Расширенный поиск

Постановление Правительства Тюменской области от 27.10.2016 № 466-п

ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

27 октября 2016 г.

466-п

г. Тюмень

О внесении изменений в постановление от 30.12.2014

№ 702-п

 

 

 

В постановление Правительства Тюменской области от 30.12.2014 № 702-п «Об утверждении государственной программы Тюменской области «Основные направления развития лесного комплекса» до 2020 года» внести следующие изменения:

приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

 

 

Губернатор области                                                                              В.В. Якушев

 

 

 


 

Приложение

к постановлению Правительства

Тюменской области

от 27 октября 2016 г. № 466-п

 

ПАСПОРТ

государственной программы Тюменской области

«Основные направления развития лесного комплекса» до 2020 года

 

Ответственный исполнитель Программы

Департамент лесного комплекса Тюменской области

Соисполнители Программы

Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области

Цель Программы

Цель "Повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций"

Задачи Программы

1. Сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров, вредных организмов;

2. Обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, повышение продуктивности и качества лесов;

3. Создание условий для рационального и интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций, а также повышение эффективности контроля за использованием и воспроизводством лесов;

4. Повышение эффективности управления лесами

Сроки реализации Программы

2015–2020 годы

Объемы и источники финансирования Программы

(с разбивкой по годам)

Всего 2015–2020 гг. – 5 097 526,4 тыс. руб., в том числе по годам:

2015 год – 971 344,7 тыс. руб., в том числе за счет субвенций из федерального бюджета 300 049,2 тыс. руб.;

2016 год – 995 155,7 тыс. руб., в том числе за счет субвенций из федерального бюджета 304 243,7 тыс. руб., за счет субсидий из федерального бюджета 31 451,4 тыс. руб.

2017 год – 770 038,0 тыс. руб.;

2018 год – 786 996,0 тыс. руб.;

2019 год – 786 996,0 тыс. руб.;

2020 год – 786 996,0 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

К концу срока реализации Программы ожидается достижение следующих значений целевых показателей:

Доля площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, в общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда – 0,221%;

Лесистость территории Тюменской области – 44,0%;

Доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда – 37,3%

 

Раздел 1. Приоритеты и цели государственной политики Тюменской области в сфере лесного комплекса Тюменской области

Лесной комплекс – система, включающая в себя совокупность ресурсов, отраслей и производств, связанных с изучением и учётом лесов, их воспроизводством, охраной от пожаров, вредителей и болезней, регулированием лесопользования, контролем за использованием лесных ресурсов.

Основным документом, регулирующим лесные отношения, является Лесной кодекс РФ. Непосредственно имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются также Гражданским кодексом РФ и Земельным кодексом РФ.

Согласно ст. 83 Лесного кодекса РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и Тюменской области, в сфере лесных отношений переданы следующие полномочия:

1) разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;

2) предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда;

3) выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;

4) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;

5) ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации;

6) осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного Кодекса;

6.1) утверждение проектной документации лесных участков в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда;

7) установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), и перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах;

8) учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на землях лесного фонда.

 

Государственным органом исполнительной власти Тюменской области, обеспечивающим в соответствии с действующим законодательством реализацию полномочий в сфере лесного хозяйства, осуществляющим разработку и реализацию государственной политики в сфере лесопромышленного комплекса является Департамент лесного комплекса Тюменской области.

Подведомственными Департаменту организациями являются Государственное бюджетное учреждение Тюменской области «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» (далее ГБУ ТО «Тюменская авиабаза»), Государственное казенное учреждение Тюменской области «Тюменское управление лесами» (далее ГКУ ТО «Тюменьлес»).

ГБУ ТО «Тюменская авиабаза» является бюджетным учреждением, осуществляющим мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда в Тюменской области, а также обеспечивает реализацию лесохозяйственных регламентов лесничеств Тюменской области.

ГКУ ТО «Тюменьлес» создано в целях оказания государственных услуг и выполнения работ и исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Тюменской области в сфере лесных отношений.

 

В целях реализации, переданных в соответствии со ст. 83 Лесного кодекса РФ полномочий в области лесных отношений, были приняты следующие нормативные правовые и правовые акты Тюменской области:

- Закон Тюменской области от 05.07.2007 №19 «О регулировании лесных отношений в Тюменской области»;

- постановление Губернатора Тюменской области от 19.12.2008 №113 "Об утверждении Лесного плана Тюменской области";

- постановление Правительства Тюменской области от 22.01.2007 №4-п «Об установлении ставок платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 41.4 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации";

- постановление Правительства Тюменской области от 09.07.2007 №150-п «Об утверждении ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и единицу площади лесного участка, находящегося в собственности Тюменской области»;

- постановление Правительства Тюменской области от 06.08.2007 №187-п «Об утверждении объемов заготовки древесины гражданами для собственных нужд в Тюменской области, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 41.3 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации»;

- постановление Правительства Тюменской области от 06.08.2007 №191-п «Об утверждении порядка заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан»;

- постановление Правительства Тюменской области от 19.03.2008 №79-п «О порядке отбора заявок коммерческих организаций на реализацию инвестиционных проектов в области освоения лесов Тюменской области».

 

Основные направления деятельности Департамента лесного комплекса Тюменской области ориентированы на решение стратегической цели и тактических задач, которые являются составной частью Программы.

 

Цель

Цель "Повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций"

Задачи

1. Сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров, вредных организмов;

2. Обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, повышение продуктивности и качества лесов;

3. Создание условий для рационального и интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций, а также повышение эффективности контроля за использованием и воспроизводством лесов;

4. Повышение эффективности управления лесами

 

Цель Программы соответствует Концепции долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 и на перспективу до 2030 года, стратегическому приоритету развития Тюменской области «Обеспечение динамичного и устойчивого экономического развития области» в части решения следующих задач:

- повышение конкурентоспособности экономики, в том числе за счет инновационной активности;

- повышение инвестиционной привлекательности экономики, увеличение доли инвестиций в валовом региональном продукте;

- создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест;

- увеличение производительности труда;

- развитие приоритетных секторов экономики, в том числе через стимулирование создания эффективных экономических кластеров.

К приоритетным направлениям развития лесного комплекса в период до 2020 года относятся:

- повышение эффективности деятельности по обнаружению и ликвидации лесных пожаров путем своевременной и качественной подготовки к пожароопасному сезону, внедрения информационных систем видеомониторинга, проведения авиационных полетов, оперативного реагирования на возникающие лесные пожары;

- снижение площадей погибших и поврежденных лесных насаждений путем своевременного проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;

- обеспечение объемов лесовосстановления в соответствии с Лесным планом области. Повышение эффективности выполняемых мероприятий по воспроизводству лесов;

- повышение эффективности деятельности лесной охраны;

- повышение конкурентоспособности лесопромышленного комплекса путем привлечения новых инвесторов, стимулирования модернизации существующих производств, развития глубокой переработки древесины;

- внедрение информационных технологий в управление лесным фондом, включая разработку моделей рабочих (бизнес) процессов организации «как есть» и «как должно быть»;

- обеспечение достоверности, актуальности и оперативности внесения информации в государственный лесной реестр путем повышения профессионального уровня специалистов лесного хозяйства;

- перевод государственных услуг в электронный вид (прием лесных деклараций, предоставление отчетов об использовании лесов);

- клиентоориентированность – повышение удовлетворенности государственными услугами;

- повышение престижа лесных профессий путем развития движения школьных лесничеств, создания условий по закреплению молодых специалистов, внедрения форм поддержки, повышения уровня заработной платы в отрасли;

- повышение эффективности управления отраслью в целом путем выявления и устранения проблем и «узких» мест.

 

Раздел 2. Система основных мероприятий государственной программы Тюменской области.

Достижение цели и решение задач Программы обеспечивается путем реализации комплекса нормативных правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий. Данная государственная программа Тюменской области «Основные направления развития лесного комплекса» разработана на период до 2020 года.

Система программных мероприятий является совокупностью мер, выполнение которых обеспечивает достижение целей и задач программы.

Программные мероприятия увязаны по срокам и ресурсам, обеспечивают решение задач Программы.

Программные мероприятия сгруппированы в соответствии с целями и задачами государственной программы и приведены в приложении 1 к программе «План мероприятий по реализации государственной программы Тюменской области «Основные направления развития лесного комплекса» до 2020 года».

Каждая из задач Программы носит комплексный характер и направлена на реализацию приоритетных направлений развития лесного комплекса Тюменской области.

Задача 1. «Сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров, вредных организмов».

В целях решения данной задачи предусмотрено осуществление комплекса мер по охране лесов от пожаров, тушению лесных пожаров в лесном фонде в Тюменской области, защите лесов, планирование и проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, локализация и ликвидация очагов вредных организмов.

Реализация мероприятий осуществляется за счет средств областного бюджета, субвенций из федерального бюджета.

Задача 2. «Обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, повышение продуктивности и качества лесов».

В целях решения данной задачи предусмотрены мероприятия, способствующие улучшению состояния лесного фонда, включая лесоразведение, лесовосстановление, уход за лесами.

Реализация мероприятий осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, средств областного бюджета.

Задача 3. «Создание условий для рационального и интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций, а также повышение эффективности контроля за использованием и воспроизводством лесов».

В целях решения данной задачи предусмотрены мероприятия по:

- получению и систематизации информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, как в целом по области, так и в разрезе муниципальных районов;

- по ускоренному развитию кредитных и лизинговых механизмов, обеспечивающих доступ промышленных предприятий к финансовым и материальным ресурсам, что позволяет решать проблемы предприятий лесопромышленного комплекса, связанные с обновлением основных производственных фондов, внедрением передовых технологий.

Соисполнителем Программы является Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области, как получатель бюджетных средств по программному мероприятию «Возмещение части затрат на оплату процентов по договорам кредита, заключенным с российскими кредитными организациями и субсидирование субъектов деятельности в сфере промышленности».

Реализация мероприятий осуществляется за счет средств областного бюджета, субвенций из федерального бюджета.

Задача 4. «Повышение эффективности управления лесами».

Для решения данной задачи реализуются мероприятия по подготовке, переподготовке, обучению специалистов лесного хозяйства, сопровождению программного продукта по управлению лесным хозяйством.

Реализация мероприятий осуществляется за счет средств областного бюджета, субвенций из федерального бюджета.

 

Раздел 3. Финансовое обеспечение государственной программы Тюменской области.

Программа финансируется за счет средств областного бюджета и средств субвенций из федерального бюджета, выделенных на осуществление полномочий в сфере лесных отношений. Внебюджетные средства на реализацию программных мероприятий не предусматриваются.

Финансовое обеспечение на реализацию Программы на весь период реализации государственной программы, в том числе с разбивкой по годам, указано в Паспорте государственной программы Тюменской области «Основные направления развития лесного комплекса» до 2020 года.

Распределение объемов финансирования по мероприятиям приведено в приложении 1 к Программе «План мероприятий по реализации государственной программы Тюменской области «Основные направления развития лесного комплекса» до 2020 года».

 

Раздел 4. Ожидаемые конечные результаты и показатели государственной программы Тюменской области.

Мероприятия государственной программы Тюменской области «Основные направления развития лесного комплекса» по лесовосстановлению, воспроизводству и защите лесов направлены на максимальное сохранение площадей, занятых лесом, и снижение негативного влияния, которое наносится природе заготовкой древесины, пожарами, гибелью лесов от вредителей и болезней, расширением площадей поселений, строительством транспортных магистралей и т.д.

Система показателей, позволяющая оценить степень достижения целей и задач государственной программы, приведена в приложении 2 к программе «Показатели реализации государственной программы Тюменской области «Основные направления развития лесного комплекса» до 2020 года».

К концу 2020 года ожидается достижение следующих значений целевых показателей:

- доля площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, в общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда – 0,221%;

- лесистость территории Тюменской области – 44,0%;

- доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда – 37,3.

 

Раздел 5. Оценка неблагоприятных факторов реализации государственной программы Тюменской области.

Достижение показателей цели и показателей задач зависит от степени влияния рисков воздействия внешних (не зависящих от ответственного исполнителя и соисполнителей Программы) факторов, влияющих на достижение плановых значений показателей и оказывающих негативное воздействие на реализацию цели государственной программы.

Достижение показателей цели и показателей задач зависит от реализации противопожарных мероприятий, материально-технического оснащения, необходимого для тушения лесных пожаров, а также от выполнения работ по воспроизводству лесов и лесоразведению, объема финансирования мероприятий, направленных на государственную поддержку лесопромышленных предприятий. Существует значительный риск не достижения данных показателей в связи с недостаточным финансированием, обстоятельствами непреодолимой силы (лесные пожары) и долговременными неблагоприятными природно-климатическими условиями.

Неблагоприятными метеорологическими условиями являются:

- заморозки – температура в воздухе или на почве в период активной вегетации менее 00, жара в период май-август, ветер более 25 м/сек., ливневые дожди 30 и более м/сек. в течение часа, продолжительные дожди 100 и более мм в течение 12 часов до 2 суток, гололедно-изморозовое отложение: гололеда диаметром 20 и более мм, изморози диаметром 50 и более мм, налипание мокрого снега толщиной 35 и более мм;

- высокая среднемесячная температура в зимние месяцы ("теплая зима").

На достижение значений показателей задач, связанных с оценкой развития арендных отношений, существенное влияние может оказать изменение законодательства на федеральном уровне.

На достижение показателей, оценивающих уровень развития инфраструктуры лесозаготовок и характеризующих расширение производственных мощностей лесопромышленных предприятий, значительное влияние оказывают экономические процессы в стране.

 

Основные причины, препятствующие развитию отрасли

Меры предотвращения рисков

Недостаточная сеть лесовозных дорог; (тормозит плановое ведение лесозаготовительной и лесохозяйственной деятельности на арендуемых лесных площадях включающее в себя соблюдение плана рубок леса, посадок, ухода за молодняками, охрану лесных территорий. Не способствует обеспечению ритмичной загрузки сырьем деревообрабатывающих предприятий, препятствует реализации стратегических планов развития, увеличению объемов производства, созданию новых рабочих мест, организации глубокой переработки древесины, утилизации отходов).

Оказание государственной поддержки предприятиям лесопромышленного комплекса.

С 2007 по 2014 годы арендаторами лесных участков построено и эксплуатируется более 125 км лесовозных дорог круглогодичного действия. В 2015 году построено более 6,5 км лесовозных дорог. На 2016 год планируется построить 5 км лесовозных дорог круглогодичного действия.

Недостаток высококвалифицированных рабочих и управленческих кадров; (замедляет процессы внедрения передовых, современных технологий в лесной сектор, что в свою очередь негативно отражается на темпах роста объемов производства всего лесопромышленного комплекса, а также угрожает реализации инвестиционных проектов отрасли.)

 

В регионе действует Соглашение о сотрудничестве между Правительством Тюменской области, Ассоциацией мебельщиков Тюменской области и Ассоциацией лесозаготовителей Тюменской области, в рамках которого организовано заключение соглашений между работодателями и ГАПОУ ТО «Тюменский лесотехнический техникум».

В наблюдательный совет ГАПОУ ТО «Тюменский лесотехнический техникум» входит представитель Департамента лесного комплекса Тюменской области, а также представители ведущих предприятий лесного комплекса региона.

На базе ГАПОУ ТО «Тюменский лесотехнический техникум» для работы в лесопромышленном комплексе региона готовят специалистов со средним профессиональным образованием. Программы подготовки специалистов для лесопромышленного комплекса Тюменской области составляются по запросам предприятий. Образовательным учреждением заключаются двухсторонние соглашения о сотрудничестве с ведущими предприятиями лесопромышленного комплекса, предусматривающие возможность проведения лабораторно-практических работ, учебной и производственной практики, стажировки преподавателей и дальнейшее трудоустройство выпускников.

Также в ГАПОУ ТО «Тюменский лесотехнический техникум» создан Многопрофильный центр прикладных квалификаций (МФЦПК), в котором ведется работа по подготовке и переподготовке квалифицированных работников для предприятий лесного комплекса региона. Департамент лесного комплекса Тюменской области ежегодно в данный центр направляет сотрудников подведомственных организаций для повышения квалификации.

Недостаток мощностей по переработке низкотоварной древесины; (сдерживает развитие арендных отношений и тормозит комплексное освоение расчетной лесосеки).

С целью содействия развитию мощностей по переработке низкотоварной древесины принят Закон Тюменской области от 09.11.2011 №78 «О мерах по развитию лесопромышленного комплекса в Тюменской области».

Для стимулирования увеличения объемов использования низкотоварной древесины и отходов древесного сырья, в том числе в коммунальной и промышленной энергетике, Правительством Тюменской области созданы условия для развития лесного бизнеса, оказывается финансовая помощь в создании новых и модернизации существующих производств для увеличения выпуска заказных, специфицированных, сухих пиломатериалов экспортного назначения, а также строганных погонажных деталей и клееных изделий, ориентированных на внутренний и внешний рынки.

В рамках Постановления Правительства Тюменской области от 07.05.2007 №105-п «О порядке отбора промышленных и лесопромышленных предприятий, операторов индустриальных парков на получение государственной поддержки» осуществляется государственная поддержка предприятий лесопромышленного комплекса, в том числе при приобретении оборудования используемого в коммунальной и промышленной энергетике для переработки древесных отходов с целью увеличения объемов использования низкотоварной древесины. Основными мерами государственной поддержки являются субсидирование части затрат по кредитам и лизингу оборудования.

Государственная поддержка лесопромышленных предприятий способствует реализации на территории региона двух инвестиционных проектов в области освоения лесов: «Строительство завода большеформатной фанеры в г. Тюмени» ООО «Тюменский фанерный завод» и «Заводоуковский лесной комплекс» «ЗАО «Загрос». Реализация данных проектов позволяет перерабатывать значительные объемы низкотоварной древесины.

Отдельным направлением переработки низкотоварной древесины является развитие тепловой и электрической генерации на древесных отходах. Это один из эффективных в настоящий момент подходов в энергетике. Конкурентоспособность использования древесных отходов и некондиционной древесины на энергетические цели на внутреннем рынке будет только повышаться, особенно по мере постепенного выравнивания внутренних и мировых цен на традиционные энергоресурсы (нефть, мазут, газ).

Предприятиями Тюменской области реализованы проекты по строительству и эксплуатации более 10 котельных, использующих в качестве топлива отходы деревообработки. ООО «Тюменский фанерный завод» в 2015 году ввел первые в регионе мощности по генерации электроэнергии.

В регионе организовано производство древесных топливных гранул – пеллетов. Таким образом, созданы предпосылки для развития биоэнергетического рынка.

Вместе с тем, в регионе имеются большие запасы низкосортной древесины, создается достаточно большое количество отходов, образуемых в процессе деревообработки, поэтому создание новых мощностей по переработке отходов и низкосортной древесины крайне востребовано.

 


Информация по документу
Читайте также