Расширенный поиск
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.09.2016 № 1158МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ Москва 12 сентября 2016 г. № 1158 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 52.05.03 Сценография (уровень специалитета) Зарегистрирован Минюстом России 28 сентября 2016 г. Регистрационный № 43858 В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582; № 27, ст. 3776; 2015, № 26, ст. 3898; № 43, ст. 5976; 2016, № 2, ст. 325; № 8, ст. 1121; № 28, ст. 4741), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 33, ст. 4377; 2014, № 38, ст. 5069; 2016, № 16, ст. 2230), п р и к а з ы в а ю: 1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 52.05.03 Сценография (уровень специалитета). 2. Признать утратившими силу: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2063 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 070401 Сценография (квалификация (степень) "специалист")" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 февраля 2011 г., регистрационный № 19830); пункт 23 изменений, которые вносятся в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям), подтверждаемого присвоением лицам квалификации (степени) "специалист", утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 1975 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июня 2011 г., регистрационный № 21200). Министр О.Ю.Васильева ____________ Приложение УТВЕРЖДЕН приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2016 г. № 1158 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по специальности 52.05.03 СЦЕНОГРАФИЯ (уровень специалитета) I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ специалитета по специальности 52.05.03 Сценография (далее соответственно - программа специалитета, специальность). II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения: ВО - высшее образование; ОК - общекультурные компетенции; ОПК - общепрофессиональные компетенции; ПК - профессиональные компетенции; ПСК - профессионально-специализированные компетенции; ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования; сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ. III. ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 3.1. Получение образования по программе специалитета допускается только в образовательной организации высшего образования (далее - организации). 3.2. Обучение по программе специалитета в организации осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения. Объем программы специалитета составляет 300 зачетных единиц (далее - з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы специалитета с использованием сетевой формы, реализации программы специалитета по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения. 3.3. Срок получения образования по программе специалитета: в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 5 лет. Объем программы специалитета в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.; в очно-заочной или заочной формах обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год, по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программы специалитета за один учебный год в очно-заочной или заочной формах обучения не может составлять более 75 з.е.; при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения. Объем программы специалитета за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану, не может составлять более 75 з.е. Конкретный срок получения образования и объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной или заочной формах обучения, по индивидуальному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом. 3.4. При реализации программы специалитета организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах. 3.5. Реализация программы специалитета возможна с использованием сетевой формы. 3.6. Образовательная деятельность по программе специалитета осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации. IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛИТЕТА 4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, включает: создание авторских художественных проектов сценического оформления спектаклей (концертных программ, цирковых представлений, концертных и цирковых номеров) в организациях исполнительских искусств разных видов, авторский контроль в процессе реализации этих проектов, руководящая работа в организациях исполнительских искусств. 4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, являются: эскизы декораций, костюмов, реквизита; материальные и технические средства, используемые при создании спектаклей (концертных программ, цирковых представлений, концертных и цирковых номеров); обучающиеся организаций, осуществляющих образовательную деятельность. 4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета: художественно-творческая; организационно-управленческая; педагогическая. Специализации, по которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета: специализация № 1 "Художник-постановщик театра"; специализация № 2 "Художник-постановщик в театре кукол"; специализация № 3 "Художник по сценическому костюму". При разработке и реализации программы специалитета организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится специалист и выбирает специализацию, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации. 4.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, готов решать следующие профессиональные задачи: в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета: художественно-творческая деятельность: создание авторских художественных проектов сценического оформления драматического или музыкального спектакля (концерта, представления), включая эскизы декораций, чертежи фронтальных проекций и планов, габаритные чертежи, рабочие макеты, эскизы бутафории, мебели и реквизита, эскизы костюмов и особо сложного грима; создание авторских художественных проектов сценического оформления спектакля в театре кукол, включая эскизы декораций, рабочие макеты, габаритные чертежи, эскизы кукол; использует при оформлении спектаклей в театре кукол новейшие достижения в области театрально-постановочной техники, технологии и новых материалов; контролирует состояние комплекса вещественного и светового оформления спектаклей текущего репертуара в театре кукол; использование при оформлении спектаклей (концертов, представлений) новейших достижения в области театрально-постановочной техники, технологий и материалов; контроль состояния комплекса вещественного и светового оформления спектаклей (концертов, представлений) текущего репертуара; создание авторских художественных проектов сценических костюмов для спектакля (концерта, представления); использование для создания костюмов новейших достижений в сфере швейного производства и новых материалов; контроль состояние комплекса сценических костюмов спектаклей (концертов, представлений) текущего репертуара; организационно-управленческая деятельность: руководство группой художников (художник по костюму, художник по свету, художник по гриму) при подготовке спектакля (концерта, представления); осуществление авторского контроля и руководства художниками-технологами и работниками производственных мастерских, изготавливающих оформление драматического или музыкального спектакля (концерта, представления); при исполнении обязанностей главного художника организации исполнительских искусств определение общих принципов и обеспечение художественного уровня сценического оформления спектаклей (концертов, представлений), интерьеров театра (концертной организации, цирка), участие в подборе кадров художников всех специальностей; осуществление авторского контроля и руководство художниками-технологами и работниками производственных мастерских, изготавливающих кукол и оформление спектакля в театре кукол; при исполнении обязанностей главного художника театра кукол определяет общие принципы и обеспечивает художественный уровень сценического оформления спектаклей, интерьеров театра, участвует в подборе кадров художников, механиков кукол и скульпторов; осуществление авторского контроля и руководства художниками-технологами и работниками производственных мастерских, изготавливающих сценические костюмы; осуществление контроля работы художников-технологов по костюму, соответствующих специалистов художественно-постановочной части; участие в подборе кадров портных-закройщиков, рабочих швейного цеха; педагогическая деятельность: преподавание основ композиции, сценической композиции и смежных дисциплин (модулей) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. в соответствии со специализациями: специализация № 1 "Художник-постановщик театра": создание авторского художественного проекта сценического оформления драматического, музыкального спектакля (концерта, представления), включая эскизы декораций, чертежи фронтальных проекций и планов, габаритные чертежи, рабочие макеты, эскизы бутафории, мебели и реквизита, эскизы костюмов и особо сложного грима, с учетом договорных сроков и затрат; руководство группой художников (художник по костюму, художник по свету, художник по гриму) при постановке драматического, музыкального спектакля (концерта, представления); контроль состояния комплекса вещественного и светового оформления драматических, музыкальных спектаклей (концертов, представлений) текущего репертуара; осуществление авторского контроля и авторского руководства художниками-технологами и работниками производственных мастерских, изготавливающих оформление драматического, музыкального спектакля (концерта, представления); владение знаниями сценической техники, технологии изготовления компонентов сценического оформления; специализация № 2 "Художник-постановщик в театре кукол": создание авторского художественного проекта сценического оформления спектакля в театре кукол, включая эскизы декораций, рабочие макеты, габаритные чертежи, эскизы кукол; контроль состояния комплекса вещественного и светового оформления спектаклей текущего репертуара в театре кукол; осуществление авторского контроля и авторского руководства художниками-технологами и работниками производственных мастерских, изготавливающих кукол и оформление спектакля в театре кукол; владение знаниями и умением изготовления всех основных систем театральных кукол; использование в авторских проектах технологические особенности различных видов театра кукол (ширма, марионеточный театр); специализация № 3 "Художник по сценическому костюму": создание авторского художественного проекта сценических костюмов для спектакля (концерта, представления); использование для создания костюмов новейших достижений в области швейного производства и новых материалов; контроль состояния комплекса сценических костюмов спектаклей (концертов, представлений) текущего репертуара; осуществление авторского контроля и авторского руководства художниками-технологами по сценическому костюму и работниками производственных мастерских, изготавливающих сценические костюмы; участие в подборе кадров портных-закройщиков, рабочих швейного цеха; контроль работы художников-технологов по костюму, соответствующих специалистов художественно-постановочной части. V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА 5.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции. 5.2. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общекультурными компетенциями: способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1); готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2); готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3); способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности (ОК-4); способностью использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах (ОК-5); способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-6); способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); способностью использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности (ОК-8); способностью поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-9); способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-10). 5.3. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями: способностью самостоятельно вести поиск работы на рынке труда, владением методами экономической оценки художественных проектов, интеллектуального труда (ОПК-1); способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний (ОПК-2); способностью к работе в многонациональном коллективе, в том числе и над междисциплинарными, инновационными проектами, способностью в качестве руководителя подразделения, лидера группы работников формировать цели команды, принимать решения в ситуациях риска, учитывая цену ошибки, вести обучение и оказывать помощь работникам (ОПК-3); способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить результаты своей профессиональной деятельности, владением навыками самостоятельной работы, в первую очередь в сфере художественного творчества (ОПК-4); пониманием значимости своей будущей специальности, важности ответственного отношения к своей трудовой деятельности (ОПК-5); способностью самостоятельно или в составе группы вести творческий поиск, реализуя специальные средства и методы получения нового качества (ОПК-6); пониманием сущности и значения информации в развитии современного информационного общества (ОПК-7); владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОПК-8); владением основными методами охраны труда и защиты производственного персонала (ОПК-9); 5.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на которую (которые) ориентирована образовательная программа: художественно-творческая деятельность: готовностью к созданию авторского художественного проекта сценического оформления спектакля (концерта, представления) (ПК-1); умением свободно осуществляет свои замыслы, изображая любые пространственные формы - отдельные предметы, архитектуру, пейзаж, человеческую фигуру, как с натуры, так и используя зрительную память и воображение (ПК-2); умением использовать цвет и свет как важнейшие средства театральной выразительности (ПК-3); умением находить новые живописно-пластические средства для каждого спектакля, творчески используя сценическое пространство (ПК-4); умением использовать при оформлении спектаклей (концертов, представлений) новейшие достижения в области театрально-постановочной техники, технологии и новых материалов (ПК-5); готовностью работать в творческом сотрудничестве с режиссером-постановщиком, другими создателями спектакля (ПК-6); организационно-управленческая деятельность: способностью руководить группой художников-технологов при постановке спектакля (концерта, представления) (ПК-7); готовностью осуществлять авторский контроль в процессе производства художественного оформления спектакля (концерта, представления) и эксплуатации сценографии (ПК-8); готовностью при исполнении обязанностей главного художника организации исполнительских искусств обеспечивать художественный уровень сценического оформления спектаклей (концертов, представлений), интерьеров театра (концертной организации, цирка) (ПК-9); педагогическая деятельность: готовностью преподавать основы композиции, сценическую композицию, композицию театральной куклы, композицию сценического костюма (в соответствии с выбранной специализацией) и смежные дисциплины (модули) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-10). 5.5. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессионально-специализированными компетенциями, соответствующими специализации программы специалитета: специализация № 1 "Художник-постановщик театра": готовностью к созданию авторского художественного проекта сценического оформления драматического, музыкального спектакля (концерта, представления), включая эскизы декораций, чертежи фронтальных проекций и планов, габаритные чертежи, рабочие макеты, эскизы бутафории, мебели и реквизита, эскизы костюмов и особо сложного грима, с учетом договорных сроков и затрат (ПСК-1.1); способностью руководить группой художников (художник по костюму, художник по свету, художник по гриму) при постановке драматического, музыкального спектакля (концерта, представления) (ПСК-1.2); готовностью контролировать состояние комплекса вещественного и светового оформления драматических, музыкальных спектаклей (концертов, представлений) текущего репертуара (ПСК-1.3); способностью осуществлять авторский контроль и авторское руководство художниками-технологами и работниками производственных мастерских, изготавливающих оформление драматического, музыкального спектакля (концерта, представления) (ПСК-1.4); владением знаниями сценической техники, технологии изготовления компонентов сценического оформления (ПСК-1.5); специализация № 2 "Художник-постановщик в театре кукол": готовностью к созданию авторского художественного проекта сценического оформления спектакля в театре кукол, включая эскизы декораций, рабочие макеты, габаритные чертежи, эскизы кукол (ПСК-2.1); готовностью контролировать состояние комплекса вещественного и светового оформления спектаклей текущего репертуара в театре кукол (ПСК-2.2); способностью осуществлять авторский контроль и авторское руководство художниками-технологами и работниками производственных мастерских, изготавливающих кукол и оформление спектакля в театре кукол (ПСК-2.3); владением знаниями и умением изготовления всех основных систем театральных кукол (ПСК-2.4); готовностью использовать в авторских проектах технологические особенности различных видов театра кукол (ширма, марионеточный театр) (ПСК-2.5); специализация № 3 "Художник по сценическому костюму": готовностью к созданию авторского художественного проекта сценических костюмов для спектакля (концерта, представления) (ПСК-3.1); готовностью использовать для создания костюмов новейшие достижения в области швейного производства и новых материалов (ПСК-3.2); готовностью контролировать состояние комплекса сценических костюмов спектаклей (концертов, представлений) текущего репертуара (ПСК-3.3); способностью осуществлять авторский контроль и авторское руководство художниками-технологами по сценическому костюму и работниками производственных мастерских, изготавливающих сценические костюмы (ПСК-3.4); готовностью участвовать в подборе кадров портных-закройщиков, рабочих швейного цеха (ПСК-3.5); способностью контролировать работу художников-технологов по костюму, соответствующих специалистов художественно-постановочной части (ПСК-3.6). 5.6. При разработке программы специалитета все общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа специалитета, и профессионально-специализированные компетенции, отнесенные к выбранной специализации, включаются в набор требуемых результатов освоения программы специалитета. 5.7. При разработке программы специалитета организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом ориентации программы специалитета на конкретные области знания, и (или) вид (виды) деятельности и специализации этой программы. 5.8. При разработке программы специалитета требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ. VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА 6.1. Структура программы специалитета включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ специалитета, имеющих различную специализацию в рамках одной специальности). 6.2. Программа специалитета состоит из следующих блоков: Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части; Блок 2 "Практики", который включает практики, относящиеся к базовой части программы и художественно-творческую работу, относящуюся к ее вариативной части; Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей высшего образования, утверждённом Министерством образования и науки Российской Федерации<1>. ____________ <1> Перечень специальностей высшего образования - специалитета, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 октября 2013 г., регистрационный № 30163), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2014 г. № 63 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 февраля 2014 г., регистрационный № 31448), от 20 августа 2014 г. № 1033 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 сентября 2014 г., регистрационный № 33947), от 13 октября 2014 г. № 1313 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 ноября 2014 г., регистрационный № 34691), от 25 марта 2015 г. № 270 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2015 г., регистрационный № 36994) и от 1 октября 2015 г. № 1080 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 октября 2015 г., регистрационный № 39355). Структура программы специалитета Таблица |----------------------------------------------|-----------------| | Структура программы специалитета | Объем программы | | | специалитета | | | в з.е. | |---------|------------------------------------|-----------------| | Блок 1 |Дисциплины (модули) | 255 - 258 | | |------------------------------------|-----------------| | |Базовая часть | 228 - 231 | | |В том числе дисциплины (модули) | | | |специализации | 21 - 24 | | |------------------------------------|-----------------| | |Вариативная часть | 27 | |---------|------------------------------------|-----------------| | Блок 2 |Практики | 33 - 39 | | |------------------------------------|-----------------| | |Базовая часть | 18 - 24 | | |------------------------------------|-----------------| | |Вариативная часть | 15 | |---------|------------------------------------|-----------------| | Блок 3 |Государственная итоговая аттестация | 6 - 9 | | |------------------------------------|-----------------| | |Базовая часть | 6 - 9 | |---------|------------------------------------|-----------------| |Объем программы специалитета | 300 | |----------------------------------------------|-----------------| 6.3. Дисциплины (модули) и практики, относящиеся к базовой части программы специалитета, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от специализации программы специалитета, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей) и практик, относящихся к базовой части программы специалитета, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ). 6.4. Дисциплины (модули) по философии, истории, иностранному языку, безопасности жизнедеятельности реализуются в рамках базовой части Блока 1 программы специалитета. Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются организацией самостоятельно. 6.5. Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках: базовой части Блока 1 программы специалитета в объеме не менее 72 академических часов (2 з.е.) в очной форме обучения; элективных (избираемых в обязательном порядке) дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в з.е. не переводятся. Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья. 6.6. Дисциплины (модули) и практики, относящиеся к вариативной части программы специалитета, определяют в том числе специализацию программы специалитета. Набор дисциплин (модулей) и практик, относящихся к вариативной части программы специалитета организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. После выбора обучающимся специализации программы, набор соответствующих выбранной специализации дисциплин (модулей) и практик становится обязательным для освоения обучающимся. 6.7. В Блок 2 "Практики" входят учебная и производственная, в том числе преддипломная, практики. Тип учебной практики: практика по получению профессиональных умений и навыков. Способы проведения учебной практики: стационарная; выездная. Тип производственной практики: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Способы проведения производственной практики: стационарная; выездная. Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной. При разработке программ специалитета организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета и специализации. Организация вправе предусмотреть в программе специалитета иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО. Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации. Выбор мест прохождения практик для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом состояния здоровья обучающихся и требований по доступности. 6.8. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации). 6.9. При разработке программы специалитета обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специальные условия инвалидам и лицам, с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)". 6.10. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа, в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" должно составлять не более 40 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока. VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА 7.1. Общесистемные требования к реализации программы специалитета. 7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом. 7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать: доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах; фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы; проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение его работ, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети "Интернет". Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации<2>. ____________ <2> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3448; 2010, № 31, ст. 4196; 2011, № 15, ст. 2038; № 30, ст. 4600; 2012, № 31, ст. 4328; 2013, № 14, ст. 1658; № 23, ст. 2870; № 27, ст. 3479; № 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, № 19, ст. 2302; № 30, ст. 4223, ст. 4243, № 48, ст. 6645; 2015, № 1, ст. 84; № 27, ст. 3979; № 29, ст. 4389, ст. 4390; 2016, № 28, ст. 4558), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3451; 2009, № 48, ст. 5716; № 52, ст. 6439; 2010, № 27, ст. 3407; № 31, ст. 4173, ст. 4196; № 49, ст. 6409; 2011, № 23, ст. 3263; № 31, ст. 4701; 2013, № 14, ст. 1651; № 30, ст. 4038; № 51, ст. 6683; 2014, № 23, ст. 2927; № 30, ст. 4217, ст. 4243). 7.1.3. В случае реализации программы специалитета в сетевой форме требования к реализации программы специалитета должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы специалитета в сетевой форме. 7.1.4. В случае реализации программы специалитета на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы специалитета должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций. 7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный № 20237), и профессиональным стандартам (при наличии). 7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 50 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации. 7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы специалитета. 7.2.1. Реализация программы специалитета обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы специалитета на условиях гражданско-правового договора. 7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета, должна составлять не менее 70 процентов. 7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета, должна быть не менее: 64 процента для программы специалитета, ориентированной на научно-исследовательский или научно-педагогический вид профессиональной деятельности выпускников; 49 процентов для программы специалитета, ориентированной на организационно-управленческий или консультационно-экспертный вид профессиональной деятельности выпускников. К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания, лауреаты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере, члены Союза художников Российской Федерации и Союза театральных деятелей Российской Федерации. 7.2.4. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы специалитета (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников реализующих программу специалитета, должна быть не менее: 5 процентов для программы специалитета, ориентированной на научно-исследовательский или научно-педагогический вид профессиональной деятельности выпускников; 10 процентов для программы специалитета, ориентированной на организационно-управленческий или консультационно-экспертный вид профессиональной деятельности выпускников. 7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы специалитета. 7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории. Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие требованиям примерных основных образовательных программ. Минимально необходимый для реализации программы специалитета перечень материально-технического и учебно-методического обеспечения включает в себя специально оборудованные помещения для проведения учебных занятий, в том числе: подиум разборный для размещения живой модели, а также для постановки натюрмортов в аудитории для практических занятий по рисунку и живописи; световой оборудование: светильники, прожекторы, штативы для подсветки предметов, располагаемых на подиуме; оборудование макетной мастерской: специальные столы для макетирования, специализированные шкафы для хранения рабочих инструментов, незавершенных работ, расходных материалов, стеллажи для готовых макетов, коврики для резки, стойки-подмакетники, штативы, светильники-миньон, удлинители (только для специализаций "художник-постановщик театра" и ""художник-постановщик в театре кукол"); оборудование скульптурной мастерской и мастерской по механике театральной куклы (только для специализации "художник-постановщик в театре кукол"); оборудование швейной мастерской: стол для раскроя ткани, столы для швейных машин и швейные машины разных типов (только для специализаций ""художник-постановщик в театре кукол" и "художник по сценическому костюму"). Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации. В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью. В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 25 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик на 100 обучающихся. 7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению). 7.3.3. Электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе специалитета. 7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению. 7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья. 7.4. Требования к финансовым условиям реализации программы специалитета. 7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы специалитета должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки), утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 октября 2015 г. № 1272 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 ноября 2015 г., регистрационный № 39898). ____________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|