Расширенный поиск

Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.10.2014 № 861-П

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

30 октября 2014 г.                                                                     № 861-П

г. Салехард

 

 

Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики

Ямало-Ненецкого автономного округа на 2015 – 2017 годы

 

 

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 марта 2008 года № 2-ЗАО «О бюджетном процессе в Ямало-Ненецком автономном округе» Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа  п о с т а н о в л я е т:

 

1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2015 – 2017 годы.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директора департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа Свинцову А.П.

 

 

          Губернатор

Ямало-Ненецкого автономного округа                                            Д.Н. Кобылкин


 


УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Ямало-Ненецкого автономного округа

от 30 октября 2014 года № 861-П

 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного

округа на 2015 – 2017 годы

 

I. Общие положения

 

Основные направления бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – автономный округ) на 2015 – 2017 годы подготовлены в соответствии со статьями 172 и 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 6 Закона автономного округа от 03 марта 2008 года № 2-ЗАО «О бюджетном процессе в Ямало-Ненецком автономном округе».

Разработка основных направлений бюджетной и налоговой политики автономного округа осуществлена на основе основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, основных направлений бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, указов Президента Российской Федерации: от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», от 01 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», от 28 декабря 2012 года1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – указы), постановления Законодательного Собрания автономного округа от 14 декабря 2011 года № 839 «О Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года», постановления Правительства автономного округа от 27 декабря 2012 года № 1174-П «Об утверждении долгосрочной бюджетной стратегии Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2030 года»

, постановления Правительства автономного округа от 25 декабря 2013 года № 1134-П «Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Управление государственными финансами Ямало-Ненецкого автономного округа и создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышение устойчивости бюджетов муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе на 2014 – 2018 годы»».

Целью разработки основных направлений бюджетной и налоговой политики автономного округа для участников бюджетного процесса и муниципальных образований в автономном округе является определение общих параметров долгосрочной устойчивости бюджетной системы автономного округа, формирование единого государственного подхода для устойчивого развития экономики автономного округа на основе долгосрочной стратегии социально-экономического развития автономного округа, повышение эффективности управления государственными (общественными) финансами в среднесрочной перспективе, решение текущих задач в сфере реформирования бюджетного процесса, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.

 

II. Итоги бюджетной и налоговой политики

в 2013 году и в первой половине 2014 года

 

В 2013 году бюджетная и налоговая политика автономного округа реализовывалась в условиях реформирования бюджетного процесса, совершенствования налоговой системы, внедрения механизмов долгосрочного стратегического планирования и создания системы целевых показателей для оценки эффективности бюджетных расходов.

Реализуемая в автономном округе бюджетная политика за отчетный период позволила определить цели и задачи в области государственных финансов, разработать механизмы мобилизации денежных средств в окружной бюджет, определить направления использования бюджетных средств, а также создать условия эффективного расходования финансовых ресурсов, что обеспечило стабильное развитие экономических и социальных процессов в автономном округе.

В качестве основных результатов успешно реализуемой бюджетной и налоговой политики автономного округа в 2013 – 2014 годах являются:

- обеспечение сбалансированности окружного и местных бюджетов автономного округа;

- сохранение объёма государственного долга автономного округа на экономически безопасном уровне;

- исполнение всех принятых социальных, публичных и инициативных обязательств;

- обеспечение условий для эффективного использования общественных финансов;

- создание механизмов дальнейшего совершенствования бюджетного процесса.

Подтверждением высоких результатов в области эффективного и ответственного управления системой общественных финансов в автономном округе является оценка автономного округа Министерством финансов Российской Федерации в качестве одного из лидеров среди субъектов Российской Федерации по качеству организации бюджетного процесса.

На протяжении четырёх лет подряд автономный округ входит в первую, высшую группу по уровню качества организации бюджетного процесса в Российской Федерации.

Помимо этого, по итогам комплексной оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации за 2012 год автономный округ включен в число 20 субъектов Российской Федерации, достигших наилучших показателей социально-экономического развития в сфере экономики, инвестиционной привлекательности, государственного и муниципального управления, стимулирования развития налогового потенциала.

Все перечисленные рейтинги бюджетной системы автономного округа отражают положительные результаты проводимой бюджетной и налоговой политики, направленной на дальнейшее социально-экономическое развитие региона.

По итогам 2013 года в консолидированный бюджет автономного округа поступило около 107 млрд. рублей налоговых платежей. Снижение налоговых доходов консолидированного бюджета автономного округа в 2013 году по сравнению с 2012 годом составило 8,5%, или 9,8 млрд. рублей. Основной причиной сокращения налоговых доходов является снижение поступлений по налогу на прибыль организаций в результате действия принятых на федеральном уровне изменений в законодательство о налогах и сборах, включая переход крупнейших налогоплательщиков на уплату налога на прибыль организаций через ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков и применение ускоренной амортизации. При этом наблюдается рост доходов по налогу на имущество организаций и налогу на доходы физических лиц.

Несмотря на негативные тенденции, связанные с сокращением налоговых доходов, реализация налоговой политики в автономном округе способствовала формированию благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности.

В автономном округе был реализован ряд предусмотренных налоговой политикой мер, направленных на привлечение инвестиций на территорию региона. Организациям, осуществляющим инвестиционную деятельность, оказывалась государственная поддержка в виде предоставления налоговых льгот по налогу на имущество организаций и снижения ставки налога на прибыль организаций. В 2013 году право на применение налоговых льгот было предоставлено 11 организациям, реализующим инвестиционные проекты на территории автономного округа. Результатом государственной поддержки инвесторов стали дополнительные налоговые поступления в окружной бюджет от этих налогоплательщиков в размере 5 974,5 млн. рублей. 

Основные новации налогового законодательства автономного округа, принятые в 2013 году и начале 2014 года, затронули основной сектор экономики региона – топливно-энергетический комплекс.

С 01 января 2014 года внесены изменения в порядок применения пониженных ставок по налогу на прибыль организаций отдельными категориями налогоплательщиков, направленные на упорядочение предоставления налоговых преференций инвесторам.

Одним из направлений государственной политики в автономном округе является стимулирование производства сжиженного природного газа, в том числе посредством предоставления налоговых льгот. Для достижения указанной цели от уплаты налога на имущество организаций освобождены организации в отношении движимого и недвижимого имущества, находящегося на территории Гыданского полуострова и составляющего единый технологический комплекс по добыче и производству сжиженного природного газа. Также для организаций, осуществляющих добычу, транспортировку и сжижение горючего природного газа на Гыданском полуострове, до 13,5% снижена ставка налога на прибыль организаций.

Кроме того, в целях обеспечения газификации труднодоступных населенных пунктов автономного округа и снижения тарифной нагрузки на потребителей газа в таких местностях от налога на имущество организаций  освобождены организации в отношении газовых распределительных сетей, предназначенных для транспортировки газа в труднодоступные населенные пункты на территории автономного округа.

В начале 2014 года были внесены изменения в законодательство автономного округа о налогах, направленные на развитие инноваций. В соответствии с принятыми поправками от уплаты налога на имущество организаций были освобождены научные организации, если по результатам работы отчетного (налогового) периода выручка от осуществления научных исследований и разработок составляет 50% и более общей суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг).

В рамках межведомственного взаимодействия реализуются мероприятия по сокращению задолженности по налогам во все уровни бюджетов, администрированию платежей и легализации объектов налогообложения. Установлены дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам по региональным налогам.

Продолжена практика проведения ежегодной оценки эффективности налоговых льгот по налогам, подлежащим зачислению в окружной бюджет. Согласно результатам оценки в 2013 году налоговыми льготами воспользовалось 705 организаций. При этом льготы, установленные законодательством автономного округа, имеют высокую экономическую, бюджетную или социальную эффективность и направлены на оказание государственной поддержки отдельных категорий налогоплательщиков, диверсификацию экономики региона, оптимизацию расходов консолидированного бюджета автономного округа за счет сокращения встречных потоков денежных средств.

Консолидированный бюджет за 2013 год по расходам исполнен в сумме 158,9 млрд. рублей при плане 166,5 млрд. рублей или на 95%. Исполнение окружного бюджета по расходам при плане 136 млрд. рублей составило 131,5 млрд. рублей или 97%.

Окружной бюджет сохранил свою социальную направленность. В отчётном периоде расходы на финансирование услуг социальной сферы в расчёте на одного жителя составили 117,6 тыс. рублей, что выше среднероссийского показателя в 3,2 раза и в 2,5 раза выше среднего показателя в Уральском федеральном округе.

В 2013 году осуществлялось финансирование 46 окружных долгосрочных целевых программ. Расходы на их реализацию превысили  36,2 млрд. рублей, из них ведомственные расходы составили 31,5 млрд. рублей, субсидии муниципальным образованиям в автономном округе – 4,7 млрд. рублей.

В рамках проводимой бюджетной политики автономного округа  были решены следующие основные задачи:

в целях улучшения качества жизни населения и увеличения реальных доходов работников бюджетной сферы в 2013 году в окружном бюджете осуществлено финансовое обеспечение повышения заработной платы с 01 октября 2013 года на 3%;

в окружном бюджете были предусмотрены средства на обеспечение повышения стипендий студентам и учащимся образовательных организаций начального и среднего профессионального образования с 01 сентября 2013 года на 5,5%;

сохранено финансовое обеспечение выплат на оздоровление работникам бюджетной сферы в размере 15 тыс. рублей, а иные публичные нормативные обязательства проиндексированы с 01 января 2013 года на 5,5%;

в 2013 году средства окружного бюджета, предусмотренные на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в соответствии с утвержденным графиком поэтапного повышения средней заработной платы, позволили существенно сократить разрыв средней заработной платы работников бюджетной сферы по сравнению со средней заработной платой по экономике автономного округа;

осуществлен перевод финансового обеспечения предоставления дошкольного образования с местных бюджетов на уровень субъекта Российской Федерации с одновременным увеличением объёма данного расходного обязательства на 40 % (с учётом повышения оплаты труда и норматива затрат на учебные расходы), что положительно скажется на качестве учебного процесса;

созданы правовые основы создания инвестиционного фонда автономного округа.

Проделанная в 2013 году предварительная работа по переходу на программный принцип формирования окружного бюджета и бюджетов муниципальных образований в автономном округе позволила автономному округу стать одним из первых субъектов Российской Федерации, сформировавших консолидированный бюджет на 2014 – 2016 годы в структуре государственных и муниципальных программ, охватывающих все направления деятельности государства, а доля непрограммных расходов окружного бюджета не превышает 6,9%.

Одним из наиболее важных направлений реализации бюджетной политики автономного округа в 2013 году было исполнение указов. В связи с этим в автономном округе разработано соответствующее нормативное и методическое обеспечение, создана комплексная система планирования и контроля за исполнением указов.

Ключевая задача, которая продолжает оставаться основной, – это задача повышения заработной платы в отраслях социальной сферы.

Средний уровень заработной платы отдельных категорий  работников в целом соответствует установленным параметрам поэтапного повышения, определенным целевыми значениями на 2013 год.

Наиболее высокие темпы прироста реальной заработной платы отмечаются в отраслях социальной сферы: образовании (на 25,1%), здравоохранении (на 22,3%), культуре (на 21,7%).

Средняя заработная плата педагогических работников школ достигла 73,1 тыс. руб., в том числе учителей – 77,5 тыс. рублей, педагогических работников детский садов – 61,1 тыс. рублей. Средняя заработная плата врачей  доведена до 101,5 тыс. рублей и на 46,1% превышает уровень средней заработной платы в регионе. Уровень заработной платы работников учреждений культуры и социальных работников достиг 41,7 и 38,8 тыс. рублей соответственно.

По итогам отчетного года, в рамках указов, в 3 раза перевыполнен показатель снижения смертности от болезней системы кровообращения, в 2,5 раза показатель снижения смертности от новообразований, более чем в 1,7 раза показатель снижения смертности от туберкулеза.

Закреплению позитивных тенденций в демографии и решению одной из острых социальных проблем способствуют меры по ликвидации очереди в детских садах. В этих целях с начала 2013 года создано более 2,4 тыс. дополнительных мест, что позволило увеличить охват услугами дошкольного образования детей 3 – 7 лет до 93%. Этого результата удалось добиться в том числе путем открытия новых 6 детских садов.

Среди безусловных приоритетов – обеспечение граждан доступным и комфортным жильём. В настоящее время в автономном округе строится 364 многоквартирных жилых дома, общая площадь жилых помещений в них составляет более  700 тыс. кв. м. В 2013 году из окружного бюджета на ликвидацию аварийного жилищного фонда было направлено 12,8 млрд. рублей.

Учитывая, что реализация указов требует, кроме оперативного принятия необходимых организационных мер, проведения ресурсоёмких мероприятий, выработан специальный режим управления финансовыми ресурсами.

Для снижения дополнительной финансовой нагрузки, связанной с реализацией указов, активно привлекаются средства внебюджетных источников, используются механизмы государственно-частного партнерства.

Принимаемые меры по сбалансированности консолидированного бюджета и привлечению инвестиций позволят обеспечить сохранение темпов реализации указов в регионе.

В 2013 году продолжена работа по укреплению финансовых основ местного самоуправления, сохранилась положительная тенденция прироста объёмов межбюджетных трансфертов, направляемых в муниципальные образования в автономном округе. Так, в динамике с 2006 года этот показатель вырос более чем в 2 раза.

В ходе исполнения окружного бюджета совокупный объём финансовой помощи муниципальным образованиям в автономном округе против первоначального плана увеличен на 600 млн. рублей и составил 53,3 млрд. рублей.

В бюджеты муниципальных образований в автономном округе переданы налоговые доходы от акцизов на производимые на территории Российской Федерации автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, подлежащих зачислению в соответствии с законодательством Российской Федерации в окружной бюджет, по дифференцированным нормативам в размере 10% налоговых доходов консолидированного бюджета автономного округа от указанного налога. Данные доходы являются одним из источников формирования муниципальных дорожных фондов.

В соответствии с требованиями федерального законодательства приняты меры к повышению предсказуемости бюджетной политики и закреплению гарантий устойчивого экономического развития муниципальных образований в автономном округе. С 01 января 2014 года реализовано требование обязательного достижения критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований в автономном округе, исходя из величины которого должен определяться объём дотаций на выравнивание их бюджетной обеспеченности. Также закреплено правило о неснижении дотаций местным бюджетам по сравнению с объёмом, уже утверждённым законом об окружном бюджете на плановый период.

Приоритетом бюджетной политики автономного округа является внедрение в практику управления бюджетным процессом передовых инновационных технологий, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление бюджетных услуг.

В этой связи в 2013 году расширено применение автоматизации процессов планирования окружного бюджета на основе метода бюджетирования, ориентированного на результат. Запущена в эксплуатацию информационная система «Финансово-экономический анализ бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа» с WEB интерфейсом, что способствовало повышению доступности и открытости информации о деятельности органов государственной власти автономного округа.

Обеспечено подключение главных администраторов начислений к Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.

Проведена работа по переводу всех участников бюджетного процесса автономного округа на использование интернет-портального решения для взаимодействия с органами Федерального казначейства. Результатом развертывания системы станет повышение качества администрирования доходов бюджета, ускорение прохождения платежей в доход бюджета.

В отчётном периоде продолжена работа по проведению ежеквартальной оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств окружного бюджета, направленной  на формирование представления о финансовом положении и финансовых результатах их деятельности, а также на выявление проблем, связанных с исполнением полномочий участников бюджетного процесса.

В целях повышения качества казначейского исполнения бюджета в 2013 году проведен подготовительный комплекс работ по переходу с 01 января 2014 года на применение кодов Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО) вместо кодов Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО).


Информация по документу
Читайте также