Расширенный поиск
Постановление Правительства Еврейской автономной области от 27.11.2001 № 119ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ О концепции инновационной политики Еврейской автономной области на период 2002-2004 годы Переход к новой экономической системе поставил область в крайне невыгодное положение в части научно-технической и инновационной деятельности. Обладая достаточно развитым промышленным и сельскохозяйственным потенциалом, область практически не имела собственной научно-технической базы.В течение прошедших лет данное состояние усугубилось по причине большого износа основных фондов, быстрого сокращения производственного потенциала и уменьшения затрат на его обновление, что привело к коренным изменениям в состоянии производственного аппарата. Инновационная политика является мощным рычагом, с помощью которого предстоит преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок. Большое значение при формировании инновационной политики приобретает не только выработка четкой стратегии и ее нацеленность на формирование прогрессивного технологического уклада, но и способность использовать весь арсенал инструментов прямого и косвенного государственного регулирования для инвестирования инновационной деятельности. Инновационная активность в области сегодня является низкой, что обусловлено не только неблагоприятными инвестиционными возможностями, но и отсутствием механизмов стимулирования товаропроизводителей к реализации инноваций как способа конкурентной борьбы, неразвитостью инфраструктуры. В целях создания необходимых условий для развития научнотехнической и инновационной деятельности на территории области, повышения эффективности использования научно-технических разработок и внедрения результатов фундаментальных и прикладных исследований в производство правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию инновационной политики Еврейской автономной области на период 2002 - 2004 годы. 2. Управлению экономики правительства области ( Петров Г.И.) совместно с Союзом товаропроизводителей и предпринимателей ЕАО и другими заинтересованными органами исполнительной власти области в срок до 01.01.2002 представить губернатору области предложения по персональному составу и положение об областном Совете по научнотехнической и инновационной деятельности. 3. Управлению промышленности, транспорта, связи и энергетики (Коротченко В.Н.), управлению потребительского рынка, услуг и поддержки предпринимательства (Лесков С.П.), управлению сельского хозяйства (Кияшко А.С.) правительства области совместно с областным Советом по научно-технической и инновационной деятельности в течение I квартала 2002 года определить приоритетные направления научно-технической и инновационной деятельности, на основе которых составить первоочередные задачи научных исследований и разработок и довести их до организаций, занимающихся научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками. 4. Управлению потребительского рынка, услуг и поддержки предпринимательства (Лесков С.П.) совместно с Союзом товаропроизводителей и предпринимателей ЕАО во втором квартале 2002 года представить на рассмотрение губернатора области предложения по стимулированию малых предприятий производственной сферы, занимающихся реализацией научно-технической и инновационной деятельности и внедрением инноваций на территории области. 5. Управлению промышленности, транспорта, связи и энергетики (Коротченко В.Н.) совместно с управлением потребительского рынка, услуг и поддержки предпринимательства (Лесков С.П.), управлением сельского хозяйства (Кияшко А.С.) правительства области, Союзом товаропроизводителей и предпринимателей ЕАО в I квартале 2002 года представить для рассмотрения областному Совету по научнотехнической и инновационной деятельности предложения об учреждении Союзом товаропроизводителей и предпринимателей ЕАО и Биробиджанским региональным научным Центром ноосферных знаний и технологий Российской академии естественных наук инновационного Фонда, формируемого из различных источников, в том числе из добровольных взносов хозяйствующих субъектов с включением их в себестоимость продукции, товаров и услуг. 6. Рекомендовать средствам массовой информации области оказывать информационно-просветительскую поддержку инновационной деятельности на территории области. 7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя правительства области Гожего В.С. Губернатор области Н.М.Волков г. Биробиджан 27.11.2001 № 119 УТВЕРЖДЕНА Постановлением правительства Еврейской автономной области от 23.11.2001 N 119 КОНЦЕПЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2002 - 2004 ГОДЫ I. ВВЕДЕНИЕ Важной составной частью государственной социально - экономической политики является инновационная политика, определяющая цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов. Главными и острейшими проблемами в настоящее время являются повышение эффективности использования научных разработок и внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в производство. Инновационная политика является мощным рычагом, с помощью которого предстоит преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок. Для целей настоящей Концепции используются следующие термины: "инновационная политика" - часть областной социально - экономической политики, направленной на развитие, совершенствование, стимулирование инновационной деятельности; "инновационная деятельность" - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки; "инновация (нововведение)" - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности; "инновационный потенциал" - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности; "инновационная инфраструктура" - организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно - технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации); "инновационная программа (федеральная, региональная, межрегиональная, отраслевая)" - комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий). II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Инновационная деятельность на территории области в настоящее время переживает трудные времена. До начала реформ роль нормативно - финансового регулятора инноваций выполняла государственная планово-распределительная система.Крупномасштабные инновации осуществлялись государством, внедрение новшеств обеспечивалось централизацией и концентрацией различного рода ресурсов на приоритетных и важнейших направлениях развития науки и техники. При этом следует учитывать, что уже при вхождении в рыночные условия экономика Еврейской автономной области оказалась в довольно сложном положении: обладая достаточно большим промышленным и особенно сельскохозяйственным потенциалом область практически не имела собственной научно-технической базы, научно-технический потенциал, выводящий на новые технологии, был сосредоточен, в основном, в Хабаровском, Приморском краях и Амурской области. Таким образом, переход к новой экономической системе поставил область в крайне невыгодное положение в части научно-технической и инновационной деятельности. В течение прошедших десяти лет данное состояние только усугубилось, наряду с почти полным износом основных фондов, быстрое сокращение производственного потенциала и уменьшение затрат на его обновление привели в последние годы к коренным изменениям в состоянии производственного аппарата. В большей части он физически изношен и морально устарел, область живет во многом за счет технических средств, оставшихся от дореформенного времени. Так, степень износа основных фондов по отраслям промышленности составляет 53,2 процента, в том числе в электроэнергетике - 49,2 процента, в машиностроении и металлообработке - 55,6 процента, в лесной, деревообрабатывающей промышленности - 51,6 процента, в промышленности строительных материалов - 67,0 процентов, в легкой промышленности - 67,1 процента. Важнейшим фактором устойчивой стабилизации производства и обновления фондов является наращивание инвестиций в основной капитал, но в Еврейской автономной области в последние годы наблюдается отрицательная динамика инвестиций в основной капитал. В 2000 году объем капитальных вложений составил всего 88,7 процента к уровню предыдущего года, причем по-прежнему значительная часть вложений направлялась не на обновление парка машин и оборудования (33,9 процента), а на строительство зданий и сооружений (54,6 процента). В последние годы имеет место неустойчивая тенденция роста доли затрат на приобретение, монтаж и установку машин и оборудования: 1998 год - 18,8 процента от общего объема инвестиций в основной капитал, 1999 год - 9,0 процентов, 2000 год - 33,9 процента. Однако эти средства были недостаточными для модернизации производственного аппарата. Большие затраты на капитальный ремонт также свидетельствуют о том, что предприятия принимают меры лишь по поддержанию в работоспособном состоянии, имеющихся в наличии устаревших морально и изношенных физически, основных фондов. Негативное влияние на развитие инвестиционных и инновационных процессов оказывали: нерешенные проблемы в денежно-кредитной сфере (высокая стоимость кредитов, низкий уровень капитализации банковской системы и др.); недостаточный платежеспособный спрос населения; высокая налоговая нагрузка на реальный сектор экономики; нехватка денежных средств в оборотных активах предприятий, в связи с этим, формирование оборотных средств за счет амортизационных отчислений; высоким уровнем рисков для инвесторов и т.д. Особенно низким уровнем инновационной активности отличаются отрасли, ориентированные на удовлетворение потребностей внутреннего рынка: легкая, пищевая, пищеперерабатывающая, деревообрабатывающая промышленность, промышленность строительных материалов. В условиях низкой конкурентоспособности отечественных потребительских товаров, сопровождаемой интенсивной импортной интервенцией, спад объемов производства в названных отраслях продолжает оставаться значительным. Перелом сложившейся тенденции возможен только на основе активизации инновационной деятельности в соответствующих отраслях экономики области. Дефицит средств является главным, но не единственным фактором спада инновационной активности, научно-техническая сфера также оказалась не готовой к работе в новых условиях. Научноисследовательские организации, конструкторские бюро, отдельные исследователи имеют законченные перспективные разработки. Но за годы директивного планирования и распределения они не приобрели опыта реализации собственных разработок на коммерческой основе и оценки коммерческой их значимости. В результате, имеющиеся и находящиеся в стадии завершения разработки морально устаревают не находя потребителя или значительное время затрачивается на решения, не имеющие в перспективе возможности их реализации в связи с тем, что отсутствуют механизмы доведения результатов НИОКР до рынка. С другой стороны, имеется потенциал начинающих предпринимателей, которые могли бы реализовать ряд разработок. Часть действующих предприятий потенциально жизнеспособны, но им для выхода из кризисного состояния необходим переход к выпуску конкурентоспособной продукции, что предполагает использование высокотехнологичного производства и новых технических решений. В то же время, администраторы предприятий обычно не имеют опыта и необходимых сведений для поиска партнеров в научно-технической сфере. Особый режим для нововведений, страхование рисков, венчурные фонды, инновационная инфраструктура - это те необходимые условия, без которых нельзя обеспечить инновационный прорыв как государственных организаций, так и организаций других форм собственности. Большое значение при формировании инновационной политики приобретает не только выработка четкой стратегии и ее нацеленность на формирование прогрессивного технологического уклада, но и способность использовать весь арсенал инструментов прямого и косвенного государственного регулирования для инвестирования инновационной деятельности. В рамках интеграции экономики области необходимо использовать научно-производственный потенциал соседних регионов, в том числе межрегиональные фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности. III. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ОБЛАСТИ Инновационная активность в области сегодня является низкой. Обусловлено это не только неблагоприятными инвестиционными возможностями, но и отсутствием механизмов стимулирования товаропроизводителей к реализации инноваций как способа конкурентной борьбы, неразвитостью инфраструктуры. Основными целями инновационной политики области являются: - развитие научно-технического и инновационного потенциала области; - увеличение вклада науки и техники в развитие экономики области; - выработка благоприятных условий для создания и использования наукоемких, ресурсосберегающих и конкурентоспособных технологий; - создание инновационной инфраструктуры,в том числе кооперации заказчиков, потребителей и производителей научной и научно - технической продукции (работ, услуг) на основе областных целевых инновационных программ и проектов; - создание системы интеграции науки, профессионального образования, производства и инновационной деятельности; - развитие межрегионального и международного научного и инновационного сотрудничества. Формирование и реализация областной инновационной политики осуществляется с учетом следующих основных принципов: - признания приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности и уровня технологического развития общественного производства, качества жизни населения и экологической безопасности; - концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки, техники, инноваций; - обеспечение государственного регулирования инновационной деятельности; - поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в научно-технической и инновационной сфере, противодействие недобросовестной конкуренции; - создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности путем стимулирования научно, научно - технической и инновационной деятельности через систему налоговых льгот в части, зачисляемой в областной и муниципальный бюджеты. Основными направлениями инновационной деятельности в области следует считать: -модернизация и техническое перевооружение предприятий легкой, пищевой и машиностроительной промышленности; - материало - и энергосберегающие технологии производства, в том числе в жилищно - коммунальной сфере; - разработка и внедрение методов повышения уровня глубины переработки сырьевых ресурсов; - содействие развитию малого бизнеса в производственной и инновационной сферах, обеспечению доступа субъектов малого предпринимательства к информации об инновациях, поиску партнеров, заинтересованных во внедрении инновационных продуктов или процессов малыми предприятиями области. IY. МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ Главными методами реализации областной научно-технической и инновационной политики в настоящее время являются формирование законодательной базы и инновационной инфраструктуры. В законодательном плане должны предусматриваться меры по разработке правовых актов, в первую очередь, закона о научно-технической и инновационной деятельности, при этом необходимо четко определить, что деятельность (проект, программа, услуги, развитие инфраструктуры и др.) может быть отнесена к инновационной только при наличии заключения независимой экспертизы. В настоящее время целесообразно организацию экспертизы в части отнесения деятельности к инновационной проводить через Хабаровский филиал Республиканского исследовательского научно-консультационного центра экспертизы (ХФ РИНКЦЭ) на договорной основе между ХФ РИНКЦЭ и заказчиком. Формирование организационно-экономических и правовых условий инновационной деятельности предусматривает разработку нормативноправовой документации и регламентов, определяющих: - отношения заказчика и исполнителя при финансировании инновационных проектов; - правила и порядок введения в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности, создаваемой на основе бюджетного финансирования; - разработку регламентирующих документов и механизмов долевого государственного участия в финансировании коммерциализуемых научно-технических разработок; - разработку и принятие мер, снижающих или страхующих риск негосударственных инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкие проекты. Опорной точкой формирования инновационной инфраструктуры представляется создание на территории области инновационного Фонда, который обеспечивал бы информационную, кадровую, консультационную, инвестиционную, нормативно-правовую поддержку при реализации инновационной деятельности и внедрении инновационных проектов на предприятиях области. Соучредителями данного Фонда могли бы выступить Общественная организация "Биробиджанский региональный научный Центр ноосферных знаний и технологий Российской академии естественных наук" и Союз товаропроизводителей и предпринимателей ЕАО. Информационная поддержка должна вестись в следующем направлении: - обеспечение в рамках Соглашения о сотрудничестве с администрацией Хабаровского края в инновационной и научнотехнической сферах информационного взаимодействия между Дальневосточным координационным информационным центром и предприятиями ЕАО; - формирование баз данных заявок, бизнес-планов, описаний инновационной продукции, результатов инновационных проектов; - формирование базы данных об основных этапах реализации инновационных проектов. Большое значение имеет адресованная широкой общественности и проводимая через средства массовой информации информационнопропагандистская деятельность. Ее содержанием является информация о конкретных научно-технических проектах, ждущих коммерциализации, об организационно-экономических механизмах и нормативно-правовой базе инновационной деятельности, о конкретных предприятиях, фирмах, преуспевших в этой сфере, о социальном значении (создание рабочих мест, прирост внутреннего валового продукта) инновационной деятельности. Подготовка и переподготовка персонала в области инновационнотехнологического менеджмента, управления качеством и сертификации является важнейшим направлением активизации инновационной деятельности. Необходимо появление в области специалистовменеджеров по коммерциализации технологий, управлению технологическими инновациями и инновационными фирмами. Огромную роль в повышении эффективности технологических процессов играет научно-методическое обеспечение инновационной деятельности малых предприятий. Сотрудничество малых предпринимательских структур со специализированными научными центрами и иными фирмами позволяет формировать локальные научнопроизводственные объединения, непрерывно инициирующие научный поиск, превращая идеи в технологические инновации, проверяя новые технологии и внедряя их в производство наукоемких импортозамещающих изделий. При этом научные исследования, соединяясь с практикой, становятся прикладными, а предприятия обогащаются научно-техническими достижениями, повышающими качество и конкурентоспособность продукции. Высокой эффективности инновационных технологий в малом предпринимательстве способствуют следующие его особенности. Малый бизнес проявляет повышенную "живучесть" в трудных условиях адаптации к рыночным отношениям, что позволяет ему быть устойчивым и долговременным потребителем прогрессивных технологий. Он чрезвычайно мобилен, а потому постоянно заинтересован аккумулировать их. В связи с небольшими объемами производства риск потерь, вызванных переходом к новым технологиям, относительно невелик. Инновации, реализуемые в отдельных производственных звеньях малого производства, не требуют крупных финансовых затрат. Оперативность управления малыми предпринимательскими структурами помогает быстро совершенствовать и внедрять технологии. Все это значительно облегчает возможности малых предприятий в освоении инновационных технологий и расширении выпуска конкурентоспособной импортозамещающей продукции и это необходимо учитывать при разработке областных инновационных программ. Одним из основных методов реализации научно-технической и инновационной политики является государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также организаций различных форм собственности (в период освоения ими инноваций) за счет средств федерального бюджета, областного бюджета по статье "Инновационная деятельность", за счет местных бюджетов, внебюджетных фондов, а также путем предоставления определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов. В условиях дефицита денежных средств финансирование научно-технической и инновационной деятельности за счет средств областного бюджета должно осуществляться только на основе целевого финансирования конкретных научно-технических, инновационных программ и проектов, прошедших конкурсный отбор. Таким образом, расширение практики конкурсного размещения бюджетных средств для реализации инновационных проектов, представляемых организациями любой формы собственности, будет способствовать повышению эффективности расходования бюджетных средств. Социально-экономическая эффективность реализации научнотехнической и инновационной деятельности в соответствии с Концепцией инновационной политики Еврейской автономной области будет заключаться в реструктуризации действующих производств, создании новых рабочих мест, открытии малых инновационных предприятий, привлечении в область дополнительных инвестиций, сохранении и развитии материальной базы вузов, института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН и их научного потенциала, в выпуске наукоемкой, конкурентной, импортозамещающей продукции и, в конечном итоге, будет способствовать подъему экономики области и ее интеграции с другими регионами Дальнего Востока. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|