Расширенный поиск

Распоряжение Администрации Сахалинской области от 30.12.2002 № 745-ра

 



                 АДМИНИСТРАЦИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
                           РАСПОРЯЖЕНИЕ


от 30 декабря 2002 г. N 745-ра
г. Южно-Сахалинск


О Концепции развития туризма в
Сахалинской области  на период
до 2010 года


     Туристическая  индустрия,  как  отрасль Сахалинской экономики,
начала  формироваться  по  существу  только  в  конце 90-х годов XX
века.
     В  настоящее  время впервые Правительство Российской Федерации
признало  в туризме не только форму активного проведения досуга, но
и  потенциально  одну из самых доходных отраслей экономики, проявив
заинтересованность  в  ее  развитии и разработав Концепцию развития
туризма,  и  утвердило  ее  распоряжением  от 11.07.2002 N 954-р на
период до 2005 года.
     В  Сахалинской области динамика объема туристско-экскурсионных
услуг  имеет  ежегодную  тенденцию  к  росту,  несмотря  на то, что
анализ  современного  состояния инфраструктуры туризма указывает на
недостаточный  уровень  ее  развития, как по качественным, так и по
количественным характеристикам.
     Необходимость  усиления  государственной правовой и, возможно,
финансовой  поддержки  туристической  отрасли  экономики  очевидна,
если  учитывать  важность  роли  туриндустрии  в народном хозяйстве
России.
     В  связи  с  необходимостью  создания  в  области  условий для
развития  современной  туристской индустрии, обеспечивающей широкие
возможности   для   удовлетворения  потребностей  жителей  области,
российских   и   иностранных   туристов  в  туристических  услугах,
формирования   положительного   имиджа   региона  и  инвестиционной
привлекательности:
     1. Утвердить  Концепцию развития туризма в Сахалинской области
на период до 2010 года (прилагается).
     2. Комитету  экономики  области  в  срок до 1 апреля 2003 года
разработать  план  мероприятий  по  реализации  Концепции  развития
туризма в Сахалинской области на период до 2010 года.
     3. Контроль  за  исполнением настоящего распоряжения возложить
на первого вице-губернатора области И.П. Малахова.

     Губернатор области                             И.П.Фархутдинов




                                Утверждена
                                распоряжением администрации области
                                от 30 декабря 2002 г. N 745-ра


         Концепция развития туризма в Сахалинской области
                      на период до 2010 года

     Концепция  развития  туризма  в  Сахалинской  области (далее -
Концепция)   направлена  на  стимулирование  процесса  формирования
современной  туристической  индустрии,  как  одной  из потенциально
доходных отраслей экономики области.
     Под   туризмом   в   Концепции   понимаются  временные  выезды
(путешествия)  граждан  Российской Федерации, иностранных граждан и
лиц    без   гражданства   с   постоянного   места   жительства   в
оздоровительных,     познавательных,    профессионально    деловых,
спортивных,  религиозных  и  иных  целях  без  занятия оплачиваемой
деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

      I. Современное состояние туризма в Сахалинской области.

     В   настоящее   время   на   Сахалинском  туристическом  рынке
осуществляют  деятельность  46  компаний,  и  из  года  в  год этот
показатель  увеличивается (для сравнения: в 1997 году - 17). Из них
21 имеют туроператорскую лицензию.
     По  итогам  работы  за  2001  год  туркомпаниями Сахалина было
принято  около  трех  тысяч  туристов,  выехало  около  пяти  тысяч
человек,  число занятых в туротрасли - 148 человек, объем оказанных
туруслуг  за  год составил 31,5 млн.руб. Этот показатель увеличился
по  сравнению с 2000 годом в 3,4 раза. В общем объеме платных услуг
туристско-экскурсионные  составляют  0,8  %  к итогу. За 11 месяцев
2002  года  объем  туруслуг  составил 30,1 млн.руб, число занятых в
туротрасли- 196 человек.
     Динамика  объема выездного туризма имеет ежегодную тенденцию к
росту,   что   обусловлено   повышенной  потребностью  в  отдыхе  и
рекреации  у  жителей  северных  и  отдаленных  регионов.  Динамика
объема   туристско-экскурсионных   услуг  въездного  туризма  также
ежегодно  увеличивается  и превышает показатель выездного туризма в
2  раза,  несмотря на то, что количество въехавших туристов за 2001
год снизилось в 1,5 раза по сравнению с 2000 годом.
     Анализ    современного    состояния   инфраструктуры   туризма
указывает   на   недостаточный   уровень   ее   развития,   как  по
качественным, так и по количественным характеристикам.
     Уже  сейчас заполняемость двадцати гостиниц г. Южно-Сахалинска
составляет  100%.  Такого количества гостиниц для областного центра
явно  не достаточно. Объем гостиничных услуг по области за 2001 год
составил  141,9  млн.  руб.,  что  в 2,3 раза больше по сравнению с
2000 годом.
     Туристическая  индустрия  является совокупностью предприятий и
организаций,   принадлежащих  к  различным  секторам  экономической
деятельности,   производящих   продукты  и  услуги,  полностью  или
частично  потребляемые  туристами.  Общественное питание, торговля,
связь,  здравоохранение,  страхование,  строительство,  транспорт -
все   это   косвенно  влияет  на  формирование  положительного  или
отрицательного образа туристической индустрии.
     Сахалинская  область  -  это уникальная природно-климатическая
зона,  и это привлекает не только наших ближайших соседей - Японию,
Корею,  Китай, но также туристов из США и Европы. Поэтому, развитие
въездного   туризма   должно   стать   приоритетным   направлением,
приносящим доходы области.
     Развитие  въездного туризма в Сахалинской области сдерживается
следующими факторами:
     -   отсутствием   комплексной  программы  развития  туризма  в
области;
     -  неразвитостью инфраструктуры туризма (гостиниц, ресторанов,
кафе, вокзалов, транспорта, дорог и т.д.);
     -  отсутствием  в  области  практики  инвестирования в объекты
туристической инфраструктуры;
     -  невысоким  качеством обслуживания в туристической индустрии
из-за  низкого  уровня подготовки кадров и отсутствием опыта работы
компаний в условиях рыночной экономики;
     -  отсутствием  комплексной  рекламно-информационной программы
по созданию имиджа туристического центра;
     -  не  сложившейся  до  настоящего времени системой управления
туризмом в целом по стране и в области;
     -  отсутствием  в области действенной нормативно-правовой базы
по туризму.

      II. Основные цели и задачи концепции развития туризма в
                        Сахалинской области

     Цель  Концепции  -  создать  в  области  условия  для развития
современной   туристической   индустрии,   обеспечивающей   широкие
возможности   для   удовлетворения   потребности  жителей  области,
российских  и  иностранных  туристов  в туристских услугах, а также
внести  значительный  вклад  в  развитие  экономики  области, в том
числе  за  счет  налоговых  поступлений  в  бюджеты  всех  уровней,
притока  иностранной  валюты,  увеличения  количества рабочих мест,
сохранения  и рационального использования природно-рекреационного и
культурно-исторического потенциала.
Основные задачи Концепции состоят в следующем:
     1)   изучение  потенциальных  возможностей  и  путей  развития
туристического  комплекса  в  Сахалинской  области, отдельных видов
рекреации и туризма;
     2)  формирование  современного  туристического рынка на основе
развития  здоровой  деловой конкуренции, углубления специализации и
кооперации в работе туристических организаций;
     3)  разработка  нормативно-правовой  базы устойчивого развития
туризма;
     4) создание условий для развития разнообразных видов туризма;
     5) расширение международного сотрудничества;
     6)    стимулирование    развития   материальной   базы   путем
привлечения  инвестиций  для  реконструкции прежних и строительства
новых туристических объектов;
     7)   эффективное  и  рациональное  использование  существующих
ресурсов;
     8)     формирование     современной     системы    подготовки,
переподготовки   и  повышения  квалификации  туристических  кадров,
осуществление научных исследований в сфере туризма;
     9)  разработка  информационно-аналитического  банка  данных  и
системы    социально    -    экономической   оценки   эффективности
туристической деятельности на территории области;
     10)  совершенствование  системы  информационного  обеспечения,
проведения   активной   рекламной   деятельности  для  формирования
положительного туристического имиджа Сахалинской области.

                III. Механизм реализации концепции

     Механизм   реализации   Концепции   предусматривает  отработку
организационно-финансовых    схем    развития    инфраструктуры   и
материальной  базы  туризма.  Развитие  материальной  базы  туризма
будет  осуществляться  путем  реализации  конкретных проектов путем
привлечения   кредитов  банков,  за  счет  привлечения  собственных
средств    предприятий,    прямых   отечественных   и   иностранных
инвестиций.
     Выполнение указанных задач требует:
     1. проведение     комплекса     исследований    туристического
потенциала  в  районах,  прогнозирование конъюнктуры туристического
рынка;
     2. разработку  научно-обоснованных норм рекреационных нагрузок
территорий  с учетом ее функционального зонирования для обеспечения
устойчивого развития туризма;
     3. рекламно-информационного  обеспечения развития туризма, что
предусматривает:
     а)      подготовку      и      издание     базового     пакета
информационно-рекламных  материалов  о  возможностях туристического
отдыха и санаторно-оздоровительного лечения;
     б)   участие   в   организации   и   проведении  туристических
конференций, ярмарок, выставок;
     в)  расширение связей с туристическими организациями, создание
информационных банков данных компаний, туров, маршрутов;
     г)   содействие   в  развитии  сети  молодежных  туристических
организаций, клубов и секций;
     4. развитие  функциональной  деятельности  природного парка на
территории острова Монерон;
     5. взаимодействие    с    государственными    территориальными
органами  исполнительной  власти по вопросам развития туристической
деятельности;
     6. проведение  мероприятий  по  улучшению общей инфраструктуры
туризма и санитарно-экологической ситуации.

  IV. Социально-экономическая эффективность реализации Концепции

     Главный  социальный  эффект  будет состоять в создании условий
для  удовлетворения  потребностей  населения  Сахалинской области и
Российской  Федерации  в  активном и полноценном отдыхе, укреплении
здоровья,  приобщении  к культурным ценностям. Реализация Концепции
станет  одним  из  факторов решения проблемы занятости населения. В
сфере  туризма  будут  созданы  новые  рабочие  места.  Значительно
укрепится   материальная   база  туризма,  расширится  география  и
многообразие туристических маршрутов.
     Формирование   туристического  комплекса  Сахалинской  области
окажет  стимулирующее  воздействие  на  развитие предприятий других
отраслей     экономики     (гостиничного     хозяйства,     пищевой
промышленности,  торговли, производства товаров народных промыслов,
учреждений   культуры,  дорожной  сети  и  средств  связи),  внесет
существенный  вклад в структурную перестройку народнохозяйственного
комплекса.  В  результате  осуществления  Концепции  будут  созданы
условия   для   сохранения   и   возрождения  объектов  культуры  и
природного  потенциала  области,  прежде всего, в важнейших центрах
развития  туризма:  южной части Сахалина, Поронайском, Углегорском,
Смирныховском,  Тымовском.  Александровск-Сахалинском,  Ногликском,
Охинском  районах,  Курильской  гряды,  в  Природном  парке "Остров
Монерон".
     Развитие  туристской сферы увеличит поступления в бюджеты всех
уровней,  прежде  всего,  за  счет  увеличения  доходов от прямых и
косвенных  услуг,  максимальной  загрузки существующей материальной
базы   оздоровления   и  отдыха,  реализации  сувениров  и  изделий
народных    промыслов.   Намеченные   меры   будут   способствовать
расширению  притока  в  область  российских и иностранных туристов.
Развитие  в  Сахалинской  области высокоэффективного туристического
комплекса   еще   более  повысит  ее  привлекательность  как  сферы
международного   предпринимательства   и  делового  сотрудничества,
создаст стимулы для притока капитала в экономику.
     Эффективная  реализация Концепции развития туризма и программы
мероприятий по её осуществлению в Сахалинской области:
     обеспечивает  развитие  туризма с учетом сохранения природного
ландшафта    и   биоресурсов,   долгосрочных   интересов   местного
населения;
     способствует    развитию    индустрии   туризма,   стимулирует
увеличение   туристских   потоков   и   привлечение   инвестиций  в
туристическую отрасль;
     создает   условия   для  возрождения  и  сохранения  традиций,
культуры   проживания   и   рационального   природопользования   на
территории области коренных малочисленных народностей Севера;
     содействует   различным   формам  сотрудничества  с  соседними
регионами  и  областями  в  развитии  внутреннего  и международного
туризма;
     способствует  созданию  действенной нормативно-правовой базы в
сфере   туризма   в  соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации;
     поддерживает  и защищает права и интересы, обеспечивает равные
условия   производителей   туристического   продукта,  способствует
развитию деловой конкуренции;
     формирует  представление о Сахалинской области, как о регионе,
благоприятном    для    туризма,    и    содействует    продвижению
туристического продукта.




                                       Приложение
                                       к Концепции развития туризма
                                       в Сахалинской области


   СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В
                        САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

     В   соответствии   с   Концепцией  развития  туризма  в  РФ  и
Концепцией   развития   туризма   в   Сахалинской   области  должна
разрабатываться Программа развития туризма в Сахалинской области.
     Основной  идеей  развития  въездного туризма в Программе будет
создание  небольших  туристических  комплексов в районах области, в
местах,  по  природным условиям наиболее благоприятных для туризма.
В  Южно-Сахалинске  создание  подобных комплексов или использование
существующих  гостиничных  комплексов  нецелесообразно,  в  связи с
малой    архитектурно-исторической    ценностью    и    отсутствием
качественной индустрии развлечений.
     Учитывая,   то  что  Сахалинская  область  не  может  являться
идеальным    объектом   курортно-пляжного   туризма,   а   так   же
исторического  туризма,  как  наиболее  популярных  видов  отдыха в
мире,  используя  богатейшие  природные возможности можно развивать
следующие виды туризма:
     Природный
     Экстремальный
     Охотничий и рыболовный
     Экологический
     Научный
     Лечебный (особенно бальнеологический)
     Этнографический
     Спортивный
     Дайвинг
     Горный
     Рекреационный
     Исторический
     Фото-видео журналистика
     Организация международных конференций
     Бизнес-туризм
     Другие виды туризма

                        Исследование рынков
     Первостепенной  задачей  является проведение широкомасштабного
маркетингового      исследования     потенциальных     возможностей
Сахалинского   туристического   рынка,   и   изучение   спроса   на
туристические  услуги в нашей области на внутреннем и международном
рынках.   Для   данного  исследования  необходимо  привлечение  как
местных,   так  и  зарубежных  организаций,  специализирующихся  на
подобных исследованиях, а так же зарубежных туроператоров.

                 Развитие туристического комплекса
     Отсутствие  развитого  туристического  комплекса - это одна из
основных  проблем  для  развития  туризма  на  Сахалине. Необходимо
обеспечить   комфортные   условия   проживания   в  соответствии  с
международными  стандартами.  В  живописных  местах, в окрестностях
одного  из  районных  центров  области, построить "русскую деревню"
(например  комплекс  деревянных,  рубленых зданий в русском стиле),
которая  будет  иметь  классность гостиниц не менее четырёх "звёзд"
по  международным  нормам.  Так,  не  нарушая  общей  при-.  родной
гармонии   мы   добьёмся   уникального  колорита  путешествия,  при
абсолютно полном и привычном иностранному туристу сервисе.

                          Кадровый вопрос
     Для  развития  туризма  необходимо  создать систему подготовки
кадров  для  работы  в  сфере обслуживания, начиная от качественной
подготовки   персонала   с   самого  нижнего  звена  (обслуживающий
персонал гостиничных комплексов) и, заканчивая управляющими.

                   Развитие информационной базы
     Для    формирования    имиджа    Сахалинской    области    как
привлекательной  туристической  зоны  необходимо  наладить  издание
высококачественной  печатной,  фото  и видеопродукции. Создать свой
туристический  портал  в  сети  Интернет.  Организовать  работу  со
средствами    массовой   информации,   как   российскими,   так   и
зарубежными.

                     Транспортное обслуживание
     Для  обеспечения  комфортного передвижения туристов необходимо
улучшение   качества   оказания   транспортных   услуг   и  решение
проблемных   вопросов  по  обслуживанию  в  аэропортах,  морских  и
железнодорожных вокзалах.

                 Обеспечение безопасности туристов
     Криминальная  обстановка  в  стране  в целом, и в частности, в
Сахалинской  области диктует особое отношение к вопросу обеспечения
безопасности   всех   въезжающих  граждан  и  всего  обслуживающего
персонала.   От   того,   на   каком   уровне   будет  организована
безопасность  туристов, зависит конкурентоспособность туристических
предложений.   Это  так  же  достаточно  большой  комплекс  работы,
который  необходимо  поручить  исключительно  профессионалам в этой
области.

                   Развитие сувенирной индустрии
     Существенным  фактором  в  экономической  составляющей туризма
является   продажа   сувенирной   продукции.   Необходимо   создать
сувенирные   мастерские,  которые  будут  производить  качественную
продукцию  с  местной спецификой: традиционные сувениры от коренных
народностей  Сахалина, стилизованные вещи. Обязательное условие это
наличие  хорошей  упаковки  и документации к товару, выполненные на
высоком   полиграфическом  уровне.  Так  же  необходимо  обеспечить
предложение  и  расширить  ассортимент  знаменитых  и  ставших  уже
популярными у туристов сувениров из других российских регионов.

              Страхование и медицинское обслуживание
     Обеспечение   высококачественными   медицинскими   услугами  и
страховкой   -   обязательная  составляющая  любого  туристического
предложения.  Здесь необходимо разработать мероприятия по улучшению
системы   страхования   туристов   и  обеспечению  их  медицинскими
услугами.

                          Выездной туризм
     Каждый  житель Сахалинской области имеет полное право на отдых
и  лечение  за  её пределами. Но по многим причинам не каждый имеет
возможность  это  осуществить.  Основной  причиной является высокая
стоимость, как самого отдыха, так и стоимость проезда.
     Несмотря  на  достаточное  количество  различных туристических
компаний,  предлагающих  отдых  сахалинцам  в  России и за рубежом,
качество  обслуживания  и  предложений  всё  ещё  оставляет  желать
лучшего.   В   целях   улучшения  предоставляемых  услуг  туристам,
выезжающим   из   Сахалинской   области,   необходимо  при  участии
туристических   компаний,  администрации  области  и  администраций
районов   и   городов,   разработать   мероприятия   по   улучшению
обслуживания населения.
     Перспективной   темой  для  развития  туристической  индустрии
Сахалинской  области  является  развитие  туристических  баз  за её
пределами.  Например,  организация  на берегу Черного моря отдыха и
санаториев   для  больных,  особенно  с  заболеваниями  дыхательных
путей,  что  является  более  чем острой проблемой для области. Это
позволит намного удешевить и улучшить отдых и лечение.

                       Реализация программы
     После   того,   как   будет  разработана  настоящая  Программа
развития  туризма  в  Сахалинской  области в деталях, ее необходимо
претворить в жизнь. Каким образом это сделать?
     Одним  из  решений  данной задачи может стать создание ведущей
компании  -  оператора  проектов  в рамках настоящей Программы. Для
того  чтобы  это  была структура не просто продекларированная, но и
жизнеспособная,    необходимо,    создать   акционерное   общество,
учредителями  в  котором  выступят  администрация  области, частные
компании  и  (или)  физические  лица.  Создание  такой  компании  -
оператора  поможет решению проблемы туризма в более короткие сроки,
сохраняя  при  этом  баланс  между  интересами бизнеса и интересами
области.

     Задачи АО:
     Реализация всех пунктов Программы
     Организация  других  специализированных  компаний для работы в
том или ином направлении, в рамках развития туризма
     Подготовка инвестиционных проектов
     Привлечение инвестиций
     Реализация проектов в качестве генерального заказчика
     Управление проектами
     Организация  и поддержание тесных контактов с туроператорами и
турагентами
     Создание  и  упрочение деловых контактов с соседними регионами
(Приморский и Хабаровский края, Камчатская область)



Информация по документу
Читайте также