Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Мордовия от 02.12.2016 № 595

 

 

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 2 декабря 2016 года № 595

г.Саранск

 

 

О внесении изменений в государственную программу

Республики Мордовия «Доступная среда» на 2014-2018 годы

 

 

В целях обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных групп населения Правительство Республики Мордовия

 

постановляет:

 

1. Внести в государственную программу Республики Мордовия «Доступная среда» на 2014-2018 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Мордовия от 4 октября 2013 г. № 452 «Об утверждении государственной программы Республики Мордовия «Доступная среда» на 2014-2018 годы» (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Мордовия от 27 января 2014 г. № 4, от 14 апреля 2014 г. № 141, от 21 июля 2014 г. № 329, от 20 октября 2014 г. № 512, от 8 декабря 2014 г. № 601, от 19 января 2015 г. № 18, от 18 мая 2015 г. № 272, от 29 июля 2015 г. № 449, от 30 мая 2016 г. № 277) изменения, изложив ее в следующей редакции:

 

«Утверждена

постановлением Правительства

Республики Мордовия

от 4 октября 2013 года № 452

(изложена в редакции

постановления Правительства

Республики Мордовия

от 2 декабря 2016 года № 594)

 

Государственная программа Республики Мордовия

«Доступная среда» на 2014-2020 годы

 

Паспорт

Государственной программы Республики Мордовия

«Доступная среда» на 2014-2020 годы

 

Наименование Программы

Государственная программа Республики Мордовия «Доступная среда» на 2014-2020 годы (далее - Программа)

 

Основания для разработки Программы

постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации»;

постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы»;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года);

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 575 «Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения»;

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 марта 2016 г. № 125н «Об утверждении формы соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование расходов на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, формы заявки о ее перечислении, форм отчетов об исполнении субъектом Российской Федерации обязательств, вытекающих из соглашения, и перечня документов, предоставляемых одновременно с программой субъекта Российской Федерации»;

Закон Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. № 94-З «О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года»;

постановление Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. № 234 «О разработке и реализации государственных программ Республики Мордовия»

 

Ответственный исполнитель

Программы

Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия

 

Соисполнители Программы

 

Министерство здравоохранения Республики Мордовия;

Министерство образования Республики Мордовия;

Министерство спорта и физической культуры Республики Мордовия;

Министерство культуры и туризма Республики Мордовия;

Министерство печати и информации Республики Мордовия;

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия;

Министерство торговли и предпринимательства Республики Мордовия;

Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения;

Государственный комитет Республики Мордовия по транспорту

 

Цель Программы

повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) в Республике Мордовия

 

Задачи Программы

формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров в Республике Мордовия;

оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Республике Мордовия;

формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, занятости, здравоохранения, культуры, образования, транспорта и пешеходной инфраструктуры, информации и связи, физической культуры и спорта в Республике Мордовия;

повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Республике Мордовия

 

Целевые показатели (индикаторы) Программы

доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Республике Мордовия;

доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Мордовия;

доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан в Республике Мордовия;

доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг;

доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты Республики Мордовия;

доля приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве объектов органов службы занятости Республики Мордовия;

доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения Республики Мордовия;

доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры Республики Мордовия;

доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта Республики Мордовия;

доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения Республики Мордовия;

доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава (автобусного, трамвайного, троллейбусного) Республики Мордовия;

доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры Республики Мордовия;

доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста в Республике Мордовия;

доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в Республике Мордовия;

доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций в Республике Мордовия;

доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в Республике Мордовия;

доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций Республики Мордовия

 

Сроки и этапы реализации Программы

2014-2020 годы, в том числе:

I этап - 2014-2018 годы;

II этап - 2019-2020 годы

 

Объемы и источники финансирования Программы

общий объем финансирования реализации Программы составляет 439001,1 тыс. рублей, из них:

в 2014 году - 205297,6 тыс. рублей;

в 2015 году - 51477,1 тыс. рублей;

в 2016 году - 18585,9 тыс. рублей;

в 2017 году - 36290,5 тыс. рублей;

в 2018 году - 42450,0 тыс. рублей;

в 2019 году - 42450,0 тыс. рублей;

в 2020 году - 42450,0 тыс. рублей;

прогнозируемый объем средств федерального бюджета - 253241,9 тыс. рублей, из них:

в 2014 году - 101818,8 тыс. рублей;

в 2015 году - 28741,7 тыс. рублей;

в 2016 году - 8391,4 тыс. рублей;

в 2017 году - 25053,2 тыс. рублей;

в 2018 году - 29745,6 тыс. рублей;

в 2019 году - 29745,6 тыс. рублей;

в 2020 году - 29745,6 тыс. рублей;

объем средств республиканского бюджета Республики Мордовия - 155759,2 тыс. рублей, из них:

в 2014 году - 73478,8 тыс. рублей;

в 2015 году - 22735,4 тыс. рублей;

в 2016 году - 10194,5 тыс. рублей;

в 2017 году - 11237,3 тыс. рублей;

в 2018 году - 12704,4 тыс. рублей;

в 2019 году - 12704,4 тыс. рублей;

в 2020 году - 12704,4 тыс. рублей;

прогнозируемый объем средств местного бюджета в 2014 году - 30000,0 тыс. рублей

 

Ожидаемые результаты реализации Программы

увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов Республики Мордовия;

увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Мордовия;

увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты населения Республики Мордовия;

увеличение доли приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве объектов органов службы занятости Республики Мордовия;

увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения Республики Мордовия;

увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры Республики Мордовия;

увеличение доли учреждений профессионального образования, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение;

увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта Республики Мордовия;

увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения Республики Мордовия;

увеличение доли парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава (автобусного, трамвайного, троллейбусного) Республики Мордовия;

увеличение доли приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры республики Мордовия;

увеличение доли граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан субъекта Российской Федерации.

 

Раздел 1. Характеристика проблемы и обоснование

необходимости ее решения программными методами

 

Основания для разработки Программы. Основные нормативные правовые акты, на основании которых разработана Программа: постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 1225 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации»; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р; распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2181-р (об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы); приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 575 «Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения».

Нормативные правовые акты Республики Мордовия, в соответствии с которыми разработана Программа: законы Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. № 94-З «О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года», от 28 декабря 2004 г. № 102-З «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия», постановления Правительства Республики Мордовия от 29 августа 2006 г. № 384 «О разработке и реализации республиканских и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия», от 8 октября 2012 г. № 363 «О Республиканской целевой программе развития Республики Мордовия на 2013-2018 годы», распоряжение Правительства Республики Мордовия от 29 ноября 2010 г. № 663-Р (об утверждении Концепции Республиканской целевой программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы).

Региональные проблемы в сфере реабилитации и социальной интеграции инвалидов, создания для них доступной среды жизнедеятельности. В основе интеграции инвалидов в общество лежит целостный подход, основным принципом которого является принцип доступности, провозглашенный в резолюции 52/82 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1997 г. в качестве приоритетной задачи содействия обеспечению равных возможностей для инвалидов. Уделение этому фактору первоочередного внимания является отражением переноса акцента с медицинских аспектов инвалидности на применение социально-экономических моделей, предусматривающих расширение прав и возможностей инвалидов, их участие в жизни общества, изменение среды для содействия обеспечению равных возможностей для всех. Доступность - это не только забота об отдельной социальной группе, а важнейшая предпосылка для улучшения положения всего населения.

В статье 9 Конвенции о правах инвалидов (2006 год) отмечается: «Чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах».

В немалой степени эффективность политики в отношении инвалидов зависит от масштабов процесса инвалидизации в стране, который обусловлен множеством факторов, таких как состояние здоровья нации, уровень здравоохранения, социально-экономическое развитие, качество экологической среды, историческое наследие, участие в войнах, вооруженных конфликтах и т. д. В России все перечисленные факторы на протяжении 1990-х и начала 2000-х годов имели ярко выраженный негативный вектор, что предопределяет высокие показатели инвалидности как в Российской Федерации в целом, так и в Республике Мордовия в частности.

Согласно статистическим данным, по состоянию на 1 января 2015 г. численность населения Республики Мордовия составляет 808,9 тыс. человек, в том числе 76883 инвалидов, что составляет почти 10% от всей численности населения Республики Мордовия. Из общей численности инвалидов количество инвалидов I группы составляет 7487 человек, II группы - 33497 человек, III группы - 33595 человек, детей-инвалидов -2304 человек.

Следует отметить, что начиная с 2011 года в Республике Мордовия наблюдается устойчивое снижение численности инвалидов. За четыре года она уменьшилась на 4999 человек или 6,5 процента.

В 2016 году в органах социальной защиты населения зарегистрированы: 1181 инвалид с нарушениями функции слуха, что составляет 1,5% от общей численности инвалидов; 2323 инвалида с нарушениями функции зрения, что составляет 3% от общей численности инвалидов; 5018 инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы, что составляет 6,5% от общей численности инвалидов.

Наблюдается незначительное снижение доли граждан, впервые признанных инвалидами в трудоспособном возрасте. В 2011 году из общей численности инвалидов инвалиды в трудоспособном возрасте составляли 5005 человек (6,1%), в 2012 году - 4638 человек (5,7%), в 2013 году - 4465 человек (5,6%), в 2014 году - 4234 человека (5,4%).

В 2011 году численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет составляла 2656 человек (3,2%), в 2012 году - 2536 человек (3,1%), в 2013 году - 2427 человек (3,0%), в 2014 году - 2408 человек (3,0%), в 2015 году - 2304 человека (2,9%).

Вместе с тем проблемы детской инвалидности являются актуальными. Вызывает беспокойство то, что самой большой группой среди причин болезней, по которым впервые устанавливается инвалидность, остаются врожденные аномалии.

Таким образом, анализ статистических данных свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности. Во многом это обусловлено высоким уровнем заболеваемости и травматизма населения, недостаточным качеством медицинской помощи и услуг, оказываемых лечебно-профилактическими учреждениями и учреждениями медико-социальной экспертизы, а также другими причинами. Особо обращает на себя внимание тот факт, что значительная часть людей, впервые признанных инвалидами, входит в группу населения трудоспособного возраста. Значит, речь идет не только о сохранении их здоровья, но и возможности работать, жить полноценной жизнью.

Согласно Указу Главы Республики Мордовия от 15 июня 2009 г. № 115-УГ создан Совет при Главе Республики Мордовия по делам инвалидов (далее - Совет), который является координационным органом при Главе Республики Мордовия, созданным в целях совершенствования координации деятельности между территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органами государственной власти Республики Мордовия, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными и другими организациями при рассмотрении вопросов, связанных с решением проблем инвалидности и инвалидов в Республике Мордовия, повышения качества их жизни и создания условий для оперативного рассмотрения проблем.

В рамках своих полномочий Совет осуществляет следующие функции:

участвует в разработке и реализации региональных целевых программ в области социальной защиты инвалидов в Республике Мордовия;

рассматривает вопросы социальной защиты инвалидов, требующие государственной координации деятельности территориальных органов федеральных органов власти Российской Федерации, органов государственной власти Республики Мордовия, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм, общественных объединений, расположенных на территории Республики Мордовия;

рассматривает предложения органов государственной власти Республики Мордовия, органов местного самоуправления, общественных объединений инвалидов, организаций, граждан по вопросам социально-экономических, правовых и общественно-политических условий жизни инвалидов;

взаимодействует со средствами массовой информации для более полного и системного информационного освещения деятельности органов государственной власти Республики Мордовия по решению проблем инвалидов;

взаимодействует с общественными объединениями инвалидов и содействует их деятельности.

Необходимость комплексного подхода к решению проблемы создания доступной среды жизнедеятельности в Республике Мордовия и ее решения программно-целевым методом. Целесообразность решения проблемы обеспечения доступности среды для инвалидов и других маломобильных групп населения программно-целевым методом определяется:

1) ее масштабностью, высокой социально-экономической значимостью (решение проблемы предполагает модернизацию, дооборудование значительной части существующих объектов социальной, транспортной, информационной инфраструктур, а также организацию строительства новых объектов с учетом требований доступности);

2) инновационным характером (для ее решения потребуется выработка новых нормативных, методических решений, создание и внедрение механизмов формирования доступной среды, повышения эффективности реабилитационных услуг);

3) комплексностью (необходимо решение различных задач правового, финансового, информационного характера, затрагивающих интересы различных групп собственников, а также реализация соответствующего комплекса мероприятий);

4) межведомственным характером (потребуется консолидация усилий Правительства Республики Мордовия, исполнительных органов государственной власти, администраций муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск, общественных организаций инвалидов);

5) длительностью решения (проблема может быть решена в течение ряда лет путем реализации комплекса мероприятий).

Программа является продолжением проводимых в Республике Мордовия комплексных мероприятий по созданию условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, обеспечению доступности объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также повышению уровня и качества их жизни.

В Республике Мордовия существенную роль в оказании различных видов социальной помощи инвалидам играют стационарные, полустационарные и нестационарные формы обслуживания.

В Республике Мордовия в Государственном бюджетном учреждении «Комплексный центр социального обслуживания по городскому округу Саранск» функционирует полустационарное структурное подразделение -отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями, рассчитанное на 14 детей-инвалидов школьного возраста. Услуги по обслуживанию в отделении оказываются бесплатно, доставка детей в отделение и домой осуществляется специальным автотранспортом в сопровождении педагога-психолога. Отделение реабилитации оказывает детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом и умственном развитии, психолого-социальную и социально-педагогическую помощь, а также проводит социально-реабилитационные мероприятия с родителями, воспитывающими детей-инвалидов.

Востребованность учреждений социальной защиты населения различными категориями граждан с ограниченными возможностями здоровья требует комплексного подхода к адаптации зданий и прилегающих территорий к нуждам инвалидов и других маломобильных групп населения. В связи с этим планируется комплексная адаптация зданий, в которых располагаются учреждения социальной защиты населения и организации социального обслуживания и прилегающих территорий к нуждам инвалидов и других маломобильных групп населения.

Модернизация отделения позволит улучшить качество предоставляемых услуг и расширить его вместимость, поскольку число детей-инвалидов, не подлежащих обучению и, следовательно, не посещавших никаких детских учреждений, увеличивается.

В Республике Мордовия функционирует сеть стационарных учреждений для граждан пожилого возраста и инвалидов на 2228 мест: 4 психоневрологических интерната, 18 домов-интернатов общего типа, два дома-интерната для детей-инвалидов на 160 мест, в которых проживает более 2000 граждан.

В организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, созданы необходимые условия для быта: одно - двухместные благоустроенные комнаты для проживания, оборудованные необходимой мебелью, инвентарем. Норма предоставления площади спальных помещений соответствует требованиям СП 2.1.2.3358-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания».

Ежегодно укрепляется и расширяется лечебная база организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме. Для оказания медицинской помощи в организациях оборудованы кабинеты физиотерапии, массажа, лечебной физкультуры, сенсорные комнаты и кабинеты психологической разгрузки, стоматологические кабинеты, лаборатории. Для проведения медикаментозного лечения имеются процедурные кабинеты.

Приобретается необходимое медицинское, технологическое оборудование, автотранспорт, средства реабилитации коллективного пользования (подъемники, передвижные умывальники, кресла-стулья с санитарным оснащением, кресла-каталки, медицинские кровати, противопролежневые матрацы для лежачих больных).

Во всех организациях созданы запасы лекарственных средств.

Ежегодно проводится углубленный осмотр проживающих врачами лечебно-профилактических учреждений здравоохранения.

Одним из приоритетных направлений государственной политики должно стать обеспечение доступности образовательных учреждений с целью создания условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию.

Инфраструктура действующих образовательных учреждений не позволяет детям-инвалидам учиться вместе со своими сверстниками в общеобразовательных школах. Большинство образовательных учреждений Республики Мордовия были построены в советские времена и не приспособлены под потребности маломобильных групп населения. Таким образом, не все инвалиды имеют возможность получить должное образование и затем в дальнейшем реализовать себя в трудовой деятельности.

Проводимые мероприятия по повышению доступности средних образовательных учреждений и учреждений среднего профессионального образования позволит увеличить число обучающихся в них детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. За счет средств федерального бюджета, выделенных Министерством образования и науки Российской Федерации Министерству образования Республики Мордовия, для реализации данного направления были закуплены транспортные средства, установлен лифт, пандусы, интерактивные доски, приобретены компьютерная техника и сенсорные комнаты для учреждений общего образования в шести районах Республики Мордовия.

Учитывая, что люди с ограниченными возможностями здоровья являются одной из наиболее нуждающихся в медико-социальной поддержке категорий населения, в Республике Мордовия продолжается работа по созданию системы непрерывной и комплексной медико-социальной реабилитации ветеранов и инвалидов. Специалисты на дому проводят осмотры, а также необходимые обследования нетранспортабельных больных, особенно одиноких.

В настоящее время в Республике Мордовия проводится работа по формированию медицинского этапа реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в рамках подпрограммы «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям» государственной программы развития здравоохранения Республики Мордовия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 20 мая 2013 г. № 185, завершение которой планируется в 2020 году. На 2017 год в рамках вышеуказанной подпрограммы предусмотрено 54508,8 тыс. рублей, в том числе 47930,5 тыс. рублей средства Территориального фонда медицинского страхования Республики Мордовия, 6578,3 тыс. рублей средства республиканского бюджета Республики Мордовия.

В большинстве учреждений здравоохранения организованы пункты льготного отпуска лекарств инвалидам и другим маломобильным группам населения непосредственно в поликлиниках, используются выездные формы обслуживания инвалидов лекарствами в сельской местности, в Министерстве здравоохранения Республики Мордовия работает «горячая линия». Таким образом, в Республике Мордовия создана технологичная система оказания почти полного спектра медицинских услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения. В случае необходимости оказания высокотехнологичной помощи инвалиды направляются в федеральные центры. Для всех нуждающихся инвалидов и других маломобильных групп населения разрабатываются индивидуальные программы реабилитации на получение средств реабилитации.

В рамках Программы планируется создание безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения и обеспечение им лучшего доступа к медицинским объектам как в стационарных, так и в поликлинических условиях.

Работа по профессиональной реабилитации инвалидов, включающей в себя профессиональную ориентацию и рациональное трудоустройство, проводится в рамках Государственной программы «Развитие рынка труда и улучшение условий труда в Республике Мордовия на 2014-2018 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 16 сентября 2013 г. № 396.

В 2015 году в органы службы занятости населения по вопросу оказания содействия в поиске подходящей работы обратилось 758 граждан, являющихся инвалидами. Всем им в соответствии с административными регламентами Федеральной службы по труду и занятости предоставляются государственные услуги:

по информированию о ситуации на рынке труда Республики Мордовия;

по психологической поддержке безработных граждан;

по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда;

по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

по организации проведения оплачиваемых общественных и временных работ, в том числе на условиях оказания им материальной поддержки;

по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

по содействию самозанятости безработных граждан;

а также предоставляют иные государственные услуги.

По состоянию на 1 января 2016 г. в органах службы занятости населения Республики Мордовия в качестве безработных зарегистрировано 313 инвалидов.

Всего в 2015 году трудоустроено 336 инвалидов, из них 86 человек трудоустроены на условиях организации временной занятости безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, с оказанием им материальной поддержки; в оплачиваемых общественных работах приняло участие 250 безработных и незанятых инвалидов.

В целях более рационального трудоустройства граждан с ограниченными возможностями здоровья Государственным комитетом Республики Мордовия по труду и занятости населения ежемесячно осуществляется формирование и сопровождение банка данных вакантных рабочих мест (должностей), подходящих для трудоустройства инвалидов.

В целях совершенствования условий занятости инвалидов в 2015 году органами службы занятости населения оказано содействие трудоустройству с оснащением (дооснащением) рабочих мест 204 незанятым инвалидам, в том числе с созданием рабочих мест на дому. Оснащение рабочих мест для инвалидов осуществлялось с учетом профессии (специальности) инвалида, характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса.

Одним из направлений работы службы занятости населения с инвалидами является организация профессионального обучения в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации, позволяющая этой категории граждан быть конкурентоспособными на рынке труда.

В 2015 году профессиональное обучение прошли 19 безработных инвалидов, из них трудоустроено 14 человек.

К одним из приоритетных направлений деятельности службы занятости в работе с гражданами, находящимися в трудной жизненной ситуации, в том числе с инвалидами, относится профессиональная ориентация и психологическая поддержка как комплекс услуг по формированию, сопровождению и реализации профессиональной карьеры человека. Основными задачами профориентационной работы с этой категорией граждан являются: проведение совместного анализа профессиональных склонностей и предпочтений граждан с ограниченной трудоспособностью, определение перспектив личностного роста, подготовка к вариантам изменений в жизни и карьере, формирование уверенного поведения на рынке труда.

Инвалидность как комплексная социальная проблема не может быть решена в рамках одного ведомства, она требует координации и преемственности действий управленческих структур различной ведомственной принадлежности.

Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия в тесном взаимодействии с органами законодательной власти, территориальными федеральными органами, администрациями районов оказывает значительное влияние на процессы в сфере улучшения жизни и социального самочувствия инвалидов.

В 2015 году было выделено свыше 1500 санаторно-курортных путевок на общую сумму свыше 26 млн. рублей, для детей-инвалидов приобретено свыше 150 путевок на сумму более 3 млн. рублей.

В 2015 году было выдано около 3 млн. различных технических средств реабилитации: трости, костыли, кресла-коляски, кресла-коляски с электроприводом, кресла-коляски активного типа, слуховые аппараты, кресла-стулья с санитарным оснащением, абсорбирующее белье, подгузники, противопролежневые матрацы и подушки и другие различные протезно-ортопедические изделия, на сумму свыше 120 млн. рублей.

Планирование и оплата путевок в санаторно-лечебные учреждения для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи (включая проезд до места лечения и обратно), осуществляется за счет средств федерального бюджета региональным отделением Фонда в пределах объемов, предусмотренных в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год.

Путевки выдаются в порядке очередности поступления заявлений от граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Развитие спорта среди инвалидов, вовлечение их в каждодневные занятия физической культурой являются одними из основных направлений социальной реабилитации. Для этой категории граждан проводятся различные республиканские соревнования. Тем не менее следует отметить, что не все спортивные сооружения обеспечены специальными техническими средствами, оборудованием для проведения учебно-тренировочного процесса. Поэтому в целях удовлетворения потребности в занятиях адаптивной физической культурой и спортом необходимо создать детско-юношеские школы или отделения при общеобразовательных школах с закреплением штатных тренеров-преподавателей по работе с инвалидами.

Планируется создание условий для проведения качественного учебно-тренировочного процесса для инвалидов и адаптация спортивных объектов с учетом доступности для инвалидов (установка пандусов, поручней, стульев и средств для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидов по зрению и слуху).

Чтобы предоставить инвалидам возможность вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизнедеятельности, в Программе предусмотрены мероприятия по обеспечению инвалидам доступа к объектам инженерной и транспортной инфраструктуры, учреждениям культуры, к другим объектам социальной инфраструктуры, а также приспособление отдельных жилых помещений для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения.

Количество людей, нуждающихся в специально оборудованном транспорте, возрастает, что ставит проблему доступности транспортной инфраструктуры в ряд актуальных задач. В рамках мероприятий Программы планируется обеспечение специальными транспортными средствами учреждений социального обслуживания населения, спорта, пассажирских транспортных предприятий.

Также для создания условий свободного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к значимым объектам культуры и посещения культурных мероприятий будет осуществляться работа по устройству пандусов, поручней, входных групп, подъездных путей к историческим памятникам и объектам культуры.

В Республике Мордовия реализуется Республиканская программа «Старшее поколение» на 2014-2018 годы (утверждена постановлением Правительства Республики Мордовия от 4 октября 2013 г. № 425).

Цель программы - формирование на территории Республики Мордовия организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, повышению степени их социальной защищенности, активации участия пожилых людей в жизни общества.

Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих задач:

совершенствование нормативных правовых актов Республики Мордовия в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста;

развитие системы организационных мер, направленных на улучшение качества жизни пожилых людей, повышение степени их социальной защищенности;

предоставление адресной социальной помощи с учетом возрастных особенностей, состояния здоровья, доходов, жилищно-бытовых и других условий;

забота о здоровье пожилых людей, основанная на деятельности по профилактике и снижению заболеваемости;

обеспечение доступности квалифицированной медицинской, социальной и медико-социальной помощи путем ее оказания мобильными бригадами социального обслуживания и выездными бригадами органов здравоохранения;

обеспечение дифференцированного оказания социальных услуг населению с учетом оценки индивидуальной нуждаемости;

создание возможности использования пожилыми людьми спортивных и оздоровительных объектов;

создание и организация деятельности попечительских советов при стационарных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

обеспечение доступа пожилых граждан к культурным ценностям;

привлечение к работе в учреждениях социального обслуживания населения квалифицированных специалистов.

 

Раздел 2. Основные цели, задачи и важнейшие целевые

индикаторы Программы

 

Цель Программы - повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) в Республике Мордовия.

Для оценки достижения цели Программы разработаны два показателя:

1) доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Республике Мордовия - 100%;

2) доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Мордовия - 52,5 процента.

Основные задачи Программы, направленные на реализацию Цели Программы:

1. Формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров в Республике Мордовия.

Для оценки реализации данной задачи разработан показатель, определяющий долю граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан в Республике Мордовия - 54,7 процента.

2. Оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Республике Мордовия.

В рамках реализации Программы разработан Порядок определения объема и предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия некоммерческим организациям инвалидов на проведение мероприятий, предусмотренных государственной программой Республики Мордовия «Доступная среда» на 2014-2018 годы; Перечень базовых мероприятий по дооборудованию, адаптации приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, базовых мероприятий, направленных на определение уровня доступности, а также базовых мероприятий по обустройству и приспособлению указанных объектов и услуг для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения; Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия, в том числе формируемых за счет поступающих в республиканский бюджет Республики Мордовия средств федерального бюджета, бюджетам муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Республики Мордовия; Порядок определения объема и предоставления субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям Республики Мордовия, подведомственным органам исполнительной власти Республики Мордовия на реализацию мероприятий, включенных в государственную программу Республики Мордовия «Доступная среда» на 2014-2018 годы. Ежегодно не позднее 1 декабря текущего финансового года будет формироваться реестр объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности, подлежащих адаптации для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения, а также утверждаться план реализации мероприятий с указанием исполнителей, обеспечивающих реализацию соответствующих мероприятий.

Для оценки реализации данной задачи разработан показатель «доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг» - 100 процентов.

3. Формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, занятости, здравоохранения, культуры, образования, транспорта и пешеходной инфраструктуры, информации и связи, физической культуры и спорта в Республике Мордовия.

Для оценки реализации данной задачи разработан ряд показателей:

1) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты населения Республики Мордовия - 100,0%;

2) доля приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве объектов органов службы занятости Республики Мордовия - 100%;

3) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения Республики Мордовия - 100%;

4) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры Республики Мордовия - 100%;

5) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта Республики Мордовия - 100%;

6) доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения Республики Мордовия - 57,0%;

7) доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава (автобусного, трамвайного, троллейбусного) Республики Мордовия - 41,0%;

8) доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры Республики Мордовия - 80,0%;

9) доля учреждений профессионального образования, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение - 20 процентов.

 

Раздел 3. Сроки и этапы реализации Программы

 

Программа разработана на 2014-2020 годы.

Предполагаются два этапа выполнения Программы:

I этап - 2014-2018 годы (включающий софинансирование из федерального бюджета);

II этап - 2019-2020 годы (предполагаемое софинансирование из федерального бюджета).

В 2014 году начата работа по формированию доступной среды жизнедеятельности в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и граждан пожилого возраста к объектам социальной инфраструктуры.

В рамках государственной программы Республики Мордовия «Доступная среда» на 2014-2018 годы выполнены мероприятия по капитальному ремонту жилых корпусов в целях обеспечения доступности для маломобильных групп населения в трех государственных стационарных учреждениях социального обслуживания: ГБСУСОССЗН РМ «Саранский пансионат ветеранов войны и труда», ГБСУСОССЗН РМ «Болшеберезниковский дом-интернат для престарелых и инвалидов», ГБСУСОССЗН РМ «Потьминский детский дом-интернат для умственно отсталых детей». На реализацию указанных мероприятий в 2014 году выделено 11,2 млн. рублей. В учреждениях оборудованы пандусы, поручни по путям движения и в санитарных узлах, смонтированы лифты и подъемники.

В соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» продолжается работа по обеспечению при предоставлении социальных услуг в стационарной форме возможности для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, оборудование входа, выхода пандусами, поручнями для перемещения внутри зданий (в том числе для передвижения в креслах-колясках), возможности для отдыха.

В рамках Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы в 2015 году проведены работы в двух государственных учреждениях социального обслуживания: Саранский пансионат ветеранов войны и труда, Зубово-Полянский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов. На проведение мероприятий по обеспечению доступности для маломобильной группы населения выделено около 12,0 млн. рублей (на условиях софинансирования 70% на 30%). Проведено благоустройство территорий, смонтированы подъемники.

Модернизация стационарных учреждений позволяет улучшить качество предоставляемых услуг и обеспечит возможность предоставлять услуги в соответствии со стандартами.

В системе здравоохранения за последние пять лет в Республике Мордовия был построен и реконструирован ряд крупных объектов здравоохранения, в том числе ГБУЗ РМ «Мордовский республиканский перинатальный центр», ГБУЗ РМ «Родильный дом», ГБУЗ РМ «Торбеевская ЦРБ», ГБУЗ РМ «Детская республиканская клиническая больница», сосудистый центр на базе ГБУЗ РМ «Республиканская клиническая больница №4», радиологический корпус ГБУЗ РМ «Республиканский онкологический диспансер», хирургический корпус ГБУЗ «Республиканская клиническая больница №3», консультативная поликлиника на 500 посещений в смену ГБУЗ РМ «Мордовская республиканская клиническая больница», инфекционный корпус ГБУЗ РМ «Старошайговская ЦРБ». Данные учреждения здравоохранения соответствуют СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

В 2014 году завершено строительство родильного отделения на 20 коек ГБУЗ РМ «Ковылкинская межрайонная больница», пристроено хирургическое отделение к лечебному корпусу № 2 ГБУЗ РМ «Дубенская районная больница», построена новая Детская поликлиника № 3 на 500 посещений в смену. Общее количество лечебных учреждений, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения составляет 16 из 455.

В рамках государственной программы Республики Мордовия «Доступная среда» на 2014-2018 годы в 2014 году создана безбарьерная среда для инвалидов и других маломобильных групп населения в ГБУЗ Республики Мордовия «Республиканская больница восстановительного лечения», ГБУЗ Республики Мордовия «Республиканский госпиталь для ветеранов войн», ГБУЗ Республики Мордовия «Детская республиканская клиническая больница», ГБУЗ РМ «Республиканская клиническая больница № 5» и ГБУЗ РМ «Республиканский консультативно-диагностический центр» (установка пандусов, поручней, подъемных устройств, средств ориентации для инвалидов по зрению и слуху, расширение дверных проемов).

В 2015 году адаптированы учреждения здравоохранения ГБПОУ РМ «Ардатовский медицинский колледж», ГБУЗ РМ «Рузаевская межрайонная больница», ГБУЗ РМ «Ковылкинская межрайонная больница», ГБУЗ Республики Мордовия «Детская республиканская клиническая больница».

За счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия Общественной организацией Республики Мордовия «Ипотерапевтический клуб «Доверие» предоставлены услуги по иппотерапии (верховая езда на лошадях) для детей с интеллектуальными и комплексными нарушениями на сумму 150,0 тыс. рублей, в 2014 году услуга предоставлена 100 детям.

Центр реабилитации и интеграции инвалидов войны МРО ООО инвалидов войны в Афганистане приобрел реабилитационное оборудование (пневмокомпрессионный аппарат для массажа и лимфодренажа) на сумму 150,0 тыс. рублей. Курс лечения на данном аппарате был проведен 11 гражданам (75 услуг).

Организация физкультурно-массовой работы с инвалидами осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами. Законом Республики Мордовия от 16 декабря 2008 г. № 136-З «О физической культуре и спорте в Республике Мордовия» предусмотрены меры социальной поддержки участникам Паралимпийских и Сурдлимпийских игр и детям-инвалидам.

В рамках Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы в 2014 году в сфере физической культуры и спорта адаптированы два спортивных объекта с учетом доступности для инвалидов (установка пандусов, поручней, стульев и средств для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидов по зрению и слуху): АУ РМ «РЦП по летним видам спорта «Старт»; АУ РМ «Спортивный комплекс «Мордовия», в 2015 году: ГАУ РМ ДО «СДЮСШОР по теннису Шамиля Тарпищева», АУ ДО «РЦ-СДЮСШОР по зимним видам спорта Республики Мордовия».

В сфере культуры в 2014 году для инвалидов и других маломобильных групп населения были адаптированы ГБУК «Государственный русский драматический театр», ГКУК «Мордовская республиканская специальная библиотека для слепых» и ГБУК «Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей им. И.Д. Воронина», в 2015 году: ГБУК «Государственный кукольный театр» и ГБУК «Мордовская республиканская детская библиотека».

В сфере образования 2014 году в ГАОУ СПО Республики Мордовия «Саранский автомеханический техникум» и ГБОУ Республики Мордовия СПО (ССУЗ) «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум имени А.П. Байкузова» созданы универсальные условия безбарьерной среды, обеспечивающие полную интеграцию детей-инвалидов в общество.

В 2015 году еще 2 учреждения среднего профессионального образования переоборудованы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья: ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Саранский техникум пищевой и перерабатывающей промышленности», ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Саранский политехнический техникум».

Данные учреждения адаптированы специализированным оборудованием, которое обеспечит физическую доступность для обучения инвалидов по зрению, слуху и с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а именно: установлен наружный и внутренние пандусы, крепление дверей, информирующие обозначения помещения, дублированные рельефными знаками, тактильные средства индикации, световые табло, заменено покрытие пола на препятствующее скольжению, расширены дверные проемы в кабинетах, переоборудованы туалетные комнаты.

На всех этапах и по всем направлениям Программы органы исполнительной власти Республики Мордовия активно сотрудничают с общественными организациями инвалидов.

Согласно Указу Главы Республики Мордовия от 15 июня 2009 г. № 115-УГ создан Совет при Главе Республики Мордовия по делам инвалидов, который является координационным органом при Главе Республики Мордовия, созданным в целях совершенствования координации деятельности между территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органами государственной власти Республики Мордовия, органами местного самоуправления, общественными объединениями при рассмотрении вопросов, связанных с решением проблем инвалидов в Республики Мордовия, повышения качества их жизни и создания условий для оперативного рассмотрения проблем. На заседаниях Совета рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением доступности в приоритетных сферах жизнедеятельности. Таким образом, реализация мероприятий Программы нормативно-правового, методического, организационного характера, а также создание системы мониторинга и контроля за исполнением законодательства в части доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов социальной инфраструктуры позволят обеспечить поступательное развитие в Республике Мордовия безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.

 

Раздел 4. Перечень программных мероприятий

 

Для дальнейшего решения задач Программы планируется реализовать комплекс взаимосвязанных и скоординированных мероприятий по формированию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения.

В рамках реализации мероприятий по адаптации приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, в том числе за счет средств федерального бюджета, проводятся работы:

на входах и путях движения к земельным участкам (например, устройство бордюрных пандусов, укладка тактильных полос, оборудование остановочных пунктов, наземных и подземных пешеходных переходов, закупка звукосигнальных светофоров);

на специально отведенных парковочных местах для инвалидов (например, разметка места для стоянки автомашины, установка дополнительной информации (таблички) «Инвалид»);

в помещениях и их элементах:

- на входах и путях движения внутри зданий (например, расширение дверных проемов; приобретение и установка пандусов, подъемных устройств, лифтов, размеры которых предназначены для пользования инвалидов на креслах-колясках, поручней перил на лестничных маршах, тактильных напольных указателей и нанесение контрастных полос);

- в санитарно-бытовых помещениях (например, расширение дверных проемов, установка откидных опорных поручней, штанг, поворотных или откидных сидений, крючков для костылей; систем тревожной сигнализации, обеспечивающей связь с помещением постоянного дежурного персонала (поста охраны или администрации объекта).

Также внутри помещений и их элементов, в том числе за счет средств федерального бюджета, проводятся следующие работы:

- установка аудиовизуальных и информационных систем внутри зданий (информационные табло и пиктограммы, терминалы, «бегущие строки», звуковые и световые маяки, тактильные мнемосхемы со шрифтом Брайля, индукционные системы; кнопки вызова «помощника»);

- оборудование зон оказания услуг (понижение прилавков, окон обслуживания), мест повышенного удобства с дополнительным местом для собаки-поводыря или устройства для передвижения в местах ожидания и местах приема граждан;

- приобретение кресел-колясок и/или ступенькоходов для перемещения инвалидов, использующих указанные технические средства, внутри зданий и помещений организаций здравоохранения и социального обслуживания населения.

Кроме того, за счет средств федерального бюджета реализовываются мероприятия по модернизации подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования путем закупки адаптированного для перевозки инвалидов и других МГН транспорта и/или оборудования имеющегося транспорта. При этом адаптированный подвижной состав должен быть оснащен специальными техническими средствами, включая откидную аппарель, сигнальные кнопки, светодиодное табло с бегущей строкой для уведомления о названиях остановочных пунктов по маршруту движения, а также устройства дополнительной визуализации речевой информации для инвалидов по слуху.

При проведении мероприятий по адаптации приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН следует руководствоваться Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 1, ст. 5; 2013, № 27, ст. 3477), а также сводом правил СП 59.13330.2012 (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»).

По итогам проведенной паспортизации в соответствии с методическим пособием Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 сентября 2012 г. «Методика паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность» на все объекты, которые были выбраны приоритетными с участием общественных организаций и включены в Программу, составляются анкеты и акты обследования объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения с целью объективной оценки состояния их доступности для указанных категорий граждан, а также для разработки необходимых мер, обеспечивающих их доступность. Разработан реестр объектов социальной инфраструктуры и услуг.

За 2014-2015 годы адаптированы 37 объектов в шести приоритетных сферах жизнедеятельности: здравоохранение - 8 объектов, социальная защита населения - 9 объектов, занятость населения - 3 объекта, спорт - 4 объекта, культура - 9 объектов, образование - 4 объекта.

В 2016 году адаптированы 8 приоритетных социально-значимых объектов Республики Мордовия (денежные средства распределены пропорционально от 10-20% по каждой сфере), которые будут обеспечены условиями доступности для инвалидов в результате капитального ремонта, реконструкции и иных мер, в том числе:

- в сфере социальной защиты населения - 2 учреждения (ГКУ «Социальная защита населения по Краснослободскому району Республики Мордовия», ГКУ «Социальная защита населения по Старошайговскому району Республики Мордовия»);

- в сфере культуры - 2 учреждения (Филиал ГБУК «Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им С.Д.Эрьзи», с.Баево, Ардатовский муниципальный район, Филиал ГБУК «Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им С.Д.Эрьзи» (Союз художников);

- в сфере спорта и физической культуры - 1 учреждение (ГАУ РМ «Ледовый дворец»);

- в сфере занятости населения - 2 учреждения (ГКУ РМ «Центр занятости населения Чамзинского района», ГКУ РМ «Центр занятости населения Лямбирского района»);

- в сфере здравоохранения - 1 учреждение (ГБУЗ РМ «Комсомольская межрайонная больница»).

Кроме того, в 2016 году предусмотрена реализация мероприятий:

по обучению (профессиональной переподготовке, повышению квалификации) русскому жестовому языку;

по организации и проведению общественно-просветительских кампаний по распространению идей, принципов и средств формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения;

по проведению совместных мероприятий инвалидов и их сверстников, не имеющих инвалидность (фестивали, конкурсы, выставки, спартакиады, молодежные лагеря, форумы и др.);

по оснащению кинотеатров необходимым оборудованием для осуществления кинопоказов с подготовленным субтитрированием и тифлокоментированием.

Перечень мероприятий Программы с указанием сроков исполнения, источников финансирования и ответственных исполнителей приведен в приложении 1 к Программе.

 

Раздел 5. Ресурсное обеспечение Программы

 

Финансирование Программы предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Мордовия.

Общий объем финансирования реализации Программы составляет 439001,1 тыс. рублей, из них:

в 2014 году - 205297,6 тыс. рублей;

в 2015 году - 51477,1 тыс. рублей;

в 2016 году - 18585,9 тыс. рублей;

в 2017 году - 36290,5 тыс. рублей;

в 2018 году - 42450,0 тыс. рублей;

в 2019 году - 42450,0 тыс. рублей;

в 2020 году - 42450,0 тыс. рублей;

прогнозируемый объем средств федерального бюджета - 253241,9 тыс. рублей, из них:

в 2014 году - 101818,8 тыс. рублей;

в 2015 году - 28741,7 тыс. рублей;

в 2016 году - 8391,4 тыс. рублей;

в 2017 году - 25053,2 тыс. рублей;

в 2018 году - 29745,6 тыс. рублей;

в 2019 году - 29745,6 тыс. рублей;

в 2020 году - 29745,6 тыс. рублей;

объем средств республиканского бюджета Республики Мордовия - 155759,2 тыс. рублей, из них:

в 2014 году - 73478,8 тыс. рублей;

в 2015 году - 22735,4 тыс. рублей;

в 2016 году - 10194,5 тыс. рублей;

в 2017 году - 11237,3 тыс. рублей;

в 2018 году - 12704,4 тыс. рублей;

в 2019 году - 12704,4 тыс. рублей;

в 2020 году - 12704,4 тыс. рублей;

прогнозируемый объем средств местного бюджета в 2014 году - 30000,0 тыс. рублей.

Объемы и источники финансирования Программы приведены в приложении 2 к Программе.

Объем финансирования по приоритетным сферам жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения распределяется следующим образом:

здравоохранение - 102364,7 тыс. рублей, или 23% от общего объема финансирования;

социальная защита - 77115,8 тыс. рублей, или 17% от общего объема финансирования;

занятость населения - 20548,7 тыс. рублей, или 5% от общего объема финансирования;

спорт и физическая культура -58815,8 тыс. рублей, или 13% от общего объема финансирования;

культура - 33584,6 тыс. рублей, или 8% от общего объема финансирования;

транспорт - 116511,4 тыс. рублей, или 26% от общего объема финансирования;

информация и связь - 6213,5 тыс. рублей, или 2% от общего объема финансирования;

образование - 23846,6 тыс. рублей, или 6% от общего объема финансирования.

Увеличение объема финансирования транспортной сферы связано с проведением в Республике Мордовия матчей чемпионата мира по футболу в 2018 году и прогнозируемым ростом пассажирооборота по всем видам транспорта на 10 процентов. Приобретение адаптированного для инвалидов и других маломобильных групп населения пассажирского транспорта позволит маломобильным группам населения участвовать в проводимых в республике спортивных мероприятиях.

Расчет средств на реализацию мероприятий Программы производился с учетом проектно-сметной документации по предлагаемым к адаптации объектам в приоритетных сферах жизнедеятельности, по сфере транспорта - с учетом стоимости одного транспортного средства на основании прайс-листов.

В перспективе на объем и полноту выполнения мероприятий Программы наибольшее влияние могут оказывать внешние риски, связанные в основном с недофинансированием программных мероприятий.

Для минимизации рисков предусмотрено применение следующих мер:

использование системы долгосрочного прогнозирования и комплексный анализ выполнения мероприятий Программы;

периодический пересмотр, актуализация и уточнение критериев оценки и отбора мероприятий Программы;

внесение изменений в мероприятия Программы, корректировка приоритетных объектов, что позволит достигнуть значения целевых показателей, предусмотренных в Программе;

межведомственная координация хода реализации Программы и эффективная организация управления процессом реализации мероприятий Программы.

Объемы и источники финансирования будут ежегодно приводиться в соответствие с законом Республики Мордовия о республиканском бюджете Республики Мордовия на очередной финансовый год и плановый период.

 

Раздел 6. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения

 

Общее руководство и контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляется Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия совместно с Министерством экономики Республики Мордовия и Министерством финансов Республики Мордовия в соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. № 234 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия».


Информация по документу
Читайте также