15 сентября 2000 г.
№
701
г.Барнаул
В целях
предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти и защиты населения и
окружающей природной среды от их вредного воздействия и во исполнение
Постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. № 613
"О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов
нефти и нефтепродуктов"
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить
прилагаемые Основные требования к разработке планов по предупреждению и
ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
2. Рекомендовать
главам администраций городов и районов утвердить соответствующие требования к
разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов с учетом особенностей территорий.
3. Контроль
за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации края
В.С.Германенко.
Глава администрации
Алтайского края
А.А.Суриков
Утверждены
постановлением
администрации края
от 15 сентября 2000 г.
№ 701
1. Настоящие
Основные требования определяют принципы формирования планов по предупреждению и
ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуются - планы),
которые относятся к чрезвычайным ситуациям локального, местного,
территориального и регионального значения, а также организации взаимодействия
сил и средств, привлекаемых для их ликвидации.
2. Планы
разрабатываются в соответствии с действующими нормативными правовыми актами с
учетом максимально возможного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов,
который определяется для следующих объектов:
нефтеналивное
судно - 2 танка;
нефтеналивная
баржа - 50 процентов ее общей грузоподъемности;
стационарные
и плавучие добывающие установки и нефтяные терминалы - 1500 тонн;
автоцистерна
- 100 процентов объема;
железнодорожный
состав - 50 процентов общего объема цистерн в железнодорожном составе;
трубопровод
при порыве - 25 процентов максимального объема прокачки в течение 6 часов и
объем нефти между запорными задвижками на порваном участке трубопровода;
трубопровод
при проколе - 2 процента максимального объема прокачки в течение 14 дней.
стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов -
100процентов объема максимальной емкости одного объекта хранения. (В редакции
Постановления Администрации Алтайского края от
24.12.2005 г. № 723)
3. Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные
ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
В зависимости от объема и площади разлива нефти и
нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах
выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
локального значения - разлив нефти и нефтепродуктов от
нижнего уровня, определенного приказом Министерства природных ресурсов Российской
Федерации от 03.03.2003 г. N 156 для разных условий, до 100тонн нефти и
нефтепродуктов на территории объекта;
муниципального значения - разлив от 100 до 500 тонн
нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования
либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы
территории объекта;
территориального значения - разлив от 500 до 1000 тонн нефти
и нефтепродуктов в пределах административной границы Алтайского края либо
разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы
административной границы муниципального образования;
регионального значения - разлив от 1000 до 5000 тонн
нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов,
выходящий за пределы административной границы Алтайского края.
(п.3 в редакции Постановления Администрации Алтайского края от
24.12.2005 г. № 723)
4. Планом
должны предусматриваться:
а)
прогнозирование возможных разливов нефти и нефтепродуктов;
б) количество
сил и средств, достаточное для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с
разливом нефти и нефтепродуктов (далее именуются - силы и средства),
соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации и
необходимость привлечению профессиональных аварийно - спасательных
формирований;
в)
организация взаимодействия сил и средств;
г) состав и
дислокация сил и средств;
д)
организация управления, связи и оповещения;
е) порядок
обеспечения постоянной готовности сил и средств с указанием организаций,
которые несут ответственность за их поддержание в установленной степени
готовности;
ж) система
взаимного обмена информацией между организациями - участниками ликвидации разлива
нефти и нефтепродуктов;
з)
первоочередные действия при получении сигнала о чрезвычайной ситуации;
и)
географические, навигационно - гидрографические, гидрометеорологические и
другие особенности района разлива нефти и нефтепродуктов, которые учитываются
при организации и проведении операции по его ликвидации;
к)
обеспечение безопасности населения и оказание медицинской помощи;
л) график
проведения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
м)
организация материально - технического, инженерного и финансового обеспечения
операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
5. При
расчете необходимого количества сил и средств должны учитываться:
а)
максимально возможный объем разлившихся нефти и нефтепродуктов;
б) площадь разлива;
в) год ввода
в действие и год последнего капитального ремонта объекта;
г)
максимальный объем нефти и нефтепродуктов на объекте;
д) физико -
химические свойства нефти и нефтепродуктов;
е) влияние
места расположения объекта на скорость распространения нефти и нефтепродуктов с
учетом возможности их попадания в морские и речные акватории, во внутренние
водоемы;
ж)
гидрометеорологические, гидрогеологические и другие условия в месте
расположения объекта;
з)
возможности имеющихся на объекте сил и средств, а также профессиональных
аварийно - спасательных формирований, дислоцированных в регионе (при условии их
письменного согласия на участие в ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов);
и) наличие
полигонов по перевалке, хранению и переработке нефтяных отходов;
к)
транспортная инфраструктура в районе возможного разлива нефти и нефтепродуктов;
л) время
доставки сил и средств к месту чрезвычайной ситуации;
м) время
локализации разлива нефти и нефтепродуктов, которое не должно превышать 4 часов
при разливе в акватории и 6 часов - при разливе на почве.
6. Планы по
предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территориальном
уровне разрабатываются организациями, осуществляющими разведку
месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение
нефти и нефтепродуктов, по согласованию с соответствующими органами
исполнительной власти края и утверждаются заместителем главы администрации
края, курирующим вопрос энергетики, транспорта, гражданской обороны,
чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. (В редакции Постановления Администрации Алтайского края от
24.12.2005 г. № 723)
7. Отчет о проведении работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
должен содержать следующие сведения:
причина и обстоятельства разливов нефти и нефтепродуктов;
описание и оценка действий органов управления при
устранении источника утечки, локализации и ликвидации последствий разливов
нефти и нефтепродуктов;
оценка эффективности сил и специальных технических
средств, применяемых в ходе работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
затраты на проведение работ по ликвидации разливов
нефти и нефтепродуктов, включая расходы на локализацию, сбор, утилизацию нефти
и нефтепродуктов и последующую реабилитацию территории;
расходы на возмещение (компенсацию) ущерба, нанесенного
водным биологическим ресурсам;
уровень остаточного загрязнения территорий (акваторий) после
выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
состояние технологического оборудования организации, наличие
предписаний надзорных органов об устранении недостатков его технического
состояния, нарушений норм и правил промышленной безопасности;
предложения по дополнительному оснащению формирований (подразделений)
организации и профессиональных аварийно-спасательных формирований (служб).
Указанный отчет с приложением к нему необходимых карт
(планов) ,расчетов, графиков, других справочных материалов хранится в соответствующих
комиссиях по чрезвычайным ситуациям не менее пяти лет.
(п.7 в редакции Постановления Администрации Алтайского края от
24.12.2005 г. № 723)
8. В целях
отработки планов на территориальном уровне проводятся комплексные учения или
командно - штабные тренировки не реже одного раза в 2 года.
Порядок и
периодичность проверки готовности сил и средств, привлекаемых для ликвидации
разливов нефти и нефтепродуктов локального, местного и территориального
значения, определяются главным управлением по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям Алтайского края.