МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
Москва
5 августа 2016 г. № 2766
Об утверждении Положения об осуществлении внутреннего
финансового аудита в Министерстве промышленности и
торговли Российской Федерации
Зарегистрирован Минюстом России 29 августа 2016 г.
Регистрационный № 43464
(В редакции Приказа Министерства промышленности и торговли
Российской Федерации от 14.11.2018 г. N 4532)
В соответствии с Правилами осуществления главными
распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета,
главными администраторами (администраторами) доходов федерального
бюджета, главными администраторами (администраторами) источников
финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего
финансового контроля и внутреннего финансового аудита,
утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от
17 марта 2014 г. № 193 "Об утверждении Правил осуществления
главными распорядителями (распорядителями) средств федерального
бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской
Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов
федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда
Российской Федерации), главными администраторами (администраторами)
источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета
государственного внебюджетного фонда Российской Федерации)
внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и
о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного
контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
10 февраля 2014 г. № 89" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2014, № 12, ст. 1290; 2015, № 16, ст. 2393; 2016, № 18,
ст. 2632; 2018, № 14, ст. 1975), п р и к а з ы в а ю: (В редакции
Приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
от 14.11.2018 г. N 4532)
1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении
внутреннего финансового аудита в Министерстве промышленности и
торговли Российской Федерации.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за
собой.
Врио Министра Г.М.Кадырова
_________________
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минпромторга России
от 5 августа 2016 г. № 2766
Положение
об осуществлении внутреннего финансового аудита в
Министерстве промышленности и торговли Российской
Федерации
(В редакции Приказа Министерства промышленности и торговли
Российской Федерации от 14.11.2018 г. N 4532)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в целях организации и
осуществления Министерством промышленности и торговли Российской
Федерации (далее - Министерство) как главным распорядителем
(распорядителем) средств федерального бюджета, главным
администратором (администратором) доходов федерального бюджета,
главным администратором (администратором) источников финансирования
дефицита федерального бюджета внутреннего финансового аудита.
2. Внутренний финансовый аудит в Министерстве осуществляется
структурными подразделениями, наделенными полномочиями по
осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - субъект
аудита) на основе функциональной независимости.
3. Объектами внутреннего финансового аудита являются
структурные подразделения Министерства, подведомственные
Министерству учреждения, а также предприятия в рамках заключенных с
Министерством соглашений о передаче полномочий государственного
заказчика по заключению и исполнению государственных контрактов
(далее - объекты аудита). (В редакции Приказа Министерства
промышленности и торговли Российской Федерации
от 14.11.2018 г. N 4532)
3(1). В рамках осуществления внутреннего финансового аудита:
а) оценивается надежность внутреннего финансового контроля;
б) подтверждаются законность выполнения внутренних бюджетных
процедур и эффективность использования бюджетных средств;
в) подтверждается соответствие учетной политики и ведения
бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета,
установленным Министерством финансов Российской Федерации;
г) оценивается эффективность применения объектом аудита
автоматизированных информационных систем при выполнении внутренних
бюджетных процедур;
д) подтверждается наличие прав доступа пользователей к базам
данных, вводу и выводу информации из автоматизированных
информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных
полномочий;
е) подтверждаются законность и полнота формирования финансовых
и первичных учетных документов, а также наделения должностных лиц
правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
ж) подтверждается достоверность данных, содержащихся в
регистрах бюджетного учета и включаемых в бюджетную отчетность.
(Пункт дополнен - Приказ Министерства промышленности и
торговли Российской Федерации от 14.11.2018 г. N 4532)
4. Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита
основывается на принципах законности, объективности, эффективности,
независимости и профессиональной компетентности, а также
системности, ответственности и стандартизации.
Внутренний финансовый аудит является деятельностью по
формированию и предоставлению независимой и объективной информации
о результатах исполнения бюджетных полномочий Министерством,
направленной на повышение качества выполнения внутренних процедур
составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и
составления бюджетной отчетности (далее - внутренние бюджетные
процедуры). (Дополнен - Приказ Министерства промышленности и
торговли Российской Федерации от 14.11.2018 г. N 4532)
5. В соответствии с пунктом 29 Правил осуществления главными
распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета
(бюджета государственного внебюджетного фонда Российской
Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов
федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда
Российской Федерации), главными администраторами (администраторами)
источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета
государственного внебюджетного фонда Российской Федерации)
внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
17 марта 2014 г. № 193 (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2014, № 12, ст. 1290; 2015, № 16, ст. 2393; 2016, № 18,
ст. 2632; 2018, № 14, ст. 1975) (далее - Правила), целями
внутреннего финансового аудита являются: (В редакции Приказа
Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
от 14.11.2018 г. N 4532)
оценка надежности внутреннего финансового контроля и
подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
подтверждение достоверности бюджетной отчетности и
соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и
стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов
Российской Федерации;
подготовка предложений о повышении экономности и
результативности использования бюджетных средств.
II. Составление годового плана внутреннего финансового аудита
6. В соответствии с пунктом 31 Правил внутренний финансовый
аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых
аудиторских проверок. Плановые аудиторские проверки осуществляются
в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита
(далее - План).
7. План составляется субъектом внутреннего финансового аудита
по рекомендуемому образцу согласно приложению № 1 к настоящему
Положению и утверждается Министром промышленности и торговли
Российской Федерации до 30 декабря текущего календарного года.
8. План представляет собой перечень аудиторских проверок,
которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в Плане указывается:
а) тема аудиторской проверки;
б) объекты аудита;
в) срок проведения аудиторской проверки;
г) ответственные исполнители.
9. В соответствии с пунктом 33 Правил аудиторские проверки
подразделяются на:
а) камеральные проверки, которые проводятся по месту
нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании
представленных по его запросу информации и материалов;
б) выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения
объектов внутреннего финансового аудита;
в) комбинированные проверки, которые проводятся как по месту
нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту
нахождения объектов внутреннего финансового аудита.
10. В соответствии с пунктом 41 Правил в целях составления
Плана внутреннего финансового аудита субъект внутреннего
финансового аудита обязан провести предварительный анализ данных об
объектах внутреннего финансового аудита, в том числе сведений о
результатах:
а) осуществления внутреннего финансового контроля за период,
подлежащий аудиторской проверке;
б) проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году
контрольных мероприятий органами государственного финансового
контроля в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов
аудита. (В редакции Приказа Министерства промышленности и торговли
Российской Федерации от 14.11.2018 г. N 4532)
11. В соответствии с пунктом 40 Правил при планировании
аудиторских проверок (составлении Плана и (или) программы
аудиторской проверки) учитываются: (В редакции Приказа Министерства
промышленности и торговли Российской Федерации
от 14.11.2018 г. N 4532)
а) значимость операций (действий по формированию документа,
необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп
однотипных операций объектов внутреннего финансового аудита,
которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или)
квартальную бюджетную отчетность Министерства в случае
неправомерного исполнения этих операций;
б) факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций
(действий по формированию документа, необходимого для выполнения
внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности
(надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том
числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий,
существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень
автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
в) результаты оценки бюджетных рисков; (В редакции Приказа
Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
от 14.11.2018 г. N 4532)
г) степень обеспеченности субъекта внутреннего финансового
аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
д) возможность проведения аудиторских проверок в установленные
сроки;
е) наличие резерва времени для проведения внеплановых
аудиторских проверок. (В редакции Приказа Министерства
промышленности и торговли Российской Федерации
от 14.11.2018 г. N 4532)
12. Изменения в План внутреннего финансового аудита вносятся
приказом Министра промышленности и торговли Российской Федерации на
основании мотивированных обращений субъекта аудита.
13. Внеплановые проверки проводятся по поручению Министра
промышленности и торговли Российской Федерации.
III. Требования к организации и составлению программы
аудиторских проверок
14. Аудиторская проверка назначается приказом Министра
промышленности и торговли Российской Федерации, которым
утверждается:
а) наименование объекта внутреннего финансового аудита;
б) тема аудиторской проверки;
в) сроки проведения аудиторской проверки.
15. Аудиторская проверка проводится на основании программы
аудиторской проверки, утвержденной руководителем субъекта
внутреннего финансового аудита по рекомендуемому образцу согласно
приложению № 2 к настоящему Положению, не позднее чем за 5 рабочих
дней до начала проверки.
16. В соответствии с пунктом 45 Правил программа аудиторской
проверки должна содержать:
тему аудиторской проверки, сроки ее проведения;
наименование объектов аудита;
перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской
проверки, ответственных исполнителей.
17. Объекты аудита включаются в программу аудиторской проверки
на основе установленных критериев отбора объектов аудита.
18. При составлении программы аудиторской проверки формируется
аудиторская группа. (В редакции Приказа Министерства промышленности
и торговли Российской Федерации от 14.11.2018 г. N 4532)
19. По решению Министра промышленности и торговли Российской
Федерации или уполномоченного им лица в состав аудиторской группы
могут быть включены специалисты, эксперты, работники других
структурных подразделений Министерства, находящегося в его ведении
федерального агентства и подведомственных учреждений.
20. При необходимости и исходя из конкретных обстоятельств
проведения аудиторской проверки программа проверки может быть
изменена руководителем субъекта внутреннего финансового аудита на
основании докладной записки руководителя аудиторской группы с
изложением причин о необходимости внесения изменений. Измененная
программа аудиторской проверки утверждается или отклоняется
руководителем субъекта внутреннего финансового аудита в течение 3
рабочих дней со дня ее представления на утверждение.
IV. Предельные сроки проведения аудиторских проверок и
порядок принятия решения о назначении, приостановлении и
возобновлении аудиторских проверок
21. Предельные сроки проведения аудиторской проверки не могут
превышать 45 рабочих дней. Срок проведения аудиторской проверки,
численный и персональный состав аудиторской группы устанавливаются
исходя из темы и вида аудиторской проверки, проверяемого периода,
объема предстоящих контрольных действий и других обстоятельств.
22. Датой начала аудиторской проверки считается дата
предъявления руководителем аудиторской группы приказа (решения)
Министра промышленности и торговли Российской Федерации о
проведении аудиторской проверки руководителю объекта аудита
(уполномоченному им лицу).
Датой окончания аудиторской проверки считается день подписания
акта аудиторской проверки руководителем объекта аудита
(уполномоченным им лицом).
В случае отказа руководителя объекта аудита (уполномоченного
им лица) подписать акт аудиторской проверки руководителем
аудиторской группы в конце акта производится запись об отказе от
подписи и датой окончания аудиторской проверки считается день
вручения одного экземпляра акта аудиторской проверки руководителю
объекта аудита (уполномоченному им лицу) либо дата получения
объектом аудита акта аудиторской проверки по уведомлению о вручении
к заказному почтовому отправлению.
23. Срок проведения аудиторской проверки, установленный при ее
назначении, может быть продлен решением Министра промышленности и
торговли Российской Федерации на основании докладной записки
руководителя аудиторской группы, но не более чем на 10 рабочих
дней.
24. Основаниями для продления срока проведения аудиторской
проверки являются:
большое количество и (или) объем документов, изучение которых
необходимо для проведения аудиторской проверки объекта аудита;
получение в ходе проведения аудиторской проверки информации о
наличии в деятельности объекта аудита нарушений законодательства
Российской Федерации, требующей дополнительного изучения.
25. Решение Министра промышленности и торговли Российской
Федерации о продлении срока аудиторской проверки доводится
руководителем аудиторской группы до сведения руководителя объекта
аудита (уполномоченного им лица).
26. Проведение аудиторской проверки может быть приостановлено
решением Министра промышленности и торговли Российской Федерации на
основании докладной записки руководителя аудиторской группы,
согласованной руководителем субъекта внутреннего финансового
аудита, либо на основании докладной записки руководителя субъекта
внутреннего финансового аудита, при:
а) неудовлетворительном состоянии бюджетного учета у объекта
аудита;
б) непредставлении объектом аудита документов, материалов и
информации, необходимых для проведения аудиторской проверки;
в) воспрепятствовании проведению аудиторской проверки и (или)
уклонении от проведения аудиторской проверки;
г) возникновении обстоятельств непреодолимой силы.
В срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия Министром
промышленности и торговли Российской Федерации решения о
приостановлении аудиторской проверки руководитель субъекта
внутреннего финансового аудита извещает руководителя объекта аудита
(уполномоченное им лицо) о приостановлении аудиторской проверки и
направляет руководителю объекта аудита (уполномоченному им лицу):
а) решение Министра промышленности и торговли Российской
Федерации о приостановлении аудиторской проверки;
б) письменное предписание о восстановлении документов либо
устранении иных обстоятельств, делающих невозможным проведение
аудиторской проверки. В предписании должен быть указан срок его
исполнения, который не может превышать срок, на который
приостанавливается аудиторская проверка.
На время приостановления аудиторской проверки
приостанавливается течение срока ее проведения.
27. После устранения причин приостановления аудиторской
проверки аудиторская группа возобновляет проведение аудиторской
проверки.
В случае неустранения причин приостановления аудиторской
проверки данная аудиторская проверка подлежит завершению на
основании решения руководителя аудиторской группы с оформлением
всей необходимой рабочей документации по аудиторской проверке.
V. Порядок проведения аудиторской проверки
28. В соответствии с пунктом 35 Правил субъекты внутреннего
финансового аудита обязаны:
а) соблюдать требования нормативных правовых актов в
установленной сфере деятельности;
б) проводить аудиторские проверки в соответствии с
программами аудиторских проверок, в том числе аудиторскую проверку
достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств,
сформированной Министерством с применением в соответствии с пунктом
47(1) Правил основанного на оценке бюджетных рисков подхода по
определению проверяемых данных и используемых в отношении них
методов аудита, а также соблюдения Министерством порядка
формирования сводной бюджетной отчетности; (В редакции Приказа
Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
от 14.11.2018 г. N 4532)
в) знакомить руководителя объекта аудита (уполномоченное им
лицо) с программой аудиторской проверки, а также с результатами
аудиторских проверок. (В редакции Приказа Министерства
промышленности и торговли Российской Федерации
от 14.11.2018 г. N 4532)
г) не допускать к проведению аудиторских проверок должностных
лиц субъекта внутреннего финансового аудита, которые в период,
подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли
внутренние бюджетные процедуры.
29. При необходимости работы с документами, содержащими
сведения, составляющие государственную тайну, участники аудиторской
группы предъявляют руководителю объекта аудита (уполномоченному им
лицу) документы, удостоверяющие их личность, и справки о допуске к
государственной тайне.
30. При проведении аудиторской проверки участники аудиторской
группы должны иметь служебные удостоверения.
31. (Утратил силу - Приказ Министерства промышленности и
торговли Российской Федерации от 14.11.2018 г. N 4532)
32. В соответствии с пунктом 47 Правил аудиторская проверка
проводится с применением следующих методов аудита:
а) инспектирование, представляющее собой изучение записей и
документов, связанных с осуществлением операций (действий по
формированию документа, необходимого для выполнения внутренней
бюджетной процедуры) и (или) материальных активов;
б) наблюдение, представляющее собой систематическое изучение
действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых
ими в ходе исполнения операций (действий по формированию документа,
необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
в) запрос, представляющий собой обращение к осведомленным
лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения
сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
г) подтверждение, представляющее собой ответ на запрос
информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
д) пересчет, представляющий собой проверку точности
арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо
самостоятельный расчет работником подразделения внутреннего
финансового аудита;
е) аналитические процедуры, представляющие собой анализ
соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об
осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи
указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с
целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в
бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления
иных внутренних бюджетных процедур.
(Пункт в редакции Приказа Министерства промышленности и
торговли Российской Федерации от 14.11.2018 г. N 4532)
32(1). В ходе аудиторской проверки достоверности бюджетной
отчетности получателя бюджетных средств, сформированной
Министерством, субъект аудита применяет основанный на оценке
бюджетных рисков подход по определению проверяемых данных и
используемых в отношении них методов аудита в целях подтверждения
наличия (отсутствия) выраженных в денежном выражении искажений
показателей бюджетной отчетности, которые приводят к искажению
информации об активах и обязательствах и (или) финансовом
результате, а также влияют на принятие пользователями бюджетной
отчетности управленческих решений.
Процесс определения проверяемых данных и используемых в
отношении них методов аудита включает следующие этапы:
осуществление оценки рисков искажения бюджетной отчетности;
определение подлежащих проверке показателей бюджетной
отчетности, применяемых к ним соответствующих методов аудита, а
также объема выборки данных, используемых для подтверждения
достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности.
Оценка риска искажения бюджетной отчетности осуществляется в
отношении каждого показателя бюджетной отчетности по следующим
критериям:
существенность ошибки - величина искажения информации об
активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также
степень влияния на принятие пользователями бюджетной отчетности
управленческих решений в случае допущения ошибки (упущения,
искажения информации по рассматриваемому показателю бюджетной
отчетности или ее отражения с нарушением методологии и стандартов
бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленных
Министерством финансов Российской Федерации);
вероятность допущения ошибки - степень возможности неотражения
информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчетности или
ее отражения с нарушением методологии и стандартов бюджетного учета
и бюджетной отчетности, установленных Министерством финансов
Российской Федерации.
Оценка значения критерия "вероятность допущения ошибки"
осуществляется с учетом результатов анализа имеющихся причин и
условий (обстоятельств) реализации риска искажения бюджетной
отчетности, в том числе анализа состояния контроля за ведением
бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности.
Значение каждого из указанных критериев оценивается как
низкое, среднее или высокое.
Риск искажения бюджетной отчетности является высоким (риск
существенного искажения бюджетной отчетности), если значение одного
из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как
высокое.
Риск искажения бюджетной отчетности является низким (риск
несущественного искажения бюджетной отчетности), если значение
каждого из критериев риска искажения бюджетной отчетности
оценивается как низкое.
Риск искажения бюджетной отчетности является средним в случаях
остальных сочетаний значений критериев риска искажения бюджетной
отчетности.
К показателям бюджетной отчетности с рисками существенного
искажения бюджетной отчетности применяется комбинация из 2 и более
таких методов аудита, как инспектирование, пересчет, подтверждение
и запрос.
К показателям бюджетной отчетности со средними рисками
искажения бюджетной отчетности применяются методы аудита по решению
руководителя субъекта внутреннего финансового аудита.
К показателям бюджетной отчетности с рисками несущественного
искажения бюджетной отчетности в качестве методов аудита
применяются аналитические процедуры и (или) наблюдение либо аудит
таких показателей отчетности не проводится.
По проверяемому показателю бюджетной отчетности объем выборки
данных, используемых для подтверждения достоверности информации,
содержащейся в бюджетной отчетности, определяется в зависимости от
значения риска искажения бюджетной отчетности с учетом методических
рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации.
(Пункт дополнен - Приказ Министерства промышленности и
торговли Российской Федерации от 14.11.2018 г. N 4532)
33. В соответствии с пунктом 34 Правил должностные лица
субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских
проверок имеют право:
а) запрашивать и получать на основании мотивированного
запроса документы, материалы и информацию, необходимые для
проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об
организации и о результатах проведения внутреннего финансового
контроля, письменные заявления и объяснения от должностных лиц и
иных работников объектов аудита. Указанный запрос направляется
объекту аудита в ходе проведения аудиторской проверки по мере
необходимости уточнения вопросов, касающихся темы аудиторской
проверки, и должен содержать указание сроков исполнения запроса. (В
редакции Приказа Министерства промышленности и торговли Российской
Федерации от 14.11.2018 г. N 4532)
б) посещать помещения и территории, которые занимают объекты
аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
в) в целях подготовки актов и заключений привлекать
независимых экспертов и специалистов других структурных
подразделений Министерства, подведомственного Министерству
федерального агентства и учреждений.
34. При проведении аудиторской проверки должны быть получены
достаточные надлежащие надежные доказательства.
К доказательствам относятся достаточные фактические данные и
достоверная информация, основанные на рабочей документации и
подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в
осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами внутреннего
финансового аудита, а также являющиеся основанием для выводов и
предложений по результатам аудиторской проверки.
35. Результаты аудиторской проверки оформляются актом
аудиторской проверки (далее - Акт) по рекомендуемому образцу
согласно приложению № 3 к настоящему Положению.
Нарушения, отражаемые в Акте, должны быть подтверждены
доказательствами:
а) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита,
подтверждающих выявленные нарушения;
б) письменные заявления и объяснения, полученные от
должностных лиц и работников объекта аудита по фактам, отраженным в
Акте.
в) копии обращений, направленных органам государственного
финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе
аудиторской проверки, и полученные от них сведения.
36. Акт составляется в двух экземплярах: один экземпляр - для
Министерства, один экземпляр - для объекта аудита.
Каждый экземпляр Акта подписывается членами аудиторской группы
и руководителем аудиторской группы и вручается им представителю
объекта аудита либо уполномоченному им лицу на получение акта.
Срок для ознакомления с актом аудиторской проверки и его
подписания руководителем объекта аудита (уполномоченным им лицом)
составляет не более 2 рабочих дней со дня вручения ему
соответствующего акта.
Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту
аудиторской проверки.
При наличии у руководителя объекта аудита (уполномоченного им
лица) возражений по акту аудиторской проверки он делает об этом
отметку и вместе с подписанным актом представляет руководителю
аудиторской группы письменные возражения. Данные возражения по акту
приобщаются к материалам аудиторской проверки.
37. Руководитель аудиторской группы в срок до 15 рабочих дней
со дня подписания акта аудиторской проверки (получения письменных
возражений по акту аудиторской проверки) рассматривает
обоснованность этих возражений, составляет по ним заключение и в
течение 5 рабочих дней согласовывает его с руководителем субъекта
внутреннего финансового аудита. Заключение утверждается Министром
промышленности и торговли Российской Федерации и направляется
объекту аудита.
Заключение направляется объекту аудита заказным почтовым
отправлением с уведомлением о вручении либо вручается руководителю
объекта аудита (уполномоченному им лицу) под расписку.
38. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию,
учету и хранению в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации об архивном деле и правилами делопроизводства
в Министерстве. Рабочая документация, то есть документы и иные
материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением
аудиторской проверки, содержит:
а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки,
включая ее программу;
б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской
проверки и о результатах ее выполнения;
в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в
отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной
учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной
отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
д) письменные заявления и объяснения, полученные от
должностных лиц и иных работников объектов аудита;
е) копии обращений, направленных органам государственного
финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе
аудиторской проверки, и полученные таким образом сведения;
ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита,
подтверждающих выявленные нарушения;
з) акт аудиторской проверки.
VI. Реализация результатов аудиторских проверок
и отчетность
39. В соответствии с пунктом 53 Правил на основании акта
аудиторской проверки составляется отчет о результатах аудиторской
проверки по рекомендуемому образцу согласно приложению № 4 к
настоящему Положению, содержащий информацию об итогах аудиторской
проверки, в том числе:
а) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки
недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении),
об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых
бюджетных рисках в целях принятия мер, предупреждающих их
возникновение; (В редакции Приказа Министерства промышленности и
торговли Российской Федерации от 14.11.2018 г. N 4532)
б) информацию о наличии или об отсутствии возражений со
стороны объектов аудита;
в) выводы о степени надежности внутреннего финансового
контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной
отчетности; (В редакции Приказа Министерства промышленности и
торговли Российской Федерации от 14.11.2018 г. N 4532)
г) выводы о достоверности бюджетной отчетности (о
соответствии порядка ведения бюджетного учета и составления
бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной
Министерством, методологии и стандартам бюджетного учета и
бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов
Российской Федерации, включая выводы о соблюдении порядка
формирования (актуализации) учетной политики, оформления и принятия
к учету первичных учетных документов, проведения инвентаризации
активов и обязательств, хранения документов бюджетного учета, а
также о соответствии состава бюджетной отчетности требованиям,
установленным в нормативных правовых актах, регулирующих
составление и представление бюджетной отчетности, ее составлении на
основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета), а также
о соблюдении Министерством порядка формирования сводной бюджетной
отчетности; (В редакции Приказа Министерства промышленности и
торговли Российской Федерации от 14.11.2018 г. N 4532)
д) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных
нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных
рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового
контроля, а также предложения по повышению экономности и
результативности использования бюджетных средств.
40. Выводы о степени надежности внутреннего финансового
контроля основываются на следующих результатах аудиторской
проверки, отражающих:
а) наличие (отсутствие) операций бюджетных процедур, в
отношении которых контрольные действия не осуществлялись, с
указанием обоснований отсутствия такого контроля;
б) наличие (отсутствие) контрольных действий, выполненных
более чем один раз и не имеющих результатов контроля;
в) наличие (отсутствие) излишних операций при исполнении
бюджетной процедуры и (или) излишних применяемых контрольных
действий;
г) наличие (отсутствие) контрольных действий внутреннего
финансового контроля, в том числе действий ведомственного
финансового контроля, которые не в полной мере охватывают
финансово-хозяйственные операции в связи с неполным определением
перечня операций бюджетной процедуры и (или) недостатками в
процедуре оценки бюджетных рисков.
41. Выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами
аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным
Министерством финансов Российской Федерации, достоверности и
полноте сводной бюджетной отчетности основываются на результатах
аудиторской проверки, отражающих:
а) наличие (отсутствие) обстоятельств, которые оказывают или
могут оказать существенное влияние на достоверность сводной
бюджетной отчетности, в том числе степень надежности внутреннего
финансового контроля получателей бюджетных средств совершаемых ими
фактов хозяйственной жизни, ведения бюджетного учета и составления
бюджетной отчетности;
б) подтверждение полноты и достоверности показателей сводной
бюджетной отчетности;
в) оценку актуальности и обоснованности учетной политики,
принятой объектами аудита, неправомерные действия которых в части
ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности могут
привести к существенным искажениям сводной бюджетной отчетности;
г) представление указанных документов, полноту и достоверность
отражаемой в отчетах информации в целях подтверждения соблюдения
условий предоставления субсидий, принятия корректирующих мер по
результатам такого контроля.
42. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением
акта аудиторской проверки направляется Министру промышленности и
торговли Российской Федерации, который по результатам рассмотрения
указанного отчета принимает одно или несколько из следующих
решений: (В редакции Приказа Министерства промышленности и торговли
Российской Федерации от 14.11.2018 г. N 4532)
а) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений
и рекомендаций;
б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов,
предложений и рекомендаций;
в) о применении материальной и (или) дисциплинарной
ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении
служебных проверок;
г) о направлении материалов в федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в
финансово-бюджетной сфере, его территориальные органы и (или)
правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений, в
отношении которых отсутствует возможность их устранения; (В
редакции Приказа Министерства промышленности и торговли Российской
Федерации от 14.11.2018 г. N 4532)
д) о проведении мероприятий, предусмотренных пунктом 25
Правил. (Дополнен - Приказ Министерства промышленности и торговли
Российской Федерации от 14.11.2018 г. N 4532)
43. Годовой отчет о результатах осуществления внутреннего
финансового аудита представляется Министру промышленности и
торговли Российской Федерации до 1 февраля года, следующего за
отчетным, субъектом внутреннего финансового аудита. (В редакции
Приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
от 14.11.2018 г. N 4532)
44. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего
финансового аудита должна содержать информацию, подтверждающую
выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового
контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности Министерства.
Кроме того, годовая отчетность о результатах осуществления
внутреннего финансового аудита обобщает информацию, содержащуюся в
отчетах о результатах аудиторских проверок и отражает сведения о
количестве проверенных объектов аудита, результатах проведенных
аудиторских проверок, о мерах, принятых по устранению выявленных
нарушений, передаче материалов аудиторских проверок в
правоохранительные органы, об иных решениях о привлечении к
ответственности за выявленные нарушения, о выполнении внеплановых
аудиторских проверок.
45. По решению Министра промышленности и торговли Российской
Федерации годовая отчетность о результатах осуществления
внутреннего финансового аудита размещается на сайте Министерства в
информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
___________________
Приложение № 1
к Положению об осуществлении
внутреннего финансового аудита
в Министерстве промышленности и
торговли Российской Федерации
(рекомендуемый образец)
ПЛАН
внутреннего финансового аудита
Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
на __________ год
|---|----------------|----------------|-------------|-------------|
| № |Тема аудиторской| Объекты аудита | Проверяемый |Ответственные|
|п/п| проверки | | период | исполнители |
|---|----------------|----------------|-------------|-------------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|---|----------------|----------------|-------------|-------------|
| | | | | |
|---|----------------|----------------|-------------|-------------|
_________________
Приложение № 2
к Положению об осуществлении
внутреннего финансового аудита
в Министерстве промышленности и
торговли Российской Федерации
(рекомендуемый образец)
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель
_______________________________
(наименование субъекта
внутреннего финансового аудита)
_______________________________
(Ф.И.О.)
___ ___________________ 20__ г.
ПРОГРАММА АУДИТА
__________________________________________
(тема аудиторской проверки)
1. Объекты аудита: ________________________________________________
2. Основание для проведения аудиторской проверки: _________________
___________________________________________________________________
(реквизиты решения о назначении аудиторской проверки, N пункта
плана внутреннего финансового аудита)
3. Вид аудиторской проверки: ______________________________________
4. Срок проведения аудиторской проверки: __________________________
5. Перечень вопросов, подлежащих к изучению в ходе аудиторской
проверки:
5.1. ______________________________________________________________
5.2. ______________________________________________________________
........
Руководитель аудиторской группы
(ответственный работник) _______________ ______________ ________
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)
"__" ___________ 20__ г.
____________________
Приложение № 3
к Положению об осуществлении
внутреннего финансового аудита
в Министерстве промышленности и
торговли Российской Федерации
(рекомендуемый образец)
АКТ № _________
по результатам аудиторской проверки
___________________________________________________________________
(тема аудиторской проверки)
___________________________________________________________________
(проверяемый период)
______________________________ _____________________
(место составления Акта) (дата)
Во исполнение _____________________________________________________
(реквизиты решения о назначении аудиторской проверки,
№ пункта плана)
в соответствии с Программой _______________________________________
(реквизиты Программы аудиторской проверки)
группой в составе:
Фамилия, инициалы руководителя аудиторской группы - должность
руководителя аудиторской группы,
Фамилия, инициалы участника аудиторской группы - должность
участника аудиторской группы,
и т.д. -
проведена аудиторская проверка
___________________________________________________________________
(тема аудиторской проверки)
___________________________________________________________________
(проверяемый период)
Вид аудиторской проверки: _________________________________________
Срок проведения аудиторской проверки: _____________________________
Методы проведения аудиторской проверки: ___________________________
___________________________________________________________________
Перечень вопросов, изученных в ходе аудиторской проверки:
1. ________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________
Краткая информация об объекте аудита
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Проверка проведена в присутствии
___________________________________________________________________
(должность, Ф.И.О. руководителя объекта аудита или иного
уполномоченного лица, заполняется в случае осуществления проверки
по месту нахождения объекта аудита)
В ходе проведения аудиторской проверки установлено следующее:
По вопросу № 1 ____________________________________________________
___________________________________________________________________
По вопросу № 2 ____________________________________________________
___________________________________________________________________
Краткое изложение результатов аудиторской проверки в разрезе
исследуемых вопросов со ссылкой на прилагаемые к Акту документы:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Приложение к Акту: 1. __________________________
2. __________________________
Должность руководителя
аудиторской группы
(ответственного работника)
_________________________________ ________________ ________________
(должность) подпись Ф.И.О.
"__" ___________ 20__ г.
Участники аудиторской группы:
должность участника аудиторской группы
(ответственного работника)
_________________________________ ________________ ________________
(должность) подпись Ф.И.О.
"__" ___________ 20__ г.
С Актом ознакомлен:
должность руководителя объекта аудита
(иного уполномоченного лица)
_________________________________ ________________ ________________
(должность) подпись Ф.И.О.
"__" ___________ 20__ г.
Один экземпляр Акта получен:
должность руководителя объекта аудита
(иного уполномоченного лица)
_________________________________ ________________ ________________
(должность) подпись Ф.И.О.
Заполняется в случае отказа руководителя (иного уполномоченного
лица) объекта аудита от подписи
От подписи настоящего Акта (получения экземпляра Акта) отказался
___________________________________________________________________
(должность руководителя объекта аудита или иного уполномоченного
лица)
Руководитель аудиторской группы
______________________________________ ___________________
______________________________
(должность) подпись Ф.И.О.
"__" ___________ 20__ г.
____________________
Приложение № 4
к Положению об осуществлении
внутреннего финансового аудита
в Министерстве промышленности и
торговли Российской Федерации
(рекомендуемый образец)
ОТЧЕТ
о результатах проверки
___________________________________________________________________
(полное наименование объекта аудиторской проверки)
1. Основание для проведения аудиторской проверки: _________________
___________________________________________________________________
(реквизиты решения о назначении аудиторской проверки, № пункта
плана внутреннего финансового аудита)
2. Тема аудиторской проверки: _____________________________________
3. Проверяемый период: ____________________________________________
4. Срок проведения аудиторской проверки: __________________________
5. Цель аудиторской проверки: _____________________________________
6. Вид аудиторской проверки: ______________________________________
7. Срок проведения аудиторской проверки: __________________________
8. Перечень вопросов, изученных в ходе аудиторской проверки:
8.1. ______________________________________________________________
8.2. ______________________________________________________________
8.3. ______________________________________________________________
.........
9. По результатам аудиторской проверки установлено следующее:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
(кратко излагается информация о выявленных в ходе аудиторской
проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном
выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о
значимых бюджетных рисках, по порядку в соответствии с нумерацией
вопросов Программы проверки)
10. Возражения руководителя (иного уполномоченного лица) объекта
аудиторской проверки, изложенные по результатам проверки:
___________________________________________________________________
(указывается информация о наличии или отсутствии возражений; при
наличии возражений указываются реквизиты документа (возражений) в
том числе номер, дата, количество листов приложенных к Отчету
возражений)
11. Выводы:
11.1. _____________________________________________________________
(излагаются выводы о степени надежности внутреннего финансового
контроля и (или) достоверности представленной объектами аудита
бюджетной отчетности)
11.2. _____________________________________________________________
(излагаются выводы о соответствии ведения бюджетного учета
объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета,
установленным Министерством финансов Российской Федерации)
12. Предложения и рекомендации:
___________________________________________________________________
(излагаются предложения и рекомендации по устранению выявленных
нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных
рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового
контроля, а также предложения по повышению экономности и
результативности использования бюджетных средств)
Приложения:
1. Акт проверки ____________________________ на ___ листах в 1 экз.
(полное наименование объекта аудиторской проверки)
2. Возражения к Акту проверки ______________ на ___ листах в 1 экз.
(полное наименование объекта
аудиторской проверки)
Руководитель субъекта
внутреннего финансового аудита
________________________________ _____________ ____________________
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)
"__" _____________ 20__ г.
_____________________
Приложение № 5
к Положению об осуществлении
внутреннего финансового аудита
в Министерстве промышленности и
торговли Российской Федерации
(Утратило силу - Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 14.11.2018 г. N 4532)
_____________________