Расширенный поиск

Распоряжение Администрации Сахалинской области от 21.07.2003 № 387-ра

 



                 АДМИНИСТРАЦИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
                           РАСПОРЯЖЕНИЕ


от 21 июля 2003  г. N 387-ра
г. Южно-Сахалинск


О Концепции развития гражданской
обороны  Сахалинской  области на
период до 2010 года


     В   целях   выработки   основных   принципов,   направлений  и
приоритетов  развития  гражданской  обороны  области  в современных
условиях:
     1. Утвердить    Концепцию    развития    гражданской   обороны
Сахалинской области на период до 2010 года (прилагается).
     2. Главному   финансовому   управлению   Сахалинской   области
(Новикова  Н.М.)  при  разработке  проектов  областного  бюджета на
соответствующий  год  предусматривать  средства  на  финансирование
мероприятий   гражданской  обороны,  предусмотренные  Концепцией  и
подлежащие финансированию за счет средств областного бюджета.
     Установить,   что   в   ходе   реализации   Концепции   объемы
финансирования    мероприятий    Концепции    подлежат    ежегодной
корректировке с учетом реальных возможностей областного бюджета.
     3. Рекомендовать      органам      местного     самоуправления
предусматривать  средства  на  реализацию  мероприятий  гражданской
обороны,    предусмотренные    Концепцией   и   не   включенные   в
государственный   оборонный   заказ,   финансируемый   из   средств
федерального бюджета.
     4. Главному   управлению   по   делам  гражданской  обороны  и
чрезвычайным  ситуациям Сахалинской области (Смирнов Н.А.), органам
местного  самоуправления,  руководителям  организаций  организовать
работу по реализации Концепции.
     5. Контроль  за  выполнением настоящего распоряжения возложить
на вице-губернатора области Дегтерева С.Г.

     Губернатор области                             И.П.Фархутдинов






                                Утверждена
                                распоряжением администрации области
                                от 21 июля 2003 года N 387-ра


                             КОНЦЕПЦИЯ
 развития гражданской обороны Сахалинской области на период до 2010
                               года

     Концепция  развития гражданской обороны Сахалинской области на
период  до  2010  года  (далее  -  Концепция) разработана на основе
прогноза  возможной  военно-политической  обстановки  в  начале XXI
века,  вероятного  характера  военных конфликтов, анализа состояния
гражданской  обороны  области  и  с  учетом  реальных экономических
возможностей   по   реализации  мероприятий  в  области  подготовки
гражданской обороны.
     Правовую  основу  Концепции  составляют Конституция Российской
Федерации,   Федеральный  закон  "О  гражданской  обороне",  другие
федеральные  законы  в  области  обороны государства, постановления
Правительства Российской Федерации в области гражданской обороны.
     В   Концепции   отражены  правовые  и  организационные  основы
системы  гражданской  обороны Сахалинской области, цели, принципы и
особенности   политики  в  области  гражданской  обороны,  основные
направления  ее  развития  и  совершенствования, порядок реализации
Концепции.

                        1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      Роль и место гражданской обороны в современных условиях

     Национальная  безопасность  России  не может быть достаточной,
если  не  будут  решены  на  необходимом  уровне  проблемы защиты и
выживания    населения,    живучести   экономики   и   устойчивости
государственного  управления в сложных условиях ведения современной
вооруженной борьбы.
     В    связи    с   этим   гражданская   оборона   как   система
общегосударственных  мероприятий по подготовке к защите и по защите
населения,  материальных  и  культурных  ценностей  от  опасностей,
возникающих  при  ведении  военных  действий  или  вследствие  этих
действий,   представляет  одну  из  важнейших  областей  оборонной,
военной и социально-экономической политики государства.
     Анализ  возможной военно-политической обстановки на начало XXI
века  позволяет  сделать  вывод  о  том,  что, несмотря на снижение
угрозы   развязывания   прямой   крупномасштабной  агрессии  против
России,  принятие  решений о запрещении испытаний ядерного оружия и
об  уничтожении  химического оружия, потенциально-военная опасность
для  Российской Федерации сохранится. Продолжится борьба за передел
сфер  влияния  между  государствами. Получат обострение ресурсные и
территориальные    проблемы.   Усилится   негативное   влияние   на
безопасность     страны    националистического    и    религиозного
экстремизма,   которые  могут  привести  к  внутренним  вооруженным
конфликтам, масштабным террористическим акциям.
     В  последнее  время  возрастает  опасность втягивания России в
локальные  войны  и вооруженные конфликты, которые при определенных
условиях могут перерастать в региональные войны.
     Характерными  особенностями военных конфликтов начала XXI века
будут являться:
     -   массированное  применение  высокоточного  оружия,  средств
радиоэлектронной  борьбы,  а  в  перспективе  -  и  оружия на новых
физических принципах;
     -  ведение  вооруженной  борьбы во всех сферах - в космосе, на
суше,   в   воздухе   и  на  море  при  возрастающей  роли  средств
воздушно-космического нападения;
     - поражение важнейших объектов и элементов инфраструктуры;
     -  широкое использование аэромобильных сил, воздушных десантов
и войск специального назначения;
     -   постоянная   угроза   расширения   масштабов  конфликта  и
применения оружия массового уничтожения.
     В   условиях  военных  действий  наиболее  вероятными  формами
вооруженной борьбы на территории области могут стать:
     -   террористические   и   диверсионные   акты   на   объектах
повышенного  риска,  объектах  систем  жизнеобеспечения  и в местах
массового пребывания населения;
     - воздействие космического психотропного оружия на население;
     -   точечные  избирательные  удары  по  органам  управления  и
стратегически важным объектам;
     - радиоэлектронное подавление систем управления;
     - локальное применение нейтронного оружия.
     В   тоже   время   полностью   нельзя   исключать  масштабного
применения современных средств поражения.
     В  результате  военных  действий  на  территории области могут
возникнуть  обширные  очаги  поражения, многочисленные жертвы среди
населения, кардинальные нарушения условий его жизнедеятельности.
     Учитывая  характер  современных  войн и реальные экономические
возможности  государства, гражданская оборона Сахалинской области в
начале XXI века должна стать:
     -  гибкой  и маневренной, способной выполнять задачи при любых
вариантах развития военных действий;
     - оперативно-мобильной   при   развертывании  для  действий  в
     -  рационально-экономной  в  части  финансовых  и материальных
затрат на подготовку и реализацию мероприятий.

    Основы организации, подготовки к ведению гражданской обороны
                        Сахалинской области

     Выполнение  задач  гражданской  обороны  является обязательной
функцией   областных   органов   исполнительной  власти  области  и
организаций,  независимо  от их организационно-правовых форм и форм
собственности, долгом и обязанностью каждого жителя области.
     Организация,  подготовка и ведение гражданской обороны области
осуществляется  в  соответствии  с  нормативными  правовыми  актами
Российской  Федерации  в  области  гражданской обороны, директивами
первого   заместителя  начальника  гражданской  обороны  Российской
Федерации  -  Министра  Российской  Федерации  по делам гражданской
обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий, а также нормативно-правовыми актами Сахалинской области.
     В  войсках,  воинских формированиях и организациях, отнесенных
к  объектам  местной обороны, задачи гражданской обороны решаются в
соответствии с ведомственными положениями.
     Гражданская      оборона      области      организуется     по
территориально-производственному принципу.
     Руководство   гражданской   обороной  осуществляет  губернатор
области,  являющийся  начальником  гражданской  обороны Сахалинской
области.
     Руководство  гражданской обороной в муниципальных образованиях
осуществляют   главы   муниципальных  образований,  в  организациях
независимо  от  их  организационно-правовых форм - их руководители,
являющиеся по должности начальниками гражданской обороны.
     Начальники   гражданской   обороны   в   пределах  полномочий,
предоставленных  им  в  соответствии с законодательством Российской
Федерации,   несут   персональную   ответственность   за  состояние
гражданской обороны на подведомственной им территории.
     Начальники   гражданской   обороны   осуществляют  руководство
гражданской    обороной   через   органы   управления,   специально
уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны:
     -   Главное   управление   по   делам  гражданской  обороны  и
чрезвычайным ситуациям Сахалинской области;
     -  управления  по  делам  гражданской  обороны  и чрезвычайным
ситуациям городов, отнесенных к группам по гражданской обороне;
     -   отделы   по   делам  гражданской  обороны  и  чрезвычайным
ситуациям муниципальных образований;
     -  штабы  (отделы,  секторы,  работники)  по делам гражданской
обороны  и  чрезвычайным  ситуациям  в  учреждениях  и организациях
независимо от их организационно-правовых форм.
     Для  выполнения  мероприятий  по гражданской обороне создаются
областные,  районные,  городские  и  объектовые  службы гражданской
обороны.  Состав  и  задачи  служб гражданской обороны определяются
соответствующими начальниками гражданской обороны.
     Для  ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в
очагах  массового  поражения  создаются силы и средства гражданской
обороны.
     В состав сил гражданской обороны входят:
     - части войск гражданской обороны;
     -   гражданские   организации  гражданской  обороны  (далее  -
формирования ГО).
     Воинские  части  и  подразделения  Вооруженных  Сил Российской
Федерации,  других  войск  и воинских формирований привлекаются для
решения   задач   в   области   гражданской   обороны   в  порядке,
определенном Президентом Российской Федерации.
     Аварийно-спасательные     службы    и    аварийно-спасательные
формирования  привлекаются  для решения задач в области гражданской
обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     Состав    и    оснащение    формирований    ГО    определяются
Правительством Российской Федерации.
     Силы гражданской обороны создаются в мирное время.
     Заблаговременная   (в  мирное  время)  подготовка  гражданской
обороны    является   непременным   условием   эффективной   защиты
населения,  материальных  и  культурных  ценностей  от  опасностей,
возникающих  при  ведении  военных  действий  или  вследствие  этих
действий.
     Гражданская  оборона Сахалинской области в мирное время должна
быть готовой к решению следующих задач:
     -  обеспечению  оперативного развертывания органов управления,
сил  и средств гражданской обороны для действий в условиях военного
времени;
     -   проведению  частичной  эвакуации  населения  в  угрожаемый
период;
     -  оповещению населения области об опасностях, возникающих при
ведении военных действий или вследствие этих действий;
     -  укрытию  населения в защитных сооружениях и обеспечению его
средствами защиты.
     Подготовка гражданской обороны включает:
     - разработку планов гражданской обороны;
     -   организацию   обучения   населения   способам   защиты  от
опасностей,   возникающих   при   ведении   военных   действий  или
вследствие этих действий;
     -  организацию обучения руководящего, командно-начальствующего
состава   по   вопросам   организации   и   выполнения  мероприятий
гражданской обороны;
     -  создание  и  поддержание  в  постоянной  готовности системы
оповещения  гражданской  обороны  об  опасностях,  возникающих  при
ведении военных действий или вследствие этих действий;
     -  подготовку  эвакуации  населения, материальных и культурных
ценностей в безопасные районы;
     -  первоочередное  жизнеобеспечение  населения,  пострадавшего
при ведении военных действий;
     -  обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и
средств гражданской обороны;
     Руководство    силами   и   средствами   гражданской   обороны
начальники гражданской обороны осуществляют с пунктов управления.
     Гражданская  оборона  Сахалинской  области в условиях военного
времени должна обеспечить:
     - оповещение и укрытие населения в защитных сооружениях;
     -  обеспечение  населения  средствами  индивидуальной защиты в
соответствии с установленными нормативами;
     -   массовое  обучение  всего  населения  способам  защиты  от
опасностей,   возникающих   при   ведении   военных   действий  или
вследствие этих действий;
     -  отселение  населения  из  зон  боевых  действий  и  опасных
районов;
     -  общую  эвакуацию  (по  особому  распоряжению)  населения  в
случае применения оружия массового поражения;
     -  эвакуацию  материально-культурных  ценностей  в  безопасные
районы;
     -  проведение комплекса мероприятий по световой и другим видам
маскировки  территории  и  объектов,  продолжающих работу в военное
время;
     -   постоянную   готовность   сил  и  средств  для  ликвидации
последствий   применения   средств   нападения  и  оказания  помощи
пострадавшим;
     -  ведение постоянного наблюдения и контроля за обстановкой на
территории области:
     -  поддержание  порядка  в  районах,  пострадавших при ведении
военных действий или вследствие этих действий;
     -  срочное  восстановление  объектов  систем  жизнеобеспечения
области;
     -  захоронение  трупов  в  сроки, не допускающие возникновения
эпидемий;
     -  первоочередное  жизнеобеспечение  населения,  пострадавшего
при ведении военных действий или вследствие этих действий;
     - устойчивое управление мероприятиями гражданской обороны.

         Состояние гражданской обороны Сахалинской области

     Существующая  система  связи  гражданской  обороны Сахалинской
области  базируется  в  основном  на  каналах  телефонной связи ОАО
"Дальсвязь"  и  не  в  состоянии  обеспечить  устойчивую  работу  в
условиях   военного  времени.  Корпоративная  сеть  связи  наиболее
важных  абонентов,  предназначенная  на особый период, отсутствует.
Предприняты  только  первые  шаги  по  переводу на современные виды
связи:  поставлена  цифровая  АТС  в  Главном  управлении  по делам
гражданской  обороны  и чрезвычайным ситуациям Сахалинской области,
ведется  работа  по  запросу  на выделение средств, предназначенных
для  аренды  прямых  каналов связи до городов, отнесенных к группам
по гражданской обороне.
     Действующая  система  оповещения  не  отвечает  требованиям  и
требует коренной перестройки по следующим причинам:
     -  аппаратура  П-164,  используемая в системе электросиренного
оповещения,   морально   и   физически  устарела,  обладает  низкой
устойчивостью  к  помехам,  создаваемым  оргтехникой  и  АОНами. не
приспособлена к работе в цифровых сетях связи;
     -  организационно-технические  решения по оповещению населения
через   теле-   и   радиоканалы   отличаются  низкой  устойчивостью
(аппаратура  размещена  в одном месте) и не позволяет задействовать
для  этих  целей  все  программы  теле-  и  радиовещания, кабельное
телевидение, в том числе различных форм собственности;
     -  отсутствуют  локальные  системы оповещения населения вокруг
потенциально опасных объектов;
     -  средства  связи  и  оповещения,  размещенные  на загородном
защищенном     пункте     управления,     морально    устарели    и
неработоспособны.
     На  многих  защитных  сооружениях, особенно в жилой застройке,
не    проводится   техническое   обслуживание   и   ремонт   систем
жизнеобеспечения,  в  результате  часть  из  них не готовы к приему
укрываемых.   Снизился   запас   средств  индивидуальной  защиты  и
приборов  дозиметрического  контроля  из-за отсутствия федерального
финансирования  в  части их пополнения до установленных норм. Низка
готовность   формирований  ГО.  Требует  совершенствования  система
управления  гражданской  обороны. Крайне медленно разрабатываются и
внедряются  мероприятия  по повышению устойчивости функционирования
в  военное  время  объектов  и предприятий, существенно необходимых
для   обеспечения   деятельности   экономики  области  и  выживания
населения.   Медленно   разворачивается   работа   по   обеспечению
выполнения    новых    задач   гражданской   обороны,   возложенных
Федеральным    законом    "О   гражданской   обороне"   (проведение
мероприятий  по  световой и другим видам маскировки; первоочередное
жизнеобеспечение   населения,  пострадавшего  при  ведении  военных
действий  или  вследствие этих действий; срочное захоронение трупов
в военное время) и др.
     К числу проблем, требующих оперативного разрешения, относятся:
     -  противоречие  между  устаревшими  взглядами  и  подходами к
решению  задач  гражданской обороны и сложившимися новыми реальными
условиями  (коренное  изменение  взглядов  на  характер,  способы и
масштабы  применения  вооруженных  сил,  появление  новых  видов  и
систем  оружия,  изменившееся  военно-экономические  возможности  и
др.)
     -  разрыв  между  декларируемыми  и реальными возможностями по
обеспечению  защиты населения и экономики в случае крупномасштабных
боевых  действий,  в  том  числе  с  применением  оружия  массового
поражения;
     -  снижение  уровня  участия  населения области в мероприятиях
гражданской   обороны,   появление   у   общественности   элементов
благодушия,     скептицизма,    сомнения    в    эффективности    и
целесообразности мероприятий гражданской обороны.
     Гражданская  оборона в настоящее время вступила в такую стадию
своего  развития,  когда требуется коренным образом переосмысливать
принципы,  формы  и  методы  ее  деятельности,  сформировать  новые
подходы к планированию и реализации ее мероприятий.

      2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
                        САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

     Приоритетные  направления развития гражданской обороны области
обеспечивают   реализацию   государственной   политики   в  области
гражданской   обороны,   которая  в  начале  XXI  века  обусловлена
следующими особенностями:
     -   усиление   роли   государства  в  области  планирования  и
проведения мероприятий гражданской обороны;
     -   усиление   роли  экономических  факторов  и  стимулов  при
выполнении мероприятий гражданской обороны;
     -   расширение  функций  гражданской  обороны  в  гуманитарной
области деятельности общества;
     -  дальнейшее  развитие  областной  системы  предупреждения  и
ликвидации    чрезвычайных   ситуаций   как   основной   базы   для
совершенствования и укрепления гражданской обороны.

   Повышение эффективности системы обучения населения, подготовки
 руководящего состава и специалистов органов управления, кадрового
        состава гражданских организаций гражданской обороны

     Обучение   населения,   подготовка   руководящего   состава  и
специалистов  органов  управления,  кадрового  состава  гражданских
организаций    гражданской    обороны    (далее   -   формирований)
осуществляется   и   проводится  в  рамках  Единой  государственной
системы  подготовки  в  области  гражданской  обороны  и  защиты от
чрезвычайных  ситуаций  в Академии гражданской защиты МЧС России, в
учреждениях   образования   (в   том  числе  в  учебных  заведениях
повышения  квалификации  и подготовки кадров министерств и ведомств
и  учебно-методических  центрах по ГО и ЧС), по месту работы, учебы
и жительства.
     При  подготовке  руководящего  состава  и специалистов органов
управления,    руководителей   и   личного   состава   формирований
используются  все  существующие формы и методы подготовки, при этом
приоритетным  направлением  является практическая подготовка в ходе
проведения   командно-штабных   и  комплексных  учений  гражданской
обороны,    штабных    и    объектовых    тренировок,    а    также
тактико-специальных учений с формированиями.
     Подготовка  учащейся молодежи осуществляется в рамках программ
в области безопасности жизнедеятельности.
     Подготовка  населения,  не  занятого  в  сферах производства и
обслуживания,  осуществляется  за  счет  расширения информационного
обеспечения  с  помощью  средств  массовой  информации,  увеличения
тиражей  специальной и популярной литературы по гражданской обороне
и  предоставления возможности получения исчерпывающей информации по
вопросам   защиты  от  чрезвычайных  ситуаций  мирного  и  военного
времени через консультационные пункты.
     Основными   направлениями   развития   системы  подготовки  по
гражданской обороне являются:
     -  разработка  и  реализация  комплексных  целевых программ по
подготовке населения и специалистов в области гражданской обороны;
     -  разработка  и  принятие  нормативных  правовых  документов,
определяющих  содержание  и  порядок подготовки населения области в
области гражданской обороны:
     -   разработка   комплекса   мер  по  повышению  эффективности
проведения   командно-штабных   и  комплексных  учений  гражданской
обороны,    штабных    и    объектовых    тренировок,    а    также
тактико-специальных учений с формированиями;
     -    создание    новой    и   совершенствование   существующей
учебно-материальной базы по гражданской обороне;
     -  разработка  и  внедрение  новых учебных программ подготовки
всех  категорий  населения  в  области гражданской обороны с учетом
региональной специфики;
     -  внедрение  в  систему подготовки современных информационных
технологий:  компьютерных  обучающих  программ,  компьютерных игр и
тренажеров  по  совершенствованию  навыков поведения в чрезвычайных
ситуациях мирного и военного времени;
     -   возобновление  практики  проведения  игр  типа  "Зарница",
организация  специализированных  летних  лагерей  подростков  "Юный
спасатель";
     -  создание  в области системы учебно-консультационных пунктов
по ГО и ЧС;
     -   разработка  и  выпуск  современной  учебно-методической  и
популярной  литературы,  наглядных  пособий  в области безопасности
жизнедеятельности  и  защиты  от  чрезвычайных  ситуаций  мирного и
военного времени;
     -  создание  и  развитие  общественных движений и организаций,
осуществляющих  свою  деятельность  в  популяризации  и  пропаганде
знаний  и  умений  по  защите  в  чрезвычайных  ситуациях мирного и
военного времени;
     -   организация   теле-   и   радиопередач,   в  том  числе  и
развлекательного  характера,  по пропаганде знаний в области защиты
от чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
     -  создание  полигона  для  практической  отработки технологий
ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
     -  создание  компьютерных  обучающих программ и тренажеров для
теоретического    усвоения    методов    современных   спасательных
технологий.

     Совершенствование системы оповещения гражданской обороны

     Основными  направлениями  совершенствования  систем оповещения
являются:
     - создание центральной станции оповещения;
     - реконструкция системы электросиренного оповещения населения;
     -  ввод  в строй Единой дежурно-диспетчерской сети Сахалинской
области;
     -   создание   автоматизированных  рабочих  мест  оперативного
дежурного и его помощников;
     -  разработка  и  внедрение современной аппаратуры оповещения,
работающей  на цифровых сетях связи, по теле- и радиоканалам, в том
числе по каналам кабельного телевидения;
     -  создание  локальных  систем  оповещения населения в районах
размещения   потенциально-опасных   объектов   и  их  сопряжение  с
системами    управления    территориальными   органами   управления
гражданской обороны;
     -  реконструкция  системы  оповещения населения, работающая по
каналам   радиотрансляционной   сети,  в  том  числе  сети  уличной
звукофикации;
     -  создание  системы  оповещения  населения  по каналам систем
сотовой радиосвязи общего пользования;
     -   внедрение   нового   поколения   звукоизлучающих   средств
оповещения   населения   стационарного   и   мобильного   типов   с
энергонезависимой базой.

            Совершенствование эвакуационных мероприятий

     В   современных  войнах  и  вооруженных  конфликтах  эвакуация
населения из опасных районов остается действенным способом защиты.
     Порядок  организации  и  проведения  эвакуационных мероприятий
требует  существенной  переработки  с  учетом как внешних факторов,
так   и   особенностей   географического  расположения  Сахалинской
области.
     К внешним факторам относятся:
     -   переход   от   административных   методов   управления   к
экономическим;  создание  новых  организационно-правовых структур с
резким сокращением доли государственных предприятий;
     -   отсутствие  на  федеральном  уровне  нормативных  правовых
документов,  регламентирующих  порядок  финансирования и проведения
заблаговременных мероприятий по подготовке к эвакуации.
     Особенностями    географического    расположения   Сахалинской
области,   оказывающими   влияние   на   организацию  и  проведение
эвакуации, являются следующие факторы:
     - область является приграничной;
     -   отсутствие  надежного  железнодорожного  и  автомобильного
сообщения с материковой частью страны.
     Основными    направлениями   совершенствования   эвакуационных
мероприятий являются:
     -   разработка   и  принятие  пакета  нормативных  правовых  и
методических  документов, регламентирующих отношения (в том числе и
финансовые) в области подготовки и проведения эвакомероприятий;
     -  переработка планирующих документов по эвакуации населения и
материальных ценностей области с учетом реальных возможностей.

           Совершенствование инженерной защиты населения

     Первоочередной   задачей   в  области  инженерных  мероприятий
является   накопление  фонда  защитных  сооружений  для  наибольших
работающих  смен  организаций,  продолжающих  свою  деятельность  в
период   мобилизации   и   военное   время   (перечень  организаций
определяется   Правительством   Российской  Федерации);  работников
работающих     смен    дежурного    персонала    объектов    систем
жизнеобеспечения;  нетранспортабельных  больных и обслуживающего их
медперсонала, трудоспособного населения.
     Для    остального    населения   проводятся   мероприятия   по
приспособлению  заглубленных  помещений, подвалов, горных и шахтных
выработок.
     Основными  направлениями  совершенствования  инженерной защиты
являются:
     -   организация  регулярного  мониторинга  состояния  защитных
сооружений   (в  том  числе  переданных  в  аренду),  их  ремонт  и
переоборудование в соответствии с современными требованиями;
     -   переработка   градостроительных   норм   с   учетом  новых
требований гражданской обороны;
     -  организация строительства защитных сооружений на объектах и
в жилой застройке для трудоспособного населения;
     -   организация   разработки   типовых   проектов   зданий  со
встроенными   защитными  сооружениями,  а  также  типовых  защитных
сооружений, возводимых в мирное время и в угрожаемый период.

             Совершенствование противопожарной защиты

     Организация   борьбы  с  пожарами,  возникающими  при  ведении
военных  действий  или  вследствие этих действий, является одной из
основных   задач   гражданской   обороны.  Ее  эффективное  решение
обеспечивается   за  счет  заблаговременного  проведения  комплекса
организационно-технических мероприятий противопожарной защиты.
     Основными   направлениями   совершенствования  противопожарной
защиты являются:
     -     совершенствование     технического    обеспечения    сил
противопожарной   защиты   с  учетом  специфики  работы  в  зданиях
повышенной опасности;
     -  создание  и  поддержание в постоянной готовности объектовых
сил противопожарной защиты;
     -   повышение   эффективности   надзора   за  реализацией  мер
противопожарной    безопасности   при   формировании   строительной
политики в области;
     -   совершенствование   системы  подготовки  профессиональных,
объектовых  и  общественных  сил  противопожарной  защиты  с учетом
специфики ведения первоочередных аварийно-спасательных работ;
     -  организация  регулярного  мониторинга состояния мероприятий
противопожарной безопасности на объектах области.

  Повышение эффективности радиационной, химической и биологической
                              защиты

     Наличие  в  области  объектов, использующих в производственной
деятельности    опасные    вещества,    не    снижающиеся    угрозы
террористических  актов,  а  также  события в Югославии, где в ходе
военных  действий  активно  применялись  боезаряды с радиоактивными
веществами,  требуют  повышенного внимания к вопросам радиационной,
химической и биологической защиты.
Основными направлениями по ее совершенствованию являются:
     -  развитие  сети  наблюдения  и  лабораторного  контроля  как
одного из элементов системы мониторинга;
     -   паспортизация   радиационных,   химически  и  биологически
опасных  объектов  с  учетом  возможного  их поражения в результате
военных действий и террористических актов;
     - создание системы контроля и оповещения на опасных объектах;
     -  подготовка  типовых  проектных  решений  по  приспособлению
городских  объектов  для  ведения  дегазационных и дезактивационных
работ;
     -  инвентаризация  объектов,  приспосабливаемых для санитарной
обработки, дезактивации и дегазации;
     -    доведение    до   требуемого   уровня   запасов   средств
индивидуальной  защиты, средств выполнения дезактивационных работ и
санитарной обработки.

               Совершенствование медицинской защиты

     Медицинская    защита   включает   комплекс   организационных,
лечебно-эвакуационных,           санитарно-гигиенических          и
противоэпидемиологических  мер,  осуществляемых  в зонах проведения
защитных  мероприятий гражданской обороны, и является важным звеном
в системе защиты населения.
     Основными  направлениями совершенствования системы медицинской
защиты являются:
     -   инвентаризация   учреждений   медицинского   профиля   вне
зависимости  от  форм собственности и ведомственной принадлежности,
формирование  необходимой и достаточной группировки сил медицинской
защиты;
     -     разработка     принципов     организации    и    ведения
медико-санитарной защиты населения;
     -   создание   на   объектах  экономики  санитарных  дружин  и
оснащение их необходимым имуществом;
     -  разработка  и  принятие нормативно-методического документа,
регламентирующего  типовые  решения  по  приспособлению  зданий под
медицинские учреждения;
     -  оснащение  автобусного  парка  приспособлениями для монтажа
типового санитарного оборудования;
     -  разработка  и  принятие  комплекса  нормативно-методических
документов,  регламентирующих  порядок  проведения  в военное время
мероприятий  по  массовой иммунизации населения и экстренной йодной
профилактике;
     - создание необходимых резервов средств медицинской защиты.

 Повышение готовности к первоочередному жизнеобеспечению населения,
  пострадавшего при ведении военных действии или вследствие этих
                             действий

     Первоочередное  жизнеобеспечение  населения, пострадавшего при
ведении  военных  действий  или  вследствие этих действий, является
многопрофильной,   масштабной  и  приоритетной  задачей  в  области
гражданской  обороны,  требующей  привлечения  для  своего  решения
значительных  сил  и  средств, участия различных специализированных
организаций,  заблаговременного  планирования  и  отработки системы
управления данным процессом на военное время.
     Основными  направлениями  работы  по  обеспечению готовности к
первоочередному обеспечению пострадавшего населения являются:
     -  разработка  и  принятие  нормативных  правовых  документов,
определяющих  политику  в  области первоочередного жизнеобеспечения
пострадавшего  населения,  в  том числе неснижаемых объемов средств
первоочередного жизнеобеспечения;
     -  формирование  перечня  областных  объектов  первоочередного
жизнеобеспечения населения и их паспортизация;
     -    разработка    генеральной   схемы   размещения   объектов
первоочередного  жизнеобеспечения  населения на территории области,
организация государственного надзора за ее реализацией;
     -  разработка  типовых  проектных  решений  по  приспособлению
областных  объектов,  привлекаемых  к решению задач первоочередного
жизнеобеспечения;
     -   создание   запасов   средств  первичного  жизнеобеспечения
населения;
     -  проведение комплекса организационно-технических мероприятий
по    защите    имеющихся    в   различных   организациях   запасов
продовольствия,  пищевого сырья и товаров первой необходимости и по
обеспечению   своевременного   перебазирования   таких   запасов  в
случаях,  когда  они могут оказаться в зонах возможного химического
заражения и радиоактивного загрязнения.

   Повышение готовности к ведению аварийно-спасательных и других
                         неотложных работ

     Эффективность   гражданской  обороны  во  многом  определяется
степенью    готовности    ее    сил    и    средств    к    ведению
аварийно-спасательных  и  других неотложных работ (далее - АСДНР) в
очагах  поражения,  возникающих  при  ведении  военных действий или
вследствие этих действий.
     Основными  направлениями  работы  по  повышению  готовности  к
ведению АСДНР являются:
     -  создание  группировки  сил  гражданской  обороны  области с
учетом возможных зон поражения и объемов ведения АСДНР;
     -  корректировка  планов  взаимодействия  с силами федеральных
органов власти с учетом возможной обстановки в военное время;
     -  практическая  отработка системы взаимодействия объектовых и
территориальных   сил   гражданской   обороны   в   ходе  учений  и
тренировок;
     -  обеспечение  формирований  гражданской  обороны  техникой и
имуществом,  согласно  предусмотренным  штатным  перечням,  за счет
специальной  техники  и  имущества,  имеющихся  в  организациях для
обеспечения производственной деятельности;
     -   обеспечение   формирований   техникой   и   имуществом  по
номенклатуре,  установленной  МЧС  России  (средства индивидуальной
защиты,  дозиметрическая  аппаратура, приборы радиационной разведки
и   дозиметрического   контроля,   средства   связи  и  оповещения,
индивидуальные средства медицинской защиты);
     -  развертывание  эффективной  системы  технического оснащения
сил гражданской обороны;
     -    создание   системы   ремонта   и   обслуживания   средств
технического оснащения сил гражданской обороны;
     -   создание   резервов  (областных,  районных  и  объектовых)
технических  средств  и  горюче-смазочных  материалов  для  ведения
АСДНР;
     -      внедрение      современных      технологий      ведения
аварийно-спасательных работ.

  Совершенствование систем управления и связи гражданской обороны

     Для  выполнения  задач гражданской обороне требуется надежная,
постоянно  действующая система управления, использующая современные
технические  средства,  с  минимально необходимым временем перевода
ее  с  мирного  на военное положение. Основными составляющими такой
системы являются пункты управления, узлы связи и оповещения.
     Основными   направлениями   повышения   эффективности   систем
управления гражданской обороны являются:
     -    совершенствование    системы   планирования   мероприятий
гражданской обороны до района и объекта включительно;
     -        разработка        и        реализация       комплекса
организационно-технических   решений   по   повышению  устойчивости
системы   управления   гражданской   обороны   (живучести   пунктов
управления, комплексов средств автоматизации и передачи данных);
     -  обеспечение бронирования руководящих работников гражданской
обороны;
     -  инвентаризация  состояния  запасных  пунктов  управления  и
разработка типовых технических решений по их модернизации;
     -  создание  страхового  фонда документации на наиболее важные
городские   объекты,   оснащение   органов  управления  гражданской
обороны   техническими   средствами   работы   с  микрографическими
носителями информации;
     - создание  запасных  пунктов   управления   в   муниципальных
образованиях Сахалинской области;
     -   разработка   и   внедрение   во  всех  уровнях  управления
программных    комплексов    информационной    поддержки    решений
начальников гражданской обороны;
     -   приобретение  и  оснащение  мобильного  пункта  управления
гражданской  обороны  средствами  спутниковой  связи  и  средствами
привязки  к  опорным  узлам  связи ВВС страны и ведомственных сетей
связи;
     -   создание  Единой  системы  связи  Сахалинской  области  на
военное время;
     -   создание   мобильных   систем   связи  органов  управления
Сахалинской  области  для оперативного реагирования на чрезвычайные
ситуации  мирного  и  военного  времени;  замена устаревших средств
связи,   используемых   в   гражданских   организациях  гражданской
обороны,  а  также  находящихся на складах длительного хранения, на
современные средства связи военного и общего применения.

   Формирование эффективной системы мониторинга за обстановкой на
   территории области (радиационной, химической, биологической,
             инженерной, пожарной, гидродинамической)

     На  современном  этапе  назрела  необходимость  более  тесного
организационного  и  функционального объединения всех сил и средств
в   систему   мониторинга,   обеспечивающую   эффективный  контроль
обстановки на всей территории области.
     Основными   направлениями   формирования  и  развития  системы
мониторинга являются:
     -    инвентаризация   всех   организаций,   расположенных   на
территории   области  (вне  зависимости  от  форм  собственности  и
ведомственной  принадлежности),  имеющих  возможность решать задачи
мониторинга;
     -   разработка   и   принятие   нормативных   правовых  актов,
определяющих  порядок  формирования и функционирования (в том числе
и  финансовое  обеспечение)  системы  мониторинга  за обстановкой в
области в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
     -  создание областного центра мониторинга и прогнозирования ЧС
как центрального звена областной системы мониторинга;
     -  совершенствование методов и технических средств мониторинга
за  радиационной,  химической, биологической, инженерной, пожарной,
гидродинамической  обстановкой,  в  том  числе степени зараженности
(загрязнения)    продовольствия   и   объектов   окружающей   среды
радиоактивными, химическими и биологическими веществами;
     -   разработка  и  программное  обеспечение  методов  прогноза
развития обстановки в зонах поражения;
     -   расширение   первичной   сети   мониторинга   до   уровня,
необходимого  и  достаточного  для  достоверной  оценки  и контроля
обстановки.

         Повышение уровня готовности объектов к устойчивому
                 функционированию в военное время

     Одна   из   основных   задач  гражданской  обороны  состоит  в
достижении   необходимого   уровня   устойчивости  функционирования
наиболее  важных  объектов  в  военное время, то есть в максимально
возможном  обеспечении  потребностей  области  за счет производства
продукции  в  заданной  номенклатуре  и  объемах.  Это  достигается
заблаговременным     проведением     комплекса     организационных,
экономических, технических мероприятий, направленных на:
     -  снижение  возможных  потерь  и  разрушений  от  современных
средств   поражения,   в   том   числе   с  использованием  средств
маскировки;
     -   повышение   надежности  ресурсного  обеспечения  областных
объектов, в том числе водой, теплом, электроэнергией;
     -   создание   условий   для  восстановления  производственных
мощностей    разрушенных    объектов    промышленности   и   систем
жизнеобеспечения в минимальные сроки.
     Перечень  объектов, продолжающих деятельность в военное время,
определяется Правительством Российской Федерации.
     Основными  направлениями  подготовки  объектов  к  устойчивому
функционированию в военное время являются:
     -   разработка   и  утверждение  перечня  областных  объектов,
продолжающих деятельность в военное время;
     -  разработка  и  принятие  правового  акта, регламентирующего
требования  по  повышению  устойчивости  функционирования областных
объектов;
     -   разработка  и  принятие  областных  нормативных,  правовых
документов        по        проектированию       и       реализации
организационно-технических  мероприятий, направленных на устойчивое
функционирование      объектов      промышленности     и     систем
жизнеобеспечения;
     -         проведение         научно-исследовательских        и
опытно-конструкторских  работ  по  отработке  современных  способов
снижения  демаскирующих признаков областных объектов и их внедрение
на наиболее важных объектах;
     -   инвентаризация   возможностей   предприятий  строительного
комплекса, подготовка их к восстановлению разрушенных объектов;
     -   развертывание   работ   по   созданию   страхового   фонда
документации   для   проведения  восстановительных  работ  наиболее
важных объектов;
     -  разработка  основных  направлений  перспективного  развития
области    в   целях   максимального   использования   возможностей
автономного функционирования в военное время;
     -   организация   контроля   состояния   готовности  областных
объектов к устойчивому функционированию в военное время.

    Создание системы защиты материальных и культурных ценностей

     Защита  материальных  и  культурных  ценностей  является новой
задачей,   которая   впервые   определена  Федеральным  законом  от
12.02.98 N 28 "О гражданской обороне".
     Основными  способами  защиты  являются  укрытие материальных и
культурных   ценностей  в  специальных  хранилищах  и  эвакуация  в
безопасные  районы.  Осуществляется  силами ведомств и организаций,
распоряжающихся  этими  ценностями. Подготовку к эвакуации проводят
органы местного самоуправления.
     Основными  направлениями  создания системы защиты материальных
и культурных ценностей являются:
     -  разработка критериев и формирование перечней материальных и
культурных   ценностей,   находящихся   в   ведении   администрации
Сахалинской  области  и  подлежащих  защите  в  рамках  мероприятий
гражданской обороны;
     -  определение  и  согласование  мест  специального  хранения,
маршрутов  эвакуации в безопасные районы для эвакуации материальных
и культурных ценностей;
     -  разработка  рекомендаций  по  планированию  вопросов защиты
материальных    и    культурных   ценностей   в   ведомственных   и
территориальных звеньях администрации области;
     -  создание  запасов  специальной тары и упаковки для закладки
на хранение материальных и культурных ценностей и их эвакуации;
     -  подготовка  районов  эвакуации  материальных  и  культурных
ценностей;
     - наращивание сети специальных хранилищ;
     -   подготовка  специализированных  транспортных  средств  для
эвакуации материальных и культурных ценностей.

 Повышение готовности к решению задач восстановления и поддержания
  порядка в районах, пострадавших при ведении боевых действий, и
                    срочному захоронению трупов

     Федеральным  законом  от 12.02.98 N 28 "О гражданской обороне"
задачи  восстановления и поддержания порядка в пострадавших районах
были  дополнены  новыми  задачами  срочного  захоронения  трупов  в
случае  массовой  гибели  людей.  Возложение  дополнительных  задач
требует решения комплекса организационно-технических вопросов.
Основными направлениями деятельности в этой области являются:
     -  создание  группировки  сил  по восстановлению и поддержанию
общественного порядка;
     -  формирование  в  рамках службы охраны общественного порядка
подразделений по учету потерь населения;
     -  создание  на базе специализированных организаций ритуальной
службы гражданской обороны;
     -  определение  мест  временного  размещения погибших, а также
территорий для захоронения;
     -  инвентаризация  и  закрепление  за  подразделениями  службы
ритуальных   услуг  гражданской  обороны  специальной  техники  для
перевозки и захоронения погибших;
     -  создание  запасов  средств  индивидуальной  защиты  для сил
охраны общественного порядка, действующих в зонах поражения;
     -     разработка     инструкторско-методических    документов,
определяющих   порядок   идентификации   погибших   и   способы  их
захоронения     (кремация,    братские    могилы,    индивидуальные
захоронения);
     -   создание   запасов   специальных   средств  для  массового
захоронения погибших;
     -   разработка  и  совершенствование  специальной  одежды  для
работы с погибшими;
     -  разработка  и  согласование  с  федеральными  органами  зон
ответственности по восстановлению и поддержанию порядка;

           3. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

     Успешная   реализация  мероприятий  по  подготовке  и  ведению
гражданской   обороны   возможна   лишь   при   условии  разработки
действенной системы финансового обеспечения.
     В   соответствии  с  постановлением  Правительства  Российской
Федерации  от 16.03.2000 N 227 "О возмещении расходов на подготовку
и  проведение  мероприятий  по  гражданской обороне" мероприятия по
гражданской обороне финансируются:
     - за счет средств федерального бюджета;
     - за счет средств областного бюджета;
     - за счет средств местных бюджетов;
     -  организациями (за исключением бюджетных учреждений) за счет
собственных   средств   путем   отнесения   указанных  расходов  на
себестоимость  продукции (работ, услуг) в размерах, согласованных с
Главным управлением по делам ГО и ЧС Сахалинской области;
     -  бюджетными  организациями  в соответствии с утвержденными в
установленном порядке сметами доходов и расходов этих организаций.
     Расходы,  понесенные областными органами исполнительной власти
области,   органами   местного   самоуправления   и  организациями,
независимо   от   форм  собственности  (далее  -  организации),  на
подготовку  и  проведение  мероприятий  по  гражданской обороне при
включении  этих  мероприятий  в  состав государственного оборонного
заказа  возмещаются  за счет средств, предусмотренных на эти цели в
федеральном бюджете.
     Расходы,  понесенные областными органами исполнительной власти
области,   органами  местного  самоуправления  и  организациями  на
подготовку   и   проведение  мероприятий  по  гражданской  обороне,
осуществляемых   по   заказу   федеральных  органов  исполнительной
власти,  возмещаются  этими  органами  в  соответствии  с условиями
заключенных  договоров  (контрактов)  за счет предусмотренных им на
эти цели средств федерального бюджета и внебюджетных средств.
     Основными    направлениями    совершенствования    финансового
обеспечения гражданской обороны являются:
     -   принятие  мер  по  включению  мероприятий  по  гражданской
обороне   в  состав  государственного  оборонного  заказа  с  целью
компенсации  расходов  бюджета области и организаций, независимо от
форм собственности, за счет федерального бюджета;
     -    разработка    и   принятие   нормативно-правовых   актов,
регламентирующих   единый  порядок  планирования  и  финансирования
мероприятий  гражданской  обороны на ведомственном, территориальном
и объектовом уровнях;
     -   разработка  инструктивных  документов  по  правилам  учета
себестоимости  продукции  (услуг)  затрат на реализацию мероприятий
гражданской обороны.

  4. НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ И ВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

     Прошедшие  за  последние  два  десятилетия  коренные изменения
экономических   и   политических   основ  Российского  государства,
развитие  современных  способов,  методов и средств ведения военных
действий    обусловливают    необходимость   научного   обеспечения
мероприятий гражданской обороны.
     Основными    направлениями   развития   научного   обеспечения
подготовки и ведения гражданской обороны являются:
     -   разработка   и  обоснование  базовых  сценариев  возможных
масштабов  поражения  населения и объектов области в случае военных
действий различного характера и масштаба;
     -  разработка  совместно  с  федеральными органами методологии
проведения эвакуационных мероприятий;
     -  совершенствование  системы  мобилизационного  развертывания
сил   и   средств   гражданской   обороны,  увязка  мобилизационных
мероприятий Вооруженных Сил, экономики и гражданской обороны;
     -    разработка    методологии   категорирования   территорий,
оптимизации структуры и состава сил гражданской обороны;
     -  разработка  основ  выбора  и оптимизации способов и средств
сохранения   объектов,   существенно  необходимых  для  устойчивого
функционирования  экономики области и выживания населения в военное
время;
     -    разработка,    создание   и   совершенствование   системы
мониторинга  и  прогнозирования  состояния обстановки в Сахалинской
области в военное время;
     -   развитие   и  совершенствование  учебно-методической  базы
подготовки   по   гражданской   обороне   на  основе  использования
современных форм, методов и технических средств обучения;
     -       создание      эффективной      технологии      ведения
аварийно-спасательных и других неотложных работ;
     - разработка эффективных способов и средств защиты населения;
     -  совершенствование  системы  управления гражданской обороной
на   основе  эффективного  использования  областных  информационных
ресурсов.

  5. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ САХАЛИНСКОЙ
                              ОБЛАСТИ

     Концепция  развития  гражданской  обороны  Сахалинской области
реализуется    федеральными    органами    исполнительной   власти,
администрацией    области,    органами   местного   самоуправления,
руководителями организаций путем:
     -  ежегодного  планирования в федеральном и областном бюджете,
сметах  расходов предприятий и организаций средств на осуществление
мероприятий по гражданской обороне;
     -   разработки  и  осуществления  федеральных  и  региональных
целевых  программ в области гражданской обороны, защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
     -  планирования  мероприятий  по  защите  населения  в  рамках
государственного    оборонного   заказа,   мобилизационных   планов
экономики  Российской  Федерации,  оперативных  планов  гражданской
обороны  и  планов  основных  мероприятий  по  вопросам гражданской
обороны,   предупреждения   и   ликвидации  чрезвычайных  ситуаций,
разрабатываемых   на   федеральном,   территориальном,   местном  и
объектовом уровнях;
     -   разработки   новых  и  уточнения  действующих  нормативных
правовых  актов  по  вопросам  совершенствования способов и средств
защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
     - разработки с  учетом  необходимых  и достаточных мероприятий
гражданской  обороны (вопросы устойчивости, лечебно-эвакуационные и
др.).
     Реализация  областной  политики  в области гражданской обороны
осуществляется  через  службы гражданской обороны. Службы создаются
для   решения   наиболее   важных   задач   гражданской  обороны  и
формируются на базе одного или нескольких ведомств (организаций).
     При    необходимости    ведомства    (организации)    проводят
соответствующее   уточнение   и   корректировку   своих  положений.
Экспертиза  полноты  и достаточности внесенных изменений проводится
Главным управлением по делам ГО и ЧС Сахалинской области.
     Реализация  мероприятий  гражданской  обороны в области защиты
населения    в    военное    время    осуществляется   поэтапно   и
последовательно,    исходя   из   социально-экономических   условий
государства,    а    также    приоритетности    этих   мероприятий.
     Первоочередными из них являются:
     -  на  первом  этапе  -  создание  нормативной правовой базы в
области  защиты  населения  с  учетом  новых условий и требований к
ней,  сохранение  и  поддержание  в  готовности  имеющихся  средств
коллективной  и  индивидуальной  защиты,  накопление средств защиты
для  персонала  потенциально  опасных  объектов экономики и личного
состава   гражданских  организаций  гражданской  обороны,  создание
(реконструкция) систем оповещения населения;
     -  на  втором этапе - накопление средств защиты для остального
населения  области;  создание  на  областном, районном и объектовых
уровнях    запасов    материально-технических,   продовольственных,
медицинских  и иных средств для обеспечения аварийно-спасательных и
других  неотложных работ, первоочередного обеспечения пострадавшего
населения.
     Реализация  заблаговременных  мероприятий  гражданской обороны
осуществляется  в  рамках планов развития ведомств (организаций), а
также  в  ходе  выполнения  областных  целевых программ. Экспертиза
ведомственных   планов   и   областных  целевых  программ  в  части
реализации  в  них заблаговременных мероприятий гражданской обороны
обеспечивается  Главным  управлением  по  делам ГО и ЧС Сахалинской
области.
     Результаты    выполнения   мероприятий   гражданской   обороны
отражаются  в  виде  специального  раздела  в  годовых  отчетах и в
докладах Главного управления по делам ГО и ЧС Сахалинской области.









Информация по документу
Читайте также