Расширенный поиск
Приказ Комитета образования Еврейской автономной области от 10.07.2013 № 312КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗ 10.07.2013 № 312 г. Биробиджан Об утверждении регионального базисного учебного плана на 2013 - 2014 учебный год для специальных (коррекционных) образовательных учреждений/классов VIII вида Еврейской автономной области В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии", Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.1997 № 288 и в целях обеспечения единого образовательного пространства на территории Еврейской автономной области ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить прилагаемые варианты регионального базисного учебного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений/классов VIII вида (для умственно отсталых детей) Еврейской автономной области на 2013-2014 учебный год. 2. Областному государственному автономному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации педагогических работников" (Файн Т. А.) обеспечить организационно-методическую работу по разъяснению структуры и содержания регионального базисного учебного плана на 2013 - 2014 учебный год для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и классов указанного вида (для умственно отсталых детей), организованных в общеобразовательных учреждениях Еврейской автономной области. 3. Рекомендовать руководителям муниципальных органов управления образованием: 3.1. Довести до сведения руководителей общеобразовательных учреждений Еврейской автономной области региональный базисный учебный план для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и классов указанного вида (для умственно отсталых детей), организованных в общеобразовательных учреждениях Еврейской автономной области. 3.2. Использовать указанный региональный базисный учебный план как основу для разработки учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и классов указанного вида (для умственно отсталых детей), организованных в общеобразовательных учреждениях Еврейской автономной области, с учетом кадровых, учебно- методических и материально-технических возможностей образовательного учреждения. 3.3. Обеспечить контроль за выполнением нормативов, установленных региональным базисным учебным планом для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и классов указанного вида (для умственно отсталых детей), организованных в общеобразовательных учреждениях Еврейской автономной области, с учетом обязательной минимальной и максимальной учебной нагрузки обучающихся. 4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя председателя комитета образования Еврейской автономной области Хромову Т. А. 5. Настоящий приказ вступает в силу после дня его официального опубликования, но не ранее 01 сентября 2013 года. Председатель комитета Т.М. Пчелкина УТВЕРЖДЕН приказом комитета образования Еврейской автономной области от _______________ № ______ Региональный базисный учебный план для специальных (коррекционных) образовательных учреждений/классов VIII вида на 2013-2014 учебный год (I вариант) ------------------------------------------------------------------------------------------------ | Образовательные | Число учебных часов в неделю | | области/ | | | учебные предметы | | |---------------------+------------------------------------------------------------------------| | | Начальная школа | Основная школа | Классы с | | | | | углубленной | | | | | трудовой | | | | | подготовкой | |---------------------+----------------------------+---------------------------+---------------| | | Подг. | I | II | III | IY | Y | YI | YII | YIII | IX | X | XI | XII | | | кл. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |---------------------+-------+----+----+-----+----+----+----+-----+------+----+----+----+-----| | I. Образовательные | | | | | | | | | | | | | | | области | | | | | | | | | | | | | | |---------------------+-------+----+----+-----+----+----+----+-----+------+----+----+----+-----| | 1. Язык и речь | | | | | | | | | | | | | | |---------------------+-------+----+----+-----+----+----+----+-----+------+----+----+----+-----| | 1.1. Русский язык и | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 3 | 2 | 2 | | литература | | | | | | | | | | | | | | |---------------------+-------+----+----+-----+----+----+----+-----+------+----+----+----+-----| | 1.2. Чтение и | 2 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | - | - | - | | развитие речи | | | | | | | | | | | | | | |---------------------+-------+----+----+-----+----+----+----+-----+------+----+----+----+-----| | 1.3. Письмо и | 2 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | - | - | - | | развитие речи | | | | | | | | | | | | | | |---------------------+-------+----+----+-----+----+----+----+-----+------+----+----+----+-----| | 1.4. Развитие | 3 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | | устной речи | | | | | | | | | | | | | | |---------------------+-------+----+----+-----+----+----+----+-----+------+----+----+----+-----| | 2. Математика | 3 | 4 | 5 | 6 | 6 | 6 | 6 | 5 | 5 | 4 | 2 | 1 | 1 | |---------------------+-------+----+----+-----+----+----+----+-----+------+----+----+----+-----| | 3. Природа | | | | | | | | | | | | | | |---------------------+-------+----+----+-----+----+----+----+-----+------+----+----+----+-----| | 3.1. | - | - | - | - | - | 2 | - | - | - | - | - | - | - | | Природоведение | | | | | | | | | | | | | | |---------------------+-------+----+----+-----+----+----+----+-----+------+----+----+----+-----| | 3.2. Биология | - | - | - | - | - | - | 2 | 2 | 2 | 2 | - | - | - | |---------------------+-------+----+----+-----+----+----+----+-----+------+----+----+----+-----| | 3.3. География | - | - | - | - | - | - | 2 | 2 | 2 | 2 | - | - | - | |---------------------+-------+----+----+-----+----+----+----+-----+------+----+----+----+-----| | 4. Обществознание | | | | | | | | | | | | | | |---------------------+-------+----+----+-----+----+----+----+-----+------+----+----+----+-----| | 4.1. История | - | - | - | - | - | - | - | 2 | 2 | 2 | - | - | - | | Отечества | | | | | | | | | | | | | | |---------------------+-------+----+----+-----+----+----+----+-----+------+----+----+----+-----| | 4.2. | - | - | - | - | - | - | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | Обществознание | | | | | | | | | | | | | | |---------------------+-------+----+----+-----+----+----+----+-----+------+----+----+----+-----| | 4.3. Этика и | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 1 | 1 | 1 | | психология | | | | | | | | | | | | | | | семейной жизни | | | | | | | | | | | | | | |---------------------+-------+----+----+-----+----+----+----+-----+------+----+----+----+-----| | 5. Искусство | | | | | | | | | | | | | | |---------------------+-------+----+----+-----+----+----+----+-----+------+----+----+----+-----| | 5.1. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | - | - | | Изобразительное | | | | | | | | | | | | | | | искусство | | | | | | | | | | | | | | |---------------------+-------+----+----+-----+----+----+----+-----+------+----+----+----+-----| | 5.2. Музыка и | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | | пение | | | | | | | | | | | | | | |---------------------+-------+----+----+-----+----+----+----+-----+------+----+----+----+-----| | 6. Физкультура | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | |---------------------+-------+----+----+-----+----+----+----+-----+------+----+----+----+-----| | II. Трудовая | | | | | | | | | | | | | | | подготовка | | | | | | | | | | | | | | |---------------------+-------+----+----+-----+----+----+----+-----+------+----+----+----+-----| | Трудовое обучение | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | - | - | - | - | - | - | - | - | |---------------------+-------+----+----+-----+----+----+----+-----+------+----+----+----+-----| | Профессионально- | - | - | - | - | - | 6 | 8 | 10 | 10 | 12 | - | - | - | | трудовое обучение | | | | | | | | | | | | | | |---------------------+-------+----+----+-----+----+----+----+-----+------+----+----+----+-----| | Производственное | | | | | | | | | | | 22 | 24 | 26 | | обучение | | | | | | | | | | | | | | |---------------------+-------+----+----+-----+----+----+----+-----+------+----+----+----+-----| | * Трудовая | | | | | | | | | | | | | | | практика в днях | | | | | | | | | | | | | | |---------------------+-------+----+----+-----+----+----+----+-----+------+----+----+----+-----| | III. Коррекционная | | | | | | | | | | | | | | | подготовка | | | | | | | | | | | | | | |---------------------+-------+----+----+-----+----+----+----+-----+------+----+----+----+-----| | а) коррекционные | | | | | | | | | | | | | | | курсы | | | | | | | | | | | | | | |---------------------+-------+----+----+-----+----+----+----+-----+------+----+----+----+-----| | Развитие устной | - | 1 | 1 | 2 | 1 | - | - | - | - | - | - | - | - | | речи на основе | | | | | | | | | | | | | | | изучения | | | | | | | | | | | | | | | предметов и | | | | | | | | | | | | | | | явлений | | | | | | | | | | | | | | | окружающей | | | | | | | | | | | | | | | действительности | | | | | | | | | | | | | | |---------------------+-------+----+----+-----+----+----+----+-----+------+----+----+----+-----| | Социально-бытовая | - | - | - | - | - | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | - | | ориентировка | | | | | | | | | | | | | | | (СБО) | | | | | | | | | | | | | | |---------------------+-------+----+----+-----+----+----+----+-----+------+----+----+----+-----| | Ритмика | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | - | - | - | - | |---------------------+-------+----+----+-----+----+----+----+-----+------+----+----+----+-----| | ИНВАРИАНТ | 19 | 21 | 23 | 25 | 25 | 29 | 33 | 34 | 35 | 35 | 33 | 33 | 34 | | | | | | | | | | | | | | | | |---------------------+-------+----+----+-----+----+----+----+-----+------+----+----+----+-----| | IV. Школьный | | | | | | | | | | | | | | | компонент. | | | | | | | | | | | | | | | Обязательные | 2 | - | 2 | - | - | 1 | - | - | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | | занятия по выбору | | | | | | | | | | | | | | |---------------------+-------+----+----+-----+----+----+----+-----+------+----+----+----+-----| | **)) Обязательные | | | | | | | | | | | | | | | индивидуальные и | | | | | | | | | | | | | | | групповые | | | | | | | | | | | | | | | коррекционные | | | | | | | | | | | | | | | занятия | | | | | | | | | | | | | | |---------------------+-------+----+----+-----+----+----+----+-----+------+----+----+----+-----| | Итого: | 21 | 21 | 25 | 25 | 25 | 30 | 33 | 34 | 36 | 36 | 35 | 35 | 36 | | обязательная | | | | | | | | | | | | | | | нагрузка | | | | | | | | | | | | | | | обучающегося | | | | | | | | | | | | | | |---------------------+-------+----+----+-----+----+----+----+-----+------+----+----+----+-----| | Факультативные | - | - | - | - | - | 2 | - | 1 | - | - | 2 | 2 | 1 | | занятия, | | | | | | | | | | | | | | | групповые, | | | | | | | | | | | | | | | индивидуальные | | | | | | | | | | | | | | | занятия | | | | | | | | | | | | | | |---------------------+-------+----+----+-----+----+----+----+-----+------+----+----+----+-----| | Всего: | 21 | 21 | 25 | 25 | 25 | 32 | 33 | 35 | 36 | 36 | 37 | 37 | 37 | | максимальная | | | | | | | | | | | | | | | нагрузка | | | | | | | | | | | | | | | обучающегося | | | | | | | | | | | | | | |---------------------+-------+----+----+-----+----+----+----+-----+------+----+----+----+-----| | * Трудовая | - | - | - | - | - | 10 | 10 | 10 | 20 | 20 | 30 | 30 | 30 | | практика в днях | | | | | | | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------ Часы, предусмотренные школьным компонентом, факультативными, групповыми, индивидуальными занятиями, дополняют образовательные области по усмотрению учреждения. * Трудовая практика (в днях) проводится в летний период или в том же объеме в течение года при продлении срока обучения. **)) На обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия на одного обучающегося или группу отводится 15-25 минут учебного времени, в том числе на класс: -------------------------------------------------------------------------------------------------- | Коррекционные занятия | Подг. | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | | | класс | | | | | | | | | | | | | |--------------------------+-------+---+----+-----+----+---+----+-----+------+----+---+----+-----| | Логопедические занятия | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 2 | 2 | - | - | - | - | - | |--------------------------+-------+---+----+-----+----+---+----+-----+------+----+---+----+-----| | ЛФК | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | - | - | - | - | |--------------------------+-------+---+----+-----+----+---+----+-----+------+----+---+----+-----| | Развитие психомоторных и | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | - | - | - | - | - | - | - | - | | сенсорных процессов | | | | | | | | | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------------------------- Пояснительная записка к региональному базисному учебному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений/классов VIII вида (I вариант) на 2013-2014 учебный год Региональный базисный учебный план (далее ( региональный БУП) для специальных (коррекционных) образовательных учреждений/классов VIII вида является нормативным документом, регламентирующим максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, определяющим распределение учебного времени, отводимого на освоение различных образовательных областей, введение коррекционных курсов. Настоящий региональный БУП является документом, на основе которого образовательное учреждение, реализующее специальные (коррекционные) образовательные программы начального общего и основного общего образования, самостоятельно разрабатывает и утверждает собственный учебный план. Базисный учебный план для обучающихся с умственной отсталостью предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения ими общего образования и профессионально-трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации и реабилитации. Региональный БУП для специальных (коррекционных) образовательных учреждений/классов VIII вида (для умственно отсталых детей) состоит из нескольких разделов: инвариантной (федеральный и национально- региональный компоненты) и вариативной частей(школьный или компонент образовательного учреждения). Реализация предметов базового и регионального компонентов для образовательного учреждения обязательна. При этом, в инвариантной части базисного плана указано минимальное количество учебных часов, отводимых на изучение соответствующих образовательных областей. Часы компонента образовательного учреждения могут использоваться для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов и др. Суммарная учебная нагрузка не должна превышать для школьника максимальный объем учебной нагрузки. В учреждениях может функционировать подготовительный (0) класс при наличии обучающихся с низким уровнем подготовленности к обучению даже в специальных условиях или обучающихся с диагнозом, требующим уточнения. В I-IV классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой. В V-IX классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность. Региональный БУП включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых обучающихся, специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия. В I-IX классах из традиционных обязательных учебных предметов изучаются: русский язык (чтение и письмо), математика, биология, история, география, изобразительное искусство, пение и музыка, осуществляется физическое воспитание, трудовое и профессионально- трудовое обучение. В V классе введено природоведение, в VIII-IX классах - обществознание. Черчение как учебный предмет, имеющий прикладной характер, включено в курс трудовой подготовки. В V-IX классах из курса математики один час отводится на изучение элементов геометрии. К коррекционным занятиям в младших (I-IV) классах относятся занятия по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, специальные занятия по ритмике, а в старших (V-IX) классах - социально-бытовая ориентировка (СБО). Специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные (индивидуальные и групповые) логопедические занятия (0- VII классы), ЛФК (0-IV классы) и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов (0-IV классы) для обучающихся с выраженными речевыми, двигательными или другими нарушениями. Коррекционные индивидуальные и групповые занятия по логопедии, ЛФК и развитию психомоторики и сенсорных процессов, логопедические занятия могут проводиться как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность составляет 15-25 мин. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений, а занятия ЛФК и в соответствии с медицинскими рекомендациями. Коррекционные занятия вынесены за пределы основной учебной нагрузки. Выделены часы на обязательные занятия по выбору, на факультативные, групповые и индивидуальные занятия. С V класса организуется трудовая практика по профилю обучения. Часы, отведенные на обязательные предметы школьного компонента и факультативные, групповые и индивидуальные занятия, могут быть использованы, по усмотрению учреждения, на занятия по логопедии, развитию речи, на такие предметы как элементы физики и химии в быту и на производстве, истории и культура родного края, на производительный труд по профилю трудового обучения, дополнительно на профессионально- трудовое обучение, изучение других предметов. Факультативные занятия проводятся с небольшими группами обучающихся для получения ими дополнительных жизненно необходимых знаний и умений, дающих возможность более широкого выбора профессии и свободной ориентировки в современном обществе и быту. При проведении факультативных занятий класс (группа) делится на две подгруппы. В учреждениях могут создаваться одногодичные (X), двухгодичные (X-XI), трехгодичные (Х-ХП) профессиональные классы или профессиональные курсы (I, I-II, I-III), что входит в компетенцию региона и учреждения. В классы могут направляться умственно отсталые подростки, которые в силу своих психофизических особенностей не смогут по окончанию девятилетней школы работать в условиях современного производства или продолжать образование в ПУ. Курсы могут функционировать как производственные для обучающихся, имеющих возможности овладения углубленной профессиональной подготовкой по тому профилю труда, под который есть социальный заказ и производственная база для трудоустройства выпускников. Для занятий по трудовому обучению обучающиеся V-IX и Х-ХII классов (I-III курсов) и СБО делятся на 2 подгруппы. Комплектование подгрупп осуществляется с учетом интеллектуальных, психофизических особенностей обучающихся и рекомендаций врача. Летняя трудовая практика в V-VII классах (в течение 10 дней), VIII классах (в течение 20 дней) по окончании учебного года или в том же объеме в течение года при продлении срока обучения проводится на базе школьных мастерских. В IX классах (в течение 20 дней), Х-ХII классах (I-IIIкурсах) в течение 30 дней по окончании учебного года - на базе промышленных предприятий или в учебно-производственных комплексах. По окончании IX класса обучающиеся сдают экзамен по трудовому обучению и получают документ установленного образца об окончании учреждения. Обучающиеся, поступающие в X профессиональный класс (на I курс) проходят собеседование или тестирование по общеобразовательным предметам (русский язык, чтение, математика) и профессионально- трудовому обучению. По окончании профессиональных классов (курсов) обучающиеся сдают экзамен по полученной профессии и получают квалификационный сертификат. Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливается в соответствии со сроками, действующими для всех общеобразовательных учреждений. Продолжительность урока в "подготовительном" классе составляет 30-35 мин. в течение всего учебного года; в 1 классе - 35 мин (Iчетверть), начиная со II четверти - 45 мин; во II-IX и X-XII классах (I-III курсах) - 45 мин. В "подготовительном" и первом классах, а также в течение 1 четверти 2 класса отметки учащимся не выставляются. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи). РегиональнымБУПом для специальных (коррекционных) образовательных учреждений/классов VIII вида предусматривается организация учебного процесса в режиме 5-дневной учебной недели для нулевых и первых классов и в режиме 6-дневной учебной недели - для II-IX классов. Для реализации I варианта регионального БУПа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений/классов VIII вида необходимо использовать в работе программы, разработанные под редакцией В. В. Воронковой, и перечень учебников, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год". УТВЕРЖДЕН приказом комитета образования Еврейской автономной области от _______________ № ______ Региональный базисный учебный план для специальных (коррекционных) образовательных учреждений/классов VIII вида на 2013-2014 учебный год (II вариант) -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | № | Образовател- | Образовательные | Количество часов в неделю, классы | | п/ | ьные | компоненты |--------------------------------------------------------------| | п | области | (учебные предметы) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | | | | | | | | | | | | | | (10) | (11) | (12) | |-----+--------------+------------------------------------------------------------+--------------------------------------------------------------| | | | | Федеральный компонент | |-----+--------------+------------------------------------------------------------+--------------------------------------------------------------| | 1. | Язык и речь | 1.1. Русский язык | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | - | - | | | |------------------------------------------------------------+---+----+----+----+---+---+----+----+----+------+------+------| | | | 1.2. Устная речь | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | - | - | - | - | - | - | - | | | |------------------------------------------------------------+---+----+----+----+---+---+----+----+----+------+------+------| | | | 1.3. Чтение | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | | | |------------------------------------------------------------+---+----+----+----+---+---+----+----+----+------+------+------| | | | 1.4. Деловое и творческое письмо и творчество (практикум) | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 3 | 3 | |-----+--------------+------------------------------------------------------------+---+----+----+----+---+---+----+----+----+------+------+------| | 2. | Математика | 2.1. Математика | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | - | - | | | |------------------------------------------------------------+---+----+----+----+---+---+----+----+----+------+------+------| | | | 2.2. Экономический | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 2 | 2 | | | | практикум | | | | | | | | | | | | | |-----+--------------+------------------------------------------------------------+---+----+----+----+---+---+----+----+----+------+------+------| | 3. | Общество- | 3.1. Мир истории | - | - | - | - | - | - | 2 | - | - | - | - | - | | | знание | (пропедевт.) | | | | | | | | | | | | | | | |------------------------------------------------------------+---+----+----+----+---+---+----+----+----+------+------+------| | | | 3.2. История | - | - | - | - | - | - | - | 2 | 2 | 2 | - | - | | | | Отечества | | | | | | | | | | | | | | | |------------------------------------------------------------+---+----+----+----+---+---+----+----+----+------+------+------| | | | 3.3. Этика | - | - | - | - | - | - | - | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | | | |------------------------------------------------------------+---+----+----+----+---+---+----+----+----+------+------+------| | | | 3.4. География | - | - | - | - | - | - | 2 | 2 | 2 | 2 | - | - | |-----+--------------+------------------------------------------------------------+---+----+----+----+---+---+----+----+----+------+------+------| | 4. | Естество- | 4.1. Живой мир | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | - | - | - | - | - | - | - | | | знание |------------------------------------------------------------+---+----+----+----+---+---+----+----+----+------+------+------| | | | 4.2. Природоведение | - | - | - | - | - | 2 | - | - | - | - | - | - | | | |------------------------------------------------------------+---+----+----+----+---+---+----+----+----+------+------+------| | | | 4.3. Естествознание | - | - | - | - | - | - | 2 | 2 | 2 | 2 | - | - | |-----+--------------+------------------------------------------------------------+---+----+----+----+---+---+----+----+----+------+------+------| | 5. | Искусство | 5.1. ИЗО | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | - | - | | | | | | | | | | | | | | | | | |-----+--------------+------------------------------------------------------------+---+----+----+----+---+---+----+----+----+------+------+------| | 6. | Технологии | 6.1. Занимательный | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | - | - | - | - | - | - | - | | | | труд | | | | | | | | | | | | | | | |------------------------------------------------------------+---+----+----+----+---+---+----+----+----+------+------+------| | | | 6.2. Домоводство | - | - | - | - | - | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |-----+--------------+------------------------------------------------------------+---+----+----+----+---+---+----+----+----+------+------+------| | 7. | Физическая | 7.1. Физкультура | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | - | - | - | - | - | - | - | | | культура | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |-----+--------------+------------------------------------------------------------+---+----+----+----+---+---+----+----+----+------+------+------| | 8. | Обеспечение | 8.1. ОБЖ | - | - | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | - | - | - | | | безопаснойж- | | | | | | | | | | | | | | | | изне- | | | | | | | | | | | | | | | | деятельности | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | | Региональный (национальный) компонент | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | Общество- | История и культура | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 2 | 2 | | | знание | родного края | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |-----+--------------+---------------------+---------------------------------------+----+----+----+----+-----+----+----+----+------+------+------| | | Естество- | Человек и его среда | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 2 | 2 | | | знание | (ОБЖ) | | | | | | | | | | | | | |-----+--------------+---------------------+---------------------------------------+----+----+----+----+-----+----+----+----+------+------+------| | | Искусство | ИЗО | - | - | - | - | - | - | 1 | - | - | - | - | - | | | |---------------------+---------------------------------------+----+----+----+----+-----+----+----+----+------+------+------| | | | Музыка, пение | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | - | - | - | - | - | | | | (танец) | | | | | | | | | | | | | |-----+--------------+---------------------+---------------------------------------+----+----+----+----+-----+----+----+----+------+------+------| | | Технологии | Профильный труд | - | - | - | - | - | 6 | 6 | 8 | 10 | 12 | 16 | 16 | |-----+--------------+---------------------+---------------------------------------+----+----+----+----+-----+----+----+----+------+------+------| | | Физкультура | Физкультура | - | - | - | - | - | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | | | (спортивная | | | | | | | | | | | | | | | | подготовка) | | | | | | | | | | | | | | |-----+------------------------------------+---------------------------------------+----+----+----+----+-----+----+----+----+------+------+------| | | ИНВАРИАНТ | 19 | 21 | 24 | 24 | 24 | 28 | 32 | 32 | 34 | 35 | 35 | 35 | | | | | | | | | | | | | | | | |-----+------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | | | | Школьный компонент | |-----+------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | Коррекцион- | Всего часов | 2 | - | 2 | 2 | 2 | 4 | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | | | ные | | | | | | | | | | | | | | | | технологии |---------------------+---------------------------------------+----+----+----+----+-----+----+----+----+------+------+------| | | | * ЛФК | | | | | | | | | | | | | | | |---------------------+---------------------------------------+----+----+----+----+-----+----+----+----+------+------+------| | | | ** Ритмика | | | | | | | | | | | | | | | |---------------------+---------------------------------------+----+----+----+----+-----+----+----+----+------+------+------| | | | *** | | | | | | | | | | | | | | | | Логопедическая | | | | | | | | | | | | | | | | коррекция | | | | | | | | | | | | | | | |---------------------+---------------------------------------+----+----+----+----+-----+----+----+----+------+------+------| | | | **** Игра, | | | | | | | | | | | | | | | | игротерапия | | | | | | | | | | | | | | | |---------------------+---------------------------------------+----+----+----+----+-----+----+----+----+------+------+------| | | | ***** | | | | | | | | | | | | | | | | Психологический | | | | | | | | | | | | | | | | практикум | | | | | | | | | | | | | | | |---------------------+---------------------------------------+----+----+----+----+-----+----+----+----+------+------+------| | | | ****** | | | | | | | | | | | | | | | | Факультати | | | | | | | | | | | | | | | | вы, групповые, | | | | | | | | | | | | | | | | индивидуальные | | | | | | | | | | | | | | | | занятия | | | | | | | | | | | | | |-----+------------------------------------+---------------------------------------+----+----+----+----+-----+----+----+----+------+------+------| | | Максимально допустимое | 21 | 21 | 26 | 26 | 26 | 32 | 33 | 35 | 36 | 36 | 36 | 36 | | | количество часов | | | | | | | | | | | | | |-----+------------------------------------+---------------------------------------+----+----+----+----+-----+----+----+----+------+------+------| | | Трудовая практика (в днях) | - | - | - | - | - | - | 6 | 10 | 12 | 12 | 14 | 14 | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Коррекционные технологии вынесены за пределы основной учебной нагрузки и составляют на одного обучающегося или группу 15-25 минут учебного времени, в том числе на класс: ------------------------------------------------------------------------- | | * ЛФК | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | - | - | - | |--+--------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---| | | ** Ритмика | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | - | - | - | |--+--------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---| | | *** Логопедическая | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | - | - | - | - | - | | | коррекция | | | | | | | | | | | | | |--+--------------------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---| | | **** Игра, | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | - | - | - | | | игротерапия | | | | | | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------- Пояснительная записка к региональному базисному учебному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений/классов VIII вида (II вариант) на 2013-2014 учебный год Региональный базисный учебный план (далее ( региональный БУП) для специальных (коррекционных) образовательных учреждений/классов VIII вида является нормативным документом, регламентирующим максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, определяющим распределение учебного времени, отводимого на освоение различных образовательных областей, введение коррекционных курсов. Настоящий региональный БУП является документом, на основе которого образовательное учреждение, реализующее специальные (коррекционные) образовательные программы начального общего и основного общего образования, самостоятельно разрабатывает и утверждает собственный учебный план. Региональный БУП определяет основные образовательные направления, перечень учебных предметов, их распределение по годам обучения с учетом специфики обучения умственно отсталых обучающихся и максимально допустимой нагрузки. При шестидневной рабочей неделе (II-XII) классы рекомендуется предусмотреть перераспределение часов из областей: "Искусство", "Технологии", "Физкультура" и др. так, чтобы 6-ой учебный день максимально выполнял задачи оздоровления, закрепления творческих и трудовых умений, организацию учебных экскурсий, других видов деятельности обучающихся. Региональный БУП состоит из 3-х частей: федеральной, региональной, школьной составляющих. В федеральную (инвариантную) часть включены образовательные области и соответствующие им учебные предметы, наиболее важные для развития и коррекции познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью от младшего школьного возраста (0-IVкл.) до юношеского (X-XI (XIIкл.) В этой части особое внимание уделяется развитию связной устной и письменной речи, усвоению элементарных основ математики, предметов из естествоведческого и обществоведческого циклов. В региональной части наряду с предметами, отражающими специфику региона РФ в части истории, искусства, физического воспитания и др., большой объем часов (74 ч.) заложен на профильный труд, который по направленности содержания следует разрабатывать на основе местных ресурсов, перспектив самостоятельной жизнедеятельности выпускников учреждения. В школьном компоненте представлены коррекционные технологии, обязательные для преодоления (сглаживания) специфических нарушений у обучающихся: ЛФК, ритмика, логопедическая коррекция и др. Специфика интеллектуального и личностного недоразвития обучающихся требует направленной коррекции не только учебной деятельности, не менее важно развитие коммуникативных умений, навыков содержательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, регуляции эмоциональных, нравственно-поведенческих и других свойств психики. В этой части рекомендуются "Игра и игротерапия" (младшие классы), "Психологический практикум" (с 7 класса и далее), а также факультативы, индивидуальные, групповые занятия, содержание которых разрабатывается педагогическим коллективом при участии психолога, социального педагога, других специалистов. Начальная школа включает пропедевтико - диагностический период (0 класс), I-IV классы. Основная школа (V-IXкл.) получает возможность дальнейшего пролонгированного обучения с усилением социокультурной и трудовой подготовки обучающихся в X-XIIкл. Переход от IX-го к XII-му классу может осуществляться поэтапно, имея в виду, что часть обучающихся по желанию родителей (лиц, их заменяющих) может завершить обучение после IX, X, XI классов в соответствии с действующим Положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении. Обучающиеся, лишенные попечения родителей (лиц, их заменяющих), получают возможность обучаться в течение 10-12 лет в целях их социальной защиты и поддержки. Специфические особенности, характерные для обучающихся с умственной отсталостью, стали основанием для введения в учебный план новых предметов, направленных на усиление коррекционного воздействия на личностное развитие обучающихся: "Устная (разговорная) речь" (0- IVкл.), "Живой мир" (0-IVкл.), "Природоведение" (Vкл.), "Мир истории" (VIкл.), "Домоводство" (V - XI(XII) кл.), "Деловое и творческое письмо" (X(XI) - XI(XII) кл.), "Экономический практикум" (X(XI) - XI(XII) кл.), "Этика" (VII - XI(XII) кл.). Каждая образовательная область учебного плана реализуется системой предметов, неразрывных по своему содержанию и преемственно продолжающихся от начальной до старшей школы, например: "Живой мир" (0-IVкл.), "Природоведение" (Vкл.), "Естествознание" (VI-IXкл.), "География" (VI-IXкл.), "Человек и его среда (X(XI)-XI(XII) кл.) Такой же принцип действует между предметами из области "Технологии" и "Искусство", "Язык и речь", "Математика", что позволяет практически осуществлять системную, комплексную работу по развитию умственно отсталого обучающегося средствами образования с учетом его возрастной динамики. Содержание образования, резерв учебного времени за счет пропедевтического периода и X-XII классов создают необходимые условия для индивидуализации образовательного процесса, прогнозирования и поддержки социального развития каждого обучающегося. Региональный БУП позволяет широко использовать инновации в виде авторских программ, разработанных с учетом региональной специфики, внедрение новых организационных форм обучения в старших классах: деловые игры, практикумы, уроки-экскурсии, интегрированные уроки и др. Первая ступень образования - начальная школа (0-IVкл.) В сравнении с проектами учебных планов для общеобразовательной школы план начальной школы VIII вида представлен пятилетним сроком обучения, так как он начинается с пропедевтического этапа (0 класс), который необходим для обучающихся, не прошедших организованного дошкольного обучения, а также для обучающихся с выраженным психическим недоразвитием. Вместе с тем, пропедевтический период следует рассматривать как подвижную структуру, основная задача которой заключается в изучении возможностей умственно отсталых детей к обучению, в проверке соответствия психолого-педагогического заключения уровню интеллектуального развития конкретного обучающегося. Это дает право учреждению перевести того или иного ученика в течение года (четверти) в 1 класс, или вывести из состава обучающихся учреждения, если ПМПК допущена ошибка в диагностике умственной отсталости, что требует дополнительного обследования с сопутствующей характеристикой из учреждения, раскрывающей разнообразные стороны психической деятельности обучающегося. Подготовительный класс создает необходимые условия для подготовки основной группы обучающихся к дальнейшему обучению по программам I-IV классов, для выявления их индивидуальных психофизических особенностей, разработки возможных программ психолого-педагогической поддержки глубоко умственно отсталых обучающихся, для которых после пропедевтического этапа может быть скомплектован отдельный класс с адекватными программами воспитания и обучения, учитывающими индивидуальные особенности каждого обучающегося. Учреждению следует опираться не столько на принципы дидактических требований к обучению глубоко умственно отсталого обучающегося грамоте, счету и другим предметам (его продвижение по этому пути весьма затруднено), а создавать оптимальные условия для развития коммуникативных и социальных навыков: речь, игра, самообслуживание, нормы социального поведения, доступные виды труда и др. Основными задачами начального обучения в 0-IVкл. являются: - формирование основ учебной деятельности, элементарного усвоения образовательных областей "Язык и речь", "Математика" и других в соответствии с психофизическими возможностями обучающегося; - реализация коррекционных мероприятий по физическому и психическому оздоровлению обучающихся, устранение или сглаживание специфических, индивидуальных нарушений в доступных видах деятельности. Этап начального обучения может начинаться с I-го класса, так как для отдельных групп обучающихся 0 класс не обязателен. Согласно Типовому положению о специальном (коррекционном) образовательном учреждении, в I-III классы могут направляться дети (с согласия родителей и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии) из дошкольных учреждении, из I-III классов общеобразовательной школы, если выявлено психическое недоразвитие (умственная отсталость). В соответствии с Законом РФ "Об образовании" дети с нарушениями интеллекта имеют право на образовательные услуги в условиях общеобразовательной школы (специальные классы интегрированного обучения и др.), если для этого созданы надлежащие условия. Вторая ступень образования - основная школа (V-IX (X) классы) является продолжением начальной школы, но в отличие от нее расширяет и углубляет понятийную и практическую основу образовательных областей, закрепляет навыки самостоятельной учебной деятельности, завершает подготовку по общеобразовательным предметам в соответствии с индивидуальными показаниями учебных возможностей обучающихся специального (коррекционного) учреждения. Особое внимание на второй ступени уделяется новому виду деятельности - трудовому обучению, оно начинается с пропедевтического периода в V классе и на последующих годах преобразуется в доступный обучающимся профильный (полипрофильный) труд. Трудовое обучение - важная составляющая часть всего учебно-воспитательного процесса, поэтому обучение умственно отсталых детей разнообразным профилям труда необходимо рассматривать в неразрывной связи с общеобразовательной подготовкой, стратегией жизнедеятельности выпускников, их дальнейшей самостоятельной жизни, с учетом ресурсных возможностей региона, ближайшего социального окружения обучающихся. Трудовая подготовка представлена в региональной части учебного плана, что дает возможность учреждению изучать перспективы дальнейшего трудоустройства обучающихся и в соответствии с ними разрабатывать учебные программы, создавать необходимую методическую и материально-производственную базу. К региональной части на этой ступени отнесены образовательные области "Искусство" (музыка, пение (танец), ИЗО (VIкл.), "Физкультура", что дает возможность учреждению максимально использовать традиции и культуру (этнокультуру) региона. Образовательная область "Физкультура", также как и в начальной школе, должна быть направлена на коррекцию психофизического развития обучающихся, выполнять общеразвивающую функцию, включать (для основной группы обучающихся) элементы спортивной подготовки и национальных видов спорта. Федеральный компонент включает "Язык и речь", "Математику", "Обществознание", "Естествознание", "Технологии". Образовательная область "Язык и речь" представлена в V - IX (X) кл. предметами "Русский язык" и "Чтение". Содержание обучения русскому языку строится на новых принципах коммуникативного подхода, который в отличие от орфографического, направлен на развитие контекстной устной и письменной речи, где орфография обеспечивает самостоятельное связное высказывание в его устной или письменной форме. Коммуникативный подход в большей мере соответствует специфическим особенностям интеллектуальной деятельности умственно отсталых обучающихся, которым трудно освоить логику построения языка на основе анализа, запоминания и воспроизведения грамматических правил и категорий. Изучение языка в контексте монологической, диалогической и других видов речи, расширение разговорной, литературной, деловой, книжной (научной) лексики на уроках русского языка и чтения позволяет преодолеть характерный для обучающихся речевой негативизм, стереотипность, бедность оборотов речи, приблизить обучающихся к знаниям о культуре, истории, к освоению нравственных норм социального поведения на образцах доступных литературных жанров. Образовательная область "Математика" представлена элементарной математикой и в ее структуре - геометрическими понятиями. Математика имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно важных умений обучающихся по ведению домашнего хозяйства, их деятельности в доступных профилях (профессиях) по труду. Математика вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи умственно отсталых детей, значительно продвигает большую часть обучающихся на пути освоения ими элементов логического мышления. Математические знания реализуются и при изучении других дисциплин учебного плана: домоводства, истории, географии, естествознания, физкультуры, ИЗО и др. Образовательная область "Обществознание" включает в себя учебные предметы: "Мир истории", "История Отечества", "Этика", "География". "Мир истории" - пропедевтический курс в VI классе, он позволяет уточнить и обобщить имеющиеся у обучающихся представления о себе, ближайшем социальном окружении, их понимании социальных и общественных явлений, возникающих как глобальные события в истории. Введение пропедевтического периода связано с тем, что умственно отсталым обучающимся трудно осваивать исторические факты, события в их временной ретроспективе, для этого необходимо уточнение имеющихся знаний, формирование предпонятий и понятий об истории, ее источниках, средствах изучения, путях эволюции человеческого общества в материальной и духовной среде. "История Отечества" преемственно продолжает "Мир истории", формирует систему знаний о самых значительных исторических событиях в становлении и развитии основ Российской государственности с древнейших времен до новейшей истории. Нарушение сложных форм познавательной деятельности при умственной отсталости (анализ, классификация, обобщение, мысленное планирование) не позволяют выстраивать курс истории на основе развернутых хронологических сведений, поэтому он представлен на наиболее ярких ключевых событиях эволюции России как государства, явлениях, обогащавших науку, производство, культуру, общественный уклад. Принцип социокультурного развития средствами истории способствует воспитанию гражданских, патриотических чувств, широкому использованию примеров из истории региона, формированию простейших обществоведческих представлений о религиях, видах и структуре государственной власти, морали, этике, правовых устоях, культурных достижениях общества и др. "География" - элементарный курс физической географии России и зарубежья, позволяющий на основе межпредметных связей сформировать доступные представления о физической, социально-экономической географии, ее природных и климатических ресурсах, влияющих на образ жизни, культуру, хозяйственную деятельность человека на Земле. Особое место в курсе географии отводится изучению родного края, природоохранной деятельности, что существенно дополняет систему воспитательной работы по гражданскому, нравственно-этическому воспитанию. "Этика" - учебный предмет (VII-IX(X) кл.), направленный на формирование нравственного самосознания обучающихся среднего и старшего подросткового возраста, развитие у умственно отсталых школьников навыков социального поведения в ближайшем окружении, в семье, со сверстниками, старшими, в досуговой деятельности и др. Содержание предмета имеет практическую направленность, где в ходе обсуждений и анализа нравственных категорий и понятий (товарищество, совесть, честь, дружба, любовь, трудолюбие и др.), их проявлений и искажений в человеческих отношениях умственно отсталые школьники учатся дифференцировать приемлемые и отвергаемые обществом формы социального поведения человека. Предмет предполагает широкое использование новых форм организации учебного процесса: беседы, диспуты, ролевые игры, интегрированные уроки и др. Образовательная область "Естествознание" реализуется предметами "Природоведение" (Vкл.) и "Естествознание" с соответствующими разделами: "Растения", "Животные", "Человек" (VI-IXкл.). Естественнонаучное образование обучающихся с умственной отсталостью строится на основе психологических особенностей восприятия и анализа окружающего мира. Основной коррекционной задачей является преодоление инертности психических функций, расширение представлений о многообразии форм жизни окружающей среды. Как и все другие предметы учебного плана, естествоведческие знания помогают осмыслению единства свойств живой и неживой природы, формируют у обучающихся практические навыки взаимодействия с объектами природы, ее явлениями. "Естествознание" тесно связано с "Домоводством" и различными профилями трудового обучения. Раздел "Человек" позволяет изучить не только строение и функции органов человека, но, прежде всего, рассмотреть вопросы профилактики различных заболеваний, в т. ч. наркомании, алкоголизма, ВИЧ инфекции, венерических и др. заболеваний, характерных для социальной жизни современного общества. Знания о социальной сущности человека уточняют и дополняют представления обучающихся о себе как о живом организме, помогают ориентироваться в сложных межролевых и межполовых отношениях, возникающих между людьми, что особенно важно для самостоятельной жизни после окончания школы. Образовательная область "Технологии" в части федерального компонента учебного плана включает "Домоводство" (V-XI (XII) кл.). "Домоводство" в большей степени соответствует задачам трудового обучения и социального воспитания, позволяет поэтапно, с V по XI (XII) классы формировать навыки по ведению домашнего хозяйства во всех его компонентах, заложить основы экономического хозяйствования в семье, а также комплекс прикладных умений: стирка, глажение, ремонт, кулинария, уход за больными и многое др. Данный предмет особенно важен для обучающихся, лишенных родительской опеки, не имеющих опыта жизни в семье, что переводит "Домоводство" не столько в учебную область, сколько в социальную сферу жизненной компетенции развивающейся личности. "Домоводство", как и другие предметы учебного плана, содержательно интегрируется с профилями труда, природоведением, географией, историей, а далее, в X - XI (XII) кл., с экономическим практикумом. При проведении занятий по трудовому обучению и домоводству в V-IX (Х-ХI(XII) классах допускается деление класса на 2 подгруппы. Комплектование подгрупп осуществляется с учетом интеллектуальных, психофизических особенностей обучающихся и рекомендаций врача. Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливается в соответствии со сроками, действующими для всех общеобразовательных учреждений. Продолжительность урока в "подготовительном" классе 30-35 мин. в течение всего учебного года; в 1 классе - 35 мин (I четверть), начиная со II четверти - 45 мин; во II-IX и X-XII классах (I-III курсах) - 45 мин. В "подготовительном" и первом классах, а также в течение 1 четверти 2 класса отметки учащимся не выставляются. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи). Региональным базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений/классов VIII вида предусматривается организация учебного процесса в режиме 5-дневной учебной недели для нулевых и первых классов и в режиме 6-дневной учебной недели - для II- IX классов. Для реализации II варианта регионального базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений/классов VIII вида необходимо использовать в работе программы, разработанные под редакцией И. М. Бгажноковой, и перечень учебников, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год". Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|