Расширенный поиск

Постановление Администрации Магаданской области от 02.09.2010 № 506-па

 

МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

АДМИНИСТРАЦИЯ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 сентября 2010 г. N 506-па

 

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ

МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 15 ЯНВАРЯ 2009 Г. N 3-ПА

 

Администрация Магаданской области постановляет:

1. Внести изменения в Постановление администрации Магаданской области от 15 января 2009 г. N 3-па "Об утверждении областной целевой программы "Развитие внешнеэкономической деятельности и экспортного потенциала Магаданской области на 2009-2011 годы" (далее - Программа), изложив Программу в новой редакции согласно приложению к настоящему Постановлению.

2. Настоящее Постановление подлежит официальному опубликованию.

 

Губернатор

Магаданской области

Н.ДУДОВ

 

 

 

 

 

Приложение

к Постановлению

администрации

Магаданской области

от 02.09.2010 N 506-па

 

"Утверждена

Постановлением

администрации

Магаданской области

от 15.01.2009 N 3-па

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭКСПОРТНОГО

ПОТЕНЦИАЛА МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009-2013 ГОДЫ"

 

ПАСПОРТ

областной целевой программы

"Развитие внешнеэкономической деятельности и экспортного

потенциала Магаданской области на 2009-2013 годы"

 

Наименование   

программы       

областная       целевая       программа        "Развитие

внешнеэкономической    деятельности    и     экспортного

потенциала Магаданской области на 2009-2013 годы" (далее

- Программа)                                            

Основания    для

разработки     

Программы      

- Федеральный закон от  4  января  1999  г.  N  4-ФЗ 

координации международных и  внешнеэкономических  связей

субъектов Российской Федерации";                       

- Федеральный закон от 8 декабря 2003 г.  N  164-ФЗ  "Об

основах  государственного  регулирования  внешнеторговой

деятельности";                                         

- Устав Магаданской области                            

Государственный

заказчик       

Программы      

администрация Магаданской области                      

Разработчик    

Программы      

комитет экономики администрации Магаданской области    

Исполнитель    

Программы      

комитет экономики администрации Магаданской области    

Цель Программы 

интеграция региона в систему  международного  разделения

труда  и   развитие   внешнеэкономических   связей   для

оживления экономики региона,  создание  системы  мер  по

организационной и информационной поддержке предприятий и

организаций  Магаданской  области,  ориентированных   на

выпуск экспортной продукции                            

Задачи Программы

- создание благоприятных условий для доступа  товаров  и

услуг, производимых в области, на мировой рынок;       

-    развитие     инфраструктуры     внешнеэкономической

деятельности,    адекватной    потребностям     развития

внешнеторговых связей;                                 

-   формирование   развитой   системы    информационного

обеспечения участников внешнеторгового сотрудничества; 

- подготовка  управленческих  кадров  во  внешнеторговой

сфере, повышение качества менеджмента на предприятиях  и

эффективности использования трудового капитала         

Объемы и       

источники      

финансирования 

Программы      

объем   финансирования   Программы   за   счет   средств

областного бюджета составляет 9900 тыс.  рублей,  в  том

числе:                                                 

2009 год - 1880,0 тыс. рублей;                         

2010 год - 2380,0 тыс. рублей;                         

2011 год - 1880,0 тыс. рублей;                         

2012 год - 1880,0 тыс. рублей;                         

2013 год - 1880,0 тыс. рублей                          

Сроки реализации

Программы      

2009-2013 годы                                         

Ожидаемые      

конкретные     

результаты     

Программы      

-   активизация   внешнеторговых   контактов   с   целью

расширения гарантированных рынков сбыта  продукции,  что

позитивно отразится не только на производстве, но  также

и на  других  секторах  экономики  (сельском  хозяйстве,

сфере услуг);                                          

- увеличение объема поступления иностранных инвестиций в

Магаданскую область;                                   

- ускорение восстановления производственных  отраслей  в

регионе;                                               

- снижение   оттока  денежных  ресурсов   (потенциальных

инвестиций) из Магаданской области;                    

-   увеличение   количества   организаций   с   участием

иностранного капитала;                                 

-  привлечение  научно-технического  и  конструкторского

потенциала области к развитию промышленности;          

-  повышение  уровня  доходов  населения  и   увеличение

налоговой базы, создание дополнительных рабочих мест   

Система        

организации    

контроля      за

исполнением    

Программы      

контроль  за  исполнением  Программы  осуществляется   в

соответствии с Постановлением администрации  Магаданской

области от  9  октября  2008  г.  N  395-па    порядке

принятия решений о разработке, формировании и реализации

долгосрочных целевых программ Магаданской области"     

Индикаторы     

Программы      

-  увеличение   числа   участников   внешнеэкономической

деятельности - на 10%;                                 

- увеличение числа  участников,  осуществляющих  экспорт

продукции, - на 35%;                                   

- увеличение внешнеторгового оборота Магаданской области

- на 30%;                                              

- увеличение объема поступления иностранных инвестиций в

Магаданскую область - в 2 раза;                         

- достижение положительного сальдо торгового баланса   

 

1. Обоснование необходимости решения проблемы

программными методами и целесообразность ее

финансирования за счет средств областного бюджета

 

Участие предприятий и организаций во внешнеэкономической деятельности вносит большой вклад в развитие экономики, дает возможность приобретать для проведения реконструкции и модернизации производства технику, машины и оборудование мирового уровня. В результате развития внешнеэкономической деятельности пополняется бюджет, создаются новые рабочие места, повышается обеспеченность населения потребительского товарами.

Осуществление внешнеэкономических связей позволяет перенести межгосударственное сотрудничество с обычного обмена товарами на торговлю услугами, на совместное решение технико-экономических задач, развитие научной и производственной кооперации и других форм хозяйственной деятельности, в том числе создание совместных предприятий.

Через механизм внешнеэкономических связей спрос на товары и услуги мирового рынка переносится на внутренний рынок того или иного государства или региона, что вызывает потребность в развитии производительных сил и способствует развитию промышленности, сельского хозяйства, торговли, сферы услуг и финансовых учреждений.

Либерализация внешнеэкономических отношений предусматривает расширение доступа в страну зарубежных инвестиций, устранение государственного контроля внешнеэкономических связей, снятие ограничений для импорта, экспорта, обеспечение конвертируемости национальной валюты.

В условиях открытой экономики внешние факторы - экспорт, импорт, иностранные инвестиции влияют на производство, уровень доходов и занятости, а, следовательно, с помощью внешних факторов можно влиять на макроэкономическое равновесие.

К числу основных элементов внешнеэкономической деятельности Магаданской области можно отнести внешнюю торговлю товарами и услугами, поступление иностранных инвестиций, деятельность совместных и иностранных предприятий.

Анализ основных показателей внешнеэкономической деятельности Магаданской области за последнее десятилетие выявляет негативные тенденции.

Степень интеграции экономики Магаданской области в мировую экономику характеризуется динамикой и характером экспортно-импортных операций. За последние 3 года отмечается отсутствие роста областного экспорта товаров и услуг, так, экспорт товаров достиг своей максимальной величины в 2004 году - 72 млн долларов США, в 2005 году уменьшился на 2%. Из года в год наблюдается отрицательное сальдо торгового баланса, т.е. объем импортных закупок ежегодно превышает величину экспортных поставок (таблица N 1).

 

Таблица N 1

 

Основные показатели внешней торговли

Магаданской области в 2000-2008 годах (тыс. долларов США)

 

 Год 

 Импорт

 Экспорт

  Сальдо

торгового

 баланса

Коэффициент

 покрытия 

  импорта 

экспортом,

 процентов

  Всего 

  1  

   2   

    3   

    4   

     5    

    6   

 2000

  50 204

   39 799

  -10 405

       79,3

   90 003

 2001

   61174

   50 010

  -17 161

       74,4

  117 184

 2002

  58 721

   66 834

    8 100

      113,8

  125 555

 2003

  61 192

   40 512

  -20 680

       66,2

  101 705

 2004

  89 215

   72 151

  -17 063

       80,9

  161 367

 2005

  96 089

   70 800

  -25 289

       73,7

  166 889

 2006

 100 051

   71 134

  -28 917

       71,1

  171 186

 2007

 119 422

  170 319

   50 896

        142

  289 742

 2008

 152 301

  207 960

   55 659

        136

  360 261

 

С точки зрения динамики развития внешнеэкономической деятельности можно отметить, что достаточно благоприятным сложился для Магаданской области 2002 год. Увеличение внешнеторгового оборота в 2002 году было обусловлено в большей степени ростом на 34% объема экспорта. Кроме того, в 2002 году сложилось положительное сальдо торгового баланса, которое составило 8,1 млн долларов США.

Коэффициент покрытия импорта экспортом возрос за период 1997-2002 годы с 24% до 114%.

Однако, начиная с 2002 года, наблюдается ежегодное повышение отрицательного сальдо торгового баланса. Коэффициент покрытия импорта экспортом снизился к 2006 году до 71%. С 2004 года сокращались импортные закупки зарубежных технологических машин и оборудования для обновления производственной базы.

При отсутствии роста регионального экспорта он имеет сырьевую направленность - в общем объеме экспорта фактически отсутствует продукция с высокой степенью обработки, при одновременном увеличении импорта продовольственных товаров.

С 2002 года по экспорту началось снижение по таким позициям, как алкогольные и безалкогольные напитки, готовые продукты из мяса, рыбы, ракообразных моллюсков, продукты переработки овощей, плодов и др. В настоящее время этих показателей вообще нет в общем объеме структуры областного экспорта. В течение последних лет ведущие места в общем объеме экспорта Магаданской области занимают следующие позиции: черные металлы, рыба и ракообразные, руды, шлак, зола и др.

Сокращается количество предприятий Магаданской области, участвующих во внешнеторговой деятельности (таблица N 2).

По данным Дальневосточного таможенного управления количество участников внешнеэкономических связей Магаданской области год от года менялось. За последнее десятилетие их число уменьшилось с 281 до 136. В последние годы наблюдается незначительный рост числа участников внешнеэкономической деятельности (2005 год - 109; 2006 год - 121; 2007 год - 136), однако, этот рост достигается за счет участников, импортирующих товары, количество же участников, осуществляющих экспортную деятельность, с 2000 года снизилось на 40% и в последние 3 года держится на одном уровне - 17 участников.

В 2007 году это составляло около 12% общего количества участников внешнеэкономической деятельности Магаданской области. Доля участников внешнеэкономических связей Магаданской области в общем объеме Дальневосточного федерального округа в 2005 году составляла 0,7%.

 

Таблица N 2

 

Количество участников внешнеэкономической деятельности

Магаданской области в 1997-2007 годах (ед.)

 

  Год

  Импорт 

 Экспорт

  Всего 

   1 

     2   

    3   

    4   

 1997

       271

       25

      281

 1998

       197

       26

      207

 1999

       126

       27

      137

 2000

       112

       29

      130

 2001

       132

       22

      142

 2002

       104

       24

      121

 2003

        86

       20

      100

 2004

       104

       23

      118

 2005

       100

       17

      109

 2006

       112

       17

      121

 2007

       126

       17

      136

 2008

 

 

      159

 2009

 

 

      128

 

Кроме этого, следует отметить и такой фактор, как снижение торговой активности со странами дальнего зарубежья - последние 2 года наблюдается сокращение объемов внешнеторговых контактов с партнерами из стран Европы (Австрия, Германия, Великобритания) и др.

Развитие инфраструктуры внешнеэкономической деятельности является необходимым условием повышения внешнеторговой активности. Международная статистика свидетельствует, что мировая торговля услугами является сегодня наиболее динамичным и быстро прогрессирующим сектором мирового хозяйства. Во всем мире внешнеторговый оборот услугами растет быстрее, чем экспортно-импортные операции торговли товарной продукцией.

Однако в Магаданской области ситуация на рынке услуг продолжает оставаться нестабильной, отличается сокращением их доли во внешнеторговом обороте. Географическое местоположение Магаданской области предопределило доминирующую роль транспортных услуг в общем объеме экспорта. В последние годы на их долю приходилось от 78% до 91%. В течение последних лет экспорт всех видов услуг развивался неравномерно. Крайне слабо развита инфраструктура транспортно-логистических фирм и складская инфраструктура (транспортно-логистические фирмы - организации, осуществляющие весь спектр транспортно-экспедиторских услуг, услуг по таможенному оформлению товаров, информационных услуг в области экспортно-импортных операций).

Как результат такого положения - остается существенное превышение импорта услуг над экспортом, что является фактором, тормозящим нормальное развитие региона. Все чаще магаданские предприятия вынуждены пользоваться комплексом услуг, предоставляемых иностранными перевозчиками. Кроме того, в Магаданской области сегодня не существует ни одной специализированной организации по информационному обслуживанию участников внешнеэкономической деятельности.

Современная рыночная экономика характеризуется приходом на российский рынок отечественных и иностранных инвесторов. Создание благоприятного инвестиционного климата является одним из важнейших условий экономического роста региона.

Приток зарубежных капиталовложений, как части инвестиционной активности, жизненно важен для подъема экономики. При этом, естественно, наиболее привлекательными для иностранных инвесторов являются регионы с развитой инфраструктурой рынка, со сравнительно более высокой платежеспособностью населения, а также обладающие значительными запасами сырья.

Однако в последние годы приток инвестиций в область существенно снизился. Доля Магаданской области последние годы не превышает 0,5% от общего объема инвестиций по Дальнему Востоку.

При этом Магаданская область является одним из потенциально перспективных регионов России для размещения иностранного капитала. На ее территории сосредоточено около 11% запасов россыпного золота, 15% рудного золота и около 50% серебра от общих объемов разведанных запасов этих металлов в России.

Прогнозные ресурсы благородных металлов в 3-6 раз превышают их разведанные запасы, в том числе прогнозируемые ресурсы рудного золота в 2 раза превышают суммарный объем золотодобычи за предшествующие 70 лет при положительной рентабельности вновь открываемых месторождений. Кроме того, наличие запасов пресной воды, лесов, экологически чистых растительных продуктов и, прежде всего, выгодное географическое положение Магаданской области - близость к рынкам Азии, все эти факторы создают для Магаданской области широкие перспективы развития.

Анализируя объем поступивших за 15-летний период в Магаданскую область иностранных инвестиций, следует отметить, что самым благоприятным для области был 1996 год (149 млн долларов США), однако, начиная с 1997 года, объемы поступления в Магаданскую область иностранного капитала до сегодняшнего времени постоянно снижались, после пика 2004 года - 34 млн долларов США последовал спад в 2005 году - 2,9 млн долларов США.

Существенным негативным фактором является также то, что отток денежных ресурсов (потенциальных инвестиций) в несколько раз превышает их приток (в 2000-2001 годах - в 2,5-2,6 раза, в 2002-2003 годах - в 7,7 раз). Только в течение 2000-2005 годов из Магаданской области в виде банковских вкладов в Великобританию было вывезено 233,9 млн долларов США. Это наносит ущерб экономике территории и усиливает инвестиционный голод.

 

Выводы

 

Проведенный анализ позволяет выделить основные тенденции в развитии внешнеэкономической деятельности Магаданской области. Это нестабильность, отсутствие поступательного роста всех показателей. На протяжении ряда лет сохраняется характерная особенность внешнеторгового обмена территории: преобладание в структуре экспорта сырья (рыбная продукция низкой степени обработки), а в импортных поставках - готовых товаров потребительского назначения.

Рынок международных услуг Магаданской области также продолжает оставаться нестабильным, характеризуется снижением объема услуг и сокращением их доли во внешнеторговом обороте товаров и услуг. Неудовлетворительна и структура иностранных инвестиций, значительная часть которых приходится не на уставный капитал совместных и иностранных предприятий, а на кредиты.

Региональные товаропроизводители ориентируются, прежде всего, на нестабильный внутренний рынок, при этом процедура выхода на внешний рынок является достаточно длительной по времени, сложной и рискованной. Поиск зарубежного партнера, дорогостоящий переговорный процесс, необходимость скрупулезной контрактной подготовки сделок и многое другое делают внешнеторговые контакты малодоступными для местных производителей. Экспорт из года в год осуществляет ограниченный круг участников.

В условиях трансформирования экономики, макроэкономической нестабильности, несовершенства законодательной базы остро ощущается нехватка информации практически во всех областях экономической жизни, в том числе данных о конъюнктуре мирового рынка, потребностях иностранных потребителей и т.п. Предприятия не столько заняты осуществлением прогрессивных структурных сдвигов, сколько борются за свое выживание, сохранение потенциала. Вместе с тем, даже в таком положении предприятия-экспортеры должны иметь внешнеэкономическую программу, так как конкуренция на внешнем и внутреннем рынках товаров диктует необходимость постоянной работы предприятия в направлении создания новых видов продукции и сфер деятельности, завоевания рынка, реализации новых форм и методов продвижения товаров на рынок.

Отсутствие развитой инфраструктуры внешнеэкономической деятельности, представленной коммерческими организациями, оказывающими транспортные, складские, коммуникационные и другие услуги, негативно влияет на активность внешнеторговых связей.

Магаданские товаропроизводители не ощущают серьезной и эффективной поддержки. Конкурентные преимущества западных производителей в значительной степени объясняются системой организационно-экономических отношений между государством и фирмами, ориентированной на всемерную поддержку бизнеса.

Таким образом, применение программно-целевого метода позволит:

1. Комплексно подойти к проблеме активизации внешнеторговой деятельности на территории Магаданской области и решать проблемы в сфере развития экспорта.

2. Целенаправленно и последовательно осуществлять регулирование органами государственной власти Магаданской области процесса организации инфраструктуры внешнеэкономической деятельности.

3. Проводить мониторинг внешнеторговой деятельности предприятий Магаданской области и принимать научно обоснованные управленческие решения.

 

2. Основные цель и задачи Программы

 

Основной целью Программы развития внешнеэкономической деятельности и экспортного потенциала Магаданской области на среднесрочную перспективу является продолжение курса на дальнейшую интеграцию региона в систему международного разделения труда и развитие внешнеэкономических связей для оживления экономики региона, создание системы мер по организационной и информационной поддержке предприятий и организаций Магаданской области, ориентированных на выпуск экспортной продукции.

Задачами Программы являются:

- создание благоприятных условий для доступа товаров и услуг, производимых в Магаданской области, на мировой рынок;

- развитие инфраструктуры внешнеэкономической деятельности адекватной потребностям развития внешнеторговых связей;

- формирование развитой системы информационного обеспечения участников внешнеторгового сотрудничества;

- подготовка управленческих кадров во внешнеторговой сфере, повышение качества менеджмента на предприятиях и эффективности использования трудового капитала.

 

3. Ожидаемые социально-экономические результаты

реализации программных мероприятий

 

Реализация программных мероприятий позволит:

1. Ускорить восстановление производственных отраслей в регионе.

2. Активизировать внешнеторговые контакты с целью расширения гарантированных рынков сбыта продукции, что позитивно отразится не только на производстве, но также и на других секторах экономики (горнодобывающей промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг).

3. Привлечь научно-технический и конструкторский потенциал территории к развитию промышленности.

4. Внедрить в производство прогрессивные промышленные и управленческие технологии.

5. Повысить уровень доходов населения и увеличить налоговую базу, создать дополнительные рабочие места.

В качестве результатов от проведения программных мероприятий можно ожидать следующие положительные тенденции по основным направлениям внешнеторгового сотрудничества:

- увеличение числа участников внешнеэкономической деятельности - на 10%;

- увеличение числа участников, осуществляющих экспорт продукции, - на 35%;

- увеличение внешнеторгового оборота Магаданской области - на 30%;

- увеличение объема поступления иностранных инвестиций в Магаданскую область - в 2 раза;

- достижение положительного сальдо торгового баланса.

 

4. Этапы и сроки реализации Программы

 

Программа предусматривает комплекс мероприятий, которые предполагается выполнить в течение 2009-2013 годов.

На первом этапе (2009 год) предполагается провести мероприятия:

- по реализации полномочий в сфере внешнеэкономической деятельности;

- по формированию информационно-аналитической и консультационной базы внешнеэкономической деятельности;

- по активизации участия Магаданской области в международных мероприятиях.

На следующем этапе (2010-2013 годы) на основе заложенной базы развития внешнеэкономической деятельности предполагается проведение крупных презентационных мероприятий за рубежом.

 

5. Механизм реализации Программы

 

Основными направлениями по преодолению указанных негативных тенденций во внешнеторговой деятельности предприятий и организаций Магаданской области, реализованными в Программе, являются:

1. Мероприятия по реализации полномочий в сфере внешнеэкономической деятельности:

- расширение участия в проведении систематической работы по изучению и анализу экспортного потенциала Магаданской области и конкурентных преимуществ предприятий области, а также тенденций в развитии конъюнктуры мирового рынка в целях определения отраслевых приоритетов содействия экспорту;

- совершенствование взаимодействия с соответствующими федеральными органами в направлении более эффективного использования потенциала посольств и торговых представительств России за рубежом;

- более широкое использование разнообразных форм расширения региональной внешней торговли (заключение новых соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве);

- более активное участие в работе двусторонних межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству;

- совершенствование механизма управления внешнеэкономическими связями на областном уровне.

2. Мероприятия по развитию экспортного потенциала и стимулированию инвестиций:

- развитие инфраструктуры внешнеэкономической деятельности;

- наращивание объемов внешнеторгового оборота в первую очередь за счет роста объемов экспорта товаров и услуг, оптимизации импортных закупок путем сокращения закупок продовольствия, увеличения доли импорта машин и оборудования;

- совершенствование структуры экспорта, с перспективой снижения отрицательного сальдо внешнеторгового баланса Магаданской области;

- совершенствование географии внешней торговли, активизация областной политики в сфере расширения прямых международных контактов с органами государственной власти стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также, учитывая специфику Магаданской области, со странами с развитыми традициями в горнодобывающей отрасли - Австралия, Германия, ЮАР и другие;

- разработка инвестиционных проектов, направленных на создание и развитие инновационных и импортозамещающих производств;

- создание постоянно-действующего выставочно-ярмарочного комплекса в г. Магадане;

- организационное обеспечение международных контактов посредством расширения выставочно-ярмарочной деятельности;

- активизация участия представителей Магаданской области, магаданских предприятий в международных выставках и ярмарках;

- увеличение объемов привлеченных прямых иностранных инвестиций, работа по созданию положительного имиджа области на создании благоприятных (хозяйственных, налоговых, моральных) условий для инвесторов, а также на привлечении инвестиций в сферы производства и горнодобывающей отрасли.

3. Мероприятия по организации внешнеэкономической деятельности, подготовке кадров в сфере международных и внешнеэкономических связей:

- повышение уровня подготовки управленческих кадров в сфере внешнеэкономической деятельности;

- подготовка кадров государственных служащих для работы в сфере внешнеэкономической деятельности.

4. Мероприятия по формированию информационно-аналитической и консультационной базы ВЭД:


Информация по документу
Читайте также