Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Коми от 06.10.2016 № 471
от 6 октября 2016 г. № 471 г. Сыктывкар Утратило силу с 1 января 2018 года – Постановление Правительства Республики О внесении изменения в постановление Правительства Республики Коми от 20 марта 2015 г. № 124 «Об утверждении региональной программы «Социально-экономическое развитие монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Республики Коми (2015 – 2017 годы)» ___________________________________ Правительство Республики Коми постановляет: 1. Внести в постановление Правительства Республики Коми от 20 марта 2015 г. № 124 «Об утверждении региональной программы «Социально-экономическое развитие монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Республики Коми (2015 – 2017 годы)» следующее изменение: региональную программу «Социально-экономическое развитие монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Республики Коми (2015 – 2017 годы)», утвержденную постановлением (приложение), изложить в редакции согласно приложению. 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ к постановлению Правительства Республики Коми от 6 октября 2016 г. № 471 «УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Республики Коми от 20 марта 2015 г. № 124 (приложение) РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Социально-экономическое развитие монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Республики Коми (2015 – 2017 годы)» ПАСПОРТ региональной программы «Социально-экономическое развитие монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Республики Коми (2015 – 2017 годы)»
I. Содержание проблемы и характеристика социально-экономического положения в монопрофильных муниципальных образованиях (моногородах) Республики Коми Проблемы монопрофильных муниципальных образований в Российской Федерации наиболее ярко обозначились в 2009 году на фоне мирового финансово-экономического кризиса. Низкий уровень диверсификации экономики, ограниченное число предприятий определенного отраслевого профиля, создающих ситуацию экономической монопрофильности, их высокая зависимость от конъюнктуры мировых и внутренних цен определяли большую чувствительность этих населенных пунктов к последствиям кризиса. Негативные для экономики России процессы в моногородах проявились наиболее остро, так как территориальные образования, в которых крупные (градообразующие) предприятия определяют практически все экономические и социальные процессы, более чутко реагируют на колебания внешней среды. При наличии настолько тесной связи между функционированием градообразующего предприятия и экономико-социальными аспектами жизни поселения рыночные перспективы предприятия существенно влияют на судьбу этого поселения как такового. Сложная, а в ряде монопрофильных городов России критическая, с тенденцией ухудшения ситуация в экономике негативным образом отразилась на занятости и уровне жизни населения, развитии социальной инфраструктуры и социальной жизни в целом. Рост социальной напряженности в относительно благополучных ранее муниципалитетах потребовал прямого государственного вмешательства. Для решения практических вопросов, связанных с осуществлением государственной поддержки монопрофильных территорий, Министерством регионального развития Российской Федерации в декабре 2009 года был сформирован общероссийский перечень из 335 моногородов, в который вошли 4 города Республики Коми – Воркута (с градообразующими предприятиями ОАО «Воркутауголь», ЗАО «Шахта Воргашорская-2»), Инта (ОАО «Компания «Интауголь»), Жешарт (ЗАО «Жешартский фанерный комбинат»), Емва (ООО «Завод ДВП»). На начало 2010 года в моногородах Республики Коми проживали 173 тысячи человек (18,1% к общереспубликанской численности населения), при этом на Воркуту и Инту приходилось более 86% населения моногородов. Спад промышленного производства из-за сокращения спроса на продукцию в других секторах российской экономики, а также ориентированность выпуска продукции на экспорт, изменения внутренних и мировых цен повлекли финансовые трудности градообразующих предприятий республики. По итогам 2009 года убыточной была деятельность всех градообразующих предприятий моногородов. Начались процессы реорганизации производств, преобразования предприятий, сокращение расходов на персонал и социальные программы, численность работников на градообразующих предприятиях снизилась в большей степени, чем в целом по организациям моногородов, усилилась напряженность на рынке труда. На базе имущественного комплекса ОАО «Компания «Интауголь», которое решением Арбитражного суда Республики Коми от 9 августа 2007 г. признано несостоятельным (банкротом), в июне 2010 года было создано новое предприятие – ОАО «Шахта «Интауголь». ОАО «Компания «Интауголь» определением Арбитражного суда Республики Коми от 15 мая 2013 г. ликвидировано, производство по делу о несостоятельности (банкротстве) завершено. Фактором риска оставалось ухудшение финансового положения компании в связи с проблемой сохранения рынков сбыта на фоне снижения угольной генерации. Решением Арбитражного суда Республики Коми от 16 ноября 2015 г. по делу № А29-6927/2014 АО «Шахта «Интауголь» было признано банкротом, начато конкурсное производство, в развитие которого предполагается создание к октябрю 2016 года нового акционерного общества по добыче угля. В 2011 году ООО «Завод ДВП» и ЗАО «Жешартский фанерный комбинат» были признаны банкротами. Имущество ООО «Завод ДВП» выкуплено вновь созданным предприятием ООО «Княжпогостский завод ДВП». В январе 2013 года промышленные мощности завода переданы ООО «СЛДК «Северный лес», в ноябре 2013 года Инвестиционная Компания «Таврический» (основной собственник) заключила договор аренды технологического оборудования завода с ООО «Плитный мир» (Владимирская область). С момента аренды Княжпогостского завода ДВП ООО «Плитный мир» работает стабильно при полной загрузке производственных мощностей, выполняя все социальные обязательства перед сотрудниками и республикой. В мае 2012 года на производственной базе ЗАО «Жешартский фанерный комбинат» было создано предприятие ООО «Промышленный комбинат древесных плит», которое арендовало имущество комбината. В сентябре 2013 года созданы новые предприятия: ООО «Жешартский фанерный комбинат», на который был переведен весь персонал ООО «Промышленный комбинат древесных плит», и ООО «Лесной промышленный комбинат», который арендует имущество комбината. В марте 2015 года ЗАО «Жешартский фанерный комбинат» (в настоящее время - ООО «Жешартский ЛПК») вышел из процедуры банкротства по мировым соглашениям, которые вступили в законную силу. Несмотря на сложные экономические условия, комбинат продолжает достаточно устойчиво работать. С июня 2012 года ЗАО «Шахта Воргашорская-2» прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения структурного подразделения «Шахта «Воргашорская» к ОАО «Воркутауголь». Одной из мер, предпринятых Правительством Республики Коми для того, чтобы ситуация в моногородах республики стабилизировалась и оставалась прогнозируемой и управляемой, стала разработка комплексных инвестиционных планов модернизации (КИПов) моногородов. Все КИПы моногородов были рассмотрены и одобрены на общественных слушаниях, а затем утверждены на муниципальном уровне. Распоряжением Правительства Республики Коми от 14 марта 2011 г. № 61-р КИПы моногородов были утверждены и на республиканском уровне. На первый план в КИПах выступили вопросы реализации новых инвестиционных производственных и инфраструктурных проектов. По каждому моногороду республики был сформирован перечень инвестиционных предложений и проектов, направленных на развитие и диверсификацию экономики моногородов, создание новых и модернизацию существующих производств, организацию новых рабочих мест. В 2010-2011 годах Министерством регионального развития Российской Федерации была предложена фактически только одна модель развития моногородов: индустриальная диверсификация. При этом средства федерального бюджета направлялись на мероприятия по развитию инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимой для реализации и обеспечивающей полноценное функционирование в будущем крупных инвестиционных проектов, проектов-миллиардников. Учитывая объективные трудности и нецелесообразность организации новых крупных производств в условиях Крайнего Севера и на территориях небольших городских поселений, моногорода республики не смогли рассчитывать на данный вид государственной поддержки. В 2012-2013 годах дополнительных средств на поддержку моногородов в федеральном бюджете предусмотрено не было, так как происходило постепенное освоение ранее выделенных средств ограниченным кругом моногородов. Таким образом, проблемы большинства российских моногородов остались нерешенными, а государственная политика в их отношении потребовала корректировки. В соответствии с решением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. № 6616п-П16 федеральным органом исполнительной власти, ответственным за координацию деятельности по обеспечению стабильного развития моногородов России, определено Министерство экономического развития Российской Федерации (далее – Министерство). В 2014 году Министерством разработаны и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. № 709 утверждены критерии отнесения населенных пунктов к категории монопрофильных, на основании которых ежегодно актуализируется перечень российских моногородов. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. № 1398-р утвержден перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), в составе которых остались МОГО «Воркута», МОГО «Инта», МОГП «Емва» и МОГП «Жешарт» Республики Коми и в зависимости от рисков ухудшения социально-экономического положения были отнесены: Воркута, Инта, Жешарт - к категории 3 «Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода) со стабильной социально-экономической ситуацией»; Емва – к категории 2 «Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода), в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения». Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2015 г. № 668-р внесены изменения в перечень российских моногородов, в соответствии с которыми моногорода Воркута, Инта, Жешарт переведены во 2 категорию, моногород Емва - в 1 категорию (моногорода с наиболее сложным социально-экономическим положением, в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования градообразующих организаций). Общая характеристика моногородов Республики Коми по состоянию на 1 января 2016 года представлена в таблице 1. В среднесрочной перспективе развитие моногородов республики будет связано как с поддержкой градообразующих предприятий, стимулированием развития малого и среднего предпринимательства, так и с формированием новых направлений специализации сферы производства и предоставления услуг, повышением инвестиционной привлекательности территорий моногородов, реализацией крупных и малых, промышленных и инфраструктурных инвестиционных проектов, в том числе в рамках территорий опережающего социально-экономического развития (далее – ТОСЭР). Создание ТОСЭР в моногородах позволит снизить социальную напряженность, развивать и диверсифицировать экономику моногородов за счет: активизации использования природно-ресурсного потенциала; повышения инвестиционной привлекательности территории и привлечения внешних инвесторов; создания новых постоянных и временных рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий, в том числе субъектами малого и среднего предпринимательства; обеспечения роста среднемесячной заработной платы работников организаций; увеличения налоговых поступлений в местный бюджет. Особое внимание будет уделено повышению уровня развития социальной и технической инфраструктуры, характеризующего, как и уровень жизни населения, общую социально-экономическую ситуацию и определяющего в перспективе дальнейшее развитие любого города. К числу общих проблем развития моногородов Республики Коми, комплексное решение которых позволит обеспечить программно-целевой метод с применением государственного регулирования и государственной поддержки, относятся: ограниченность сферы приложения труда; низкая предпринимательская активность населения; низкая инвестиционная и инновационная активность местных предприятий; устаревшие технологии, износ основных фондов предприятий, в том числе градообразующих; высокая степень морального и физического износа основных фондов и материально-технической базы всех сфер жизнедеятельности; несоответствие территориального устройства и благоустройства городских территорий современным требованиям. Использование программно-целевого метода позволит: обеспечить единый подход к развитию моногородов Республики Коми; скоординировать действия заинтересованных органов исполнительной власти Республики Коми и местного самоуправления; сформировать план мероприятий, обеспечивающих решение проблем и создающих предпосылки для устойчивого социально-экономического развития моногородов Республики Коми, в разрезе задач, ресурсов, ответственных исполнителей и сроков осуществления; консолидировать расходы на указанные цели за счет всех источников финансирования. II. Правовые основы, регулирующие деятельность органов государственной власти и организаций в сфере содействия развитию монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. № 709 «О критериях отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам) и категориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. № 1398-р. Комплекс мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности территорий монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утвержденный Председателем Правительства Российской Федерации Д.Медведевым 19 августа 2014 г. № 5307п-П16. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2014 г. № 1186 «О предоставлении из федерального бюджета в 2014 - 2017 годах субсидии некоммерческой организации «Фонд развития моногородов». Основные направления поддержки моногородов Фондом: а) софинансирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований на основании соглашений, заключаемых между Фондом и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; б) содействие в подготовке и (или) участие в реализации новых инвестиционных проектов в моногородах; в) выполнение функций проектного офиса по реализации инвестиционных проектов в моногородах; г) формирование команд, управляющих проектами развития моногородов, и организация их обучения. Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 г. № 614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)». В рамках ТОСЭР резидентам, реализующим инвестиционные проекты на территории моногородов, отвечающим утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям, предусматривается предоставление налоговых льгот, льготных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, облегченного порядка проведения государственного и муниципального контроля. Распоряжение Правительства Республики Коми от 7 сентября 2015 г. № 347-р. Закон Республики Коми «Об установлении дополнительного основания и иных условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате региональных налогов, пеней и штрафов». Распоряжение Правительства Республики Коми от 28 марта 2016 г. № 109-р. III. Цель и задачи Программы Целью Программы является обеспечение устойчивого социально-экономического развития монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Республики Коми. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи: 1) сохранение социальной стабильности. Решение задачи будет осуществляться по следующим основным направлениям: обеспечение занятости населения и сбалансированности рынка труда; реализация мер социальной защиты граждан; внедрение методических и организационных основ деятельности заинтересованных органов исполнительной власти Республики Коми, органов местного самоуправления, организаций, направленной на содействие стабильному социально-экономическому развитию моногородов республики; 2) улучшение качества городской среды. Решение задачи будет осуществляться по следующим основным направлениям: обновление и модернизация жилищного фонда, основных фондов жилищно-коммунального хозяйства; разработка и реализация проектов в области энергосбережения и энергоэффективности; строительство и модернизация объектов социальной инфраструктуры; благоустройство городских территорий; 3) создание условий для развития, модернизации и диверсификации экономики. Решение задачи будет осуществляться по следующим основным направлениям: формирование благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства; повышение инвестиционной активности на территории моногородов Республики Коми и их инвестиционной привлекательности; содействие хозяйствующим субъектам в реализации новых инвестиционных проектов; привлечение средств по направлениям поддержки НКО «Фонда развития моногородов»; обучение команд, управляющих проектами развития моногородов; создание территорий опережающего социально-экономического развития; развитие сферы промышленного производства. IV. Сроки реализации Программы Программа реализуется в период с 2015 года по 2017 год включительно. V. Ресурсное обеспечение Программы Общий объем финансирования Программы на 2015 – 2017 годы предусматривается в размере 5 384 447,8 тыс. рублей. Расходы на финансирование мероприятий Программы в республиканском бюджете Республики Коми запланированы по соответствующим главным распорядителям бюджетных средств в рамках государственных программ Республики Коми. VI. Мероприятия и инвестиционные проекты Программы Перечень мероприятий Программы с указанием сроков их исполнения, объемов финансирования по годам и ответственных исполнителей представлен в таблице 2. Перечень инвестиционных проектов, которые планируется осуществить в моногородах Республики Коми в 2015 – 2017 годах, представлен в таблице 3. VII. Ожидаемые результаты реализации Программы Оценка эффективности реализации Программы производится на основе целевых индикаторов (показателей), позволяющих оценить ход реализации Программы по годам (таблица 4). Результаты реализации Программы к 2017 году по отношению к 2013 году: недопущение роста уровня зарегистрированной безработицы (на конец года): Воркута – более чем 1,6 п.п; Инта – более чем 1,9 п.п; Жешарт – более чем 1,6 п.п; Емва – более чем 3,6 п.п; недопущение роста численности безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости (на конец года): Воркута – более чем 740 человек; Инта – более чем 320 человек; Жешарт – более чем 80 человек; Емва – более чем 290 человек; снижение доли занятых на градообразующем предприятии от среднесписочной численности работников организаций муниципального образования: Воркута – не более чем на 0,2 п.п; Жешарт – не более чем на 0,3 п.п; Емва – не более чем на 0,2 п.п.; рост доли занятых на градообразующем предприятии от среднесписочной численности работников организаций муниципального образования в Инте – на 1,4 п.п; число созданных (реконструированных) объектов инженерной и социальной инфраструктуры (нарастающим итогом с 2014 года – начала реализации адресной инвестиционной программы Республики Коми): Воркута – 2 единицы; Инта – 3 единицы; Жешарт – 1 единица; Емва – 1 единица; рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей: Инта – на 14 единиц; Жешарт – на 29 единиц; Емва – на 10 единиц; рост среднесписочной численности работников средних и малых предприятий (без внешних совместителей): Инта – 103,5%; Жешарт – 107,5%; Емва – 102,3%; восстановление положительной динамики изменения показателя «Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (без субъектов малого предпринимательства)» начиная с 2016 года (в 2017 году к уровню 2015 года): Воркута – 117,7%; Жешарт – 103,6%; Емва – 102,2%. VIII. Управление Программой Координацию деятельности участников Программы, мониторинг хода реализации Программы осуществляет Ответственный исполнитель Программы. В ходе реализации Программы: 1. Участники Программы, ответственные за исполнение мероприятий Программы: 1.1) осуществляют необходимую работу по выполнению мероприятий Программы; 1.2) представляют Ответственному исполнителю Программы информацию о выполнении мероприятий Программы ежегодно, до 15 февраля года, следующего за отчетным годом. 2. Ответственный исполнитель Программы: 2.1) готовит и вносит в установленном порядке на рассмотрение Правительству Республики Коми предложения о внесении изменений и (или) дополнений в Программу; 2.2) осуществляет мониторинг хода реализации Программы; 2.3) ежегодно, до 15 марта года, следующего за отчетным годом, представляет Правительству Республики Коми отчет о ходе реализации Программы. Таблица 1 Общая характеристика моногородов Республики Коми по состоянию на 1 января 2016 года
Таблица 2 Перечень мероприятий Программы
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|