Расширенный поиск

Постановление Правительства Еврейской автономной области от 24.02.2004 № 60-пп

 



            ПРАВИТЕЛЬСТВО ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                   от 24 февраля 2004 г. N 60-ПП


             Об утверждении концепции развития оборота
              земель сельскохозяйственного назначения
                  в Еврейской автономной области

       В  целях реализации с Федерального закона от 24.07.2002 N 101-
   ФЗ    "Об   обороте   земель   сельскохозяйственного   назначения"
   правительство Еврейской автономной области

       ПОСТАНОВЛЯЕТ:

       1.  Утвердить  прилагаемую  Концепцию  развития оборота земель
   сельскохозяйственного назначения в Еврейской автономной области.
       2.  Органам  исполнительной власти, формируемым правительством
   области   при   разработке  нормативно-правовых  актов,  областных
   целевых программ руководствоваться настоящей Концепцией.
       3.  Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
   на  заместителя  председателя правительства, председателя комитета
   по управлению государственным имуществом ЕАО Я.Б. Шермана.


       Губернатор области                                 Н.М. ВОЛКОВ
   

   


                                                           УТВЕРЖДЕНА
                                         Постановлением правительства
                                         Еврейской автономной области
                                                от 24.02.2004 N 60-ПП

                               КОНЦЕПЦИЯ
             РАЗВИТИЯ ОБОРОТА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО
               НАЗНАЧЕНИЯ В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

                               1.ВВЕДЕНИЕ

       Согласно  Конституции  Российской  Федерации  земля признается
   основой    жизни    и   деятельности   народов,   проживающих   на
   соответствующих   территориях.   Земля  является  пространственным
   базисом   социально-экономического   развития,  главным  средством
   производства в сельском и лесном хозяйстве.
       Наряду   с  этим,  в  гражданском  законодательстве  земельные
   участки являются также объектом гражданских прав.
       Определяющую  роль  в  земельном  обороте  играет государство.
   Государство  выступает  единственным  регулятором рынка, создающим
   справедливые  правила  для всех его участников, выступает само как
   участник,   осуществляет   контроль  за  деятельностью  институтов
   рынка,  обеспечивает  социальные  гарантии его участникам, создает
   инфраструктуру рынка и осуществляет подготовку для него кадров.
       Федеральный  закон  от  24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель
   сельскохозяйственного     назначения"     устанавливает    порядок
   перераспределения    земель   сельскохозяйственного   назначения и
   способы регулирования оборота земель государством.
       Настоящая   концепция   определяет   направления  деятельности
   государственных     органов    по    развитию    оборота    земель
   сельскохозяйственного  назначения  в Еврейской автономной области,
   формированию и становлению эффективного землепользования.

                 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБОРОТА ЗЕМЕЛЬ
                     СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

       В        результате        реорганизации       государственных
   сельскохозяйственных  предприятий  в  ходе осуществления земельной
   реформы  в  предыдущее  десятилетие  резко  увеличилось количество
   собственников  земельных  участков,  а  также  граждан  обладающих
   правом  собственности  на  земельную долю в общей собственности. В
   Еврейской  автономной  области  более  14  тыс.  граждан  наделены
   правом собственности на земельный пай на площади более 120 тыс. га
   сельскохозяйственных угодий.
       Смысл  передачи  земли  и  другого  имущества  в собственность
   крестьянам  заключался в том, что постепенно формирующееся чувство
   собственника  станет  надежным  стимулом  в их работе. Однако, как
   оказалось,  недостаточно  просто  разделить  землю  и имущество на
   доли.
       По  сведениям государственного земельного кадастра только 2990
   граждан  распорядилось  своей  земельной долей, т.е. передали свою
   земельную долю в аренду, создали крестьянское или личное подсобное
   хозяйство.   Остальные  земельные  участки,  находящиеся  в  общей
   собственности,   фактически,   используются  сельскохозяйственными
   организациями   незаконно,   без  заключения  договоров,  либо  не
   используются вообще.
       Значительная  часть  лиц, получивших земельные доли, оказалась
   не  в  состоянии  каким-либо  образом  организовать  использование
   земель. Все это, в сочетании с трудностями финансового и правового
   характера,   впоследствии   привело   к   избытку  предложения  на
   потенциальном  рынке  земельных  долей  и  стало одним из наиболее
   существенных  факторов  их  обесценивания  и одной из причин того,
   что   формально   завершенная  реорганизация  сельскохозяйственных
   предприятий   так   и   не  привела  к  существенным  качественным
   изменениям  производственного  процесса.  Это  привело  к созданию
   неэффективного   землепользования,   незаконному   и   неучтенному
   использованию земель сельскохозяйственного назначения.
       От  использования  земель  сельскохозяйственного назначения на
   территории  Еврейской  автономной области в минувшем году получено
   доходов  в  размере  1401,1  тыс.  рублей, из них средств арендной
   платы   538,8   тыс.рублей,   средств   земельного   налога  862,3
   тыс.рублей.  Хотя  прогнозируемая  сумма средств этих доходов, при
   условии    использования    всех    земель   сельскохозяйственного
   назначения  и  установления  ставок  арендной  платы  не выше двух
   ставок земельного налога, составляет более 6 млн. рублей.
       В  соответствии  с  Федеральным  законом  "Об  обороте  земель
   сельскохозяйственного   назначения",   в  целях  развития  оборота
   земель сельскохозяйственного назначения, приняты областные законы:
       -  от 25.04.2003 N 159-ОЗ "Об установлении предельных размеров
   земельных  участков  из  земель  сельскохозяйственного назначения"
   (создает  предпосылки  развития в Еврейской автономной области как
   мелкотоварного  сельскохозяйственного  производства, так и крупных
   (средних) по размеру хозяйств);
       -   от   25.04.2003  N  157-ОЗ  "О  перечне  средств  массовой
   информации  установленном для опубликования сообщений, связанных с
   управлением   и   распоряжением  земельными  участками  из  земель
   сельскохозяйственного     назначения"    (позволяет    реализовать
   преимущественное  право  покупки  доли  в  общей собственности для
   участников долевой собственности, а также указать место размещения
   выделяемого земельного участка из общей долевой собственности);
       - от 26.11.2003 N 225-ОЗ "О приватизации земельных участков из
   земель   сельскохозяйственного   назначения"  (устанавливает,  что
   приватизация  земельных  участков  из земель сельскохозяйственного
   назначения,   находящихся   в  государственной  или  муниципальной
   собственности,   начнет   осуществляться  в  Еврейской  автономной
   области с 1 января 2007 года).
       Однако  принятие федерального и областных законов не привело к
   активизации  сделок  с земельными участками и земельными долями по
   следующим причинам:
       -    глубокий   кризис   сельскохозяйственного   производства,
   отсутствие  мотивации  у  потенциальных  покупателей (крестьянских
   хозяйств) к расширению существующих землепользований и образованию
   новых;
       - отсутствие у сельского населения - потенциальных продавцов и
   потенциальных   покупателей,   знаний   о   порядке  осуществления
   сделок,  о  правах  собственника  доли  в  общей  собственности на
   земельный участок;
       -  сложность  порядка  осуществления  сделок, предусмотренного
   Федеральным     законом     (многоэтапность,     долговременность,
   значительные финансовые затраты).

               3. ЦЕЛЬ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ОБОРОТА ЗЕМЕЛЬ
                    СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

       Целью оборота земель сельскохозяйственного назначения является
   перераспределение    земель    сельскохозяйственного    назначения
   эффективным   субъектам   сельскохозяйственного  производства  для
   оптимизации    размера   землепользования   с   учетом   выбранной
   специализации,    наличия   основных   средств   для   организации
   эффективного    сельскохозяйственного   производства,   достижения
   максимальных результатов при бережном и рациональном использовании
   земель.
       Государственное       регулирование       оборота       земель
   сельскохозяйственного  назначения  в  Еврейской автономной области
   основывается на:
       -  планировании  развития  территорий  и  использования земель
   сельскохозяйственного назначения;
       - сохранении в целостности жизнеспособных сельскохозяйственных
   предприятий   всех   организационно-правовых   форм,  использующих
   земельные    участки    на    правах,    установленных   земельным
   законодательством;
       -    содействии,   способным   расширять   свою   деятельность
   сельскохозяйственным   предприятиям,   в  достижении  оптимального
   размера землепользования, необходимого для осуществления выбранной
   специализации (деятельности);
       - содействии созданию новых сельскохозяйственных предприятий в
   соответствии со структурой сельскохозяйственного землепользования;
       -   приоритете  продажи  (предоставления)  земельных  участков
   сельскохозяйственного    назначения    лицам,    с    определенной
   профессиональной квалификацией.

             4.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБОРОТА ЗЕМЕЛЬ
                    СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

       Нормативно-правовое       обеспечение      оборота      земель
   сельскохозяйственного   назначения   осуществляется  по  следующим
   направлениям:
       -   планирование  использования  земель  сельскохозяйственного
   назначения и развития территорий сельских поселений;
       -   определение   максимальных  размеров  земельных  участков,
   предоставляемых  гражданам  в  собственность  бесплатно из земель,
   находящихся в собственности Еврейской автономной области;
       Информационное        обеспечение        оборота        земель
   сельскохозяйственного назначения:
       -      разработка      проектов     землеустройства     земель
   сельскохозяйственного назначения;
       -   проведение   комплекса  работ  по  упорядочению  правовой,
   землеустроительной   и  другой  информации  о  земельных  участках
   сельскохозяйственного  назначения  для  адаптации ее в современную
   систему  учета и регистрации, ведение в автоматизированном режиме,
   постоянно  обновляемых,  картографических  и  цифровых  баз данных
   земельно-кадастровой информации;
       -   создание   постоянно   обновляемых   информационных  баз о
   складывающейся   ситуации   на   рынке   земли  (цены,  активность
   субъектов рынка земли, мотивации при совершении сделок и др.);
       -  создание  условий  для хранения и актуализации информации о
   землях,   находящихся   в   собственности,  владении,  пользовании
   аренде, залоге;
       -  разработка  практических  рекомендаций  и выпуск популярных
   пособий по эффективному применению земельного законодательства для
   осуществления сделок с земельными долями и земельными участками из
   земель сельскохозяйственного назначения;
       -   обучение   специалистов   государственных  (муниципальных)
   органов  применению  земельного  законодательства для эффективного
   распоряжения земельными участками;
       -  содействие обучению специалистов, обеспечивающих правовое и
   организационное    функционирование    рынка    земель   (институт
   независимых  оценщиков, страховщиков, оформление сделок и операций
   с земельными участками, организация торгов и др.).
       Организационное        обеспечение        оборота       земель
   сельскохозяйственного назначения:
       -  создание координационного совета по регулированию земельных
   отношений в Еврейской автономной области;
       -  вовлечение  в  правовое  поле  сделок  купли-продажи и иных
   сделок, осуществляемых с нарушением законодательства;
       -    создание   условий   для   развития   ипотечной   системы
   кредитования.

                    5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

       На  первом  этапе реализации Концепции развития оборота земель
   сельскохозяйственного  назначения  в  Еврейской автономной области
   считать приоритетными следующие задачи:
       -   определить   уполномоченный  орган  исполнительной  власти
   области   по   реализации   полномочий  установленных  Федеральном
   законом  "Об  обороте  земель  сельскохозяйственного  назначения",
   который  будет  осуществлять  мероприятия по вовлечению в правовое
   поле   сделок   купли-продажи   и  иных  сделок,  осуществляемых с
   нарушением      законодательства     на     основании     проектов
   перераспределения,  рассмотренных  на  заседаниях координационного
   совета;
       -создать  координационный  совет  по  регулированию  земельных
   отношений   в  Еврейской  автономной  области,  которому  поручить
   выработку   согласованных   мероприятий  по  реализации  настоящей
   Концепции;
       -   предусматривать   в  рамках  областной  целевой  программы
   "Создание   автоматизированной  системы  ведения  государственного
   земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости
   в  Еврейской  автономной  области"  проведение  комплекса работ по
   упорядочению  правовой,  землеустроительной  и другой информации о
   земельных  участках сельскохозяйственного назначения для адаптации
   ее в современную систему учета и регистрации;
       -  предусматривать в рамках областной целевой программы "Село"
   разработку  практических  рекомендаций и выпуск популярных пособий
   по   эффективному   применению   земельного  законодательства  для
   осуществления сделок с земельными долями и земельными участками из
   земель   сельскохозяйственного   назначения,  а  также  проведение
   семинаров.

                         6.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

       Реализация    концепции    по    развитию    оборота    земель
   сельскохозяйственного  назначения  в  Еврейской автономной области
   позволит:
       -  активизировать сделки на рынке земель сельскохозяйственного
   назначения;
       -      эффективным     сельскохозяйственным     производителям
   оптимизировать  размер  землепользования  с  учетом специализации,
   наличия   основных   средств   производства,  тем  самым  повысить
   доходность сельскохозяйственного производства;
       -    произвести    отбор    лучших    земель,    участвующих в
   сельскохозяйственном производстве;
       -  повысить заинтересованность работников в результатах своего
   труда и улучшить социальную обстановку на селе;
       -  повысить  поступления  в  доход  областного и муниципальных
   бюджетов  средств  земельного  налога  и  арендной  платы  за счет
   введения  в  правовое  поле сделок купли-продажи и других сделок с
   земельными участками.
       Важно,  чтобы  изменения  в  землепользовании  были  увязаны с
   другими   мерами  по  оздоровлению  агропромышленного  комплекса и
   обеспечивали   устойчивое   развитие   агропромышленного   сектора
   экономики    и    способствовали   повышению   уровня   почвенного
   плодородия.
   


Информация по документу
Читайте также