Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Владимирской области от 20.02.2002 № 44

 

            ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     20.02.2002                                        N 44


О   законодательной    инициативе
Законодательного         Собрания
Владимирской области по  внесению
дополнения  в  особенную    часть
Уголовного  кодекса    Российской
Федерации


     В соответствии с  частью  1  статьи  104  Конституции  Российской
Федерации, Законодательное Собрание Владимирской области

                            ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Внести в порядке законодательной инициативы в  Государственную
Думу Федерального Собрания Российской  Федерации  проект  федерального
закона "О внесении дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации"
(прилагается).

     2. Направить названный проект федерального закона законодательным
(представительным) органам государственной власти субъектов Российской
Федерации  с   просьбой    поддержать    законодательную    инициативу
Законодательного Собрания Владимирской области.

     3.  Обратиться  к  депутатам  Государственной  Думы  Федерального
Собрания Российской  Федерации  от  Владимирской  области  с  просьбой
поддержать данную законодательную инициативу Законодательного Собрания
Владимирской области.

     4.  Назначить  официальными   представителями    Законодательного
Собрания Владимирской  области  при  рассмотрении  указанного  проекта
федерального  закона  Государственной  Думой  Федерального    Собрания
Российской  Федерации  председателя  комитета    по    законодательным
предложениям и законности Бородина  С.Г.  и  заместителя  председателя
комитета по законодательным предложениям и законности Рычкова Е.Е.


     Председатель Законодательного
     Собрания Владимирской области         А.БОБРОВ


                                       Вносится Законодательным
                                 Собранием Владимирской области

                                                         Проект


                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


    О внесении дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации


     Принят Законодательным Собранием области __________ 2002 года

     Статья 1. Дополнить особенную часть Уголовного кодекса Российской
Федерации ("Собрание законодательств Российской Федерации", 1996 г., N
25,  ст.2954,  "Российская  газета",  N  113,  18.06.1996,   N    114,
19.06.1996,  N  115,  20.06.1996,  N  118,  25.06.1996,  в    редакции
федерального закона от 29.12.2001 N 192-ФЗ) статьей  290.1  "Получение
незаконного вознаграждения" в следующей редакции:
     "Статья 290.1. Получение незаконного вознаграждения.
     1.  Получение  государственным  или    муниципальным    служащим,
работником предприятия,  учреждения  или  организации,  не  являющимся
должностным лицом, лично или через посредника,  путем  вымогательства,
незаконного вознаграждения  от  гражданина  за  выполнение  работ  или
оказание  услуг,  входящих  в  круг  служебных  обязанностей    такого
работника, -
     наказывается штрафом в размере  от  ста  до  двухсот  минимальных
размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного  дохода
осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением свободы
на  срок  до  одного  года  с  лишением  права  занимать  определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на  срок  до  трех
лет.
     2.  Получение  государственным  или    муниципальным    служащим,
работником предприятия,  учреждения  или  организации,  не  являющимся
должностным лицом незаконного вознаграждения  за  незаконные  действия
(бездействие) -
     наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот  минимальных
размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного  дохода
осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо  лишением  свободы
на срок до двух лет с лишением права занимать  определенные  должности
или заниматься определенной деятельность на срок до трех лет.
     3. Деяния, предусмотренные частями первой  или  второй  настоящей
статьи, если они совершены:
     а) группой лиц по  предварительному  сговору  или  организованной
группой;
     б) неоднократно;
     в) в крупном размере, - наказываются штрафом от пятисот до тысячи
минимальных месячных размеров оплаты труда или  в  размере  заработной
платы или иного дохода осужденного за период от пяти месяцев до одного
года или лишением свободы  на  срок  до  трех  лет  с  лишением  права
занимать  определенные  должности    или    заниматься    определенной
деятельность на срок до пяти лет.
     Примечание.  Крупным    размером    незаконного    вознаграждения
признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг,  иного  имущества  или
выгод  имущественного  характера,  превышающие   триста    минимальных
размеров оплаты труда".

     Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня  его
официального опубликования.


     Президент
     Российской Федерации         В.Путин


     Москва,
     Кремль


                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Ныне  действующим  Уголовным  кодексом    Российской    Федерации
предусматривается  уголовная  ответственность  за  получение    взятки
(статья 290 УК РФ) и дачу взятки (статья 291 УК РФ).
     Однако в соответствии с пунктом 10 Комментария к статье 290 УК РФ
в качестве субъекта данного преступления выступает только  должностное
лицо.
     Вообще, взяточничество - собирательный термин, охватывающий собой
два  самостоятельных  состава    должностных    преступлений    против
государственной власти, интересов государственной службы  и  службы  в
органах местного самоуправления - получение взятки и дачу взятки.
     Исключительно высокая степень  общественной  опасности  получения
взятки определяется тем, что данное правонарушение  резко  деформирует
нормативно установленный  порядок  осуществления  должностными  лицами
своих  служебных  полномочий  и  тем  самым  грубо  нарушает  интересы
государственной  службы.  Взятка  является   наиболее    типичным    и
характерным проявлением коррупции - опаснейшего криминального явления,
которое подтачивает  основы  власти  и  управления,  дискредитирует  и
подрывает их авторитет в глазах  населения, остро затрагивает законные
права и интересы граждан.
     В то же время, получение незаконного  вознаграждения  от  граждан
лицами, не являющимися должностными, обладает так  же  крайне  высокой
степенью общественной  опасности,  так  как  деформирует  и  разлагает
общественное создание не только  в  части  взаимоотношений  граждан  с
органами  государственной  власти  и  местного  самоуправления,  но  и
изнутри, на бытовом уровне,  как  бы  подспудно  узаконивая  в  глазах
населения незаконные поборы со стороны  самых  разных  категорий  лиц:
работников государственных и муниципальных органов, учебных и лечебных
заведений, предприятий и т.п.
     К примеру.  Если "подношение"  принимает  декан  факультета,  или
ректор государственного института, то это, несомненно, будет  взяткой,
так  как  они  оба  являются  должностными  лицами.  А  если   рядовой
преподаватель вымогает или получает незаконное вознаграждение, то  это
не будет считаться взяткой, так как  он  (преподаватель)  не  является
должностным лицом.  Напротив, в соответствии  с действующей  редакцией
статьи 575 Гражданского кодекса Российской Федерации, он  имеет  право
принимать подарки, в том числе и от обучающихся, в пределах  стоимости
до  5  МРОТ.  В  данном  частном  случае  налицо  явно    присутствуют
практически все элементы состава преступления (взятки), за исключением
субъекта.
     Получается, что данный вопрос  действующим  законодательством  не
урегулирован.
     В Уголовном кодексе РСФСР в редакции Закона РСФСР от 25.07.62,  с
последними изменениями и  дополнениями  от  30.07.96  N  103-ФЗ,  была
статья  156.2,  предусматривавшая   ответственность    за    получение
незаконного вознаграждения от граждан за выполнение работ, связанных с
обслуживанием населения,  введенная  Указом  Президиума  ВС  РСФСР  от
21.09.81:
     "Получение работником предприятия, учреждения или организации, не
являющимся  должностным  лицом,  путем   вымогательства    незаконного
вознаграждения от гражданина за выполнение работы или оказание  услуги
в сфере  торговли,  общественного  питания,  бытового,  коммунального,
медицинского, транспортного или иного обслуживания населения, входящих
в круг служебных обязанностей такого работника, -
     наказывается исправительными работами на срок до одного года  или
штрафом до одного минимального месячного размера оплаты труда.
     Те же действия, совершенные неоднократно или в крупных размерах,-
     наказываются лишением свободы на срок до трех лет или штрафом  до
пяти минимальных месячных размеров оплаты труда (в ред.  Закона РФ  от
20.10.92 N 3692-1 - Ведомости  ВС  РСФСР,  1981,  N  38,  ст.  13  04;
Ведомости СНД РФ и ВС РФ, N 47, ст.2664)".
     Очевидно,  что  данной   статьей    был    урегулирован    именно
рассматриваемый нами вопрос.
     На основании  вышесказанного,  предлагается  дополнить  особенную
часть Уголовного кодекса Российской Федерации статьей 290.1 "Получение
незаконного вознаграждения".
     Предлагаемая  статья  состоит  из  трех  частей.  Первая    часть
предусматривает ответственность за простое совершение  преступления  -
получение  незаконного  вознаграждения.  Вторая  часть   устанавливает
ответственность за получение незаконного вознаграждения за  совершение
незаконных действий (бездействие), т.е. за те действия, на  совершение
которых субъект данного  преступления  не  имел  права.  Третья  часть
статьи  устанавливает  квалифицирующие  признаки  преступных   деяний,
предусмотренных частями первой и второй рассматриваемой  статьи 290.1.
То есть совершения данного преступления:
     а) группой лиц по  предварительному  сговору  или  организованной
группой;
     б) неоднократно;
     в) в крупном размере.
     Подобное структурное усложнение статьи  может  на  первый  взгляд
показаться  излишним,  однако  на  самом  деле    этим    закрепляется
качественно новый подход к рассматриваемой проблеме и дает возможность
дифференцированной квалификации  преступных  деяний  в  данной  сфере,
позволяет  избежать  возможности  опасного  умаления  значения    этой
проблемы.
     Виды  и  степень  юридической  ответственности,  закрепленные   в
санкциях всех трех частей предлагаемой статьи 290.1, рассчитаны исходя
из  общей  концепции  юридической  ответственности,  закрепленной    в
Уголовном кодексе и прослеживающейся по его контексту.


     Председатель Законодательного
     Собрания Владимирской области         А.БОБРОВ


                               ПЕРЕЧЕНЬ
      актов федерального законодательства, подлежащих признанию
     утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или
     принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении
         дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации"

     В связи с принятием Федерального закона "О внесении дополнения  в
Уголовный  кодекс  Российской  Федерации"  не  потребуется   признания
утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или  принятия
иных актов федерального законодательства.


     Председатель Законодательного
     Собрания Владимирской области         А.БОБРОВ


                 ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
  к проекту федерального  закона "О внесении дополнения в  Уголовный
                     кодекс Российской Федерации"


     Принятие Федерального закона "О внесении дополнения  в  Уголовный
кодекс Российской Федерации" не  потребует  дополнительных  затрат  из
федерального  бюджета,  бюджетов  субъектов   Российской    Федерации,
муниципальных бюджетов, а также бюджетов внебюджетных фондов.


     Председатель Законодательного
     Собрания Владимирской области         А.БОБРОВ


Информация по документу
Читайте также