Расширенный поиск
Постановление Правительства Самарской области от 16.12.2016 № 755
ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 16 декабря 2016 г. N 755
О СОЗДАНИИ ДЕТСКОГО ТЕХНОПАРКА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
В целях реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 N 497, и плана мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 N 729-р, Правительство Самарской области постановляет: 1. Утвердить прилагаемые: Концепцию создания и функционирования детского технопарка в Самарской области на 2017 - 2019 годы; комплекс мер ("дорожную карту") по созданию и функционированию в Самарской области детского технопарка на 2017 - 2019 годы. 2. Определить региональным координатором, ответственным за создание и функционирование детского технопарка в Самарской области, министерство образования и науки Самарской области. 3. Определить региональным оператором, ответственным за функционирование детского технопарка в Самарской области, государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Самарский областной центр детско-юношеского технического творчества". 4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство образования и науки Самарской области (Пылева). 5. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации. 6. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый вице-губернатор - председатель Правительства Самарской области А.П.НЕФЕДОВ
Утверждена Постановлением Правительства Самарской области от 16 декабря 2016 г. N 755
КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО ТЕХНОПАРКА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2017 - 2019 ГОДЫ
1. Организационно-правовая модель детского технопарка
Реализация настоящей Концепции направлена на создание и функционирование в Самарской области регионального детского технопарка "Кванториум - 63 регион" (далее - детский технопарк) и подразумевает формирование ресурсно-методического центра, обеспечивающего обучение детей и молодежи по дополнительным общеобразовательным программам инженерно-технической направленности с использованием инновационного оборудования и программного обеспечения. Детский технопарк создается как структурное подразделение государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Самарский областной центр детско-юношеского технического творчества" (далее - СОЦДЮТТ) с возможностью осуществления образовательной деятельности в городах Самара и Тольятти на основе постоянного взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, индустриальными партнерами, учреждениями высшего и среднего профессионального образования. Цели реализации настоящей Концепции: создание инновационной практико-ориентированной образовательной среды для реализации инженерно-технологического и информационно-технологического образования на основе проектно-конструкторской и экспериментально-исследовательской деятельности обучающихся детского технопарка; привлечение молодежи к изучению и практическому освоению основ наукоемких отраслей и инженерных специальностей; обеспечение доступа молодежи к высокотехнологичному производственному оборудованию; создание площадки для реализации проектной и исследовательской деятельности, конструирования, программирования, моделирования, прототипирования; мотивация обучающихся и углубленное изучение ими предметов естественно-научного цикла; развитие творческого подхода и креативности; создание условий для личностного и профессионального самоопределения и развития молодежи. Задачи настоящей Концепции: разработка и внедрение модели функционирования регионального детского технопарка с участием негосударственного сектора, промышленных предприятий и организаций реального сектора экономики; создание регионального банка данных об одаренных детях - участниках детского технопарка, проявивших значительные таланты в научно-техническом творчестве, и разработка системы их поддержки (реализация идеи социального лифта для одаренных детей); разработка и реализация модели непрерывного повышения квалификации кадрового состава системы образования региона по естественно-научным и техническим направлениям в рамках деятельности детского технопарка; обновление форм, методов и приемов дополнительного образования детей в области научно-технического творчества, включая создание системы дистанционной поддержки реализации дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технической направленности, в том числе с использованием системы дистанционного обучения и видеоприсутствия; разработка и реализация широкого спектра дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и инженерно-технической направленности (включая дистанционные образовательные модули), соответствующих приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации, стимулирующих творческую активность обучающихся, реализующих идею осознанного выбора будущей профессии, доступных для обучающихся независимо от места проживания, состояния здоровья и социально-экономического положения семьи; обеспечение системы подготовки обучающихся региона к участию в ведущих всероссийских и международных естественно-научных, инженерных и научно-технических конференциях, конкурсах и соревнованиях, в том числе в мероприятиях, проводимых в рамках проекта JuniorSkills по стандартам WorldSkills, а также инженерной Олимпиаде Национальной Технологической Инициативы; разработка и реализация модели сетевого взаимодействия детского технопарка с образовательными организациями, расположенными на территории Самарской области, а также индустриальными партнерами и предприятиями. Региональным координатором, ответственным за создание и функционирование детского технопарка в Самарской области, является министерство образования и науки Самарской области (далее - Министерство). Региональным оператором технопарка является СОЦДЮТТ, который осуществляет оперативную деятельность по созданию и функционированию детского технопарка (с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья): закупку оборудования, установку и техническое обслуживание оборудования, набор преподавателей, набор учащихся, составление расписания занятий, обеспечение осуществления образовательного процесса и т.д., а также сетевое взаимодействие с организациями-партнерами. Структура детского технопарка представлена на схеме:
+--------------------------------+ |Министерство образования и науки| |Самарской области - региональный| | координатор | +---------------+----------------+ \/ +--------------------------------+ |СОЦДЮТТ - региональный оператор| +---------------+----------------+ \/ +--------------------------------+ | Заместитель директора | |СОЦДЮТТ - руководитель детского| | технопарка | +-----+-----------------------+--+ \/ \/ +---------------------------------+ +---------------------------------+ |Заместитель руководителя детского| |Заместитель руководителя детского| |технопарка - координатор площадки| |технопарка - координатор площадки| | в г. Самаре | | в г. Тольятти | +---------------------------------+ +---------------------------------+
+-----------------------------------+ |Учебно-методический отдел (18 чел.)| +-----------------------------------+
+--------------------------------+ | Бухгалтерия | | (главный бухгалтер - 1 чел.) | +--------------------------------+
+---------------------------------+ |Отдел организационно-технического| |сопровождения и обеспечения связи| | с общественностью (17 чел.) | +---------------------------------+
Исходя из основных образовательных направлений деятельности, детский технопарк будет включать: лабораторию виртуальной реальности, оснащенную инструментами дополненной реальности; робототехнические лаборатории, укомплектованные современными конструкторами, ресурсными наборами, электронными компонентами, микроконтроллерами; космическую лабораторию, укомплектованную симуляторами космических аппаратов и конструкторами микроспутников на специальном стенде, который моделирует движение спутника по земной орбите; IT-лаборатории, оснащенные современными вычислительными устройствами, периферийными и мобильными устройствами и другими техническими средствами информатизации (лаборатории могут трансформироваться в лекторий); авиамодельную мастерскую, оснащенную образовательными наборами авиационных моделей, беспилотными летательными аппаратами, квадрокоптерами; лабораторию для реализации образовательных программ и проведения исследований в области наноиндустрии; мастерскую, оснащенную образовательными наборами для организации занятий в области автомоделирования; лабораторию для реализации образовательных программ в области промышленного дизайна; специализированный цех, оборудованный современными обрабатывающими сверлильными, фрезерными, токарными станками с числовым программным управлением, 3D-принтерами, 3D-сканерами и другим оборудованием прямого цифрового производства и прототипирования. По мере развития детского технопарка планируется создать на его базе: коворкинг-центр - дополнительную зону для реализации технологических стартапов учащихся; интерактивный квантомузей - научно-развлекательный центр, дающий возможность участия в экспериментах, опытах и других познавательных действиях; медиатеку с зоной отдыха - дополнительной зоной для индивидуальной работы. Основными формами организации образовательного процесса в детском технопарке будут являться: реализация дополнительных общеобразовательных программ, а также организация и проведение краткосрочных (длительностью до трех месяцев) образовательных курсов (на безвозмездной и платной основе); проведение экскурсионных мероприятий; реализация научно-исследовательских и практико-ориентированных проектов обучающихся с участием сотрудников вузов и производственных предприятий; решение кейсовых заданий. На первоначальном этапе планируется предоставление платных образовательных услуг для 20% обучающихся технопарка. До конца 2019 года доля детей, получающих платные образовательные услуги, составит 50%.
2. Направления деятельности детского технопарка
Образовательный процесс в детском технопарке будет направлен на помощь в приобретении обучающимися навыков XXI века: командной работы, коммуникации, управления проектами, генерации идей. Планируется обеспечить развитие интересов и способностей обучающихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности, а также понимания ими смысла основных научных понятий и законов, взаимосвязи между ними, формирования представлений о физической картине мира. Деятельность детского технопарка будет осуществляться по восьми приоритетным направлениям на двух площадках: в городе Самаре - "Аэроквантум", "IT-квантум", "Робоквантум", "Космоквантум", "VR"; в городе Тольятти - "IT-квантум", "Робоквантум", "Наноквантум", "Автоквантум", "Промышленный дизайн". Направленность квантов определялась в соответствии с развитием ведущих отраслей экономики Самарской области и потребностями каждой из двух территорий, а также с учетом присвоения городскому округу Тольятти статуса "Территория опережающего развития". Направление "Космоквантум" предполагает изучение физико-математических основ, электротехники, радиотехники, электроники и фотоники. Школьники познакомятся с основными понятиями астрономии, научатся работать с данными, полученными со спутников, моделировать и создавать прототипы устройств, а также программировать эти устройства. Направление "Аэроквантум" предполагает изучение малой беспилотной авиации и получение практических навыков управления беспилотными летательными аппаратами (БПЛА). Обучающиеся познакомятся с основными частями БПЛА, освоят принципы работы и управления мультикоптера, получат навыки проектирования собственных аппаратов, построения 3D-моделей путем фотограмметрии и опыт работы с различными датчиками и сенсорами, освоят управление посредством нейроинтерфейса, имеющегося в распоряжении нейрокванта. Направление "IT-квантум" обеспечивает знания, необходимые для программирования микроконтроллеров, микрокомпьютеров класса Arduino, Raspberry pi и др. Обучающиеся получат навыки создания и тестирования компьютерных сетей, изучат программно-аппаратные средства выявления неисправностей в них. Направление "Робоквантум" предполагает изучение передовых технологий в области электроники, мехатроники и программирования, конструирование и программирование роботов. Обучающиеся будут вовлечены в робототехнику посредством применения Lego Mindstorm EV3, познают азы конструирования и программирования, научатся самостоятельно проектировать и изготавливать элементы корпуса и конструкции робота. В рамках направления "VR" ученики примут участие в создании собственных миров, изучат возможности и научатся работать с оборудованием из футурологических фильмов, создадут свои прототипы VR - шлемов. Направление "Наноквантум" обеспечит знакомство учащихся со свойствами и структурами металлов. Обучающиеся исследуют металлы и сплавы, измерят физические величины, примут участие в создании новых материалов для медицины, авиации, космоса. Направление "Автоквантум" предполагает знакомство и изучение технологий машиностроения, обучение конструированию наземного и беспилотного транспорта. Направление "Промышленный дизайн" - это обучение промышленному дизайну посредством макетирования, дизайн-проектирования, 3D-моделирования.
3. Площадка для размещения технопарка
Расположение детского технопарка планируется на двух площадках: в городском округе Самара по адресу: Студенческий переулок, д. 3А, г. Самара, Самарская область, 443001 (площадь для размещения детского технопарка - 710 кв. м); в городском округе Тольятти по адресу: Южное шоссе, д. 161, Тольятти, Самарская область, 445035 (площадь для размещения детского технопарка - 1000 кв. м). Каждая из представленных площадок находится в зоне транспортной и пешеходной доступности.
4. Интеллектуальные партнеры и предприятия-партнеры из реального сектора экономики
Предполагается, что за каждым образовательным направлением технопарка будут закреплены соответствующие кафедры ведущих вузов региона и отраслевые индустриальные предприятия-партнеры.
Таблица 1
Перечень интеллектуальных партнеров
Таблица 2
Перечень бизнес-партнеров (менторов)
5. Опыт выполнения программ и кадровый потенциал по дополнительному образованию детей в естественно-научном и техническом направлении
В Самарском регионе имеется богатый опыт организации крупных массовых мероприятий, способствующих интенсивному развитию технического творчества. Среди наиболее значимых мероприятий можно выделить следующие: межрегиональный форум "Созвездие IQ" - Самарский НАНОГРАД (ежегодное число участников - более 150 талантливых старшеклассников из регионов Приволжского федерального округа), в проведении которого принимают участие преподаватели ведущих вузов, ссузов и научных организаций Самарской области, представители Фонда инфраструктурных и образовательных программ, промышленных предприятий Самарской области; робототехнический фестиваль "РобоФест-Приволжье" (ежегодное число участников - более 400 обучающихся из Самарской, Волгоградской, Оренбургской областей, Мордовии, Удмуртии, Татарстана и Казахстана), проходящий в рамках реализации программы "Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России" в соответствии с федеральным календарем отборочных мероприятий; открытый региональный чемпионат "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia), в котором принимают участие более 800 человек, представляющих порядка 100 организаций и предприятий, 26 учреждений профессионального образования региона; региональный чемпионат JuniorSkills, в котором в 2016 году приняли участие 186 учащихся образовательных организаций Самарской области по 5 компетенциям: мобильная робототехника, беспилотные технологии, малярные и декоративные работы, дошкольное воспитание, физическая культура. В регионе организована деятельность инновационных площадок по разработке и апробации образовательных технологий и программ технической направленности, в частности: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 5 образовательный центр "Лидер" городского округа Кинель (тематика - "Использование основ робототехники во внеурочной деятельности как средство формирования метапредметных универсальных учебных действий"); муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества "Радуга" городского округа Самара (тематика - "Образовательная робототехника и беспилотные технологии"); муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Родник" городского округа Тольятти (тематика - "Организация сетевого взаимодействия в сфере технической направленности"). Можно также отметить следующие лучшие практики и проекты в сфере технического творчества учащихся: техноцентр (СОЦДЮТТ); программы "Скоростные автомодели", "Робототехника и легоконструирование", "Беспилотные технологии и робототехника" (муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей при Центре детского творчества "Радуга" г.о. Самара); формирование и функционирование инновационной инфраструктуры в сфере научно-технического творчества, моделирования и робототехники (лицей авиационного профиля, лицей N 131 "Созвездие", средняя общеобразовательная школа N 29 г.о. Самара); проект "Инженерная сила" (направлен на развитие сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций, промышленных предприятий и бизнес-структур в сфере научно-технического творчества, в том числе в области робототехники); центры молодежного интеллектуального творчества на базе ведущих вузов региона (3 - в Самаре, 1 - в Тольятти). Среди значимых достижений учащихся Самарской области в сфере технического творчества можно назвать следующие: по итогам Всемирной конференции по робототехнике (ноябрь 2015 года, Китай) команда Самарского лицея информационных технологий вошла в рейтинг лучших команд - участниц международных молодежных соревнований, заняв 7-е место в мире; по итогам VIII Всероссийского робототехнического фестиваля "РобоФест 2016" (апрель 2016 года, Москва) команды из Самарской области завоевали восемь первых мест; по итогам Всемирной Робототехнической Олимпиады (ноябрь 2016 года, Индия) команда Самарской области заняла 7-е место. Кадровое обеспечение системы технического творчества учащихся в целом стабильное. Можно отметить увеличение числа молодых педагогов технического профиля, а также их долю от общего числа педагогов дополнительного образования (2011/12 учебный год - 7,3%; 2015/16 учебный год - 20,4%), то есть каждый пятый педагог в системе технического творчества моложе 30 лет. В приложении 1 (не приводится) к настоящей Концепции представлены проекты зонирования помещений детского технопарка; в приложении 2 (не приводится) к настоящей Концепции представлен дизайн-проект детского технопарка; в приложении 3 к настоящей Концепции представлены проекты штатного расписания площадок детского технопарка в городах Самаре и Тольятти; в приложении 4 к настоящей Концепции представлены инфраструктурные листы (планируемое к закупке образовательное оборудование); в приложении 5 к настоящей Концепции представлен расчет затрат на реализацию комплекса мер ("дорожной карты") по созданию и функционированию в Самарской области детского технопарка на 2017 - 2019 годы.
Приложение 3 к Концепции создания и функционирования детского технопарка в Самарской области на 2017 - 2019 годы
Проект штатного расписания детского технопарка "Кванториум - 63 регион" (Самара)
Проект штатного расписания детского технопарка "Кванториум - 63 регион" (Тольятти)
Приложение 4 к Концепции создания и функционирования детского технопарка в Самарской области на 2017 - 2019 годы
Инфраструктурный лист детского технопарка "Кванториум - 63 регион" (Самара)
IT-квантум
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|