Расширенный поиск

Закон Еврейской автономной области от 10.07.1996 № 13-оз

 



                                ЗАКОН

                     ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ


                              О выборах
             депутатов представительных органов местного
          самоуправления и выборных должностных лиц местного
            самоуправления в Еврейской автономной области"

     Настоящий закон  в   соответствии   с   Конституцией   Российской
Федерации,   Законом   Российской  Федерации  "Об  основных  гарантиях
избирательных прав граждан  Российской  Федерации",  Законом  ЕАО  "Об
организации   местного   самоуправления   в  ЕАО"  определяет  порядок
подготовки и проведения  выборов  депутатов  представительных  органов
местного   самоуправления   и   выборных   должностных   лиц  местного
самоуправления в области,  устанавливает правовые и финансовые условия
их проведения.

                       ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

                 СТАТЬЯ 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЫБОРОВ

     1. Выборы   депутатов   представительных   органов   и   выборных
должностных  лиц  местного  самоуправления  осуществляются  гражданами
Российской   Федерации   на   основе   всеобщего   равного  и  прямого
избирательного права при тайном голосовании.
     2. Выборы   депутатов   и   выборных   должностных  лиц  местного
самоуправления проводятся по одномандатным (один округ - один  мандат)
избирательным  округам  на  основе  единой для данного органа местного
самоуправления  нормы   представительства   либо   по   многомандатным
избирательным    округам.    Численный    состав,    срок   полномочий
представительного   органа   местного   самоуправления   и    выборных
должностных лиц,  порядок выборов определяются в уставе муниципального
образования.
     3. Выборы   депутатов   и   выборных   должностных  лиц  местного
самоуправления  в  небольших  поселениях   могут   осуществляться   на
собраниях  (сходах)  граждан  в  соответствии с уставами муниципальных
образований путем тайного голосования.
     4. В  отдельных  административно  -  территориальных  единицах  с
численностью населения до 1 тысячи человек  может  быть  предусмотрена
возможность осуществления полномочий представительных органов местного
самоуправления   собраниями   (сходами)   граждан.   Данное    решение
принимается   собранием  (сходом)  граждан  и  закрепляется  в  уставе
муниципального образования.  При этом на собрании  (сходе)  граждан  в
обязательном   порядке   избирается   выборное   должностное   лицо  -
руководитель  местного  самоуправления  данного  населенного   пункта,
который считается избранным, если за него проголосовало более половины
участников собрания (схода) граждан, обладающих избирательным правом.
     5. Участие  гражданина в выборах является добровольным,  никто не
вправе оказывать принудительное воздействие на участие  или  неучастие
гражданина в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

                    СТАТЬЯ 2. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

     1. Право  избирать  и  быть  избранным  в представительные органы
местного  самоуправления  принадлежит  каждому  гражданину  Российской
Федерации, проживающему на соответствующей территории, достигшему 18 -
летнего возраста и  обладающего  избирательным  правом  независимо  от
пола,  расы,  национальности,  языка,  происхождения, имущественного и
должностного   положения,   религии,   убеждений,   принадлежности   к
общественным объединениям.
     Право быть избранным на должность в орган местного самоуправления
принадлежит  каждому  гражданину  РФ,  проживающему на соответствующей
территории не менее 1 года и достигшему возраста 21 год.
     2. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные
судом не дееспособными,  или граждане,  содержащиеся в местах  лишения
свободы по приговору суда.

                     СТАТЬЯ 3. НАЗНАЧЕНИЕ ВЫБОРОВ

     Выборы депутатов  в  органы  местного  самоуправления назначаются
представительным органом местного самоуправления не позднее чем  за  3
месяца до дня выборов.

        СТАТЬЯ 4. ПРОВЕДЕНИЕ ВЫБОРОВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ КОМИССИЯМИ

     1. Организация  выборов  депутатов  выборных  органов  и выборных
должностных  лиц  местного  самоуправления,   обеспечение   и   защита
избирательных прав граждан возлагаются на избирательные комиссии.
     2. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы
от   государственных   органов,   органов   местного   самоуправления,
общественных и иных  органов  и  организаций.  Избирательные  комиссии
работают коллегиально.

              СТАТЬЯ 5. ГЛАСНОСТЬ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ

     Подготовка и  проведение  выборов  депутатов  выборных  органов и
выборных  должностных  лиц  местного   самоуправления   осуществляются
открыто и гласно.

        ГЛАВА 2. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ.
                         СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ.

             СТАТЬЯ 6. ОБРАЗОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ

     1. Для проведения выборов депутатов и  выборных  должностных  лиц
местного самоуправления образуются избирательные округа.
     2. Избирательные  округа  образуются  соответствующей  (районной,
городской,  сельской,  поселковой) избирательной комиссий на основании
представляемых представительным органом местного самоуправления данных
о численности избирателей, проживающих на данной территории.
     Границы избирательных  округов  и  число  избирателей  в   каждом
избирательном округе доводятся до сведения населения не позднее чем за
60 дней до дня выборов через местную печать или иными способами.
     3. Избирательный   округ   составляет   единую   территорию,   не
допускается создание избирательного округа из неграничащих между собой
территорий.
     Многомандатные избирательные   округа   образуются   в   границах
отдельных  или  расположенных  в  непосредственной близости населенных
пунктов,  микрорайонов,  кварталов,  улиц и  других  составных  частей
населенных пунктов.
     Выборы депутатов    в    представительные     органы     местного
самоуправления    поселков   и   сел   по   решению   соответствующего
представительного органа могут проводиться по общему списку кандидатов
в   депутаты.   В   этом  случае  территория  поселка,  села  является
многомандатным избирательным округом.
     4. Избирательные  округа  в  совокупности  должны  охватывать всю
территорию данного муниципального образования.
     Границы избирательных  округов  при  выборах выборных должностных
лиц соответствуют  границам  муниципальных  образований  и  населенных
пунктов.
     5. Избирательные  округа  образуются  с  примерно  равным  числом
избирателей,    с   допускаемыми   отклонениями   от   средней   нормы
представительства  не  более  10  процентов,   в   труднодоступных   и
отдаленных местностях - не более 15 процентов.

             СТАТЬЯ 7. ОБРАЗОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

     1. Для  проведения  голосования  и  подсчета  голосов избирателей
образуются избирательные участки.
     2. Избирательные  участки  образуются  представительными  органом
местного   самоуправления   по    согласованию    с    соответствующей
избирательной  комиссией  с  целью  создания  максимальных удобств для
избирателей из расчета не более 3000 избирателей на каждом  участке  и
не  позднее 45 дней до дня выборов.  Границы избирательных участков не
должны пересекать границ избирательных округов.
     3. В санаториях,  профилакториях,  домах отдыха,  больницах, иных
стационарных лечебно - профилактических учреждениях  и  других  местах
временного  пребывания  избирателей могут образовываться избирательные
участки в тот же срок,  а в исключительных случаях не позднее чем за 5
дней  до  выборов.  Такие избирательные участки входят в избирательные
округа по месту их расположения.
     4. Военнослужащие   голосуют  на  общих  избирательных  участках.
Допускается образование  избирательных  участков  в  воинских  частях,
расположенных  в  удаленных  от  населенных  пунктов местностях или на
обособленных территориях военных городков (гарнизонов). В этих случаях
избирательные   участки  образуются  командирами  воинских  частей  по
решению соответствующей избирательной комиссии.  При этом должен  быть
обеспечен  доступ  в  помещение  для  голосования членам избирательных
комиссий, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам.
     5. Решением   избирательной   комиссии   устанавливается   единая
нумерация избирательных участков.
     6. Список  избирательных участков с указанием их границ и адресов
участковых  избирательных  комиссий  (центров  голосования)   подлежит
опубликованию   в   течение  5  дней  после  принятия  решения  об  их
образовании в местной печати или иными способами.

                     СТАТЬЯ 8. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

     1. Списки  избирателей  составляются  участковыми  избирательными
комиссиями  отдельно  по  каждому  избирательному участку на основании
сведений,  представляемых  по  установленной  форме   представительным
органом местного самоуправления.
     Представительный орган   местного   самоуправления   осуществляет
уточнение  списков  зарегистрированных  избирателей  по состоянию на 1
января и 1 июля каждого года.
     2. В   список   избирателей   включается   каждый  гражданин  РФ,
отвечающий на день составления списков требованиям статьи 2 настоящего
закона  и  проживающий  на  территории соответствующего избирательного
участка.
     Списки избирателей   -  военнослужащих,  находящихся  в  воинских
частях,  членов их семей,  других избирателей,  если они проживают  на
территории   воинских   частей,   составляются   на   основе   данных,
представленных   командирами    воинских    частей.    Военнослужащие,
проживающие  вне  воинских частей,  включаются в списки избирателей по
месту жительства на общих основаниях.
     Списки избирателей,  которые  в  день  выборов будут находиться в
санаториях,  профилакториях,   домах   отдыха,   в   больницах,   иных
стационарных  лечебно  -  профилактических учреждениях и других местах
временного проживания избирателей,  составляются на основании  данных,
представленных руководителями указанных учреждений.
     3. Список  избирателей  составляется   в   двух   экземплярах   в
алфавитном  или  ином  порядке,  удобном  для организации голосования,
подписывается  председателем  и  секретарем  участковой  избирательной
комиссии  и  скрепляется печатью участковой избирательной комиссии.  В
списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18
лет  дополнительно  день  и  месяц)  и  адрес места жительства каждого
избирателя.
     Избиратель может  быть  включен  в  список  избирателей только на
одном избирательном участке.
     4. Список  избирателей предоставляется для всеобщего ознакомления
в помещении избирательной комиссии не позднее чем за 30  дней  до  дня
выборов.
     Избиратели, поселившиеся  на  территории  избирательного  участка
после  этого  срока  и  до дня выборов,  либо по различным причинам не
внесенные в список,  включаются участковой избирательной  комиссией  в
список  избирателей  на основании документов,  удостоверяющих их место
жительства и личность.
     5. Каждый  избиратель  вправе  завить  в участковую избирательную
комиссию о невключении его в  список  избирателей,  а  также  о  любой
ошибке или неточности в списке избирателей.
     В течение 24 часов,  а  в  день  выборов  немедленно,  участковая
избирательная  комиссия  обязана  проверить заявление и либо устранить
ошибку,  либо дать заявителю письменный  ответ  с  изложением  мотивов
отклонения заявления.  Решение участковой избирательной комиссии может
быть обжаловано  в  вышестоящую  избирательную  комиссию  или  в  суд,
которые  обязаны  рассмотреть  жалобу  в  трехдневный  срок,  а в день
выборов - немедленно.  Решение суда окончательно. Исправление в списке
избирателей  в  соответствии  с  решением суда производится участковой
избирательной  комиссией  немедленно.  Вносить  изменения   в   списки
избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается.

                    ГЛАВА 3 ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

               СТАТЬЯ 9. СТАТУС ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ

     1. Для     организации    и    проведения    выборов    депутатов
представительных органов и  должностных  лиц  местного  самоуправления
образуются избирательные комиссии:
     - территориальная избирательная  комиссия  (районная,  городская,
поселковая, сельская);
     - окружные (по избирательным округам) избирательные комиссии;
     - участковые избирательные комиссии.
     В районах,  городах,  селах  и  поселках  окружные  избирательные
комиссии  могут не образовываться,  их функции в этом случае исполняют
территориальные избирательные комиссии.
     2. Акты   избирательных   комиссий,   принятые   в   пределах  их
компетенций,  обязаны для исполнения нижестоящими комиссиями, органами
и    должностными   лицами   местного   самоуправления,   общественных
объединений, предприятий, учреждений, организаций.
     3. Государственные  органы,  органы  местного  самоуправления,  а
также их должностные  лица,  организации,  предприятия  и  учреждения,
общественные   объединения,   средства   массовой  информации  обязаны
оказывать  избирательным  комиссиям   содействие   в   реализации   их
полномочий,   в   частности,   предоставлять   необходимые  помещения,
транспорт,  средства  связи,  техническое  обслуживание  и  материалы,
давать ответы на обращения избирательных комиссий в недельный срок,  и
также предоставлять возможность  для  размещения  печатной  информации
избирательных комиссий.

        СТАТЬЯ 10. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ

     1. Формирование  избирательных  комиссий  осуществляется выборным
органом местного  самоуправления  с  учетом  предложений  общественных
объединений,  собраний  избирателей по месту работы,  службы,  учебы и
жительства.
     2. Территориальная избирательная (районная,  городская, сельская,
поселковая) комиссии образуются  решением  выборного  органа  местного
самоуправления  не позднее чем за 60 дней до дня выборов в составе 5 -
13 членов комиссии с правом решающего голоса.
     В случае, если выборный орган местного самоуправления не назначил
состав территориальной избирательной комиссии  в  срок,  установленный
частью  2  настоящей  статьи,  или на данной территории выборный орган
местного  самоуправления  отсутствует,  формирование   территориальной
избирательной   комиссии  района,  города  производится  избирательной
комиссий ЕАО, а территориальной избирательной комиссии поселка, села -
территориальной избирательной комиссий района, города.
     3. Окружные избирательные комиссии образуются решением  выборного
органа  местного  самоуправления  не  позднее  чем  за  60 дней до дня
выборов в составе 5 - 11 членов комиссий с правом решающего голоса.
     4. Участковые    избирательные   комиссии   образуются   решением
выборного органа местного самоуправление не позднее  45  дней  до  дня
выборов в составе 5 - 9 членов комиссий с правом решающего голоса.
     5. В случае,  если  выборный  орган  местного  самоуправления  не
назначил состав окружных и участковых комиссий в сроки,  установленные
частями 3 и 4 настоящей статьи,  либо на  данной  территории  выборный
орган  местного  самоуправления  отсутствует,  формирование окружных и
участковых  избирательных   комиссий   производится   соответствующими
территориальными избирательными комиссиями.
     6. Председатели,     заместители     председателей,     секретари
избирательных  комиссий  избираются  тайным  голосованием на их первом
заседании из числа членов избирательных комиссий.
     7. В  состав  избирательных комиссий не могут входить кандидаты в
депутаты,  их доверенные лица,  супруги и  близкие  родственники  либо
лица, находящиеся у них непосредственном подчинении.
     8. После   регистрации   кандидата   в   депутаты   избирательное
объединение,  выдвинувшее кандидата, или сам кандидат вправе назначить
в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата и в нижестоящие
избирательные комиссии по одному члену избирательной комиссии с правом
совещательного голоса.

         СТАТЬЯ 11. ПОЛНОМОЧИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ
                               КОМИССИИ

     1. Территориальная  избирательная комиссия (районная,  городская,
сельская, поселковая):
     - осуществляет контроль за организацией выборов в выборные органы
местного самоуправления на соответствующей территории;
     - образует избирательные округа в соответствии с пунктом 5 статьи
10 настоящего закона, окружные и участковые избирательные комиссии;
     - координирует   работу   окружных   и  участковых  избирательных
комиссий,  обеспечивает  соблюдение  избирательных  прав  граждан   на
подведомственной территории;
     - распоряжается денежными средствами, выделенными на подготовку и
проведение  выборов,  распределяет  их  между  окружными и участковыми
избирательными   комиссиями,   обеспечивает   контроль   за    целевым
расходованием этих средств и отчитывается об их использовании;
     - рассматривает заявления и жалобы на решения и действия окружных
и  участковых избирательных комиссий и принимает по ним мотивированные
решения;
     - устанавливает   единую   нумерацию  избирательных  участков  на
соответствующей территории;
     - утверждает  тексты  избирательных бюллетеней для голосования по
выборам  в  выборные  органы   местного   самоуправления,   организует
изготовление этих бюллетеней и снабжение ими участковых комиссий;
     - заслушивает сообщения  нижестоящих  избирательных  комиссий  по
вопросам  их  деятельности,  оказывает им организационно - техническую
помощь в проведении голосования,  обеспечивает равные правовые условия
всем кандидатам в депутаты;
     - устанавливает  общие  результаты  выборов  на   соответствующей
территории, опубликовывает их в местной печати или доводит до сведения
населения любым иным способом, обеспечивает передачу выборной и другой
документации в органы местного самоуправления;
     - регистрирует выдвинутых кандидатов в депутаты и кандидатов  для
избрания    выборным   должностным   лицом   местного   самоуправления
соответствующей территории и выдает им удостоверение об избрании;
     - передает    соответствующему    выборному    органу    местного
самоуправления  документацию,  необходимую  для  проверки   полномочий
избранных депутатов;
     - осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством
о выборах и настоящим законом.
     2. Полномочия территориальной избирательной комиссии действуют до
окончания  срока  полномочий  выборного органа местного самоуправления
или выборного должностного лица.

        СТАТЬЯ 12. ПОЛНОМОЧИЯ ОКРУЖНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ

     1. Окружная избирательная комиссия:
     - осуществляет   организацию   и   контроль   за   подготовкой  и
проведением выборов органы местного самоуправления;
     - осуществляет  контроль  за  исполнением  настоящего  закона  на
соответствующей территории;
     - содействует работе участковых избирательных комиссий;
     - распоряжается денежными и материальными средствами, выделенными
на проведение выборов;
     - обеспечивает  соблюдение  равных  правовых  условий  участия  в
выборах всех кандидатов;
     - проводит  регистрацию  выдвинутых  кандидатов  в  депутаты,  их
доверенных лиц,  выдает кандидатам и их доверенным лицам удостоверения
установленного образца;
     - утверждает  текст  избирательного  бюллетеня  по избирательному
округу;
     - публикует сведения о зарегистрированных кандидатах;
     - оказывает  организационно  -  техническую   помощь   участковым
избирательным  комиссиям  в  проведении  голосования  на избирательных
участках;
     - организует досрочное голосование в помещении комиссии;
     - устанавливает результаты выборов по  округу  и  передает  их  в
соответствующую избирательную комиссию;
     - получает от соответствующих  участковых  комиссий  протоколы  о
результатах голосования,  устанавливает результаты выборов по округу и
публикует их в печати или доводит до населения иным любым способом;
     - регистрирует  избранных  депутатов  и  выборных должностных лиц
соответствующего  органа   местного   самоуправления   и   выдает   им
удостоверения об избрании;
     - передает    соответствующему    выборному    органу    местного
самоуправления   документацию,  необходимую  для  проверки  полномочий
избранных депутатов;
     - рассматривает  заявления  и  жалобы  на  действия (бездействия)
участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения;
     - осуществляет  другие  полномочия  в  соответствии  с  настоящим
законом.
     2. Полномочия   окружной   избирательной  комиссии  действуют  до
окончания срока полномочий выборного органа местного самоуправления.

       СТАТЬЯ 13. ПОЛНОМОЧИЯ УЧАСТКОВОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ

     1. Участковая избирательная комиссия:
     - организует  составление  списков  избирателей по избирательному
участку;
     - проводит   ознакомление   граждан   со   списками  избирателей,
принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списках
избирателей   и  решает  вопросы  о  внесении  в  них  соответствующих
изменений;
     - оповещает население о месте нахождения участковой избирательной
комиссии и времени ее работы,  а также о дне выборов,  месте и времени
голосования;
     - обеспечивает    подготовку    помещения    для     голосования,
избирательных ящиков и другого оборудования;
     - организует на избирательном участке голосование в день выборов,
а также досрочное голосование;
     - контролирует соблюдение на  территории  избирательного  участка
правил размещения агитационных предвыборных материалов;
     - производит подсчет голосов,  определяет результаты  голосования
на   избирательном   участке,  передает  в  вышестоящую  избирательную
комиссию документацию, связанную с проведением выборов;
     - рассматривает   заявления   и  жалобы  по  вопросам  подготовки
выборов, проведения голосования и принимает по ним решения;
     - осуществляет     другие     полномочия    в,    предусмотренные
законодательством о выборах и настоящим законом.
     2. Срок полномочий участковой избирательной комиссии прекращается
после официального опубликования общих итогов выборов.

         СТАТЬЯ 14. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ

     1. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на
нем  присутствуют  более  половины  членов комиссии с правом решающего
голоса.
     2. Заседания   избирательной  комиссии  созываются  и  проводятся
председателем  или  по   его   поручению   заместителем   председателя
избирательной  комиссии.  Заседания  проводятся также по требованию не
менее одной трети членов комиссии с правом решающего голоса.
     3. Решения   избирательных  комиссий  об  избрании  председателя,
заместителя  председателя  и  секретаря  избирательной   комиссии,   о
регистрации кандидатов,  об отмене регистрации кандидатов, по вопросам
финансового  обеспечения   подготовки   и   проведения   выборов,   об
установлении  итогов голосования,  о признании выборов несостоявшимися
или недействительными принимаются на заседаниях комиссий  большинством
голосов  от  общего  числа  членов комиссий с правом решающего голоса.
Решения  избирательных  комиссий  по  иным  вопросам  принимаются   на
заседаниях  комиссий  большинством  голосов  от  числа  присутствующих
членов комиссий с правом решающего голоса.
     При принятии решения избирательными комиссиями,  имеющими в своем
составе четное число членов комиссий  с  правом  решающего  голоса,  в
случае  равного  числа  голосов  "за"  и "против",  голос председателя
избирательной комиссии считается решающим.
     Решение избирательной   комиссии  подписывается  председателем  и
секретарем комиссии.
     Члены избирательной комиссии,  не согласные с решением,  принятым
избирательной комиссией,  вправе в письменной форме  высказать  особое
мнение,   которое  должно  быть  доведено  председателем  комиссии  до
сведения  вышестоящей  избирательной  комиссии  не   позднее   чем   в
трехдневный срок.
     Решение избирательной   комиссии,   противоречащее   действующему
законодательству  либо  принятое избирательной комиссией с превышением
полномочий,  подлежит отмене вышестоящей избирательной  комиссией  или
судом.
     4. По решению территориальной избирательной  комиссии  (районной,
городской,  поселковой,  сельской) председатель,  секретарь, отдельные
члены   соответствующей   избирательной,   окружной    и    участковой
избирательных  комиссий  с  правом  решающего  голоса могут работать в
избирательной комиссии в период  подготовки  и  проведения  выборов  с
отрывом от основной работы.
     Оплата труда   производится   в   пределах   бюджетных   средств,
выделенных на содержание соответствующих избирательных комиссий.
     5. На заседаниях  избирательных  комиссий  вправе  присутствовать
кандидаты   и   их   доверенные   лица,   представители  избирательных
объединений, средств массовой информации.
     6. При рассмотрении жалоб и заявлений на заседаниях избирательных
комиссий вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.
     7. В   день   голосования  с  момента  начала  работы  участковой
избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об  итогах
голосования   общественные   объединения,   зарегистрировавшие  своего
кандидата,  сам кандидат вправе  направить  в  избирательную  комиссию
одного   наблюдателя,   который  вправе  присутствовать  до  окончания
подсчета голосов в избирательной комиссии.
     Полномочия наблюдателя  должны  быть  удостоверены  в  письменной
форме  кандидатом  или  решением  руководящего  органа   общественного
объединения,  чьи  интересы он представляет,  с указанием его фамилии,
имени,  отчества,  места жительства,  а  также  номера  избирательного
участка,  на  который  он  направляется.  Данный документ действителен
только при предъявлении паспорта или иного документа,  удостоверяющего
его личность.

             ГЛАВА 4. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ

                   СТАТЬЯ 15. ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ

     1. Право  выдвижения  кандидатов  в  представительные органы и на
выборные должности местного самоуправления  принадлежит  избирательным
объединениям,  избирательным  блокам и непосредственно избирателям,  в
том числе по месту работы, службы, учебы и жительства.
     2.Избирательными объединениями    являются    местные   отделения
общефедеральных партий, движений, иных общественных объединений, устав
которых  предусматривает  участие  в  выборах  посредством  выдвижения
кандидатов,   которые   созданы   и   зарегистрированы   в    порядке,
установленном  законом,  не  позднее  чем  за  6 месяцев до объявления
выборов.
     3. Выдвижение    кандидатов   начинается   со   дня   образования
избирательных  округов.  Подписные  листы  с  подписями  избирателя  в
поддержку  кандидата  по  избирательному  округу передаются в окружную
избирательную комиссию кандидатом или уполномоченным представителем не
позднее 30 дней до дня выборов.
     4. Избирательное объединение вправе  выдвигать  не  более  одного
кандидата  в каждом из округов,  а группа избирателей одного кандидата
по  избирательному  округу,  на   территории   которого   эта   группа
избирателей проживает.
     По многомандатному    избирательному     округу     избирательное
объединение,   блок,   группа   избирателей  вправе  выдвигать  список
кандидатов в депутаты,  соответствующий числу депутатских мандатов  по
данному избирательному округу.
     5. Выдвижение  кандидата  группой  избирателей  в   избирательном
округе   проводится  путем  сбора  подписей  избирателей  в  поддержку
выдвижения кандидата на специальных подписных листах в  количестве  не
менее  15  подписей  избирателей,  проживающих  в данном избирательном
округе,  в том числе по месту работы,  службы, учебы избирателей этого
округа или их жительства.
     Гражданин Российской Федерации,  проживающий  на  соответствующей
территории  и  достигший  18  лет  вправе  подать  заявление  о  своем
выдвижении    кандидатом    в    представительный    орган    местного
самоуправления.
     Гражданин Российской Федерации,  проживающий  на  соответствующей
территории  не  менее  1  года  и  достигший  21  года,  вправе подать
заявление  в  окружную  избирательную  комиссию  о  своем   выдвижении
кандидатом на выборную должность местного самоуправления.
     В заявлении указывается фамилия,  имя,  отчество,  дата рождения,
место  работы,  занимаемая  должность  и  место  жительства кандидата.
Заявление должно быть подписано не менее 15 избирателями, проживающими
в данном округе,  с указанием фамилии,  имени,  отчества каждого, даты
рождения,  места жительства,  серии и номера паспорта  или  документа,
удостоверяющего личность.
     Заявление о выдвижении может быть подано в окружную избирательную
комиссию   от   имени   групп   избирателей,   проживающих   в  данном
избирательном округе,  численностью не менее 15 человек. В этом случае
в  заявлении  кроме  необходимых данных о кандидате должны содержаться
сведения об уполномоченном представителе группы.
     Не позднее чем через 3 дня после получения заявления о выдвижении
кандидата  окружная  избирательная  комиссия  выдает   кандидату   или
уполномоченному    представителю    групп    избирателей    письменное
подтверждение  о  принятии  документов.  Отказ  в  выдаче  письменного
подтверждения о принятии документов может быть обжалован в вышестоящую
избирательную комиссию или в суд.
     6. Решение  о  выдвижении кандидатов от избирательных объединений
принимается  на  собраниях  местных   отделений   этих   избирательных
объединений.   В   поддержку   кандидатов  требуется  собрать  подписи
избирателей на специальных подписных листах в количестве не  менее  15
избирателей,  проживающих  на территории соответствующих избирательных
округов,  в том числе по месту службы,  учебы избирателей этого округа
или их жительства.
     7. Выдвижение кандидатов от избирательного  блока  проводится  на
конференции   представителей  избирательных  объединений,  входящих  в
избирательный блок.
     8. Подписные  листы  изготавливаются  по  форме,  установленной в
приложении к настоящему закону.  В каждом подписном листе  указываются
фамилия,  имя,  отчество,  дата  рождения,  место  работы и занимаемая
должность, место жительства кандидата и наименование органа, в который
он выдвигается.
     Избиратель, ставя свою подпись на подписном листе, указывает свою
фамилию,  имя,  отчество, дату рождения, домашний адрес, серию и номер
паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность.
     Подписной лист   удостоверяется   лицом,  собиравшим  подписи,  с
указанием фамилии, имени, отчества этого лица, места жительства, серии
и номера паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность.
     Сбор подписей начинается  с  момента  официального  опубликования
решения об образовании избирательных округов.

                  СТАТЬЯ 16. РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ

     1. Одно  и  то  же  лицо  может  быть зарегистрировано кандидатом
только по одному избирательному округу.
     2. Кандидат,   избирательное  объединение,  блок,  уполномоченный
представитель группы избирателей  вносят  в  соответствующую  окружную
избирательную  комиссию  не  позднее  чем  за  30  дней до дня выборов
подписные листы и заявление кандидата о  согласии  баллотироваться  по
данному избирательному округу.
     Подписные листы представляются в окружную избирательную  комиссию
в сброшюрованном и пронумерованном виде.
     Избирательное объединение представляет в  окружную  избирательную
комиссию  протокол  и  решение  конференции  (собрания)  о  выдвижении
кандидата.  Одновременно  представляются   документы,   подтверждающие
регистрацию    общественного    объединения,   состав   уполномоченных
представителей избирательного объединения с указанием фамилии,  имени,
отчества,  даты рождения,  места жительства, места работы и занимаемой
должности.
     Комиссия удостоверяет печатью подписные листы и выдает письменное
подтверждение об их принятии.
     При проверке  избирательными  комиссиями  правильности оформления
подписных   листов   и   других   документов   вправе   присутствовать
уполномоченные представители избирательных объединений,  блоков, групп
избирателей, а также кандидаты, выдвинутые в избирательных округах.
     В случае   сомнений   в   достоверности  данных,  содержащихся  в
подписных листах,  или  достоверности  подписей  избирателей  окружная
избирательная  комиссия  в  течение  5 дней организует соответствующую
проверку подписных листов.
     3. Каждому  зарегистрированному  кандидату выдается удостоверение
регистрации с указанием даты регистрации.  Данные о зарегистрированных
кандидатах  в  течение трех дней сообщаются избирателям через средства
массовой информации или иным способом.
     4. В   случае   отказа   зарегистрировать   кандидата,   окружная
избирательная комиссия обязана незамедлительно  выдать  кандидату  или
его доверенному лицу,  или уполномоченному представителю копию решения
комиссии с изложением мотива отказа.
     Мотивом отказа   может  служить  только  невыполнение  требований
федеральных законов и законов области о выборах.
     5. Отказ   о   регистрации  может  быть  обжалован  кандидатом  в
вышестоящую избирательную комиссию либо в суд.
     6. Регистрация   кандидатов  заканчивается  за  30  дней  до  дня
выборов.
     Кандидат вправе не позднее чем за 3 дня до дня выборов снять свою
кандидатуру.
     7. В случае, если в установленные сроки в избирательном округе не
будет зарегистрирован ни один кандидат либо  число  зарегистрированных
кандидатов  окажется  меньше  установленного числа мандатов или равным
этому  числу,  выборы  в  данном  избирательном  округе   по   решению
соответствующей  избирательной  комиссии могут переноситься на срок до
двух месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления
последующих избирательных действий.

                      ГЛАВА 5. СТАТУС КАНДИДАТОВ

                   СТАТЬЯ 17. РАВЕНСТВО КАНДИДАТОВ

     1. Все    кандидаты    в    представительные    органы   местного
самоуправления  и  на  выборные  должности   местного   самоуправления
обладают равными правами и несут равные обязанности.

              СТАТЬЯ 18. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КАНДИДАТОВ

     1. После  регистрации  кандидаты,  находящиеся на государственной
или муниципальной службе,  а также  работающие  в  средствах  массовой
информации,  на время их участия в выборах освобождаются от выполнения
служебных обязанностей и не вправе  использовать  преимущества  своего
служебного  положения.  Работодатель  обязан предоставить кандидату по
его личному заявлению неоплачиваемый отпуск со дня регистрации до  дня
опубликования    результатов    выборов.   В   течение   этого   срока
соответствующая  избирательная  комиссия  из  средств,  выделенных  на
организацию  подготовки  и  проведения выборов,  выплачивает кандидату
денежную компенсацию в размере среднего месячного заработка или  иного
дохода  кандидата  за  последние  3  месяца,  но не более семикратного
размера   минимальной   месячной    оплаты    труда,    установленного
законодательством. Кандидаты не могут быть по инициативе администрации
(работодателя) уволены с работы во время проведения выборов или без их
согласия переведены на другую работу.
     Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий  трудовой
стаж  по  той  специальности,  по  которой  он  работал до регистрации
кандидатом.
     2. Кандидат  может  иметь  до  3  -  х  доверенных  лиц,  которые
регистрируются соответствующей  окружной  избирательной  комиссией  по
письменному   заявлению   кандидата.   Доверенные   лица  получают  от
избирательной   комиссии   удостоверения   и    ведут    деятельность,
способствующую    избранию   кандидата.   Кандидат   и   избирательное
объединение вправе  в  любое  время  отозвать  своих  доверенных  лиц,
уведомив   избирательную  комиссию,  которая  аннулирует  выданные  им
удостоверения.
     3. В   пределах   соответствующей   территории   кандидат   после
регистрации не может быть привлечен  без  согласия  прокурора  района,
города  к  уголовной  ответственности,  арестован или подвергнут мерам
административного взыскания, налагаемых в судебном порядке.

                    ГЛАВА 6. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ

        СТАТЬЯ 19. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ И СРОКИ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ

     1. Граждане РФ,  общественные объединения  вправе  в  допускаемых
законом  формах  и  законными  методами  вести  агитацию за или против
любого кандидата.
     2. Предвыборная  агитация  может  осуществляться  через  средства
массовой  информации  путем   проведения   предвыборных   мероприятий,
(собраний,   встреч  с  избирателями,  публичных  дебатов,  дискуссий,
митингов,   демонстраций,   шествий),   выпуска   и    распространения
агитационных печатных материалов.
     3. Кандидатам и избирательным объединениям  гарантируются  равные
условия доступа к средствам массовой информации.
     4. В предвыборной агитации не могут  участвовать  государственные
органы,  органы местного самоуправления, члены избирательных комиссий,
должностные  лица   государственных   органов   и   органов   местного
самоуправления.
     5. Должностные лица государственных органов  и  органов  местного
самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении
предвыборной агитации на общих основания с другими кандидатами.
     6. Предвыборная агитация проводится со дня регистрации кандидатов
и прекращается за день до дня выборов.
     За день  до  дня  выборов  и  в  день голосования любая публичная
агитация  прекращается.   Печатные   агитационные   материалы,   ранее
вывешенные  вне  зданий  и помещений избирательных участков и комиссий
могут сохраняться на прежних местах.
     7. В  течение  трех  дней  до  дня  выборов  и в день голосования
опубликование  результатов  опросов  общественного  мнения,  прогнозов
результатов  выборов  и  иных  исследований,  связанных  с выборами не
допускается.
     8. Должностные  лица  органов  государственной  власти и местного
самоуправления  обязаны  представлять  избирательным  комиссиям  в  их
пользование помещения, находящиеся в государственной или муниципальной
собственности  для  встреч  кандидатов   и   их   доверенных   лиц   с
избирателями.
     Ходатайство о выделении помещений  для  проведения  таких  встреч
рассматривается должностными лицами в 5 - дневный срок.
     9. Проведение  агитации  в  помещениях  участковых  избирательных
комиссий запрещается.

         СТАТЬЯ 20. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ
                 ЧЕРЕЗ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.

     1. Кандидат,  избирательное объединение  имеют  равное  право  на
бесплатное    предоставление    им   эфирного   времени   по   каналам
государственной и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих теле
- и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа,
на  равных  основаниях.  Порядок  указанных  выступления  определяется
избирательной комиссией.
     2. Кандидат,  избирательное объединение имеют право на  основании
заключенного  с  муниципальной телерадиокомпанией договора получить за
плату эфирно время сверх эфирного  времени  вещания,  предоставленного
бесплатно.  Условия  оплаты  по отношению к кандидатам и избирательным
объединениям должны быть равными.
     3. Средства  массовой  информации,  учредителями (соучредителями)
которых   являются   государственные   или    муниципальные    органы,
организации,  учреждения  либо финансируемые полностью или частично за
счет государственных бюджетных средств или  средств  органов  местного
самоуправления,  обязаны  обеспечить  равные возможности для изложения
предвыборных программ кандидатов, избирательных объединений.

          СТАТЬЯ 21. ВЫПУСК АГИТАЦИОННЫХ ПЕЧАТНЫХ МАТЕРИАЛОВ

     1. Избирательные объединения,  участвующие в  выборах,  отдельные
кандидаты  вправе беспрепятственно выпускать плакаты,  листовки и иные
агитационные материалы.
     2. Все   агитационные   печатные   материалы   должны   содержать
информацию об организациях и о  лицах,  ответственных  за  их  выпуск.
Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
     3. Агитационные  печатные  материалы  могут  быть   вывешены   на
специальных   стендах,   устанавливаемых  по  распоряжению  участковой
избирательной комиссии,  а также с согласия собственника или владельца
в любом помещении,  на любом здании, сооружении и ином другом объекте,
кроме   зданий   и   помещений   избирательных    комиссий,    органов
государственной власти и местного самоуправления.

         СТАТЬЯ 22. НЕДОПУСТИМОСТЬ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПРАВОМ НА
                   ПРОВЕДЕНИЕ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ

     1. При   проведении   предвыборной   агитации   не    допускается
злоупотребление   свободной   массовой   информации,   распространение
агитации,   возбуждающей   социальную,   расовую,   национальную   или
религиозную   ненависть   или   вражду,   призыв   к  захвату  власти,
насильственному  изменению  конституционного   строя   и   целостности
государства, пропаганда войны.
     Запрещается ведение  предвыборной  агитации,   осуществляемой   с
предоставлением   избирателям   бесплатно  или  на  льготных  условиях
товаров,  услуг  (кроме  информационных),  ценных  бумаг  с   выплатой
денежных средств.
     2. В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии
вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации
кандидата. Указанное предложение рассматривается судом в 3 - х дневный
срок.
     3. Избирательные комиссии контролируют соблюдение  установленного
порядка проведения предвыборной агитации.

                   ГЛАВА 7. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ

      СТАТЬЯ 23. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ
                               ВЫБОРОВ

     1. Расходы избирательных  комиссий  по  подготовке  и  проведению
выборов осуществляются за счет средств, выделяемых из соответствующего
местного бюджета.
     2. Средства   на   проведение  выборов,  выделенные  из  бюджета,
поступают  в  распоряжение  территориальной  избирательной   комиссии,
которая распределяет полученные средства между окружными и участковыми
избирательными комиссиями.
     3. Окружные  и  участковые  избирательные  комиссии  представляют
территориальной избирательной комиссии отчет о расходовании выделенных
им  средств  не  позднее  10  дней  со  дня официального опубликования
результатов выборов.
     4. Территориальная  избирательная  комиссия  представляет отчет о
расходовании средств представительному органу местного самоуправления,
принявшему  решение  об  их  выделении,  не  позднее  20  дней  со дня
официального опубликования результатов выборов.

         СТАТЬЯ 24. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ И ПОРЯДОК ИХ СОЗДАНИЯ

     1. Кандидаты,  избирательные объединения и блоки могут  создавать
собственные   избирательные   фонды  для  финансирования  предвыборной
агитации.
     Избирательные фонды могут состоять из:
       - собственных средств кандидата;
       - средств избирательных объединений;
       - добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
     В целях  предвыборной  агитации  допускается использование только
денежных средств, перечисленных в избирательные фонды.
     3. Не   допускаются   добровольные   пожертвования   со   стороны
иностранных  государств,  организаций  и  граждан,  лиц,  не   имеющих
гражданства,  российских юридических лиц с иностранным участием,  если
доля  иностранного  капитала  превышает  30  процентов,  международных
организаций   и   учреждений,   органов   местного   самоуправления  и
религиозных объединений.
     4. Порядок     налогообложения     добровольных    пожертвований,
поступивших  в  избирательные   фонды,   устанавливается   Федеральным
Законом.
     5. Собственные средства кандидата в избирательном фонде не  могут
превышать 100 - кратного,  установленного законом, размера минимальной
месячной  оплаты  труда.  Взнос  избирательного  объединения  в  фонде
кандидата,  которого оно выдвинуло, не может быть более 150 - кратного
размера минимальной месячной оплаты труда.
     6. Добровольные пожертвования от физического лица в избирательный
фонд кандидата  не  должны  превышать  10  -  кратного,  а  отдельного
юридического  лица - 50 - кратного размера минимальной месячной оплаты
труда.
     7. Избирательная  комиссия  обязана  до  дня выборов периодически
публиковать сведения о размерах и источниках избирательных  фондов  на
основании сведений, представляемых кандидатом.

        СТАТЬЯ 25. ПОРЯДОК РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ
                                ФОНДОВ

     1. Все денежные средства перечисляются на  специальный  временный
счет в банке,  который открывается кандидатом с письменного разрешения
избирательной комиссии после их регистрации.  Доходы по этим счетам не
начисляются.
     2. Право   распоряжаться    средствами    избирательных    фондов
принадлежит создавшим их кандидатам или избирательным объединениям.
     3. Учреждения банков обязаны по письменному запросу избирательной
комиссии  представить  в  трехдневный  срок  сведения  о поступлении и
расходовании средств,  находящихся на временных  счетах  кандидатов  и
избирательных объединений.
     4. Если  добровольные   пожертвования   и   другие   перечисления
поступили в избирательные фонды в размерах,  превышающих установленные
статьей 24  настоящего  закона,  суммы  пожертвований  и  перечислений
возвращаются банком этим лицам с указанием причины возврата.
     5. Кандидатам запрещается использовать иные денежные средства для
ведения   предвыборной  агитации,  кроме  средств,  поступивших  в  их
избирательные фонды.
     6. Все  финансовые  операции  с  временными счетами избирательных
фондов прекращаются через 10 дней после выборов.
     7. Кандидат,  избирательное  объединение  не позднее чем через 30
дней по окончании выборов обязаны представить  окружную  избирательную
комиссию  отчет  о  размерах  и всех источниках создания избирательных
фондов,  а  также  о  всех  произведенных  затратах,  а  избирательная
комиссия  обязана опубликовать этот отчет не позднее чем через 45 дней
после его предъявления в избирательную комиссию.
     8. Остатки  денежных средств на счетах кандидатов,  выделенных из
местного   бюджета,   после   завершения   выборов   возвращаются    в
соответствующий   бюджет,   а   другие  перечисляются  пропорционально
вложенным средствам на текущие счета организаций и лиц,  осуществивших
пожертвования и перечисления.
     9. Форма   финансового    отчета    по    расходованию    средств
избирательного   фонда   устанавливается  избирательной  комиссией  по
согласованию с финансовыми органами.

        ГЛАВА 8. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ

                 СТАТЬЯ 26. ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ

     1. Помещение  для  голосования  безвозмездно  предоставляется   в
распоряжение   участковых   избирательных   комиссий  представительным
органом местного самоуправления соответствующих территорий.
     Если нет возможности использовать здания (помещения), находящиеся
в государственной или  муниципальной  собственности,  представительный
орган  местного  самоуправления  арендует  здания  (помещения)  у иных
собственников.   Оплата    и    возмещение    расходов    производятся
избирательными  комиссиями  за  счет бюджетных средств,  выделенных на
проведен ие выборов, согласно договору аренды.
     2. Помещение   для   голосования  должно  иметь  зал,  в  котором
оборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодные для тайного
голосования   комнаты.   Вход   в   кабины  или  комнаты  для  тайного
голосования,  выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам
должны  находиться  в  поле зрения участковой избирательной комиссии и
наблюдателей.
     3. В помещении для тайного голосования либо непосредственно перед
ним участковой избирательной комиссией должен быть оборудован стенд  с
информацией о всех избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов,
а  также  о  всех  кандидатах,   баллотирующихся   в   соответствующем
избирательном   округе,   с  обязательным  указанием  фамилии,  имени,
отчества,  даты рождения,  рода занятий и постоянного места жительства
каждого кандидата.
     В информационных  материалах  о  кандидатах  и  об  избирательных
объединениях,   а  также  об  их  предвыборных  платформах  не  должно
содержаться агитационных призывов.  Абзацы  заполненных  избирательных
бюллетеней,  помещенных  на стендах,  не должны содержать наименования
избирательных объединений,  блоков,  баллотирующихся по избирательному
округу,  и фамилии кандидатов, баллотирующихся по данным избирательным
округам.

                  СТАТЬЯ 27. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ БЮЛЛЕТЕНИ

     1. Для выборов в представительные органы местного  самоуправления
и выборного должностного лица каждый избиратель получает избирательные
бюллетени   формы,   установленной    территориальной    избирательной
комиссией.   Текст   избирательного  бюллетень  утверждается  окружной
избирательной комиссией.
     2. В  избирательный бюллетень включаются в алфавитном порядке все
зарегистрированные кандидаты с  указанием  фамилии,  имени,  отчества,
даты  рождения,  занимаемой  должности,  места  работы  и  жительства,
наименования избирательных объединений, блоков.
     Справа против   данных   о  каждом  кандидате  помещается  пустой
квадрат.  В конце списка кандидатов  помещается  строка  "Против  всех
кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.
     3. Каждый избирательный  бюллетень  должен  иметь  разъяснение  о
порядке его заполнения.
     4. Избирательные    бюллетени    печатаются    по    распоряжению
территориальной   избирательной   комиссии   и  пересылаются  окружным
избирательным комиссиям не позднее,  чем  за  10  дней  до  проведения
выборов.
     Участковые избирательные   комиссии    получают    от    окружных
избирательных  комиссий  избирательные бюллетени не позднее 3 - х дней
до дня выборов.  По каждому избирательному округу число  избирательных
бюллетеней,  передаваемых участковой избирательной комиссией, не может
превышать   число   зарегистрированных   по   избирательному   участку
избирателей  более  чем  на  2 процента.  На каждом бюллетене в правом
верхнем углу ставятся подписи  двух  членов  участковой  избирательной
комиссии и заверяются печатью участковой избирательной комиссии.
     5. В случае выбытия отдельных кандидатов  до  дня  выборов  после
изготовления  бюллетеней участковые избирательные комиссии по указанию
избирательной комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о
выбывших   кандидатах,   либо   изготавливаются   новые  избирательные
бюллетени.

                    СТАТЬЯ 28. ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ

     1. Голосование проводится в день выборов  с  8  до  22  часов.  О
времени  и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны
оповестить избирателей не позднее чем за 20  дней  до  его  проведения
через средства массовой информации или иным способом.
     Если по     избирательному     участку     проголосовали      все
зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия может
прекратить голосование ранее 22 часов.
     2. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не
допускается.  Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным
в  список  избирателей,  по предъявлению паспорта или иного документа,
удостоверяющего его личность.
     Получение избирательного  бюллетеня избиратель удостоверяет своей
подписью в списке избирателей.
     3. Избиратель,  который  в  течение 10 дней до дня выборов по тем
или  иным  причинам  будет  временно  отсутствовать  по  месту  своего
жительства и не сможет прийти в день выборов на избирательный участок,
на котором  он  включен  в  список  избирателей,  может  проголосовать
досрочно,   путем  заполнения  избирательного  бюллетеня  в  помещении
окружной избирательной комиссии  (за  10  -  4  дня  до  выборов)  или
участковой избирательной комиссии (за 3 - 1 день до выборов). При этом
должна быть обеспечена тайна голосования.
     При голосовании    досрочно   избиратель   помещает   заполненный
бюллетень в конверт,  который заклеивает и  передает  дежурному  члену
окружной,  участковой  избирательной  комиссии.  На  месте  склейки на
конверте ставятся подписи двух  членов  соответствующей  избирательной
комиссии и скрепляются печатью этой комиссии.
     Окружная избирательная   комиссия   передает   список    досрочно
проголосовавших   избирателей   и   конверты   с   их   бюллетенями  в
соответствующую  участковую  избирательную  комиссию  одновременно   с
передачей избирательных бюллетеней.
     Участковая избирательная комиссия отмечает проголосовавших  таким
образом избирателей в своем списке.
     В день выборов,  в 8 часов утра председатель участковой  комиссии
объявляет  о  начале  голосования  и  предъявляет  членам  комиссии  и
присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные  ящики,
которые  вслед  за  этим опечатываются.  Затем председатель участковой
избирательной  комиссии  предъявляет  конверты,  оставленные  досрочно
проголосовавшими  избирателями.  При этом проверяются неповрежденность
каждого конверта,  наличие на нем заверительных подписей и  печати,  а
также  соответствие количества конвертов числу соответствующих отметок
в списке избирателей.  Затем конверты вскрываются и извлеченные из них
бюллетени  опускаются  в избирательный ящик.  После этого председатель
участковой избирательной комиссии приглашает избирателей приступить  к
голосованию.
     5. При   выдаче   избирательного   бюллетеня   член    участковой
избирательной  комиссии проставляет в списке избирателей серию и номер
паспорта избирателя или иного документа, удостоверяющего его личность.
     6. Заполнение избирательного бюллетеня производится в специальной
кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было,
кроме голосующего.
     Избиратель, не  имеющей  возможности   самостоятельно   заполнить
избирательный  бюллетень,  вправе  пригласить  для помощи в кабину или
комнату для тайного голосования любое лицо,  кроме члена избирательной
комиссии или наблюдателя.
     7. В избирательном  бюллетене  избиратель  ставит  любой  знак  в
пустом  квадрате  справа  от  фамилии  того кандидата,  за которого он
голосует,  либо в квадрате,  расположенном справа от  строчки  "Против
всех  кандидатов".  После  этого  он  опускает заполненный бюллетень в
избирательный ящик.
     По многомандатному   округу   избиратель   вправе   поставить   в
избирательном бюллетене знаки в пустых  квадратах  справа  от  фамилий
кандидатов,  соответствующие  числу  депутатских  мандатов  по данному
избирательному органу.
     8. В  случае,  если  избиратель  по  состоянию здоровья,  либо по
другим  уважительным  причинам  не  может  прибыть  в  помещение   для
голосования  по  его  письменному  или  устному  заявлению  участковая
избирательная комиссия обязана обеспечить такую возможность, используя
специальный переносной избирательный ящик.
     Заявление о   предоставлении   возможности   проголосовать    вне
помещения  для  голосования  должно  быть  подтверждено  избирателем в
письменной форме по прибытии к нему  членов  участковой  избирательной
комиссии.
     Члены участковой   избирательной    комиссии,    выезжающие    по
заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве,
соответствующем числу  заявлений.  Количество  заявлений  избирателей,
использованных  и  возвращенных  избирательных бюллетеней отмечается в
отдельном акте.  Данные об избирателях,  проголосовавших вне помещения
для голосования, вносятся в отдельный дополнительный список, в котором
избиратель расписывается в получении избирательного бюллетеня,  а член
избирательной комиссии - в его выдаче.  При проведении голосования вне
помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели.
     9. Председатель   участковой  избирательной  комиссии  следит  за
порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для
всех  присутствующих в помещении для голосования.  В случае отсутствия
председателя   участковой   избирательной   комиссии   его    заменяет
заместитель председателя участковой избирательной комиссии,  а при его
отсутствии секретарь или иной член участковой комиссии, уполномоченный
ею.
     10. Член  избирательной  комиссии  немедленно   отстраняется   от
участия   в   ее   работе,   а   наблюдатель  удаляется  из  помещения
избирательного  участка,  если  они  нарушают  тайну  голосования  или
пытаются  повлиять  на  волеизъявление  избирателя.  Решение  об  этом
принимается участковой избирательной комиссией.

       СТАТЬЯ 29. ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ НА ИЗБИРАТЕЛЬНОМ
                               УЧАСТКЕ

     1. По   истечении  времени  голосования  председатель  участковой
комиссии объявляет голосование оконченным.  После этого могут получить
избирательные  бюллетени  и проголосовать только те граждане,  которые
уже находятся в помещении для голосования.
     2. Подсчет  голосов  избирателей начинается сразу после окончания
голосования  и  проводится  без  перерыва   до   установления   итогов
голосования,  о  которых  должны  быть  извещены  все члены участковой
избирательной комиссии, а также наблюдатели.
     3. Перед   началом   подсчета   голосов  председатель  участковой
избирательной  комиссии  в  присутствии  всего  состава   комиссии   и
наблюдателей  погашает  неиспользованные бюллетени,  оглашает их число
для занесения в протокол, после чего проверяет целостность печатей или
пломб на избирательных ящиках и вскрывает их.
     4. Вначале   производится   подсчет   избирательных   бюллетеней,
находившихся  в  переносных  избирательных ящиках.  Их число не должно
превышать число заявлений избирателей в письменной форме о  проведении
голосования вне помещений для голосования.
     5. По  каждому  избирательному   округу   устанавливается   число
недействительных    бюллетеней.    Таковыми    считаются    бюллетени,
изготовленные неофициально,  не заверенные печатью  и  подписями  двух
членов   участковой  комиссии  и  те,  из  которых  нельзя  установить
волеизъявление избирателей:  в них избиратели поставили знак более чем
в одном квадрате, либо не поставили ни в одном из них.
     6. По  итогам  голосования  участковая   избирательная   комиссия
составляет протокол. В протокол вносятся следующие данные:
       - число избирателей,  внесенных в список  избирателей, включая
избирателей, внесенных в список дополнительно;
       - число бюллетеней, полученных избирательной комиссией;
       -  число  бюллетеней,  выданных  избирателям  на избирательном
участке в день голосования;
       -  число   бюллетеней,  выданных  избирателям, проголосовавшим
досрочно;
       - число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим  вне
помещений для голосования;
       - число погашенных бюллетеней;
       - число бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;
       - число действительных бюллетеней;
       - число бюллетеней, признанных недействительными;
       - фамилии и инициалы внесенных в бюллетень кандидатов;
       - число голосов, поданных за каждого кандидата;
       - число голосов, поданных против всех кандидатов.
     При принятии  решения  о   признании   избирательного   бюллетеня
недействительным  участковая  избирательная  комиссия указывает на его
оборотной   стороне    причины    недействительности.    Эта    запись
подтверждается подписями не менее трех членов участковой комиссии.
     7. Протокол об итогах голосования составляется в двух экземплярах
и  подписывается  всеми  членами  участковой  избирательной комиссии с
правом решающего голоса.  Член участковой  комиссии,  не  согласный  с
протоколом в целом или с отдельными его положениями,  вправе приложить
к  протоколу   особое   мнение.   К   первому   экземпляру   протокола
прикладываются   жалобы   и  заявления,  поступившие  в  избирательную
комиссию  в  день  голосования,  а  также  принятые  по  ним   решения
участковой комиссии.
     8. Первый экземпляр протокола участковой  избирательной  комиссии
после   его   подписания   незамедлительно   передается   в   окружную
избирательную  комиссию.   Второй   экземпляр   протокола   вместе   с
опечатанными   избирательными   бюллетенями   и  списками  избирателей
хранится в участковой избирательной комиссии до окончания ее работы.
     9. Вся  выборная  документация  участковой избирательной комиссии
передается в территориальную избирательную комиссию в течение 10  дней
после официального опубликования итогов выборов.

              СТАТЬЯ 30. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ

     1. Окружная   избирательная  комиссия,  если  в  границах  округа
находится несколько избирательных участков,  по  получении  протоколов
участковых  избирательных  комиссий  производит  подсчет голосов путем
суммирования данных, содержащихся в протоколах.
     Если в   границах   избирательного  участка  находится  несколько
избирательных округов, соответствующий подсчет производится участковой
избирательной комиссией по каждому округу.
     2. По  результатам  подсчета  составляется  протокол,  в  котором
указывается:
       - общее число избирателей,   внесенных в список   избирателей,
в том числе дополнительно включенных в списки;
       - число избирательных  бюллетеней, выданных по  избирательному
округу в день голосования;
       -  число    избирательных бюллетеней,  выданных   избирателям,
проголосовавшим досрочно;
       -  число  избирательных   бюллетеней,  выданных   избирателям,
проголосовавшим вне помещений для голосования;
       - число погашенных избирательных бюллетеней;
       - число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных
ящиках;
       - число действительных избирательных бюллетеней;
       - число бюллетеней, признанных недействительными;
       -   фамилии,   имена,   отчества   кандидатов,   внесенных   в
избирательный бюллетень;
       - число голосов, поданных за каждого кандидата;
       - число голосов, поданных против всех кандидатов;
       - фамилия, имя, отчество избранного кандидата.
     Избранным считается   кандидат,   получивший   наибольшее   число
действительных  голосов,  если  число  поданных за него голосов больше
числа голосов,  поданных против  всех  кандидатов.  При  равном  числе
полученных  голосов  избранным считается кандидат,  зарегистрированный
раньше.
     Избранными по    многомандатному    избирательному    округу,   в
зависимости  от  числа  депутатских  мандатов   считаются   кандидаты,
набравшие наибольшее по сравнению с другими число голосов избирателей.
     3. Выборы  признаются  недействительными,  если  допущенные   при
проведении  голосования  или установлении итогов голосования нарушения
не   позволяют   достоверно   установить   результаты   волеизъявления
избирателей.
     4. Несостоявшимися признаются выборы, если в избирательном органе
в выборах приняло участие менее 25 процентов избирателей, включенных в
списки.
     5. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми
членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
     Члены комиссии,  имеющие  особое мнение в отношении составленного
протокола,  вправе приложить к протоколу свои замечания, оформленные в
письменном виде.
     6. Один  экземпляр  протокола  незамедлительно   направляется   в
территориальную избирательную комиссию (районную, городскую, сельскую,
поселковую),  а другой хранится в окружной избирательной  комиссии  до
окончания срока ее полномочий.

             СТАТЬЯ 31. УСТАНОВЛЕНИЕ ОБЩИХ ИТОГОВ ВЫБОРОВ

     1. На   основании   протоколов  окружных  избирательных  комиссий
территориальная избирательная комиссия определяет общие итоги  выборов
и   направляет  данные  о  результатах  выборов  в  средства  массовой
информации или доводит до населения иным способом не  позднее  3  -  х
дней  после  проведения  выборов.  В  течение  месяца  со  дня выборов
территориальная избирательная комиссия публикует итоги голосования  по
избирательным округам в местной печати.
     2. Территориальная избирательная комиссия может  признать  выборы
по    отдельным    избирательным   округам   недействительными,   если
установлено,  что допущены в этих избирательных округах нарушения  при
проведении   голосования   или   установление  итогов  голосования  не
позволяет достоверно определить результаты волеизъявления избирателей.

                     СТАТЬЯ 32. ПОВТОРНЫЕ ВЫБОРЫ

     Если выборы в избирательных округах были признаны несостоявшимися
или    недействительными,   территориальная   избирательная   комиссия
принимает решение о проведении повторных выборов.
     При этом  она  может  принять  решение  о формировании окружных и
участковых  избирательных  комиссий  в  новом   составе.   Голосование
производится на тех же избирательных участках.
     Повторные выборы проводятся не позднее чем  в  двухмесячный  срок
после предыдущих выборов в соответствии с настоящим законом.
     Сообщение о проведении повторных выборов  публикуется  в  местной
печати или доводится до избирателей иным способом.

             СТАТЬЯ 33. РЕГИСТРАЦИЯ ИЗБРАННЫХ В ВЫБОРНЫЕ
           ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

     Территориальная избирательная  комиссия   (районная,   городская,
сельская, поселковая) после установления общих итогов выборов извещает
кандидатов об избрании их в выборный представительный  орган  местного
самоуправления,  в  течение  5 дней производит регистрацию депутатов и
выборного должностного лица и выдает им удостоверение об избрании.
     Избранное должностное  лицо  вступает  в  должность с момента его
регистрации.

         ГЛАВА 9. ВЫБОРЫ РУКОВОДИТЕЛЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
           ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫМ ОРГАНОМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

                    СТАТЬЯ 34. НАЗНАЧЕНИЕ ВЫБОРОВ

     1. Решение    о    проведении   выборов   руководителя   местного
самоуправления  из  числа  депутатов,  выбранных   в   соответствующий
представительный   орган  местного  самоуправления,  принимается  этим
органом  не  ранее  чем  за  две  недели  до  выборов   на   заседании
представительного органа.
     2. Уставом муниципального образования  может  быть  предусмотрено
избрание  руководителя  местного  самоуправления  из  числа  депутатов
гражданами,  проживающими на территории муниципального образования, на
основе  всеобщего  равного  и  прямого избирательного права при тайном
голосовании.  В  этом  случае  выборы  проводятся  в  соответствии   с
настоящим законом.

                   СТАТЬЯ 35. ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТУР

     1. Кандидатуры  для  избрания  на должность руководителя местного
самоуправления выдвигаются депутатами,  избранными  в  соответствующий
представительный    орган    местного    самоуправления    или   путем
самовыдвижения. Число выдвинутых кандидатов должно быть не менее двух.
После   начала   обсуждения   выдвинутых   кандидатур   на   должность
руководителя местного самоуправления выдвижение  новых  кандидатур  не
производится.
     На заседании    данного    представительного    органа     должно
присутствовать не менее двух третей избранных депутатов.
     2. Руководитель местного самоуправления считается избранным, если
за   него   проголосовало   более  половины  от  установленного  числа
депутатов, избранных в соответствующий представительный орган местного
самоуправления. Если в результате голосования ни одна из кандидатур не
получит необходимое число голосов,  в заседании делается  перерыв  для
выдвижения   новых   кандидатур  на  должность  руководителя  местного
самоуправления и затем  проводится  повторное  голосование  вплоть  до
избрания руководителя местного самоуправления.
     3. Избрание осуществляется тайным голосованием.

        ГЛАВА 10. ВЫБОРЫ ВЫБОРНОГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА МЕСТНОГО
        САМОУПРАВЛЕНИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО НАСЕЛЕНИЕМ НА СОБРАНИИ
                           (СХОДЕ) ГРАЖДАН

        СТАТЬЯ 36. ВЫБОРЫ ВЫБОРНОГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА МЕСТНОГО
        САМОУПРАВЛЕНИЯ НА СОБРАНИИ (СХОДЕ) ГРАЖДАН, ОБЛАДАЮЩИХ
                         ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ ПРАВОМ

     1. Выборы выборного должностного  лица  -  руководителя  местного
самоуправления   на   собрании   (сходе)   граждан   в   муниципальных
образованиях с численностью населения до 1 тысячи человек проводятся в
соответствии  с  Законом  ЕАО  "О собрании (сходе) граждан по месту их
жительства в ЕАО".
     2. На  собрании  (сходе)  должно  присутствовать  более  половины
граждан,   обладающих   избирательным   правом   и   проживающих    на
соответствующей  территории.  Избранным считается кандидат,  набравший
наибольшее  количество  голосов,  но  не  менее  половины   от   числа
участников собрания (схода) граждан, обладающих избирательным правом.

                  ГЛАВА 11. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

               СТАТЬЯ 37. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ
                      ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫБОРАХ

     1. Решения  и  действия   избирательных   комиссий   могут   быть
обжалованы  в  вышестоящую  избирательную  комиссию  или  в  районный,
городской суд.  Предварительное обращение в вышестоящую  избирательную
комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.
     Решения по жалобам,  поступившим в ходе  выборов,  принимаются  в
пятидневный срок, а в день выборов - немедленно.
     2. За нарушения законодательства о выборах наступает уголовная  и
административная ответственность в соответствии с законами РФ и ЕАО.

            СТАТЬЯ 38. ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

     Настоящий закон  вступает  в  силу  с  момента  его  официального
опубликования.

                    ГЛАВА 12. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

         СТАТЬЯ 39. ПРАВО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ НАРОДНЫХ
           ДЕПУТАТОВ ЕАО НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОГО СОСТАВА
           ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
                            ПЕРВОГО СОЗЫВА

     Число депутатов  представительного органа местного самоуправления
первого созыва определяет Законодательное Собрание народных  депутатов
ЕАО.

            СТАТЬЯ 40. О ФИНАНСИРОВАНИИ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ
           ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
                            ПЕРВОГО СОЗЫВА

     Выборы   депутатов   представительного   органа  и  лиц  местного
самоуправления   первого   созыва  осуществляются  за  счет   средств,
выделяемых   из  районного,  городского бюджета.  В случае  отсутствия
денежных средств в районном,  городском бюджете,  средства  выделяются
из областного бюджета.

        СТАТЬЯ 41. О ПРАВЕ ГЛАВ АДМИНИСТРАЦИЙ, НАЗНАЧЕННЫХ ДО
           ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА, УЧАСТВОВАТЬ
                              В ВЫБОРАХ

     Главы администраций,  сел  и  поселков,  назначенные на должность
государственными должностными лицами области,  оставаясь  в  должности
глав  администраций,  имею  право  баллотироваться  и  быть избранными
депутатами первого созыва  соответствующего  представительного  органа
местного  самоуправления.  После сформирования других органов местного
самоуправления гражданин,  избранный на должность в  этих  органах,  в
течение  1  месяца принимает решение о сложении депутатских полномочий
или освобождения от должности.


     Глава администрации области                            Н.М.Волков


     г. Биробиджан,
     от 10 июля 1996 г.
     N 13-03

Информация по документу
Читайте также