МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
Москва
22 сентября 2016 г. № 277
Об утверждении требований к экспертам-техникам,
осуществляющим независимую техническую экспертизу
транспортных средств, в том числе требований к их
профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования
Зарегистрирован Минюстом России 19 октября 2016 г.
Регистрационный № 44083
Во исполнение пункта 1 постановления Правительства Российской
Федерации от 17 октября 2014 г. № 1065 "Об определении
уполномоченных федеральных органов исполнительной власти,
устанавливающих требования к экспертам-техникам, в том числе
требования к их профессиональной аттестации, основания ее
аннулирования, а также порядок ведения государственного реестра
экспертов-техников, и о признании утратившими силу некоторых
решений Правительства Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2014, № 43, ст. 5901)
п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить прилагаемые требования к экспертам-техникам,
осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных
средств, в том числе требования к их профессиональной аттестации,
основания ее аннулирования.
2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 60 дней со
дня его официального опубликования.
Министр М.Ю.Соколов
____________
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 22 сентября 2016 г. № 277
Требования к экспертам-техникам, осуществляющим
независимую техническую экспертизу транспортных
средств, в том числе требования к их
профессиональной аттестации,
основания ее аннулирования
1. Требования к экспертам-техникам, осуществляющим независимую
техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования
к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования
(далее - Требования) разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи
12.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ
"Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев
транспортных средств"<1> и пунктом 1 постановления Правительства
Российской Федерации от 17 октября 2014 г. № 1065 "Об определении
уполномоченных федеральных органов исполнительной власти,
устанавливающих требования к экспертам-техникам, в том числе
требования к их профессиональной аттестации, основания ее
аннулирования, а также порядок ведения государственного реестра
экспертов-техников, и о признании утратившими силу некоторых
решений Правительства Российской Федерации"<2>.
____________
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002,
№ 18, ст. 1720; 2003, № 26, ст. 2566; 2005, № 1, ст. 25; № 30,
ст. 3114; 2006, № 48, ст. 4942; 2007, № 1, ст. 29; № 49, ст. 6067;
2008, № 30, ст. 3616; № 52, ст. 6236; 2009, № 1, ст. 17; № 9,
ст. 1045; № 52, ст. 6420, 6438; 2010, № 6, ст. 565; № 17, ст. 1988;
2011, № 1, ст. 4; № 7, ст. 901; № 27, ст. 3881; № 29, ст. 4291;
№ 49, ст. 7040; 2012, № 25, ст. 3268; № 31, ст. 4319,4320; 2013,
№ 19, ст. 2331; № 30, ст. 4084; 2014, № 30, ст. 4224; № 45,
ст. 6154; 2015, № 48 (ч. 1), ст. 6715.
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2014,
№ 43, ст. 5901.
2. Требования устанавливают требования к знаниям, умениям и
уровню профессионального образования экспертов-техников, а также
требования к их профессиональной аттестации и основания ее
аннулирования.
3. Профессиональная аттестация экспертов-техников (далее -
профессиональная аттестация) проводится в целях подтверждения
необходимых знаний, умений кандидата в эксперты-техники (далее -
кандидат) для осуществления независимой технической экспертизы
транспортных средств и последующего включения сведений об
эксперте-технике в государственный реестр экспертов-техников в
соответствии с порядком, утвержденным приказом Минюста России от
6 февраля 2013 г. № 8 "Об утверждении Порядка ведения
государственного реестра экспертов-техников" (зарегистрирован
Минюстом России 14 февраля 2013 г., регистрационный № 27071)
(далее - приказ Минюста России № 8).
4. Профессиональная аттестация осуществляется Межведомственной
аттестационной комиссией (далее - МАК). Состав МАК утверждается
Министром транспорта Российской Федерации.
5. МАК формируется в составе представителей Минтранса России,
Минюста России, МВД России, а также общественных организаций и
экспертов в области независимой технической экспертизы транспортных
средств.
6. Эксперт-техник должен знать:
федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской
Федерации в сфере страхования гражданской ответственности
владельцев транспортных средств, независимой технической экспертизы
транспортного средства, безопасности дорожного движения, в том
числе:
Положение Центрального банка Российской Федерации от
19 сентября 2014 г. № 433-П "О правилах проведения независимой
технической экспертизы транспортного средства" (зарегистрировано
Минюстом России 1 октября 2014 г., регистрационный № 34212)
(далее - Правила проведения независимой технической экспертизы);
Единую методику определения размера расходов на
восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного
средства, утвержденную Положением Центрального банка Российской
Федерации от 19 сентября 2014 г. № 432-П "О единой методике
определения размера расходов на восстановительный ремонт в
отношении поврежденного транспортного средства" (зарегистрировано
Минюстом России 3 октября 2014 г., регистрационный № 34245)
(далее - Единая методика);
методы исследований по установлению объема и характера
повреждений транспортного средства и причин их возникновения;
методы идентификации транспортных средств и проверки
достоверности идентификационных параметров;
основы технической эксплуатации транспортных средств;
виды, характер и классификацию повреждений транспортных
средств в дорожно-транспортных происшествиях;
основные виды, классификацию и конструкцию транспортных
средств, их основных узлов, агрегатов и систем;
технологию восстановительного ремонта транспортных средств;
номенклатуру конструктивных и эксплуатационных материалов,
используемых в автомобилестроении, при эксплуатации и ремонте
транспортных средств;
методы измерений, конструкцию средств измерения и правила их
применения при диагностировании транспортных средств;
методы проведения статистических наблюдений и обработки их
результатов;
методы установления средней стоимости аналога транспортного
средства по данным имеющихся информационно-справочных материалов, в
целях определения его доаварийной стоимости;
методы установления годных остатков транспортных средств и
определения их стоимости;
методологию применения информационных баз данных и
программно-расчетных комплексов, используемых в независимой
технической экспертизе.
7. Эксперт-техник должен уметь:
использовать средства измерения, применяемые при
диагностировании и ремонте транспортных средств;
проводить фото- и видеосъемку транспортных средств;
фиксировать наличие, вид, характер, объем (степень)
повреждений деталей (узлов, агрегатов) и систем транспортного
средства, устанавливать необходимые методы, технологии их
восстановления и определять трудоемкость необходимых работ;
проводить расчет восстановительных расходов с применением
программно-расчетных комплексов;
оформлять документацию в соответствии с Правилами проведения
независимой технической экспертизы.
8. Эксперт-техник должен соответствовать одному из следующих
требований к профессиональному образованию:
иметь высшее образование по направлениям подготовки,
специальностям, входящим в укрупненные группы направлений
подготовки, специальностей "Техника и технология наземного
транспорта"<3> и дополнительное профессиональное образование по
программе повышения квалификации в области независимой технической
экспертизы транспортных средств;
иметь высшее образование и дополнительное профессиональное
образование по программе профессиональной переподготовки в области
независимой технической экспертизы транспортных средств.
____________
<3> Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061 "Об утверждении перечней
специальностей и направлений подготовки высшего образования"
(зарегистрирован Минюстом России 14 октября 2013 г.,
регистрационный № 30163), с изменениями, внесенными приказами
Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января
2014 г. № 63 (зарегистрирован Минюстом России 28 февраля 2014 г.
регистрационный № 31448), от 20 августа 2014 г. № 1033
(зарегистрирован Минюстом России 3 сентября 2014 г. регистрационный
№ 33947), от 13 октября 2014 г. № 1313 (зарегистрирован Минюстом
России 13 ноября 2014 г. регистрационный № 34691), от 25 марта
2015 г. № 270 (зарегистрирован Минюстом России 22 апреля 2015 г.
регистрационный № 36994) и от 1 октября 2015 г. № 1080
(зарегистрирован Минюстом России 19 октября 2015 г. регистрационный
№ 39355).
9. Кандидат для прохождения профессиональной аттестации
направляет в Федеральное бюджетное учреждение "Агентство
автомобильного транспорта" (или его филиалы, расположенные по
адресам, опубликованным на официальном сайте
www.rosavtotransport.ru в информационно-телекоммуникационной сети
"Интернет") (далее - ФБУ "Росавтотранс"), осуществляющее
организационно-техническое обеспечение работы МАК, заявление в
произвольной форме о прохождении профессиональной аттестации с
приложением следующих документов (копий):
регистрационную карточку кандидата в эксперты-техники,
осуществляющего независимую техническую экспертизу транспортных
средств (далее - регистрационная карточка) (приложение к настоящим
Требованиям);
копии документов об образовании и о квалификации с
приложениями, подтверждающих наличие высшего образования;
копии документов о квалификации с приложениями, подтверждающих
повышение или присвоение квалификации по результатам получения
дополнительного профессионального образования, в соответствии с
пунктом 8 настоящих Требований;
копию трудовой книжки (при наличии);
две фотографии размером 4 x 6 см;
опись представляемых документов.
Документы должны быть представлены на бумажном, а также
электронном носителях информации.
Копии представленных документов заверяются в установленном
порядке.
10. В заявлении о прохождении профессиональной аттестации
кандидатом указываются:
фамилия, имя и отчество (последнее при наличии);
адрес места жительства;
данные документа, удостоверяющего личность;
номер телефона;
почтовый адрес;
адрес электронной почты;
согласие кандидата на обработку персональных данных;
дата составления заявления.
Заявление подписывается кандидатом.
11. В день поступления заявления ФБУ "Росавтотранс"
регистрирует заявление и проводит проверку наличия всех необходимых
документов на соответствие перечню, приведенному в пункте 9
настоящих Требований.
12. По истечении трех рабочих дней со дня проверки документов
в целях подтверждения необходимых знаний и умений ФБУ
"Росавтотранс" направляет кандидату контрольное задание на
электронную почту, указанную в заявлении, а в случае отсутствия
электронной почты - на почтовый адрес письмом с уведомлением о
вручении.
13. Контрольное задание должно включать условие по составлению
экспертного заключения в области независимой технической экспертизы
транспортных средств по одной из категорий (L, M, N), установленных
приложением № 1 к техническому регламенту Таможенного союза
"О безопасности колесных транспортных средств"<4>, фото и иные
материалы, содержащие информацию, необходимую для составления
экспертного заключения в области независимой технической экспертизы
транспортных средств, отвечающего Правилам проведения независимой
технической экспертизы и Единой методике, а также контрольные
вопросы.
____________
<4> Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г.
№ 877 "О принятии технического регламента Таможенного союза
"О безопасности колесных транспортных средств" (опубликовано
15 декабря 2011г. на официальном сайте Евразийской экономической
комиссии www.eurasiancommission.org в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").
14. Количество вариантов и содержание контрольных заданий
утверждаются решением МАК.
15. Кандидат представляет выполненное контрольное задание по
месту подачи заявления в срок, не превышающий двадцати одного
календарного дня с даты получения им указанного контрольного
задания.
16. Копии документов, указанных в пункте 9 Требований, и копию
выполненного контрольного задания ФБУ "Росавтотранс" направляет для
рассмотрения членам МАК в срок, не превышающий пяти рабочих дней с
даты представления кандидатом выполненного контрольного задания.
17. МАК рассматривает документы и принимает решение о
профессиональной аттестации либо о непрохождении профессиональной
аттестации в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней с даты
представления в ФБУ "Росавтотранс" кандидатом выполненного
контрольного задания.
18. Государственные судебные эксперты, аттестованные по
соответствующей экспертной специальности, включаются в
государственный реестр экспертов-техников в порядке, установленном
приказом Минюста России № 8. Сведения об аттестации государственных
судебных экспертов, вносимые в государственный реестр, включаются в
протокол очередного заседания МАК.
19. Кандидат при голосовании не присутствует.
20. МАК принимает решение о непрохождении профессиональной
аттестации по следующим основаниям:
несоответствие кандидата требованиям, указанным в пункте 8
настоящих Требований;
отсутствие или ненадлежащее оформление документов, указанных в
пункте 9 настоящих Требований;
невыполнение или выполнение контрольного задания, результаты
которого не соответствуют Правилам проведения независимой
технической экспертизы и Единой методике.
Решение о непрохождении профессиональной аттестации должно
содержать указание на основание его принятия.
21. МАК принимает решение об аннулировании профессиональной
аттестации эксперта-техника по следующим основаниям:
установление факта представления экспертом-техником при
прохождении им профессиональной аттестации недостоверной
информации;
смерть эксперта-техника, а также признание эксперта-техника
недееспособным, безвестно отсутствующим, объявление умершим на
основании решения суда, вступившего в законную силу;
неоднократное (два и более) нарушение требований нормативных
правовых актов, регулирующих деятельность в области независимой
технической экспертизы транспортных средств, которое привело к
превышению предела статистической достоверности результатов
экспертизы, установленного пунктом 3.5 Единой методики;
представление экспертом-техником заявления об аннулировании
его профессиональной аттестации.
22. О решениях, принятых МАК, кандидат (эксперт-техник)
информируется ФБУ "Росавтотранс" в письменной форме либо в форме
электронного документа посредством направления уведомления на адрес
электронной почты в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней с
даты принятия соответствующего решения.
23. Эксперт-техник, в отношении которого принято решение об
аннулировании его профессиональной аттестации, за исключением
случаев, указанных в абзаце третьем пункта 21 настоящих Требований,
вправе подать повторное заявление о прохождении профессиональной
аттестации в ФБУ "Росавтотранс" не ранее чем по истечении 6 месяцев
со дня аннулирования профессиональной аттестации.
24. Кандидат (эксперт-техник) имеет право на обжалование
решения о непрохождении профессиональной аттестации (об
аннулировании профессиональной аттестации) в течение двух месяцев с
даты принятия соответствующего решения. МАК рассматривает жалобу в
срок, не превышавший девяносто календарных дней, с личным участием
кандидата (эксперта-техника).
25. Решения о профессиональной аттестации, о непрохождении
профессиональной аттестации, аннулировании профессиональной
аттестации принимаются на заседании МАК и оформляются протоколом
заседания МАК (далее - протокол). Протокол составляется в трех
экземплярах. Первый экземпляр протокола вместе с регистрационной
карточкой направляется в течение пятнадцати рабочих дней с даты
проведения профессиональной аттестации кандидата в Минюст России,
второй экземпляр хранится в Минтрансе России, третий экземпляр
хранится в секретариате МАК.
26. Копии протоколов размещаются на официальных сайтах
Минтранса России: www.mintrans.ru и ФБУ "Росавтотранс":
www.rosavtotransport.ru в информационно-телекоммуникационной сети
"Интернет".
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Требованиям к экспертам-техникам,
осуществляющих независимую техническую
экспертизу транспортных средств, в том числе
требованиям к их профессиональной аттестации,
оснований ее аннулирования
Рекомендуемый образец
Регистрационная карточка кандидата в эксперты-техники,
осуществляющего независимую техническую экспертизу
транспортных средств
1. Фамилия, имя, отчество (последнее при наличии)
___________________________________________________________________
2. Пол ____________________________________________________________
3. Дата рождения __________________________________________________
4. Гражданство ____________________________________________________
5. Место фактического проживания __________________________________
___________________________________________________________________
6. Адрес регистрации по месту жительства __________________________
___________________________________________________________________
7. Адрес электронной почты (при наличии) __________________________
8. Место работы (при наличии):
8.1. Полное наименование юридического лица на русском языке
___________________________________________________________________
8.2. Сокращенное наименование юридического лица на русском языке
___________________________________________________________________
8.3. Адрес (местонахождение) юридического лица
___________________________________________________________________
8.4. Должность и фамилия, имя, отчество (последнее при наличии)
руководителя (полностью)
___________________________________________________________________
9. Образовательная организация, в которой получено высшее
образование:
9.1. Полное наименование образовательной организации
___________________________________________________________________
9.2. Адрес (местонахождение) образовательной организации
___________________________________________________________________
9.3. Дата выдачи и номер документа об образовании и о квалификации,
подтверждающих получение высшего образования
___________________________________________________________________
10. Образовательная организация, в которой получено дополнительное
профессиональное образование по программе профессиональной
переподготовки в области независимой технической экспертизы
транспортных средств (при наличии):
10.1. Полное наименование образовательной организации
___________________________________________________________________
10.2. Адрес (местонахождение) образовательной организации
___________________________________________________________________
10.3. Дата выдачи и номер документа о квалификации, подтверждающего
получение дополнительного профессионального образования по
программе профессиональной переподготовки в области независимой
технической экспертизы транспортных средств _______________________
11. Образовательная организация, в которой получено дополнительное
профессиональное образование по программе повышения квалификации в
области независимой технической экспертизы транспортных средств
(при наличии):
11.1. Полное наименование образовательной организации
___________________________________________________________________
11.2. Адрес (местонахождение) образовательной организации
___________________________________________________________________
11.3. Дата выдачи и номер документа о квалификации, подтверждающего
получение дополнительного профессионального образования по
программе повышения квалификации в области независимой технической
экспертизы транспортных средств ___________________________________
Достоверность сообщенных сведений подтверждаю
Личная подпись ___________________
Дата заполнения "__" ___________ 20__ г.".
____________