Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Владимирской области от 25.04.2001 № 165

 

            ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     25.04.2001                                        N 165


Об    обращениях       Московской
областной  Думы   к    Президенту
Российской             Федерации,
Председателю        Правительства
Российской Федерации по вопросу о
поддержке  организаций   народных
художественных промыслов


     Законодательное Собрание Владимирской области

                            ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Поддержать обращения Московской областной  Думы  к  Президенту
Российской Федерации, Председателю Правительства Российской  Федерации
по вопросу о поддержке организаций народных художественных промыслов.
     2.  Направить  настоящее  постановление  Президенту    Российской
Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации.
     3. Постановление вступает в силу с даты принятия.


     Председатель Законодательного
     Собрания Владимирской области         А.БОБРОВ


                                      Президенту
                                      Российской Федерации Путину В.В.

                              ОБРАЩЕНИЕ
                   Уважаемый Владимир Владимирович!

     Московская область является одним из самых значительных  регионов
России,  в  котором  сохраняется  большое  количество  видов  народных
художественных  промыслов,  многие  из  которых  являются    "визитной
карточкой"  не  только  области,  но  и  России  (лаковая    миниатюра
Федоскино, декоративная роспись Жостово,  керамика  Гжели,  платки  из
Павловского Посада).
     В  сложных  условиях  становления  в  стране  рыночных  отношений
     промыслы сохраняются только благодаря  государственной  поддержке
на федеральном и региональном уровне в виде налоговых льгот,  субсидий
и субвенций.  В соответствии со ст. 149 Налогового кодекса  Российской
Федерации    не    подлежат    налогообложению    (освобождаются    от
налогообложения)   операции    по    реализации    изделий    народных
художественных промыслов признанного художественного  достоинства  (за
исключением подакцизных товаров), образцы которых  зарегистрированы  в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
     Такой  порядок  был  установлен   постановлением    Правительства
Российской Федерации от 18 января 2001 г. N 35 "О регистрации образцов
изделий народных художественных промыслов признанного  художественного
достоинства".
     Это постановление не  соответствует  нормативным  правовым  актам
Российской Федерации по следующим основаниям.
     1. Как следует из текста постановления  Правительства  Российской
Федерации от 18.01.01 N 35, правовым основанием для подготовки  правил
регистрации  образцов  изделий  народных   художественных    промыслов
является Федеральный  закон  "О  народных  художественных  промыслах".
Однако  в  названном   законе    не    содержится    правовых    норм,
свидетельствующих  о  необходимости  регистрации   образцов    изделий
народных художественных промыслов.  Статьей 7 этого закона на субъекты
Российской Федерации возлагается обязанность  только  по  установлению
порядка  отнесения  изделий  к  изделиям    народных    художественных
промыслов.  Следовательно, регистрация изделий народных художественных
промыслов в порядке, установленном постановлением Правительства  N  35
от  18.01.01,  дублирует  процедуру  отнесения  изделий  к    народным
художественным промыслам.
     Введение дополнительной регистрации образцов изделий как  изделий
народных  художественных  промыслов  противоречит:  положениям  ст.  4
Федерального  закона  "О  народных  художественных    промыслах"    об
обеспечении органами государственной власти Российской Федерации и  ее
субъектов экономических, социальных и  иных  условий  для  сохранения,
возрождения и развития народных художественных промыслов, в том  числе
посредством установления льгот по налогам и тарифам;
     ст. 9, ст. 20,  21  и  22  Закона  Российской  Федерации  "Основы
законодательства Российской Федерации о  культуре",  согласно  которым
права  человека  в  области  культурной  деятельности  приоритетны  по
отношению к правам в этой области государства и  любых  его  структур,
этнические  общности  имеют  право  на  свободную  реализацию    своей
культурной  самобытности,  а  Российская  Федерация  гарантирует  своё
покровительство  в  отношении  сохранения    и    восстановления    их
культурно-национальной  самобытности  посредством  исключительных  мер
защиты и стимулирования.
     2. Регистрацию образцов изделий народных художественных промыслов
как официальное их признание в качестве таковых можно,  без  сомнения,
отнести к государственному регулированию  культурной  деятельности  (в
силу ст. 3 и 4 Закона Российской  Федерации  "Основы  законодательства
Российской Федерации о культуре").  Это  значит,  что  организационное
обеспечение  данной  регистрации,   выражающее    непосредственно    и
практически  государственное  регулирование,  должно    осуществляться
органами государственной  власти  и  управления  субъектов  Российской
Федерации,  так  как,  помимо  прочего,  согласно  ст.    39    "Основ
законодательства  Российской  Федерации  о  культуре",  именно  в   их
компетенцию  входит  формирование  территориальных  и  иных    органов
государственного  регулирования  культурной  деятельности,  и   только
субъекты Российской  Федерации  в  соответствии  с  пунктом  2  ст.  7
Федерального  закона    "О    народных    художественных    промыслах"
устанавливают  порядок  отнесения  изделий,  изготовляемых    на    их
территориях, к изделиям народных  художественных  промыслов,  который,
как отмечалось выше, совместим с регистрацией образцов этих изделий.
     3. Возложение обязанности по экспертной оценке  изделий  народных
художественных промыслов на экспертный совет, образуемый Министерством
промышленности, науки  и  технологий  Российской  Федерации,  нарушает
права  Министерства  культуры  Российской  федерации,  на  которое,  в
соответствии  с  Положением  о  нем  (от  06.06.97 N 679),   возложено
полномочие по ведению  вопросов  культурной  деятельности,  в  которую
входят  народные  художественные   промыслы,    компетентная    оценка
художниками, искусствоведами, музейными работниками и т.п. результатов
художественного творчества, народного искусства, в том  числе  в  виде
изделий народных художественных промыслов.
     Таким образом, в рассматриваемом постановлении  предусматривается
проведение  экспертизы,  имеющей  культурологический   характер,    но
проводимой органом государственной власти, которому не свойственна эта
функция.  При этом действует  постановление  правительства  Российской
Федерации от 04.12.99 N 1349,  в  соответствии  с  которым  экспертная
оценка образцов изделий народных художественных  промыслов  проводится
художественно-экспертным  советом,  созданным  в  субъекте  Российской
Федерации.
     4.  Перечисленные  в  рассматриваемом   постановлении    критерии
(условия)  регистрации  образцов  изделий   народных    художественных
промыслов  по  своему  юридически-смысловому  значению  дополняют    и
изменяют аналогичные критерии,  установленные  в  ст.  3  Федерального
закона "О  народных  художественных  промыслах".  Новые  формулировки,
например:  "лучшие  традиции",    "активное    использование    метода
творческого  варьирования",  являются  неточными,  содержащими   общие
слова, на основании которых трудно провести экспертизу, что  открывает
простор для произвола чиновников и экспертов.
     5. Утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации
от  18.01.01  N  35  Правила  регистрации  образцов  изделий  народных
художественных промыслов не предусматривают возможность обжалования  в
суде отказа в регистрации этих изделий, хотя очевидно, что такой отказ
напрямую ущемляет права и интересы субъектов  народных  художественных
промыслов.  В  то  же  время    п.    25    Типового    положения    о
художественно-экспертном совете по народным  художественным  промыслам
предусматривает  право  заявителя  обжаловать   решение    совета    в
соответствии с законодательством.  Это соответствует  правовой  норме,
содержащейся  в  п.  4  ст.  7  Федерального  закона    "О    народных
художественных промыслах", установившему, что решения, принимаемые  по
вопросам  отнесения  изделий  к  изделиям   народных    художественных
промыслов, могут быть обжалованы в суд.  Таким образом,  постановление
Правительства Российской Федерации от 18.01.01 N 35  противоречит  ст.
45 и 46 Конституции Российской Федерации.
     Обращает  на  себя  внимание  то  обстоятельство,  что  ст.   149
Налогового  кодекса  Российской  Федерации  вступила  в  действие    с
01.01.01, а предусмотренный постановлением от 18.01.01 N  35  механизм
регистрации  образцов  изделий  народных   художественных    промыслов
действует  с  24.01.01.  Поэтому  все   российские    организации    и
индивидуальные  предприниматели,  занимающиеся  реализацией   народных
художественных промыслов, не уплачивающие НДС по  прежнему  основанию,
уже с февраля сего года могут быть  привлечены  к  ответственности  за
такую неуплату.
     Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации  от
18.01.01 N 35  вводится  громоздкая  бюрократическая  централизованная
процедура  регистрации  образцов  изделий   народных    художественных
промыслов, которая имеет серьезные недостатки. Среди них:
     многоступенчатый процесс прохождения оценки в  различных  органах
изделий и документов;
     длительный период  получения  регистрационных  документов  (до  6
месяцев  для  организаций,  находящихся  в  районах  Крайнего  Севера,
Сибири, Дальнего Востока и Юга России);
     дополнительные материальные  затраты  участников  регистрации.  В
cвязи с вышеизложенным возникают опасения в возможности  субъективного
и пристрастного  подхода  к  оценке  изделий  народных  художественных
промыслов, связанные с появлением большого количества причин отказов в
регистрации образца изделия.
     Такая  централизованная  регистрация  образцов  изделий  народных
художественных промыслов делает фикцией право организаций  и  мастеров
народных  художественных  промыслов  на  получение  налоговых   льгот,
субсидий  и  субвенций  и  при  этом  создает  благодатную  почву  для
злоупотреблений со стороны регистрирующего органа.
     Для  изготовителей  изделий  народных  художественных   промыслов
уплата  налога  на  добавленную  стоимость  означает   сокращение    и
последующее закрытие производств: повышение отпускных  цен  невозможно
(речь идет не о товарах повседневного или повышенного спроса), так как
это приведет к сокращению  оборотных  средств  (сырья,  материалов)  и
объема выпуска изделий.
     В  результате  будет  безвозвратно  утерян  существующий    пласт
российской национальной культуры, восстановить который невозможно  без
мастеров-носителей художественных традиций.
     В связи с изложенным просим Вас  рассмотреть  вопрос  о  внесении
изменения  в  постановление  Правительства  Российской  Федерации   от
18.01.01 N 35, которое будет определять порядок  регистрации  образцов
изделий народных  художественных  промыслов  с  учетом  права  органов
власти субъектов Российской Федерации на эту регистрацию и с  участием
Министерства  культуры  Российской   Федерации.


     Принято решением
     Московской областной Думы
     от 07.03.2001 N 10/127



Информация по документу
Читайте также