае несогласия организации с выданными к Плану замечаниями организацией готовится обоснованный ответ, который оформляется в виде таблицы разногласий и направляется в уполномоченный орган, выдавший замечания. После устранения замечаний План повторно согласовывается уполномоченным органом в течение пяти календарных дней. В случае, если План соответствует предъявляемым Требованиям, уполномоченным органом оформляется заключение о согласовании Плана, которое направляется руководителю организации. 1.5. Согласованные Планы подлежат корректировке (переработке) в случае изменения исходных данных, влияющих на уровень и организацию реагирования на чрезвычайную ситуацию, при изменении существенных производственных показателей организаций (увеличение объемов добычи углеводородного сырья; создание новой производственной инфраструктуры, связанной с добычей, подготовкой, транспортировкой, хранением нефти, нефтепродуктов; изменение производственной структуры предприятия и другие существенные условия), изменении условий, влияющих на обеспечение локализации и ликвидации разливов; изменении действующих требований (норм и правил) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также промышленной безопасности, с обязательным уведомлением уполномоченных органов государственной власти. Откорректированный (переработанный) План проходит процедуру согласования и утверждается в соответствии с порядком, установленным федеральными нормативными правовыми актами и пунктом 1.4 настоящих Требований. 1.6. Введение Планов в действие осуществляется в следующие сроки: Планы организаций: объектового и местного уровней - четыре месяца, территориального уровня - шесть месяцев, регионального уровня - девять месяцев, федерального (трансграничного) уровня - двенадцать месяцев. Организации в течение десяти дней после введения в действие Плана направляют уполномоченным органам государственной власти уведомление о введении его в действие с приложением электронных копий Планов и приложений к нему. 2. Организация представляет в Департамент по недропользованию автономного округа и Департамент экологии автономного округа (далее - Уполномоченные исполнительные органы государственной власти автономного округа) на согласование: 2.1. Ежегодно не позднее 15 февраля текущего календарного года отчет о выполнении мероприятий, направленных на предупреждение, ликвидацию разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории автономного округа, а также программ природоохранных и природовосстановительных мероприятий и программ работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту трубопроводов и площадных объектов производственной инфраструктуры по форме, установленной приложением 3 к настоящему постановлению. Отчетные материалы разрабатываются организациями, осуществляющими разработку месторождений углеводородного сырья, в разрезе лицензионных участков недр. Дополнительно к отчетным материалам прилагаются карта территорий производственной деятельности (организациями, осуществляющими разработку месторождений углеводородного сырья топографические карты представляются с нанесенными на них границами лицензионных участков недр) с обозначением техногенных объектов: сети трубопроводов - нефтепроводов, газопроводов, водоводов системы поддержания пластового давления; линий электропередачи; автодорог; карьеров песка и торфа, объектов размещения отходов (полигонов промышленных и бытовых отходов, шламовых амбаров и т.д.), загрязненных участков земель (с указанием регистрационного номера загрязненного участка), площадных объектов - кустов скважин, одиночных скважин, установок подготовки нефти (УПН), дожимных насосных станций (ДНС), комплексных пунктов сбора (КПС), центральных пунктов сбора (ЦПС), кустовых насосных станций (КНС), установок предварительного сброса воды (УПСВ), баз производственного обслуживания (БПО), жилых поселков и т.д., включая вновь построенные объекты, с указанием их технических характеристик, а также с нанесением мест аварий (инцидентов), произошедших в предыдущий период в масштабе 1:25000 или 1:50000 (в форматах Arcinfo либо Mapinfo или совместимых с ними) в географической системе координат. Карты представляются на бумажных и магнитных носителях. 2.2. Ежегодно не позднее 1 ноября программу природоохранных и природовосстановительных мероприятий на последующий календарный год по форме в соответствии с приложением 5. Программа разрабатывается для целей информационного обеспечения и оперативного учета изменений состояния окружающей среды, экологической безопасности, а также ведения мониторинга планируемого обеспечения мероприятий, предусмотренных Планом, мероприятиями природоохранного и природовосстановительного характера. 2.3. Ежегодно не позднее 1 ноября программу работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту трубопроводов и площадных объектов производственной инфраструктуры на последующий календарный год по форме в соответствии с приложением 6. Программа разрабатывается для целей информационного обеспечения и оперативного учета изменений состояния объектов производственной инфраструктуры, а также ведения мониторинга планируемого обеспечения мероприятий, предусмотренных Планом, мероприятиями, способствующими снижению аварийности на трубопроводах, эксплуатируемых на территории автономного округа, и повышению надежности трубопроводов и других объектов производственной инфраструктуры. Программа должна включать в себя запланированные мероприятия по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, консервации и демонтажу трубопроводов и площадных объектов, в соответствии с перечнем объектов, включаемых организациями в Программу работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту трубопроводов и площадных объектов производственной инфраструктуры по форме в соответствии с приложением 7. Организациями, осуществляющими разработку месторождений углеводородного сырья, программа разрабатывается в разрезе каждого лицензионного участка недр. 3. Согласование Программ и отчетных материалов уполномоченными органами исполнительной власти автономного округа осуществляется в течение семи календарных дней с момента представления их организациями каждой согласующей стороне. В случае несоответствия представленных на согласование Программ и отчетных материалов обоснованным требованиям уполномоченных органов исполнительной власти автономного округа, каждой согласующей стороной руководителю организации направляются обоснованные замечания. Организация в течение десяти календарных дней должна рассмотреть выданные замечания, в случае согласия с ними внести соответствующие изменения в Программы и отчетные материалы и направить их на повторное согласование в уполномоченные органы исполнительной власти автономного округа. В случае несогласия с замечаниями организацией готовится обоснованный ответ, который оформляется в виде таблицы разногласий и направляется в уполномоченный орган исполнительной власти автономного округа. Уполномоченные органы исполнительной власти автономного округа в течение пяти рабочих дней после получения доработанных с учетом замечаний программ и отчетных материалов согласовывают их. В случае отсутствия замечаний оформляется заключение о согласовании Программ и отчетных материалов, которое направляется руководителю организации. Приложение 2 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 января 2011 г. N 5-п ТИПОВАЯ СТРУКТУРА ПЛАНА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ НЕФТИ, НЕФТЕПРОДУКТОВ, ГАЗОВОГО КОНДЕНСАТА, ПОДТОВАРНОЙ ВОДЫ НА ТЕРРИТОРИИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ I. Общие положения 1.1. Цель и задачи. 1.2. Перечень руководящих документов. 1.3. Разработчик Плана (наименование научного, проектного института, другой организации, разрабатывающей план на основе договора с организацией, или самой организации в случае разработки плана самостоятельно). II. Характеристика объектов организации и прогнозируемых зон загрязнения при разливе нефти и нефтепродуктов, газового конденсата и подтоварной воды Характеристика объектов организации и прогнозируемых зон загрязнения при разливе нефти и нефтепродуктов, газового конденсата и подтоварной воды включает: 2.1. Организационную структуру, основные характеристики, местонахождение организации, наибольшую работающую смену. 2.2. Наличие собственных аварийных формирований и специальных технических средств, предназначенных для проведения работ по ликвидации разливов. 2.3. Зону действия Плана, готовность организации к действиям по локализации и ликвидации последствий разлива нефти, нефтепродуктов, газового конденсата и подтоварной воды. 2.4. Тип и характеристику нефти, нефтепродуктов (плотность, вязкость, содержание парафина, смол, температура потери текучести и другие свойства). 2.5. Тип и характеристику подтоварной воды (добываемой вместе с нефтью), физико-химическую характеристику; методы утилизации подтоварной воды. 2.6. Основные операции, проводимые с нефтью, нефтепродуктами, газовым конденсатом и подтоварной водой. 2.7. Максимальный объем нефти, нефтепродуктов, газового конденсата и подтоварной воды на объектах организации. 2.8. Расчетный максимальный разлив нефти, нефтепродуктов, газового конденсата и подтоварной воды на объектах организации. 2.9. Географические, климатические и навигационно-гидрологические характеристики территории производственной деятельности организации. 2.10. Гидрометеорологические и экологические особенности районов возможных разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата и подтоварной воды. 2.11. Прогнозируемые зоны загрязнения в случае разлива, площадь разлива, направления движения, размеры разлива, предполагаемое значение разлива по установленной классификации, влияние и возможные последствия разлива для населения, объектов жизнеобеспечения и окружающей среды. 2.12. Неблагоприятные гидрометеорологические условия возможного разлива нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды. III. Мероприятия по предупреждению разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата и подтоварной воды Мероприятия включают: 3.1. Прогнозирование: 3.1.1. Предполагаемых (вероятных) источников и причин разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды по объемам и площадям, максимально возможных объемов разлитых нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды. 3.1.2. Наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий для обслуживающего персонала, населения и окружающей среды прилегающей территории, построение моделей таких ситуаций. 3.2. Расчет: 3.2.1. Вероятных границ зон возможных чрезвычайных ситуаций с учетом результатов оценки риска разливов нефти и нефтепродуктов, подтоварной воды. 3.2.2. Потребности состава сил и средств (технических и финансовых) на локализацию и ликвидацию разливов и их последствий, включая привлечение подразделений пожарной охраны, подразделений противофонтанной службы при вероятности возгорания нефти и нефтепродуктов, открытых фонтанов на скважинах, с учетом их места дислокации. 3.2.3. Соответствия имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации и необходимости привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований. 3.2.4. Времени доставки специализированных подразделений к местам аварий. 3.2.5. Необходимого количества и видов транспортных средств; разработка схемы доставки специализированных подразделений и оборудования к вероятным местам аварий с обозначением вида транспорта, включая воздушный, автомобильный, водный, вездеходный. 3.3. Организацию: 3.3.1. Экспертизы промышленной безопасности, диагностики, испытания, освидетельствования технических устройств. 3.3.2. Служб технического надзора за магистральными, межпромысловыми и промысловыми трубопроводами (включая нефтепроводы, продуктопроводы, газопроводы, водоводы, используемые для поддержания пластового давления при закачке подтоварной и сеноманской воды), резервуарами товарных парков и другим оборудованием. 3.3.3. Аттестованных лабораторий дефектоскопии оборудования, в сферу деятельности которых должны быть включены работы по дефектоскопии трубопроводов, резервуаров и другого оборудования. 3.3.4. Заключения договоров на проведение работ по дефектоскопии оборудования с другими организациями, имеющими такие аттестованные лаборатории. 3.3.5. Подготовки и аттестации работников организации в области промышленной и экологической безопасности. 3.4. Обеспечение готовности сил и средств на ликвидацию разлива нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды: 3.4.1. Организация взаимодействия органов управления всех уровней (местного, регионального, федерального) реагирования. 3.4.2. Создание специализированных подразделений, аварийных бригад в подразделениях организации для выполнения работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды. 3.4.3. Привлечение профессиональных аварийно-спасательных формирований других организаций при недостаточности собственных сил и средств. 3.4.4. Подготовка и поддержание в постоянной готовности аварийно-спасательных формирований и специальных технических средств, предназначенных для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, подтоварной воды. 3.4.5. Дислокация и организация доставки в зону чрезвычайной ситуации сил и средств. 3.4.6. Перечень организаций, ответственных за поддержание установленной степени готовности. 3.4.7. Зоны ответственности аварийно-спасательных формирований и подразделений пожарной охраны. 3.5. Организацию управления, системы связи и оповещения: 3.5.1. Структура органов управления и общие принципы управления. 3.5.2. Состав и функциональные обязанности членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. 3.5.3. Организация взаимодействия с вышестоящим координирующим органом по предупреждению и ликвидации разливов. 3.5.4. Состав и организация взаимодействия привлекаемых сил и средств. 3.5.5. Система связи, схема оповещения и порядок их функционирования. Схема оповещения организациями контролирующих органов по фактам (угрозе) разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата и подтоварной воды, об аварийных ситуациях на предприятиях, в том числе которые могут привести к чрезвычайной ситуации (далее - ЧС) (в соответствии с приложением 4 к настоящему постановлению). 3.5.6. Организация передачи управления при изменении категории чрезвычайной ситуации. 3.5.7. Система взаимного обмена информацией между организациями - участниками ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата и подтоварной воды. 3.6. Мероприятия по повышению готовности органов управления, сил и средств к реагированию на возможные чрезвычайные ситуации, связанные с разливами. 3.7. Определение местоположений карьеров (грунта, песка, щебня, гравия и т.д.) для использования в строительстве временных подъездов к труднодоступным местам вероятных аварий, дамб (обваловок) места разлива. 3.8. Расчет необходимого количества автотранспортной и специальной техники для обеспечения эффективной работы по устранению разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды. 3.9. Вероятные места установки боновых заграждений, нефтеловушек на водоемах, болотах и обводненной местности (в результате сезонного поднятия грунтовых вод и др.). 3.10. Определение мест расположения объектов размещения отходов: 3.10.1. Хранения загрязненных грунта, почв, песка, снега, льда. 3.10.2. Наличие и месторасположения установок по переработке отходов, загрязненных нефтью, нефтепродуктами и подтоварной водой. 3.10.3. Временного хранения демонтированных (бывших в эксплуатации) трубопроводов. 3.11. Организационно-технические мероприятия по предупреждению разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата и подтоварной воды, связанные с обеспечением надежности используемого оборудования при производстве работ: 3.11.1. Мониторинг технологического оборудования: 1) производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности. 2) диагностика (включая определение толщины стенок трубопроводов, резервуаров) оборудования, испытание, освидетельствование технических устройств, применяемых при производстве работ. 3) осмотр (объезд, обход, облет) объектов производственной инфраструктуры, включая трубопроводы, скважины, в том числе находящиеся в консервации, ликвидации и бездействии и находящихся вне доступа по автодорогам, в соответствии с утвержденными графиками осмотра, разработанными в соответствии с правилами промышленной и экологической безопасности. 4) осмотр и ревизия резервуарного парка и парка очистных сооружений установок по подготовке, перекачке и хранению нефти. 3.11.2. Ревизия и замена оборудования, включая запорную арматуру, в том числе задвижек на гидроциклонах; ревизия запорной арматуры и подводных трубопроводов, проведение планово-предупредительных ремонтов оборудования. 3.11.3. Контроль за текущим состоянием обваловок (каре) кустовых площадок, установок подготовки и перекачки нефти, резервуаров товарных парков и нефтебаз, своевременное восстановление нарушенных обваловок (каре). 3.11.4. Обеспечение надежной работы противовыбросового оборудования при бурении скважин. 3.11.5. Осуществление отработки при освоении законченных бурением нефтяных скважин, капитальным и подземным ремонтом скважин в нефтесборный коллектор или специальную емкость, исключая сброс загрязненного вещества в шламовый амбар. 3.11.6. Защита от коррозии (внешней и внутренней) трубопроводов, резервуаров и другого оборудования. 3.11.7. Организация материально-технического, инженерного, финансового и других видов обеспечения операций по предотвращению разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды: 1) приобретение необходимого оборудования и приборов для организации работы лабораторий дефектоскопии и промышленной санитарии. 2) обеспечение специализированных подразделений необходимым оборудованием и снаряжением для предупреждения и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды. 3) обеспечение постоянного необходимого аварийного запаса солевого (бурового) раствора для аварийного глушения скважин, химических реагентов для его приготовления. 3.12. Создание резервов финансовых и материальных средств для ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды на всех уровнях. IV. Организация действий, сил и средств при обнаружении разлива (аварии), который может привести к чрезвычайной ситуации 4.1. Оповещение органов управления и сил, порядок доведения информации о факте (угрозе) разлива. 4.2. Первоочередные мероприятия по обеспечению безопасности персонала и населения, оказание медицинской помощи. 4.3. Мониторинг обстановки и окружающей среды. Оценка объемов разлива, определение границ зоны разлива и его влияние на природные и объекты производственной инфраструктуры. Прогнозирование возможных последствий разлива. 4.4. Принятие решения о локализации разлива. 4.5. Остановка сброса нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды в окружающую среду. Отсечение (перекрытие) аварийного трубопровода, резервуара и другого элемента технологической схемы производственного процесса. 4.6. Типовой ситуационный календарный план проведения работ по восстановлению работоспособности поврежденных технологических объектов. 4.7. Выдвижение сил и средств в зону разлива. 4.8. Порядок обеспечения доступа в зону разлива. 4.9. Контроль за состоянием окружающей среды в районе разлива и обстановкой на аварийном объекте производственной инфраструктуры (по добыче, переработке, транспортировке и хранению нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды), осуществляющем дальнейшую деятельность. V. Организация действий сил и средств при ликвидации разливов Включает: 5.1. Алгоритм (последовательность) проведения операций по ликвидации чрезвычайной ситуации. 5.2. Оценку объемов работ по ликвидации разлива. 5.3. Тактику реагирования на разливы нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды и мероприятия по обеспечению жизнедеятельности людей, спасению материальных ценностей. 5.4. Материалы предварительного планирования боевых действий по тушению возможных пожаров (оперативное планирование тушения пожара). 5.5. Защиту районов повышенной опасности, особо охраняемых природных территорий и объектов. 5.6. Принятие решения о ликвидации разлива. Технологии ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды. 5.7. Материально-техническое обеспечение специализированных подразделений по ликвидации последствий разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды, газового конденсата необходимым оборудованием и снаряжением. 5.8. Распределение сил и специальных технических средств по участкам и объектам работ. 5.9. Практические действия сил и специальных технических средств по локализации и ликвидации разлива. 5.10. Технологии и способы сбора разлитой нефти, нефтепродуктов и порядок их применения на разных видах местности и при различных временных погодных условиях (лето, зима). 5.11. Организацию временного хранения собранной нефти, нефтепродуктов, загрязненной почвы и отходов; размещение собранных нефти, нефтепродуктов в местах, исключающих вторичное загрязнение производственных объектов и окружающей среды; определение применяемых технологий и способов утилизации собранной нефти, нефтепродуктов, загрязненной почвы и отходов. 5.12. Меры безопасности при проведении работ по ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды. 5.13. Организацию мониторинга обстановки и окружающей среды, порядок уточнения обстановки в зоне разлива. 5.14. Документирование и порядок учета затрат на ликвидацию последствий разлива. 5.15. Организацию приведения в готовность к использованию специальных технических средств и пополнения запасов финансовых и материальных ресурсов. VI. Мероприятия по временному хранению и утилизации отходов, образованных в результате разлива нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды Определяются: 6.1. Лица, ответственные за проведение работ по временному хранению и утилизации собранной нефти, нефтепродуктов, отработанных исходных материалов, загрязненной почвы нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой. Порядок финансирования данных работ. 6.2. Места расположения полигонов (мест) временного хранения и утилизации собранной нефти, нефтепродуктов, отработанных исходных материалов, загрязненной почвы нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой. Согласование мест расположения полигонов (мест) с природоохранными органами и противопожарными службами. 6.3. Способы утилизации собранной нефти, нефтепродуктов, отработанных исходных материалов. Способы очистки загрязненной почвы нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой. 6.4. Специализированные организации, привлекаемые для этих работ. 6.5. Применяемые специальные технологии и технические средства. 6.6. Сроки выполнения работ по утилизации собранной нефти, нефтепродуктов, отработанных исходных материалов, по очистке загрязненной почвы нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой. 6.7. Учет собранной и утилизированной нефти, нефтепродуктов. Ведение отчетности по результатам работ по утилизации собранной нефти, нефтепродуктов, отработанных исходных материалов, по очистке загрязненной почвы нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой. VII. Мероприятия по реабилитации территорий (акваторий) и объектов, загрязненных в результате разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды Мероприятия включают проведение натурного осмотра загрязненной территории, составление технического задания на проектирование по рекультивации и восстановлению территории (акватории) и объектов, загрязненных в результате аварии. Определяются: 7.1. Последовательность работ по реабилитации загрязненных территорий (акваторий) и объектов. 7.2. Проекты рекультивации и восстановления нарушенных и загрязненных земель, засоренных и загрязненных водных объектов. 7.3. Технологии и способы рекультивации, реабилитации загрязненных нефтью, нефтепродуктами почв и земель. 7.4. Этапы рекультивации загрязненных нефтью, нефтепродуктами почв и земель, восстановление и очистка загрязненных водных объектов с применением физико-механических, физико-химических методов и их комбинаций: 7.4.1. Технический этап рекультивации (проводится преимущественно механическими методами), включая: 1) устройство гидротехнических сооружений (плотин, дамб, заграждений), экранирующих устройств, путей подъезда используемой техники. 2) работы по очистке почв и земель от нефти, нефтепродуктов, обломков производственных конструкций и отходов путем сбора их с поверхности и последующего организованного складирования или захоронения. 3) селективную выемку сильнозагрязненного грунта и отправку его на полигон промышленных отходов. 4) планировочные работы, рыхление, фрезерование, землевание (покрытие слоем потенциально плодородных пород или почв). 5) мелиоративные работы по обезвреживанию загрязненных почв и земель (включая биомелиорацию с использованием микробиологических препаратов). 6) другие мероприятия, принятые в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом рекультивации. 7.4.2. Биологический этап рекультивации. Биологический этап рекультивации проводится после проведения мелиоративной подготовки, включая биолесомелиорацию, до восстановления плодородия земель, характеризующегося восстановлением живого напочвенного покрова. 7.5. Способы восстановления и очистки загрязненных и засоренных водных объектов. 7.6. Порядок привлечения организаций, имеющих соответствующие лицензии, к проведению работ по реабилитации территорий (акваторий) и объектов. 7.7. Порядок финансирования мероприятий по реабилитации территорий (акваторий) и объектов. VIII. Мероприятия, проводимые на территориях (акваториях) и объектах с хроническими загрязнениями нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой Включают: 8.1. Разработку программ по реабилитации территории (акватории) и объектов с хроническими загрязнениями нефтью и нефтепродуктами, подтоварной водой. 8.2. Согласование с уполномоченными исполнительными органами государственной власти. 8.3. Проведение государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы. IX. Перечень приложений к планам по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды и рекомендации по их разработке Каждое приложение к Плану разрабатывается как отдельный документ и подписывается руководителем организации. Приложения разрабатываются в графическом, табличном или текстовом видах в зависимости от характера содержащейся в них информации. Формат документов, масштабы карт (планов) должны обеспечивать удобство в работе с ними в любых условиях. В перечень входят: 9.1. Схема управления, связи и оповещения при разливах нефти и нефтепродуктов (приложение 4 к настоящему постановлению) должна отображать органы управления и силы, привлекаемые к работам по Планам, порядок подчиненности, места привязки к проводным линиям связи (при необходимости), схему вызова абонентов и их номера телефонов, сигналы оповещения и т.д. 9.2. Схема дорог для доставки сил и специальных технических средств в район разлива, изготовленная на топографической карте, на которой должны быть отмечены наиболее приемлемые пути движения сил в район разлива. 9.3. Расчет достаточности сил и средств с учетом их мест дислокации. 9.4. Расчет доставки сил и специальных технических средств в район разлива представляется в табличном виде с текстовым пояснением с указанием наименования сил и средств, наименований организаций, предоставляющих транспортные средства, порядка взаимодействия с ними, маршрутов движения, времени доставки транспорта. 9.5. План взаимодействия привлекаемых сил и средств разрабатывается в текстовом и графическом виде с указанием всех участников взаимодействия и способа связи с ними, перечня вопросов, по которым организуется взаимодействие, порядка организации взаимодействия. 9.6. План-график проведения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов разрабатывается в табличной форме с отображением в хронологическом порядке всего перечня мероприятий и работ по локализации разлива нефти с временными показателями их выполнения и ответственными за их проведение, а также графика движения личного состава и техники по времени и этапам работ по Планам. 9.7. Схема размещения мест временного хранения и утилизации собранной нефти, нефтепродуктов, загрязненной почвы и отработанных расходных материалов разрабатывается графически на топографической карте с указанием мест временного хранения и утилизации, возможного объема емкостей для временного хранения, маршрутов движения к ним и других необходимых данных. 9.8. Обеспеченность работников и населения средствами индивидуальной защиты отображается (в форме таблицы) с указанием всех видов средств защиты, их количества, сроков годности и порядка выдачи. 9.9. Надлежащим образом заверенные копии договоров с: 9.9.1. Профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами) на комплексное (абонентское) обслуживание. 9.9.2. Транспортными предприятиями по обеспечению специального транспорта для выполнения работ по предупреждению и ликвидации разливов. 9.9.3. Специализированными предприятиями по проведению реабилитационных работ на загрязненных участках. 9.9.4. Организациями, обслуживающими речной транспорт. 9.9.5. Специализированными предприятиями на выполнение работ по обезвреживанию нефтешламов и нефтезагрязненных земель. 9.10. Экспертное заключение на План на предмет соответствия требованиям нормативных правовых актов, использованных при разработке, специализированным требованиям и ограничениям, предусмотренным соответствующими нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 9.11. Расчет необходимых финансовых и материальных средств (резерв): документ, подтверждающий наличие необходимых финансовых, материальных ресурсов (копия приказа по организации, страховое свидетельство и прочие). 9.12. Документ, подтверждающий аттестацию собственного аварийно-спасательного формирования организации, или надлежащим образом заверенная копия договора на обслуживание с аварийно-спасательным формированием других организаций, с учетом их дислокаций. 9.13. Лицензии, выданные федеральными органами исполнительной власти (для организаций). 9.14. Перечень организаций согласно их отраслевой принадлежности, разрабатывающих Планы соответствующего уровня (для территориальных и функциональных подсистем РСЧС). 9.15. График осмотра и ревизии резервуарного парка и парка очистных сооружений установок по подготовке и перекачке нефти, речных судов по перевозке нефти и нефтепродуктов, автоцистерн, нефтеналивных установок. 9.16. Освидетельствование технических средств. 9.17. План-график осмотра (обхода, объезда, облета) трубопроводов. 9.18. График проведения дефектоскопии оборудования (включая трубопроводы, резервуары для хранения нефтепродуктов, емкостей для перевозки нефти и нефтепродуктов речным, железнодорожным и иными видами транспорта). 9.19. Приказы по организации: 9.19.1. О создании комиссии по чрезвычайным ситуациям. 9.19.2. О создании аварийно-спасательной команды для ведения аварийно-спасательных работ и других неотложных работ при возникновении ЧС с разливом нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды. 9.20. План проведения комплексных учений по ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды. Приложение 3 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 января 2011 г. N 5-п ТИПОВАЯ СТРУКТУРА ОТЧЕТА ПО ВЫПОЛНЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ, ЛИКВИДАЦИЮ РАЗЛИВОВ НЕФТИ, НЕФТЕПРОДУКТОВ, ГАЗОВОГО КОНДЕНСАТА, ПОДТОВАРНОЙ ВОДЫ НА ТЕРРИТОРИИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ, ВКЛЮЧАЯ ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММ ПРИРОДООХРАННЫХ И ПРИРОДОВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И ПРОГРАММ РАБОТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ, РЕКОНСТРУКЦИИ И КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ ТРУБОПРОВОДОВ И ПЛОЩАДНЫХ ОБЪЕКТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ Отчет о проведении работ по ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды в соответствии с федеральным законодательством и настоящими Требованиями должен содержать: I. Пояснительная записка Пояснительная записка должна включать следующие сведения: 1. Причины и обстоятельства разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды, которые включают: 1.1. Сведения об источнике разлива, развитии ситуации, ее трансформации, принятии решения о начале, временном и окончательном прекращении операции по ликвидации разлива нефти, нефтепродуктов, газового конденсата и подтоварной воды. 1.2. Акты технического расследования разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды. 1.3. Схему участка местности с элементами топографии для возможности привязки к местности. 1.4. Расчеты потерь нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды, попавших в окружающую среду вследствие аварии. 2. Описание и оценка действий органов управления при устранении источника утечки, локализации и ликвидации последствий разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды. 3. Оценка эффективности сил и специальных технических средств, применяемых в ходе работ по ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды, в том числе принятые меры по ликвидации последствий разливов, включая откачку и сбор нефти, нефтяной эмульсии, обваловку грунтом загрязненного участка, обработку реабилитируемой территории биосорбентами, бакпрепаратами, отсыпку загрязненного участка торфом. 4. Организация временного хранения собранной нефти, нефтепродуктов, загрязненной почвы, снега, льда, демонтированных (бывших в эксплуатации) трубопроводов и отходов. Размещение собранных нефти, нефтепродуктов в местах, исключающих вторичное загрязнение производственных объектов и окружающей среды, описание мест временного хранения, с нанесением их на топографическую карту. 5. Затраты на проведение работ по ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды, включая расходы на локализацию, сбор, утилизацию нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды и последующую реабилитацию территории, в том числе объем собранных нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды при ликвидации последствий разлива. 6. Расходы на возмещение (компенсацию) ущерба, нанесенного водным биологическим ресурсам, вреда, причиненного объектам животного мира и среде их обитания. 7. Учет собранной и утилизированной нефти, нефтепродуктов. 8. Уровень остаточного содержания нефти и нефтепродуктов в почвах территорий и в донных отложениях акваторий после выполнения работ по ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды. 8.1. Последствия разлива для населения, окружающей среды и объектов экономики. 8.2. Состояние технологического оборудования организации, наличие предписаний надзорных органов об устранении недостатков его технического состояния, нарушений норм и правил промышленной безопасности. 9. Предложения по дополнительному оснащению формирований (подразделений) организации и профессиональных аварийно-спасательных формирований (служб). 10. Рекомендации по предотвращению возникновения подобных источников разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды, приемам и технологиям ликвидации разливов, а также необходимость внесения изменений и дополнений в Планы и календарные планы организаций. 11. Анализ выполнения программ: 11.1. Природоохранных и природовосстановительных мероприятий. 11.2. Работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту трубопроводов и площадных объектов производственной инфраструктуры, включая все работы, проведенные за предыдущий календарный год по реконструкции, капитальному ремонту, консервации и демонтажу трубопроводов и площадных объектов. II. Отчет выполнения мероприятий по Программе работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту трубопроводов и площадных объектов производственной инфраструктуры за прошедший календарный год Отчет выполняется организациями, осуществляющими разработку месторождений углеводородного сырья в разрезе каждого лицензионного участка недр в соответствии с приложением. III. Отчет выполнения мероприятий по Программе природоохранных и природовосстановительных мероприятий Материалы предоставляются по формам согласно приложению. Каждое приложение к Отчету разрабатывается как отдельный документ и подписывается руководителем организации. Приложения разрабатываются в графическом, табличном или текстовом виде в зависимости от характера содержащейся в них информации. Формат документов, масштабы карт (планов) должны обеспечивать удобство в работе с ними в любых условиях. Отчет представляется на бумажных и магнитных носителях. Формы материалов, входящих в состав ежегодного отчета о проведении работ по ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды, представляемые организациями Аварии на лицензионном участке и их последствия Таблица 1
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|