Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Владимирской области от 13.06.2002 № 177

 

            ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     13.06.2002                                        N 177


О проекте федерального  закона  N
190026-3  "Об   обороте    земель
сельскохозяйственного назначения"


     Рассмотрев принятый Государственной Думой Российской Федерации  в
первом чтении проект федерального закона N 190026-3 "Об обороте земель
сельскохозяйственного  назначения",    руководствуясь    статьей    13
Федерального закона от 24 июня 1999  года  N  119-ФЗ  "О  принципах  и
порядке разграничения предметов ведения и  полномочий  между  органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти  субъектов  Российской  Федерации",  Законодательное   Собрание
Владимирской области

                            ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1.  Направить  в  Государственную  Думу  Федерального    Собрания
Российской Федерации замечания и предложения по  внесению  поправок  в
указанный законопроект (прилагаются).

     2. Обратиться к депутатам Государственной Думы с просьбой подойти
к рассмотрению данного законопроекта во втором чтении  с  максимальной
тщательностью  и  ответственностью,  учитывая    его    исключительную
значимость для судеб страны и народа, а также принимая во внимание  то
обстоятельство, что закон  о  земле  должен  быть  предельно  ясным  и
точным.

     3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.


     Председатель Законодательного
     Собрания Владимирской области         А.БОБРОВ


                                                            Приложение
                                                       к постановлению
                                             Законодательного Собрания
                                                  Владимирской области
                                                   от 13.06.2002 N 177


                       ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
     по внесению поправок в проект федерального закона N 190026-3
         "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"

     Законодательное Собрание Владимирской области имеет ряд замечаний
по принципиальным положениям законопроекта.
     В нарушение статьи 72 Конституции Российской Федерации  настоящим
законопроектом ограничены права субъектов Российской Федерации в части
регулирования   вопросов    оборота    земель    сельскохозяйственного
назначения.
     Установленная    максимальная    площадь    земельных    участков
сельскохозяйственных угодий, одновременно находящихся в  собственности
лица и аффилированных ему лиц и  расположенных  на  территории  одного
административного района субъекта Российской Федерации  в  размере  не
менее  35  процентов  общей  площади  сельскохозяйственных  угодий   в
границах  указанного  административного  района,  может  привести    к
концентрации земель сельскохозяйственного назначения  в  собственности
узкого круга лиц.
     Проектом закона уравнены (за исключением приграничных территорий)
в правах на земли сельскохозяйственного назначения граждане Российской
Федерации и иностранные граждане, иностранные юридические  лица,  лица
без гражданства, а также юридические лица, в уставном капитале которых
доля иностранных  лиц  и  лиц  без  гражданства  составляет  более  50
процентов.
     Земельный  участок  из  земель  сельскохозяйственного  назначения
может быть изъят у собственника принудительно в судебном порядке  лишь
в случае его ненадлежащего  использования,  если  такое  использование
нанесло существенный вред окружающей среде,  в  том  числе  земле  как
природному объекту, что может привести к  массовому  не  использованию
земель сельскохозяйственного назначения.
     Учитывая изложенное, предлагается:
     1.  Дополнить  проект  закона    статьей    "Основные    понятия,
используемые в настоящем  Федеральном  законе",  раскрыв  в  частности
такие понятия, как "оборот земель  сельскохозяйственного  назначения",
"земельные  участки   из    состава    земель    сельскохозяйственного
назначения", "требования землеустройства".
     2.  Дополнить  законопроект  статьей,    определяющей    принципы
ограничения  оборота  земель  сельскохозяйственного   назначения,    в
частности касающиеся требований  к  физическим  и  юридическим  лицам,
приобретающим  земельные  участки  из  земель    сельскохозяйственного
назначения, в вопросах квалификации, опыта работы, вида деятельности.
     3. Пункт второй статьи 1 дополнить  словами  "законами  субъектов
Российской Федерации".
     4. Часть первую пункта третьего статьи 1 - исключить.
     5. В части второй пункта третьего статьи 1:
     - исключить слово "указанных";
     - после слова "приватизация" дополнить словами "и оборот".
     6. Пункт 4 статьи 1 - исключить.
     7. В соответствии со статьей 129 Гражданского кодекса  Российской
Федерации  необходимо  включить  статьи,   определяющие    ограничения
оборотоспособности земель сельскохозяйственного  назначения,  а  также
устанавливающие перечни земельных угодий, изъятых из оборота (передача
в частную собственность не допускается), земельных угодий  ограниченно
оборотоспособных (ограничен  круг  участников  оборота  и  установлены
особенности совершения тех или иных сделок с земельными  участками)  и
земельных  участков,  находящихся  в  свободном   обороте    (свободно
отчуждаются и переходят от одного лица к другому).
     8.  Пункт  второй  статьи  2  изложить  в  следующей    редакции:
"Иностранные  граждане,  иностранные  юридические  лица,   лица    без
гражданства,  а  также  юридические  лица,  в  уставном   (складочном)
капитале которых доля  иностранных  граждан,  иностранных  юридических
лиц, лиц без гражданства составляет более 50 процентов, не могут иметь
в собственности  земельные  участки  из  земель  сельскохозяйственного
назначения.
     Если  по  основаниям,  допускаемым  законом,   в    собственности
указанных    лиц    оказались    земельные    участки    из     земель
сельскохозяйственного назначения,  то  они  должны  быть  отчуждены  в
порядке, установленном настоящим Федеральным законом".
     9. Статью 3 исключить.
     10. В пункте первом  статьи  4  определить  порядок  установления
требований землеустройства.
     11. В пункте втором  статьи  4  слова  "не  менее  35  процентов"
заменить словами "не более 10 процентов".
     12. В целях недопущения чрезмерного дробления земельных  участков
необходимо  предусмотреть  право  субъекта  Российской  Федерации   на
установление минимального  размера  земельного  участка,  одновременно
находящегося в собственности лица и аффилированных ему лиц.
     13. В пункте втором статьи 5:
     -  слова  "статьи  4  настоящего  Федерального  закона"  заменить
словами "пункта первого настоящей статьи";
     - слова "в течение  срока,  установленного  пунктом  1  настоящей
статьи" - исключить;
     - установить срок, в течение которого учреждение юстиции  обязано
известить орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
     14. В части первой пункта третьего статьи 6:
     -  исключить  со  слов  "если  такое  использование"  до    конца
предложения;
     -  слова  "Земельным  кодексом  Российской  Федерации"   заменить
словами "Земельным и Гражданским кодексами Российской Федерации".
     15. Часть третью пункта третьего статьи 6 - исключить.
     16.  В  законопроект  необходимо  включить  статьи,  определяющие
порядок изъятия земельных  участков  из  земель  сельскохозяйственного
назначения для государственных и муниципальных нужд, а  также  порядок
отказа лиц  от  земельных  участков  из  земель  сельскохозяйственного
назначения.
     17. Настоящим законопроектом  необходимо  установить  особенности
залога земельных участков из земель сельскохозяйственного  назначения.
Ссылка в  статье  7  на  урегулирование  данного  вопроса  Федеральным
законом "Об ипотеке  (залоге  недвижимости)"  является  неправомерной.
Порядок получения кредитов под  залог  земельных  участков,  обращения
взыскания  на  заложенный  земельный  участок  и  др.    имеют    свои
особенности,  и  нормами  Федерального  закона  "Об  ипотеке   (залоге
недвижимости)" не урегулированы.
     18.  Пункт  пятый  статьи  8  изложить  в  следующей    редакции:
"Купля-продажа мелиорированных либо мелиорируемых  земель  допускается
только   с    одновременным    отчуждением    мелиоративных    систем,
обеспечивающих оптимальный режим почв на указанных  землях,  если  они
принадлежат  одному  лицу  и  если  иное  не  установлено  федеральным
законом.
     Не допускается отчуждение  мелиоративных  систем,  обеспечивающих
оптимальный режим почв мелиорированных либо мелиорируемых  земель  без
купли-продажи указанных земель в случаях, если они принадлежат  одному
лицу и если иное не установлено федеральным законом".
     19. Пункт пятый статьи  8  законопроекта  считать  соответственно
пунктом шесть.
     20. Предусмотреть в статье  8,  что  обязательным  приложением  к
договору  купли-продажи  земельного  участка  сельхозугодий   является
паспорт с исходной кадастровой оценкой,  агрохимическими  показателями
плодородия,  картограммами  засоренности  и  эродированности,  что   в
дальнейшем позволит осуществлять  надлежащий  контроль  за  состоянием
земель, в т.ч. плодородия почв.
     21.  Законопроектом  не  определен  механизм  изменения  целевого
назначения  земельного  участка  из    земель    сельскохозяйственного
назначения.
     22. Статью 10 исключить, так как вопрос  урегулирован  статьей  5
законопроекта.
     23. Пункты 1, 2 статьи 12 изложить в следующей редакции:
     "1. Земельная доля, находящаяся в общей собственности, может быть
выделена по желанию  ее  собственника  в  натуре  (на  местности),  по
соглашению между участниками общей собственности.
     2. Собственник земельной доли, изъявивший желание  выделить  свою
земельную  долю  в  натуре  (на  местности),  подает  общему  собранию
участников общей  собственности  заявление  с  вариантами  определения
местоположения его земельной доли в натуре (на местности).
     Общее собрание участников общей собственности  принимает  решение
по вариантам  местоположения  земельной  доли  путем  голосования  или
предлагает  и  утверждает  свой  вариант  местоположения    выделяемой
земельной доли.
     В случае  несогласия  собственника  земельной  доли  с  решением,
принятым  общим  собранием  участников  общей  собственности,  решение
принимает  орган  местного  самоуправления  с    учетом    обеспечения
рациональной организации территории (компактное размещение) и качества
выделяемой  земельной  доли  не  ниже  среднего  по  хозяйству.    При
несогласии собственников земельных долей с  решением  органа  местного
самоуправления споры решаются в судебном порядке.
     Уведомление  участников  долевой  собственности  о    предстоящем
собрании, а также порядок проведения  производится  в  соответствии  с
нормами статьи 13".
     24. В части  первой  пункта  третьего  статьи  12  слово  "может"
заменить словом "должен".
     25. В части второй  пункта  третьего  статьи  12  слово  "вправе"
заменить словом "должен".
     26. Глава III называется "Особенности оборота долей в праве общей
собственности на земельный  участок  из  земель  сельскохозяйственного
назначения".  Однако  в  последующих  статьях  законопроекта  изложены
только  особенности  купли-продажи  доли.  В  проекте   не    отражены
особенности  дарения,  мены,  передачи  земельных  долей  в   уставной
(складочный)  капитал  или  паевый  фонд,  особенности    наследования
земельных долей и другие.
     27. Законопроектом  не  установлены  особенности  государственной
регистрации сделок с земельными долями.
     28.  В  главе  IV  "Переходные  и    заключительные    положения"
присутствует статья 14, определяющая понятие  земельной  доли,  однако
нормы, регулирующие оборот земельных долей,  содержатся  в  предыдущей
главе.
     29.  Пересмотреть  статью  15  законопроекта.  Из  смысла  статьи
непонятно, на каком основании  и  каким  образом  к  договорам  аренды
земельных долей должны применяться правила, регулирующие отношения  по
договору доверительного управления имуществом.
     В  соответствии  с  нормами  Гражданского   кодекса    Российской
Федерации различна сама природа данных  договоров,  а  также  основные
условия договоров, обязанности сторон и др.
     30. В статье 16 необходимо конкретизировать механизм  определения
на местности границ земельных участков из земель сельскохозяйственного
назначения, находящихся в общей собственности, в частности, определить
сроки, источники средств, за счет  которых  будут  выполняться  данные
работы.
     31. Статью 18 изложить в следующей редакции:
     "Настоящий  Федеральный  закон  вступает  в  силу  со  дня    его
официального опубликования и применяется к отношениям, возникшим после
вступления его в силу.
     К отношениям,  возникшим  до  введения  в  действие  Федерального
закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"  настоящий
Закон применяется в части тех прав и обязанностей,  которые  возникнут
после введения его в действие".



Информация по документу
Читайте также