Расширенный поиск

Распоряжение Администрации Сахалинской области от 14.04.2004 № 203-ра

 




                 АДМИНИСТРАЦИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
                           РАСПОРЯЖЕНИЕ


от 14 апреля 2004 г. N 203-ра
г. Южно-Сахалинск 


О   мерах    по    повышению
эффективности искусственного 
разведения  лососевых  видов
рыб  и развитию марикультуры
в Сахалинской области


    В Сахалинской    области   вопросам   развития   искусственного
разведения  лососевых  видов  рыб  традиционно  уделяется   большое
внимание.   Значимость   искусственного   разведения  тихоокеанских
лососей для поддержания и увеличения их промыслового запаса велика.
Разведением  тихоокеанских  лососей в настоящее время занимаются 16
государственных федеральных  рыбоводных  заводов  и  9  -  частных.
Администрация  области  поддерживает  и поощряет инициативы частных
компаний по строительству собственных лососевых рыбоводных  заводов
и питомников.
    С середины 80-х  годов  за  счет  значительных  государственных
капиталовложений   начата   и  произведена  коренная  реконструкция
практически  всех  действующих  рыбоводных  заводов  с   внедрением
современной  биотехнологии  культивирования  тихоокеанских лососей,
что значительно повысило аспективность их деятельности.
    В 2003  году  общее  количество  выпущенной молоди с рыбоводных
заводов в естественные водоемы области составило 504 миллиона штук,
что   составило  71%  от  общего  количества  искусственной  молоди
рыбоводных заводов Дальнего Востока.
    Как показывают   исследования,  природные  условия  Сахалинской
области позволяют расширять объемы разведения лососевых  видов  рыб
как посредством строительства рыбоводных заводов, так и сооружением
безлюдых  питомников,  сохранением   и   расширением   естественных
нерестилищ.
    Имеются и экономические предпосылки для увеличения  численности
лососевых  стад  за  счет  привлечения  средств  частных компаний в
искусственное разведение.
    В последние  годы  возрос интерес рыбопромышленных компаний и к
вопросам,  связанным с марикультурой.  При  активном  участии  ФГУП
"Сахалинский  научноисследовательский  институт рыбного хозяйства и
океанографии" (СахНИРО) создана  некоммерческая  ассоциация  "Центр
марикультуры",   деятельность   которой   направлена   на  оказание
содействия рыбопромышленным компаниям в организации  искусственного
товарного производства ценных видов морских биоресурсов.
    В течение  шести  последних  лет  администрацией  области   был
разработан   ряд   нормативных  правовых  актов  в  части  создания
эффективных условий функционирования  рыбохозяйственного  комплекса
области.   В  результате  получила  дальнейшее  развитие  береговая
обрабатывающая база,  уловы лососевых видов рыб держатся на  уровне
исторического  максимума,  осваиваются  новые  объекты  прибрежного
промысла,  существенно увеличен объем общих допустимых уловов (ОДУ)
на некоторые объекты промысла.
    Строительство объектов марикультуры и рыборазводных предприятий
позволит   создать   дополнительные   рабочие  места  в  отдаленных
населенных  пунктах,  что  является   одной   из   основных   задач
деятельности администрации Сахалинской области.
    Однако отсутствие на федеральном  уровне  нормативной  правовой
базы  в сфере рыборазведения и товарного выращивания морепродуктов,
комплексного использования биоресурсов прибрежной зоны и внутренних
водоемов  является  сдерживающим  фактором,  который не позволяет в
полной мере в настоящее время использовать имеющийся в  Сахалинской
области потенциал гидробионтов прибрежного комплекса.
    Учитывая важность  для  экономики  области   решения   вопросов
повышения  эффективности  искусственного разведения лососевых видов
рыб,  развития марикультуры и  рационального  использования  водных
биологических ресурсов:
    1. Рекомендовать   ФГУП   "СахНИРО"   (Радченко   В.И.),    ФГУ
"Сахалинрыбвод" (Затулякин А.В.):
    1.1. Совместно  с  департаментом  по  рыболовству   Сахалинской
области  (Диденко С.  Ю.) организовать обсуждение проекта Концепции
развития искусственного разведения водных биологических ресурсов  и
товарного  рыбоводства  в  Сахалинской  области  (прилагается).  По
результатам обсуждения доработать Концепцию и в срок до 1 июня 2004
года   представить   ее  в  администрацию  Сахалинской  области  на
утверждение.
    1.2. В  срок  до  1  июня 2004 года подготовить и представить в
департамент по  рыболовству  Сахалинской  области  предложения  для
разработки  Порядка  отведения  водоемов и их участков для создания
хозяйств аквакультуры и Порядка  отведения  водоемов  для  создания
негосударственных  рыбоводных  заводов,  питомников и искусственных
нерестилищ.
    1.3. В  срок до 1 августа 2004 года подготовить и представить в
департамент по рыболовству Сахалинской области:
    - предложения  по проекту Схемы размещения рыбоводных заводов в
Сахалинской области;
    - перечень    водных   объектов,   на   которых   целесообразно
строительство  рыбоводных  заводов,  питомников   и   искусственных
нерестилищ;
    - перечень нерестовых рек,  на которых нецелесообразно создание
сооружений для искусственного разведения;
    - определить  примерный   видовой   и   количественный   состав
разводимых тихоокеанских лососей.
    2. Департаменту по рыболовству Сахалинской области:
    2.1. В срок до 20 апреля 2004 года представить на утверждение в
установленном  порядке  документы  о  создании  рабочей  группы  по
вопросам    повышения   эффективности   искусственного   разведения
лососевых видов рыб и развитию марикультуры в Сахалинской области.
    2.2. В срок до 1 сентября 2004 года подготовить,  согласовать в
установленном  порядке  и  представить   на   утверждение   проекты
нормативных   документов,   перечисленные  в  пункте  1  настоящего
распоряжения.
    2.3. В  срок  до  1  июля 2004 года разработать и подготовить к
подписанию  нормативный  правовой  акт  о  разграничении  предметов
ведения   и   полномочий   между  органами  государственной  власти
Российской Федерации и органами государственной власти  Сахалинской
области  в вопросах воспроизводства водных биологических ресурсов и
товарного рыбоводства.
    2.4. В срок до 1 июня 2004 года совместно с ФГУ "Сахалинрыбвод"
изучить  вопрос  целесообразности  передачи   рыбоводных   заводов,
находящихся   в   оперативном  управлении  ФГУ  "Сахалинрыбвод",  в
областную   собственность   и   создания   для    управления    ими
государственной управляющей компании.
    При положительном решении вопроса согласовать с уполномоченными
федеральными  органами  по  рыболовству и по управлению федеральным
имуществом передачу заводов в установленном порядке.
    3. Рекомендовать   ФГУ   "Сахалинрыбвод",  ФГУП  "СахНИРО",  ГУ
"Региональный центр прибрежного рыболовства и промысловой разведки"
(Быстров  И.  М.)  в  срок  до  1  июня  2004  года  представить  в
департамент  по  рыболовству  Сахалинской  области  предложения  по
закреплению    за    действующими   рыбоводными   предприятиями   и
предприятиями,  эксплуатирующими рыбоводные  питомники,  прибрежных
участков,  необходимых  для  обеспечения деятельности по разведению
тихоокеанских лососей.
    4. Рекомендовать ФГУП "СахНИРО":
    4.1. В  срок  до  1  июня  2004  года  совместно  с  ГУ  "Центр
прибрежного  рыболовства  к  промысловой разведки" и некоммерческой
ассоциацией "Центр марикультуры" подготовить  проект  программы  по
обследованию участков акваторий, прилегающих к побережью Сахалина и
Курильских островов,  на предмет выявления  потенциальных  участков
размещения   мореферм   по   искусственному   выращиванию   морских
биоресурсов.  Внести предложения  по  финансированию  вышеуказанной
программы исследований.
    4.2. С целью выдачи предприятиям рыбохозяйственного комплекса и
потенциальным инвесторам рекомендаций по внедрению биотехнологий по
искусственному выращиванию морских биоресурсов в практику  провести
патентный   поиск   по  биотехнологиям,  возможным  к  адаптации  в
природных условиях Сахалинской области.
    5. Опубликовать  настоящее  распоряжение  в  газете "Губернские
ведомости".
    6. Контроль    за   исполнением   распоряжения   возложить   на
вице-губернатора Сахалинской области Годунова В.П.

    Губернатор области                                 И.П. Малахов




                                                             Проект

                             КОНЦЕПЦИЯ
      развития искусственного разведения водных биологических
      ресурсов и товарного рыбоводства в Сахалинской области

                             Введение

    Концепция развития   искусственного   воспроизводства    водных
биологических   ресурсов  и  товарного  рыбоводства  в  Сахалинской
области  определяет  основные  направления  формирования   политики
Сахалинской  областной  администрации  в  области  лососеводства  и
марикультуры на долгосрочный  период.  В  Концепции  сформулированы
цели,  задачи,  направления  и  способы  обеспечения  рационального
хозяйствования  в  сфере   обеспечения   биоресурсами   прибрежного
рыболовства.    Концепция   исходит   из   необходимости   развития
определяющих  направлений  прибрежного  рыболовства  -   лососевого
хозяйства и марикультуры.

        1. Современное состояние прибрежного рыболовства в
                        Сахалинской области

    Прибрежное рыболовство   в   Сахалинской    области    является
комплексным   сектором   экономики,   включающим   широкий   спектр
деятельности -  от  прогнозирования  сырьевой  базы  до  реализации
рыбной продукции. В последние годы катастрофически снизились запасы
таких ценных для прибрежного рыболовства объектов, как камчатский и
полосатый крабы, трепанг, гребенчатый чилим, гребешок и ряд других.
В то же время такой важнейший для прибрежного  рыболовства  объект,
как  горбуша,  благодаря  принятым мерам по развитию рыбоводства не
только позволил сохранить свою численность, но и обеспечил уловы на
уровне исторического максимума численности.  В среднем за последние
20 лет они составили на восточном  Сахалине  80  тыс.,  достигая  в
отдельные   годы   90   тыс.  т.  Достаточно  сказать,  что  за  20
послевоенных лет средний улов горбуши в этом  районе  составлял  20
тонн.  Это  говорит  об эффективности мероприятий по искусственному
воспроизводству  промысловых  объектов,   необходимости   расширять
масштабы  этих  мероприятий и использовать их не только в отношении
лососевых  рыб,  но  и  для  других  объектов  промысла.   Развитие
искусственного   разведения   товарное   рыбоводство  и  содействие
естественному  воспроизводству  промысловых  объектов  может  стать
основой  прибрежного  рыболовства.  В настоящее время в Сахалинской
области нет хозяйств, занимающихся марикультурой.

     2. Основные проблемы лососевого хозяйства и марикультуры
     как основы прибрежного рыболовства в Сахалинской области

    Анализ современного   состояния  вопроса  позволяет  определить
следующие основные проблемы,  препятствующие эффективному  развитию
прибрежного рыболовства:
    - отсутствие  комплексного  подхода  к  управлению   прибрежным
рыболовством;
    - отсутствие необходимой нормативно-правовой базы;
    - рост масштабов незаконного промысла;
    - резкое снижение запасов целого ряда промысловых объектов;
    - сырьевая направленность экспорта;
    - отсутствие развитого рынка  рыбной  продукции  и  эффективной
рыночной инфраструктуры;
    - отсутствие предприятия  по  производству  кормов  для  молоди
лососей;
    - отсутствие программы развития лососевого хозяйства;
    - отсутствие программы развития марикультуры.

        3. Цель и задачи развития прибрежного рыболовства в
                        Сахалинской области

    Целью развития лососевого хозяйства и марикультуры,  как основы
прибрежного рыболовства в Сахалинской области,  является достижение
устойчивого функционирования рыбохозяйственного комплекса на основе
развития    естественного    и    искусственного   воспроизводства,
рационального   использования   водных   биологических    ресурсов,
обеспечивающего   удовлетворение   внутреннего   спроса  на  рыбную
продукцию,  социально-экономическое  развитие  районов  области,  в
первую  очередь  тех,  экономика  которых  зависит  от  прибрежного
рыбного промысла.
    Достижение этой  цели требует формирования комплексного подхода
и внедрения эффективной  системы  управления.  Это  предусматривает
решение следующих задач:
    - разработка нормативно-правовой базы в сфере  воспроизводства,
добычи,  изучения прибрежных ресурсов,  соответствующих задачам его
эффективного развития;
    - расширение  проведения  научных  исследований  и разработок в
сфере прибрежного  рыболовства  и  лососевого  хозяйства,  развитие
научно-технического потенциала;
    - совершенствование   системы   охраны   водных   биологических
ресурсов и среды их обитания,  обеспечение действенного контроля за
использованием и охраной водных биологических ресурсов;
    - развитие  искусственного  воспроизводства прибрежных объектов
промысла,  формирование генофондовых  заказников  и  маточных  стад
ценных видов;
    - разработка комплексных мер по развитию марикультуры;
    - разработка мер поддержки предприятиям, инвестирующим средства
в воспроизводство прибрежных объектов промысла;
    - проведение   биологических   и   экологических   исследований
потенциальных объектов марикультуры;
    - апробация  имеющихся  технологий  искусственного  выращивания
морских организмов и их привязка к местным условиям;
    - отработка и внедрение в практику новых технологий;
    - создание установок промышленного выращивания организмов;
    - разработка  технологий  перемещения  искусственно  выращенных
организмов в условия естественной среды;
    - мониторинг за выращенными организмами в естественной среде;
    - паразитологический мониторинг марикультурного производства;
    - разработка      рыбоводно-биологических     обоснований     и
бизнес-планов для хозяйств марикультуры;
    - экономика и маркетинг продукции;
    - разработка  программы  развития  марикультуры  в  Сахалинской
области на перспективу до 2010 года;
    - разработка  программы  развития   лососевого   хозяйства   на
перспективу до 2010 года.

            4. Направления и этапы реализации Концепции

    Основными направлениями реализации Концепции являются:
    - организация и развитие прибрежного рыболовства,  марикультуры
и лососевого хозяйства;
    - совершенствование  системы  охраны   биологических   ресурсов
прибрежных районов;
    - совершенствование проведения научных исследований;
    - совершенствование     управления    водными    биологическими
ресурсами.

    Первый этап (2004 год)
    На этом  этапе  будут решаться в основном первоочередные задачи
по  созданию  нормативно-правовой  базы,  разрабатываться  механизм
регулирования   деятельности,   связанной   с  ведением  лососевого
хозяйства и марикультурой. Предусматривается разработка нормативных
документов  о  конкурсах  на  участие  в работах по воспроизводству
объектов   прибрежного   промысла,   о   порядке   закрепления   за
предприятиями   марикультуры    промысловых   участков,   получении
лицензий  на  этот  вид  деятельности,  о   статусе   участков   по
воспроизводству.   Предполагается   составить   перечень  участков,
которые могут быть использованы для воспроизводства.
    Основными направлениями деятельности на данном этапе являются:
    - разработка   и   утверждение    в    установленном    порядке
нормативно-правовой базы;
    - разработка и утверждение программы развития  марикультуры  до
2010 года;
    - разработка  и  утверждение  программы   развития   лососевого
хозяйства до 2010 года;
    - разработка проекта экспериментальной базы по мари культуре.

    Второй этап (2005-2007 годы)
    В этот   период   планируется  создание  условий  для  развития
определяющих  направлений  развития   прибрежного   рыболовства   -
лососевого хозяйства и марикультуры. Предусматривается приступить к
строительству экспериментального завода по  марикультуре,  а  также
произвести  выбор  прибрежных  участков  и  апробировать на них ряд
разработанных технологий  по  разведению  гребешка,  морского  ежа,
креветки,  трепанга.  Определить  рыбоводный  завод  для проведения
научных исследований.  На втором этапе будут  созданы  условия  для
научных  исследований  в  области  марикультуры и лососеводства,  а
также апробированы ряд методик по получению  посадочного  материала
для выращивания гребешка, ежа, трепанга, креветки. На этом же этапе
будут созданы условия для привлечения рыбопромышленников к  участию
в  развитии  лососевого  хозяйства  и  марикультуры,  закреплены за
такими предприятиями участки воспроизводства.

    Третий этап (2008-2010 годы)
    Окончание строительства экспериментальной базы по марикультуре.
К  этому  времени  будут  разработаны  технологии  разведения  ряда
объектов  прибрежного  промысла,  получены  результаты по товарному
выращиванию и пастбищному  содержанию  полученной  из  естественной
среды   молоди  ряда  промысловых  объектов.  Будет  осуществляться
реализация Концепции согласно разработанным программам.
    Реализация Концепции предполагает:
    - разработку и реализацию мероприятий,  направленных на решение
основных   задач,  сформулированных  в  Концепции,  с  акцентом  на
следующие направления:
    - переход  от  эксплуатации  запасов  рыб и нерыбных объектов к
управляемой системе эксплуатации воспроизводимых природных  запасов
в сочетании с их активным искусственным разведением;
    - обеспечение      устойчивого       развития       прибрежного
рыбохозяйственного   комплекса  за  счет  оптимальной  эксплуатации
запасов  рыб  и  нерыбных  объектов,  внедрением  глубоких  методов
переработки  добываемого  сырья  в сочетании с совершенствованием и
улучшением качества выпускаемой продукции;
    - увеличение рабочих мест на рыбоперерабатывающих комплексах за
счет  внедрения  глубоких  методов  переработки  сырья  и  создание
дополнительных   рабочих   мест   за  счет  строительства  объектов
марикультуры и рыборазводных предприятий;
    - разработку и внедрение мероприятий по минимизации негативного
воздействия   антропогенных   факторов   на   прибрежные    морские
экосистемы;
    - деятельность  человека,  не   связанную   непосредственно   с
разведением   и   отловом  животных,  но  ведущуюся  в  районах  их
воспроизводства,  на путях миграции и в местах нагула и  тем  самым
прямо  или опосредованно влияющую на воспроизводство популяций и их
биоразнообразие,  обязательно  соотносить  с  планами   кратко-   и
долгосрочного  природопользования  и  стратегией  воспроизводства и
поддержания запасов этих популяций.

                 5. Механизмы реализации Концепции

    Реализация Концепции предполагает:
    - разработку и реализацию мероприятий,  направленных на решение
основных задач, сформулированных в Концепции;
    - перейти  только  от  промысла  гидробионтов  к  их  активному
разведению (марикультуре) и управляемому воспроизводству;
    - обеспечить устойчивое развитие прибрежного рыбохозяйственного
комплекса через стабильную сырьевую базу;
    - сохранить  занятость  имеющихся  рабочих  мест на берегу и на
рыбодобывающем флоте;
    - улучшить   устойчивость   прибрежных  морских  экосистем  под
воздействием антропогенных факторов;
    - внедрить  в современную практику природопользования методы по
сохранению  и  восстановлению   промысловой   биопродуктивности   и
биоразнообразия прибрежных морских экосистем.
    Предусматривается на местном законодательном уровне разработать
нормативноправовую базу по вопросам,  не урегулированным российским
законодательством,  а также рассмотреть и утвердить  представленные
программы   по   развитию   марикультуры  и  лососевого  хозяйства.
Рассмотреть перечень предприятий, заявивших о своем желании принять
участие  в  реализации  этих  программ  и  подготовить  оптимальный
вариант  использования  их  инвестиций  как   в   интересах   самих
предприятий,   так   и   в   общих   интересах   всех   инвесторов.
Предусматривается  выделение  из  областного  бюджета  средств   на
проектирование,     строительство,     закупку    оборудования    и
функционирования в течение первых трех лет  экспериментальной  базы
по  марикультуре.  В  разработке всех мероприятий,  предусмотренных
настоящей  Концепцией,  примут  участие   ГУ   "Центр   прибрежного
рыболовства и промразведки", ФГУП "СахНИРО", ФГУ "Сахалинрыбвод".

Информация по документу
Читайте также