Расширенный поиск
Постановление Правительства Еврейской автономной области от 24.02.1998 № 15ПРАВИТЕЛЬСТВО ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24 февраля 1998 г. № 15 О Программе по охране, воспроизводству и устойчивому использованию охотничьих ресурсов области В соответствии с Федеральным законом "О животном мире", в целях формирования устойчивого использования объектов животного мира и поддержания экологически оптимальной численности охотничьих животных на территории области, Правительство области - ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить областную программу по охране, воспроизводству и устойчивому использованию охотничьих ресурсов в Еврейской автономной области на 1998-2000 годы. 2. Финансовому управлению Правительства области (Воропаев) при составлении консолидированного бюджета на 1998 год предусмотреть финансовое обеспечение мероприятий программы. 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства области А.С. Кияшко. Председатель Правительства области Н.М. Волков УТВЕРЖДЕНА Постановление Правительства Еврейской автономной области от 24.02.98 N 15 ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА по охране, воспроизводству и устойчивому использованию охотничьих ресурсов в Еврейской автономной области на 1998-2000 годы ПАСПОРТ областной программы по охране, воспроизводству и устойчивому использованию охотничьих ресурсов в Еврейской автономной области на 1998-2000 годы Основание для разработки Программы- Федеральные Законы "О животном мире", "Об особо охраняемых природных территориях" Заказчик Программы- Правительство Еврейской автономной области Основной разработчик Программы- Управление охотничьего хозяйства ЕАО Цель Программы- Устойчивое использование объектов животного мира и поддержание экологически оптимальной численности охотничьих животных на территории области Исполнители Программы- Областной комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов, управление охотничьего хозяйства ЕАО, управление лесами ЕАО, госпромхоз "Облученский", государственная рыбная инспекция по ЕАО, областное общество охотников и рыболовов, военное общество охотников Сроки реализации Программы- 1998-2000 годы Источники финансирования- Средства федерального бюджета: в 1998 г. 477 млн. руб., в 1999 г. 513 млн. руб., в 2000 г. 540 млн. руб.. Средства областного бюджета: в 1998 г. 84 млн. руб., в 1999 г. 90 млн. руб., в 2000 г. 95 млн. руб.. Средства областного бюджета (за счет дотаций) в 1998 г. 495,5 млн. руб., в 1999 г. 550 млн. руб., в 2000 г. 585 млн. руб.. Ожидаемые результаты Программы - Обеспечение надежной охраны охотничьих ресурсов и среды их обитания; достижение оптимальной пространственной и половозрастной структуры популяции охотничьих животных и повышение их продуктивности; достижение и восстановление оптимальной емкости охотничьих угодий; создание правовых, экономических и социальных условий для успешного ведения охотничьего хозяйства Контроль за исполнением Правительство Еврейской автономной Программы - области, областной комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов, управление охотничьего хозяйства ЕАО Введение В настоящей Программе на основе всестороннего анализа современного состояния охотничьего хозяйства разработан план меропритий по устойчивому использованию, охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания на территории области. 1. Структура охотничьего хозяйства области и организация территории охотничьих угодий. Площадь охотничьих угодий области равна 3.597,8 га, что составляет 97,8 % от общей. Несмотря на значительные перемены в экономической ситуации, структура охотничьего хозяйства области не изменилась. Основными охотпользователями являются три организации. Это госпромхоз "Облученский", занимающий территорию в 1621 тыс.га., областное общество охотников и рыболовов, с площадью в 1553,6 тыс.га и военно- охотничье хозяйство "Ларгинское" площадью 50 тыс. га. Госпромхоз "Облученский" - промысловое охотничье хозяйство, которое ориентировано в первую очередь на промысловую заготовку пушнины, мяса диких животных, а также лектехсырья, деловой древесины, ресурсов дикорастущих (ягод, грибов, папоротника и пр.) Хозяйство имеет четыре производственных участка. В последние годы предприятие испытывает серьезные экономические трудности. Наряду с объективными причинами - развал хозяйственных связей и рынка сбыта, резкое увеличение цен на энергоносители, что привело к высокой себестоимости продукции, ее неконкурентноспособности, имеются и субъективные. В первую очередь это связано с неспособностью руководителей работать в другой экономической ситуации. Отношение к природопользованию осталось прежним, т.е. ценится умение побольше извлечь из охотугодий ничего не давая взамен. Очень остро стоит вопрос об охране охотугодий. В 1995 г. по Облученскому району вскрыто 33 нарушения правил охоты, в 1996 г. - 30, за три квартала 1997 г. - 50, работниками же госпромхоза не вскрыто ни одного. Налицо полное самоустранение от охраны своих охотугодий. Как следствие этого, началось снижение заготовок диких животных. Так, начиная с 1988 г. заготовки упали по соболю с 532 до 204 шт., по выдре с 11 до 1, по лосю с 25 до 10, по кабану с 94 до 37. В 1996-1997 г.г. данное хозяйство имело следующие затраты на охранные и биотехнические мероприятия : - учетные работы, патрулирование - 2800 т. р. - з/п егерей - 1163,0 тыс. руб. - посолка солонцов - 500,0 тыс. руб. Затраты составили 2,7 тыс. руб. на 1000 га. закрепленных угодий. При том что прибыль от реализации пушнины и мяса диких животных составила 53.022,9 тыс.руб Областное ООиР - спортивное охотничье хозяйство, располагающееся на территории всех районов области, три из которых занимает полностью, состоит из тринадцати приписных охотничьих хозяйств. Имеет в своем составе 5700 членов. Тенденция к сокращению заготовки пушнины в связи с падением спроса, имеется и здесь. Заготовки в 1996 г. по сравнению с 1990 г. сократились по соболю с 14 до 1, по лисице с 139 до 36, по колонку с 675 до 169, по белке с 1018 до 123, по еноту с 295 до 62, выдры, норки, ондатры и рыси в 1996 г. вообще не поступило в заготовки, тогда как в 1990 г. заготовлено было 5;49;1200;2 соответственно. Заготовка мяса в последние годы не производится. Общество охотников от охотхозяйственной деятельности имело в 1996 г. доход 117.775 тыс. руб. Затраты на биотехнические мероприятия составили 2.191 тыс. руб., что в пересчете на 1 тыс. га. охотугодий составляет 700 руб. На охрану истрачено 19.851 тыс. руб. в виде зарплаты 6 штатным егерям, которыми за 1996 г. было вскрыто 17 нарушений правил охоты (всем персоналом ООиР вскрыто 27 нарушений). За этот же период работниками госохотнадзора на территории 9 приписных хозяйств ( из 13 ) вскрыто 308 нарушений правил охоты. Кроме этого 5.063 тыс. руб. истрачено на проведение учетных работ и 5.700 тыс. руб. на охрану (имеются в виду затраты на ГСМ и командировочные). Трудоучастие членов ООиР в проведение биотехнических работ контролирующим органом не заверены и цифра, указанная в годовом отчете - 2400 чел./дн. очень абстрактна. Формально все угодья ООиР закреплены за отдельными охотколлективами. На самом же деле все это существует только на бумаге. Любой охотник приобретает лицензию или путевку в то хозяйство, в котором наиболее лучшие угодья. Это было бы оправдано в том случае, если бы финансовые ресурсы пропорционально направлялись на воспроизводство и охрану. Но так, как данные мероприятия практически не выполняются, продуктивные угодья испытывают все увеличивающийся пресс охоты, ничего не получая взамен. Рядовой охотник, имеющий возможность охотиться на территории всей области, не заинтересован в развитии и правильном охотоведении в конкретном хозяйстве. Руководство ООиР идет по пути привлечения в свои члены все большего количества охотников, преследуя финансовый интерес (членские вступительные взносы, плата за путевки). Состояние ресурсов охотничьих животных их не тревожит. Хотя при подобном подходе возможна ситуация, когда количество членов ООиР сократится само по себе из - за отсутствия дичи в угодьях. На данном фоне совсем по иному смотрится военно-охотничье хозяйство "Ларгинское". Имея площадь в 50 тыс.га. и одного штатного егеря данное хозяйство очень перспективно проводит работу по охране и воспроизводству ресурсов диких животных, хотя и испытывает те же финансовые трудности, что и остальные хозяйства. Одним егерем данного хозяйства было вскрыто в 1997 г. 29 нарушений правил охоты (всем штатным персоналом областного ООиР из 6 егерей и охотоведа вскрыто 27 нарушений) Биотехническая работа проводится в полном объеме (солонцы, подкормки, кормовые поля, галечники и порхалища). Соответственно и численность охотничьих животных стабильна. 2. Ресурсы охотничьих животных и их освоение. Для Еврейской автономной области характерно видовое разнообразие охотничьих зверей и птиц. Наиболее богата ими зона кедрово- широколиственных и широколиственных лесов. Ниже дается краткий повидовой анализ изменения численности и освоения основных видов зверей и птиц, прогноз этих показателей. БЕЛКА В настоящее время основные ресурсы грызуна (70-80%) сосредоточены в зоне кедрово-широколиственных лесов. В остальных угодьях, из-за их низкой кормовой емкости и слабых гнездовых и защитных условий, ресурсы вида не велики. Кроме того, здесь очень заметно отрицательное влияние на популяцию белки хищников. Среднегодовая численность по пятилетиям в области составила 39,1 - 36,7 тыс. особей. Популяция белки находится в устойчивом состоянии, хотя испытывает значительные колебания численности по годам. Ресурсы позволяют заготавливать 18,0-20,0 тыс. шкурок. Фактический размер заготовок в 1987 - 1990 г.г. составил - 8992 шкурок, а в 1991 - 1995 г.г. - 8355 шкурок, практически объем заготовок не изменился, хотя освоение ресурсов составляет 45 %.С развитием рыночных отношений снизился интерес к добыче белки в местах с низкой плотностью грызуна. произошел отток любителей от этого вида охоты, а также оседание шкурок у населения. Прогнозная ситуация с ресурсами белки на ближайшее время оптимистическая. Расчетная численность грызуна и возможная ее добыча по области показаны в таблице 1. Действительный уровень заготовок ожидается ниже среднего. Он будет зависеть от материальной заинтересованности охотников и закупочной цены на пушнину. ВОЛК. Ресурсы волка в области по сравнению с 80-ми годами увеличились примерно в 1,7 раза, что связано в первую очередь с ослаблением борьбы с этим хищником. Если раньше ежегодно производился отстрел волков с вертолета, их также активно уничтожали с помощью ядохимикатов, то на рубеже 80-90 г.г. данная работа снизилась по ряду экономических причин. Урон, наносимый волками охотничьему хозяйству значителен. Лишь к 1996 г. удалось несколько снизить численность волка в области. Этому способствовало активное применение ядов при уничтожении волка, а также эффективная система материального стимулирования охотников, хотя в последнее время по ряду причин материального поощрения не производится, что отрицательно скажется на борьбе с волками. В предстоящее время численность хищника, вероятно, сохранится на прежнем уровне. Необходимо постоянно контролировать его численность, не допуская повторения ситуации начала 90-ых годов. ВЫДРА Численность выдры в последнее время достаточно стабильна и оценивается в 460-530 голов. Распределение ее ресурсов в области зависит от географического положения местности, кормовой емкости рек, интенсивности охоты и ряда других причин. Шкуры выдры в заготовки всегда поступали в небольшом количестве. В 90-ых годах среднегодовой размер добычи намного выше. Сейчас 90-95% добытых выдр остается в личном пользовании охотников и реализуется самостоятельно. Возможный размер добычи по пятилетиям оценивается в 64-55 особей. Вероятно фактическое изъятие и определяется в этих пределах. ЕНОТОВИДНАЯ СОБАКА В 90-х годах численность енотовидной собаки по сравнению с второй половиной 80-х г.г. несколько увеличилась с 850 до 1100 особей. Действительная численность, вероятно, еще выше, т.к. в феврале (период проведения учетных работ) активность енотовидной собаки низкая, что отражается при подсчете. Пресс охоты на этот вид в настоящее время снизился из-за низкой закупочной цены на шкурку. Отрицательное влияние оказывают осенне-весенние палы, а также вспышки инфекционных заболеваний. Реальные объемы заготовок прогнозируются в 400-500 шт. ЗАЯЦ МАНЬЧЖУРСКИЙ Колебания его численности весьма значительны и могут достигать кратных величин. Специально охота на зайца в ЕАО охотниками не практикуется. Добывается попутно. Ресурсы грызуна позволяют добывать до 4000- 5000 штук ежегодно. КОЛОНОК Высокая численность колонка в области отмечалась в 80-х годах. Заготовки его шкурок изменялись в пределах от 2000 до 3500 штук На объемы заготовок в последние годы очень значительно повлияла существующая ценовая политика. Возникли трудности с реализацией шкурок колонка, что привело к ослаблению охоты на него. Конкретный объем заготовок будет зависеть от экономической заинтересованности. ЛИСИЦА К середине 80-х годов численность в области составляла 900-1000 особей. Затем в следствии ухудшения условий обитания, болезней и локального переотлова, она несколько уменьшилась. В заготовки попадает небольшое количество от расчетной возможной его добычи как раньше, так и сейчас. Добывается же реально, видимо, в несколько раз больше. В прогнозируемом пятилетии причин для сокращения ресурсов нет. БУРЫЙ МЕДВЕДЬ Практически заселяет всю территорию области. В 80-х годах численность медведя действительно была высокой. Этому способствовал ряд условий. Была введена лицензионная система отстрела и установлен короткий срок охоты на него. Однако в конце 80-х, начале 90-х годов из- за повышенного спроса на желчь резко усилился пресс охоты на медведя. К настоящему времени ажиотаж несколько спал. Современные ресурсы зверя составляют 700-850 шт. Ежегодно в области отстреливается официально 20- 30 голов, действительная же добыча составляет видимо 60-80 и до 200 голов. Интерес к добыче медведя и более полному освоению его ресурсов можно поднять с развитием иностранного туризма. Поголовье медведя достаточно стабильное и популяция сохранить свою численность в этих пределах на ближайшие будущее. НОРКА Численность норки в области составляет по пятилетиям в среднем 1250-1450 голов. Популяция зверька находится в депрессии. Причины этого не совсем ясны. Известно, что повсеместно стали встречаться белопухие особи, линейные размеры и вес зверьков заметно снизился. В настоящее время численность норки стабилизировалась на низком уровне и выхода из депрессии пока не видно. Добыча норки продолжается достаточно интенсивно, но сбыт шкурок затруднен, т. к. на экспорт они сейчас не идут. Прогнозная ситуация по ресурсам останется напряженной. Видимо численность будет находится на низком уровне даже и в том случае, если пресс охоты на нее ослабнет. В изменениях ресурсов, вероятно, играют роль какие-то внутрипопуляционные механизмы, которые еще слабо изучены. ОНДАТРА Сведения о численности ондатры очень скудны. В абсолютном большинстве они носят характер экспертной оценки. Состояние популяции оценивается сейчас в 10 тыс. голов. Сейчас ресурсы ондатры эксплуатируются умеренно. Состояние популяции находится в слабой депрессии. Резкой активизации добычи в ближайшее время также не ожидается. РЫСЬ Состояние популяции устойчивое, численность колеблется в пределах 800 особей. В заготовки поступает 5 шкурок, что примерно составляет 20% от действительной добычи. На прогнозный период ресурсы рыси, вероятно, будут устойчивыми. Состояние популяции в первую очередь определяется наличием кормовых ресурсов, их обилием и устойчивостью. СОБОЛЬ Наиболее ценный пушной вид, распространен в угодьях горно- таежной тайги в основном Облученского и Октябрьского районов. В 80-х годах добыча соболя колебалась в пределах 600-650 голов. В начале 90- ых произошел резкий спад до 350 голов. За популяцией соболя необходимо постоянно вести мониторинг. Если численность зверька будет продолжать сохранять тенденцию к сокращению, то придется вводить частные ограничения его добычи, вплоть до полного запрета. В настоящее время численность колеблется в пределах 3,2 тыс. особей. ИЗЮБР Анализ учетных материалов показывает устойчивое состояние популяции изюбра на территории области, в среднем она составляет 4,2 - 4,3 тыс. голов. Средне-расчетная добыча составляет 400 - 450 голов, что вероятно соответствует фактической. Официальная же добыча составляет 100 - 120 голов. В ближайшее время поголовье изюбра видимо значительных изменений не претерпит. Сохранению вида способствует наличие природоохранных территорий (заказников), а также постоянная борьба с волками. Росту численности препятствует пресс браконьерской охоты. КАБАН В настоящее время популяция кабана находится в депрессии. Говорить о катастрофическом состоянии рано, но если существующие тенденции к сокращению численности сохраняется, то возникает необходимость введения полного запрета на охоту. Этот вид очень зависит от состояния кормовой базы и климатических условий (наличие и высота снежного покрова). При правильно поставленной биотехнической работе наряду с эффективной охраной имеются большие возможности для увеличения численности кабана. ]тот вид очень популярен среди охотников области. Охота на него традиционна. Численность кабана и фактический размер заготовок отражены в приложении. КАБАРГА Численность популяции кабарги в области устойчивая. Данный вид заселяет практические все пригодные угодья, но нигде не имеет высокой концентрации. Добывается попутно. В последние годы официальной добычи нет, т.к. упал спрос на "струю" кабарги. Фактическая добыча составляет примерно 40-60 голов. Прогнозная ситуация популяции кабарги стабильная. КОСУЛЯ Численность косули с конца 80-ых годов имеет устойчивую тенденцию к сокращению. Этому способствует ряд факторов. Наиболее существенным является сильный пресс браконьерской охоты. Данные учетных работ совпадают по времени с приходом в область кочевых популяций, которые и дают повышенную численность порядка 4000 - 4500 голов. Неблагоприятные погодные условия зимы 1996-1997 г.г. еще более ухудшают состояние популяции косули. ЛОСЬ Численность лося сокращается в области. Особенно наглядно это проявилось в Смидовичском, Биробиджанском и Ленинском районах. В настоящее время численность лося в этих районах ограничивается отдельными особями. Более благоприятная ситуация сохраняется в Облученском и Октябрьском районах, где слабая доступность угодий препятствует интенсивной охоте. Современное состояние популяции лося оценивается в 1500 голов. В ближайшее время численность его будет сокращаться. Росту численности препятствует браконьерская охота, особенно в летнее время. РЯБЧИК Численность рябчика по годам подвержена сильным изменениям. Сухая весна и первые месяцы лета благоприятно влияют на сохранность выводков. Осенние ресурсы оцениваются в 1350 - 1500 особей. Охота не традиционна. Добывается попутно охотниками в основном на приманку для охоты капканами в промысловых угодьях Облученского и Октябрьского районов. В остальных районах встречается единично. ТЕТЕРЕВ В последнее десятилетие произошло катастрофическое снижение численности. Причины этого явления не ясны. Современный уровень ресурсов не позволяет планировать его добычу. Необходим многолетний запрет охоты на тетерева. ФАЗАН Вид за последнее десятилетие значительно увеличил свою численность. Местами достигает значительной концентрации (до 1000-1500 особей). Охота очень популярна. После зимы 1996 г. - 1997 г.г. ожидается значительное снижение численности из-за неблагоприятных погодных условий. Прогнозная ситуация благоприятная. ГУСИ Практически все гуси, пролетающие над территорией области, гнездятся за ее пределами. Состояние ресурсов гусей зависит от общей концепции их использования и охраны в местах зимовок и гнездовья. УТКИ В настоящее время осенняя численность местной водоплавающей дичи оценивается в 14-15 тыс. штук. Это немного. В основном отстреливается северная пролетная утка. В последнее десятилетие произошло заметное сокращение численности. Причин этого много, как местных, так и внешних, связанных с зимовкой уток в других странах. При целенаправленной работе по охране и воспроизводству можно значительно увеличить численность уток. Таблица 1 Численность охотничьих животных и их добыча в ЕАО за 1986 - 1995 гг., шт. Средне- Фактический Освоено Вид Среднегодовая Норма расчетная среднегодовой от от животного осенняя добы- добыча, шт. размер расчетной численность, чи, заготовок, шт. добычи шт. % 1986- 1991- 1986- 1991- 1991-1995 1986- 1991- 1990 г. 1995 1990 г. 1995 гг. 1990 г. 1995 г. г. % г. 1. Белка 39160 36790 50 19580 18395 8992 8355 45,4 2. Волк 150 230 40 60 92 38 19 17,5 3. Выдра 530 460 12 64 55 15 7 13 4.Ен. 850 1100 40 340 440 926 329 74,7 собака 5. Заяц 10100 12500 40 4040 5000 683 337 6,7 6. Колонок 7800 6900 45 3510 3105 3428 2052 66,1 7. Лисица 950 510 20 190 102 326 118 115,6 8. Медведь 850 700 15 127 105 53 22 20,7 9. Норка 1250 1450 45 562 650 462 170 26,1 10.Ондатра 16400 10500 60 9840 6300 3948 1943 30,8 11. Рысь 800 700 12 96 84 17 4 5 12. Соболь 4500 3200 25 1125 800 540 375 46,9 13. Изюбр 4100 4200 10 410 420 88 65 15,5 14. Кабан 3600 3100 30 1080 930 143 57 6,1 15. 870 900 15 130 135 - - - Кабарга 16. Косуля 4400 4200 15 660 630 208 144 22,8 17. Лось 1800 1500 10 180 150 22 16 10,6 18. Рябчик 5000 4500 30 1500 1350 - - - 19. - - 30 - - - - - Тетерев 20. Фазан 9000 41000 35 10150 14350 - - - 21. Утки 14000 15000 50 9500 10000 - - - 22. Гуси - - 20 - - - - - 3. Охрана и воспроизводство ресурсов охотничьих животных. В настоящее время , в связи с устойчивым антропогенным воздействием на состояние ресурсов охотничьих животных, наибольшее значение для их нормального существования имеет именно их охрана и воспроизводство. Это обусловлено в первую очередь, экономической нестабильностью в стране, а также традиционно высоким количеством охотников в области (около шести тысяч охотников на 200 тысяч населения). За последние пять лет неограниченно возросло число охотников имеющих нарезное оружие (до 1000 человек), а также транспорт высокой проходимости. Особенно сильно все эти факторы оказали влияние на численность косули. Довольно значительно снизилась численность кабана. Снижение его численности было особенно сильным в годы с плохим урожаем его основных кормов, что приводило к массовому выходу кабанов в сельхозугодья и их бесконтрольному промыслу. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.04.96 г. 457 "О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания" к специально уполномоченным территориальным государственным органам по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира отнесены Управление охотничьего хозяйства, Облкомприроды и Управление лесами. Охрана арендованных охотугодий и проведение воспроизводственных мероприятий входят в обязанности охотпользователей. На территории области ими являются ГПХ " Облученский ", областное ООиР, и военное общество охотников. За 1995-1997 г.г. участие в охранных мероприятиях характеризуют следующие показатели : Таблица 2 Организации Количество вскрытых нарушений 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1. УОХ 253 303 218 2. Облкомприроды 3 - 1 3. Управление лесами - 2 - 4. Областное ООиР 15 27 18 5. ГПХ "Облученский" - - 1 6. ВОО " Ларгинское " 8 29 18 Из вышеприведенных показателей видно, что практически охраной охотугодий занимается только УОХ. Остальные организации принимают только символическое участие, или такие, как ГПХ " Облученский " не участвуют в ней. Управление охотничьего хозяйства в своем штате имеет 20 оперативных работников. Из них 1 госохотинспектор, 6 охотоведов (5 районных) и 11 егерей (10- егеря заказников месного значения и 1 - егерь опергруппы УОХ ). Такого количества оперативных работников для качественной охраны всех охотугодий явно недостаточно. Показатели работы по борьбе с браконьерством за 1992-1996 годы: Таблица 3 1992 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. г. 1. Составлено протоколов 180 264 252 305 399 2. Сумма исков (руб.) 35880 3655477 10854553 23010696 42764750 3. Сумма штрафов (руб.) 81856 916078 6940920 10907605 24430000 4. Сумма конфискатов 10342 626961 2385693 3873590 5751660 (руб.) 5. Кол-во конф. ружей 24 31 41 53 43 6. Кол-во нарезных ружей 1 3 4 10 6 7. Кол- во бриг. выездов 169 130 184 166 132 Затраты на охрану и воспроизводство отражены в таблице 4 (тыс.руб.) Таблица 4 Охрана и воспроизводство охотничьих животных. Показатель 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 19 508, 92156,0 100 1. Содержание охотнадзора и 4 016,0 263800 егерей 2. Проведение учета 238, 0 2278,1 7597, 9 12000 3. Охрана 5089,2 56292,5 355129,4 228900 4. Биотехния 413,5 11687,5 17025,0 13500 5. Итого затрат : 25294,1 162619,5 479788,3 518200 Приведенные в таблице 4 данные свидетельствуют о резком уменьшении затрат на охрану и воспроизводство охотничьих животных, т.к. реально рубль подешевел в 5 раз. Рост показателей оперативной работы, несмотря на снижение финансирования, обусловлен изменением качества проведения рейдов по охране охотничьих животных. Так, больше рейдов стало проводится с участием работников милиции, что привело к большему проценту вскрытия нарушений не только в охотугодьях, но и при следовании в них или возвращении . В то же время сократилось количество рейдов в отдаленные и труднодоступные угодья. Недостаток финансирования управления ведет к неуклонному ухудшению материально-технической базы. Нет средств для привлечения авиации, проведения охранных и биотехнических мероприятий. Особое значение в воспроизводстве ресурсов охотничьих животных занимают заказники. Они не только сохраняют и увеличивают ресурсы охотничьих животных на своей территории, но и способствуют повышению продуктивности охотугодий всей области. В настоящее время на территории области существуют 5 государственных охотничьих заказников местного значения общей площадью 293,0 тыс. га. Штат заказников составляет 10 егерей. На охрану и воспроизводство охотничьих животных в 6 заказниках 1996 году было затрачено 65,3 млн. руб. В том числе : - охрана - 43,2 - биотехнические мероприятия - 13,5 - проведение учета - 8,6 Источником финансирования заказников до 1997 года являлись федеральный бюджет и областной внебюджетный фонд охраны и воспроизводства ресурсов охотничьих животных. Повышением уровня охраны охотничьих животных будет служить перезакрепление охотничьих угодий области за охотпользователями с обязательным условием их действенной охраны. Часть охотугодий необходимо выделить в государственный резервный фонд. Дальнейшие перспективы охраны и воспроизводства охотничьих животных будут в значительной степени определяться организацией и развитием конкретных охотхозяйственных предприятий и общим улучшением деятельности охотничьего хозяйства. Таблица 5 Затраты на охрану и воспроизводство за 1996 г. (тыс. руб.) УОХ ГПХ ООиР ВОО 1. Содержание охотнадзора и егерей 263800,0 - - - 2. Проведение учета 1200,0 2028,2 5063 - 3. Охрана охотугодий 2280,00 1520,1 5700 - 4. Биотехния 13500,0 1820 2191 - 5. Общие затраты на ведение нет 193361,7 179003 5172,0 охотничьего хозяйства 6. Оплата труда работникам нет 185802,5 44383 5172,0 охотхозяйства (без егерей и охотнадзора) 7. Доходы от нет 202520 117775 4584,0 охотхозяйствен- ной деятельности Таблица 6 Заготовки охотничьих животных. Название 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 год год год год год год год год год год 1. Рысь 23 27 13 11 9 3 3 3 6 5 2. Волк 44 16 54 42 30 18 9 9 23 32 3. Выдра 6 16 11 24 19 7 4 9 7 9 4. Харза 2 1 2 2 4 - - - - - 5. Норка 710 693 305 281 321 184 120 282 149 112 6. Колонок 4676 3644 4696 2245 1880 2371 2126 1541 1564 2659 7. Соболь 652 657 552 405 432 436 385 351 352 352 8. Белка 9537 11588 10357 2737 10706 4053 9106 8216 3298 3582 9. Ондатра 8936 3308 267 5074 2157 1777 2032 2650 2577 680 10. Заяц 539 709 820 758 589 473 538 562 94 19 11. Енот 873 1155 1007 1044 550 556 344 351 197 190 12. Лиса 329 312 400 389 177 88 131 84 114 176 13. Изюбр 107 105 20 87 123 91 2 13 108 115 14. Кабан 117 246 73 111 124 97 3 18 83 84 15Медведь 44 107 24 31 42 40 11 13 25 18 16. Косуля 192 199 191 271 186 149 4 85 170 149 17. - - - - - - - - - - Кабарга 18. Лось - - - 25 19 18 25 1 17 18 Таблица 7 План ежегодных биотехнических мероприятий 1998-2000 г.г. Мероприятия Ед. изм. УОХ ООиР ГПХ ВОО 1.Воспроизв. т/га. 293 285 250 10 участки 2. Кормовые поля шт/га. 6 /30 8 / 50 8 / 50 2 / 10 3. Подкормочные шт. 10 8 8 3 площадки 4.Заготовка шт. 5000 10000 5000 1000 веточных кормов 5.Заготовка сена тонн. 20 50 20 5 6.Устройство шт. 50 200 200 20 солонцов 7.Проведение учетных работ : Маршруты шт. 35 67 40 8 - площадки шт. 5 5 4 1 - тропление и т. шт. 14 28 16 3 д. чел. 10 20 20 2 Учетчиков Таблица 8 План охранных мероприятий. УОХ ООиР ГПХ ВОО 1. Штат егерей чел. 11 6 4 1 2. Рейдов шт. 150 120 120 20 3. Реально возможное 350 100 50 20 выявление случаев браконьерства Технические мероприятия по реализации Программы. Первоочередным мероприятием по реализации Программы является укрепление материально-технической базы существующих природных заказников. Таблица 9 Мероприятие 1998 г. 1999 г. 2000 г. Приобретение автотранспорта: 1. Автомобиль УАЗ 1 2 2 2. Снегоход "Буран" 1 1 1 3. Моторная лодка - 1 2 4. Цели и задачи Программы. Цель Программы - устойчивое использование объектов животного мира и поддержание экологически оптимальной численности охотничьих животных на территории области. Основными задачами Программы являются: - обеспечение надежной охраны охотничьих животных и среды их обитания за счет формирования соответствующей материально-технической базы и научно обоснованного управления. - поддержание оптимальной численности охотничьих животных и повышение продуктивности за счет проведения комплекса воспроизводственных и биотехнических мероприятий. - достижение и восстановление оптимальной емкости охотничьих угодий области в зависимости от условий и особенностей охотхозяйственной деятельности. - подготовка и создание предпосылок для успешного ведения охотничьего хозяйства путем совершенствования организационных и экономических условий охотхозяйственного производства. Таблица 10 5. Перечень мероприятий и работ по реализации Программы. Сроки Содержание мероприятий и работ исполнения Исполнители I. Природоохранные мероприятия 1. Осуществление государственного управ-ления и контроль в области ведения охотничьего хозяйства, государственный надзор за соблюдением постоянно УОХ правил охоты. 1.1. Проведение рейдовых мероприятий УОХ по охране охотугодий и пресечению ежегодно райохотоведы браконь-ерства 200 раз, в т. ч. - с участием работников милиции не УВД ЕАО менее 150 раз рыбинспекция по - с участием работников рыбоохраны не ЕАО менее 40 раз Управление лесами - с участием работников лесоохраны не по ЕАО менее10раз УОХ 1.2. Административно-правовая работа с райохотоведы нарушителями правил охоты и закона РФ ежегодно суды "О животном мире" 1.3. Проверка охотпользователей области по соблюдению условий Договора на пользование охотничьими ресурсами, действующего природоохранного законо- ежегодно УОХ, райохотоведы дательства и Правил охоты ежегодно УОХ 2. Ведение учета охотпользователей 3. Организация и выдача (аннулирование) разрешений (лицензий) в теч. года УОХ на пользование объектами животного мира 4. Подготовка предложений по совер- шенствованию законодательства по в теч. года УОХ охране и регулированию использования охотничьих животных. 5. Участие в проведении государственной экологической в теч. года УОХ экспертизы по вопросам охраны, воспроизводства, и изъятия ресурсов охотничьих животных. в теч. года УОХ 6. Участие в согласовании материалов на размещение промышленных и иных объектов, влияющих на среду обитания охотничьих животных. в теч. года УОХ 7. Определение научно обоснованных квот на использование охотничьих животных и осуществление контроля за УОХ их соблюдением. в теч. года райохотоведы 8. Установление запрета на проведение охоты по отдельным охотничьим хозяйствам, охотпользователям, и по видам охотничье- промысловых животных. в теч, года УОХ 9. Привлечение общественных организаций для осуществления в теч. года УОХ мероприятий по охране охотничьих животных. Организация и работа с в теч. года УОХ общественной охотничьей инспекцией. 10. Осуществление руководства в теч. года УОХ деятельностью государственных природных заказников. 11. Организация выдачи удостоверений (охотничьих билетов) на право охоты. в теч. года УОХ 12.Выдача разрешений на право добычи охотничьих животных. ежегодно УОХ 13. Осуществление контроля за деятельностью кинологических организаций области, в части ведения ежегодно УОХ охотничьего собаководства. январь УОХ 14. Укрепление материально-технической апрель охотпользователи базы управления. II. Воспроизводственные мероприятия. апрель УОХ 1. Организация и ведение май государственного учета охотничьих ресурсов. . май УОХ 1.1. Организация послепромыслового июнь учета численности охотничьих животных. апрель УОХ 1.2. Проверка отчетов по комплексному октябрь охотпользователи учету. Составление сводного отчета о численности охотничьих животных области. 1.3. Подготовка свободной заявки по ноябрь УОХ добыче лицензионных видов охотничьих декабрь животных. 1.4. Организация учета численности водоплавающей дичи во время весеннего и осеннего пролетов. ежегодно УОХ 1.5. Проверка учетов по учету численности водоплавающей дичи. Составление свободного отчета о ежегодно УОХ численности водоплавающей дичи в области. 2. Организация банка данных по учету охотничьих животных. Осуществление ежегодно УОХ нормирования в области использования охотничьих животных и среды их обитания. ежегодно УОХ 3. Организация и ведение в теч. года УОХ райохотоведы государственного кадастра и мониторинга охотничьих животных. в теч. года УОХ райохотоведы 4. Согласование мероприятий и осущест- вление государственного контроля за отловом, расселением, акклиматизацией, интродукцией объектов животного мира. в теч. года УОХ райохотоведы 5. Организация и проведение в теч. года УОХ райохотоведы мероприятий по борьбе с заболеваниями в теч. года УОХ райохотоведы охотничьих животных. 6. Массово-разъяснительная работа. в теч. года УОХ райохотоведы 6.1. Осуществление взаимодействия с экологическими общественными органи- в теч. года УОХ райохотоведы зациями и формированиями. 6.2. Проведение кампаний в средствах мас-совой информации о необходимости январь УОХ охраны животного мира, рационального май использования природных ресурсов. - выступление в печати, не менее 20 статей - количество лекций и бесед, не менее в теч. года УОХ 600 - выступлений по радио и телевидению, не менее 20 6.3. Информация для населения области по итогам работы охотуправления, УОХ райохотоведы 6.4. Проведение семинара с работниками в теч. года охотпользователи районных служб госохотнадзора в целях в теч. года УОХ райохотоведы улучшения работы по ведению охотпользователи охотничьего надзора. февраль охотпользователи 6.5. Организация подготовки и апрель аттестации кадров управления, февраль райохотоведы повышение их ква-лификации, апрель осуществление руководства их июль охотпользователи деятельностью. август III. Биотехнические мероприятия. июль райохотоведы 1. Организация и проведение август мероприятий по регулированию июнь охотпользователи численности диких животных, наносящих июль ущерб сельскому, лесному и охотничьему июнь райохотоведы хозяйствам. июль 2. Организация и проведение в теч. года охотпользователи биотехнических мероприятий. УОХ райохотоведы 2.1. Минеральная подкормка диких живот- май УОХ ных . август 1998 2.1.1. Завоз и выкладка соли на г. охотпользователи солонцы в заказниках области, не менее в теч. года 3 тонн. 2.2. Организация заготовки сена и веточных кормов для диких животных. 2.2.1. Заготовка не менее 5 тонн сена, не менее 600 веников в заказниках области. 2.3. Посадка подкормочных полей для ди- ких животных. 2.3.1. Посадка не менее 50 га подкормоч-ных полей в заказниках области. 3. Борьба с природноочаговыми зпизо- отиями 4.Охотхозяйственные мероприятия. 1. Организация территории государственного охотничьего фонда. 2 Проведение внутрихозяйственного охот- устройства. Таблица 11 Затраты на реализацию Программы тыс. руб. Наименование раздела Всего 1998 г. 1999 г. 2000 г. I. Природоохранные 2195,7 670,7 750 775 мероприятия, всего в т.ч. из федерального бюджета 1040,0 330 350 360 из областного бюджета 269,0 84 90 95 II. Воспроизводственные 712,0 227 235 250 мероприятия, всего в т.ч. из федерального бюджета 332,0 102 110 120 из областного бюджета - за счет дотаций из областного 380 125 125 130 бюджета III. Биотехнические 376,8 118,8 123 135 мероприятия, всего в т.ч. из федерального бюджета 68 20 23 25 из областного бюджета за счет дотаций областного 308,8 98,8 100 110 бюджета IV. Охотхозяйственные 145,0 40 45 60 мероприятия, всего в т.ч. из федерального бюджета 90,0 25 30 35 из областного бюджета - за счет дотаций из областного 55 15 15 25 бюджета ВСЕГО : 3429,5 1056,5 1153,0 1220,0 в т.ч. из федерального бюджета 1530 477 513 540 из областного бюджета 269,0 84 90 95 за счет дотаций из областного 1630,5 495,5 550 585 бюджета Ресурсное обеспечение Программы. Финансовые ресурсы В соответствии с действующим законодательством (Закон "О животном мире", закон "Об особоохраняемых природных территориях)" финансирование мероприятий по охране, воспроизводству и рациональному использованию животного мира осуществляется из федерального, регионального бюджетов, внебюджетных фондов и иных не запрещенных законом источников. Программой предусмотрено три основных источника финансирования: 1.Федеральный бюджет - финансирует основную деятельность специально уполномоченных государственных органов по охране животного мира. Расчетная сумма составит за 1998 - 2000 г.г. - 1530 тыс. руб. 2.Областной бюджет - за счет средств поступающих от платежей за пользование ресурсами животного мира и штрафов, взыскиваемых с нарушителей. При этом в распоряжении областного бюджета остается 100% от сумм штрафов и 60% от платежей за пользование животным миром,40% перечисляется в федеральный бюджет. На период реализации программы запланировано 269 тыс. рублей. 3. Областной бюджет (дотации) - финансирует содержание и развитие государственных заказников областного значения в соответствии с типовым положением "О государственных природных заказниках в Российской федерации", пунктом 18 которого определено: "Расходы по обеспечению режима, а также по проектированию и созданию государственных природных заказников производятся за счет государственного бюджета, органа государственной власти, принявшего решение о его организации". Для нормального функционирования заказников, которые являются основным звеном в воспроизводстве диких животных, требуется сумма - 1630,5 тыс. руб. Механизм движения средств. 1. Платежи за пользование животным миром поступают на счет управления охотничьего хозяйства ЕАО. Ежеквартально охотуправление перечисляет 40% в федеральный бюджет и 60% от поступивших платежей в областной бюджет. 2. Сумма поступивших штрафов перечисляется охотуправлением в областной бюджет полностью. 3. Областной бюджет перечисляет охотуправлению в начале каждого квартала суммы согласно сметам на финансирование соответствующей части настоящей Программы (приложение1,2,3.) Материальные ресурсы. В настоящее время состояние материально-технической базы находится на крайне низком уровне. В четырех из пяти заказниках не имеется автотранспорта, в двух заказниках за последние 2 года умышленными поджогами уничтожены три егерских кордона. Программой предусмотрено ежегодное приобретение техники (табл.9) форменной одежды, инвентаря и оборудования. Природные ресурсы. Природные ресурсы диких животных способны воспроизводится в геометрической прогрессии. Однако этому препятствует множество факторов: климатические, цикличность урожаев основных кормов, антропогенные - уничтожение лесов, осушение болот, уменьшение (или увеличение) площади посевов сельхозкультур, браконьерство, межвидовая и внутривидовая борьба и др. При неблагоприятном сложении всех этих факторов может наступить катастрофическое, невосполнимое снижение численности отдельных видов животных. В ЕАО в результате неурожая кормов, глубокоснежной зимы, осенних и весенних лесных пожаров уже просматривается тенденция к снижению численности, в первую очередь копытных животных. В целях стабилизации и роста численности ресурсов диких животных Программа предусматривает, воспроизводственные, биотехнические и охранные мероприятия. Трудовые ресурсы. Состояние трудовых ресурсов и их реальный вклад в дело охраны и воспроизводства диких животных охарактеризованы в главе 3. Программа предусматривает реальные возможности вклада работников всех ведомств в дело охраны животного мира области. Огромный резерв имеет областное общество охотников и рыболовов в виде трудоучастия всех своих членов в биотехнических и воспроизводственных работах. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 РАСЧЕТ средств поступающих в бюджет от платежей за пользование животным миром в 1998 г. (тыс. руб.) Штрафы Лицензии 1 квартал 10000 - 2 квартал 6000 4500 3 квартал 6000 9500 4 квартал 8000 76000 Итого: 30000 90000 Поступления в областной бюджет 30000 54000 в федеральный бюджет - 36000 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 С М Е Т А расходов средств областного бюджета на охрану и воспроизводство охотничьих животных на 1998 г. тыс. руб. Наименование статей 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 За год кв. 1 Всего расходов 24,5 14.5 14.5 30.5 84 в том числе : 2 Охрана охотугодий 2.1. Вознаграждение лицам 5 3 3 4 15 выявившим 5,0 2 2 4 13 нарушения правил охоты 3 1,5 1,5 3 9 2.2. Расходы на ГСМ 3,6 1,4 1,4 1,6 8 2.3. Командировочные расходы 2.4. Содержание автотранспорта 2,9 1,6 1,6 2,9 9 3. Хозяйственные расходы 4 4 4 4 16 1 1 1 1 4 3.1 Аренда помещений - - - 10 10 3.2. Услуги связи 3.3. Канцелярские расходы 3.4. Приобретение мебели 4. Развитие и укрепление материально-технической базы. 5. Социальная защита работников охотничьего хозяйства ПРИЛОЖЕНИЕ 3 С М Е Т А расходов на содержание госзаказников на 1998 г (тыс. руб). Всего в т.ч. по кварталам 1 2 3 4 . 1. Зарплата егерей с начислениями 81,7 20,4 20,4 29,4 20,5 в том числе : 1.1. 10 ставок по 7 разряду единой тарифной сетки х 12 месяцев 21,5 1.2. выслуга лет до 30 % 6,1 1.3. Дальневосточный коэффициент 30 % 8,2 1.4. Районный коэффициент 30%. 8.2 1.5. Премии по охотнадзору квартальные 15,0 1.6. Начисления на зарплату 38,5% 22,7 2. Содержание транспорта 38 9,5 9,5 9,5 9,5 2.1. а / машина ГАЗ - 66-3шт., УАЗ- 452- 1шт., вездеход ГАЗ-71 2шт., трактор ДТ- 75-3 шт., мотолодки-4 шт. в том числе : 2.1. прохождение техосмотра, налоги 3,0 2.2. приобретение а / резины / ГАЗ - 66 -10 шт., УАЗ-452-5шт. 16,0 2.3. приобретение запасных частей 15,0 2.4. расходы по ремонту 4,0 3.. Содержание кордонов / 5 ед. / 6,0 1,5 1,5 1,5 1,5 3.1. текущий ремонт /покраска, побелка, перекладка печей / 4,0 3.2. приобретение постельных принадлежностей, инструментов, инвентаря 2.0 4. Приобретение ГСМ 85 25 18 18 24 4.1. а/ бензин /4 рейда в месяц при пробеге за рейд 300 км 4а/ машины за год 20160 литров х 2500 руб. 50,4 4.2 вездеходы /2 рейда на 7 летних месяца по 500 литров на рейд 17,5 4.3 мотолодки по 500 л. на каждую 5.0 4.4 трактора / распашка кормовых полей , перевозки по бездорожью/ 4800 л. дизтоплива 12,1 бездорожью/ 4800 л. дизтоплива 12,1 5. Биотехнические мероприятия 73.8 20 15 19,8 19 5.1. распашка кормовых полей, посев, обработка 50-60 га 3,0 5.2. приобретение семян 6т. 12.0 5.3. приобретение кормов /соя, овес, кукуруза, зерноотходы и пр. / 44,8 5.4. заготовка веточных кормов, посолка солонцов 4,0 5.5. учетные работы 10,0 6. Приобретение основных средств 91 1 - 65 26 6.1. а/машина УАЗ 65 6.2. снегоход 26 7. Проведение авиаучетных работ и авиапатрулирования охотугодий /6,1 млн. руб. летний час х 18 часов / 110, 0 8. Организация борьбы с волками 10,0 2,5 2,5 2,5 2,5 8.1. стоимость отравляющих веществ с расфасовкой 5.0 8.2. организация конкурса на лучшего охотника - волчатника 5, 0 Всего: 495,5 188,9 66,9 136,7 102, 9 Лист согласования областной программы по охране, воспроизводству и устойчивому использованию охотничьих ресурсов в Еврейской автономной области на 1998-2000 годы Согласовано: Начальник управления экономики Правительства области А.А. Сидоров Заместитель начальника финансового управления Правительства области Т.А. Вайтикунис Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|