Расширенный поиск
Постановление Губернатора Чукотского автономного округа от 12.10.2012 № 7212 октября 2012 года N 72 ГУБЕРНАТОР ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012 - 2017 ГОДЫ В ЧУКОТСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ В целях формирования политики по улучшению положения детей в Чукотском автономном округе, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" постановляю: 1. Утвердить Региональную стратегию действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Чукотском автономном округе согласно приложению к настоящему постановлению. 2. Исполнительным органам государственной власти Чукотского автономного округа организовать работу по реализации Региональной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Чукотском автономном округе. 3. Полномочия по координации деятельности исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений Чукотского автономного округа по реализации Региональной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Чукотском автономном округе возложить на Координационный совет по разработке и контролю за реализацией Региональной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Чукотском автономном округе. 4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов, городского округа Анадырь Чукотского автономного округа, руководствуясь Региональной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Чукотском автономном округе, разработать и утвердить Муниципальные стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы. 5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на исполняющего обязанности заместителя Губернатора Чукотского автономного округа, начальника Департамента социальной политики Чукотского автономного округа Жукову А.Г. Р.В. КОПИН Приложение к Постановлению Губернатора Чукотского автономного округа от 12 октября 2012 г. N 72 РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012 - 2017 ГОДЫ В ЧУКОТСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ I. ВВЕДЕНИЕ Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей. В Российской Федерации Национальный план действий в интересах детей был принят в 1995 году и рассчитан на период до 2000 года. В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны актуальным является реализация Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы. Разработка и принятие нового документа - Региональной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (далее - Региональная стратегия) в Чукотском автономном округе позволит построить работу, направленную на обеспечение благополучного и защищенного детства с учетом региональных особенностей, предусмотреть решение проблем, наиболее актуальных именно для Чукотского автономного округа. Главной целью Региональной стратегии является определение основных направлений, задач и формирование единого подхода деятельности Правительства Чукотского автономного округа, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Чукотского автономного округа с привлечением общественных организаций в интересах детей. Обеспечение благополучного и защищенного детства - одно из основных приоритетных направлений социальной политики Чукотского автономного округа. За последнее десятилетие в округе принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей, улучшению положения семей с детьми, в том числе на охрану их здоровья. Решение проблем детства и пути их решения нашли свое отражение в реализации межведомственных планов, сформированных в Чукотском автономном округе при отработке направлений Конвенции ООН о правах ребенка в Чукотском автономном округе на 2009 - 2012 годы, Концепции демографической политики Российской Федерации в Чукотском автономном округе на период 2011 - 2015 годов. Увеличился объем финансирования социальных расходов из окружного бюджета, разрабатываются и реализуются долгосрочные региональные целевые программы, предусматривающие комплексное решение социально-экономических, медицинских, демографических проблем. Введены новые меры социальной поддержки семей с детьми. Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", региональных целевых программ. Учреждена должность Уполномоченного при Губернаторе Чукотского автономного округа по правам ребенка. В рамках общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми активно ведется работа по профилактике жестокого обращения с детьми, социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей. Введен в практику и действует единый номер Детского телефона доверия. В рамках региональных целевых программ предусмотрены меры, направленные на всестороннюю поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов. Система образования Чукотского автономного округа целенаправленно решает проблемы, связанные с организацией образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из приоритетных направлений социальной политики Чукотского автономного округа является организация отдыха, оздоровления и занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В целях повышения эффективности деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения мер по защите прав несовершеннолетних на отдых, оздоровления и занятости в период летних каникул, организации индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов в период с 15 мая по 15 сентября ежегодно проводится профилактическая межведомственная комплексная операция "Подросток". В результате принятых мер в период 2009 - 2011 годов наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской и младенческой смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей, снижения уровня преступности среди несовершеннолетних, уменьшение количества семей, находящихся в социально опасном положении. Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту. У части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. В самом уязвимом положении находятся дети из многодетных и неполных семей, дети безработных родителей. Около 50% детей, проживающих в округе, имеют ослабленное здоровье и состоят на диспансерном учете. Одной из причин ухудшения здоровья детей является недостаточная эффективность профилактических, коррекционных, спортивных и физкультурно-массовых мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Невысокими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"). Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты. 1. Основные проблемы в сфере детства Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях. Семейное неблагополучие, социальное сиротство. Социальная изолированность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении). Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей. Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно. 2. Ключевые принципы Региональной стратегии Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В Чукотском автономном округе должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Защита прав каждого ребенка. Необходимо сформировать систему, обеспечивающую реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств. Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. Необходимо создать условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности. Сбережение здоровья каждого ребенка. Необходимо принятие мер, направленных на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях. Технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка. Необходимо внедрение эффективных технологий социальной работы, предполагающие опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами. Особое внимание необходимо уделить уязвимым категориям детей. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную изолированность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество. Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. Формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Партнерство во имя ребенка. Политика в области детства должна опираться на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться с участием бизнес-сообщества, посредством привлечения общественных организаций к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо принимать меры для формирования открытого рынка социальных услуг, создания системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей. Региональная стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить достижение существующих международных стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства. Реализация Региональной стратегии будет осуществляться по следующим направлениям: - семейная политика детствосбережения; - доступность качественного обучения и воспитания; - культурное развитие и информационная безопасность детей; - здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; - равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; - дети - участники реализации Региональной стратегии. II. СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА ДЕТСТВОСБЕРЕЖЕНИЯ 1. Краткий анализ ситуации Для многодетных и неполных семей характерны максимальные риски бедности. Трансформация института семьи сопровождается высоким уровнем социального неблагополучия в семьях, что сопряжено с пьянством и алкоголизмом, наркозависимостью, деградацией семейных и социальных ценностей, социальным сиротством. В случаях несвоевременного выявления и неоказания эффективной профилактической помощи семьям с детьми на ранних этапах основными мерами по защите прав ребенка становятся лишение или ограничение родительских прав (62 родителя лишены родительских прав в 2011 году). 2. Основные задачи Сокращение бедности среди семей с детьми, особенно многодетных и неполных семей, обеспечение минимального гарантированного дохода. Повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми. Обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним. Обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье. 3. Первоочередные меры Оптимизация полномочий государственных органов по защите прав детей, нормативное закрепление порядка межведомственного взаимодействия по предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей. Содействие реализации в Чукотском автономном округе глобальной инициативы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) "Города, доброжелательные к детям". Создание и распространение информации о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через средства массовой информации, сеть "Интернет", организации и учреждения для детей. Дальнейшее формирование системы мониторинга и статистического учета для оценки эффективности семейной и социальной политики в сфере материнства и детства. 4. Меры, направленные на сокращение бедности среди семей с детьми Разработка и принятие новых мер социальной поддержки наиболее уязвимых категорий семей с детьми: многодетных, неполных, семей с детьми-инвалидами. Разработка мер по обеспечению регулярности выплат алиментов, достаточных для содержания детей. 5. Меры, направленные на формирование безопасного и комфортного семейного окружения для детей Разработка и внедрение современных технологий профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми. Разработка мер по реализации мероприятий по поддержке позитивного родительства. Продолжение участия в общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми. Формирование действенных механизмов раннего выявления жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, социального неблагополучия семей с детьми и оказания им помощи с участием учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания, в том числе закрепление порядка межведомственного взаимодействия в деятельности по защите прав детей. 6. Меры, направленные на профилактику изъятия ребенка из семьи, социального сиротства Продолжение работы на основе межведомственного взаимодействия по раннему выявлению социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с ними для предотвращения распада семьи и лишения родителей родительских прав (при участии органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, служб занятости, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства). Обеспечение беспрепятственного доступа семей с детьми к необходимым социальным услугам, в том числе на основе развития служб социального сопровождения семей, входящих в группу риска, мобильных бригад. Обеспечение повсеместного внедрения эффективных технологий реабилитации социально неблагополучных семей с детьми. Внедрение системы профилактики отказов от детей при рождении и (или) помещении в медицинские учреждения, особенно в случаях выявления у ребенка нарушений развития и несовершеннолетия матерей. Введение запрета на изъятие детей из семей без предварительного проведения социально-реабилитационной работы, включая возможность замены лишения родительских прав ограничением родительских прав с организацией в этот период реабилитационной работы с семьями. 7. Ожидаемые результаты Снижение уровня бедности, дефицита доходов у семей с детьми. Сокращение доли детей, не получающих алименты в полном объеме. Снижение численности семей, находящихся в социально опасном положении. Формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства. Повышение качества услуг для семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Создание эффективных механизмов, способствующих сокращению случаев лишения родительских прав, выявлению семей, входящих в группу риска, их социальному сопровождению и реабилитации, сокращению числа случаев жестокого обращения с детьми в семьях. Сокращение числа детей, остающихся без попечения родителей. III. ДОСТУПНОСТЬ КАЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ 1. Краткий анализ ситуации Необходимо дальнейшее повышение уровня этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития различных категорий детей во избежание возникновения в подростковой среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, дискриминационного поведения детей и подростков, агрессивности, травли сверстников и других асоциальных проявлений. Развитие системы дошкольного образования в Чукотском автономном округе в условиях модернизации продолжает осуществляться в соответствии с принципами государственной политики в области образования и направлено на: - повышение качества дошкольного образования в целях обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в начальной школе; - создание условий для наиболее полного развития детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; - разработку программного и учебно-методического обеспечения федеральных государственных требований и примерных образовательных программ дошкольного образования; - организацию психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка. Внедрение современных технологий контроля, включая общественное наблюдение, за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов и повышение качества информированности населения об организации и результатах проведения экзаменов с использованием информационно-коммуникационных технологий. 2. Основные задачи В области дошкольного образования необходимо: Обеспечение гарантий доступности качественного дошкольного образования, расширение вариативности его форм. Достижение высокого качества дошкольного образования за счет обеспечения интегрированного подхода в решение задач охраны жизни, психофизического здоровья и социального благополучия детей. Повышение квалификации и аттестации педагогических кадров и управленческих кадров в условиях обновления содержания дошкольного образования и педагогических технологий. Проведение профилактической работы с использованием справочной информации среди несовершеннолетних лиц и их законных представителей, о неэтичности и недопустимости осуществления доступа к определенным категориям ресурсов в определенном возрасте с целью формирования мотивации осознанного отказа потребителя Интернета от посещения нежелательных ресурсов. В целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, на которых размещается информация, запрещенная к распространению на территории Российской Федерации федеральными законами, предлагается создать единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен и (или) универсальных указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, запрещенную к распространению на территории Российской Федерации". В настоящее время ведется проработка возможных механизмов совершенствования существующих моделей проведения единого государственного экзамена путем развития информационно-коммуникационных технологий. Так, в 2012 году планируется внедрение электронной системы тестирования на экзамене по информатике и информационно-коммуникационным технологиям, а на экзамене по иностранному языку - устного компонента "Говорение", как это предусмотрено федеральным компонентом государственного образовательного стандарта. Основной и важной задачей представляется разработка современных, соответствующих тенденциям развития информационного общества форм и инструментов оценки образовательных достижений обучающихся и выпускников образовательных учреждений. Речь идет как о расширении диапазона возможностей по оцениванию знаний и умений экзаменуемого, что даст новый импульс для развития образовательного процесса, так и о совершенствовании технологий проведения экзаменационных процедур с целью придания им большей надежности и повышения доверия общества к результатам этих процедур. Решение данной задачи видится в развитии компьютерных форм оценки образовательных достижений обучающихся, которые сочетали бы в себе возможности распространенных в настоящее время подходов к оцениванию и новые качества, проявляющиеся за счет использования компьютерных технологий. В связи с этим актуальной задачей в настоящее время является создание новых моделей оценки качества образования, основанных на использовании компьютерных форм диагностики образовательных достижений, включая модели проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) в компьютерной форме. Необходимость в апробации научно-методических подходов к оценке качества образования в компьютерной форме и разработка концепции проведения ЕГЭ в компьютерной форме становится все актуальнее. Для реализации поставленных задач необходимо: Анализ существующей модели проведения ЕГЭ и иных процедур оценки качества образования в России и за рубежом. Формирование новых подходов к оценке образовательных достижений по каждому общеобразовательному предмету, включая разработку, научное обоснование и апробацию отдельных инновационных экзаменационных заданий и контрольных измерительных материалов в компьютерной форме. Разработка и апробация проектов программ и учебных модулей для повышения квалификации специалистов системы образования. Разработка приоритетных (целевых) моделей подготовки и проведения ЕГЭ в компьютерной форме. Подготовка предложений по основным техническим и технологическим решениям реализации целевой модели проведения ЕГЭ в компьютерной форме. Проведение обследования технического, технологического и кадрового обеспечения системы образования в муниципальных образованиях Чукотского автономного округа. Выбор целевой модели проведения ЕГЭ в компьютерной форме и разработка технико-экономического обоснования выбора. Разработка концепции автоматизированной системы, обеспечивающей проведение ЕГЭ в компьютерной форме. Разработка предложений по изменению нормативно-правовой, инструктивно-методической базы, необходимой для внедрения новой технологии проведения ЕГЭ. Разработка предложений по внедрению новых оценочных процедур в систему образования Чукотского автономного округа. Подготовка финансово-экономического обоснования на разработку и внедрение новой технологии проведения ЕГЭ в компьютерной форме на территории Чукотского автономного округа с компонентом труднодоступных и отдаленных местностей. Разработка плана мероприятий по разработке и внедрению новой технологии проведения ЕГЭ в компьютерной форме на территории Чукотского автономного округа с компонентом труднодоступных и отдаленных местностей. 3. Меры, направленные на обеспечение доступности и качества образования Обеспечение развития способностей каждого ученика массовой школы, доступности для каждого старшеклассника выбора профилей обучения, соответствующих его склонностям и жизненным планам. Внедрение современных технологий контроля, включая общественное наблюдение, за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов и повышение качества информированности населения об организации и результатах проведения экзаменов с использованием информационно-коммуникационных технологий. Обеспечение предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях. 4. Меры, направленные на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи Обеспечение нормативно-правового закрепления особых образовательных запросов одаренных детей; поддержка и развитие образовательных учреждений, показывающие высокие результаты в работе с одаренными детьми. Поддержка методического ресурсного центра для организации дистанционной работы с одаренными детьми в целях обеспечения разработки методологии и методов диагностики, развития, обучения и психолого-педагогической поддержки одаренных детей для использования в массовой школе. Создание системы специальной подготовки и переподготовки педагогических и психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми, а также для работы с их родителями (законными представителями). Обеспечение информационной поддержки государственной политики по оказанию помощи талантливым детям и молодежи. 5. Меры, направленные на развитие воспитания и социализацию детей Внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование российской гражданской идентичности, культуры толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности к защите Отечества и позитивного отношения у молодых людей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. Нормативное урегулирование ресурсного обеспечения воспитательной деятельности (материально-технического, финансового, кадрового, информационно-методического) и организации контроля за условиями, созданными в образовательных учреждениях для воспитания и социализации детей. Обеспечение проведения комплексной профилактики негативных явлений в детской среде; обновление форм и методов борьбы с детской безнадзорностью, наркоманией, алкоголизмом, преступностью, проституцией; разработка эффективных механизмов профилактики девиантного поведения детей. Внедрение эффективных механизмов сотрудничества органов управления образованием, гражданского общества, представителей различных конфессий, средств массовой информации, родительских сообществ в области воспитания и социализации детей. 6. Меры, направленные на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей Модернизация физического воспитания в образовательных учреждениях. Сохранение обязательной формы физкультурного образования - для обучающихся общеобразовательных школ в объеме не менее 3 часов с учетом одного дополнительного часа в неделю в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Совершенствование деятельности общеобразовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и развитию физической культуры. Создание и обеспечение условий для сохранения, укрепления здоровья обучающихся и развития физической культуры для детей с ограниченными возможностями здоровья. Совершенствование системы повышения квалификации работников образовательных учреждений в сфере сохранения и укрепления здоровья обучающихся и формирования у них здорового и безопасного образа жизни. Дальнейшее совершенствование структуры, способствующей воспитанию, развитию, отдыху, оздоровлению и трудовой занятости детей и подростков на территории Чукотского автономного округа и за его пределами. Совершенствование организационного и финансового обеспечения системы оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков. Сохранение оплаты стоимости путевок в центральных районах страны, оплаты проезда и проживания, педагогического и медицинского обслуживания по пути к месту отдыха и обратно к месту жительства, расходов на оздоровление детей, расходов на содержание профилей в центральных районах страны и на территории Чукотского автономного округа за счет средств окружного бюджета. Организация деятельности летних оздоровительных площадок на базах образовательных учреждений, расположенных на территории Чукотского автономного округа. 7. Меры, направленные на обеспечение информационной безопасности детства Создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости. Внедрение системы мониторинговых исследований по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды образовательных учреждений, а также по вопросам научно-методического и нормативно-правового обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований к использованию информационно-компьютерных средств в образовании детей. Участие в создании общественных механизмов экспертизы интернет-контента для детей. Создание порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей; стимулирование родителей к использованию услуги "Родительский контроль", позволяющей устанавливать ограничения доступа к сети "Интернет". 8. Ожидаемые результаты Организация обучения и воспитания детей, обучающихся в образовательных учреждениях, в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов; развитие материально-технической базы образовательных учреждений, в том числе с использованием современных информационно-компьютерных технологий. Расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Расширение вариативности программ, рассчитанных на детей с разными уровнем, типом и формами проявления способностей, в том числе индивидуализированных программ развития (для детей с особой одаренностью). Рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных учреждениях. Увеличение численности детей и подростков, задействованных в различных формах внешкольной деятельности. Увеличение доли школьников, вовлеченных в освоение дополнительных образовательных программ, в том числе не менее 60% - на бесплатной основе. Повсеместная доступность для детей различных видов социально-психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации. Увеличение числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности, ответственное отношение к жизни, окружающей среде, приверженных позитивным нравственным и эстетическим ценностям. Сокращение числа детей и подростков с асоциальным поведением. Стимулирование интереса детей к историческому и культурному наследию коренных малочисленных народов Чукотки, многообразию культур различных народностей и этносов, религий. Увеличение вариативности программ дополнительного образования, реализуемых музеями и культурными центрами. Рост посещаемости детских библиотек, музеев, культурных центров, театров. Создание надежной системы защиты детей от противоправного контента в образовательной среде школы и дома. IV. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ДРУЖЕСТВЕННОЕ К ДЕТЯМ, И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ 1. Краткий анализ ситуации Демографическая ситуация в регионе характеризуется стабильностью. Рождаемость за 1 полугодие 2012 года - 7,1 на 1000 населения (за аналогичный период 2011 года - 6,7). Естественный прирост населения составил +59 человек (за аналогичный период 2011 года +55). Тем не менее, достаточно высока младенческая смертность, в том числе от внешних причин, высокой остается заболеваемость среди детей и подростков. Все еще остро стоит вопрос подростковой суицидальности. Трудности, с которыми сталкиваются подростки в переходном возрасте период, подчас приводят к самым трагическим последствиям. Особого внимания требуют проблемы подросткового алкоголизма. Отмечается рост употребления алкоголя с вредными последствиями (рост за 2008 год на 20%) среди детей и подростков. В течение двух последних лет данная патология стала выявляться у детей до 14 лет включительно, тогда как раньше на учете состояли только подростки 15 - 17 лет. 2. Основные задачи Создание условий для здорового развития каждого ребенка с рождения, обеспечение доступа всех категорий детей к качественным услугам и стандартам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья. Развитие подростковой медицины, стимулирование потребности в здоровом образе жизни. Активная пропаганда здорового образа жизни. Обеспечение надлежащих комплексных услуг и стандартов в сфере здравоохранения для детей с особыми потребностями. Формирование современной модели организации отдыха и оздоровления детей на принципах государственно-частного партнерства. Формирование потребности у детей и подростков в здоровом питании и совершенствование системы обеспечения качественным питанием детей в образовательных учреждениях, лечебных и лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях. 3. Меры по созданию дружественного к ребенку здравоохранения Осуществление комплекса мер, направленных на снижение младенческой и детской смертности. Внедрение эффективных организационных и медицинских технологий на основе современных порядков и стандартов оказания медицинской помощи детям. Создание службы сопровождения и поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, для предотвращения отказов от ребенка. Обеспечение психологического сопровождения рожениц в женских консультациях и родильных домах. Совершенствование системы наблюдения за детьми первого года жизни в амбулаторно-поликлинических учреждениях в целях выявления детей, подверженных риску задержки двигательного, речевого и когнитивного развития, и своевременного оказания им медицинской помощи. Обеспечение проведения обследования детей на наличие наследственных заболеваний, включая генетическое обследование детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с предоставлением соответствующей информации кандидатам в опекуны и усыновители. Осуществление необходимых организационных мер по обеспечению нахождения родителей (законных представителей) рядом с ребенком, получающим медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения. Изучение потребностей детей в получении всех видов высокотехнологичной медицинской помощи и лечения, обеспечение их предоставления нуждающимся в них детям, сокращение времени ожидания такой помощи и лечения. Проведение просветительской работы по предупреждению ранней беременности и абортов у несовершеннолетних. Повышение ответственности медицинского персонала медицинских учреждений за некачественное оказание медицинской помощи детям. 4. Меры по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков Формирование систем, содействующих вовлечению детей, подростков и молодежи в здоровый образ жизни, выявление и поддержка педагогов-энтузиастов, эффективно работающих в направлении профилактики вредных привычек, стимулирование инновационной и научно-методической деятельности коллективов в работе с молодежью, подростками и детьми, поиска более результативных форм работы и методов воспитания. Укрепление и обновление материальной базы образовательных учреждений, в том числе создание условий для организации культурного досуга и вовлечения детей и семей, воспитывающих детей в здоровый образ жизни. Формирование условий для организации содержательного досуга как меры, направленной на воспитание физически здорового человека. Обеспечение доступности занятий физической культурой, туризмом и спортом для всех категорий детей в соответствии с их потребностями и возможностями с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни. Активизация деятельности Центра здоровья для детей в сфере проведения обследования детей, обучения их гигиеническим навыкам и мотивирования к отказу от вредных привычек. Санитарно-просветительская и профилактическая работа с детьми, подростками и их родителями по формированию потребности в здоровом образе жизни и осознанию вреда саморазрушающих форм поведения для здоровья и развития. Реализация программ гигиенического воспитания в образовательных учреждениях округа в целях предоставления детям возможности осуществлять информированный выбор в вопросах здорового образа жизни. Обеспечение отдыха и оздоровления детей и подростков, исключающих традиции курения, употребления алкогольной продукции. Привлечение молодежных общественных объединений, развитие волонтерского движения в целях решения проблем, связанных с формированием у детей и подростков потребности в здоровом образе жизни и получением поддержки и помощи в ситуациях, связанных с риском причинения вреда здоровью. Распространение здоровьесберегающих технологий обучения, технологий "Школа здоровья" на все образовательные учреждения, включая учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проведение мониторинга основных поведенческих рисков, опасных для здоровья детей и подростков. Разработка системы мер по предотвращению подросткового суицида, включая подготовку психологов в системе здравоохранения для работы с детьми и подростками с суицидальными наклонностями, а также организацию проведения психологическими службами образовательных учреждений профилактической работы с детьми, родителями, социальным окружением ребенка. 5. Меры по формированию культуры здорового питания детей и подростков, обеспечению качества и режима питания как залога здоровья ребенка Организация просветительской работы с использованием специальных обучающих программ, средств массовой коммуникации, включая интернет-технологии, социальную рекламу, по формированию культуры здорового питания. Осуществление мер по совершенствованию системы обеспечения качественным горячим питанием воспитанников дошкольных учреждений и обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования. Обеспечение регулярных проверок качества питания в образовательных, лечебных и лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях. Организация особого контроля за обеспечением качественным питанием больных детей, страдающих социально значимыми заболеваниями. 6. Меры по формированию основной модели организации отдыха Необходимо ежегодное планирование системы мероприятий по организации труда, развития, отдыха и оздоровления детей и подростков Чукотского автономного округа, предусматривающее: - оздоровление детей и подростков; - работу с детьми среднего и старшего школьного возраста по различным направлениям (патриотическое воспитание, краеведение, гармонизация межэтнических отношений, экологическое воспитание, профилактика вредных привычек, трудовое воспитание); - организацию мероприятий по приему и открытию летних оздоровительных площадок; - организацию выезда детей на отдых за пределы Чукотского автономного округа. 7. Ожидаемые результаты Снижение показателей младенческой и детской смертности. Снижение случаев ранней беременности и абортов у несовершеннолетних девушек. Доступность и своевременность для всех категорий детей качественных профилактических и медицинских услуг, средств лечения болезней и восстановления здоровья. Увеличение числа образовательных учреждений, внедривших здоровьесберегающие технологии обучения, технологии "Школа здоровья", являющихся территориями, свободными от табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков. Сокращение числа детей и подростков, употребляющих табачную и алкогольную продукцию, наркотики, психотропные и другие токсические вещества. Сокращение числа детей и подростков с ВИЧ-инфекциями, вирусными гепатитами B и C, туберкулезом, в том числе получивших их в медицинских учреждениях. Доступность физкультурно-спортивной, туристической инфраструктуры для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей. Увеличение доли детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Доступность отдыха и оздоровления для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей. Обеспечение детей качественным и здоровым питанием как в семье, так и в образовательных, медицинских и оздоровительных учреждениях. V. РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ОСОБОЙ ЗАБОТЕ ГОСУДАРСТВА 1. Краткий анализ ситуации К категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов. Обеспечение равных возможностей для этих групп детей базируется на принципе недискриминации. Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2011 году составило 673 ребенка (5 процентов детского населения), из них 3,2 процента стали социальными сиротами вследствие лишения родителей родительских прав. Активная государственная политика, направленная на стимулирование граждан к семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, привела к значительному сокращению числа детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. Значительных результатов по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, удалось достигнуть благодаря проекту "Чукотка без сирот". В 2011 году закрыт филиал окружного детского дома в г. Билибино. Наряду с экономическими потерями в результате пребывания детей в институциональных условиях общество несет огромные социальные издержки, связанные с социализацией выпускников учреждений интернатного типа, многие из которых с трудом адаптируются в обществе, подвержены высокому риску социальной дезадаптации и противоправного поведения, с воспроизведением моделей деструктивного поведения в последующих поколениях. В 2011 года в округе в органах социальной поддержки населения состояли на учете 189 детей-инвалидов. Многие дети-инвалиды воспитываются в неполных и многодетных семьях, находящихся в бедственном материальном положении, усугубляемом наличием различных "барьеров инвалидности" и психологической изоляцией в силу равнодушного или нетерпимого отношения окружающих к детям-инвалидам, самоизоляцией семей. Острая нехватка основных видов помощи таким детям ведет к нарушению их прав на образование, реабилитацию, к зависимости реализации этих прав от места жительства и социального статуса семьи. 3. Основные задачи Обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дальнейшее совершенствование системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе. Обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду. Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, внедрение таких детей в среду обычных сверстников, обеспечение их нормального жизнеустройства в будущей взрослой жизни. Развитие дистанционного образования, распространение отработанных моделей организации дистанционного обучения, в том числе детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому (общий показатель: доля школьников, охваченных дистанционными формами обучения - 2011 год - 40%; 2012 год - 60%). Обучение педагогических работников и родителей по вопросам организации дистанционного образования детей-инвалидов в 2012 - 2013 учебном году. Повышение квалификации медицинских работников и вспомогательного персонала для сопровождения обучения детей-инвалидов. 4. Меры, направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Организация работы по реабилитации и восстановлению в родительских правах родителей воспитанников учреждений интернатного типа, поиску родственников и установлению с ними социальных связей для возврата детей в родные семьи. Совершенствование системы стимулирования граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем расширения перечня и улучшения качества услуг таким семьям. Применение обязательного психологического тестирования для кандидатов в опекуны, попечители, усыновители. Обеспечение качественной психолого-педагогической и правовой подготовки кандидатов в опекуны (попечители), приемные родители подготовки. Дальнейшее совершенствование системы профессионального сопровождения усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребенка. Продолжение развития системы постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Совершенствование регионального законодательства в области защиты имущественных и неимущественных (личных) прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе своевременное обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными помещениями. 5. Меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья Обеспечение создания рабочих мест для родителей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных технологий. Продолжение работы по устранению различных барьеров в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы. Создание условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях; разработка и реализация программы отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей; создание системы творческой реабилитации, вовлечение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в занятия физкультурой и спортом. Проведение просветительской деятельности среди населения, способствующей пониманию необходимости поддержки детей-сирот, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, формированию отношения к ним как к равным членам общества, пропаганде социальной значимости ответственного родительства. Система образования Чукотского автономного округа целенаправленно решает проблемы, связанные с организацией образования детей с ограниченными возможностями здоровья и направлена на: - гарантированную реализацию их права на инклюзивное образование по месту жительства; - обеспечение возможности трудоустройства (в том числе поддерживаемого) для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование; - осуществление учебно-методического, организационно-методического, координационного и технологического сопровождения дистанционного образования детей-инвалидов; - создание образовательной среды, обеспечивающей обучение ребенка-инвалида на дому с использованием дистанционных образовательных технологий; - обеспечение доступа обучающихся и учителей, непосредственно осуществляющих обучение детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий, к системе дистанционного образования; - организацию системы подготовки и переподготовки специалистов для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. 6. Ожидаемые результаты Увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан округа, до 90 процентов. Сокращение случаев отмены решений о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации. Создание в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условий для полноценного их развития и образования. Сокращение времени нахождения ребенка в условиях институционализации (в медицинских и образовательных учреждениях); введение запрета на помещение детей в возрасте до трех лет в дома-интернаты. Увеличение числа выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жильем, трудоустроенных по востребованным на рынке труда специальностям. Создание эффективных программно-целевых механизмов, обеспечивающих профилактику инвалидности в раннем и дошкольном возрасте, поддержку профессионального образования, трудоустройства и дальнейшего сопровождения жизнеустройства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья по достижении ими совершеннолетия, а также рост числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до трех лет, получивших реабилитационные услуги. Распространение среди населения доброжелательного, сочувственного отношения к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья (по данным социологических опросов). VI. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ И ДРУЖЕСТВЕННОГО К РЕБЕНКУ ПРАВОСУДИЯ 1. Краткий анализ ситуации Право ребенка на участие в принятии решений, затрагивающих его интересы, закреплено в Конвенции о правах ребенка. Содействие участию детей в принятии таких решений на местном, национальном и международном уровнях является одной из целей Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012 - 2015 годы. В Российской Федерации создана правовая основа для участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, действуют детские и молодежные общественные объединения, молодежные советы, палаты, парламенты. В большинстве школ образованы и работают органы школьного самоуправления. Некоторые муниципальные районы округа включились в реализацию глобальной инициативы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) "Города, доброжелательные к детям", одна из целей которой состоит в расширении участия детей в защите своих прав и принятии решений, затрагивающих их интересы. Процесс расширения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, сопровождается следующими рисками: усиление формализма, недооценка возможностей и заниженные ожидания результатов участия детей в принятии решений; дискриминация определенных групп детей (девочек, детей младшего и среднего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей из малообеспеченных семей, детей из семей мигрантов, детей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей); массовая пассивность, разочарованность детей; нарушение принципа приоритета развития ребенка и принципа добровольности его участия в принятии решений; нарушение конфиденциальности в отношении ребенка и стремление взрослых манипулировать его мнением. 2. Основные задачи Привлечение детей к участию в общественной жизни. Обеспечение правового обучения и воспитания детей, а также специалистов, работающих с детьми. Воспитание у детей гражданственности, расширение их знаний в области прав человека. Освещение в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни. Разработка и внедрение в практику стандартов и методик участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. Создание системы мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. Обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, таких как: добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); открытость, честность взрослых в общении с детьми; недопущение использования детей различными политическими силами в качестве инструмента достижения собственных целей. 3. Первоочередные меры Разработка и внедрение усовершенствованных образовательных программ, обеспечивающих получение детьми знаний в области прав человека и прав ребенка, с включением в них специального раздела о практическом применении полученных знаний. Обучение детей способам обеспечения конфиденциальности и защиты своих личных данных в сети "Интернет". Развитие института уполномоченных по правам ребенка в городах, муниципальных образованиях, образовательных учреждениях. Внедрение социальных технологий для привлечения детей к участию в жизни местного сообщества, в рассмотрении и экспертизе решений, касающихся прав и интересов детей, на всех уровнях. Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, включая систематический сбор качественных и количественных данных об уровне такого участия детей всех возрастных и социальных групп, а также о ресурсном обеспечении процесса участия детей в принятии указанных решений. 3. Ожидаемые результаты Преодоление устоявшихся стереотипов, связанных с возможностью участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. Создание усовершенствованных образовательных программ и методик обучения по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав ребенка, а также их внедрение в образовательный процесс, в том числе с использованием средств массовой информации и сети "Интернет". Расширение влияния института уполномоченных по правам ребенка на всех уровнях. Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. VII. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ Координирующим органом реализации Стратегии в Чукотском автономном округе является Координационный совет по разработке и реализации Региональной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы. Неотъемлемой частью Региональной стратегии могут являться принятые в ее развитие муниципальные стратегии (программы) действий в отношении детей, разработанные с учетом как общих, так и особенных, присущих данному муниципальному району проблем детства. Региональную стратегию предусматривается реализовать в два этапа: первый - в 2012 - 2014 годах и второй - в 2015 - 2017 годах. Сроки и основные этапы реализации Региональной стратегии должны быть согласованы с бюджетным процессом. На основе постоянного мониторинга реализации Региональной стратегии предусматривается проводить корректировку управленческих решений. Механизмом контроля за ходом реализации Региональной стратегии являются ежегодные аналитические доклады Координационного совета по разработке и реализации Региональной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|