Расширенный поиск

Постановление Правительства Еврейской автономной области от 27.11.2001 № 119

 
                    ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
                   ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

  О концепции инновационной политики Еврейской автономной области
                     на период 2002-2004 годы


     Переход  к  новой  экономической  системе  поставил  область в
крайне   невыгодное   положение   в   части   научно-технической  и
инновационной    деятельности.    Обладая    достаточно    развитым
промышленным    и    сельскохозяйственным    потенциалом,   область
практически  не имела собственной научно-технической базы.В течение
прошедших  лет  данное  состояние  усугубилось  по причине большого
износа   основных  фондов,  быстрого  сокращения  производственного
потенциала  и  уменьшения  затрат  на его обновление, что привело к
коренным изменениям в состоянии производственного аппарата.
     Инновационная  политика  является  мощным  рычагом,  с помощью
которого  предстоит  преодолеть  спад  в  экономике,  обеспечить ее
структурную  перестройку  и  насытить  рынок.  Большое значение при
формировании   инновационной   политики   приобретает   не   только
выработка  четкой  стратегии  и  ее  нацеленность  на  формирование
прогрессивного    технологического   уклада,   но   и   способность
использовать   весь   арсенал  инструментов  прямого  и  косвенного
государственного  регулирования  для  инвестирования  инновационной
деятельности.
     Инновационная  активность  в  области сегодня является низкой,
что   обусловлено   не   только   неблагоприятными  инвестиционными
возможностями,   но   и   отсутствием   механизмов   стимулирования
товаропроизводителей    к    реализации   инноваций   как   способа
конкурентной борьбы, неразвитостью инфраструктуры.
     В    целях   создания   необходимых   условий   для   развития
научнотехнической   и   инновационной  деятельности  на  территории
области,  повышения  эффективности использования научно-технических
разработок  и  внедрения  результатов  фундаментальных и прикладных
исследований в производство правительство области

     ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Утвердить   прилагаемую  Концепцию  инновационной  политики
Еврейской автономной области на период 2002 - 2004 годы.
     2. Управлению  экономики  правительства области ( Петров Г.И.)
совместно  с  Союзом  товаропроизводителей и предпринимателей ЕАО и
другими  заинтересованными органами исполнительной власти области в
срок  до  01.01.2002 представить губернатору области предложения по
персональному   составу   и   положение   об  областном  Совете  по
научнотехнической и инновационной деятельности.
     3. Управлению  промышленности,  транспорта, связи и энергетики
(Коротченко  В.Н.),  управлению  потребительского  рынка,  услуг  и
поддержки  предпринимательства  (Лесков С.П.), управлению сельского
хозяйства   (Кияшко   А.С.)   правительства   области  совместно  с
областным    Советом    по   научно-технической   и   инновационной
деятельности   в   течение   I   квартала   2002   года  определить
приоритетные   направления   научно-технической   и   инновационной
деятельности,  на  основе  которых  составить первоочередные задачи
научных  исследований  и  разработок  и  довести их до организаций,
занимающихся  научно-исследовательскими  и  опытно-конструкторскими
разработками.
     4. Управлению   потребительского   рынка,  услуг  и  поддержки
предпринимательства    (Лесков    С.П.)    совместно    с    Союзом
товаропроизводителей  и  предпринимателей  ЕАО  во  втором квартале
2002   года   представить   на   рассмотрение  губернатора  области
предложения  по  стимулированию  малых предприятий производственной
сферы,  занимающихся реализацией научно-технической и инновационной
деятельности и внедрением инноваций на территории области.
     5. Управлению  промышленности,  транспорта, связи и энергетики
(Коротченко  В.Н.)  совместно с управлением потребительского рынка,
услуг  и  поддержки  предпринимательства (Лесков С.П.), управлением
сельского  хозяйства  (Кияшко  А.С.)  правительства области, Союзом
товаропроизводителей  и предпринимателей ЕАО в I квартале 2002 года
представить     для     рассмотрения     областному    Совету    по
научнотехнической   и  инновационной  деятельности  предложения  об
учреждении  Союзом  товаропроизводителей  и  предпринимателей ЕАО и
Биробиджанским  региональным  научным  Центром  ноосферных знаний и
технологий  Российской  академии  естественных  наук инновационного
Фонда,  формируемого  из  различных  источников,  в  том  числе  из
добровольных  взносов  хозяйствующих  субъектов  с  включением их в
себестоимость продукции, товаров и услуг.
     6. Рекомендовать   средствам   массовой   информации   области
оказывать  информационно-просветительскую  поддержку  инновационной
деятельности на территории области.
     7. Контроль  за выполнением настоящего постановления возложить
на  первого  заместителя  председателя правительства области Гожего
В.С.


     Губернатор области                                  Н.М.Волков

     г. Биробиджан
     27.11.2001
     № 119



                                                         УТВЕРЖДЕНА
                                       Постановлением правительства
                                       Еврейской автономной области
                                                от 23.11.2001 N 119


                             КОНЦЕПЦИЯ
        ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
                    НА ПЕРИОД 2002 - 2004 ГОДЫ

     I. ВВЕДЕНИЕ

     Важной    составной   частью   государственной   социально   -
экономической    политики    является    инновационная    политика,
определяющая  цели  инновационной  стратегии  и механизмы поддержки
приоритетных   инновационных   программ   и  проектов.  Главными  и
острейшими   проблемами   в   настоящее  время  являются  повышение
эффективности   использования   научных   разработок   и  внедрение
результатов    фундаментальных    и   прикладных   исследований   в
производство.
     Инновационная  политика  является  мощным  рычагом,  с помощью
которого  предстоит  преодолеть  спад  в  экономике,  обеспечить ее
структурную перестройку и насытить рынок.
     Для целей настоящей Концепции используются следующие термины:
     "инновационная   политика"   -  часть  областной  социально  -
экономической      политики,      направленной     на     развитие,
совершенствование, стимулирование инновационной деятельности;
     "инновационная   деятельность"   -  процесс,  направленный  на
реализацию   результатов   законченных   научных   исследований   и
разработок  либо  иных  научно-технических  достижений  в новый или
усовершенствованный  продукт,  реализуемый  на  рынке,  в новый или
усовершенствованный   технологический   процесс,   используемый   в
практической  деятельности, а также связанные с этим дополнительные
научные исследования и разработки;
     "инновация  (нововведение)" - конечный результат инновационной
деятельности,    получивший    реализацию   в   виде   нового   или
усовершенствованного  продукта,  реализуемого  на рынке, нового или
усовершенствованного  технологического  процесса,  используемого  в
практической деятельности;
     "инновационный   потенциал"  -  совокупность  различных  видов
ресурсов,   включая   материальные,  финансовые,  интеллектуальные,
научно-технические  и  иные  ресурсы, необходимые для осуществления
инновационной деятельности;
     "инновационная  инфраструктура"  - организации, способствующие
осуществлению    инновационной    деятельности    (инновационно   -
технологические  центры,  технологические  инкубаторы,  технопарки,
учебно-деловые центры и другие специализированные организации);
     "инновационная     программа    (федеральная,    региональная,
межрегиональная,  отраслевая)"  - комплекс инновационных проектов и
мероприятий,  согласованный  по  ресурсам, исполнителям и срокам их
осуществления   и   обеспечивающий  эффективное  решение  задач  по
освоению  и  распространению  принципиально  новых  видов продукции
(технологий).

     II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Инновационная  деятельность  на территории области в настоящее
время  переживает трудные времена. До начала реформ роль нормативно
-   финансового   регулятора  инноваций  выполняла  государственная
планово-распределительная     система.Крупномасштабные    инновации
осуществлялись   государством,  внедрение  новшеств  обеспечивалось
централизацией   и   концентрацией   различного  рода  ресурсов  на
приоритетных  и  важнейших  направлениях  развития науки и техники.
При  этом  следует  учитывать,  что  уже  при  вхождении в рыночные
условия   экономика   Еврейской   автономной  области  оказалась  в
довольно    сложном    положении:    обладая   достаточно   большим
промышленным  и  особенно  сельскохозяйственным потенциалом область
практически   не   имела   собственной   научно-технической   базы,
научно-технический  потенциал,  выводящий  на новые технологии, был
сосредоточен,   в  основном,  в  Хабаровском,  Приморском  краях  и
Амурской  области.  Таким  образом,  переход  к новой экономической
системе  поставил  область  в  крайне  невыгодное положение в части
научно-технической и инновационной деятельности.
     В   течение  прошедших  десяти  лет  данное  состояние  только
усугубилось,   наряду  с  почти  полным  износом  основных  фондов,
быстрое   сокращение   производственного  потенциала  и  уменьшение
затрат  на  его  обновление  привели  в  последние  годы к коренным
изменениям  в состоянии производственного аппарата. В большей части
он  физически  изношен  и морально устарел, область живет во многом
за  счет технических средств, оставшихся от дореформенного времени.
Так,  степень  износа  основных  фондов  по отраслям промышленности
составляет  53,2  процента,  в том числе в электроэнергетике - 49,2
процента,  в  машиностроении  и металлообработке - 55,6 процента, в
лесной,  деревообрабатывающей  промышленности  -  51,6  процента, в
промышленности  строительных  материалов - 67,0 процентов, в легкой
промышленности - 67,1 процента.
     Важнейшим  фактором  устойчивой  стабилизации  производства  и
обновления   фондов  является  наращивание  инвестиций  в  основной
капитал,  но  в  Еврейской  автономной  области  в  последние  годы
наблюдается  отрицательная  динамика инвестиций в основной капитал.
В   2000  году  объем  капитальных  вложений  составил  всего  88,7
процента    к   уровню   предыдущего   года,   причем   по-прежнему
значительная  часть  вложений  направлялась  не на обновление парка
машин  и  оборудования (33,9 процента), а на строительство зданий и
сооружений   (54,6   процента).   В   последние  годы  имеет  место
неустойчивая  тенденция роста доли затрат на приобретение, монтаж и
установку  машин и оборудования: 1998 год - 18,8 процента от общего
объема  инвестиций  в  основной  капитал, 1999 год - 9,0 процентов,
2000  год  - 33,9 процента. Однако эти средства были недостаточными
для  модернизации  производственного  аппарата.  Большие затраты на
капитальный  ремонт  также  свидетельствуют  о том, что предприятия
принимают  меры  лишь  по  поддержанию в работоспособном состоянии,
имеющихся  в  наличии  устаревших  морально и изношенных физически,
основных фондов.
     Негативное  влияние на развитие инвестиционных и инновационных
процессов  оказывали: нерешенные проблемы в денежно-кредитной сфере
(высокая   стоимость   кредитов,   низкий   уровень   капитализации
банковской  системы  и  др.);  недостаточный платежеспособный спрос
населения;   высокая   налоговая   нагрузка   на   реальный  сектор
экономики;   нехватка   денежных   средств   в   оборотных  активах
предприятий,  в  связи  с  этим,  формирование оборотных средств за
счет   амортизационных   отчислений;  высоким  уровнем  рисков  для
инвесторов  и т.д. Особенно низким уровнем инновационной активности
отличаются  отрасли, ориентированные на удовлетворение потребностей
внутреннего    рынка:    легкая,   пищевая,   пищеперерабатывающая,
деревообрабатывающая  промышленность,  промышленность  строительных
материалов.  В  условиях низкой конкурентоспособности отечественных
потребительских   товаров,   сопровождаемой  интенсивной  импортной
интервенцией,   спад  объемов  производства  в  названных  отраслях
продолжает  оставаться  значительным. Перелом сложившейся тенденции
возможен  только на основе активизации инновационной деятельности в
соответствующих отраслях экономики области.
     Дефицит  средств является главным, но не единственным фактором
спада  инновационной  активности,  научно-техническая  сфера  также
оказалась    не    готовой    к    работе    в    новых   условиях.
Научноисследовательские    организации,    конструкторские    бюро,
отдельные    исследователи    имеют    законченные    перспективные
разработки.  Но  за  годы директивного планирования и распределения
они   не  приобрели  опыта  реализации  собственных  разработок  на
коммерческой   основе   и  оценки  коммерческой  их  значимости.  В
результате,  имеющиеся и находящиеся в стадии завершения разработки
морально  устаревают  не  находя потребителя или значительное время
затрачивается  на  решения, не имеющие в перспективе возможности их
реализации  в  связи  с  тем,  что  отсутствуют механизмы доведения
результатов НИОКР до рынка.
     С     другой    стороны,    имеется    потенциал    начинающих
предпринимателей,  которые  могли  бы  реализовать  ряд разработок.
Часть  действующих  предприятий  потенциально  жизнеспособны, но им
для  выхода  из  кризисного  состояния  необходим переход к выпуску
конкурентоспособной   продукции,   что  предполагает  использование
высокотехнологичного  производства  и  новых технических решений. В
то  же  время,  администраторы  предприятий обычно не имеют опыта и
необходимых  сведений  для  поиска  партнеров  в научно-технической
сфере.
     Особый  режим  для нововведений, страхование рисков, венчурные
фонды,  инновационная  инфраструктура - это те необходимые условия,
без    которых   нельзя   обеспечить   инновационный   прорыв   как
государственных   организаций,   так   и  организаций  других  форм
собственности.  Большое  значение  при  формировании  инновационной
политики  приобретает  не  только  выработка  четкой стратегии и ее
нацеленность   на   формирование   прогрессивного  технологического
уклада,  но  и  способность  использовать весь арсенал инструментов
прямого    и    косвенного   государственного   регулирования   для
инвестирования инновационной деятельности.
     В  рамках интеграции экономики области необходимо использовать
научно-производственный  потенциал  соседних  регионов, в том числе
межрегиональные   фонды  поддержки  научной,  научно-технической  и
инновационной деятельности.

     III. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ОБЛАСТИ

     Инновационная  активность  в  области сегодня является низкой.
Обусловлено   это   не   только   неблагоприятными  инвестиционными
возможностями,   но   и   отсутствием   механизмов   стимулирования
товаропроизводителей    к    реализации   инноваций   как   способа
конкурентной борьбы, неразвитостью инфраструктуры.
     Основными целями инновационной политики области являются:
     -  развитие  научно-технического  и  инновационного потенциала
области;
     -  увеличение  вклада  науки  и  техники  в развитие экономики
области;
     -    выработка    благоприятных   условий   для   создания   и
использования  наукоемких, ресурсосберегающих и конкурентоспособных
технологий;
     -    создание   инновационной   инфраструктуры,в   том   числе
кооперации  заказчиков,  потребителей  и  производителей  научной и
научно  -  технической продукции (работ, услуг) на основе областных
целевых инновационных программ и проектов;
     -   создание   системы   интеграции  науки,  профессионального
образования, производства и инновационной деятельности;
     -   развитие  межрегионального  и  международного  научного  и
инновационного сотрудничества.
     Формирование  и  реализация  областной  инновационной политики
осуществляется с учетом следующих основных принципов:
     -  признания приоритетного значения инновационной деятельности
для  повышения  эффективности  и  уровня  технологического развития
общественного    производства,    качества    жизни   населения   и
экологической безопасности;
     -  концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития
науки, техники, инноваций;
     -  обеспечение  государственного  регулирования  инновационной
деятельности;
     -  поддержка  конкуренции и предпринимательской деятельности в
научно-технической    и    инновационной   сфере,   противодействие
недобросовестной конкуренции;
     -   создание   благоприятного   инвестиционного   климата  при
осуществлении   инновационной   деятельности  путем  стимулирования
научно,  научно  -  технической  и инновационной деятельности через
систему   налоговых  льгот  в  части,  зачисляемой  в  областной  и
муниципальный бюджеты.
     Основными  направлениями  инновационной деятельности в области
следует считать:
     -модернизация   и   техническое   перевооружение   предприятий
легкой, пищевой и машиностроительной промышленности;
     -  материало  - и энергосберегающие технологии производства, в
том числе в жилищно - коммунальной сфере;
     -  разработка  и  внедрение  методов  повышения уровня глубины
переработки сырьевых ресурсов;
     -  содействие  развитию  малого  бизнеса  в производственной и
инновационной   сферах,   обеспечению   доступа   субъектов  малого
предпринимательства  к  информации об инновациях, поиску партнеров,
заинтересованных   во   внедрении   инновационных   продуктов   или
процессов малыми предприятиями области.

     IY.   МЕТОДЫ   РЕАЛИЗАЦИИ   ОБЛАСТНОЙ   НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ   И
ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

     Главными  методами  реализации  областной научно-технической и
инновационной  политики  в  настоящее  время  являются формирование
законодательной    базы    и    инновационной   инфраструктуры.   В
законодательном  плане  должны предусматриваться меры по разработке
правовых  актов,  в  первую  очередь, закона о научно-технической и
инновационной  деятельности,  при этом необходимо четко определить,
что    деятельность    (проект,    программа,    услуги,   развитие
инфраструктуры  и  др.)  может быть отнесена к инновационной только
при  наличии  заключения  независимой экспертизы. В настоящее время
целесообразно    организацию    экспертизы    в   части   отнесения
деятельности  к  инновационной  проводить  через Хабаровский филиал
Республиканского     исследовательского    научно-консультационного
центра  экспертизы (ХФ РИНКЦЭ) на договорной основе между ХФ РИНКЦЭ
и заказчиком.
     Формирование  организационно-экономических  и правовых условий
инновационной      деятельности      предусматривает     разработку
нормативноправовой документации и регламентов, определяющих:
     -   отношения   заказчика  и  исполнителя  при  финансировании
инновационных проектов;
     -   правила   и   порядок   введения  в  хозяйственный  оборот
интеллектуальной  собственности,  создаваемой  на основе бюджетного
финансирования;
     -   разработку   регламентирующих   документов   и  механизмов
долевого      государственного     участия     в     финансировании
коммерциализуемых научно-технических разработок;
     -  разработку  и  принятие  мер, снижающих или страхующих риск
негосударственных  инвесторов,  вкладывающих  средства в наукоемкие
проекты.
     Опорной   точкой   формирования  инновационной  инфраструктуры
представляется   создание   на  территории  области  инновационного
Фонда,    который    обеспечивал   бы   информационную,   кадровую,
консультационную,   инвестиционную,  нормативно-правовую  поддержку
при    реализации    инновационной    деятельности    и   внедрении
инновационных  проектов  на  предприятиях  области.  Соучредителями
данного   Фонда   могли   бы   выступить  Общественная  организация
"Биробиджанский  региональный  научный  Центр  ноосферных  знаний и
технологий   Российской   академии   естественных   наук"   и  Союз
товаропроизводителей и предпринимателей ЕАО.
     Информационная    поддержка   должна   вестись   в   следующем
направлении:
     -   обеспечение   в   рамках  Соглашения  о  сотрудничестве  с
администрацией     Хабаровского     края    в    инновационной    и
научнотехнической   сферах   информационного  взаимодействия  между
Дальневосточным    координационным    информационным    центром   и
предприятиями ЕАО;
     -  формирование  баз  данных  заявок,  бизнес-планов, описаний
инновационной продукции, результатов инновационных проектов;
     -  формирование  базы  данных  об  основных  этапах реализации
инновационных проектов.
     Большое  значение  имеет адресованная широкой общественности и
проводимая       через       средства      массовой      информации
информационнопропагандистская    деятельность.    Ее    содержанием
является   информация  о  конкретных  научно-технических  проектах,
ждущих     коммерциализации,     об    организационно-экономических
механизмах  и  нормативно-правовой базе инновационной деятельности,
о  конкретных  предприятиях,  фирмах,  преуспевших  в этой сфере, о
социальном  значении  (создание  рабочих  мест, прирост внутреннего
валового продукта) инновационной деятельности.
     Подготовка    и    переподготовка    персонала    в    области
инновационнотехнологического  менеджмента,  управления  качеством и
сертификации    является    важнейшим    направлением   активизации
инновационной   деятельности.   Необходимо   появление   в  области
специалистовменеджеров  по  коммерциализации технологий, управлению
технологическими инновациями и инновационными фирмами.
     Огромную   роль   в  повышении  эффективности  технологических
процессов   играет  научно-методическое  обеспечение  инновационной
деятельности     малых     предприятий.     Сотрудничество    малых
предпринимательских   структур   со   специализированными  научными
центрами   и   иными   фирмами   позволяет   формировать  локальные
научнопроизводственные    объединения,    непрерывно   инициирующие
научный   поиск,   превращая   идеи  в  технологические  инновации,
проверяя  новые  технологии  и внедряя их в производство наукоемких
импортозамещающих   изделий.   При   этом   научные   исследования,
соединяясь  с  практикой,  становятся  прикладными,  а  предприятия
обогащаются  научно-техническими достижениями, повышающими качество
и конкурентоспособность продукции.
     Высокой   эффективности   инновационных   технологий  в  малом
предпринимательстве  способствуют  следующие его особенности. Малый
бизнес   проявляет   повышенную   "живучесть"  в  трудных  условиях
адаптации  к рыночным отношениям, что позволяет ему быть устойчивым
и   долговременным   потребителем   прогрессивных   технологий.  Он
чрезвычайно    мобилен,    а    потому    постоянно   заинтересован
аккумулировать  их. В связи с небольшими объемами производства риск
потерь,  вызванных  переходом  к  новым  технологиям,  относительно
невелик.   Инновации,   реализуемые  в  отдельных  производственных
звеньях  малого производства, не требуют крупных финансовых затрат.
Оперативность  управления  малыми  предпринимательскими структурами
помогает  быстро  совершенствовать  и  внедрять технологии. Все это
значительно  облегчает  возможности  малых  предприятий  в освоении
инновационных  технологий  и расширении выпуска конкурентоспособной
импортозамещающей   продукции   и   это  необходимо  учитывать  при
разработке областных инновационных программ.
     Одним  из  основных  методов  реализации  научно-технической и
инновационной   политики   является   государственная  поддержка  и
стимулирование  инвесторов,  вкладывающих  средства  в  наукоемкое,
высокотехнологичное  производство,  а  также  организаций различных
форм  собственности  (в  период  освоения  ими  инноваций)  за счет
средств   федерального   бюджета,   областного  бюджета  по  статье
"Инновационная    деятельность",    за   счет   местных   бюджетов,
внебюджетных  фондов,  а  также  путем  предоставления определенных
налоговых  льгот,  государственных  гарантий и кредитов. В условиях
дефицита   денежных  средств  финансирование  научно-технической  и
инновационной  деятельности  за  счет  средств  областного  бюджета
должно  осуществляться  только  на  основе  целевого финансирования
конкретных  научно-технических,  инновационных программ и проектов,
прошедших  конкурсный  отбор.  Таким  образом,  расширение практики
конкурсного    размещения    бюджетных   средств   для   реализации
инновационных  проектов,  представляемых  организациями любой формы
собственности,   будет   способствовать   повышению   эффективности
расходования бюджетных средств.
     Социально-экономическая        эффективность        реализации
научнотехнической  и  инновационной  деятельности  в соответствии с
Концепцией  инновационной  политики  Еврейской  автономной  области
будет   заключаться  в  реструктуризации  действующих  производств,
создании   новых   рабочих   мест,   открытии  малых  инновационных
предприятий,   привлечении  в  область  дополнительных  инвестиций,
сохранении   и   развитии   материальной   базы   вузов,  института
комплексного  анализа  региональных  проблем  ДВО РАН и их научного
потенциала,  в  выпуске наукоемкой, конкурентной, импортозамещающей
продукции   и,  в  конечном  итоге,  будет  способствовать  подъему
экономики  области  и  ее  интеграции  с другими регионами Дальнего
Востока.






Информация по документу
Читайте также