Расширенный поиск

Распоряжение Администрации Сахалинской области от 26.05.2008 № 345-ра

  



                  АДМИНИСТРАЦИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
                             РАСПОРЯЖЕНИЕ


                      от 26 мая 2008 г. № 345-ра
                          г. Южно-Сахалинск


               О Концепции областной целевой программы
                "Развитие рыбохозяйственного комплекса
               Сахалинской области на 2009 - 2011 годы"


     В соответствии с постановлением администрации Сахалинской области
от 29.06.2007 № 129-па "О порядке разработки и реализации областных  и
межрегиональных целевых программ":
     1. Утвердить  заключение,   представленное   главным   финансовым
управлением  Сахалинской  области  и  комитетом  экономики Сахалинской
области,  к проекту концепции областной  целевой  программы  "Развитие
рыбохозяйственного  комплекса Сахалинской области на 2009 - 2011 годы"
(прилагается).
     2. Утвердить  Концепцию  областной  целевой  программы  "Развитие
рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области на 2009 - 2011  годы"
(прилагается).
     3. Возложить функции по разработке  областной  целевой  программы
"Развитие  рыбохозяйственного  комплекса Сахалинской области на 2009 -
2011 годы" на  департамент  по  рыболовству  Сахалинской  области  без
осуществления привлечения независимых консультантов.
     4. Опубликовать  настоящее  распоряжение  в  газете   "Губернские
ведомости".
     

     Губернатор Сахалинской области                     А.В. Хорошавин




                                                    УТВЕРЖДЕНА

                                           распоряжением администрации
                                                Сахалинской области

                                           от 26 мая 2008 г. № 345-ра


                              КОНЦЕПЦИЯ 
                областной целевой программы "Развитие 
           рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области 
                        на  2009 - 2011 годы"


     Концепция областной       целевой       программы       "Развитие
рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области на 2009 -
     2011 годы"   (далее   -   Концепция)  является  системой  базовых
принципов,    основополагающих    методических    решений,    основных
стратегических   подходов,   совокупность   которых  позволит  органам
государственной власти  Сахалинской  области  и  субъектами  малого  и
среднего   предпринимательства   эффективно   участвовать  в  развитии
рыбохозяйственного  комплекса  Сахалинской  области  как   одного   из
важнейших секторов экономики Сахалинской области.
     
    1. Обоснование соответствия решаемой проблемы  стратегическим 
    целям и приоритетным задачам социально-экономического развития 
                         Сахалинской области

     Сахалинская область  является  одним  из  регионов,  определяющих
стратегию развития российского рыболовства.
     На долю    рыбохозяйственного   комплекса   Сахалинской   области
приходится более 14%  выпуска товарной продукции.  В объёме экспортных
поставок   рыбохозяйственный  комплекс  занимает  второе  место  после
топливноэнергетического комплекса и составляет  около  17%  от  общего
объема   экспорта   области.   Десять  предприятий  рыбохозяйственного
комплекса  являются  градообразующими  и,  как  следствие,   социально
значимы для жителей области.
     Также значение  рыбохозяйственного  комплекса  определяется   его
ролью  в обеспечении населения области и других регионов страны рыбной
продукцией,  в пополнении федерального, областного и местных бюджетов.
Рыбная  отрасль  является поставщиком кормовой и технической продукции
для предприятий агропромышленного комплекса,  а также других  отраслей
экономики.
     Годовой объём вылова водных биологических ресурсов в  Сахалинской
области  составляют  530  тысяч тонн или 22%  от общего объёма улова в
Дальневосточном федеральном округе в год. Добыча тихоокеанских лососей
достигла порядка 150 тыс.  тонн, что по абсолютной величине составляет
30%  от вылова водных биоресурсов области и порядка 50% от вылова всех
лососевых в России.
     Материально-техническая база   рыбоперерабатывающих   предприятий
находится на низком уровне.  Инвестиции в основной капитал в последние
годы не превышают 25  %  от  уровня  1992  года.  В  результате  темпы
обновления  оборудования рыбоперерабатывающих предприятий приблизились
к  критическому  уровню.  В  эксплуатации  находятся   преимущественно
малоэффективные  и морально устаревшие основные производственные фонды
со средним уровнем физического износа порядка 70%,  что в значительной
степени    сказывается    на    конкурентоспособности   вырабатываемой
рыбопродукции.   Общий   объём    инвестиций    в    основные    фонды
рыбохозяйственного  комплекса  приведен в таблице № 1 Приложения № 1 к
настоящей Концепции.
     Резкий спад   производства   и   низкий   уровень   использования
производственных фондов обусловлены отсутствием  загрузки  предприятий
рыбопереработки, доступных кредитов на пополнение оборотных средств, а
также инвестиций на реконструкцию.
     Вместе с тем рыбоперерабатывающие предприятия Сахалинской области
располагают высоким потенциалом по выпуску конечной продукции  высокой
степени  переработки,  особенно  консервов,  а  также мощной береговой
материально-технической     базой,     осуществляющей     обслуживание
промыслового  флота,  переработку  гидробионтов  и  реализацию  рыбных
товаров,  в  том  числе  на  экспорт.  Стоимость  экспортных  поставок
морепродуктов  приведена  в  таблице  №  2  Приложения № 1 к настоящей
Концепции.
     В настоящее  время  рынок  рыбной  продукции  в островном регионе
характеризуется недостаточной организованностью и  взаимной  неувязкой
всех   производственных  и  товарных  процессов,  большим  количеством
посредников и,  как следствие,  высокими ценами на данный вид  товаров
(что актуально как для производителей, так и для потребителей). Рыбная
продукция,  произведенная  на  Сахалине   и   Курилах,   в   основном,
подвергается   лишь  первичной  переработке  и  имеет  низкую  степень
добавленной стоимости.  Все это отражается на  общем  качестве  рыбных
товаров,   которое   не  соответствует  определённым  стандартам,  что
особенно  критично,  учитывая  приближающееся  вступление   Российской
Федерации во Всемирную торговую организацию.
     Комплекс обозначенных проблем приводит к снижению  рентабельности
организаций,  осуществляющих сбыт рыбной продукции на внутреннем рынке
России.  В настоящее время эта деятельность является малоприбыльной  в
силу высоких издержек производителей, поставщиков и продавцов, в связи
с чем многие предприятия рыбохозяйственного комплекса выполняют работу
по  добыче  и переработке рыбы и морепродуктов сезонно,  лишь во время
путины.
     Общие промысловые  запасы  биоресурсов  (возможный годовой вылов)
оцениваются в настоящее время по акваториям, примыкающим к Сахалину, -
в 200 тыс. тонн, по Северным Курилам - 300 тыс. тонн, по Южным Курилам
- 500 тыс.  тонн.  Несмотря  на  это  наблюдается  обострение  проблем
воспроизводства   тех   объектов,   промысел  которых  характеризуется
наиболее  высокой   рентабельностью.   Основной   проблемой   развития
аквакультуры  и марикультуры в Сахалинской области является отсутствие
государственной поддержки, недоиспользование природно-ресурсной базы и
недостаточная  эффективность выростных площадей.  Ситуация обостряется
тем,  что не ведутся научные исследования,  направленные на изучение и
открытие новых гидробионтов.
     Рыбопромысловый флот Сахалинской области насчитывает 776  единиц,
из   них   81   имеют   конструктивные   разрушения   и   не  подлежат
восстановлению,  но остаются в реестре флота.  Число  судов  по  порту
приписки,  а  также  объём  рыбопромысловых  судов по видам назначения
приведены в таблице № 3 Приложения № 1 к настоящей Концепции.
     Износ флота    превышает    80%,   развал   системы   обеспечения
безопасности  мореплавания  приводит   к   десяткам   происшествий   и
кораблекрушений  в год.  В прибрежных акваториях области насчитывается
более 150 единиц  затонувших  и  севших  на  мель  судов,  в  основном
рыболовных,   затонувших   в   последние  десятилетия.  Сложившийся  к
настоящему  времени  типовой  состав  и  эксплуатационно-экономические
параметры  действующих  рыбопромысловых  судов не обеспечивают должным
образом их эффективную работу,  особенно за  пределами  исключительной
экономической зоны.  Выбытие из эксплуатации крупно и среднетоннажного
промыслового флота привело к сокращению  океанического  и  прибрежного
промысла,   что   означает   дополнительную  минимизацию  используемых
ресурсов.  Сахалинский  транспортный  флот  не  обеспечивает   объемов
перевозок  продукции  и  снабжения.  В  составе  флота  находятся одно
научно-исследовательское и одно рыбоохранное суда. Промысел анадромных
видов  рыб  и  промысел  в пределах акваторий рыбопромысловых участков
осуществляется маломерным и малотоннажным флотом.
     Важно отметить, что имеющиеся в Сахалинской области порт-пункты и
порт-ковши в своей основе не имеют должного технического  оснащения  и
соответствующей  портовой инфраструктуры по обеспечению безопасности и
перегруза  объемов  рыбы  и  морепродуктов.  Решение   этой   проблемы
способствовало   бы  ввозу  рыбопродукции  и  как  следствие  развитию
муниципальных образований.
     В отрасли  на постоянной основе занято более 18 тысяч работающих.
В десяти муниципальных образованиях удельный вес продукции предприятий
рыбохозяйственного  комплекса  в общем объеме продукции превышает 50%.
При этом средняя заработная плата на  предприятиях  рыбохозяйственного
комплекса не превышает 14 тысяч рублей.
     В соответствии со  Стратегией  развития  Сахалинской  области  на
период  до  2020  года рыбная отрасль является одной из приоритетных в
социальноэкономическом   развитии   Сахалинской   области.    Развитие
рыбохозяйственного    комплекса   будет   способствовать   обеспечению
социально-экономического  развития  прибрежных   населённых   пунктов,
увеличению  собираемости  налогов  в  региональный  и местный бюджеты,
созданию дополнительных рабочих мест,  увеличению  в  рационе  питания
сахалинцев и курильчан рыбопромышленной продукции.
     Также реализация   мероприятий   областной   целевой    программы
позволяет   осуществить   реализацию  следующих  важнейших  целей  для
социальноэкономического развития  региона,  поставленных  в  Программе
социальноэкономического  развития  Сахалинской  области на 2008 - 2010
годы:
     - равномерное использование биоресурсов;
     - открытие новых гидробионтов;
     - развитие искусственного воспроизводства (аква- и марикультура);
     - создание базы ремонта рыбодобывающего флота;
     - обеспечение   порт-пунктов   инфраструктурой   по   принятию  и
переработке грузов рыбодобывающего флота;
     - обеспечение   рыбоперерабатывающих   компаний   линиями   новых
технологий, в том числе глубокой переработки.
     Все вышеназванные  цели  также  нашли  отражение и на федеральном
уровне.  Так,  например,  в  соответствии  с  разделом  III  Концепции
государственной   поддержки   экономического  и  социального  развития
районов Севера  (далее  -  Концепция  развития  Севера),  утвержденной
постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от 07 марта 2007
года  №  198,  органы  государственной  власти  регионального  уровней
участвуют  в повышении жизнеобеспечения градообразующих предприятий (в
том  числе  и  рыбохозяйственного  комплекса),  особенно   выполняющих
отдельные функции,  связанные с содержанием объектов социальной сферы,
с помощью мер налоговой, финансовой и инвестиционной политики.
     Также Морская  доктрина  в  разделе  "Тихоокеанское  региональное
направление"   содержит    указание    на    необходимость    развития
прибрежнопортовой инфраструктуры и флота на Дальнем Востоке,  особенно
на Сахалине и  Курильских  островах.  Рассматривая  положения  Морской
доктрины вместе с положениями Концепции развития Севера, можно сделать
вывод, что для государства является очень важным осуществлять развитие
портовой  инфраструктуры,  в  том  числе  для развития рыбной отрасли.
Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до
2020   года,   утвержденная   распоряжением  Правительства  Российской
Федерации от 02 сентября 2003 года № 1265-р,  также содержит  указание
на необходимость решения проблем, обозначенных в настоящей Концепции.
     Таким образом,  решение   проблем,   направленных   на   развитие
рыбохозяйственного    комплекса   Сахалинской   области,   не   просто
согласуется  со  стратегическими   целями   и   приоритетным   задачам
социальноэкономического  развития  Сахалинской области,  но и является
тем вопросом,  без решения которого  социально-экономическое  развитие
региона будет не достаточно эффективным.
     Ниже приведена таблица,  отражающая краткое  содержание  проблем,
названных выше, на обязательное решение которых должны быть направлены
мероприятия областной целевой программы.
|————|——————————————————|——————————————————————————————————————————————|
|  № | Рыбохозяйственный|              Основные проблемы               |
| пп.|     комплекс     |                                              |
|————|——————————————————|——————————————————————————————————————————————|
| 1. |Ресурсная база    |-    неравномерное    использование     водных|
|    |                  |биоресурсов;                                  |
|    |                  |-   отсутствие   научных    исследований    по|
|    |                  |исследованию и открытию новых гидробионтов;   |
|    |                  |-            отсутствие             механизмов|
|    |                  |государственно-частного     партнерства     по|
|    |                  |развитию и освоению ресурсной базы;           |
|    |                  |-  отсутствие  мероприятий,  направленных   на|
|    |                  |сохранение  существующих берегозащитных лесов,|
|    |                  |защищающих  нерестилища  промысловых  рыб,   а|
|    |                  |также  насаждение вышеуказанных лесов в местах|
|    |                  |их отсутствия;                                |
|    |                  |-  отсутствие  государственной   поддержки   в|
|    |                  |развитии воспроизводства, аква- и марикультуры|
|————|——————————————————|——————————————————————————————————————————————|
| 2. |Флот              |-   эксплуатационные   параметры   действующих|
|    |                  |рыбопромысловых    судов    не    обеспечивают|
|    |                  |промышленную добычу водных биоресурсов  как  в|
|    |                  |экономической  зоне,  так  и  за  ее пределами|
|    |                  |(износ флота 80%);                            |
|    |                  |- неполное освоение квот, выделенных на добычу|
|    |                  |водных     биоресурсов,     в     том    числе|
|    |                  |малорентабельных;                             |
|    |                  |- отсутствие доступных кредитов на  пополнение|
|    |                  |оборотных средств и текущих расходов;         |
|    |                  |-            отсутствие             механизмов|
|    |                  |государственно-частного     партнерства     по|
|    |                  |модернизации и обновлению флота;              |
|    |                  |- отсутствие подготовки молодых специалистов в|
|    |                  |рыбохозяйственной отрасли;                    |
|    |                  |- высокий удельный  вес  «теневой»  заработной|
|    |                  |платы;                                        |
|    |                  |-   низкий   объём   производства    продукции|
|    |                  |непосредственно на судах                      |
|————|——————————————————|——————————————————————————————————————————————|
| 3. |Порты             |-  отсутствие  регулярного  ремонта  судов   и|
|    |                  |оборудования;                                 |
|    |                  |- разрыв между расчетной мощностью судов и  их|
|    |                  |ресурсным обеспечением;                       |
|    |                  |-  порт-пункты  и  порты  не  имеют   должного|
|    |                  |оснащения и необходимой инфраструктуры;       |
|    |                  |- отсутствие подготовки молодых специалистов в|
|    |                  |рыбохозяйственной отрасли;                    |
|    |                  |- высокий удельный  вес  «теневой»  заработной|
|    |                  |платы   работников,   обслуживающих   портовое|
|    |                  |хозяйство                                     |
|    |                  |                                              |
|————|——————————————————|——————————————————————————————————————————————|
| 4. |Рыбоперерабатываю-|-   неполная   загрузка   мощностей    сырьем,|
|    |щие мощности      |отсутствие круглогодичной переработки;        |
|    |                  |- отсутствие доступных кредитов на  пополнение|
|    |                  |оборотных средств и текущих расходов;         |
|    |                  |- отсутствие обновления имеющихся мощностей  и|
|    |                  |внедрения   новых   технологий,  в  том  числе|
|    |                  |глубокой переработки;                         |
|    |                  |- рост цен на энергоносители, горюче-смазочные|
|    |                  |материалы,    дизтопливо    и    пр.   ресурсы|
|    |                  |производственного потребления;                |
|    |                  |-  низкий  объём  производства   продукции   с|
|    |                  |высокой  степенью  переработки,  высокий объём|
|    |                  |поставок  на  экспорт   продукции   с   низкой|
|    |                  |степенью переработки;                         |
|    |                  |- отсутствие подготовки молодых специалистов в|
|    |                  |рыбохозяйственной отрасли;                    |
|    |                  |-            отсутствие             механизмов|
|    |                  |государственно-частного     партнерства     по|
|    |                  |модернизации  и  обновлению   перерабатывающих|
|    |                  |мощностей;                                    |
|    |                  |- высокий удельный  вес  «теневой»  заработной|
|    |                  |платы;                                        |
|    |                  |-  малое  количество  предприятий,  занятых  в|
|    |                  |переработке рыбной продукции круглогодично;   |
|    |                  |-         неорганизованность         торговли,|
|    |                  |многоступенчатая система посредников          |
|————|——————————————————|——————————————————————————————————————————————|

     Концепция областной       целевой       программы       "Развитие
рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области  на  2009-2011  годы"
разработана   в   соответствии  с  порядком  разработки  и  реализации
областных целевых программ,  утвержденным постановлением администрации
Сахалинской области от 29 июня 2007 года № 129-па.
     
           2. Обоснование целесообразности решения проблемы  
                      программно-целевым методом 

     Целесообразность разработки    областной    целевой    программы,
реализующей  программно-целевой  подход  к  решению  проблем  развития
рыбохозяйственного комплекса, определяется следующими факторами:
     - необходимость     системного     подхода    к    предоставлению
государственной поддержки предприятиям рыбохозяйственного комплекса;
     - сложность   и   разнообразие  проблем,  с  которыми  столкнулся
рыбохозяйственный  комплекс,   определяют   необходимость   системного
подхода  к их решению,  согласованию отдельных направлений политики по
содержанию, технологиям реализации и по времени осуществления;
     - необходимость  определения  целей,  задач,  состава и структуры
мероприятий и запланированных результатов;
     - важность   концентрации  ресурсов  по  реализации  мероприятий,
соответствующих  приоритетным  целям  и  задачам  в   сфере   развития
рыбохозяйственного комплекса;
     - необходимость разработки комплекса взаимоувязанных  мероприятий
по   повышению   результативности   государственных   и  муниципальных
инвестиций, использования материальных и финансовых ресурсов;
     - необходимость  концентрации  и взаимосвязи научных исследований
неиспользуемых и малоизученных видов водных биологических ресурсов;
     Таким образом,  областная  целевая  программа  в области развития
рыбохозяйственного комплекса будет являться  наилучшим  механизмом  по
решению проблем, сложившихся в рыбной отрасли Сахалинской области.
     
     3. Характеристика и прогноз развития  сложившейся проблемной 
        ситуации без использования программно-целевого метода

     В настоящее   время   развитие    рыбохозяйственного    комплекса
Сахалинской области носит инерционный характер по следующим причинам.
     Опережающий рост   цен   на   энергоносители,    горюче-смазочные
материалы    и   дизтопливо,   а   также   другие   ресурсы   текущего
производственного потребления обусловили  рост  издержек  предприятий,
занятых   промыслом  и  переработкой  водных  биологических  ресурсов.
Монопольное положение торговых посредников  привело  к  снижению  доли
доходов  производителей  в  цене  конечной  продукции.  Основная масса
предприятий рыбохозяйственного комплекса не  получает  дополнительного
дохода от роста розничных цен на рыбные товары. Как следствие, средний
по отрасли показатель рентабельности упал до критического минимума  (в
2007 году средний уровень рентабельности товарной рыбной продукции для
сахалинских и курильских компаний составлял 4,5%), что означает низкую
инвестиционную активность в рыбохозяйственном комплексе.
     Острый дефицит внутренних финансовых ресурсов ставит  предприятия
в  неблагоприятные  условия  на  рынке  привлеченных ресурсов.  В этих
условиях  предоставление  финансовых  средств  при  условии   возврата
выловленной рыбой превращается в канал изъятия финансовых ресурсов.
     Отсутствие научных исследований  и  открытия  новых  гидробионтов
является  важным  фактором в избыточном промысловом давлении на ценные
объекты  лова  и  образование  значительного  объёма  невостребованных
водных   биологических  ресурсов,  промысел  которых  при  сложившихся
условиях оказывается для российских  производителей  низкорентабельным
или вовсе нерентабельным.
     При этом сформировалась ещё одна важнейшая  диспропорция:  разрыв
между   расчётной  мощностью  (производительностью)  отдельных  судов,
участвующих в промысле,  и выделенными им квотами на  вылов.  Неполная
загрузка мощностей по итогам квотирования становится фактором, который
делает неэффективной эксплуатацию  даже  наиболее  современных  судов,
провоцирует теневую активность.
     Избыток мощностей подавляет естественные  мотивы  инвестирования,
не  только  расширенного,  но  и  простого  воспроизводства  основного
капитала.    Получило    широкое     распространение     использование
амортизационных отчислений для пополнения оборотного капитала.
     Наличие старых  судов,  которые  имеют  подобный   дополнительный
источник   финансовых   ресурсов,   резко   снижает  привлекательность
инвестиционных проектов по закупке новых судов.  Как следствие,  резко
увеличиваются сроки окупаемости и инвестиционные риски, что сдерживает
привлечение инвестиций. Всё это негативно сказывается на режиме замены
устаревшего  флота  и  береговых производственных мощностей и,  в свою
очередь,  отрицательно  сказывается   на   производительности   труда,
качестве производимой рыбопродукции,  уровне издержек производства, а,
следовательно,  и на конкурентоспособности как выпускаемой  продукции,
так и самих предприятий.
     Рыбохозяйственный комплекс Сахалинской области в  своем  развитии
практически   исчерпал   внутренние  резервы  экономического  роста  и
возможности материально-технической базы,  заложенной  до  1991  года.
Институциональные  преобразования  последнего  времени  не  привели  к
формированию   эффективного   рыночного   механизма   функционирования
рыбохозяйственного комплекса.
     Инерция развития рыбохозяйственного комплекса будет определяться:
     - слабой   инвестиционной  привлекательностью  рыбного  хозяйства
области,   низкими   темпами   обновления   основного   капитала,   а,
следовательно,   и   незначительными   возможностями   технологической
адаптации   предприятий   к   росту   цен    на    ресурсы    текущего
производственного потребления;
     - низкими темпами  внедрения  современных  технологий  реализации
рыбных   товаров,   сохранением   многоступенчатой   системы  торговых
посредников;
     - неэффективной      корпоративной      структурой     комплекса,
ограничивающей  возможности   маневра   производственными   ресурсами,
слабостью     саморегулируемых    организаций,    не    обеспечивающих
внутриотраслевую координацию экономической деятельности;
     - отсутствием       системной      государственной      поддержки
научноисследовательской  и   рыбопромысловой   деятельности,   которая
привела бы к возможности использовать новые гидробионты;
     - большим количеством предприятий отрасли,  деятельность  которых
носит сезонный характер (во время путины).
     Государственная политика Сахалинской  области  в  сфере  развития
рыбохозяйственного  комплекса  в  рамках  инерционного  сценария будет
сводиться  преимущественно  к  совершенствованию   нормативно-правовых
основ  его функционирования в соответствии с принимаемыми федеральными
законами, что способно принести определенные положительные результаты.
Так,   приведение   объёмов   выделяемых  ресурсов  в  соответствие  с
производственными характеристиками имеющегося флота  может  обеспечить
рост  рентабельности рыбопромысловой деятельности за счёт более полной
загрузки.  Принятие нормативно-правовых  актов  по  развитию  аква-  и
марикультуры   способно   создать   предпосылки   для   более  полного
использования  имеющихся  водных  биологических  ресурсов  и  развития
марикультуры.
     Однако без  внедрения  новых  для  островного  региона  принципов
экономической   деятельности   механизмов   государственной  поддержки
рыбохозяйственного   комплекса,   включая   партнёрство   коммерческих
организаций и органов государственной власти Сахалинской области,  без
государственной   поддержки   и   стимулирования    инновационной    и
инвестиционной   активности   и   без   целенаправленных   усилий   по
формированию эффективных каналов  сбыта  рыбной  продукции  отмеченных
прогрессивных  изменений  будет  недостаточно  для перелома негативных
тенденций.
     Без государственной  поддержки не удастся обеспечить вовлечение в
экономический оборот водных биологических ресурсов массового спроса  с
низкими ценовыми параметрами.
     Необходимо подчеркнуть,  что в полной мере негативные последствия
инерционного сценария развития проявятся за пределами рассматриваемого
в концепции периода,  то есть инерционное развитие в 2009 - 2011 годах
не  позволит в дальнейшем не только существенно нарастить производство
рыбных товаров,  но и поддержать его на достигнутом уровне  вследствие
технологической  деградации  и  сокращения производственных мощностей,
снижения ресурсной базы рыболовства.
     
            4. Возможные варианты решения проблемы, оценка
           преимуществ и рисков, возникающих при различных
                      вариантах решения проблемы

     Возможны следующие  варианты  преодоления  кризиса   и   создание
условий   для   интенсивного   развития  рыбохозяйственного  комплекса
Сахалинской области при помощи программно-целевых методов.
     В рамках   первого   варианта   приоритетной   целью   становится
преодоление   кризиса    в    воспроизводстве    основного    капитала
рыбохозяйственного   комплекса:   значительного  и  всё  возрастающего
устаревания флота и береговых перерабатывающих мощностей.
     Риски реализации  этого  подхода  определяются  двумя  факторами,
такими как объективная слабость мотивов  к  инвестированию  на  уровне
коммерческих   организаций,   особенно  субъектов  малого  и  среднего
бизнеса,  в рыбохозяйственный комплекс  островного  региона,  а  также
опасность  отсутствия согласованности в ходе процессов воспроизводства
основного  капитала  отрасли  и  конъюнктуры   рынков   сбыта   рыбной
продукции.
     Вышеуказанные риски обусловлены следующими факторами.
     Во-первых, низкая   рентабельность   определяется   неэффективной
загрузкой мощностей вследствие их избытка по сравнению с ресурсами тех
объектов промысла, которые пользуются повышенным спросом и имеют более
высокую  цену.  В  этой  ситуации  инвестиции,   например,   в   новые
рыбопромысловые  суда  с  возможностью  переработки продукции на борту
этого  судна  или  перерабатывающие  мощности  береговых   предприятий
приведут    лишь   к   усугублению   этих   диспропорций.   Вследствие
неопределенности  той  ресурсной  квоты,  в  пределах  которой   будет
осуществляться   промысел  и  от  которой  зависят  сроки  окупаемости
вложенных   средств,   инвестиции   в   новые   рыбопромысловые   суда
характеризуются повышенным риском и для кредитора, и для заёмщика. При
этом оказывая поддержку,  например,  в форме предоставления  гарантий,
государство   не  может  устранить  основное  препятствие  -  слабость
инвестиционных мотивов.
     Во-вторых, опасность    отсутствия    согласованности   процессов
структурно-технологической модернизации  отрасли  состоит  в  снижении
эффективности  инвестиций  в  случае  формирования избытка предложения
ресурсов  или  в  росте  цен  в  случае  отставания   производственных
возможностей   от  динамики  спроса  на  продукцию  рыбохозяйственного
комплекса.
     В рамках  второго  варианта  решения проблемы может стать система
мер  по  поддержке  доходов  производителей  биоресурсов   посредством
развития областного рынка рыбных товаров.
     Примером могут служить меры по внедрению прогрессивных технологий
оптовой   торговли   (биржевая  торговля,  электронная  торговля),  по
социальной  поддержке  наименее  обеспеченных  групп   населения,   по
расширению   закупок   рыбных   товаров   островного  производства  на
государственные и муниципальные нужды.
     Эти меры  способны  обеспечить  и  рост общих объёмов внутреннего
спроса,  и рост доли производителей рыбных товаров в конечной цене  их
реализации,   а,  следовательно,  повысить  доходы,  рентабельность  и
инвестиционную   привлекательность   предприятий    рыбохозяйственного
комплекса.
     Риски реализации подобных мер определяются тем, что в современных
условиях  производители  и  поставщики  другой пищевой продукции могут
иметь   явные   конкурентные   преимущества   перед    производителями
гидробионтов. В этих условиях рост внутреннего регионального спроса на
рыбную  продукцию  может  спровоцировать  поставку   рыбных   товаров,
произведенных   за  пределами  области,  в  том  числе  на  территории
иностранных государств,  а также увеличением  ассортимента  продукции,
которая не является рыбной.
     В рамках третьего варианта реализуется  установка  на  укрепление
нормативных  правовых,  материальных  и  организационных  предпосылок,
направленных   на   устранение   проявлений   теневой    экономической
деятельности   в  рыбохозяйственном  комплексе  и  неэффективного  или
истощительного использования водных биологических ресурсов.
     При оценке   этого   подхода   к   преодолению  проблем  развития
рыбохозяйственного комплекса следует исходить из того,  что для многих
предприятий  различного рода нарушения являются единственным возможным
в  условиях  кризиса  способом   выживания.   Если   одновременно   не
предпринимать усилий по формированию предпосылок позитивного развития,
не обеспечить "параллельного" реформирования и повышения эффективности
рыбохозяйственного  комплекса и системы его регулирования,  то успех в
сокращении  масштабов  теневой  деятельности  сможет   лишь   проявить
реальную  глубину  кризиса,  переживаемого  этим  сектором  экономики,
предопределит,  как минимум,  в среднесрочной  перспективе,  выход  из
бизнеса  значительного  числа предприятий,  спад объёмов производства,
негативные социальноэкономические  последствия,  в  том  числе  и  для
муниципальных образований, не являющихся прибрежными.
     Также важно   отметить   необходимость   увеличения   "легальной"
заработной платы на предприятиях рыбохозяйственного комплекса.
     Факторами риска при реализации этого подхода  к  решению  проблем
развития   рыбохозяйственного   комплекса   является,   прежде  всего,
отсутствие  на   федеральном   уровне   окончательного   распределения
полномочий   между  органами  государственной  власти  федерального  и
регионального уровней,  органами местного самоуправления,  в том числе
между   городскими  округами,  муниципальными  районами  и  городскими
(сельскими)  поселениями,  а   также   отсутствие   заинтересованности
коммерческих  организаций  отрасли  в увеличении социальных платежей в
бюджеты всех уровней, в том числе и в областной.
     В основу   программы   предлагается   положить   систему  мер  по
наращиванию  производственных   мощностей   для   переработки   водных
биологических ресурсов на территории Сахалинской области, нормализации
процессов воспроизводства основного и  оборотного  капитала,  развитию
внутреннего   регионального   рынка   рыбных  товаров  и  формированию
эффективного режима  использования  водных  биоресурсов,  внедрение  в
хозяйственную практику механизмов частно-государственного партнерства,
то есть фактически синтез рассмотренных выше вариантов, благодаря чему
степень указанных рисков будет снижена до минимума.
     
             5. Предложения по целям и задачам программы

     Целями развития  рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области
являются:
     - удовлетворение спроса на рыбные товары;
     - равномерное использование биоресурсов;
     - расширение, обеспечение сохранности и эффективное использование
ресурсной базы рыболовства;
     - введение   в   оборот   не   используемых   в  настоящее  время
гидробионтов;
     - развитие  предприятий  и  организаций  всех форм собственности,
осуществляющих хозяйственную  деятельности  в  области  рыболовства  и
аквакультуры;
     - поддержка предприятий отрасли в формировании отраслевой системы
контроля качества рыбной продукции;
     - повышение  инвестиционной  привлекательности  рыбохозяйственной
отрасли;
     - повышение популярности профессий,  связанных с рыбопромышленным
комплексом,  а  также  обучение  работников  рыбной отрасли по целевым
договорам;
     - повышение   качества   жизни   в  населённых  пунктах  области,
зависящих от рыбного промысла;
     - обеспечение   порт-пунктов  и  порт-ковшей  инфраструктурой  по
принятию и переработке грузов рыбодобывающего флота;
     - формирование базы ремонта рыбодобывающего флота;
     Основными задачами,  решение  которых  необходимо   предусмотреть
программой, являются:
     - создание условий  для  формирования  региональных  кластеров  в
рыбохозяйственном комплексе, конкурентноспособных на мировом рынке;
     - стимулирование  инновационной   деятельности   и   производства
продукции с высокой добавленной стоимостью;
     - увеличение производства продукции высокой степени переработки и
сокращение   поставок   на   экспорт   продукции   с  низкой  степенью
переработки;
     - стимулирование роста объёмов реализации рыбопродукции;
     - осуществление  сертификации  производства  рыбной  продукции  в
соответствии  с  требованиями  качества,  выдвигаемые для государств -
членов Всемирной торговой организации;
     - сохранение   существующих   берегозащитных   лесов   и   лесов,
защищающих   нерестилища   промысловых   рыб,   а   также   насаждение
вышеуказанных лесов в местах их отсутствия;
     - участие Сахалинской области в  федеральных  целевых  программах
повышения эффективности использования и развития ресурсного потенциала
рыбохозяйственного комплекса;
     - формирование    благоприятного    инвестиционного   климата   и
проведение активной региональной маркетинговой политики;
     - интенсификация    социального   партнёрства   с   предприятиями
рыбохозяйственного комплекса;
     - поддержка  предприятий рыбопромышленного комплекса,  являющихся
градообразующими;
     - развитие малого и среднего бизнеса в сфере добычи,  переработки
и реализации рыбной продукции;
     - проведение   оценки  эффективного  использования  мощностей  на
рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятиях области;
     - проведение  научных исследований и разработок в области рыбного
хозяйства,  в том числе по исследованию неиспользуемых в полном объёме
гидробионтов и открытию новых гидробионтов;
     - обеспечение занятости молодёжи во время каникул на предприятиях
рыбопромышленного    комплекса    или    организациях,    занимающихся
лесоразведением берегозащитных лесов и лесов,  защищающих  нерестилища
промысловых рыб;
     - осуществление     подготовки     специалистов     в     области
рыбохозяйственной   деятельности   на   основании  договоров  целевого
обучения с предприятиями рыбохозяйственного комплекса;
     - обновление   и   модернизация  производственной  инфраструктуры
рыбохозяйственного      комплекса       (рыбопромыслового       флота,
рыбоперерабатывающих предприятий);
     - увеличение налоговых поступлений в областной и местные бюджеты;
     - создание   условий  для  возможности  кредитования  предприятий
рыбохозяйственного комплекса,  в том числе на краткосрочный период  на
текущие расходы;
     - создание    условий     для     осуществления     предприятиями
рыбохозяйственной отрасли круглогодичной переработки рыбных ресурсов;
     - увеличение среднедушевого потребления рыбных товаров в регионе;
     - создание  условий  для  равномерного  развития  всех прибрежных
муниципальных образований Сахалинской области;
     - окончание  административной  реформы  в  исполнительном  органе
государственной  власти   Сахалинской   области,   уполномоченном   на
осуществление   государственной   региональной   политики   в  области
рыболовства;
     - содействие  формированию  региональных брэндов и развитию новых
форм торговли,  новых институтов  развития,  включая  создание  особых
экономических зон;
     - создание на базе одного из портов  Сахалинской  области  особой
экономической   зоны  портового  типа,  ориентированного  на  развитие
рыбохозяйственного комплекса;
     - создание   условий   для   развития   системы  территориального
планирования и пространственного развития рыбохозяйственного комплекса
области;
     - увеличение количества рыборазводных заводов.
     
          6. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы  
                      программно-целевым методом

     Предполагается осуществлять  решение поставленных задач в течение
трёх лет.
     В первоочередном     порядке    будут    решаться    задачи    по
реструктуризации     имеющегося      производственного      потенциала
рыбопромыслового   флота  и  осуществлению  мероприятий  по  улучшению
финансового положения предприятий.
     Необходимо провести   инвентаризацию   рыбопромыслового  флота  и
рыбопромышленных предприятий.  Инвентаризация имеет  цель  определения
технического   состояния   и   производственных  возможностей  каждого
добывающего  судна  и  рыбохозяйственного  предприятия.  В  результате
должна   повыситься   эффективность   рыбопромысловой  деятельности  и
привлекательность инвестиций в ее развитие - это создаст благоприятные
условия для активизации инвестиционных процессов.
     В целях  обеспечения   ускоренных   темпов   инвестирования   для
обновления     и     модернизации     материально-технической     базы
рыбохозяйственных  предприятий  Сахалинской  области,   осуществляющих
переработку   продукции   промысла   водных   биологических  ресурсов,
необходимо  осуществить   мероприятия,   направленные   на   повышение
капитализации   частных  компаний,  улучшение  финансово-экономических
показателей  и  повышение  их   инвестиционной   привлекательности   и
конкурентоспособности,  в  том  числе  создать  условия для реализации
инвестиционных     проектов      с      использованием      механизмов
частно-государственного  партнерства,  внедрять  применение отраслевой
системы  качества  выпускаемой   рыбопродукции   с   целью   повышения
конкурентоспособности   сахалинских   рыбных   товаров   и  подготовку
рыбохозяйственной отрасли региона к  вступлению  страны  во  Всемирную
торговую организацию,  а также обеспечить компенсацию части процентной
ставки по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на
развитие отраслей рыбного хозяйства.
     Параллельно после  осуществления   названных   выше   мероприятий
необходимо  обеспечить реализацию первоочередных мер,  направленных на
восстановление  водных  биологических  ресурсов  (охрана  естественных
популяций  водных  биологических ресурсов,  модернизация действующих и
строительство новых заводов по  воспроизводству  водных  биологических
ресурсов),  активизировать  поддержку  развития  аква-  и марикультуры
(формирование одомашненных племенных стад новых перспективных объектов
ихтиофауны   для   расширения  видового  состава  выращиваемых  водных
биологических ресурсов,  расширение производства племенного  материала
водных  биологических  ресурсов,  ввод  в эксплуатацию новых объектов,
совершенствование технологий профилактики  и  лечения  заболеваний  на
основе   новых   данных   о   биологии  возбудителя  с  использованием
перспективных средств борьбы и внедрение их в практику).
     Для преодоления имеющихся проблем с реализацией продукции (диктат
торговых посредников) будет уделено первоочередное  внимание  проектам
создания   оптовых   живорыбных   баз,   живорыбного   автотранспорта,
сельскохозяйственных  кооперативных  и  сельскохозяйственных   рынков,
которые  позволяют  гибко  реагировать на запросы розничной торговли и
обеспечивать надёжные круглогодичные поставки рыбной продукции.
     Разработка инновационных   технологий   и   технических   средств
культивирования  ценных   гидробионтов,   обеспечение   их   адаптации
применительно   к   конкретным   условиям  размещения  хозяйств  будет
осуществляться на основе развития научных  исследований  в  акваториях
области.
     Постепенно в процессе реализации  программных  мероприятий  будет
происходить  модернизация  рыбопромыслового  флота  как  добывающих  и
обрабатывающих судов, так и судов, работающих в рамках добычиобработки
и транспортировки.
     Источники финансирования конкретных мероприятий,  а также порядок
осуществления  частно-государственного партнёрства,  будут рассмотрены
при формировании проекта областной целевой программы.
     
      7. Предложения по участию областных органов исполнительной 
     власти Сахалинской области в формировании целевой программы

     Областными органами  исполнительной  власти  Сахалинской области,
ответственными за формирование и реализацию программы, являются:
     - администрация Сахалинской области;
     - комитет экономики Сахалинской области;
     - департамент по рыболовству Сахалинской области.
     Для реализации мероприятий программы также будут привлекаться:
     - муниципальные   образования   Сахалинской   области  (городские
округа, муниципальные районы, городские (сельские) поселения);
     - потенциальные инвесторы и стратегические партнёры.
     
            8. Предложения по назначению областного органа
          исполнительной власти координатором-разработчиком
                          целевой программы

     Координатором-разработчиком областной      целевой      программы
целесообразно  определить  департамент  по   рыболовству   Сахалинской
области.
     
      9. Описание  механизма формирования мероприятий областной 
            целевой  программы и определение исполнителей   
                       программных мероприятий 

     Разработка областной целевой программы предполагает использование
следующих принципов,  обеспечивающих  обоснованный  выбор  мероприятий
программы:
     - системный подход,  комплексность,  концентрация на самых важных
направлениях;
     - оценка  потребностей   в   финансовых   средствах   мероприятий
программы  с учетом порядка разграничения расходных обязательств между
органами управления всех уровней;
     - оценка   результатов  и  социально-экономической  эффективности
программы,  которая   осуществляется   на   основе   расчета   целевых
показателей.
     Системный подход к разработке программы предусматривает:
     - охват  всех  сфер,  от  которых  зависит эффективность развития
рыбохозяйственного комплекса области;
     - использование      всех     возможных     способов     развития
рыбохозяйственной   деятельности,   в   том   числе   организационных,
методических,  технических и других, и повышение уровня финансирования
из внебюджетных источников.
     Комплексность мероприятий программы предусматривает:
     - выбор и  реализацию  мероприятий  по  развитию  рыболовства  на
основе прогнозирования рисков, имеющихся в данной отрасли;
     - социальное,   техническое,   экологическое   и    экономическое
обоснование предлагаемых мероприятий программы.
     Концентрация финансовых   средств   и   организационных    усилий
программы на значимых направлениях предусматривает:
     - включение   в   состав   мероприятий,   в    первую    очередь,
межведомственного и межотраслевого характера;
     - первоочередное решение  проблемных  вопросов,  характерных  для
всех муниципальных образований Сахалинской области.
     По каждому мероприятию  программы  должны  быть  даны  конкретные
количественные   и  качественные  оценки  социальных  и  экономических
результатов реализации этих мероприятий.
     Предложения потенциальных  стратегических  инвесторов  могут быть
оформлены  в  виде   соответствующих   бизнес-планов   (инвестиционных
проектов)   и   направлены  на  решение  задач  программы,  реализацию
комплекса  ее   целевых   установок   в   экономической,   финансовой,
производственно-технической и социальной сфере.
     
      10. Обоснование финансовых, материальных и трудовых затрат

     Финансирование мероприятий  программы планируется осуществлять за
счёт средств областного  и  местных  бюджетов,  а  также  внебюджетных
источников.
     Выбор источников,  а  также  механизмов   финансирования,   будет
определены исходя из принципов привлечения большего количества средств
из внебюджетных источников.  Финансирование мероприятий  программы  из
средств  областного и (или) местных бюджетов будет осуществлено по тем
мероприятиям,  по которым не производится  финансирование  из  средств
коммерческих  организаций,  а  также в тех секторах рыбохозяйственного
комплекса, где требуется поддержка государства (государственно-частное
партнёрство).
     Ориентировочная сумма затрат за всё  время  реализации  программы
составит  более  2  млрд.  рублей,  из них не менее 1,65 млрд.  рублей
(84,5%  от  общего  объёма  финансовых  средств,  предназначенных  для
реализации программы) будут произведены из внебюджетных источников; не
более 300 млн.  рублей (меньше 15%) из средств областного бюджета;  из
средств бюджетов городских округов,  муниципальных районов,  городских
(сельских) поселений будет выделено примерно 10 млн.  рублей (не менее
0,5%). Окончательный объём и источники финансирования будут определены
при формировании  проекта  областной  целевой  программы  на  условиях
приоритета использования внебюджетных источников.
     Трудовые ресурсы будут использованы для увеличения объёмов  улова
водных   биологических   ресурсов,  а  также  для  их  производства  и
реализации.    Предполагается    использование    трудовых    ресурсов
исключительно     коммерческих     организаций     и    индивидуальных
предпринимателей.
     Для достижения  обозначенных  в  настоящей Концепцией целей будут
осуществлены следующие мероприятия:
     - проведение     научно-исследовательских     работ     в    зоне
Сахалино-Курильского промыслового района;
     - обновление и модернизация рыбопромыслового флота;
     - осуществление  государственной  поддержки  рыбоперерабатывающих
предприятий;
     - сохранение и развитие лесного массива,  защищающего нерестилища
промысловых водоёмов;
     - охрана водных биоресурсов.
     
       11. Предложения по основным направлениям финансирования, 
             срокам и этапам реализации целевой программы 

     Механизм финансирования  мероприятий программы будет разработан в
соответствии с федеральными законами,  законами и  иными  нормативными
правовыми актами Сахалинской области.
     Государственные вложения планируется направить  на  осуществление
научно-исследовательских работ в акватории Сахалинской области с целью
открытия  и  исследования  новых  гидробионтов,  на   софинансирование
модернизации  флота,  субсидирование  процентной  ставки  по кредитам,
полученным  в   российских   кредитных   организациях,   осуществление
мероприятий  по  добыче  и  переработке рыбопродукции,  стимулирование
круглогодичной переработки рыбопродукции, а также на иные мероприятия,
имеющие важное значение для рыбохозяйственной отрасли.
     При наличии  заинтересованности  со  стороны  инвестора  возможно
осуществление     модернизации    и    реконструкции    инфраструктуры
рыбохозяйственных    предприятий     с     привлечением     механизмов
частно-государственного партнерства.
     В соответствии со статьёй 5 Концепции развития рыбного  хозяйства
Российской Федерации на период до 2020 года,  одобренной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 02 сентября 2003 года №  1265-р,
развитие  производственной инфраструктуры морских рыбных портов должно
осуществляться в соответствии с Морской доктриной Российской Федерации
на период до 2020 года.
     В развитие   этого   тезиса   в   областной   целевой   программе
предусматриваются     мероприятия    по    развитию    инфраструктуры,
обеспечивающей  приём  и   переработку   продукции   промысла   водных
биологических ресурсов в морских рыбных портах Сахалина и Курил, в том
числе расположенных в населённых пунктах, являющихся градообразующими.
     Расходование средств  областного  и  (или)  местных  бюджетов  по
указанным направлениям будет осуществляться  на  конкурсной  основе  с
последующим  заключением  государственных  контрактов в соответствии с
Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов
на   поставку   товаров   выполнение   работ,   оказание   услуг   для
государственных и муниципальных нужд".
     
         12. Описание возможных вариантов  создания механизма  
                реализации областной целевой программы 

     Механизм реализации программы базируется на принципах партнерства
органов исполнительной  власти  Сахалинской  области,  территориальных
органов  федеральных  органов исполнительной власти,  органов местного
самоуправления,  хозяйственных  и  общественных  организаций.  Решение
задачи по формированию и эффективному управлению реализацией программы
будет  осуществляться  путем  обоснованного  выбора  форм  и   методов
управления  на основе разграничения уровней управления и распределения
функций между органами управления реализацией программы.
     Управление реализацией  программы  предполагается осуществлять на
основе смешанного метода управления на 3 уровнях:
     - стратегический  уровень,  включающий  администрацию Сахалинской
области;
     - тактический   уровень,   включающий   координатора-разработчика
программы;
     - оперативный уровень,  включающий текущее управление реализацией
мероприятий программы.
     Использование такого    метода    предполагает    разделение   на
тактическом уровне функции по  координации  деятельности  исполнителей
программных мероприятий между разработчиком-координатором и специально
создаваемым коллегиальным совещательным органом  управления,  основной
задачей        которого       является       координация       решений
разработчика-координатора  и  исполнителей   программы   по   наиболее
значимым  вопросам  (ежегодное  планирование  и  корректировка планов,
оценка хода реализации программы и достигнутых результатов и  другое),
а   также  по  любым  острым  проблемам,  возникающим  при  реализации
мероприятий программы.
     Соответственно на  тактическом  уровне  управления обеспечивается
учет  мнений  всех  заинтересованных  лиц  и  не  допускается   потеря
управляемости     процесса    реализации    программы    со    стороны
государственного заказчика.
     На оперативном   уровне   управления  исполнители  самостоятельно
осуществляют  текущее  управление  реализацией  программы.  При   этом
выполнение  комплексных  мероприятий,  в  реализации которых принимают
участие   два   и   более   исполнителей   программных    мероприятий,
осуществляется разработчиком областной целевой программы.
     Использование этого метода представляется оптимальным,  поскольку
имеется ряд преимуществ, основными из которых являются:
     - обеспечение  управления  реализацией  программы  без   излишней
бюрократизации;
     - учет интересов всех заинтересованных лиц  при  принятии  важных
решений  на  тактическом  уровне при одновременном обеспечении высокой
эффективности процесса управления реализацией программы;
     - предоставление   государственному   заказчику   и  исполнителям
программных мероприятий необходимой и достаточной самостоятельности  в
процессе текущего управления реализацией программы.
     
        13. Предварительная оценка ожидаемой результативности  
   и социально-экономической эффективности предполагаемого варианта 
                           решения проблемы 

     Программа предусматривает    доведение   объёмов   улова   водных
биоресурсов к 2011 году до 600 тысяч тонн,  что превысит уровень  2007
года на 11%;  производства пищевой рыбной продукции, включая консервы,
до 540 тысяч тонн (рост к 2007 году на 13%).  Мероприятиями  программы
предусматривается  рост  глубины переработки водных биоресурсов как на
судах рыбопромыслового флота,  так  и  на  береговых  предприятиях.  В
результате  возрастет  доля  рыбной  продукции  с  высокой добавленной
стоимостью на внутреннем и внешнем рынке,  что  проявится  и  в  росте
эффективности  экспортных поставок.  Средняя стоимость 1 тонны пищевой
рыбной  продукции,  реализованной  на  внешнем  рынке,  возрастет   по
сравнению с 2007 годом на 10%.
     Это позволит  обеспечить  удовлетворение  растущего   внутреннего
спроса  на  рыбные  товары,  среднедушевое  потребление рыбных товаров
возрастет с 46 кг в 2007 году до 50 кг к концу 2011 года.
     Будут созданы    предпосылки    для    организации   безотходного
производства,  внедрение  которого  планируется  начать   со   второго
полугодия 2012 года.
     Улучшение в перспективе ассортимента и качества вырабатываемой  в
отрасли   продукции,   рост   производительности  труда,  особенно  на
рыбопромысловом  флоте,  мероприятия   по   финансовому   оздоровлению
предприятий   позволят   поднять   рентабельность   рыбохозяйственного
комплекса в среднем до 14%  к началу  2012  года.  Это  расширит  базу
налогообложения   и  бюджетную  эффективность  Сахалинской  области  и
прибрежных муниципальных образований.
     В результате   реализации   программы  в  2011  году  планируемое
поступление доходов в консолидированный бюджет Сахалинской области  от
деятельности  предприятий  рыбохозяйственного  комплекса составит 2,55
млрд. рублей (рост к уровню 2007 года более чем в 2 раза).
     Реализация программы позволит увеличить количество рабочих мест к
концу 2012 года до 19,8 тысяч,  что  составит  рост  их  количества  к
началу 2008 года на 10%.  Кроме того,  большинство лиц будут заняты на
круглогодичной,  а не на  сезонной  работе  по  добыче  и  переработке
рыбопродукции.
     Реализация намеченных в программе мероприятий,  особенно в  части
развития  флота,  прибрежного рыболовства и аквакультуры,  будет иметь
эффект   в   сопряжённых   отраслях   областной   экономики    (тарное
производство,  сельское хозяйство, пищевая промышленность, торговля) и
будет    способствовать    решению     задачи     повышения     темпов
социально-экономического развития Сахалинской области.
     Реализация намеченных в областной целевой программе мероприятий в
области  легализации  рынка  рыбной  продукции  приведёт  к увеличению
легального оборота  с  20%  в  2007  году  до  60%  с  соответствующим
увеличением  поступлений доходов в бюджет,  снижению внутренних цен на
рыбную  продукцию  к  уровню  2007  года  до  10%  с   соответствующим
увеличением оборота рыбной продукции на областном рынке до 20%.
     
          14. Предложения по организации мониторинга целевой  
           программы, целевым индикаторам и показателям для
     проведения оценки результативности и социально-экономической
                       эффективности программы

     Мониторинг областной целевой  программы  будет  осуществляться  в
соответствии   с   Порядком   разработки   и  реализации  областных  и
межрегиональных   целевых   программ,   утвержденным    постановлением
администрации Сахалинской области от 29 июня 2007 года № 129-па.
     Целевые индикаторы  реализации  программы,  а  также  показатели,
позволяющие  оценивать ход реализации программы по годам,  приведены в
Приложении № 2 к настоящей Концепции.



                                              ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

                              к Концепции областной целевой программы
                              "Развитие рыбохозяйственного комплекса
                             Сахалинской области на 2009 - 2011 годы", 
                                     утвержденной распоряжением
                                администрации Сахалинской области

                                     от 26 мая 2008 г. № 345-ра
    
    
    Таблица № 1. Инвестиции в основной капитал рыбохозяйственного
                              комплекса
                            (млн. рублей)
|———————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————|
|     2002 год  |  2003 год |  2004 год |  2005 год |  2006 год |  2007 год |
|———————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————|
|      243      |    497    |    739    |    553    |    918    |    532    |
|———————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————|
     
                             Таблица № 2
   ________________________________________________________________
  |       структура экспортных поставок рыбы и морепродуктов       |
  |             в стоимостном выражении в январе-декабре           |
  |                         ( в процентах )                        |
  |                                                                |
  |  100 -|     +------|----------|------|                         |
  |       |     | 27.5 |          | 27.7 |     Республика Корея    |
  |   80 -|     |------|----------|------|                         |
  |       |     | 25.5 |          | 25.1 |     США                 |
  |   60 -|     |      |          |      |                         |
  |       |     |------|----------|------|                         |
  |   40 -|     | 23.9 |          | 22.4 |     Китай               |
  |       |     |      |          |      |                         |
  |   20 -|     |------|----------|------|                         |
  |       |     | 22.5 |          | 24.3 |     Япония              |
  |    0  +-----|------|----------|------|---------                |
  |              2006 г.           2007 г.                         |
  |________________________________________________________________|

         Таблица № 3. Структура флота, используемого для нужд
         рыбохозяйственного комплекса, приписанного в портах
                         Сахалинской области

|------------------------------------------|-------|------------|------------|
|                                          | Всего |  Холмский  | Невельский |
|                                          |       |морской порт|морской порт|
|------------------------------------------|-------|------------|------------|
|Всего судов:                              |  776  |     252    |    524     |
|------------------------------------------|-------|------------|------------|
|добывающих                                |  650  |     224    |    426     |
|------------------------------------------|-------|------------|------------|
|обрабатывающих                            |   5   |      2     |      3     |
|------------------------------------------|-------|------------|------------|
|приемотранспортных                        |  41   |     15     |     26     |
|------------------------------------------|-------|------------|------------|
|прочих                                    |  80   |     11     |     69     |
|------------------------------------------|-------|------------|------------|
|суда со сроком эксплуатации 15 лет и более|  672  |    213     |    459     |
|------------------------------------------|-------|------------|------------|
|конструктивно-погибшие суда *             |  81   |     24     |     57     |
|------------------------------------------|-------|------------|------------|
     
     * конструктивно-погибшие  суда  -  суда,  которые   не   подлежат
эксплуатации (разделанные на лом,  подверженные утилизации,  севшие на
мель, потерпевшие кораблекрушение, затопление)



                                             ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

                              к Концепции областной целевой программы
                              "Развитие рыбохозяйственного комплекса
                             Сахалинской области на 2009 - 2011 годы", 
                             утвержденной распоряжением администрации
                                        Сахалинской области

                                     от 26 мая 2008 г. № 345-ра


                          ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ 
          реализации мероприятий областной целевой программы
      "Развитие рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области
                          на 2009-2011 годы"

|——————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|————————|————————|
|         Наименование         |   Отчет |  Оценка |  Прогноз| Прогноз| Прогноз|
|                              | 2006 год| 2007 год| 2009 год|2010 год|2011 год|
|——————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|————————|————————|
|Улов рыбы и добыча водных     |  452,7  |  518,3  |   540   |   575  |  600   |
|биоресурсов, тыс. тонн        |         |         |         |        |        |
|——————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|————————|————————|
|Выпуск молоди ценных          |  605,1  |  634,8  |   808,2 |  809,4 |  815   |
|промысловых видов рыб в       |         |         |         |        |        |
|естественные водоёмы и        |         |         |         |        |        |
|водохранилища,всего (млн.штук)|         |         |         |        |        |
|——————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|————————|————————|
|Объёмы производства товарной  |  471,2  |  567,4  |   515   |   540  |  545   |
|пищевой рыбной продукции,     |         |         |         |        |        |
|включая консервы (тыс.тонн)   |         |         |         |        |        |
|——————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|————————|————————|
| Объём производства товарной  |  453,5  |  552,8  |  498,4  |  522,5 |  525   |
|пищевой рыбной продукции без  |         |         |         |        |        |
|консервов (тыс. тонн)         |         |         |         |        |        |
|——————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|————————|————————|
|Консервы рыбные (туб.)        | 50579,4 |  41728  |  47300  | 53100  | 57400  |
|——————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|————————|————————|
|Заработная плата на           | 14584,7 | 17718,2 | 21077,1 | 23000  | 24500  |
|предприятиях                  |         |         |         |        |        |
|рыбохозяйственного комплекса  |         |         |         |        |        |
|(руб.)                        |         |         |         |        |        |
|——————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|————————|————————|
|Количество работающих на      |  18,0   |  18,3   |  18,3   |  18,8  |  19,7  |
|предприятиях                  |         |         |         |        |        |
|рыбохозяйственного комплекса  |         |         |         |        |        |
|(тыс. чел.)                   |         |         |         |        |        |
|——————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|————————|————————|
|Количество мелких и средних   |   487   |   500   |   515   |  530   |  550   |
|предприятий рыбохозяйственного|         |         |         |        |        |
|комплекса                     |         |         |         |        |        |
|——————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|————————|————————|



                                                            УТВЕРЖДЕНО

                                           распоряжением администрации
                                                   Сахалинской области

                                            от 26 мая 2008 г. № 345-ра


                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ
            представленное главным финансовым управлением 
              Сахалинской области и комитетом экономики 
          Сахалинской области, к проекту Концепции областной 
            целевой программы "Развитие рыбохозяйственного 
          комплекса Сахалинской области на 2009 - 2011 годы" 


     В соответствии   с   требованиями   постановления   администрации
Сахалинской  области  от  29  июня  2007  года  №  129-па  "О  порядке
разработки  и реализации областных и межрегиональных целевых программ"
определить, что проект Концепции областной целевой программы "Развитие
рыбохозяйственного  комплекса Сахалинской области на 2009 - 2011 годы"
соответствует  требованиям  нормативных  правовых   актов   Российской
Федерации и Сахалинской области.
     Решаемые Концепцией проблемы соответствуют целям  и  приоритетным
задачам  социально-экономического развития Сахалинской области и могут
быть решены программно-целевым методом.
     

     Вице-губернатор, начальник главного
     финансового управления
     Сахалинской области                                 Н.М. Новикова


     Исполняющий обязанности
     председателя комитета экономики
     Сахалинской области                                 С.А. Карпенко


















Информация по документу
Читайте также