Расширенный поиск
Закон Еврейской автономной области от 24.02.2016 № 877-оз ЗАКОН ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ О выборах депутатов Законодательного Собрания Еврейской автономной области
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные принципы проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Еврейской автономной области Депутаты Законодательного Собрания Еврейской автономной области (далее - депутаты) избираются гражданами Российской Федерации, место жительства которых находится на территории Еврейской автономной области (далее - область), на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Статья 2. Законодательство о выборах депутатов 1. Законодательство о выборах депутатов составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), другие федеральные законы, Устав области, настоящий закон и иные законы области. 2. Система избирательных комиссий, осуществляющих подготовку и проведение выборов депутатов, и порядок их формирования определяются Федеральным законом и законом области «О некоторых вопросах формирования и деятельности избирательных комиссий на территории Еврейской автономной области». 3. Основные понятия и термины, используемые в настоящем законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе. 4. Сроки, установленные настоящим законом, исчисляются в порядке, установленном Федеральным законом. Статья 3. Выборы депутатов 1. В соответствии с Федеральным законом депутатом может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года и обладающий пассивным избирательным правом. 2. В соответствии с Уставом области в Законодательное Собрание области (далее - Законодательное Собрание) избираются 19 депутатов сроком на 5 лет: 1) 9 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам (один избирательный округ - один депутат). Округа образуются на основе средней нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ. Средняя норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей, проживающих на территории области и зарегистрированных в области в соответствии с Федеральным законом, на общее число (9) одномандатных избирательных округов; 2) 10 депутатов избираются пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями по единому избирательному округу, включающему всю территорию области (далее - областные списки кандидатов), в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области. 3. В соответствии с Федеральным законом не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации: 1) признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда; 2) имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; 3) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; 4) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости; 5) осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости; 6) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах депутатов неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, если на таких лиц не распространяется действие пунктов 3 и 4 настоящей части; 7) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах депутатов состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию; 8) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона, либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 Федерального закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах депутатов в течение установленного Уставом области срока полномочий Законодательного Собрания. 4. Если срок действия ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных пунктами 4 и 5 части 3 настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах депутатов, гражданин, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном Федеральным законом, настоящим законом порядке быть выдвинутым кандидатом в депутаты на этих выборах. Если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных пунктами 3, 4 и 5 части 3 настоящей статьи, прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона. Если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права, предусмотренные пунктами 4 и 5 части 3 настоящей статьи, действуют до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости. 5. Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступило в силу решение суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты, если голосование на выборах депутатов состоится до истечения установленного судом срока. Статья 4. Назначение выборов депутатов 1. В соответствии с Уставом области выборы депутатов нового созыва назначает Законодательное Собрание текущего созыва. Решение о назначении выборов депутатов принимается не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Указанное решение подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов депутатов сроки, указанные в настоящей части, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть. 2. Днем голосования на выборах депутатов является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий Законодательного Собрания или депутатов Законодательного Собрания, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи. Срок, на который избирается Законодательное Собрание, исчисляется со дня его избрания. Днем избрания Законодательного Собрания является день голосования, в результате которого оно было избрано в правомочном составе. 3. Если Законодательное Собрание не назначит выборы депутатов в срок, установленный частью 1 настоящей статьи, выборы депутатов назначаются избирательной комиссией области не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии области о назначении выборов депутатов публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через 7 дней со дня истечения установленного частью 1 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов депутатов. 4. Если избирательная комиссия области не назначит в установленный частью 3 настоящей статьи срок выборы депутатов, суд области по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований области, прокурора может определить срок, не позднее которого Законодательное Собрание, а в случае его отсутствия - избирательная комиссия области должны назначить выборы депутатов. 5. В случае досрочного прекращения полномочий Законодательного Собрания или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы депутатов должны быть проведены не позднее чем через 6 месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий. Досрочные выборы депутатов назначаются губернатором области. 6. Голосование на выборах депутатов может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день и на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Если второе воскресенье сентября, на которое должны быть назначены выборы депутатов, совпадает с нерабочим праздничным днем или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье сентября объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы депутатов назначаются на третье воскресенье сентября. Глава II. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ Статья 5. Избирательные округа 1. Для проведения выборов депутатов, избираемых по одномандатным избирательным округам, на территории области образуется 9 одномандатных избирательных округов. 2. Одномандатные избирательные округа образуются сроком на 10 лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона. Избирательная комиссия области определяет схему одномандатных избирательных округов, в которой должны быть обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ, указаны номер каждого избирательного округа, место нахождения каждой окружной избирательной комиссии или избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии, а также число избирателей в каждом избирательном округе. Новая схема одномандатных избирательных округов определяется не позднее чем за 80 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных избирательных округов. Законодательное Собрание утверждает схему одномандатных избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных избирательных округов, при этом до утверждения представленной схемы избирательных округов Законодательное Собрание вправе вносить в нее поправки. 3. Если новая схема одномандатных избирательных округов не утверждена в срок, указанный в части 2 настоящей статьи, в том числе в связи с отсутствием Законодательного Собрания, она утверждается избирательной комиссией области не позднее чем через один месяц по истечении срока, указанного в части 2 настоящей статьи. 4. Одномандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований: 1) соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30 процентов. Если применение указанных положений влечет за собой образование одномандатного избирательного округа, включающего в себя части территорий более чем одного муниципального образования, либо образование одномандатного избирательного округа, включающего в себя территории одного или нескольких муниципальных образований и часть территории другого муниципального образования, отдельные одномандатные избирательные округа могут быть образованы с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 20 процентов; 2) одномандатный избирательный округ должен составлять единую территорию. Не допускается образование одномандатного избирательного округа из территорий, не граничащих между собой. При соблюдении требований, касающихся образования одномандатных избирательных округов, учитываются административно-территориальное устройство области, границы территорий муниципальных образований. 5. В случае, если схема одномандатных избирательных округов не может быть применена при проведении выборов депутатов в связи с изменением положений Устава области, настоящего закона, устанавливающих соответственно число депутатов и (или) вид избирательной системы, применяемой на выборах депутатов, а также в связи с изменением границ муниципального образования, Законодательное Собрание вправе по представлению избирательной комиссии области утвердить новую схему одномандатных избирательных округов не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу соответствующих положений Устава области, настоящего закона. Если Законодательное Собрание не утвердит новую схему одномандатных избирательных округов в указанный срок, в том числе в связи с отсутствием Законодательного Собрания, такая схема утверждается избирательной комиссией области не позднее чем через 10 дней по истечении указанного срока. 6. Опубликование (обнародование) схемы одномандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется Законодательным Собранием, а в случае утверждения схемы одномандатных избирательных округов в соответствии с абзацем вторым части 5 настоящей статьи - избирательной комиссией области не позднее чем через 5 дней после ее утверждения. 7. Единый избирательный округ включает в себя всю территорию области. Приписанные в соответствии с настоящим законом к избирательным округам избиратели считаются также приписанными к единому избирательному округу. Статья 6. Образование избирательных участков 1. Голосование при проведении выборов депутатов проводится на избирательных участках, образованных в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона. Избирательные участки образуются по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией главой местной администрации муниципального района, городского округа области на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона, из расчета не более чем три тысячи избирателей на каждом участке. Избирательные участки образуются сроком на пять лет с учетом местных и иных условий исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей. Перечень избирательных участков и их границы подлежат уточнению в порядке, предусмотренном для их образования, в случае, если по данным регистрации (учета) избирателей число избирателей на избирательном участке превысит три тысячи сто, либо в случае нарушения части 4 настоящей статьи. Перечень избирательных участков и их границы могут быть уточнены в указанном порядке в связи с изменением границ, преобразованием, упразднением муниципальных образований, уменьшением (до пятидесяти и менее) числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка. Уточнение перечня избирательных участков и их границ в случаях, предусмотренных Федеральным законом, настоящим законом, осуществляется не позднее чем через 10 дней после дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов. 2. В местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, вокзалах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях избирательные участки могут образовываться территориальной избирательной комиссией на установленный ею срок не позднее чем за 30 дней до дня голосования, а в исключительных случаях по согласованию с вышестоящей избирательной комиссией - не позднее чем за три дня до дня голосования. Такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения. В труднодоступных и отдаленных местностях избирательные участки могут образовываться территориальной избирательной комиссией по согласованию с руководителями объектов, расположенных в труднодоступных и отдаленных местностях. 3. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. На территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, избирательные участки образуются по решению избирательной комиссии области командирами воинских частей в установленный настоящей статьей срок, в исключительных случаях - не позднее чем за 5 дней до дня голосования. 4. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. 5. В соответствии с федеральным законодательством списки избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой администрации муниципального района, городского округа области не позднее чем за 40 дней до дня голосования. Информация об избирательных участках, образованных позднее срока, указанного в части 1 настоящей статьи, опубликовывается территориальной избирательной комиссией в течение трех дней после их образования, но не позднее чем за один день до дня голосования. Глава III. РЕГИСТРАЦИЯ (УЧЕТ) ИЗБИРАТЕЛЕЙ. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Статья 7. Регистрация (учет) избирателей 1. Регистрации (учету) подлежат все избиратели. 2. Регистрация (учет) избирателей, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой местной администрации муниципального района, городского округа. Основанием для регистрации (учета) избирателей на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) избирателей на соответствующей территории. Указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. 3. Регистрация (учет) избирателей - военнослужащих, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, осуществляется командиром воинской части. Основанием для регистрации (учета) данной категории избирателей является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, устанавливаемый на основании сведений, представляемых соответствующей службой воинской части. 4. Регистрация избирателей и установление численности зарегистрированных на территории области избирателей осуществляются по состоянию на 01 января и 01 июля каждого года с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы». 5. Регистрация (учет) избирателей, установление численности зарегистрированных избирателей, формирование и ведение регистра избирателей, участников референдума осуществляются в соответствии с требованиями федерального законодательства. 6. Избиратель имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, в том числе к информации, находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию, кем и кому она предоставлена. Статья 8. Составление списков избирателей 1. Списки избирателей составляются соответствующими избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку по форме, установленной избирательной комиссией области. 2. Списки избирателей составляются территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 11 дней до дня голосования на основании сведений, представляемых главой администрации муниципального района области, главой мэрии города, командиром воинской части, руководителем организации, в которой избиратели временно пребывают. 3. В случае проведения досрочного голосования в соответствии с частями 1 и 2 статьи 56 настоящего закона список избирателей по соответствующему избирательному участку составляется территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 21 день до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее чем в день сформирования участковой избирательной комиссии на основании сведений об избирателях, представляемых главой администрации поселения. 4. По избирательному участку, образованному на территории воинской части, список избирателей - военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, составляется участковой избирательной комиссией не позднее чем за 10 дней до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых командиром воинской части. 5. Список избирателей по избирательным участкам, образованным в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), составляется соответствующими участковыми избирательными комиссиями не позднее дня, предшествующего дню голосования, на основании сведений об избирателях, представляемых руководителем организации, в которой избиратель временно пребывает. На избирательных участках, образованных в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего закона на вокзалах, списки избирателей составляются в день голосования. Избиратели, находящиеся в день голосования в указанных местах, включаются в списки избирателей по предъявлении открепительного удостоверения. 6. Сведения об избирателях собираются и уточняются должностными лицами, указанными в частях 2 - 5 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном Положением о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума, и представляются в территориальные избирательные комиссии сразу после назначения дня голосования, а если список избирателей составляется участковой избирательной комиссией - в соответствующие участковые избирательные комиссии сразу после их сформирования. Лица, представляющие сведения об избирателях, несут ответственность за достоверность и полноту этих сведений, а также за своевременность их представления. 7. Сведения об избирателях, включаемых в список избирателей, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам). В списке избирателей указываются фамилия, имя, отчество, год рождения избирателя (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес его места жительства. В списке избирателей должны быть предусмотрены места для проставления серии и номера паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, для подписи избирателя за каждый полученный им избирательный бюллетень как по одномандатному, так и единому избирательным округам, а также для особых отметок и внесения суммарных данных по каждому листу списка избирателей и для проставления подписи члена участковой избирательной комиссии, выдавшего избирательный бюллетень (бюллетени) избирателю. 8. Список избирателей составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр списка избирателей изготавливается на бумажном носителе в машинописном виде, второй экземпляр - на машиночитаемых носителях. В исключительных случаях допускается составление списков избирателей в рукописном виде. 9. Первый экземпляр списка избирателей, составленного в соответствии с частью 2 настоящей статьи, передается по акту в соответствующую участковую избирательную комиссию за 10 дней до дня голосования, а второй экземпляр на машиночитаемых носителях хранится в территориальной избирательной комиссии и используется в порядке, установленном избирательной комиссией области. Список избирателей подписывается председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии с указанием даты внесения подписей и заверяется печатью территориальной избирательной комиссии. 10. Список избирателей, составленный участковой избирательной комиссией в соответствии с частями 3 - 5 настоящей статьи, подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии и заверяется печатью участковой избирательной комиссии. 11. Участковая избирательная комиссия после получения или составления списка избирателей выверяет его и вносит в него необходимые изменения. Выверенный и уточненный список избирателей не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии и заверяется печатью участковой избирательной комиссии. 12. Участковая избирательная комиссия вправе разделить первый экземпляр списка избирателей на отдельные книги. Каждая такая книга не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна быть сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью соответствующей участковой избирательной комиссии и подписью ее председателя. Статья 9. Порядок включения граждан в список избирателей и их исключения из списка избирателей 1. В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Гражданин Российской Федерации включается в список избирателей только на одном избирательном участке. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов депутатов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах депутатов. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа, если он обучается по очной форме обучения и зарегистрирован по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения). 2. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, настоящим законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, настоящим законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами. 3. Военнослужащие, проживающие вне пределов расположения воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях. Основанием для включения в список избирателей военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, который устанавливается соответствующей службой воинской части или органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо приказ командира воинской части о зачислении в штат воинской части граждан, проходящих военную службу по призыву. 4. Избиратели, обучающиеся по очной форме обучения и зарегистрированные по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), включаются в список избирателей по месту нахождения общежития (образовательного учреждения). Информация об этом передается в участковую избирательную комиссию избирательного участка, где данный избиратель включен в список избирателей по месту жительства, руководителем образовательного учреждения с очной формой обучения, через территориальную избирательную комиссию (если место жительства избирателя находится на территории области). Участковая избирательная комиссия в соответствующей строке списка избирателей делает отметку: «Включен в список избирателей на избирательном участке №...» с указанием номера избирательного участка и наименования муниципального образования. 5. Избиратели, находящиеся в день голосования в больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и других местах временного пребывания, включаются в список избирателей на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и открепительного удостоверения для голосования на выборах депутатов (далее - открепительное удостоверение). 6. Избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, не имевшие возможности получить открепительное удостоверение, решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за 3 дня до дня голосования. Информация об этом передается в участковую избирательную комиссию, где данный избиратель включен в список избирателей по месту жительства, через территориальную избирательную комиссию (если место жительства избирателя находится на территории области). Участковая избирательная комиссия в соответствующей строке списка избирателей в графе «Особые отметки» делает отметку: «Включен в список избирателей на избирательном участке №...» с указанием номера избирательного участка и наименования муниципального образования. Избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке, образованном или определенном решением избирательной комиссии области для проведения голосования этих избирателей, по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем в день голосования. 7. Граждане Российской Федерации, признанные вынужденными переселенцами либо обратившиеся в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами миграции, или его территориальные органы с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами, включаются в список избирателей по месту их временного проживания на основании паспорта или заменяющего его документа, а также соответствующих документов, выданных указанными органами. 8. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для ознакомления избирателей, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются решением участковой избирательной комиссии в список избирателей на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а при необходимости - документов, подтверждающих факт нахождения места жительства избирателя на территории данного избирательного участка. 9. Исключение гражданина из списка избирателей, подписанного председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии (в случае, предусмотренном частью 10 статьи 8 настоящего закона, - председателем и секретарем участковой избирательной комиссии) и заверенного печатью этой комиссии, производится только на основании официальных документов, в том числе сообщения вышестоящей территориальной избирательной комиссии о включении избирателя в список избирателей на другом избирательном участке, а также в случае выдачи избирателю открепительного удостоверения в порядке, установленном настоящим законом. При этом в списке избирателей указываются дата исключения гражданина из списка и причина исключения. Эта запись заверяется подписью председателя участковой избирательной комиссии, а при выдаче открепительного удостоверения - подписью члена избирательной комиссии, выдавшего удостоверение, с указанием даты внесения этой подписи. 10. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается. Статья 10. Ознакомление избирателей со списками избирателей 1. Участковая избирательная комиссия за 10 дней до дня голосования представляет список избирателей для ознакомления избирателей и его дополнительного уточнения, а в предусмотренных частями 3 и 5 статьи 8 настоящего закона случаях составления списка избирателей позднее этого срока - непосредственно после составления списка избирателей. В случае проведения досрочного голосования в соответствии с частями 1, 2 и 13 статьи 56 настоящего закона список избирателей представляется участковой избирательной комиссией избирателям для ознакомления и дополнительного уточнения за 20 дней до дня голосования. 2. Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе обратиться в участковую избирательную комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей. В течение двадцати четырех часов, а в день голосования - в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю. 3. Решение участковой избирательной комиссии об отклонении заявления о включении гражданина Российской Федерации в список избирателей может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд в порядке, установленном федеральным законодательством. В случае, если принято решение об удовлетворении жалобы (заявления), исправление в списке избирателей производится участковой избирательной комиссией немедленно. 4. Каждый гражданин Российской Федерации вправе сообщить в участковую избирательную комиссию об изменении указанных в части 7 статьи 8 настоящего закона сведений об избирателях, включенных в список избирателей на соответствующем избирательном участке. Глава IV. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 11. Полномочия избирательной комиссии области 1. Избирательная комиссия области является государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов депутатов на территории области в соответствии с компетенцией, установленной Федеральным законом, иными федеральными законами, а также законами области. 2. На выборах депутатов избирательная комиссия области является вышестоящей для всех иных избирательных комиссий, образованных в области. 3. Избирательная комиссия области при подготовке и проведении выборов депутатов в пределах своих полномочий: 1) организует на территории области подготовку и проведение выборов депутатов, руководит деятельностью нижестоящих избирательных комиссий; 2) осуществляет на территории области контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации, обеспечивает единообразное применение настоящего закона; 3) разрабатывает и в установленном порядке представляет на рассмотрение Законодательного Собрания схему одномандатных избирательных округов; 4) принимает инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения настоящего закона; 5) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую и иную помощь нижестоящим избирательным комиссиям; 6) осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по единообразному использованию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», ее отдельных технических средств; 7) заслушивает сообщения представителей органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов депутатов; 8) распределяет выделенные из областного бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов депутатов, деятельности избирательных комиссий и осуществления их полномочий, на обучение организаторов выборов депутатов и избирателей, контролирует целевое использование указанных средств, осуществляет контроль за поступлением средств в избирательные фонды избирательных объединений, кандидатов в депутаты (далее - кандидат) и расходованием этих средств; 9) заверяет и регистрирует списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями, публикует зарегистрированные областные списки кандидатов; 10) регистрирует доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных объединений по финансовым вопросам; 11) выдает кандидатам, зарегистрированным по единому избирательному округу, доверенным лицам избирательных объединений удостоверения установленного образца; 12) осуществляет на территории области меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, установления итогов голосования, определения результатов выборов депутатов, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов депутатов; 13) осуществляет контроль за соблюдением правил информирования избирателей, проведения предвыборной агитации на территории области; 14) устанавливает форму избирательных бюллетеней, списка избирателей и других избирательных документов, определяет способы защиты избирательного бюллетеня, открепительного удостоверения, решает вопросы, связанные с их изготовлением, устанавливает порядок доставки в избирательные комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов; 15) обеспечивает изготовление открепительных удостоверений и снабжение ими нижестоящих избирательных комиссий; 16) утверждает текст избирательного бюллетеня для голосования по единому избирательному округу на русском языке, обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней по единому избирательному округу, по одномандатным избирательным округам и снабжение ими окружных и соответствующих территориальных избирательных комиссий; 17) утверждает образцы печатей избирательных комиссий; 18) рассматривает вопросы материально-технического обеспечения выборов депутатов; 19) обеспечивает информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, ходе избирательной кампании, избирательных объединениях, выдвинувших областные списки кандидатов; 20) осуществляет на территории области контроль за соблюдением нормативов технологического оборудования для участковых избирательных комиссий (кабины для голосования, ящики для голосования) и организует размещение заказа на его производство; 21) устанавливает, кто из зарегистрированных кандидатов, включенных в областные списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями, избраны депутатами по единому избирательному округу, и выдает им удостоверения об избрании; 22) определяет общие результаты выборов депутатов, результаты выборов депутатов по единому избирательному округу и осуществляет их официальное опубликование; 23) составляет списки лиц, избранных депутатами, и передает эти списки и необходимые документы в Законодательное Собрание; 24) назначает и организует повторные выборы депутатов и выборы депутатов вместо выбывших (дополнительные выборы депутатов); 25) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и их должностных лиц, жалобы на решения окружных избирательных комиссий о регистрации (об отказе в регистрации) кандидатов, принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; 26) утверждает по согласованию с архивной службой порядок хранения, передачи в архивы избирательных документов и их уничтожения по истечении сроков хранения; 27) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом, законами области. Статья 12. Полномочия окружных избирательных комиссий 1. Окружные избирательные комиссии формируются для проведения выборов депутатов в каждом одномандатном избирательном округе. В соответствии с решением избирательной комиссии области полномочия окружной избирательной комиссии могут быть возложены на территориальную избирательную комиссию. 2. Срок полномочий окружных избирательных комиссий истекает через два месяца со дня официального опубликования результатов выборов депутатов, если в избирательную комиссию области не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых был нарушен порядок подсчета голосов избирателей, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования или результатов выборов депутатов полномочия окружной избирательной комиссии прекращаются со дня принятия избирательной комиссией области решения либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению). 3. Окружная избирательная комиссия является вышестоящей для участковых избирательных комиссий и территориальных избирательных комиссий, действующих на территории соответствующего одномандатного избирательного округа. 4. Окружная избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов депутатов в пределах своих полномочий: 1) осуществляет на территории избирательного округа контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации, исполнением настоящего закона; 2) взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований области по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов депутатов в избирательном округе; 3) координирует деятельность территориальных и участковых избирательных комиссий; 4) регистрирует кандидатов по соответствующему одномандатному избирательному округу, их доверенных лиц, выдает кандидатам и их доверенным лицам удостоверения установленного образца, регистрирует уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидатов; 5) обеспечивает информирование участников избирательного процесса о сведениях, представленных кандидатами, выдвинутыми по соответствующему одномандатному избирательному округу, публикует сведения о зарегистрированных кандидатах; 6) обеспечивает на соответствующей территории для всех кандидатов, избирательных объединений соблюдение установленных федеральными законами и настоящим законом условий предвыборной деятельности; 7) осуществляет контроль за соблюдением участниками избирательного процесса порядка и правил проведения предвыборной агитации; 8) обеспечивает на территории избирательного округа использование Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» в соответствии с порядком, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации; 9) обеспечивает контроль за целевым использованием денежных средств, выделенных ей на подготовку и проведение выборов депутатов, а также за поступлением и расходованием средств избирательных фондов кандидатов; 10) утверждает текст избирательного бюллетеня для голосования по одномандатному избирательному округу; 11) обеспечивает доставку в нижестоящие избирательные комиссии открепительных удостоверений, других избирательных документов в порядке, установленном избирательной комиссией области; 12) осуществляет на территории избирательного округа меры по обеспечению единого порядка голосования, подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования, определения результатов выборов депутатов, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов депутатов; 13) определяет результаты выборов депутатов по одномандатному избирательному округу и итоги голосования по единому избирательному округу, направляет данные о результатах выборов депутатов по одномандатному избирательному округу и об итогах голосования по единому избирательному округу на соответствующей территории в избирательную комиссию области, публикует общие данные о результатах выборов депутатов по избирательному округу и данные, которые содержатся в протоколах об итогах голосования нижестоящих избирательных комиссий, в порядке и сроки, установленные настоящим законом; 14) контролирует обеспечение территориальных и участковых избирательных комиссий помещениями, транспортными средствами, средствами связи и выполнение принятых избирательными комиссиями решений по иным вопросам материально-технического обеспечения выборов депутатов; 15) оказывает правовую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям; 16) обеспечивает информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, ходе избирательной кампании, кандидатах; 17) проводит повторные и дополнительные выборы депутатов; 18) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; 19) выдает избирателям открепительные удостоверения; 20) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом, законами области. Статья 13. Полномочия территориальных избирательных комиссий 1. Полномочия территориальных избирательных комиссий по выборам депутатов осуществляют территориальные избирательные комиссии, сформированные в соответствии с Федеральным законом и законодательством области. 2. Территориальная избирательная комиссия является вышестоящей для участковых избирательных комиссий, действующих на соответствующей территории. 3. Территориальная избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов депутатов в пределах своих полномочий: 1) осуществляет на соответствующей территории контроль за подготовкой и проведением выборов депутатов, за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации; 2) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение нормативов технологического оборудования для участковых избирательных комиссий (кабины для голосования, ящики для голосования); 3) обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий и других организаторов выборов депутатов; 4) осуществляет на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка подсчета голосов, установления итогов голосования; 5) распределяет выделенные ей из областного бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов депутатов, в том числе между участковыми избирательными комиссиями, контролирует целевое использование указанных средств; 6) заслушивает сообщения органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов депутатов; 7) формирует участковые избирательные комиссии и назначает их председателей; 8) координирует работу участковых избирательных комиссий на соответствующей территории, рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) этих избирательных комиссий, принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения; 9) составляет списки избирателей по соответствующей территории отдельно по каждому избирательному участку, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 - 5 статьи 8 настоящего закона; 10) обеспечивает совместно с окружной избирательной комиссией на соответствующей территории для всех кандидатов, избирательных объединений соблюдение установленных федеральными законами и настоящим законом условий предвыборной деятельности; 11) осуществляет контроль за соблюдением участниками избирательного процесса порядка и правил проведения предвыборной агитации; 12) обеспечивает на соответствующей территории использование Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» в соответствии с порядком, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации; 13) организует доставку избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений и других избирательных документов в участковые избирательные комиссии; 14) выдает избирателям открепительные удостоверения; 15) оказывает организационно-техническую помощь участковым избирательным комиссиям в проведении голосования на избирательных участках; 16) обеспечивает информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, ходе избирательной кампании, кандидатах; 17) обеспечивает хранение и передачу в вышестоящую избирательную комиссию или в архив документов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов, в соответствии с утвержденным избирательной комиссией области порядком, уничтожает избирательные документы по истечении сроков хранения; 18) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом, законами области. Статья 14. Полномочия участковых избирательных комиссий 1. Формирование участковой избирательной комиссии осуществляется территориальной избирательной комиссией в соответствии с Федеральным законом и законом области «О некоторых вопросах формирования и деятельности избирательных комиссий на территории Еврейской автономной области». 2. Число членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса устанавливается законом области «О некоторых вопросах формирования и деятельности избирательных комиссий на территории Еврейской автономной области». 3. Участковая избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов депутатов в пределах своих полномочий: 1) информирует население об адресе и о номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования; 2) уточняет, а в случаях, предусмотренных частями 3 - 5 статьи 8 настоящего закона, составляет и уточняет список избирателей, проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в списке избирателей и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений; 3) обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования; 4) обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших областные списки кандидатов, на основе сведений, полученных из вышестоящих избирательных комиссий; 5) контролирует соблюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной агитации; 6) выдает избирателям открепительные удостоверения; 7) организует на избирательном участке голосование в день голосования, а также досрочное голосование; 8) проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, составляет протокол об итогах голосования и передает его в окружную (территориальную) избирательную комиссию; 9) объявляет итоги голосования на избирательном участке и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования; 10) рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение Федерального закона, настоящего закона и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; 11) обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие избирательные комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов, в соответствии с утвержденным избирательной комиссией области порядком; 12) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом, законами области. Статья 15. Назначение членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса 1. Избирательное объединение, выдвинувшее областной список кандидатов, со дня представления в избирательную комиссию области документов для регистрации областного списка кандидатов вправе назначить одного члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса в избирательную комиссию области, а в случае регистрации областного списка кандидатов - по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую нижестоящую избирательную комиссию. 2. Выдвинутый по одномандатному избирательному округу кандидат со дня представления документов для регистрации в окружную избирательную комиссию вправе назначить одного члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса в данную окружную избирательную комиссию, а в случае регистрации кандидата - по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую нижестоящую избирательную комиссию. 3. Избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата по одномандатному избирательному округу, вправе назначить в избирательную комиссию области одного члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Каждое избирательное объединение может назначить в избирательную комиссию области не более одного члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса. 4. Членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены лица, перечисленные в пункте 21(1) статьи 29 Федерального закона. 5. Членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса выдаются удостоверения, форма которых устанавливается избирательной комиссией области. 6. Срок полномочий членов избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, с правом совещательного голоса, назначенных кандидатами, которые были избраны, избирательными объединениями, областные списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов, продолжается до окончания регистрации кандидатов, областных списков кандидатов на следующих выборах депутатов. Полномочия остальных членов избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, с правом совещательного голоса прекращаются в день окончания избирательной кампании по выборам депутатов. Полномочия членов иных избирательных комиссий с правом совещательного голоса прекращаются одновременно с прекращением полномочий этих избирательных комиссий. Если кандидату отказано в регистрации, а избирательному объединению в регистрации списка кандидатов либо регистрация кандидата, списка кандидатов аннулирована или отменена, полномочия членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, назначенных таким кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим такого кандидата, такой список кандидатов, прекращаются соответственно со дня отказа в регистрации, ее аннулирования или отмены, а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд, - со дня вступления в силу решения суда о законности отказа в регистрации. 7. Полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены в любое время в течение срока его полномочий по решению лица или органа, назначивших данного члена избирательной комиссии, и переданы другому лицу. 8. За депутатами, избранными по одномандатным избирательным округам, а также за избирательными объединениями, областные списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов, в течение срока полномочий депутата (депутатов) сохраняется право назначения членов избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывших. Статья 16. Гласность в деятельности избирательных комиссий 1. На всех заседаниях любой избирательной комиссии, а также при подсчете голосов избирателей и осуществлении участковой, территориальной избирательными комиссиями работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий и работники аппаратов этих комиссий, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей избирательной комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, областной список кандидатов которых зарегистрирован, или кандидат из указанного областного списка кандидатов. Для присутствия на заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с перечисленными избирательными документами указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Соответствующая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещения, в которых ведется подсчет голосов и осуществляется работа с перечисленными избирательными документами. На всех заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с перечисленными избирательными документами, при подсчете голосов избирателей также вправе присутствовать представители средств массовой информации. 2. Соответствующая избирательная комиссия обеспечивает информирование непосредственно вышестоящей избирательной комиссии, каждого кандидата, зарегистрированного по соответствующему одномандатному избирательному округу, или его доверенного лица, или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам, уполномоченного представителя или доверенного лица каждого из избирательных объединений, областные списки кандидатов которых зарегистрированы, о времени проведения заседаний комиссии и осуществления работы с перечисленными в части 1 настоящей статьи избирательными документами. 3. На заседаниях избирательных комиссий при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон, которые вправе давать объяснения и представлять доказательства по существу рассматриваемого вопроса. 4. Избирательные комиссии доводят до сведения граждан итоги регистрации кандидатов, областных списков кандидатов, биографические данные зарегистрированных кандидатов и иные данные о них, поступающие в избирательные комиссии в соответствии с настоящим законом, итоги голосования по каждому зарегистрированному кандидату, областному списку кандидатов. При опубликовании (доведении до сведения) решений избирательных комиссий, содержащих сведения о кандидатах, не подлежат публикации серия и номер паспорта кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина, дата его выдачи, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а вместо адреса места жительства кандидата указывается наименование субъекта Российской Федерации, района, города или иного населенного пункта, где находится его место жительства. Решения избирательных комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов, публикуются в региональных государственных и (или) муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в срок не позднее трех дней со дня принятия решения избирательной комиссией в полном объеме. 5. С момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протоколов об итогах голосования, при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать лица, указанные в части 1 настоящей статьи, наблюдатели. Наблюдатели могут быть назначены зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательным объединением, зарегистрировавшим областной список кандидатов. 6. Наблюдатели, представители средств массовой информации вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов депутатов, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов депутатов, а также при повторном подсчете голосов избирателей. Глава V. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ, СПИСКОВ КАНДИДАТОВ Статья 17. Участие избирательных объединений в выборах депутатов 1. Избирательные объединения участвуют в выборах депутатов, в том числе выдвигают списки кандидатов в соответствии с Федеральным законом, Федеральным законом «О политических партиях» и настоящим законом. В соответствии с Федеральным законом на выборах депутатов избирательным объединением являются политическая партия, имеющая в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» право участвовать в выборах, а также в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональное отделение, зарегистрированное на территории области. 2. Орган, определенный пунктом 9 статьи 35 Федерального закона, составляет список политических партий, региональных отделений политических партий, имеющих право в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» и Федеральным законом принимать участие в выборах депутатов в качестве избирательных объединений, по состоянию на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов и не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов публикует указанный список в газете «Биробиджанская звезда» и размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также в этот же срок направляет указанный список в избирательную комиссию области. 3. Избирательное объединение представляет в избирательную комиссию области сведения о своем наименовании. 4. Наименованием избирательного объединения является наименование, указанное в документе о государственной регистрации избирательного объединения, выданном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений. 5. Избирательное объединение одновременно с представлением списков кандидатов для заверения вправе представить в избирательную комиссию области свою эмблему, описание которой содержится в его уставе (далее - зарегистрированная эмблема). 6. В избирательных документах используется полное наименование избирательного объединения, если оно состоит не более чем из семи слов. Если полное наименование избирательного объединения состоит более чем из семи слов, избирательное объединение согласует с избирательной комиссией области краткое (состоящее не более чем из семи слов) наименование, которое используется в избирательных документах. Избирательное объединение согласует также с избирательной комиссией области зарегистрированную эмблему, которая используется в избирательных документах. 7. Изменение наименования и зарегистрированной эмблемы избирательного объединения после их представления в избирательную комиссию области не допускается. 8. Решение о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам и в составе областного списка кандидатов принимается на съезде (конференции, общем собрании) избирательного объединения в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» и с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральными законами к выдвижению кандидатов политическими партиями. При этом список кандидатов по одномандатным избирательным округам, областной список кандидатов, выдвинутые региональным отделением политической партии, должны быть предварительно согласованы с руководящим органом этой политической партии (если необходимость такого согласования предусмотрена уставом политической партии). В этом случае региональное отделение политической партии, имеющее право в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» и Федеральным законом принимать участие в выборах депутатов в качестве избирательного объединения, представляет в избирательную комиссию области документ согласования, заверенный в соответствии с требованием устава политической партии. В случае отсутствия регионального отделения политической партии решение о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам, областного списка кандидатов может быть принято коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии). 9. Решение уполномоченного на то органа избирательного объединения о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам, областного списка кандидатов оформляется протоколом, в котором указываются: 1) число зарегистрированных делегатов (участников) соответственно съезда политической партии, конференции (общего собрания) ее регионального отделения; 2) число делегатов (участников), необходимое для принятия решения о выдвижении кандидатов, областного списка кандидатов; 3) решение о выдвижении кандидатов, областного списка кандидатов и итоги голосования по этому решению (с приложением соответственно списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, областного списка кандидатов); 4) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, а в случае выдвижения областного списка кандидатов - также уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам; 5) дата принятия решения. Статья 18. Уполномоченные представители избирательного объединения 1. Избирательное объединение имеет право назначить представителей, уполномоченных в соответствии с настоящим законом представлять избирательное объединение по всем вопросам, связанным с его участием в выборах депутатов, а также обязано назначить представителей избирательного объединения по финансовым вопросам. 2. Уполномоченные представители назначаются решением съезда избирательного объединения, конференции (собрания) регионального отделения избирательного объединения либо решением органа, уполномоченного на то съездом избирательного объединения, конференцией (собранием) регионального отделения избирательного объединения. В решении указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) каждого уполномоченного представителя, а также его полномочия. Для уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам также указывается, что он имеет право подписи платежных (расчетных) документов. 3. Списки уполномоченных представителей избирательного объединения представляются в избирательную комиссию области по установленной ею форме. В списках уполномоченных представителей указываются сведения об уполномоченных представителях, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, а также номер телефона каждого уполномоченного представителя, а для уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым вопросам - также сведения о том, что они являются соответствующими представителями и объем их полномочий. К списку уполномоченных представителей прилагается также письменное заявление каждого из перечисленных в данном списке лиц о согласии быть уполномоченным представителем. Избирательная комиссия области обязана выдать письменное подтверждение о получении представленных документов. 4. Уполномоченные представители избирательного объединения осуществляют свои полномочия на основании решения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, а уполномоченные представители избирательного объединения по финансовым вопросам - также на основании нотариально удостоверенной доверенности, оформленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. 5. Список уполномоченных представителей избирательного объединения заверяется избирательной комиссией области, а уполномоченные представители избирательного объединения по финансовым вопросам подлежат регистрации избирательной комиссией области. 6. Избирательная комиссия области, установив соответствие представленных ей документов требованиям частей 2 и 4 настоящей статьи, в течение пяти дней со дня их поступления обязана принять решение о регистрации уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым вопросам и выдать им удостоверения. 7. Основанием для отказа в регистрации уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым вопросам могут служить отсутствие либо ненадлежащее оформление документов, указанных в настоящей статье. 8. В случае отказа в регистрации уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым вопросам избирательному объединению выдается мотивированное решение избирательной комиссии области об отказе в регистрации. 9. Избирательное объединение по решению уполномоченного на то органа избирательного объединения вправе в любое время прекратить полномочия назначенного им уполномоченного представителя, письменно известив его об этом и направив копию соответствующего решения в избирательную комиссию области. 10. Уполномоченные представители избирательного объединения, а также уполномоченные представители избирательного объединения по финансовым вопросам не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. 11. Срок полномочий уполномоченных представителей избирательного объединения начинается со дня их назначения и истекает с момента утраты статуса всеми кандидатами, включенными в список кандидатов, выдвинутый этим избирательным объединением, но не позднее дня официального опубликования общих результатов выборов депутатов. Срок полномочий уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым вопросам истекает через 60 дней со дня голосования, а в случае, если ведется судебное разбирательство с участием назначившего их избирательного объединения, - со дня, следующего за днем вступления в законную силу судебного решения. 12. Уполномоченный представитель избирательного объединения имеет право получить в избирательной комиссии области список избирательных участков с указанием их границ, адресов и телефонов окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий, адресов помещений для голосования. Статья 19. Уполномоченный представитель кандидата по финансовым вопросам 1. Кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, вправе назначить уполномоченного представителя по финансовым вопросам. 2. Регистрация уполномоченного представителя по финансовым вопросам осуществляется окружной избирательной комиссией на основании заявления кандидата, выданной кандидатом нотариально удостоверенной и оформленной в установленном федеральным законодательством порядке доверенности и при предъявлении уполномоченным представителем по финансовым вопросам паспорта или заменяющего его документа. В доверенности должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, полномочия уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам. 3. Срок полномочий уполномоченного представителя по финансовым вопросам начинается со дня его регистрации окружной избирательной комиссией и истекает через 60 дней после дня голосования, а в случае, если в соответствии с Федеральным законом ведется судебное разбирательство с участием кандидата, - со дня, следующего за днем вступления в законную силу судебного решения. 4. Кандидат вправе в любое время прекратить полномочия своего уполномоченного представителя по финансовым вопросам, письменно известив его об этом и представив письменное заявление в окружную избирательную комиссию вместе с заявлением о том, на кого возлагаются полномочия отозванного уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата. Копии указанных заявлений должны быть одновременно направлены кандидатом в соответствующий филиал Сберегательного банка Российской Федерации. 5. Регистрация вновь назначенного уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам осуществляется в порядке, предусмотренном частью 2 настоящей статьи. Статья 20. Период выдвижения кандидатов, списков кандидатов, общие условия выдвижения кандидатов 1. Период выдвижения, включающий в себя выдвижение кандидатов, областных списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, областных списков кандидатов, начинается со дня, следующего за днем официального опубликования решения о назначении выборов депутатов, и заканчивается через тридцать дней в 18 часов местного времени. 2. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с Федеральным законом, настоящим законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Выдвижение кандидатов в составе областного списка кандидатов по единому избирательному округу осуществляется избирательным объединением. Выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам осуществляется списком, в котором определяется, по какому одномандатному избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным избирательным округам). В качестве кандидатов в состав списков кандидатов, выдвинутых политической партией, региональным отделением политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии), не может быть включен гражданин, являющийся членом иной политической партии. При проведении повторных и дополнительных выборов депутатов для замещения вакантного депутатского мандата в Законодательном Собрании не может быть выдвинут кандидатом депутат Законодательного Собрания. Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам. Данное правило не применяется при выдвижении кандидата одним и тем же избирательным объединением одновременно на одних и тех же выборах в составе списка кандидатов по одномандатным округам и в составе областного списка кандидатов. Кандидат не может дать согласие на выдвижение более чем одному инициатору выдвижения. 3. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом, настоящим законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. 4. К заявлению, предусмотренному частью 3 настоящей статьи, прилагаются: 1) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина; 2) копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. 5. Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости. 6. Вместе с заявлением, указанным в части 3 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме, установленной приложением 1 к Федеральному закону. 7. Вместе с заявлением, предусмотренным частью 3 настоящей статьи, в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации: 1) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера кандидата за пределами территории Российской Федерации, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей; 2) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка. 8. Кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. 9. Вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат (каждый кандидат из списка кандидатов) представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидата, областного списка кандидатов, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами. 10. Документы, указанные в частях 3, 4, 6, 7 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в областном списке кандидатов) обязан представить лично. Документы, указанные в частях 3, 4, 6, 7 настоящей статьи, могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных Федеральным законом. В случае выдвижения кандидатом, в том числе в составе списка кандидатов, лица, являющегося инвалидом и в связи с этим не имеющего возможности самостоятельно написать заявление о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, заверить подписной лист, заполнить или заверить иные документы, предусмотренные законом, данное лицо вправе воспользоваться для этого помощью другого лица. При этом полномочия лица, оказывающего помощь в заполнении или заверении документов, указанных в частях 3, 4, 6, 7 настоящей статьи, должны быть нотариально удостоверены. 11. Избирательная комиссия области обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с частями 3, 5 и 6 настоящей статьи, о проверке выполнения требований, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки сведений, представляемых в соответствии с частями 3 и 5 настоящей статьи, в течение десяти дней, а сведений, представляемых в соответствии с частью 6 настоящей статьи, и выполнения требований, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, - в течение двадцати дней. Если указанное представление поступило за десять и менее дней до дня голосования, соответствующие органы должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный избирательной комиссией области. 12. Соответствующая избирательная комиссия доводит до сведения избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, установленном избирательной комиссией области, посредством публикации указанных сведений в газете «Биробиджанская звезда», в средствах массовой информации муниципальных образований области. 13. Соответствующая избирательная комиссия направляет в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений. Статья 21. Выдвижение кандидатов в порядке самовыдвижения по одномандатным избирательным округам 1. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру только в одном одномандатном избирательном округе. Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, не может быть выдвинут избирательным объединением. В случае нарушения данного требования действительным считается выдвижение, о котором избирательная комиссия была уведомлена раньше, если в течение суток после приема избирательной комиссией более позднего уведомления кандидат не подаст заявление об отзыве ранее представленного уведомления. 2. Самовыдвижение кандидата по одномандатному избирательному округу может осуществляться в срок, установленный в части 1 статьи 20 настоящего закона, но не ранее дня официального опубликования (обнародования) схемы одномандатных избирательных округов. 3. В случае досрочного прекращения полномочий Законодательного Собрания самовыдвижение кандидата по одномандатному избирательному округу может производиться после официального опубликования постановления губернатора области о назначении досрочных выборов депутатов нового созыва, но не ранее опубликования (обнародования) схемы одномандатных избирательных округов. 4. Самовыдвижение кандидата по одномандатному избирательному округу на повторных и дополнительных выборах депутатов может производиться после официального опубликования решения о назначении этих выборов. 5. Выдвижение кандидатов в порядке самовыдвижения по одномандатным избирательным округам осуществляется путем представления в соответствующую окружную избирательную комиссию документов, указанных в частях 3, 4, 6, 7 статьи 20 настоящего закона. Представление указанных документов является уведомлением о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному избирательному округу. Паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, может быть предъявлен кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию, при этом копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы. 6. Если окружная избирательная комиссия к моменту самовыдвижения кандидата не сформирована, документы, указанные в частях 3, 4, 6, 7 статьи 20 настоящего закона, представляются в избирательную комиссию области, которая после сформирования окружной избирательной комиссии передает ей поступившие документы. 7. Избирательная комиссия, в которую кандидат (иное лицо) представляет документы, указанные в частях 3, 4, 6, 7 статьи 20 настоящего закона, обязана выдать кандидату (иному лицу) письменное подтверждение получения этих документов. Подтверждение выдается незамедлительно после представления и приема документов. Статья 22. Выдвижение кандидатов избирательным объединением по одномандатным избирательным округам 1. Список кандидатов по одномандатным избирательным округам представляется уполномоченным представителем избирательного объединения в избирательную комиссию области в срок, установленный в части 1 статьи 20 настоящего закона, но не ранее дня официального опубликования схемы одномандатных избирательных округов. 2. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. 3. Список кандидатов по одномандатным избирательным округам представляется в избирательную комиссию области на бумажном носителе по форме, утверждаемой этой комиссией. Список кандидатов по одномандатным избирательным округам должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью уполномоченного представителя избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения. 4. В списке кандидатов по одномандатным избирательным округам указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного избирательного округа, по которому выдвигается кандидат. Список кандидатов по одномандатным избирательным округам представляется вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в части 3 статьи 20 настоящего закона. 5. Одновременно со списком кандидатов по одномандатным избирательным округам в избирательную комиссию области представляются: Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|