Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 31.10.2016 № 463ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 31 октября ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН" И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ РЕШЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Правительство Республики Башкортостан постановляет: 1. Утвердить прилагаемые: государственную программу "Доступная среда в Республике Башкортостан"; изменения, вносимые в некоторые решения Правительства Республики Башкортостан. 2. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2017 года. 3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Сагитова С.Т. Премьер-министр Правительства Республики Башкортостан Р.Х.Марданов Утверждена Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 октября ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "ДОСТУПНАЯ СРЕДА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН" ПАСПОРТ государственной программы "Доступная среда в Республике Башкортостан"
1. Характеристика текущего состояния сферы создания доступной среды для инвалидов В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 13 млн. инвалидов, что составляет около 8,8% населения страны, и более 40 млн. маломобильных граждан (27,4% населения). При этом в Республике Башкортостан проживает 300 тысяч инвалидов, или около 7,2% от численности населения республики (в 2015 году - 300,2 тыс. человек, в 2014 году - 295 тыс. человек, в 2013 году - 311,3 тыс. человек, в 2013 году - 318,4 тыс. человек, в 2011 году - 324,5 тыс. человек). Среди общего количества инвалидов Республики Башкортостан выявлено 4964 инвалида-колясочника, 4222 инвалида по слуху, 9268 инвалидов по зрению. Важнейшими условием и средством обеспечения инвалидов равными с другими гражданами возможностями участия в жизни общества является формирование доступной среды жизнедеятельности инвалидов: беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, беспрепятственного пользования всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации. Доступная среда жизнедеятельности является ключевым условием интеграции инвалидов в общество. Способность инвалидов быть независимыми экономическими субъектами, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает уровень реализации их прав как граждан социального государства, создает предпосылки для реализации их потенциала и, следовательно, способствует социальному и экономическому развитию государства. Прежде всего создание безбарьерной среды требуется в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения: здравоохранении, культуре, транспортной и пешеходной инфраструктурах, информации и связи, образовании, социальной защите, занятости, спорте и физической культуре. В 2011 - 2015 годах в рамках республиканской целевой программы "Доступная среда", включенной в 2015 году в качестве подпрограммы государственной программы "Социальная защита населения Республики Башкортостан", на обеспечение физической и информационной доступности приоритетных объектов и услуг, включая развитие сети инклюзивных образовательных организаций, было выделено более 1 млрд. рублей, при этом субсидия из федерального бюджета составила 487,7 млн. рублей, средства бюджета Республики Башкортостан - 444,8 млн. рублей, привлеченные средства бюджетов муниципальных образований республики - 82 млн. рублей. По результатам проведенных работ по адаптации объектов с учетом потребностей инвалидов доля объектов, доступных для инвалидов, в общем числе приоритетных объектов Республики Башкортостан составила в 2015 году 41% (в 2014 году - 28%). При этом удельный вес доступных для инвалидов и других маломобильных граждан приоритетных объектов в 2015 году достиг следующих уровней: учреждения здравоохранения - 23,5%, учреждения социальной защиты и занятости населения - 32%, образовательные организации - 21%, учреждения физической культуры и спорта - 37,5%, учреждения культуры - 20% и объекты транспортной инфраструктуры - 56,2%. Следует отметить, что существующий уровень безбарьерной среды инвалидов в республике не позволяет в полной мере решать вопросы интеграции в общество инвалидов и других маломобильных граждан. Нерешенность проблемы формирования доступной среды для инвалидов порождает обширные социально-экономические последствия, основными из которых являются: недостаточная степень трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на образовательном и культурном уровне инвалидов, уровне и качестве их жизни; высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, возрастание спроса инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях; отсутствие у инвалидов возможности для самореализации; социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющая необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно-информационных кампаний; снижение степени активности маломобильных групп населения (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста). Также нужно учитывать, что текущее бюджетное финансирование органов и учреждений различной ведомственной принадлежности не позволяет осуществлять мероприятия по обеспечению физической и информационной доступности для инвалидов приоритетных объектов и услуг из-за их высокой стоимости. Средняя стоимость работ по комплексной адаптации одного учреждения с учетом потребностей лиц, имеющих различные категории ограничения здоровья, составляет 0,5 - 1 млн. рублей. Кроме того, масштабность деятельности по созданию в республике безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов требует финансового обеспечения обширного комплекса мероприятий по повышению доступности для маломобильных граждан объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых в них услуг. Многообразие направлений обеспечения безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов делает невозможным решение проблем в сфере адаптации для инвалидов инфраструктуры без взаимодействия органов власти, органов местного самоуправления, социально ориентированных некоммерческих организаций, общественных объединений инвалидов и волонтеров, а также обуславливает необходимость применения программно-целевых методов реализации задач по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов. Также одним из составляющих элементов системы мероприятий, направленных на обеспечение доступной среды для инвалидов, является сфера реабилитационных услуг. Реабилитация (абилитация) должна начинаться как можно раньше и основываться на многопрофильной оценке нужд и сильных сторон инвалида (ребенка-инвалида), способствовать вовлечению его в местное сообщество и быть доступной в местах непосредственного проживания инвалидов. Кроме того, в республике, как и в других субъектах Российской Федерации, отмечается высокий уровень роста числа детей, рождающихся с нарушением здоровья или заболевающих в первые годы жизни, что в конечном итоге в большинстве случаев приводит к дальнейшей инвалидизации ребенка, проблемам, с которыми сталкивается семья при воспитании, обучении и развитии ребенка-инвалида. Профилактика и коррекция нарушений развития (физического и психологического) детей раннего возраста невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям, в том числе реабилитационных и социальных услуг, вспомогательных средств и приспособлений для абилитации младенцев, материальной и иной поддержки. Положительные изменения в уровне жизни семей с детьми раннего возраста с нарушениями в развитии возможны только при условии оказания им целенаправленной медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи, ориентированной на максимально возможное развитие детей данной категории в условиях семейного воспитания, их социализацию, подготовку к самостоятельной жизни и интеграцию в общество. При этом наиболее действенными являются не только усилия специалистов по реабилитации (абилитации) детей, но и активное участие в данном процессе родителей (семей), воспитывающих детей раннего возраста с нарушениями в развитии. Скоординированность мер, принимаемых учреждениями и организациями в сфере реабилитации, медицинского обслуживания и психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями в развитии, позволит своевременно оказать ребенку с нарушениями в развитии спектр реабилитационных и восстановительных услуг и в конечном итоге снизить риск утраты его здоровья и последующей инвалидности. Учитывая потенциальный вклад инвалидов в общее благосостояние, а также активную деятельность общественных организаций инвалидов, формирование доступной среды и интеграция инвалидов в жизнь общества, а также социальная адаптация семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии, создадут возможности для полной реализации инвалидами и лицами с ограниченными возможностями своих прав и свобод, а также будут способствовать полноценному участию указанных категорий граждан в жизни республики. 2. Цели и задачи государственной программы В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года (далее - Конвенция), что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов. Согласно Конвенции государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению. Так, в целях выполнения положений Конвенции принята государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы, которая предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации, образования, занятости инвалидов и государственной системы медико-социальной экспертизы в целях реализации их прав и основных свобод, что будет способствовать полноценному участию инвалидов в жизни страны. Вышеуказанные требования к сфере обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг учтены в Федеральном законе "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", вступившем в силу с 1 января 2016 года. Кроме того, важнейшим направлением государственной политики в сфере создания безбарьерной среды для инвалидов является достижение максимальной независимости инвалидов посредством расширения комплекса реабилитационных и абилитационных услуг. Комплексная реабилитация и абилитация инвалидов должны охватывать медицинский, социальный аспект, вопросы образования и трудоустройства и учитывать, что инвалиды представляют собой неоднородную группу лиц и потребности их различны. При этом важным аспектом развития сферы реабилитационных услуг является внедрение системы ранней реабилитационной помощи детям с нарушениями в развитии ("раннего вмешательства") - одного из способов сдерживания роста детской инвалидности. В связи с изложенным целями государственной программы являются: сформировать безбарьерную среду жизнедеятельности маломобильных граждан Республики Башкортостан; создать условия, способствующие интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни. На достижение указанных целей направлены следующие задачи: повышать уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации); организовать профилактику инвалидности в раннем возрасте и интеграцию в общество семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с нарушениями в развитии. 3. Сроки и этапы реализации государственной программы Срок реализации государственной программы - 2017 - 2022 годы без деления на этапы. 4. Целевые индикаторы и показатели государственной программы Целевые индикаторы и показатели государственной программы определены в соответствии со следующими нормативными правовыми актами Российской Федерации: Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы" (с последующими изменениями); Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2012 года N 1142 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 года N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями); Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 декабря 2012 года N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" (с последующими изменениями). Источником данных для расчета показателей государственной программы являются внутренние документы Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (далее - Минтруд РБ) и данные государственной статистики. При этом выделяются риски недостижения целевых индикаторов и показателей государственной программы: риски снижения числа оборудованных для инвалидов объектов социальной инфраструктуры в связи с недостаточным финансированием работ по адаптации социальных объектов из-за резкого роста цен, наличием несостоявшихся конкурсных процедур по определению подрядчиков на ремонтные работы, возможным расторжением государственных контрактов на выполнение работ по оборудованию объектов, поздними сроками поступления финансовых средств; сокращение (недостаточность) объемов лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на мероприятия государственной программы, в связи с нестабильной экономической ситуацией в стране; сложности учета и выявления детей с нарушениями в развитии на ранних стадиях проявления патологий психического и физического развития; отсутствие системы межведомственного мониторинга семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии, и детей-инвалидов, проживающих на территории Республики Башкортостан. Плановые значения целевых индикаторов и показателей государственной программы по годам ее реализации, а также методики их расчета представлены в приложении N 1 к государственной программе. 5. Ресурсное обеспечение государственной программы Финансовое обеспечение государственной программы в разрезе объемов и источников финансирования ее мероприятий по годам реализации представлено в приложении N 2 к государственной программе и включает: 1) финансовые ресурсы: расходы на выполнение государственной программы предусматриваются за счет средств бюджета Республики Башкортостан. Финансовое обеспечение подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы "Доступная среда в Республике Башкортостан" осуществляется в рамках финансирования государственной программы "Социальная защита населения Республики Башкортостан", утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 года N 671 (с последующими изменениями); 2) информационные ресурсы: для реализации государственной программы и ее подпрограмм Минтруд РБ будут задействованы официальный сайт Минтруда РБ (www.mintrudrb.ru) в сети Интернет, официальные интернет-сайты министерств и ведомств, участвующих в реализации подпрограмм государственной программы, администраций муниципальных образований Республики Башкортостан и общественных организаций инвалидов, а также дополнительные информационные ресурсы Минтруда РБ: официальный канал (www.youtube.com/user/mintrudrbvideo), официальные страницы в социальной сети "ВКонтакте" (www.vk.com/mintrudrb), в сети "Facebook" (www.facebook.com/ mintrudrb); 3) материальные ресурсы: в целях реализации государственной программы будут задействованы материальные ресурсы ее основного исполнителя и соисполнителей мероприятий подпрограммы: здания и сооружения, оборудование, мебель, компьютерная оргтехника, расходные материалы; 4) человеческие ресурсы: в реализации государственной программы принимают участие государственные гражданские служащие - работники аппарата Минтруда РБ, министерств и ведомств, участвующих в реализации государственной программы; сотрудники учреждений социального обслуживания населения, здравоохранения, спорта и центров занятости населения; работники социально ориентированных некоммерческих организаций; специалисты службы психолого-медико-педагогического сопровождения детей; служащие администраций муниципальных образований Республики Башкортостан. 6. Перечень, обоснование и описание подпрограмм Государственная программа включает следующие подпрограммы, реализация которых в комплексе призвана обеспечить достижение целей и решение задач государственной программы: 1) "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения"; 2) "Развитие системы реабилитации и абилитации детей с нарушениями в развитии (раннее вмешательство)"; 3) "Обеспечение реализации государственной программы "Доступная среда в Республике Башкортостан". Подпрограммы выделены с учетом содержания государственной программы и специфики механизмов, применяемых для решения программных задач. 6.1. Подпрограмма "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" ПАСПОРТ подпрограммы "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения"
6.1.1. Краткая характеристика текущего состояния сферы обеспечения условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения В Республике Башкортостан последовательно и системно проводится работа по социальной реабилитации и интеграции инвалидов в общество. Начиная с 1998 года основным методом повышения качества и уровня жизни инвалидов в республике является реализация соответствующих республиканских целевых программ. Так, республиканская целевая программа "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 апреля 2011 года N 130, вошедшая в 2015 году в качестве подпрограммы "Доступная среда" в состав государственной программы "Социальная защита населения Республики Башкортостан" (далее - Программа), предусматривала мероприятия по обеспечению физической и информационной доступности для маломобильных групп населения объектов здравоохранения, образования, спорта, культуры, социальной инфраструктуры и транспорта путем внедрения специального оборудования (устройства пандусов, поручней, скатов, тактильных путей движения, звуковых устройств и видеоинформаторов, устройства специальных санитарных комнат и других приспособлений). В целях обеспечения доступности для инвалидов с нарушениями слуха телетрансляций в 2012 году в рамках Программы была приобретена и введена в эксплуатацию аппаратура скрытого субтитрования телевещания на республиканском телеканале. Субтитрование телепередач осуществляется по согласованию с Башкирской республиканской организацией Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых". В республике создана диспетчерская служба, услугами которой могут бесплатно пользоваться инвалиды по слуху, государственные и муниципальные служащие, сотрудники организаций при обращениях таких инвалидов. В целях повышения доступности общественного транспорта для инвалидов и маломобильных групп населения для городских маршрутов республики были приобретены полунизкопольные автобусы, приспособленные для перевозки инвалидов в колясках, осуществлялось оборудование крупных автовокзалов и автостанций с точки зрения доступности для инвалидов входных групп, внутренних путей передвижения и зон оказания услуг, обустройства парковочных мест для автотранспортных средств инвалидов. При этом анализ работы в сфере предоставления транспортных услуг инвалидам позволил выявить недостаточное оснащение городского транспорта специальным оборудованием для лиц с различными категориями ограничений жизнедеятельности. Одной из первостепенных задач в сфере создания безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов является обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам здравоохранения. Так, сфера здравоохранения республики представлена 193 медицинскими и образовательными учреждениями, в том числе 173 учреждениями лечебно-профилактического направления, 9 образовательными учреждениями и прочими учреждениями здравоохранения. В целях обеспечения безбарьерного доступа инвалидов оборудовано более 30 медицинских учреждений приоритетного значения. При этом большинство объектов здравоохранения адаптировано с учетом требований безбарьерной среды для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, тогда как оборудование объектов с учетом потребностей людей с ограничениями по слуху и зрению практически отсутствует. Существует недостаток и в объектах здравоохранения специального медицинского и реабилитационного оборудования, адаптированного для инвалидов. В ведении Министерства образования Республики Башкортостан функционирует 181 государственное учреждение, в том числе 85 профессиональных образовательных учреждений, 36 коррекционных учреждений, 5 учреждений дополнительного образования, 15 учреждений интернатного типа, 20 детских домов, 16 республиканских психолого-медико-педагогических комиссий и прочие учреждения образования. В рамках работы по созданию универсальной безбарьерной среды для инклюзивного образования детей-инвалидов было оборудовано с учетом потребностей инвалидов более 300 общеобразовательных организаций. Важно отметить, что организация обучения детей-инвалидов в обычных образовательных организациях позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с другими детьми и, таким образом, способствует формированию толерантного отношения к проблемам инвалидов. Анализ сферы инклюзивного образования инвалидов выявил необходимость расширения в масштабах республики сети образовательных организаций дошкольного, общего и профессионального образования, обеспечивающих доступность образовательных услуг для инвалидов. Важными факторами реабилитации и социально-бытовой адаптации человека с ограниченными возможностями являются физическая культура и спорт. Сфера спорта республики представлена 6918 учреждениями, из которых 326 оказывают профильные услуги инвалидам. На текущий момент адаптировано с учетом потребностей инвалидов половина общего числа приоритетных спортивных комплексов, а значит требуется оборудование спортивных учреждений, не приспособленных для пребывания инвалидов. Кроме того, необходимо специализированное оборудование для занятий с инвалидами, имеющими различные степени и формы ограничений, и создание дополнительных спортивных детско-юношеских школ с секциями для инвалидов. Обеспечение доступности учреждений культуры и информационного пространства имеет важное значение для социокультурной реабилитации инвалидов. В сфере культуры республики функционируют более 4400 объектов культуры, в том числе 40 государственных учреждений, включая 16 театрально-концертных организаций, 5 музеев, 2 библиотеки, 9 образовательных учреждений и иные организации. В 2011 - 2015 годах проводились мероприятия по укреплению материально-технической базы учреждений культуры (адаптировано 29 объектов культуры приоритетного значения для посещения лиц с различной степенью физических ограничений). Между тем они не позволили обеспечить полную доступность для инвалидов всех наиболее востребованных объектов культуры, внедрить технологии информационной доступности во все социально значимые объекты. Сфера социальной защиты и занятости населения Республики Башкортостан представлена 152 государственными учреждениями, в числе которых 21 стационарное учреждение социального обслуживания с круглосуточным пребыванием инвалидов, 68 центров социальной поддержки населения, 5 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, 58 центров занятости населения. Более 50 приоритетных социальных объектов в указанной сфере адаптировано для пребывания инвалидов. Однако существует потребность в дальнейшей адаптации объектов социального обслуживания населения, в частности, речь идет об оборудовании стационарных учреждений социального обслуживания, в которых люди с ограниченными возможностями проживают круглогодично. Для организации полной доступности этих объектов необходимы значительные финансовые затраты. Следует отметить, что в целях обеспечения учета объектов социальной инфраструктуры и состояния их доступности для маломобильных групп населения в республике с 2011 года проводится работа по паспортизации и классификации объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов. С 2013 года введена в действие электронная информационная система "Карта доступности объектов социальной инфраструктуры Республики Башкортостан". 6.1.2. Цели и задачи подпрограммы В Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года, одобренной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 сентября 2009 года N 370, одной из приоритетных задач общества указана необходимость повсеместного оснащения объектов социального назначения устройствами для обслуживания инвалидов и других категорий граждан с ограниченными физическими возможностями. В связи с этим цель подпрограммы - повышать уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации). Для этого требуется выполнить следующие задачи: формировать условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, занятости, здравоохранения, культуры, образования, транспортной и пешеходной инфраструктур, информации и связи, физической культуры и спорта; оценить состояние доступности приоритетных объектов и услуг и формировать нормативную правовую и методическую базу по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Республике Башкортостан; формировать условия для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров в Республике Башкортостан. 6.1.3. Целевые индикаторы и показатели подпрограммы и их взаимосвязь с показателями государственной программы Целевые индикаторы и показатели подпрограммы определены в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы" (с последующими изменениями). Целевые индикаторы и показатели подпрограммы направлены на достижение целевого индикатора государственной программы "доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов". Для определения целевых индикаторов подпрограммы обобщается информация о фактическом количестве объектов, адаптированных с учетом потребностей инвалидов за отчетный год, представленная в Минтруд РБ соисполнителями подпрограммы по курируемой ими сфере деятельности. При определении числа инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности объектов и отношение общества к проблемам инвалидов, используются данные социологического опроса граждан с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо отметить, что на достижение уровня доступности объектов инфраструктуры в различных приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов оказывают влияние следующие факторы: качество планирования соисполнителями подпрограммы расходов на адаптацию объектов по курируемой сфере деятельности; своевременность проведения конкурсных процедур и заключения государственных контрактов на выполнение работ по адаптации объектов; качество подготовки проектно-сметных расчетов ремонтных работ; уровень финансового обеспечения мероприятий подпрограммы; рост цен на оборудование и материалы; погрешности расчета прогнозного значения показателей подпрограммы. Плановые значения целевых индикаторов и показателей подпрограммы по годам ее реализации и методики их расчета представлены в приложении N 1 к государственной программе. 6.1.4. Ресурсное обеспечение подпрограммы Для обеспечения реализации подпрограммы используются следующие ресурсы: 1) финансовые ресурсы: финансовое обеспечение реализации подпрограммы в разрезе объемов и источников финансирования ее мероприятий по годам реализации представлено в приложении N 2 к государственной программе. Расходы на реализацию подпрограммы предусматриваются за счет средств бюджета Республики Башкортостан; 2) информационные ресурсы: для реализации мероприятий подпрограммы будут использованы официальные интернет-сайты Минтруда РБ и соисполнителей подпрограммы; 3) человеческие ресурсы: в реализации подпрограммы принимают участие государственные гражданские служащие: работники аппарата Минтруда РБ, сотрудники министерств и ведомств - соисполнителей подпрограммы, а также администраций муниципальных образований Республики Башкортостан. К реализации подпрограммы будут привлечены социально ориентированные некоммерческие организации, общественные организации инвалидов. 6.2. Подпрограмма "Развитие системы реабилитации и абилитации детей с нарушениями в развитии (раннее вмешательство)" ПАСПОРТ подпрограммы "Развитие системы реабилитации и абилитации детей с нарушениями в развитии (раннее вмешательство)"
6.2.1. Краткая характеристика текущего состояния сферы реабилитации и абилитации детей с нарушениями в развитии В Республике Башкортостан на 1 января 2016 года проживало 13570 детей-инвалидов (в 2015 году - 14559 детей-инвалидов, в 2014 году - 14782 ребенка-инвалида, в 2013 году - 14627 детей-инвалидов, в 2012 году - 14518 детей-инвалидов, в 2011 году - 13987 детей-инвалидов). В настоящее время в республике действуют 5 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в городах Нефтекамске, Кумертау, Белорецке и Уфе с 16 отделениями (филиалами) в городах (районах) Республики Башкортостан. Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья воспитываются в семьях, и лишь треть из них - в учреждениях стационарного социального обслуживания населения. Вопросы реабилитации (абилитации) детей-инвалидов (детей с нарушениями в развитии) и их адаптации к повседневной жизни общества решаются в рамках учреждений здравоохранения, культуры, спорта, образования и специализированных учреждений социального обслуживания - реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. В реабилитационных центрах детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья на безвозмездной основе оказываются социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-бытовые и социально-правовые услуги. За 2015 год социальное обслуживание на базе реабилитационных центров получили 11345 детей и подростков с ограниченными физическими возможностями. Важно отметить, что на современном этапе жизни общества необходимо развитие системы профилактики инвалидности детей с раннего возраста, ведь именно этот возраст - наиболее важный период жизни ребенка, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, формируется личность. Система раннего вмешательства в развитие ребенка должна выстраиваться по схеме: женская консультация - родильный дом - детская поликлиника/детская больница - реабилитационные учреждения. Своевременно оказанная помощь специалистов медицинских учреждений, реабилитационных центров, социальных и иных служб способствует профилактике инвалидности и снижению степени поражения физического и психического развития ребенка, а значит снижению объема бюджетных ассигнований на лечение и восстановление социального статуса таких детей. Не отвечает современным требованиям и нормативно-правовое, научно-методическое и кадровое обеспечение работы по решению проблем детей с риском инвалидизации, их правовой и социальной защищенности, социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Таким образом, республика нуждается в эффективной межведомственной системе реабилитационной помощи, направленной на минимизацию нарушений здоровья детей и профилактику инвалидности в раннем возрасте, а также обеспечение интеграции семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии, в жизнедеятельность общества. 6.2.2. Цели и задачи подпрограммы Решение вопросов формирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, определяется как приоритетное направление государственной политики. Так, в составе государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года N 1297, указанное направление деятельности выделено в отдельную подпрограмму. При этом Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации предлагает формировать региональные системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с применением системы раннего вмешательства. В связи с этим в республике вводится пилотный программный комплекс мероприятий по предоставлению реабилитационных и абилитационных услуг детям раннего возраста с нарушениями в развитии. Цель подпрограммы - организовать профилактику инвалидности в раннем возрасте и интеграцию в общество семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с нарушениями в развитии. Подпрограмма включает в себя следующие задачи: создать систему ранней помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с нарушениями в развитии; разработать нормативную правовую и методическую базы по организации системы раннего вмешательства. 6.2.3. Целевые индикаторы и показатели подпрограммы и их взаимосвязь с показателями государственной программы Целевые индикаторы и показатели подпрограммы определены исходя из состава мероприятий подпрограммы с учетом необходимости достижения показателей государственной программы. При расчете итоговых показателей подпрограммы за отчетный период используется статистическая информация и данные социологического опроса (анкетирования) семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии. С этой целью будет проводиться мониторинг семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии, определяться степень их удовлетворенности предоставленными услугами, а также выявляться нуждаемость детей в каждом виде реабилитационных (абилитационных) услуг для корректировки показателей подпрограммы. Основными причинами недостижения целевых индикаторов подпрограммы являются возможная неточность прогнозного расчета значений показателей подпрограммы, снижение объемов финансирования ее мероприятий, значительное отклонение фактического числа детей с нарушениями в развитии от прогнозного уровня. Целевые индикаторы и показатели подпрограммы направлены на достижение целевого индикатора государственной программы "доля семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии в возрасте до 4-х лет, охваченных консультативными и реабилитационными услугами, в общем числе таких семей, обратившихся за получением консультативных и реабилитационных (абилитационных) услуг". Плановые значения целевых индикаторов и показателей подпрограммы по годам ее реализации и методики их расчета представлены в приложении N 1 к государственной программе. 6.2.4. Ресурсное обеспечение подпрограммы Для обеспечения реализации подпрограммы используются следующие ресурсы: 1) финансовые ресурсы: финансовое обеспечение реализации подпрограммы в разрезе объемов и источников финансирования ее мероприятий по годам реализации представлено в приложении N 2 к государственной программе. Расходы на реализацию подпрограммы предусматриваются за счет средств бюджета Республики Башкортостан; 2) информационные ресурсы: для реализации мероприятий подпрограммы будут использованы официальные интернет-сайты Минтруда РБ, иных органов исполнительной власти Республики Башкортостан, социальных и реабилитационных учреждений, разработаны информационные буклеты и методические материалы по организации работы служб "раннего вмешательства"; 3) материальные ресурсы: в целях реализации подпрограммы будут задействованы материальные ресурсы ее основного исполнителя и соисполнителей мероприятий подпрограммы: здания и сооружения; реабилитационное, медицинское и физиотерапевтическое оборудование; мебель; компьютерная оргтехника; расходные материалы; 4) человеческие ресурсы: в реализации подпрограммы принимают участие государственные гражданские служащие - работники аппарата Минтруда РБ; сотрудники государственных бюджетных (автономных) учреждений реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, а также учреждений здравоохранения, культуры, образования; работники социально ориентированных некоммерческих организаций, специалисты службы психолого-медико-педагогического сопровождения детей. Приложение N 1 к государственной программе "Доступная среда в Республике Башкортостан" ПЕРЕЧЕНЬ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН"
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|